в чем преимущество метода каталога в работе с детьми

В чем преимущество метода каталога в работе с детьми

На основе определенного алгоритма вопросов и нахождения в книге наугад выбранных односложных ответов, совместно с детьми создавать текст новой сказки или рассказа.

Модели составления сказок

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад выбранных носителей (персонажей, предметов,действий) и т.д.

Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.

С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.

Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

Алгоритм составления сказки

о. Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка

о. Задает детям вопросы :

Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги.Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое слово на этой же строчке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание или все предложение, слово из котороговыбрал ребенок.

о. Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге.

о. Придумывают название получившейся сказки.

о. Один или несколько детей ( по желанию) восстанавливают текст.

о. Организуется продуктивная деятельность

Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:

-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

о. В работе с детьми седьмого года жизни роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

о. Можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

о. Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, педагог предлагает им вспомнить.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:

о. Кто помог друзьям спастись7

Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет:

о. Пошел гулять(путешествовать) куда?

о. Искать ( что? Кого?)

о. Встретил злого кого?

о. Что этот отрицательный герой делал ( или умел делать?)

о. У нашего героя был друг? Кто? Какой он был?

о. Как он мог помочь главному герою.

о. Что стало со злым?

о. Где наши друзья стали жить?

о. Что они стали делать.

Источник

Консультация для педагогов «Составление сказок методом каталога по технологии ТРИЗ»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555) в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми

Тема проекта: «Составление сказок методом каталога с детьми младшего дошкольного возраста »

Участники проекта: дети группы «Колыбелька», воспитатели, младший воспитатель;

Вид проекта: краткосрочный, познавательный, информационный, речевой, творческий;

Сроки реализации проекта: 1 день

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми

Подготовил: воспитатель Сабрекова В.В.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми

Новосибирск 2018 г

Цель: Составление сказок методом каталога с детьми младшего дошкольного возраста.

Задача: Научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Данный метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть метода заключается в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т .д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Область речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной; развитие речевого творчества. А так же, знакомство с книжной культурой, восприятие художественной литературы, как своего народа, так и народов других стран, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Большую роль здесь занимают сказки. Ведь сказки не только знакомят с историей России, русской культурой, обычаями, но и заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.

Используя в работе технологию ТРИЗ мы можем выделить несколько моделей:

Модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,

Модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,

Модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,

Модель составления сказки с помощью метода «ТПФ»,

Модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Мы остановимся на методе «Каталога».

Воспринимать и понимать алгоритм составления сказочного текста могут дети в том случае, если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

Обязательным условием является чтение.

На знакомых сказках дети учатся выделять характерные особенности сказочных текстов; определять в сказке главных героев, их характер, свойства. Дети сами учатся делать вывод, что сказка может происходить в любом месте, что героем сказки может быть любой объект.

Система обучения составлению сказок может быть построена при условии последовательного подбора игр и игровых упражнений.

Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

Воспитатель задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице набранного текста.

Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

Продуктивная деятельность детей: лепка, рисунки, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

Попросить детей рассказать дома придуманную сказку.

Правила поиска ответов на вопросы:

Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?».

Воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку показать пальчиком на любое слово (например: «Жил-был. карандаш!»). Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

Следующий ответ на вопрос ищется на любой другой странице.

Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Если дети теряют интерес к сочинительству, необходимо:

«Собирать» сюжет в быстром темпе.

Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.)

Использовать приемы драматизации.

Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя приемы «мозгового штурма».

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и сам «читает» ответы. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать придуманные истории и рассказывать их так, как артисты-сказочники.

Кто помог друзьям спастись?

Таким образом, метод Каталога готовит ребенка к усвоению более сложных моделей сочинения сказок. Рекомендуется с помощью этого метода научить детей составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

Картотека сказок по использованию элементов моделирования по речевому развитию в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Источник

Опыт работы «Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Сказка»

ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

Информация из опыта работы

«Применение ТРИЗ технологии «метода каталога»в работе

с детьми дошкольного возраста»

Применение ТРИЗ технологии «метода каталога»

с детьми дошкольного возраста

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ(), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика». Методика ТРИЗ располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации творческой деятельности.

Любое изобретение или усовершенствование (предмета или деятельности) связано с представлениями об идеальном конечном результате. Этот идеал человек должен уметь описать и определить его свойства. Таким образом, задается направление поиска. Определение идеального конечного результата — ИКР — является отправной точкой творческой деятельности.

Другим методом ТРИЗ является так называемый «метод фокальных объектов», или МФО. Этот метод по своему существу напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.

Уважаемые коллеги, а я хочу вас познакомить с «методом каталога»! В основном метод каталога я применяю на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и в математическом развитии.
Формируя элементарные математические представления у воспитанников подготовительной группы на основе этой системы, убедилась в том, что метод позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).
После использования в разных видах деятельности, я решила попробовать применить метод и в придумывании сказок с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Дети учились выделять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Герда с помощью друзей нашла Кая, а деньги и золотая карета принцессы ей совсем не помогли).
Затем я попробовала с детьми придумывать сказки самим и схематично выкладывать их с помощью спичек и счётных палочек. Чтобы детям было интереснее, я сделала трафареты – головы животных, которые дети использовали при выкладывании из спичек диких животных. Для усложнения задания использовались различные крупы (горох, рис, гречка), что позволило развивать не только мелкую моторику, но и дать простор для воображений и фантазий детей.

Начинали мы работу со спичками так: я изготовила несколько схем для образца и предложила их скопировать (различные деревья, флажки, звёздочки, кораблики и т.д.). Дети легко справлялись с этими заданиями, им понравилась такая занимательная игра и я решила её усложнить. Детям было предложено выложить знакомую им сказку с помощью геометрических фигур и спичек (например, сказка «Заюшкина избушка»). Видя, как дети на глазах учатся фантазировать, воображать, я на занятиях начала вводить схематичное изображение сказки с помощью карандаша. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему.

Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности: развитие речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.

Вот какой интересный метод каталога. Я надеюсь, коллеги вы будете использовать этот метод в своей работе с детьми. Спасибо за внимание.

Источник

Развитие речи дошкольников посредством использования ТРИЗ технологии методы «Синектика», «Метод каталога»

Развитие речи дошкольников через использование ТРИЗ технологии: методы «Синектика», «Метод каталога».

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач, благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ также дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

Научную технологию творчества, которая потом стала называться Теория Решения Изобретательских Задач, разработал в 1946 году Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально ТРИЗ создавалась в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня ей пользуются не только инженеры, но и педагоги, литераторы и представители других профессий. Идея внедрения ТРИЗа в работу с детьми дошкольного возраста принадлежит Михаилу Наумовичу Шустерману. Осенью 1987 года ТРИЗ впервые пришла в детский сад.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы).

1. Метод «Синектика» «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.Примерные варианты заданий:

— изобрази будильник, который забыли выключить;

— покажи походку человека, которому жмут ботинки;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость –возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым.В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на музыкальных занятиях.

В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра «Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

В процессе работы вы увидете, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания.

2. Метод каталога

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад выбранных носителей (персонажей, предметов,действий) и т. д.

Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.

С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.

Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

Алгоритм составления сказки

— Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.

— Задаем детям вопросы :

Пример:Задав первый вопрос «Жил-был (кто, воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово.

Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое слово на этой же строчке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание, слово из котороговыбрал ребенок.

Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге.

— Придумывают название получившейся сказки.

— Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.

— Организуется продуктивная деятельность.

Методические рекомендации:

Чтобы дети во время занятия не терялии интереса к сочинительству,необходимо:

-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т. д.);

-если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

— В работе с детьми седьмого года жизни роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

— Можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

— Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, педагог предлагает им вспомнить.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:

— Жил-был (кто, С кем он дружил, Пришел злой кто, Кто помог друзьям спастись?

Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет:

— Жил-был кто, Какой он был, Что умел делать, Пошел гулять (путешествовать, куда, Искать (что? Кого, Встретил злого кого, Что этот отрицательный герой делал (или умел делать, У нашего героя был друг? Кто? Какой он был, Как он мог помочь главному герою, Что стало со злым, Где наши друзья стали жить, Что они стали делать.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Смотреть картинку в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Картинка про в чем преимущество метода каталога в работе с детьми. Фото в чем преимущество метода каталога в работе с детьмиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *