в чем преимущества малого бизнеса перед крупным
Преимущества и недостатки малого бизнеса
Бизнес бывает малым, средним и крупным в зависимости от оборотов и количества сотрудников. Большинство предпринимателей начинают свой путь с малого бизнеса — о нем сегодня и поговорим. В статье расскажем, с какими преимуществами и недостатками бизнеса предприниматели сталкиваются на старте.
Плюсы малого бизнеса
Низкий стартовый капитал
Положительные стороны малого бизнеса начинаются с низких затрат на открытие по сравнению со средним и крупным бизнесом. Иногда для стартапа достаточно нескольких тысяч, но чаще всего суммы доходят до 2–3 млн ₽. Например, можно оценить размер стартового капитала в малом бизнесе по франшизам:
Предприниматель Анна Кукштель потратила на открытие бизнеса около 1 000 000 ₽ и полностью окупила инвестиции за 2 года. Вот что она рассказывает о своем опыте:
«Т.к. изначально я не ставила цели открыть торговую точку с фруктовыми букетами, то интернет-магазин должен был быть главным источником продажи и так скажем, лицом нашей компании.
Было написано подробное ТЗ, по нашей целевой аудитории, целям и задачам, которые должен решать сайт. Параллельно я искала помещение под производство. Нужно было специальное помещение, где можно было бы хранить фрукты и собирать из них букеты.
Старт проекта обошелся примерно в 1 млн. руб. Эти деньги пошли на закупку оборудования, аренду помещения, зарплату сотрудникам, разработку сайта и, конечно же, рекламу»
Из интервью Анны на openbusiness.ru
Полный контроль над бизнесом
Число сотрудников в малом бизнесе — от 10–15 до 100 человек. Это очень мало по сравнению с компаниями-гигантами: например, только в корпорации Google на 2017 год работали 73 000 сотрудников.
Небольшой коллектив легче контролировать — вы будете знать каждого, при необходимости найдете индивидуальный подход к «сложным» сотрудникам, сможете быстро донести какую-то идею и будете знать все, что происходит в коллективе. Руководить штатом может один человек — не обязательно нанимать для этого директора.
Гибкость бизнеса
В отличие от среднего и крупного бизнеса, малый бизнес легче перепрофилировать — изменить объем производства, сменить спектр услуг, добавить новые продукты.
Например: Петр и Андрей — предприниматели. У обоих бизнес по лесопереработке, но у Петра — крупная компания, в которой работают более 1 000 человек, а Андрей трудится в небольшом цеху, с 30 сотрудниками. Из-за изменений закупочной стоимости на лес перерабатывать его и продавать в «чистом» виде стало невыгодно, и оба бизнесмена решили перепрофилировать цеха в мебельное производство. Петру понадобятся условные 3 000 000 ₽ инвестиций, чтобы переоборудовать все цеха, а Андрею — всего 300 000 ₽ на закупку нового оборудования. Чем меньше производство, тем легче менять его профиль.
Удобно продвигать
Крупные корпорации тратят на рекламу и продвижение миллиарды в год. Например, Coca-Cola потратила 3,98 млрд ₽ в 2016 году на рекламу в России — об этом написало РБК.
Малому бизнесу доступны низкобюджетные способы продвижения, например:
Также можно продвигать товары или услуги практически без без бюджета, используя партизанский маркетинг — например, фирменные наклейки, визитки, пакеты, закладки, футболки и другие предметы с логотипом компании.
Некоторые тратят на продвижение до 10 000 рублей и при этом получают много клиентов. Вот пример:
«В первый месяц оформил в налоговой ИП, обзавёлся бухгалтерией на аутсорс, договорился со знакомым на постоплату сайта, настроил Яндекс.Директ по инструкции в интернете. Стали звонить клиенты, собрал предварительные заказы на опт и сделал отгрузки. На всё ушло в районе месяца, на старт я потратил 7 т.р. и окупился за месяц»
Из интервью с Олегом Агуреевым, создателем интернет-магазина, на bizee.ru
Вопросы решаются быстро
Чем меньше человек в коллективе — тем легче и быстрее разобраться с любым форс-мажором. В крупной компании срочное поручение может передаваться «из рук в руки» несколько раз — от директора к заместителю, от заместителя к директору филиала, от директора филиала к начальнику отдела и только потом к исполнителю. Руководители малого бизнеса могут сразу связаться с ответственным специалистом и быстро все решить.
Поощрения от государства
Государство поддерживает малый бизнес и оказывает предпринимателям финансовую поддержку. Это уменьшает инвестиции и помогает бизнесу быстрее окупиться.
Например, государство выделяет субсидии на закупку сырья, оборудования, расходных материалов, на ремонтные работы и нематериальные активы. Сумма выплат зависит от региона, в среднем составляет 60 000 ₽. С полным списком субсидий, особенностями их получения и регулированием поддержки можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития РФ.
«Теперь про сам процесс: сдаёте документы, просите проверить оформление (только не сдавайте всё в последний день, а то можете не успеть). Мы сдали чистовую версию за 20 минут до конца приёма заявок (понервничали). Затем идёт проверка документов, и Вам перезванивают и говорят, прошли Вы в следующий тур или нет. Мы прошли, с документами порядок. Далее нам говорят, когда и куда приходить. Приходим и защищаем свой бизнес-план. Похоже на защиту какого-нибудь диплома. Вы рассказываете о своем бизнесе, Вам задают вопросы. Главное — уверенность и донесение огромной социальной значимости для города. Далее комиссия совещается и распределяет фонд помощи (в 2016 году было всего 200 тысяч, в 2017 уже 1,5 миллиона). Мы просили 148500, но нам дали только 50000. Остальные деньги разделили между приютом для животных и социальным проектом для детей-инвалидов. После того, как деньги были получены на расчетный счет, сразу начались звонки из администрации с требованием отчитаться о тратах. Поэтому долго не думаем, а перекидываем их на р/с для покупки сайта и приносим подтверждающие документы в администрацию».
Из рассказа о субсидии на Pikabu
Хороший коллектив
Управлять небольшим коллективом легче — об этом мы писали выше. Также в небольшом коллективе легче создать благоприятную рабочую атмосферу. Например, команду можно мотивировать:
В любом коллективе есть те, кто немного снижает работоспособность всей команды. В небольшом штате их легче заметить и заменить на более работоспособных сотрудников или обучить. Со временем вы легко создадите команду, которая действительно будет «болеть» за бизнес и поддерживать рабочую атмосферу в коллективе.
Минусы малого бизнеса
Ограничение в ресурсах
В малом бизнесе нужно меньше инвестиций, но небольшие предприятия получают и меньше доходов. Чем меньше доходов — тем меньше путей для дальнейшего развития компании.
Например: крупная компания с годовым оборотом около 700 млн ₽ может спокойно выделить 2–3 млн ₽ на закупку нового оборудования, чтобы производить новые товары. А малый бизнес с оборотом около 100 млн ₽ в год и чистой прибылью около 200 тысяч ₽ в месяц будет вынужден копить на развитие. Например, чтобы закупить то же оборудование на 2–3 млн ₽, предпринимателю придется потратить всю чистую прибыль за 10–15 месяцев.
Высокий уровень конкуренции
Малым предприятиям сложнее конкурировать с другими компаниями. Крупные корпорации развивают бренд, предлагают клиентам выгодные условия покупок, работают на повышение лояльности целевой аудитории. А малый бизнес в подавляющем большинстве случаев предлагает «все как у всех». Из-за ограниченного дохода предприниматели не могут выстроить сильное конкурентное УТП. Например:
Высокие кризисные риски
В кризис страдают именно небольшие компании: покупательская способность снижается, поставщики повышают цены на расходные материалы, доходы падают. Например, в 2017 году, в условиях неустойчивой экономики, в России обанкротилось более 13 000 предприятий — об этом написали в газете «Версия». Эта цифра почти приблизилась к числу компаний, закрывшихся в период кризиса в 2009 году.
Чем меньше у компании оборота и чистой выручки — тем сложнее ей пережить кризис и нормально развиваться в условиях нестабильной экономики. Многие предприниматели отмечают, что даже с программами импортозамещения и субсидиями доходы заметно падают.
«Я слышу, что часто говорят о субсидиях. Не могу сказать, что это вранье, я не знаю. Но знаю, что мне никакие субсидии не светят. Потому что у меня голимый традиционный ритейл. Если бы у меня был детский сад, хоспис, инновационное предприятие или импортозамещающее, тогда — да.
А вот эти магазины игрушек — они никому не нужны. И значит, шанса на выживание у меня нет. Сегодня я закрыла один из своих магазинов. 240 метров площади. Я не могу наполнять его товаром, на это у меня нет денег. Я растаскиваю товар, как сопли, по полкам и не приношу этим никому удовольствия. Ни себе, ни покупателям.
Я ужала свои два больших магазина до одного в 70 метров. Вот теперь у меня изобилие! Потому что три года я не вытаскивала деньги из бизнеса. И теперь они у меня в игрушках.
Если бы у меня одной было так, я бы признала себя не бизнесменом и пошла бы дальше. Но у меня, оказывается, все еще прекрасно. У других хуже. В одежде, обуви, овощах, продуктах, машинах, ювелирке, мехах, бытовухе… То есть я мониторю все области капиталистического хозяйства. У всех! Но меня это не радует.
Государству мы не особо нужны. И как бы не специально, но оно помогает сдохнуть в кризис, если ты не в субсидируемой отрасли. Я — не в субсидируемой»
Высокие расходы на производство
Малый бизнес, особенно в первые месяцы после открытия, не может позволить себе закупать крупные оптовые партии сырья и расходных материалов. А чем крупнее партия — тем большую скидку может сделать поставщик, и крупные корпорации получают товары по минимальной цене. Предприниматели с небольшим штатом и доходом вынуждены закупать расходные материалы практически по розничным ценам или с минимальной скидкой. Из-за этого расходы растут, а доходы падают.
Бюрократия
Бюрократия — проблема всей страны, а не только малого бизнеса. Например, только для получения субсидии или гранта предпринимателю придется собрать внушительный пакет документов, в который входят:
А после получения денег от государства нужно правильно отчитаться за них. Если что-то пойдет не так — предпринимателя могут оштрафовать или лишить субсидии.
Малому бизнесу сложнее бороться с бюрократией, потому что в таких предприятиях часто нет юридического отдела. В крупных компаниях есть штатные юристы, и им легче справиться с оформлением документов и налоговой отчетности.
«Три года назад я получил грант на развитие собственного дела, деньги потратил на организацию придорожного алкогольного кафе и магазина по продаже сельхозпродукции при молочной мини-ферме в Сенгилеевском районе. Но, к сожалению, бизнес не пошел.
Сейчас у меня своя web-студия „Симметрия“, и дела идут неплохо. На начальном этапе бизнеса большинство моих ошибок были связаны с незнанием законодательства, в том числе, налогового. Меня много штрафовали, например, за неправильную отчетность, и продолжают штрафовать, несмотря на то, что я уже знаю немало в этом плане.
Жаль, что к нам, предпринимателям, особенно начинающим, фискально-контрольные органы относятся без понимания. Кроме того, нам элементарно не хватает информации — например, о тех же изменениях в налоговом законодательстве».
Из интервью с предпринимателями на udelo.ru, автор комментария — Олег Кайнара, руководитель агентства «Симметрия Medical»
Недоверие банков
В теории в России есть много программ кредитования для малого бизнеса. На практике предпринимателям сложно получить займ на выгодных условиях и с небольшим процентом, потому что нужно доказать банку свою высокую платежеспособность. Чем ниже доход — тем сложнее будет платить по кредиту, тем выше будет процентная ставка по нему. В среднем процентная ставка чуть ниже ставки по потребительским кредитам, но все равно большая — например, ПАО «Сбербанк» предлагает малому бизнесу кредиты со ставкой от 11% годовых и сроком до 180 месяцев. В «Точка Банке» выдают бизнес-аванс с комиссией 10% или овердрафт со ставкой 21–25%. «Тинькофф» предлагает кредиты со ставкой от 12% годовых или 1% в месяц.
Большинство банков выдают займы только компаниям, которые уже работают некоторое время — от 3 до 12 месяцев. Те, кто только хочет открыть свой бизнес, тоже могут получить кредит, но оформить его гораздо сложнее. Например, если бизнес уже есть, достаточно предоставить учредительные документы и бумаги, подтверждающие доходность. Если только начинаете путь, нужно составить грамотный бизнес-план, подтвердить платежеспособность или оставить залог, доказать успех бизнес-плана.
Требования к заемщикам в ПАО «Сбербанк»
Угроза поглощения
Недостаток профессионалов в команде
Из-за небольшого размера инвестиций и низкого дохода по сравнению с крупными компаниями малый бизнес не может позволить себе профессионалов в узкой области. Чаще всего на предприятиях работают специалисты, имеющие небольшой опыт работы, или те, кого приходится обучать «с нуля». На руководящих должностях тоже часто работают те, кто не имеет серьезного опыта. Поэтому эффективность труда сотрудников в малом бизнесе обычно ниже, чем могла бы быть при опытных специалистах и руководителе.
Какие еще недостатки и преимущества малого бизнеса знаете вы? Поделитесь мнением, личным опытом в комментариях — будем рады плодотворной дискуссии.
Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия
На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие – обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес – что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.
Определение понятий
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим – предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.
Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:
Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.
Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.
Главная функция любой фирмы – участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.
Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.
Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.
Что дает статус малого или среднего предприятия
Разбираемся, какой бизнес относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и какие преимущества дает этот статус.
Статус присваивается автоматически
Статус субъекта малого или среднего предпринимательства, МСП, — это скорее свойство бизнеса, чем статус в привычном смысле. Этим свойством обладают любые зарегистрированные в налоговой ИП и организации, если отвечают критериям закона.
Критерии зависят от категории субъекта МСП, всего их три:
К какой именно категории отнесут бизнес, зависит от годового дохода и количества сотрудников.
Категория
Годовой доход
Количество сотрудников
Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.
Исключают из реестра тоже автоматически, когда бизнес перестает отвечать критериям субъектов МСП. Еще могут исключить, если не сдать вовремя декларацию или не предоставить данные о численности персонала.
Чтобы вернуться в реестр после исключения, нужно исправить ошибки, например сдать декларацию, а потом ждать обновления. Обновления случаются редко: если исправить ошибки в апреле, бизнес вернется в реестр только в августе.
Субъекты МСП получают поддержку государства
Субъекты МСП могут получить от государства поддержку разных видов:
К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.
Поддержка неноминальная — есть субсидии и гранты на крупные суммы. Например, в Москве и Московской области субъекты МСП могут получить компенсацию до 50% расходов на продвижение в маркетплейсах, например на Озоне. Максимальная субсидия — 700 000 рублей.
Подробнее о мерах государственной поддержки мы рассказывали в других статьях:
Иметь статус субъекта МСП — это обязательное требование для субсидий, грантов и другой поддержки. Без этого статуса список того, что бизнес может получить от государства, сильно сужается.
Статус субъекта МСП — не единственное условие для грантов или субсидий. Еще нужно найти подходящую программу, собрать документы, подать заявку, а потом не закрывать бизнес в течение трех лет.
Рассказывает Ксения Алешина, бизнес-консультант и руководитель Центра развития предпринимательства Республики Карелии
Хочу отдельно отметить три момента: самозанятость, оформление документов и перенос сделок.
Самозанятость. На стадии открытия бизнеса люди часто выбирают самозанятость из-за низких налоговых ставок и простой отчетности. Но не учитывают, что самозанятые не относятся к субъектам МСП, а значит, не могут получать гранты, субсидии и другую поддержку государства.
Иногда людей пугает, что в течение трех лет после гранта или субсидии нельзя закрывать бизнес. Но тем, кто верит в успех, планирует выходить на рынок надолго и привлекать инвестиции, я советую открывать ИП или ООО, чтобы попасть в реестр субъектов МСП и получать поддержку государства.
Документы. С первого дня работы нужно оформлять и собирать документы на всё оборудование, аренду помещения, ремонт. Это могут быть чеки, договоры, товарные накладные и другие документы, подтверждающие расходы.
Документы понадобятся при оформлении субсидий. Субсидии выдают для компенсации расходов бизнеса за прошлый год, но эти расходы нужно подтверждать документами. Поэтому я не советую покупать оборудование с рук без договора купли-продажи или выбрасывать чеки.
Еще важно вовремя сдавать декларации и отчеты о количестве сотрудников. В моей практике было два случая, когда люди сдавали декларации с опозданием в несколько дней, потом подавали документы на грант, и на комиссии выяснилось, что их исключили из реестра субъектов МСП за нарушение сроков сдачи декларации. По условиям гранта нужно быть в реестре, а их там нет, поэтому получили отказ.
Перенос сделок. Бывают пограничные случаи, например: оборот компании за год 1,8 млрд рублей, но в декабре она планирует заключить сделку на 300 млн рублей. Если ее заключить, оборот будет 2,1 млр ₽, компания потеряет статус субъекта МСП и не сможет претендовать на поддержку. Чтобы сохранить статус, владелец компании переносит сделку на январь — это будет уже следующий год.
В моей практике была ситуация: компания перенесла сделку на следующий год, чтобы сохранить статус субъекта МСП и получить от государства компенсацию процентной ставки по крупному кредиту. Так можно делать.
О субсидиях могут задуматься и те, кто, к примеру, в прошлом году был крупным бизнесом, а в этом потерял часть выручки и снова попал в реестр субъектов МСП. При подаче документов на субсидии не смотрят, что было с компанией в прошлом, а проверяют только нынешний статус. Так, если компания в прошлом году покупала оборудование, она сможет компенсировать часть расходов и, возможно, улучшить свое положение.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке (и никакого спама)
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Статус малого предприятия: что это значит и какие преимущества дает
С экспертом по праву разбираемся, что значит статус малого бизнеса и какие преимущества он дает для предпринимателей и организаций
Евгений Бельский
В России больше 5,6 млн предприятий малого бизнеса — в этот список входят все компании и ИП, чей доход меньше 800 млн рублей в год. Каждое из них может получить поддержку на развитие от государства: налоговые льготы, субсидии, помощь с выходом на иностранные рынки.
Кто может получить статус малого бизнеса, какие преимущества он дает для предпринимателей и организаций и как их получить, рассказываем с экспертом по праву Евгением Бельским.
Какой бизнес считается малым
Малый бизнес — это компании и ИП из Единого реестра налоговой с пометкой «Микропредприятие» и «Малое предприятие».
В этот список попадает любой бизнес, который подходит по параметрам: доход меньше 800 млн рублей в год, а в штате не больше 100 сотрудников.
Налоговая автоматически вносит подходящие компании и ИП в реестр малого и среднего предпринимательства на основании сведений о бизнесе. Подавать заявление не нужно.
Проверить статус предприятия можно самостоятельно по названию компании или ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП. В реестре ИП тоже считается предприятием. Подробная инструкция есть в статье.
В чем разница малого и микропредприятия
Налоговая ранжирует бизнес по двум критериям за предыдущий год:
Если компания или ИП не соответствуют хотя бы одному из критериев малого или микропредприятия, они переходят в статус предприятия среднего бизнеса.
Микропредприятие | Малое предприятие | |
---|---|---|
Годовой доход | До 120 млн рублей | От 120 до 800 млн рублей |
Среднесписочная численность за год | До 15 сотрудников | От 15 до 100 сотрудников |
Годовой доход. Здесь все просто. Налоговая учитывает данные из декларации или иных сведений, которые у нее есть.
Среднесписочная численность сотрудников (ССЧ). Эти данные есть в расчете по страховым взносам, но иногда их нужно отслеживать отдельно. Следить за ССЧ есть смысл, если количество сотрудников у работодателя в течение года приближается к пороговым значениям. Например, у микропредприятия 14—16 человек в штате или у малого предприятия 98—101 сотрудников.
Рассчитать ССЧ можно в онлайн-калькуляторах.
На малом предприятии с января 2020 года работал 101 человек. С 1 июля — 98, а с 15 сентября — 96.
Если к концу 2021 года компания наймет больше сотрудников, показатель ССЧ может превысить порог — и компания потеряет статус малого предприятия.
Для ООО есть дополнительное условие для внесения в реестр — минимум 51% уставного капитала должен принадлежать физлицам или другим средним, малым и микропредприятиям из реестра.
Есть два ООО — «Мир» и «Сюрприз». У обоих доход 500 млн рублей и 80 сотрудников в штате. Оба подходят под критерии малого предприятия.
В ООО «Мир» все учредители — физлица. В этом случае все в порядке: компания соблюдает условие и получает статус малого предприятия. В ООО «Сюрприз» 60% уставного капитала принадлежат крупной госкорпорации. В этом случае оно не получит статус малого предприятия, даже когда проходит по годовой выручке и численности сотрудников.
Налоговая пополняет реестр МСП каждый месяц десятого числа, а вот исключает из него раз в год — 10 июля. Если компания зарегистрировалась в мае 2021 года, она попадет в реестр в следующем месяце — 10 июня.
Если к декабрю 2021 года она наймет более 100 сотрудников, превысит доход или передаст большую часть уставного капитала госкорпорации, налоговая исключит ее из реестра только 10 июля 2022 года. Все это время она будет в статусе малого предприятия.
Какие преимущества дает статус малого и микропредприятия
Для малых и микропредприятий у государства есть льготы. Для большинства льгот эти статусы равнозначны. Все, что действует для малого предприятия, работает и для микро.
Перечислим меры поддержки, которые действуют в любое время и не привязаны к пандемии.
Льготы по налогам. Регионы снижают ставку налога в некоторых сферах для малого бизнеса на УСН или патенте. Иногда можно и вовсе не платить налог в первые два года после регистрации ИП.
Узнать о налоговых льготах можно на сайте налоговой: на странице о выбранной системе налогообложения — УСН или патенте.
Льготы по страховым взносам. Для малого бизнеса действуют пониженные тарифы страховых взносов с выплат сотрудникам. ИП и ООО могут платить меньше страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В пределах одного МРОТ | В части, превышающей МРОТ |
---|---|
Тариф на ОПС |
0%
Налоговая учитывает для взносов федеральный МРОТ в месяц, даже если в регионе есть свой МРОТ выше федерального. В 2021 году размер федерального МРОТ — 12 792 ₽.
Сотрудник ИП получает зарплату 30 000 ₽. С 12 792 ₽ ИП заплатит суммарно 30% взносов — 3838 ₽. С оставшейся части 17 208 ₽ — только 15%, то есть 2581 ₽. Всего за сотрудника ИП отдаст 6419 ₽ страховых взносов.
Крупный бизнес заплатил бы за этого сотрудника 9000 ₽ страховых взносов. Он всегда платит страховые взносы вне зависимости от МРОТ по общему тарифу — 30%.
Льготы по работе с наличными. ИП и ООО на патенте могут хранить любой объем наличных без сдачи в банк, а ИП дополнительно может работать без кассовой книги. Это позволяет уменьшить количество учетных документов.
Льготы при найме персонала. Малый бизнес может заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры, даже если нанимает их на постоянную работу. Это право есть у ИП и ООО с численностью работников до 35 человек, а в рознице, общепите, бытовых услугах — до 20 человек. Расстаться с человеком, срок договора с которым подошел к концу, намного проще, чем с нанятым по бессрочному договору.
Если микропредприятие нанимает сотрудника по типовому трудовому договору, ему не нужно утверждать локальные нормативные акты. Например, обязательное для других работодателей положение о внутреннем трудовом распорядке. Это упрощает делопроизводство и удобно, если в компании или у ИП работает до пяти человек.
Льготный лизинг оборудования. ИП и ООО в сфере производства, сельского хозяйства, спорта и туризма могут покупать оборудование на выгодных условиях:
Это помогает малому бизнесу существенно сэкономить на покупке техники и инструментов.
Субсидии из регионального бюджета. Регионы предлагают финансовую поддержку малому бизнесу на разные цели. Перечень целей и суммы зависят от региона. Например, в Москве выделяют 700 тысяч рублей на продвижение товаров на маркетплейсах и до 1 млн рублей на бизнес по франшизе.
Выгода в том, что бизнес получает деньги безвозмездно — не надо платить проценты или возвращать. Но есть условие: если потратить деньги не на то, на что их выдали, их придется вернуть. Например, ИП взял 500 тысяч на участие в выставке, а вместо этого купил смартфоны менеджерам.
Узнать о субсидиях можно в региональном центре поддержки малого бизнеса.
Преимущество при участии в госзакупках. По закону до 31 декабря 2021 года госучреждения должны закупать у малого бизнеса как минимум 15% годового объема закупок, с 1 января 2022 — минимум 25%. Поэтому часть госзакупок доступна только для малого бизнеса. Крупные компании участвовать в них не могут.
В закупках для малого бизнеса действуют и другие льготы — срок расчета с победителем вдвое короче. Сейчас заказчики обязаны оплатить заказ в течение 15 рабочих дней вместо 30, а с 1 января 2022 года — в течение 10 дней.
Льготная аренда недвижимости. Малый бизнес может арендовать со скидкой федеральную, региональную или муниципальную недвижимость. Например, помещение для офиса, производства или склада.
В первые три года аренды бизнес платит только часть от арендной платы:
Для льготной аренды есть условие — бизнес должен заключить аренду минимум на пять лет.
Право выкупа имущества. ООО и ИП могут выкупить у города или региона имущество после двух лет аренды, даже если собственник изначально не собирался его продавать. Например, оборудование, машины, инструменты, земельные участки, здания. Выкупить можно в рассрочку на пять лет с процентами по ⅓ ключевой ставки ЦБ.
Правовая поддержка. Региональные центры поддержки бизнеса проводят бесплатные тренинги, индивидуальные консультации, презентации по экономике, налогам и праву. Это позволяет бизнесу сэкономить на консалтинге. Также есть услуги бесплатного анализа рынка, оценки конкурентов и расчета бизнес-планов.
Узнать расписание ближайших тренингов можно на сайте Бизнес-навигатора от Корпорации МСП.
Поддержка экспорта. Российский экспортный центр предлагает помощь малому бизнесу в выходе на иностранные рынки:
Бизнес экономит на маркетинге и продвижении товаров и услуг на зарубежных рынках. Узнать о мерах поддержки можно на сайте РЭЦ или на сайте центра поддержки экспорта в вашем регионе.
Льготы получают только ООО из реестра. При этом среднесписочная численность сотрудников должна быть не меньше семи человек, а доля доходов от продажи и сопровождения ПО — более 90%.
Кто занимается поддержкой малого бизнеса
Получить поддержку можно на федеральном и региональном уровне.
На федеральном уровне поддержкой бизнеса занимается Корпорация развития малого и среднего предпринимательства — МСП.
Узнать, кто отвечает за поддержку малого бизнеса в вашем регионе, можно через поиск в интернете.
Искать меры федеральной поддержки удобно через Бизнес-навигатор. На сайте можно найти недвижимость для аренды, календарь бесплатных мероприятий и другие возможности для развития бизнеса.
Особенности проверок малого бизнеса в 2021 году
Проверять малые и микропредприятия стали реже. В первом полугодии 2020 года количество проверок уменьшилось на 45,7%. В 2021 году правительство продлило запрет на плановые проверки малого бизнеса.
Но есть исключения. Если малый бизнес соответствует двум критериям, его могут проверить:
В остальных случаях малый бизнес может работать без плановых визитов Роспотребнадзора, МЧС и других ведомств государственного и муниципального контроля.
Что важно запомнить
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания