в чем позитивная составляющая конкуренции на рынке
Основные виды конкурентов
Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.
Какие они?
Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.
Прямые и косвенные
Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:
Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.
Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:
Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.
Косвенная конкуренция
Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.
Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.
Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.
Неявная конкуренция
Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.
Потенциальная конкуренция
Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).
Товарная конкуренция
Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.
Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.
Как их распознать?
В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.
Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.
Возможностей здесь много:
Конкуренты и стратегии
Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:
Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.
Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.
Плюсы и минусы конкуренции для бизнеса
Конкуренция – слово, которое у большинства людей ассоциируется с негативным оттенком, даже у тех, кто не связан с бизнесом. Однако только в условиях постоянного соперничества и поиска способов обогнать конкурентов и рождаются новые идеи, технологии, товары и услуги. Минусы тоже есть, и лишь тот, кто понимает все аспекты конкуренции, может обратить ее на пользу.
Почему не надо бояться конкуренции
Один из ключевых плюсов конкуренции для любой компании – она буквально вынуждает бизнес работать эффективно. Устаревшие и нерациональные способы ведения дел не выживают в конкурентной среде и перестают использоваться. Конкуренция способствует развитию научно-технического прогресса, внедрению инновационных технологий, автоматизации предприятий.
Благодаря конкуренции постепенно увеличивается качество реализуемых товаров и услуг. Когда у покупателя есть возможность выбрать лучший продукт, сложно продать ему что-то несовременное и недостаточно качественное. В попытках преодолеть конкурентов и угодить потребителю, компании улучшают свои текущие продукты и создают новые. Этим должен заняться и ваш бизнес.
Здоровая конкуренция на рынке также приводит к следующим положительным результатам:
Уже благодаря перечисленным преимуществам конкуренции бизнесу не стоит ее бояться. Это естественное явление для современной экономики, и задача эффективного предприятия – не укрываться от конкурентов, а постоянно анализировать их действия, успехи и на основе этого улучшать свой бизнес. На каких конкурентов обратить внимание? Найти их можно такими путями:
Самое простое, что можно сделать – взять у конкурентов интересные идеи и оперативно их реализовать. Например, если все конкурирующие интернет-магазины указывают в описании товаров наличие гарантии на 24 месяца, а у вас такой информации нет, добавьте ее прямо сейчас. Из подобных мелочей в итоге может сложиться серьезное конкурентное преимущество.
Как конкуренция может вам навредить
Конкуренция – двигатель прогресса, но в то же время она доставляет некоторые неудобства компаниям. Так, менее обеспеченные ресурсами и технологиями предприятия не выдерживают конкурентной борьбы и вынуждены закрываться. Если у вас малый бизнес – вы тоже в зоне риска.
У новой компании с небольшим капиталом маленькие шансы закрепиться на рынке и найти своего потребителя, если есть более сильные конкуренты. На этом этапе важно громко заявить о себе, но на это нужны большие деньги. Крупные же предприятия нередко начинают открыто либо тайно сотрудничать друг с другом, поддерживать единую цену на товары. В результате реальная конкуренция исчезает, что не лучшим образом сказывается на менее влиятельных организациях.
Основная причина, по которой в ходе конкурентной борьбы слабые предприятия выходят из игры – недостаточное количество ресурсов для работы. Не все производители располагают средствами для проведения эффективных рекламных кампаний, модернизации производства, привлечения и удержания квалифицированных кадров. Не у всех есть и запасы на «черный день», который может серьезно пошатнуть даже крупных игроков на рынке, не говоря о предприятиях малого бизнеса.
Как справиться с негативным влиянием конкуренции на ограниченные ресурсы компании? Если привлечь новые ресурсы неоткуда, оптимизируйте использование уже существующих. Этого можно достичь как результатами банальной экономии, так и автоматизацией бизнес-процессов предприятия. В целом факт конкуренции надо принять и сфокусироваться на развитии бизнеса, а на конкурентов обращать внимание исключительно в аналитических целях и для вдохновения.
Каких конкурентов надо опасаться
Реальную угрозу работе компании представляют ключевые конкуренты. Это разновидность прямых конкурентов, действия которых могут значительным образом повлиять на финансовые показатели вашего бизнеса – в большую или меньшую сторону. Определить ключевых конкурентов просто:
Менее опасны косвенные конкуренты – компании, которые продают другие товары и услуги, но работают с вашей целевой аудиторией. Однако сильные косвенные конкуренты могут увести ваших текущих клиентов, если смогут убедить их в том, что ваши товары или услуги не так важны. Что касается слабых конкурентов, можно сосредоточить внимание на привлечение их клиентов к себе. Для этого важно не принижать конкурентный продукт, а, напротив, показывать достоинства своего.
Поднимаем конкурентоспособность
Для увеличения конкурентоспособности предприятия можно использовать минимум три способа:
Еще один вариант получить прирост конкурентоспособности – использовать бенчмаркинг. Под этим термином понимается систематическое и регулярное исследование ведущих прямых и косвенных конкурентов с целью изучить их опыт, сравнить с работой своего бизнеса и внести в нее улучшения.
Недобросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция – это попытки конкурента получить преимущество над другими компаниями на рынке в обход законов РФ, правил делового оборота, разумности, справедливости и порядочности. Цель таких действий – причинение вреда и убытков конкурирующим компаниям и/или получение преимущества в предпринимательской деятельности практически любой ценой.
Недобросовестными конкурентами для достижения целей используются следующие методы:
Если в отношении вашей компании наблюдаются подобные действия, значит, у вас появились недобросовестные конкуренты. Как поступить в такой ситуации? Рассмотрим некоторые варианты:
Многие компании сталкиваются с ситуацией, когда недобросовестные конкуренты оставляют в Интернете негативные отзывы о конкурирующих товарах и услугах. В такой ситуации прямо повлиять на ситуацию и привлечь фирму к ответственности не получится, да и не всегда необходимо – синтетические отзывы выглядят неправдоподобно, и многие люди понимают, что это происки конкурентов. Для вас должны иметь значение отзывы только от реальных клиентов.
Стоит ли заниматься недобросовестной конкуренцией самому в отношении своих конкурентов? Однозначно нет, если вас беспокоит репутация собственного бизнеса. Негативные последствия:
Вместо того чтобы распространять негатив про конкурента, подчеркивать его недостатки и неудачи, гораздо эффективнее информировать рынок про достоинства собственной компании. У конкурента низкий уровень сервиса? Расскажите аудитории, какой хороший сервис у вас. У остальных плохое качество продукции? Аргументированно покажите, что ваши товары лучше.
Заключение
Бизнесу, который рационально использует доступные ресурсы и постоянно улучшает качество товаров и услуг, не стоит бояться конкуренции. Напротив, нужно использовать ее как инструмент для роста. Обращать внимание на лучшие стороны успешных конкурентов и развивать свое предприятие в аналогичном ключе, лучше понимать своих клиентов и удовлетворять их спрос.
Плюсы и минусы конкуренции
Две стороны влияния конкуренции
Для потребителя основным плюсом конкуренции является ассортимент и цена предлагаемого товара. Негативно же сказываются экономические кризисы и загрязнение окружающей среды, которые чаще всего тоже вызваны конкуренцией.
Конкуренция между компаниями позволяет дать потребителям выбор в пользу тех или иных продуктов и услуг. Необходимо отметить, что конкуренция может иметь как положительные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться в них.
Преимущества конкуренции
Наличие конкуренции вынуждает компании работать над эффективностью своей деятельности, используя различные способы, позволяющие улучшить производительность с целью достижения максимальных результатов. Отметим, что новые проблемы для ведения бизнеса и потребления могут создаваться ежедневно, предоставляя компаниям отличные возможности для инноваций.
Правильная конкуренция, которая подразумевает свободу от монополий, довольно серьезно привлекает инвесторов для увеличения валового внутреннего продукта. Таким образом, одним из преимуществ конкуренции также можно назвать и то, что она позволяет абсолютно любому человеку, имеющему специализированные навыки, создавать что-то лучшее, чем на сегодняшний день предлагает рынок. Среди основных преимуществ конкуренции можно выделить:
Недостатки конкуренции
Позитивные черты конкуренции также способствуют и тому, что появляются отрицательные последствия. Прежде всего, к ним относится непропорциональное распределение инвестиций. Деньги вкладываются в самые прибыльные каналы, что сказывается на социальной составляющей бизнеса.
Государства, предоставляющие свои производственные мощности для иностранных компаний, могут сотрудничать с компаниями, которые предлагают невыгодные условия труда работникам, в частности, низкий уровень заработной платы.
Экономисты часто заявляют о том, что фундаментальным недостатком конкуренции является уменьшение количества человеческого труда, требуемого для осуществления производства тех или иных товаров. Использование роботизированного оборудования может заменять рабочую силу. Общий список негативных последствий конкуренции выглядит так:
Достижение баланса
Достигнуть баланс между плюсами и минусами конкуренции крайне важно. В противном случае может возникнуть настоящий экономический коллапс. Оценка рыночной системы должна выполняться на основании того, каким образом осуществляется производство товаров и услуг. Важно также определить, может ли имеющаяся система адаптироваться под внесенные изменения.
В связи с тем, что рыночная система основывается на принципе того, что каждый из участников рынка действует в своих личных интересах, производители продукции очень часто стремятся заполучить максимальную прибыль. Потребители осуществляют продвижение своих интересов, осуществляя поиск самых низких цен и высшего качества.
Теорию рыночной экономики можно назвать эффективной, так как рыночная капиталистическая система направлена на процесс производства товаров с минимумом затраченных ресурсов. Те, кто действуют рационально, не будут выбрасывать денежные средства или свои ресурсы «на ветер». Именно поэтому, очень часто, прибыль увеличивается благодаря стремлению к минимизации отходов.
Говоря про достоинства и недостатки конкуренции, нельзя не сказать и про результаты рынка, которые не всегда можно назвать справедливыми. Здесь можно привести очень простой пример. Востребованный музыкант зарабатывает намного больше, чем слесарь. Это обусловлено тем, что поклонники готовы платить много денег за посещение концертов. В свою очередь, работа слесаря более сложная, требует физической выносливости и квалифицированных знаний.
Поиск компромиссных решений
С отдельными продуктами и услугами, рыночная экономика справиться не может. Именно по этой причине крайне важно находить компромиссные решения, которые не будут ухудшать ситуацию, происходящую на рынке. В данном случае, рыночную экономику необходимо дополнить государственными службами, осуществляющими регулирование рынка.
К примеру, если идет речь про оборону государства, то ответственным в этом вопросе должно быть правительство страны, а не ряд частных компаний, работающих в этой сфере деятельности и ведущих конкуренцию между собой.
Методы конкуренции в бизнесе
Реальность такова, что даже лучшие товары и услуги продают несколько продавцов. Иногда дороже, иногда дешевле, иногда с лучшим сервисом, иногда с худшим, но практически в любом бизнесе вряд ли удастся найти предложение, которое сможете сделать только вы. С одной стороны, это немного обидно. А с другой — вполне справедливо и полезно для рынка. Рассказываем про методы конкуренции, которые помогают бизнесу расти и развиваться.
Что такое конкуренция
Если говорить про экономику, то это рынок, где действуют несколько производителей и продавцов. Каждый изо всех сил борется за внимание покупателей. У последних появляется выбор. Например, когда человек хочет купить смартфон, он выбирает модели у 10 производителей в 10 магазинах. При примерно одинаковых характеристиках, в одном магазине предлагают смартфон дешевле, в другом — удобная доставка, в третьем —за покупку начисляются полезные бонусы. Это конкуренция.
В 2019 году организация «Росконгресс» провела исследование российского рынка о состоянии конкуренции. В опросе приняли участие 1300 предпринимателей. 51% среди опрошенных считают, что в России интенсивная конкуренция. То есть нужно постоянно что-то делать для привлечения клиентов.
С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба в 2020 году выпустила доклад о состоянии конкуренции на российском рынке. Государственная служба пишет, что на российском рынке слишком большая доля государственного участия. В некоторых отраслях она достигает 83%, и это плохо сказывается на развитии малого бизнеса. Антимонопольщики считают, что ситуацию улучшат тендеры. Это поможет малому и среднему бизнесу находить клиентов для товаров и услуг. Кстати, ПланФакт писал, как искать клиентов в закупках.
Плюсы конкуренции
Ситуацию лучше рассмотреть с точки зрения потребителей и предпринимателей. Конкуренция дает покупателям:
На конкурентном рынке нет дефицита, а потребитель покупает по комфортной цене у продавца, который предлагает лучшие условия.
Предприниматели, благодаря конкуренции, постоянно развивают бизнес:
Минусы конкуренции
Для покупателя нет минусов в конкуренции, а вот предприниматели сталкиваются с трудностями:
Но предприниматели знают, что бизнес — это риск. Поэтому то же исследование «Росконгресса» показывает, что бизнес позитивно оценивает само существование конкуренции.
Виды конкуренции
Один и тот же бизнес конкурирует с другими компаниями по разным направлениям. В целом, их 4:
Методы конкуренции
Конкуренция не существует сама по себе. Предприниматели, их поведение, действия, решения влияют на рынок и приводят к изменениям. Поэтому бизнес применяет несколько методов конкуренции, чтобы улучшить положение на рынке.
Добросовестная
Это здоровое поведение на рынке, когда предприниматели постоянно улучшают бизнес, развивают сервис и внедряют технологии для привлечения клиентов. Никто не привлекает к решению вопросов чиновников, черные методы PR или бандитов.
Недобросовестная
Это уже обратная сторона бизнеса. Некоторые предприниматели не хотят участвовать в честной борьбе и поэтому применяют нечестные методы работы. Подобные явления происходят в каждой стране. Например, встречаются такие виды недобросовестной конкуренции:
Используют и черный PR. Например, с помощью ботов распространяют негативные комментарии на сайтах или в соцсетях.
Эксперт по франшизам Евгений Талдыкин считает, что даже такую конкуренцию реально использовать в плюс:
«Я руководил сетью парикмахерских. В одном городе был партнер, который открыл 3 точки под нашим брендом. Поработал пару месяцев и вышел из сети, но при этом скопировал наш брендбук, цены, технологии и поменял название. Мы решили посмотреть, чем закончится дело. В итоге он поработал несколько месяцев, но не хватило собственных сил для развития. Он продал нам 3 точки и ушел в другой бизнес. Я считаю, что конкуренция — это нормально. Не надо нервничать, а лучше наблюдать и учиться. Даже негативный опыт работает в плюс»
Но бывают и совсем некрасивые способы убрать конкурента с дороги. Предприниматель занимается запчастями в одном регионе России. Он анонимно рассказал о таком случае:
«Это было в конце 90-х. У меня был конкурент и он занимал складские помещения, которые мне были сильно нужны. Я несколько раз предлагал купить помещения, но он отказывал. Потом я узнал, что он часто ходит ко всяким гадалкам и верит их рекомендациям. Ну, я и подкупил одну целительницу. Она ему нагадала, что он и его жена скоро заболеют, а чтобы этого избежать надо закрыть бизнес. Дескать, он с нехорошей аурой. Человек предсказуемо испугался. Сам мне позвонил. Я в итоге купил эти помещения дешевле, чем хотел»
Существуют и не совсем корректные схемы поглощения. Расскажем про случай с одной электронной торговой площадкой. Банк захотел купить площадку и предложил хорошую цену. Собственники ЭТП решили, что выгоднее продать бизнес. Переговоры шли хорошо, но в итоговых документах прописали неприемлемые условия. Деньги от покупки замораживались на счетах банка на несколько лет. За это время бизнес должен показывать такие же результаты, как в отчетности. Если показатели станут хуже, то часть денег возвращается банку. Собственники ЭТП отказались от таких условий. Потом выяснилось, что банк «натравливает» ФНС на таких «отказников». Площадка, о которой идет речь, вела дела официально, и поэтому налоговики не смогли предъявить претензии.
Ценовая
Есть рынки с высокой конкуренцией. Например, когда покупаете смартфон или ноутбук в интернете, видите десятки предложений от разных магазинов. Предприниматели на таких рынках часто используют ценовую конкуренцию, то есть снижают цены, чтобы привлечь покупателей.
Это нормальный способ для выживания бизнеса, но есть нюансы. Для начала лучше изучить цены конкурентов и посчитать все свои издержки, чтобы низкая стоимость все-таки приносила прибыль, а не увела бизнес в минус. Особенно это актуально для тендеров. Некоторые участники стремятся победить любой ценой. В итоге максимально снижают цену, побеждают и понимают, что исполнять контракт невыгодно.
Генеральный директор Fast Reports Михаил Филиппенко считает, что занижать цену опасно для развития бизнеса:
«Ценовая конкуренция часто встречается в нижнем ценовом сегменте. Давным давно, более 20 лет назад, когда мы только выходили на мировой рынок (с неоправданно, как сейчас вижу, низкой ценой), мы таким образом сами себе выстроили барьер. Объясню. Фактически, конкуренция происходит в головах у клиентов, и они думают: «хорошая вещь (а технологически мы уже тогда были лидером) не может стоить дешево», при этом мы своими руками загнали себя в эту «ценовую нишу» и выбирались оттуда более десятка лет. Это просто звучит «ну и продавали бы дешево», но ведь это средства на дальнейшую разработку, маркетинговое продвижение. Средства для компании очень важны»
Неценовая
По сути, настоящий и честный бизнес строится на неценовой конкуренции. Давайте разберем методы,которые используют предприниматели, чтобы быть лучше других.
Управляющий партнер Betty’s cake Антон Флинта рассказывает, что методы можно совмещать:
Зачем нужна конкуренция бизнесу
В первую очередь, конкуренция показывает, какие товары и услуги востребованы на рынке. Популярная ошибка новичков — думать, что если нет конкурентов, то успех обеспечен Это не так. Скорее это показатель, что потребитель не созрел для предложения.
С другой стороны, высококонкурентный рынок заставляет предпринимателя вести бизнес на основе цифр. Потому что придется сделать финансовую модель, чтобы понимать, насколько реальны планы компании. Возможно не стоит открывать небольшой продуктовый магазин в районе, где работают федеральные супермаркеты. Или все же открывать, но с конкурентным преимуществом. Например, работать 24 часа и с баром для продажи алкоголя ночью.
Действующие предприниматели не расслабляются именно из-за конкуренции. Приходится постоянно что-то придумывать и улучшать, чтобы клиенты не уходили к другим компаниям.
Иногда конкуренция приводит к неожиданным поворотам. Генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс» Рафаил Валиев считает, что с конкурентами можно можно и сотрудничать:
«Если говорить о той нише, где работает наша компания (рынок образовательных технологий для железнодорожной отрасли), то я все чаще наблюдаю переход от конкуренции к объединению и партнерскому сотрудничеству. Это позволяет избегать искусственного занижения цен и дает возможность создавать качественно новые продукты»
Как обойти конкурентов в бизнесе: 6 советов для предпринимателя
Не стоит бояться конкуренции. В бизнесе от нее не уйдешь, поэтому радуйтесь, что есть мотивация для улучшения бизнеса. Но и есть 6 правил для успешной конкурентной борьбы.
1. Внедрение новых технологий
Это касается производства и торговли. Новое оборудование позволяет пилораме производить больше фанеры за месяц, чем конкурентам на старых станках. Или пандемия Covid-19 показала, что рестораны, которые внедрили онлайн-сервисы, лучше перенесли «карантин». Пока другие только начинали принимать заказы через интернет, более передовые заведения уже вовсю продавали еду дистанционно.
Всегда отслеживайте технологии, которые применяют в отрасли. Необязательно внедрять все новое. Одни инструменты хорошо работают за рубежом, но не востребованы в России. Но держите руку на пульсе, чтобы вовремя применить технологии, которые понравятся клиентам.
2. Обучение сотрудников и повышение квалификации
Сотрудники должны знать не только техники продаж или убеждений. Важно, чтобы они разбирались в продукте. Представьте, что магазин продает витамины. Придет покупатель, которому нужны БАДы улучшения сна или от болей в суставах при занятиях спортом. Если продавец не сможет внятно ответить на вопросы и рассказать, для чего пить определенный вид витаминов, то покупатель уйдет в магазин, где получит грамотную консультацию. Поэтому важно, чтобы сотрудники были экспертами, а не только продавцами.
Более того, эксперт отговорит клиента от ненужной покупки. А это позитивно скажется на имидже компании. В следующий раз клиент обязательно придет к вам, когда на самом деле понадобятся ваши товары.
3. Новые каналы масштабирования бизнеса
Если кафе работает в одном городе, то рано или поздно встанет вопрос о масштабировании. На первом этапе открывают другие точки в городе. Затем отрабатывают бизнес-процессы и открывают кафе в других регионах. Это можно сделать и по франшизе.
Если какие-то точки не окупаются, то бизнес получится сохранить за счет других заведений. Одному заведению труднее пережить кризисные ситуации. Например, арендодатель отказывается продлевать договор, а это значит, что кафе прекратит работу на какое-то время.
Всегда ищите точки роста для бизнеса. Это поможет увеличить прибыль, и будет проще пережить трудные времена. У вас будет больше финансовых возможностей, чтобы справиться с потерями на некоторых направлениях.
4. Анализ конкурентов
Конкуренты — это помощники для любого бизнеса. Необходимо регулярно следить за тем, что они делают. Например, под видом покупателей пытаться что-нибудь купить. Это делают для того, чтобы понять уровень экспертности продавцов и узнать, что еще предлагают клиентам.
Анализ поможет держать руку на пульсе и быстро внедрять в работу фишки других компаний. При этом не стоит думать, что плохо подсматривать за другими. Это не так. Каждая деятельность развивается за счет какого-нибудь копирования. Главное, делать это осознанно и с пользой для клиентов.
Руководитель офиса компании «ЦКТ» в Санкт-Петербурге Алексей Биляк считает, что анализировать конкурента можно собственными силами:
«Анализ конкурентов мы производим собственными силами, используя данные из открытых источников. Изучаем количество интернет-ресурсов той или иной компании, а также открытую финансовую информацию. Это позволяет понять примерные обороты. Работаем и по конкретным товарам: мониторим присутствие на маркетплейсах, наличие товара, в том числе на складе. Есть и косвенные показатели, такие как посещаемость сайтов конкурентов, ну и конечно, положение в поиске по ключевым запросам, важным нам. На отзывы сегодня смотрим в меньшей степени, поскольку по нашим наблюдения, сегодня 50% отзывов написано самими же организациями»
5. Изучение спроса в перспективе
Стагнация приведет бизнес к остановке. Поэтому необходимо думать на перспективу. Посмотрите, как стали практически не нужны стационарные телефоны, модемы или кассетные магнитофоны. Изучайте технологии и тренды, чтобы предлагать рынку актуальный товар. Но тут главное не переборщить. Одно время все бросились продавать спиннеры, а сегодня поп-иты. Но у многих в итоге склады забиты этой продукцией. Учитесь отличать трендовые товары от долгого спроса.
6. Повышение качества продукта
Это одно их основных правил для успешной борьбы с конкурентами. Всегда будьте лучше, и тогда клиенты выберут вас. И слово качество в данном случае означает комплексный подход.
Недостаточно просто продавать или производить хорошие товары. Придется хорошо консультировать, быстро обрабатывать заявки покупателей, развивать доставку, сделать хорошую программу лояльности. То есть недостаточно быть хорошим в чем-то одном. Развивайте все аспекты, чтобы остаться на плаву.
Сооснователь маркетплейса скидок «ПромКод» Андрей Приображенский считает, что необходимо отталкиваться и от клиентских запросов:
«Я руковожу сервисным продуктом, в котором важны удобство использования и возможность удовлетворить запрос пользователя. По сути, у нас предметная и функциональная конкуренция. Анализ конкурентов включает параметры, которые относятся к этим методам. Анализируем и улучшаем пользовательские характеристики продукта. Сейчас, к примеру, пользователь нашего сервиса заинтересован не только в скидке, но и в возможности получить кэшбэк на свою покупку. Для удовлетворения этого запроса мы доработали продукт»
Конкуренция — это обычное явление для рынка, на котором работает малый и средний бизнес. Ее не нужно бояться, а наоборот, стоит использовать для развития и выхода на новый уровень.