в чем предназначение мифологии
Что значит понятие «мифология» в философии? Какие функции мифологии?
Содержание:
Мифология – это в философии начальный виток развития науки. Переход обусловлен комплексом экономических и социальных факторов. Большое значение имело трансформирование духовных взглядов человечества. Ремесленное и аграрное производства активно развивались, первобытный общинный строй разрушился. Ему на смену пришли государственные структуры, правовые нормы, развитая общественная жизнь. Возникли товарно-денежные отношения, люди становились образованными. Свои знания многие применяли на практике. Разделение труда и другие перемены способствовали кардинальному изменению мировоззрения.
Мифология – это в философии – определение
Определение мифологии в философии – это исторически первая форма описания сущности, мировоззрения, давшая толчок дальнейшему прогрессированию философских течений. Мир изменился, миф уже не мог ответить на все вопросы человечества. Философия могла выступать как источник информации о появлении жизни на земле, ее устоев, формировании общества. Мифология в древности давала человеку представление о жизни. Она могла контролировать действия общества с помощью запретов или разрешений.
Философский взгляд дает более реальное представление о жизни и обществе, не опираясь на мифических героев. Но некоторые тенденции, смысл сохранились, как и от религиозного направления. Философия унаследовала взгляды на мировоззрение, однако в науке добавилась логическая, теоретическая часть, которая основывалась на реальных фактах и событиях. Система мифов была пересмотрена с разумных, интеллектуальных позиций. Это позволило придать им смыслового обоснования, рациональности.
Функции мифологии в философии
Первое представление о том, что такое мышление, общество, мир и его происхождение, формировалось на базе мифологических рассказов. В них было недостаточно однородности и смыслового толкования для людей нового времени. В основе мифа лежали фантазия, вера в божество, героических персонажей. Они базировались на эмпирических познаниях, здравом смысле.
Один способ адаптировать мифологию в новую науку – рационализировать рассказы. Постепенно сверхъестественные элементы вытесняет знание, опыт. Основные функции мифологии в развитии философии:
Современная философия также связана с мифологией и религией. В ее основе лежит интеллект, рациональное мышление. Мифология – это способ изучения мира, человеческих отношений, поиск смысла жизни. Ее главная функция – обозначение первичных приоритетов и принципов для философских суждений.
Что такое мифология в философии – черты мифа в философии
Общественное сознание первобытного человека выстраивалось на мифологических рассказах. Среди философских черт мифа можно выделить:
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Введение.
Ни один духовный феномен в истории культуры не вызывал такого многообразия подходов к постижению сущности и такого множества толкований своей природы, как миф. Неустранимость мифа из истории познания, истории человека и культуры, его сохранение делают миф весьма привлекательным объектом анализа.
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.
В данном реферате преследуются цель изучения могущества мифа. Данная цель достигается при решении следующих задач:
· Рассмотрение понятия мифа;
· Рассмотреть миф как явление культуры;
· Изучения функций мифа;
· Рассмотреть современные мифы, единство прошлого и современного.
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Люди, чаще чем думают,
Миф — это коммуникативная система, котора пытается выдать себя за систему фактов.
Миф — выражение наиболее цельное и формулировка наиболее разносторонняя — того мира, который открывается людям и культуре, исповедующим ту или иную мифологию.
Миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, а не наименее реальное, или фантастическое, и не наименее полное, или пустое.
Миф — сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвующих прямо или косвенно в создании мира, его элементов как природных, так и культурных.
Миф — это то, чего никогда не было, никогда не будет, но есть всегда.
«У древних греков всякое культовое действо состояло из того, что делалось (dromenon), и из того, что произносилось (mythos — миф). Миф обладал магической силой, которая изменяла действительность…»
Современный миф — «условно истинное высказывание, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически. С этой точки зрения древние мифы были истинными в некотором историческом контексте. При определении современного мифа важным является понятийный ряд реальность–миф–ложь. Если целевой аудитории не известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно — это ложь. Если целевой аудитории известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно или оправданно — это миф. Если со всех точек зрения целевой аудитории данное высказывание истинно — это реальность. Из этого определения видно, что непроходимой границы между реальностью, мифом и ложью нет — они контекстуальны, зависят от мировоззрения целевых аудиторий и замыслов менеджеров социальной и физической реальности этих аудиторий. Вышеупомянутые менеджеры на самом деле тоже могут являться представителями целевых аудиторий с точки зрения других менеджеров».
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве[2]. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.
Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов[3].
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
Почему необходимо знать мифы и мифологию современному человеку
Приветствуем вас, дорогие читатели. Сегодня мы продолжаем рассматривать мифологию с философской точки зрения. И в этой статье мы хотим затронуть несколько важных вопросов, связанных с мифологией. Так, например, мы постараемся ответить на вопрос, нужна ли мифология современному человеку, стоит ли она того, чтобы уделять время ее изучению в нашем мире технологий.
На самом деле, мифология – это достаточно интересная отрасль, которая и в наши дни не теряет своей актуальности. На самом деле, можно выделить массу причин, чтобы изучать мифологию и в наш век технологий, то тогда наша статья растянется очень сильно. Поэтому мы собрали для вас несколько направлений, которые смогут удовлетворить ваше любопытство.
Мифология – это интересно
Пожалуй – это самый незначительный, и, в то же время, самый значительный повод для изучения мифологии. Наши предки так ее и создавали, сочетая свое любопытство познания мира, окружающую среду и их явления с додуманными фактами.
Тоже самое касается и Тора. Наверняка многие из вас смотрели Мстителей и Тора, в частности. А ведь Тор – это один из самых именитых скандинавских богов. Что уж говорить о египетской культуре и мифологии, каждое упоминание которых уже влечет за собой какую-то тайну и интерес зрителя или читателя.
С другой стороны – это интересно и в плане истории. Наши предки, конечно, преувеличивали, но в целом они достаточно верно передавали легенды. И изучение мифологии дает читателям возможность погрузиться в те давние эпохи, почувствовать себя на месте древних людей, попытаться понять и их, и их жизнедеятельность. Говоря простыми словами, можно сравнить мифологию со сказками, только это сказки для взрослых.
Мифология, как способ решения проблем
Не просто так говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Так и с мифологией. На самом деле история показывает, что люди постоянно совершают одни и те же ошибки, которые повторяются из раза в раз.
Из ярких примеров, пожалуй, можно выделить Европу, которая раз в 100 лет объединяется, чтобы в очередной раз получить «леща» от России и утихнуть еще на 100 лет.
Но вернемся к мифологии. В ее легендах можно отыскать истории, которые очень часто случаются и в наши дни. Например, похищение чужой жены. А ведь все началось давным-давно, когда Парис похитил жену Менелая, из-за чего разгорелась десятилетняя Троянская война, завершившаяся уничтожением целого государства.
И таких легенд можно привести еще массу. Мифология позволит вам разобраться в самом себе, в своем окружении и жизни. Ведь практически каждая из легенд имеет под собой какой-то скрытый смысл, подтекст, суть. Таким образом, сталкиваясь с той или иной жизненной ситуацией, вы уже будете знать, как стоит поступать, что делать и чего ожидать.
Мифология для обучения детей
Опять же, как мы уже сказали выше, мифология может быть крайне интересной. Особенно интересной она будет для детей, чей взгляд еще не замылен современными «ценностями». Для них мифология станет интересной и увлекательной игрой. Но за этой игрой они получат невероятное количество полезной информации. Это не только все то, что мы написали выше, но и многое другое. Мифология полезна в историческом плане, кроме того, именно при помощи мифологии вы можете приучить ребенка к чтению, завлечь его, обучить правильным моральным и духовным качествам и еще многое другое.
Историческая ценность мифологии
Мифология является очень ценным достоянием, в историческом плане. Особенно это интересно тем, кто до сих пор не верит в теорию эволюции Дарвина, и пытается понять истинное происхождение человека на земле. И действительно, мифология – это не 100%-й вымысел. Как мы уже сказали в наших предыдущих статьях – это легенды, мудрость и способ восприятия людей в античности, которые они, по незнанию, облагали ложной информацией.
При этом, вы должны понимать, что наши предки не считали все это вымыслом. Для них все это было реальным. Но все это требует правильной трактовки, чтобы понять и выяснить истину. Например, у египтян кошка ассоциировалась с луной, и только недавно стало известно, почему. Так, например, луна светила ночью, а кошки прекрасно видели в темноте. Именно поэтому кошка считалась земным воплощением луны.
Или, к примеру, легенды о греческом Зевсе. Считалось, что он наказывает виноватых, ударяя их своей молнией. Собственно говоря, виноватые были во все времена, а в античности – и подавно. Так вот, вполне вероятно, что какого-то преступника ударила молния, и кто-то это увидел, после чего сразу сообщил другим людям о том, что преступника постигла небесная кара.
Самой же интересной, в этом плане, является славянская мифология. Пускай, о пантеоне языческих богов знают не многие, зато мифические персонажи отлично сохранились в русских народных сказках. Конечно, не стоит сразу судить о том, что лешие и водяные существовали на самом деле, но вполне вероятно, что их образы вполне могли быть с кого-то списаны.
На самом деле, в современном мире нельзя кому-то что-то навязывать, ибо большинство людей уже научились самостоятельно думать и понимать происходящее. Именно поэтому каждый из вас будет сам решать, стоит ли ему изучать мифологию или нет. Мы же хотим вам просто посоветовать. Начните с того, что вам ближе всего, а потом затянет так, что и оторваться не будет никаких сил. На этой ноте мы хотим завершить сегодняшнюю статью. Всем удачи и до новых встреч.
Что такое мифы – определение
Что такое мифы? Такой вопрос сегодня можно услышать и от ребенка, и от взрослого. У многих само слово ассоциируется с чем-то древним и очень загадочным. В головах возникают образы славных героев, которые смело бросаются в бой с вымышленными чудовищами.
Ученые до сих пор не смогли найти верное определение «что такое миф». Ведь каждый может дать свое объяснение данному слову. Его смысл напрямую зависит от мировоззрения человека, его ощущений и мыслей касательно окружающего мира. Кто-то видит в мифах обычные сказки, которые не отображают реальные вещи. Другие же считают их историей народа, сокрытой среди строк. Точно можно говорить лишь о том, что мифология представляет собой часть убеждений, движущих человечеством.
Миф можно назвать определенной моделью высказываний, совокупностью добытых знаний и мнений людей. Он дает возможность взглянуть на мир совершенно другим взглядом, рассмотреть его истинную сущность. Ни у одного мифа нет своего автора. Ведь эти сказания были придуманы народом, размышляющим над единой темой. Одному человеку не под силу сотворить такое точное произведение, которое не перестает существовать и терять собственный смысл на протяжении многих столетий.
Разновидности мифов
Исследователи привыкли разделять мифы на несколько отдельных групп по их содержанию. Таким образом, выделяют:
Каждая группа мифов обладала своими особенностями, которые делали ее уникальной.
Предназначение мифов
Мифы имеют огромное значение для человека. Они выполняют три важные функции:
Особенности древней мифологии
В сказаниях народа Скандинавии преимущественно встречаются мифы эсхатологической направленности. Свое отображение они позже отыскали в космогенезе. Этим людям доводилось жить в непростых условиях. Поэтому они должны были придерживаться различных правил и заветов, чтобы не допускать беспорядков. В противном случае народу не удалось бы выжить. В их сказаниях присутствуют боги, которые время от времени общаются с простыми людьми. Каждый желавший стать избранным пытался тянуться к прекрасному, стремился к духовному развитию. Римские мифы были переполнены политической пропагандой. Так они зарождали в солдатах военных дух, без которого им не удалось бы одержать ни одной победы. Славяне отдавали предпочтение знакомству с силами природы. Кельты окружали себя вещами, которые были олицетворением бессмертных стихий.
Средневековые мифы
Со временем мифология стала сильно меняться. Это произошло по той причине, что человека стали интересовать иные вещи. Бог приобретает образ единственного творца, которому дозволено судить людей, направлять их и карать. Появилось новое направление – теоцентризм. Несмотря на веру в единого бога, человек продолжал думать о существовании мифических существ, которым доводится сражаться с героями или же помогать им в совершении новых подвигов. Мифы начинают внушать страх, заставляют принимать себя не как выдумку, а как истину. Появляются суеверия, связанные с тем, что за плохой поступок бог может покарать виновника. Все больше начинала укрепляться церковная власть, появились инквизиции.
Мифы в литературе
Мифология нашла свое место в литературе. И это не удивительно. Ведь легенды всегда были тесно связаны с искусством. Подобное смешение наблюдалось и в древности, и в современном мире.
Многие писатели занимались изучением мифологии. Они использовали давно знакомые сюжеты для написания собственных рассказов. Благодаря их труду появились знаменитые персонажи, ставшие через время эталонами, олицетворением отдельных качеств, присущих каждому человеку. В эпоху романтизма авторы старались наделить героев самыми лучшими чертами характера. Они приписывали им безупречную внешность.
Новые предания мифологии
Новая волна мифов появилась после глобальных перемен, затронувших огромное количество народов. Войны и прочие серьезные катастрофы заставили людей задуматься о создании иных легенд. Также на это повлияло измененное коллективное мировоззрение. Общество остро нуждалось в новых героях, которые могли бы сделать их мир немного лучше. Искусство моментально проникло в массы, стало частью повседневности. Мифы следующей эпохи стали преобразованием и реальным отражением действительности.
Даже современные литераторы не перестают использовать древние мифы в своих произведениях. Им удается перенести тех персонажей в собственную реальность. А метафоры позволяют авторам точно передать сущность героя в новой истории. Так в мире появилась авторская мифология – уникальное направление, которое быстро полюбилось миллионам читателей.
Тема мифов очень обширна. Ее будут изучать на протяжении следующих нескольких столетий. Мифология так и не нашла для себя определения. Человеку не удается подобрать точное объяснение данному слову из-за невозможности его полного раскрытия. Мифы умело размывают грань между реальностью, размышлениями и фантазией. Они, хоть и являются выдуманными историями, содержат в себе скрытую правду, которую пытался понять народ и рассказать о ней целому миру.
Значение мифологии
Мифология отвечает на запросы становящегося все более рациональным человека объяснить происхождение и развитие мира. Первичная функция мифа, по С. А. Токареву, – ответ на детские вопросы «почему?» и «зачем?». Отвечали также «дети», и ответ с современной точки зрения может показаться детским. Но первобытного человека он устраивал. Для вопросов и ответов использовались достижения предыдущих стадий развития культуры: мифологические сфинксы и т. п.
В социальном аспекте мифология обеспечивает цивилизационное единство народов. Искусство слишком индивидуально и субъективно для выполнения данной миссии. Смысловая сторона мифа отмечена Ницше: «Миф может наглядно восприниматься лишь как единичный пример некоторой всеобщности и истины, неуклонно обращающей взор свой в бесконечное» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 124). Господство мифологии в культуре служит фундаментом становления цивилизации.
Мифология играет такую же интегративную роль в духовном отношении, как реки – в физическом. Впоследствии функция рек переходит к морям и океанам, а мифологии – к философии, религии и науке. В индийской, а затем греческой цивилизации уже не столько привлекают сами мифы, сколько выводы, которые из них следуют.
Говоря о функциях мифологии, У. Н. Браун пишет: «… если люди простые и неискушенные могут считать миф реальностью, то для посвященных он является только символом, отталкиваясь от которого, они переходят в дальнейшем к строгому и логическому анализу. В этом смысле мифология является как бы преддверием философии» (Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 333). Браун справедливо подчеркивает преемственность отраслей культуры, но до философии доходят не все, а лишь достаточно развитые мифологии. Миф проясняет бытие, но пока не на понятийном уровне, как философия.
Мифологическое произведение состоит как бы из двух уровней – верхний, образный, и внутренний, понятийный. Постепенно в процессе роста рациональности мышления ценность верхнего уровня начинает убывать; наконец мифологическая оболочка прорывается, и внутренний уровень выходит на поверхность в своей автономности и самоценности. Это точка перехода от главенства мифологии к главенству философии. Мифология предшествует религии, но непосредственно стыкуется с ней в тех культурах, в которых отсутствует философия.
М. Элиаде обосновал господство мифологии в культуре в течение длительного времени тем, что она обещала, как ранее мистика и искусство, избавление человека от смерти, для чего и возникает вера в богов. Одна из задач мифа – сделать бытие вечным и неизменным, остановить мгновение, чего жаждет человек и для чего создает культуру. Миф, как и культура в целом, выполняет функцию борьбы со страхом смерти.
Мифологический подход играет ту же роль, что и философский, религиозный, научный. Отказ от мифологических представлений не означает, скажем, отказа от жертвенности, но изменяет ее содержание. В мифологической культуре жертвуют в основном животными. На смену приходят добровольные человеческие жертвы. Функции мифа сохраняются другими отраслями культуры, которые выполняют их по-своему.
Каково положение мифа в современном мире? «Мы не можем сказать, что современный миф полностью исключил мифологическое поведение, изменилось лишь поле его деятельности: миф больше не доминирует в существенных секторах жизни, он вытеснен частично на более скрытые уровни психики, частично во второстепенную и даже в безответственную деятельность общества» (Элиаде М. Мифы… С. 39). Следы мифа находят в искусстве, идеологии, политике. Во всех сферах культуры обнаруживается мифологическая сторона, свидетельсвующая о значении данной отрасли культуры. Без мифа, писал Ницше, «культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в некоторое законченное целое» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 149). Усилиями Р. Барта и других методологов почти все в культуре стали называть мифом – и религию, и идеологию, и даже науку. В этом есть рациональное зерно: созданное после мифа несет на себе его отпечаток.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. Космос и хаос в башкирской мифологии[1]
3. Космос и хаос в башкирской мифологии[1] Мифы тюркоязычных народов просматриваются лишь с исторически недавнего времени: с VI века нашей эры. Картина мира в общих чертах почти традиционная: как у большинства народов. Под «голубым небом» находится «бурая земля»,
1. Бытовое, или просторечное, значение и значение специальное
1. Бытовое, или просторечное, значение и значение специальное Необходимо иметь в виду, что, прежде, чем слово»космос»стало специально употребляться в значении»мир», оно довольно часто употреблялось и в чисто бытовом значении. В этот раннеклассический период говорилось
Мифологии
Мифологии Предисловие ко второму изданию* Тексты «Мифологий» писались с 1954 по 1956 год; сама книга вышла в свет в 1957-м.В ней можно найти два определяющих фактора: с одной стороны, это идеологическая критика языка так называемой массовой культуры, с другой стороны, первая
Необходимость мифологии и ее пределы
Необходимость мифологии и ее пределы В заключение следует сказать несколько слов о том. кто же такой сам мифолог. Термин этот весьма пышный и самоуверенный. Между тем можно предсказать, что мифолог, коль скоро таковой однажды появится, столкнется с некоторыми
3. Эта особенность мифологии универсальна (включая христианство)
3. Эта особенность мифологии универсальна (включая христианство) Для мифического сознания все явлено и чувственно-ощутимо. Не только языческие мифы поражают своей постоянной телесностью и видимостью, осязаемостью. Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на
4. Примеры символической мифологии:
4. Примеры символической мифологии: a) учение о цветах у Гете и a) Не могу не привести еще примеров символического мифологизирования света, цветов и вообще зрительных явлений природы, чтобы не показалось странным выставленное требование этого мифологизирования. Возьмем
c) объективность цветной мифологии;
c) объективность цветной мифологии; c) Я утверждаю, что проводимая в таком толковании цветов символическая мифология (между прочим, одинаковая у Гете и у Флоренского) есть всецело именно символическая, так как она построена на существенной характеристике каждого цвета в
a) Поэзия возможна без мифологии и
a) Поэзия возможна без мифологии и – a) На первую половину вопроса ответить довольно легко. Конечно, поэзия возможна без мифологии, в особенности если мифологию понимать в узком и совершенно специфическом смысле. Действительно, вовсе не обязательно, чтобы поэт был
5. К мифологии материализма:
5. К мифологии материализма: К сказанному я прибавлю еще только одно замечание, которое должно ответить на сам собою поднимающийся тут
d) религия – задний фон мифологии
d) религия – задний фон мифологии d) Итак, хотя мифология и невозможна без религии, но все же это не есть само субстанциальное и абсолютное самоутверждение личности. Она – скорее энергийное, феноменальное самоутверждение, где субстанциальное и абсолютное хотя как-то дано
XIV. ПЕРЕХОД К РЕАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ И ИДЕЯ АБСОЛЮТНОЙ МИФОЛОГИИ
XIV. ПЕРЕХОД К РЕАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ И ИДЕЯ АБСОЛЮТНОЙ МИФОЛОГИИ Сейчас мы находимся на поворотном пункте нашего исследования. То, что мы исследовали, можно назвать исследованием понятия мифа. Мы фиксировали самые основные и примитивные моменты, без которых миф невозможен
2. Обзор синтезов абсолютной мифологии
2. Обзор синтезов абсолютной мифологии Прежде всего, я развивал антиномию веры и знания. Вера, как того требует диалектика, не может осуществиться без знания и даже и есть само знание (или вид его), а знание не может осуществиться без веры и, в сущности своей, и есть не что
Постутопическое искусство: от мифа к мифологии
Постутопическое искусство: от мифа к мифологии Описать сталинизм как эстетический феномен, как тотальное произведение искусства невозможно, не обсудив его рецепции в качестве такового в 1970–1980-х годах в советской неофициальной или полуофициальной культуре. Эта