в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Плюсы, минусы и перспективы ООП в современной разработке

Авторизуйтесь

Плюсы, минусы и перспективы ООП в современной разработке

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Директор Exiting Vim, амбассадор всероссийского конкурса для IT-специалистов «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Давайте применим концепцию MVP к рассмотрению объектно-ориентированного программирования, а чтобы не быть субъективными, также взглянем на функциональное и прототипное программирование. Прежде всего, интересно, что разработано на них. А также какие перспективы ждут разработчиков — то есть количество открытых вакансий на рынке труда.

Прототипные языки программирования

Императивная парадигма, где реализация программного продукта осуществляется за счет оперирования иерархиями объектов. Это полезно для компактных программ с небольшим объёмом кода.

Самая известная реализация прототипной спецификации ECMAScript — язык JavaScript. Традиционная его ниша — фронтенд. Но с недавних пор ведётся также активная разработка на этом языке и бэкенд-решений.

Вот как выглядит поиск по вакансиям программистов на прототипных языках:

Функциональные языки программирования

Декларативная парадигма программирования, которая строится на функциях, что удобно для параллельной и распределенной разработки. Программам, написанным с использованием данной парадигмы, свойственны такие свойства, как высокая степень параллелизации вычислений, повышенные требования к производительности и надежности.

Haskell применяется в финансовом программировании, при анализе рисков, в системах поддержки принятия решений. Erlang применяется в телекоммуникациях.

Смотрим вакансии (кстати, уровень зарплаты по ним выше среднего):

Объектно-ориентированное программирование

Императивная парадигма, где реализация программного продукта осуществляется за счёт оперирования иерархиями классов и объектов. Базируется на таких подходах, как полиморфизм, инкапсуляция, абстракция и наследование.

Всё построено на повторном использовании кода, что ускоряет разработку. Кроме того, найти программистов на ООП несложно, потому что это очень развитый рынок — и в продуктовом, и в HR-смыслах. Это хорошо видно по количеству вакансий:

ООП используется при написании операционных систем, СУБД, компиляторов, драйверов, множества прикладных программ. Например, достаточно сказать, что почти все известные браузеры, Microsoft Office, Adobe Photoshop и Illustrator — продукты объектно-ориентированного программирования.

Похоже, его рано списывать со счетов. Однако многие критикуют ООП. Какие претензии предъявляют очевидному лидеру, чем он не угодил?

Критика объектно-ориентированного программирования

ООП не раз подвергалось критике. Одно из самых ярких обвинений прозвучало от британского программиста — Джо Армстронга.

Проблема с объектно-ориентированными языками заключается в том, что у них есть вся эта неявная среда, которую они носят с собой. Вы хотели банан, но получили гориллу, держащую банан и все джунгли.

Это во многом справедливо. Помимо недостаточно качественной поддержки параллельных и распределенных систем, ООП отличается относительно низким качеством конечного продукта.

В процессе трансляции объектно-ориентированных программ в исполняемый код центрального процессора возникает ряд неоптимальностей по использованию памяти и вычислительного времени процессорных ядер.

ООП предоставляет вам множество способов замедлить работу ваших программ.

А небезызвестный Линус Торвальдс часто критиковал ООП и С++ в частности, упоминая в том числе отсутствие ограничений. Речь о том, что большое количество инструментов и методов позволяет добиваться функционально одинаковых реализаций множеством различных способов. Это можно было бы считать преимуществом, но появляется риск ошибок, обнаружить которые очень сложно. Наследование объектов может привести к тому, что баг «вылезет» в неожиданном месте, далеко от исходной неточности в описании «родителя».

Как же получилось, что такой уязвимый, избыточный, громоздкий подход к программированию стал основным в глобальном масштабе и до сих пор сохранил свои позиции?

Преимущества объектно-ориентированного программирования

Первые программы на языках программирования высокого уровня, по сути, не были структурированы, и это не вызывало проблем, потому что объёмы кода были, по современным меркам, ничтожны. Кроме того, тогда ещё не существовало репозитариев, не было интернета, и тиражирование исходных кодов программных продуктов было крайне затруднительным.

По мере того, как наперегонки развивались Hardware и Software, объёмы исходных кодов в программах начали стремительно расти. Теперь для его поддержки уже требовалась определенная архитектура. Стали применяться различные подходы к оформлению исходных кодов, и в конечном счёте появились парадигмы программирования. ООП выделялось сразу несколькими критично важными отличиями:

Повторяемость кода ООП привела к созданию библиотек классов. Можно тратить всё меньше времени на получение уже полученных ранее результатов — причём даже не очень важно, кем именно и на каких проектах были сделаны прежние разработки. Так и начал формироваться парадокс банана: с одной стороны — упрощение разработки за счёт тиражирования уже реализованных классов. С другой — неоптимальное использование аппаратных ресурсов.

В ходе развития программного продукта могут потребоваться расширения и дополнения, уже реализованные в подключенных библиотеках, и тогда остаётся только их задействовать. Нечто похожее сейчас используется во многих коммерческих продуктах, причём не только софтверных.

Сама идея «разработки про запас» довольно удобна с точки зрения продаж. Как и выбор высокого темпа вместо перфекционизма в качестве кода. Лучше продать сегодня и сдать проект завтра, чем растянуть всё на годы и вылететь с рынка.

При всех своих недостатках объектно-ориентированное программирование позволяет быстрее, экономичнее и гораздо удобнее в плане управления процессом распределённой разработки получать работающий код. Да, возможно, в нём есть значительные неоптимальности, возможно их даже много. Но зато проект уже работает, по крайней мере, в виде прототипа. Этого достаточно для презентаций, получения первых клиентов и внедрений.

Всё равно первоначальные маркетинговые, интерфейсные и многие другие идеи придётся ещё неоднократно дорабатывать, а возможно, и менять. С точки зрения компании и особенно стартапа, выгоднее двигаться быстрее.

Резюме

В нулевых годах начали массово распространяться многоядерные и многопроцессорные системы. Возникла потребность в распределенных вычислениях, а чуть позже в вычислениях на графических процессорах. Оказалось, что ООП справляется с такими задачами значительно хуже, чем функциональные программы. Даже исходя из одного этого фактора, можно усомниться в бесконечном доминировании ООП.

Конечно, пропорции в разработке будут меняться. Это уже происходит. Кроме того, рано или поздно появятся принципиально другие, новые подходы — и они могут оказаться недостижимо более производительными, особенно на модернизированном железе.

Тем не менее, пока что ООП остается надёжным, удобным инструментом. Похоже, в ближайшие годы ничего не предвещает серьезных подвижек, так что можно смело использовать объектно-ориентированное программирование и в качестве личного карьерного плана, и для запуска проектов.

Источник

Что выбрать: функциональное программирование или ООП?

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Достоинства функционального программирования (FP) и объектно-ориентированного программирования (ООП) кажутся бесконечными спорами на любом техническом онлайн-форуме. Хотя сложно сказать однозначно, какой из них лучше, вы можете оценить их различия, чтобы увидеть, какой из них лучше.

Функциональное и объектно-ориентированное программирование: чем они отличаются?

Объектно-ориентированное программирование и функциональное программирование преследуют одну и ту же цель — разрабатывать гибкие программы, которые легко понять и не содержат ошибок. Но они основаны на разных подходах.

Объектно-ориентированного программирования

ООП — это парадигма, основанная на идее «объектов», содержащих данные в форме полей, часто называемых атрибутами; и код в форме процедур, часто называемых методами. Объектно-ориентированное программирование утверждает, что упрощает понимание того, как работает программа, объединяя данные и связанное с ними поведение в одном месте (называемом «объектом»).

Объектно-ориентированное программирование основывается на четырех ключевых принципах:

Объектно-ориентированное программирование эффективно, если у вас есть фиксированная серия операций над вещами, и по мере добавления новых вещей ваш код развивается. Однако вы не сможете легко определить, есть ли у объекта вызванная функция, если не отследите, произошло ли это с самого начала.

Функциональное программирование

FP — это процесс создания программного обеспечения путем составления чистых функций. Все объекты неизменяемы, а это означает, что однажды созданное не может быть изменено. Функциональное программирование утверждает, что данные и поведение — разные вещи и для ясности их следует разделять.

FP основывается на шести концепциях:

Ключевые отличия

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Плюсы и минусы объектно-ориентированного программирования

Плюсы

ООП так популярно, потому что позволяет защитить вещи от нежелательного внешнего использования. Он скрывает переменные внутри класса и, таким образом, предотвращает доступ извне. Кроме того, ООП допускает модульность (возможность разделения функций программы на независимые модули) и управление общими состояниями.

Объекты можно легко повторно использовать в другом приложении. Легко создавать новые объекты для одного и того же класса, легко поддерживать и изменять код.

В ООП есть управление памятью. Это дает большое преимущество, когда дело доходит до создания больших программ, поскольку позволяет легко разделять вещи на более мелкие части и помогает различать компоненты, которые необходимо выполнить определенным образом.

Минусы

ООП нельзя использовать повторно. Поскольку некоторые функции зависят от класса, который их использует, их трудно использовать с другим классом. Кроме того, он менее эффективен, и с ним сложнее справиться. Многие объектно-ориентированные программы также предназначены для моделирования массивных архитектур и могут быть сложными.

Плюсы и минусы функционального программирования

Плюсы

FP предлагает такие преимущества, как ленивое вычисление, код без ошибок, вложенные функции, параллельное программирование. Он использует более декларативный подход, который концентрируется на том, что нужно сделать, и меньше на том, как это делать, с упором на эффективность и оптимизацию.

В функциональном программировании гораздо проще узнать, какие изменения были внесены, поскольку сам объект теперь является новым объектом с другим именем. Это эффективно, когда у вас есть фиксированный набор операций, и по мере развития вашего кода вы добавляете новые операции к существующим вещам.

Он хорошо работает, когда границы либо не требуются, либо уже предопределены. Это наиболее полезно в ситуациях, когда состояние не является фактором и переменные данные практически не задействованы.

В функциональном программировании проще моделировать реальные процессы, чем объекты. Его математическое происхождение делает его подходящим для случаев, требующих вычислений или всего, что включает преобразование и обработку. ООП в таких случаях будет неэффективным.

Минусы

FP — это манипулирование данными, и для написания кода требуется другое мышление. Хотя легко мыслить объектно-ориентированными терминами, преобразование реального сценария в простой потребует дополнительных умственных усилий.

Поскольку ФП труднее выучить, меньше людей программируют таким образом и, следовательно, естественно меньше информации по теме.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Какая из них лучше?

Очевидно, что разработчики ООП утверждают, что ООП — лучший подход к разработке программного обеспечения, в то время как команды FP утверждают, что FP лучше.

Хотя и объектно-ориентированное программирование, и функциональное программирование являются важными парадигмами. Преследующими одну и ту же цель разработки понятных программ без ошибок, их подходы различны. ООП следует модели императивного программирования, основанной на наборе примитивов, предоставляемых языком программирования. FP, с другой стороны, тесно связан с декларативным стилем, который подразумевает, что вы определяете только то, что необходимо выполнить, не указывая, как это сделать.

Похоже, что все согласны с тем, что ООП и ФП эффективны в любой конкретной ситуации, поэтому разработчики всегда должны выбирать парадигму программирования, которая делает процесс продуктивным и простым. Даже в этом случае мы не услышим в ближайшее время об окончании этих дебатов.

Источник

Что такое объектно-ориентированное программирование

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Рассказываю об одной из важнейших парадигм в программировании.

Парадигмы программирования и их виды

Парадигма разработки – это набор правил и критериев, соблюдаемых разработчиками, чтобы выдержать конкретную стилистику и модель написания кода.

Единая парадигма помогает избегать ошибок, упрощает работу в команде и ускоряет разработку. Ориентируясь на одну парадигму, можно корректно структурировать код приложения, зная четкие правила, выбранные командой, которая работает над конкретным проектом.

Существуют различные типы парадигм, например процедурный, ориентированный на работу с функциями, или логический, подразумевающий решение базовых логических задач в духе «если А = true, то и B = true». Но есть и более интересный подход к решению задач разработки, и это ООП-парадигма.

Что такое ООП?

Объектно-ориентированное программирование, ООП – это одна из парадигм разработки, подразумевающая организацию программного кода, ориентируясь на данные и объекты, а не на функции и логические структуры.

Обычно объекты в подобном коде представляют собой полноценные блоки с данными, которые имеют определенный набор характеристик и возможностей. Объект может олицетворять что угодно – от человека с именем, фамилией, номером телефона, паролем и другой информацией до мелкой утилиты с минимумом характеристик из реального мира, но увеличенным набором функций. Объекты могут взаимодействовать друг с другом, пользователем и любыми другими компонентами программы.

ООП заставляет разработчиков фокусироваться на объектах, которыми нужно манипулировать, а не на той логике, что позволяет изменять данные и как-то с ними взаимодействовать. Такой подход хорошо работает в случае с комплексными программными решениями, требующими постоянной поддержки со стороны большого числа программистов.

Структура объектно-ориентированного программирования

Программный код, написанный с учетом принципов ООП, четко структурируется на 4 основных элементах (иногда выделяют и больше, включая в список элементов модули и другие структуры, связанные с объектно-ориентированной парадигмой, но мы обратимся к ним позже, говоря о преимущества и принципах описываемой модели).

Объекты

И хотя в структуре ООП объекты находятся не на первом месте, мы начнем с них, так как это упрощает общее понимание парадигмы.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Объект – это кусок кода, описывающий элемент с конкретным набором характеристик и функций. Например, вы делаете видеоигру, в которой есть персонаж. Ваш герой.

Этот персонаж в коде может быть отдельным объектом с такими характеристиками, как здоровье, сила, выносливость, ловкость и урон, а также функциями (методами) – это могут быть магические способности или особые приемы, используемые персонажем.

Объекты могут описывать других персонажей и средства передвижения.

Методы

Методы – это функции, описанные внутри объекта или класса. Они относятся к конкретному объекту и позволяют взаимодействовать с ними или другими частями кода. Выше мы уже затронули «способности» персонажа-объекта, вот они и являются наиболее понятным описанием методов. Когда ваш персонаж выполняет действие в игре, он задействует метод, описанный в его объекте.

Атрибуты

Атрибуты – это конкретные характеристики объекта. Если вы хоть немного знакомы с программированием, то атрибуты можно представить в виде переменных с данными. Вернувшись к примеру с игровым персонажем, в качестве атрибутов можно представить характеристики в духе уровня выносливости, скорости и других статических показателей.

Классы

Это наиболее абстрактная и обобщенная форма в ООП. Что-то в духе шаблона, на базе которого строятся другие элементы структуры кода.

Снова поясню на примере игры. В какой-нибудь онлайн-РПГ может быть куча разных героев: воины, лучники, люди, орки. Описывать каждого по отдельности сложно и нецелесообразно, ведь у них много общих характеристик и методов.

Поэтому мы можем создать класс – то есть объект, способный стать базой для других объектов. Например, класс – персонаж. Он умеет ходить, драться, имеет характеристики наподобие уровня здоровья или количества маны, то есть атрибуты, что есть у любых рас и классов в нашей РПГ. А уже человек-воин (объект) с ником Nagibator777 будет содержать более специфичные характеристики и методы, зависящие от решений игрока и других внешних факторов. Класс – это пример абстракции и наследования, упрощающий генерацию новых объектов.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

На картинках и схемах эта структура выглядит куда понятнее.

Ключевые принципы ООП

Объектно-ориентированное программирование исповедует ряд принципов, лежащих в основе правил создания и использования всех структурных элементов, включая классы, объекты, методы и прочие компоненты.

Инкапсуляция

Этот принцип гласит, что вся важная информация, необходимая для работы объекта, в нем же и хранится. И только определенные данные доступны для внешних функций и объектов.

Данные конкретного объекта или класса хранятся в пределах этого объекта или класса. Вносить в них изменения, используя другие классы, нельзя. У окружения есть право только запрашивать «публичные» методы и атрибуты.

Такой подход обеспечивает повышенный уровень безопасности, а также сокращает шансы на случайное повреждение данных внутри какого-то класса или объекта со стороны.

Наследование

Это как раз основная суть взаимоотношений между классами и объектами, описанная выше. Чтобы не создавать кучу одинаковых объектов или классов, можно создать класс над классами с более общими характеристики и функциями, а потом постепенно наследовать от него те или иные возможности. Используя специальную конструкцию, программист может забрать из класса ряд атрибутов или методов, оставить их в прежнем виде и дополнить новыми или же слегка переосмыслить на свое усмотрение, а потом создать из них уникальный объект или подкласс для дальнейшего наследования опций.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

Это проще понять на примере со средствами передвижения:

Берем абстрактный класс «Средство передвижения» с возможностью набирать скорость и перевозить людей.

Из него формируем подкласс «Автобус», наследующий базовые характеристики и уточняющий их определенным количеством мест для людей и пределом скорости.

Затем создаем объект «Икарус» с более конкретной скоростью, планировкой, количеством дверей, типом сигнала и другими специфичными параметрами.

Не нужно каждый раз создавать новый класс или объект с полным набором опций. Достаточно воспользоваться конструкцией в духе export class Bus extends Vehicle() и дополнить код конкретикой.

Абстракция

Каждый верхний слой над объектом (классы) более абстрактный, чем его «младшая версия». Это позволяет не переписывать по 10 раз один и тот же объект, указывая одни и те же атрибуты и методы. Напротив, абстрактные классы позволяют создавать все более конкретные классы и вытекающие из них объекты, не описывая реализацию функций заранее (в этом и суть абстракции), а оставляя исключительно базовый шаблон для дальнейших надстроек.

Абстрактный класс должен оставаться публичным и не содержать реализации методов. Этим он отличается от дочерних классов.

Полиморфизм

Один из ключевых принципов ООП, позволяющий использовать одни и те же методы для обработки различных типов данных. Полиморфизм в разных языках программирования отличается: есть строго типизированные языки в духе C++, где задействуется «перегрузка», а есть такие языки, как JavaScript, где по умолчанию функции могут обрабатывать разные типы информации без необходимости указывать тип заранее.

Полиморфизм позволяет с помощью идентичных методов обрабатывать разные типы данных, например двузначные числа и числа с плавающей точкой. Также полиморфизмом считается возможность переопределять методы в дочерних классах для обработки других видов данных или выполнения дополнительных действий при вызове аналогичного метода.

Преимущества ООП

Основными преимуществами парадигмы разработчики считают следующие особенности:

Модульность: инкапсуляция объектов в себе упрощает разработку, уменьшает количество ошибок и ускоряет разработку при участии большого количества программистов, так как каждый может работать независимо друг от друга.

Реюзабельность кода: благодаря абстракциям, полиморфизму и наследованиям можно не писать один и тот же код много раз, что заметно ускоряет создание нового ПО.

Высокая скорость разработки: классы и интерфейсы в ООП могут легко трансформироваться в подобие полноценных библиотек, которые можно переиспользовать в новых проектах.

Расширяемость: ООП-код легче развивать, дополнять и менять. Этому способствует независимая модульная структура.

Простота восприятия: использование ООП упрощает понимание кода за счет взаимодействия с объектами, а не логикой. Не нужно углубляться в то, как построено ПО, чтобы модифицировать его.

Безопасность: инкапсулированный код недоступен извне, поэтому «поломать» ООП-программу сложнее.

Гибкость: полиморфизм позволяет быстро адаптировать ООП-код под свои нужды, не описывая новые функции и объекты.

Недостатки ООП

Разработчики ругают объектно-ориентированную парадигму за то, что та ставит во главе угла объекты и не уделяет достаточно внимания вычислениям и алгоритмам. По мнению некоторых программистов, такой подход местами заставляет писать больше кода, чем понадобилось бы при использовании функциональной парадигмы. Также ООП-код негативно сказывается на скорости компиляции кода.

Языки, исповедующие объектно-ориентированную парадигму

Существует множество языков программирования, подходящих для применения ООП-парадигмы. Среди них:

Ruby – высокоуровневый язык с динамической типизацией, созданный в середине 90-х японским разработчиком Юкихиро Мацумото.

С++ – статически типизированный язык программирования общего назначения, в первую очередь направленный на работу с ООП.

JavaScript – популярный язык с динамической типизацией, одинаково хорошо подходящий для различных парадигм разработки, включая ООП.

Также в число языков с акцентом на ООП-парадигме входят: C#, Python, Java, PHP, JADE, Scala и другие.

Вместо заключения

Объектно-ориентированное программирование – популярная практика среди разработчиков, позволяющая делать сложные приложения и часто использующаяся в крупных корпорациях. Это интересная модель, с которой стоит ознакомиться всем, кто хочет делать логические модульные структуры и сокращать количество потенциальных ошибок и проблем с безопасностью в своих программах.

Источник

Объектно-ориентированное программирование простым языком — объясняют эксперты

Авторизуйтесь

Объектно-ориентированное программирование простым языком — объясняют эксперты

В интернете можно найти много описаний ООП, однако начинающий программист рискует их не понять. Мы попросили экспертов объяснить суть этой методологии простыми словами.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

руководитель группы Java-разработчиков ИТ-компании КРОК

Самый простой способ объяснить и понять ООП — воспользоваться метафорой. Метафорой объекта в ООП является объект реального мира, например, человек. Объекты надо отличать между собой и у них есть что-то, что их определяет. Например, для человека это может быть имя, когда мы говорим про нашего знакомого Васю, и все понимают о ком речь. Люди неким образом похожи друг на друга. Подмножество людей, обладающих одинаковым набором свойств (имя, фамилия, возраст и т.д.) и общим поведением, будет называться класс. Возьмем для примера сотрудников нашей компании. Для каждого из нас определен департамент (я, например, в департаменте разработки ПО числюсь, ДРПО), должность, уровень зарплаты и т.д. Эти свойства обычно определяют в момент, когда в компанию приходит новый сотрудник. У человека можно запросить информацию по его навыкам или попросить помочь коллеге — это общее поведение для всех сотрудников.

Зарплату сотрудника знает он сам, его руководитель и бухгалтер, остальные — нет. Такое сокрытие данных называется инкапсуляция. Какие свойства и поведение будет доступно другим объектам обычно определяется на уровне класса. Руководитель отдела также является сотрудником, но он обладает рядом дополнительных свойств, например, у него есть подчиненные. Таким образом класс «руководитель», расширяет класс «сотрудник» или, другими словами, происходит наследование. При этом между классами устанавливается отношение «является» — то есть любой руководитель является сотрудником, но не наоборот — не каждый сотрудник является руководителем. Если у класса больше одного наследника, то образуется иерархия. Классы, которые являются родственниками в иерархии не связаны отношением «является», например, бухгалтер является сотрудником, но бухгалтер не является руководителем.

При помощи этих правил иерархию можно проверить на корректность. Если взять ведомость со списком всех сотрудников, в нее очевидным образом попадут и руководители, и бухгалтеры, но в общем списке они не будут отличаться от других сотрудников. Если мы захотим уточнить список подчиненных у каждого руководителя, то нам понадобится подготовить отдельную ведомость со свойствами, специфичными для класса «руководитель». Такое свойство объектов называется полиморфизмом, где состав свойств и поведение будет определяться классом, через который мы смотрим на объект: мы можем обращаться к объекту, как и к любому из предков его класса, но это не верно для потомков или других родственников.

Так мы рассмотрели, как связаны объекты и классы, и такие понятия, как: инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Все это — базовые понятия ООП.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

ведущий инженер-программист IT-компании DD Planet

Объектно-ориентированное программирование – это подход, при котором вся программа рассматривается как набор взаимодействующих друг с другом объектов. При этом нам важно знать их характеристики.

У каждого объекта в системе есть свойства и поведение, как и у любого реального объекта. Например, рассмотрим объект «машина». У него есть свойства (цвет, вес, стоимость) и поведение (машина может ехать, сигналить, потреблять топливо).

Такой подход помогает строить сложные системы более просто и естественно благодаря тому, что вся предметная область разбивается на объекты и каждый из них слабо связан с другими объектами. Слабая связанность возникает вследствие соблюдения трех принципов: инкапсуляции, наследования и полиморфизма.

ООП позволяет упростить сложные объекты, составляя их из более маленьких и простых, поэтому над программой могут работать сотни разработчиков, каждый из которых занят своим блоком. Большинство современных языков программирования — объектно-ориентированные, и, однажды поняв суть, вы сможете освоить сразу несколько языков.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

старший разработчик систем автоматизации и поддержки сервисов мониторинга и реагирования на киберугрозы в BI.ZONE

Методология объектно-ориентированного программирования (ООП) подразумевает представление всей программы или ее частей объектами. У каждого объекта есть тип — в ООП он называется классом. Классы можно объявлять или наследовать и создавать из них экземпляры. Собственно, объект — это и есть экземпляр класса.

Обычно объект объединяет в себе данные и методы для работы с ними. Представим, что у нас есть тип «Позвоночное существо», у которого есть свойство «Класс». У каждого из Позвоночных существ это свойство равно одному из пяти значений: Рыба, Земноводное, Птица, Пресмыкающееся, Млекопитающее. Добавим метод получить_класс — он будет возвращать это значение. Далее объявим тип «Человек», который наследует типу «Позвоночное существо». Создадим несколько экземпляров: Иван Иванов, Марина Иванова, Антон Антонов. Добавим присущие только Человеку свойства: Имя и Фамилию. У каждого из них будет метод получить_имя/получить_фамилию, а также перешедший от Позвоночного существа метод получить_класс.

Так можно продолжать сколь угодно долго: повторно описывать методы родительских классов нам не нужно, и любой экземпляр класса будет обладать заявленными свойствами.

Основные задачи ООП — структурировать код, повысить его читабельность и ускорить понимание логики программы. Косвенно выполняются и другие задачи: например, повышается безопасность кода и сокращается его дублирование.

Дело в том, что человеку гораздо удобнее работать с реальными объектами, чем отдельно с набором данных и функциями. Представляя данные в программе как свойства объекта, а функции по обработке данных — как возможные методы объекта, мы приближаем процесс программирования к процессу описания метода решения задачи. Это достигается за счет добавления знакомой человеку структуры абстракций: ведь даже язык, на котором мы говорим, следует принципам ООП. У каждой буквы есть произношение и написание, каждое слово включает буквы и имеет свое произношение и написание, то же верно и для предложений, и для более крупных конструкций. Все в этом мире — объект!

Главное, о чем не стоит забывать: ООП — это не единственная парадигма. У нее есть свои плюсы и минусы, для каких-то задач она подходит, для каких-то — нет. Например, ООП не даст особых преимуществ, если вы пишете «однострочники» и простые скрипты. Однако в больших проектах неразделенный на отдельные сущности код быстро превратится в «лапшу» и перестанет читаться, и ООП здесь сильно упростит работу.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

разработчик хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU

Наиболее классическое определение, к которому прибегают при необходимости объяснить что такое ООП, это — «способ моделирования реального мира».‎ Можно предположить, что ООП делает код более простым и наглядным, однако такая формулировка слишком размыта и уклончива, она не открывает самой сути ООП.

ООП стоит на трёх китах:

Если резюмировать: ООП даёт контроль над зависимостями в коде. Это способ сделать так, чтобы высокоуровневый код не зависел от низкоуровневой реализации. ООП позволяет вести разработку раздельно, поскольку взаимодействие между сущностями определено интерфейсами.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

технический директор в Creonit

Суть ООП заключается в том, чтобы представить программу в виде объектов, которые каким-то образом взаимодействуют друг с другом.

Все, что угодно, можно представить в виде объекта: человека, воздушный шарик, сообщение в мессенджере. У объекта могут быть свойства, например, цвет – красный, размер – большой. Также у объекта могут быть методы для совершения операций. Например, если объект телевизор, вызываем метод «включить», и телевизор включается.

Объект — это экземпляр какого-то класса. Класс — это шаблон, в котором описаны все свойства будущего объекта и его методы. При этом если класс воздушного шарика определяет свойство цвет, то сам класс никакого значения цвета не имеет. Но экземпляры этого класса, которых, к слову, можно создавать сколько угодно, уже будут раскрашены в любые цвета.

Классы могут выстраиваться в хитрые витиеватые структуры. Чем структура хитрее, тем программа гибче, легче поддается изменениям и внедрениям нового функционала, но не обязательно. Такие слова как наследование, полиморфизм, инкапсуляция позволяют создавать структуры объектов еще витиеватее, при этом избавляют код от дублирования и делают его интуитивно понятным, но не всегда.

Понимание только лишь принципа работы объектов не сделает человека ООП-гуру. Суть мастерства ООП в умении конструировать многоуровневые структуры из классов, при этом оставляя код читаемым, надежным и гибким. Чтобы это постичь, потребуется пройти долгий и изнурительный путь, но в конечном итоге ООП станет лучше.

в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Смотреть картинку в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Картинка про в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования. Фото в чем преимущества объектно ориентированных языков программирования

руководитель практики Java центра разработки компании «Рексофт» в Воронеже

Часто статьи про ООП начинаются с кучи терминов, теории и сложных объяснений подходов и парадигм. В своем курсе программирования на Java для начинающих в Воронежском государственном университете я сначала объясняю на практике роль объектов, их связь и операции с ними, используя обычные слова, которые мы используем в повседневной жизни. Например, инкапсуляцию удобно объяснять с помощь магазина, где есть витрина, на которой все видно и красиво расставлено и есть склад, куда обычного покупателя не пускают.

Когда студенты начинают понимать и могут строить объектные модели, можно вводить первые термины, такие как: инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Понимая работу ООП на практике, даже на совсем примитивном уровне, эти слова уже не кажутся такими страшными и непонятными. Дальше я ввожу больше теории и обязательно добавляю практические вещи, например, паттерны проектирования.

Проще говоря, преподавать ООП стоит от практики к теории. Очень много в этом процессе дают правильные примеры. В первое время они должны отражать окружающий нас мир и только потом трансформироваться в абстракции и переходить к языку программирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *