в чем преимущество синтетических масел перед минеральными
Минералка или синтетика: что нужно знать о базовом масле
При выборе моторного масла есть несколько ключевых моментов: вязкость, рекомендации производителя, допуски и, наконец, ваши финансовые возможности. Прежде чем разбираться в тонкостях подбора, выясним, как масло получают, очищают и перерабатывают, а также как все эти процессы влияют на качество готового продукта.
Из нефти — в масло
Углеводороды в составе нефти имеют различную молекулярную массу и, как следствие, разные температуры кипения. Этот показатель важен при первичной переработке нефти, также называемой»перегонкой«, которая позволяет поделить нефть на фракции. Сырая нефть подогревается в печи до 350°С и подаeтся в атмосферную колонну в виде смеси газа и жидкости.
В атмосферной колонне нефть разделяется на фракции в зависимости от температуры кипения каждой из них:
Масла I, II и III групп получаются непосредственно из нефти и называются минеральными. Отличаются они степенью и способами очистки.
I — полученные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти;
II — полученные с помощью гидроочистки;
III — полученные благодаря процессам гидроизомеризации, гидрокрекинга и каталитической гидроизодепарафинизации;
Для каждой следующей группы новые процессы очистки не заменяют старые, а добавляются к ним. Проходя каждую стадию, масло становится на порядок чище — от первой к третьей группе. Подробнее о процессах очистки расскажем далее.
При производстве базовых масел IV и V групп задействуют технологии органического синтеза, поэтому их относят к синтетическим:
IV — масла на основе полиальфаолефинов.
V — масла на основе различных химических соединений, не вошедших в предыдущие группы.
Группа I
Группа II
Для получения базовых масел второй группы в дополнение к уже перечисленным процессам добавляется гидроочистка. Гидроочистка снижает содержание примесей серы и азота. В противном случае они образуют агрессивные соединения, разрушающие двигатель (к ним относятся коррозия, серная кислота).
Группа III
Для получения базовых масел третьей группы сырьe подвергают дополнительным процессам. К ним относятся:
Масла группы III+ отличаются следующими характеристиками.
Группа IV
Учeные до сих пор активно дискутируют над вопросом: хватит ли человечеству ископаемых ресурсов. Работая на опережение, химики создали особые соединения — полиальфаолефины, сокращeнно ПАО, которые уже сейчас могут стать альтернативой нефти как источника.
Получают полиальфаолефины путeм реакций синтеза из этилена. ПАО производят на сложных химических установках, «сшивая» короткие молекулы компонентов природного газа в более длинные, которые называются деценами. Итоговые масла и смазочные материалы обладают исключительными характеристиками.
Необходимость использовать полностью синтетические масла существует только в автоспорте. Высокофорсированные двигатели нуждаются в особых маслах и смазках, поскольку значительную часть времени работают на предельных режимах.
Группа V
В пятую группу могут входить любые соединения, которые не вписываются в первые четыре.
Среди прочих, к пятой группе относятся масла на основе сложных эфиров, так называемые эстеры. Эстеры являются полностью синтетическим базовым маслом, во многом превосходящим ПАО, которое образует прочную масляную плeнку на металлических деталях благодаря полярности молекул.
Чаще всего эти масла используют в комплексе с другими базовыми маслами для улучшения свойств смазки. Готовых продуктов на основе пятой группы не производят из-за слишком высокой стоимости на всех этапах создания.
Что выбрать: «минералку» или «синтетику»?
Прямого и однозначного ответа на этот вопрос быть просто не может. Для каждого вида техники есть свои рекомендации производителя, свои допуски, условия эксплуатации, возраст или износ самого агрегата. Те масла, которые подойдут для нового турбированного двигателя, будут хуже работать, например, в двигателе с пробегом более 100.000 км.
Главное преимущество минеральной основы — доступность для потребителя и широкое распространение. Козырь в рукаве «чистой синтетики» — уникальные температурные условия, при которых эти масла продолжают работать.
При этом готовые продукты, которые основаны исключительно на маслах I группы, сегодня практически не встречаются. Это утверждение верно и для масел на основе IV группы — они слишком дорогие в производстве, крайне плохо растворяют комплекс присадок и, как следствие, требуют частой замены.
Самыми популярными на общемировом рынке являются смеси на основе базовых масел II и III групп, с разной степенью примесей «чистой синтетики». Если вы не передвигаетесь на ретроавтомобилях марки Horch (привет минеральным маслам), и не пугаете соседей по потоку рeвом 1200-сильного спортивного болида (любитель чистой синтетики), то вам подойдут хорошо очищенные масла на основе базовых масел II и III группы с правильно подобранным комплексом присадок.