в чем помогает святой георгий
Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ
Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.
Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).
Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.
Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.
Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.
Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.
Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».
В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».
Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай
Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.
Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.
Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва
Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.
Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва
Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия
Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай
Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.
Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон
Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.
Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция
Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.
Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины
Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва
Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля
Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва
Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция
Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси
Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия
Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва
Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.
Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив
Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва
Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва
Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII — нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее
Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария
Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан
Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция.
Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция
Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон
Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж
Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция
Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение
Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид
Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва
Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва
Старые и новые чудеса святого великомученика Георгия Победоносца
Какими только эпитетами Православная Церковь не величает святого великомученика Георгия? «Всевеличайший из великомучеников», «чиноначальник мучеников», «чудесами везде известный», «спещащий на помощь» и т. д. Эти возвышенные наименования – свидетельства бесчисленных чудес, происходивших и происходящих по всему христианскому миру благодаря предстательству перед Богом святого Георгия. Ниже предлагаем небольшое собрание таких чудес, имевших место в сравнительно недалеком прошлом в разных частях света.
Послушник
Икона св. Георгия Явленного Если Святая Гора Афон считается садом (уделом) Пресвятой Богородицы, то святой Георгий именуется сторожем этого сада. Именно Святому Георгию посвящены кафоликоны (соборные храмы) монастырей Зограф и Ксенофонта, а многочисленные часовни и мелкие монастырские сооружения – кафизмы и келлии, названные именем Св. Победоносца, разбросаны по всему Афону.
Одна из этих келлий, о богатстве которой ходили слухи и в которой подвизались двое старых монахов, находилась в ведении монастыря Пантократора.
Однажды ночью в келлию постучались незнакомцы. Голос изнутри спросил, кто там и чего хотят в ночной час. Стучащие ответили, что они паломники и просят ночлега. Дверь открыл молодой послушник. Перед ним стояли трое мужчин, которые попросили увидеть старцев. Послушник повел их в анрхондарик и попросил подождать.
Странники уселись и стали ждать. В келлии царила мертвая тишина. В тяжелом ожидании прошли целых два часа! Наконец, они захотели подняться с мест, но безуспешно: кто-то их связал по рукам и ногам невидимыми путами. В келлии раздались вопли. Бедные старцы проснулись и в ужасе прибежали в архондарик, где увидели дико вопиющих незнакомцев.
– Кто вы такие? Что вам нужно? Как вы попали внутрь? – спросили монахи в недоумении.
– Ваш молодой послушник нас впустил!
– Послушник? Да нет у нас никакого послушника!
Старцы поняли, что, должно быть, произошло чудо. Они побежали в храм и принесли разбойникам икону св. Георгия. Разбойники пришли в ужас, увидев изображенного на иконе «послушника». Да, именно он открыл им дверь! Когда же они попытались припасть к иконе, невидимые узы разрешились.
Келья св. Георгия Явленного
С тех пор келлию стали называть келлией Св. Георгия Явленного (Фанеромену), а икона в наши дни хранится в кафоликоне монастыря Пантократора. Чудо оказало такое впечатление на Стаматиса, что он бросил свое пагубное занятие и, первым обосновавшись в самой пустынной части Афона – Карулье, построил себе хижину с небольшим храмом во имя Св. Георгия. Отошел он ко Господу смертью преподобного.
Защитник растительного мира
В Западной Армении (ныне на территории Турции), в Акнской области, известным центром почитания св. Георгия было село Ванк, жители которого, преимущественно православные армяне, издревле считали св. Георгия покровителем своей деревни. Старый храм деревни, освященный во имя Святого великомученика, находился в лесу, на берегу библейской реки Евфрат. Как церковная территория, эта роща считалась заповедной собственностью св. Георгия, и те, кто покушались на нее, удостаивались грозного прещения.
Крест-мощевик с частицей главы св. Георгия (Сокровищница первопрестольного св. Эчмиадзина, Армения)
Однажды один турок, пренебрегая святыней «гяуров», отправился в лес запастись дровами. Вырубив дерево и взвалив дрова на плечи он, довольный проделанной работой, собирался уже домой, как внезапно увидел перед собой всадника на сером коне и в алой накидке. Всадник вынул меч и, держа его над головой святотатца, пригрозил:
– Если в следующий раз зайдешь в лес рубить деревья, я зарублю тебя! Если хочешь, можешь рубить засохшие, но на зеленые деревья не смей поднимать руки!
Мать, рыдая, пообещала, что никогда больше не зайдет в священный для христиан лес
После этого турок в ужасе побежал в село, рассказывая христианам о чуде и убеждая всех держаться подальше от леса. Однако не все поверили. Так, одна турчанка как-то зашла в ту же рощу и срезала полузасохшее дерево. Когда оно пало, женщина подошла к нему, чтобы подвинуть, но, чуть прикоснувшись к дереву, стала неподвижной. Перед ней встал тот, кто и связал ее невидимыми узами, – св. Георгий на коне. Турчанка оставалась в таком положении весь день, крича и прося помощи. Только к позднему вечеру ее маленький сын, испугавшись долгого отсутствия матери, пошел в лес на поиски и нашел ее в жалком состоянии. Мать, рыдая, рассказала сыну о случившемся и пообещала, что никогда больше не зайдет в священный для христиан лес. Как только она вслух произнесла обещание, невидимые цепи упали, и она смогла выпрямиться.
Незнакомый всадник
Св. преподобноисповедник Георгий (Карслидис) На византийских иконах св. Георгий часто изображается в виде всадника, на коне которого можно увидеть юного мальчика, которого св. Георгий избавил от ужасов плена и невредимо вернул в родительский дом. Именно по этой причине Церковь величает св. Победоносца как освободителя пленных. Но чудеса перенесения св. Георгием людей из места в место известны и в нашу эпоху. Яркий пример – чудо, произошедшее со святым преподобноисповедником Георгием (1901–1959), одним из замечательных подвижников прошедшего ХХ столетия.
В миру Афанасий Карслидис, он родился в понтийском городе Аргирополе. Рано лишившись родителей, будущий святой воспитывался своей боголюбивой бабушкой Анной, после смерти которой семилетний мальчик вместе с дедушкой перебрался в г. Карин (Эрзрум). После того как отошел ко Господу и дедушка, Афанасий решил перебраться на Кавказ. В одиночку он пересек трудные, заснеженные горние дороги, страдая от голода и холода. Однажды его даже засыпало снегом, так что прохожие еле спасли его. Афанасий был на грани отчаяния, но продолжал со слезами просить помощи Божьей. И в один день, когда он продолжал свой путь, ему встретился незнакомый всадник, который взял мальчика на своего коня и стал с любовью объяснять ему, куда его отведет и что именно он должен сделать дальше. Несмотря на огромное расстояние, всадник довез Афанасия до незнакомого города: это был роскошный Тифлис (Тбилиси) – столица Кавказа. Афанасий сделал так, как ему было сказано, и жизненный путь привел его в Ново-Афонский монастырь.
И в один день ему встретился незнакомый всадник, который взял мальчика на своего коня
Впоследствии, принимая священническую хиротонию, он взял имя Георгий, в честь св. Победоносца – того самого Всадника, спасшего его и наставившего на путь Божий.
Опоздавший на литургию св. Георгий
Около 1903 г. православный араб Халиль Абуфарха, староста пещерного храма в сирийской деревне Бетшахур, пошел в церковь, чтоб зажечь лампады и подготовить храм к утрене. Приблизившись к церкви, он услышал незнакомые голоса: к его удивлению, в храме уже шла служба. Каково же было его изумление, когда, войдя внутрь, он стал очевидцем Божественной литургии, совершаемой ангельскими Силами и Самой Пресвятой Богородицей! Халиль замер в неподвижности. Внезапно снаружи послышался топот коня, и в пещеру вошел молодой воин. Войдя в храм, он спешно направился к Владычице.
Внезапно снаружи послышался топот коня, и в пещеру вошел молодой воин
– Где же ты был, святой Георгий, – громко спросила Она, – почему опоздал?
– Матерь Божия, Госпожа Богородице, в открытом море тонула лодка, и я побежал спасать людей, которые стали призывать меня на помощь.
Сказав это, святой Георгий снял с себя мокрый плащ, обрызнув лицо и одежды Халиля. В конце литургии Халиль удостоился принять от рук Пречистой Девы антидор. После этого Богородица, св. Георгий и литургисающие ангелы исчезли. Чуть позже, когда в храм зашли священник села и прихожане, они застали Халиля, еще мокрого от брызг с плаща св. Георгия и бережно держащего в ладони антидор, полученный от Пресвятой Богородицы.
Спасение от смертной казни
О. Харалампий (Галанопулос) слева от преп. Иосифа Исихаста Одним из учеников и сподвижников недавно прославленного преподобного Иосифа Исихаста (1897–1959) был о. Харалампий (Галанопулос, 1910–2001), игумен афонского монастыря Св. Дионисия. По происхождению понтийский грек, он родился в 1910-м г. в России и десятилетним отроком вместе с семьей переехал в Грецию, где обосновался в северной Греции, в деревне Аркадико вблизи г. Драма. Молодой человек имел большие успехи в учебе, однако, бросив образование, занялся пропитанием семьи.
В 1941-м г., во время немецкой оккупации Эллады, болгарские комиссары арестовали Харалампия вместе с односельчанами и бросили за решетку концлагеря. Через неделю произошло то, чего никто не ожидал: заключенных приговорили к смертной казни. Харалампий с горячими слезами опустился на колени и взмолился:
– Святый великомучениче Георгие, великий воине Христов, спаси нас, и я обещаю всецело посвятить мою жизнь Богу!
В воздухе над нами скакал конь, но всадника я не увидел
– Как только я закончил молитву, – рассказывал потом старец, – я услышал грохот над нами. Топот коня. Поднимаю глаза. В воздухе над нами скакал конь, но всадника я не увидел. Но все было понятно! Это должно быть, святой Георгий, говорю, просто я недостоин его увидеть. Пусть я вижу лишь коня, это значит, что он нас услышал!
Рано утром в камеру вошли палачи, готовые к исполнению приговора. Через секунды двери камеры раскрылись настежь, и в камеру вошел еще и молодой человек атлетического телосложения, который яро закричал:
– Перестаньте немедля, злодеи! Отпустите невинных людей в их дома! Иначе я расстреляю вас всех!
Палачи, объятые ужасом, вмиг покинули камеру. Вместе с ними исчез и молодой человек. Никто не сомневался, конечно, что это был сам великомученик Георгий. Через непродолжительное время заключенным была дана амнистия в связи с рождением наследника болгарского престола.
Через 9 лет после этого явного чуда Харалампий Галанопулос оставил мир и, приехав на Святую Гору, принял монашество, во исполнение своего обета Богу и св. Георгию.
Открытие храма
Икона св. Георгия из афонского монастыря Ксенофонта В хрущевские годы в самаркандском храме Св. великомученика Георгия Победоносца служил сосланный архимандрит Серафим (Суторихин, 1901–1979). Репрессированный, отсидевший 10 лет, о. Серафим, уже старый и немощный, стал светочем для многих верующих, особенно молодых. Власти не могли ему простить такой деятельности. При помощи провокаторов КГБ они добились того, что храм Св. Георгия был закрыт, и служить пришлось уже тайно, под покровом ночи. Так прошло два года, и, наконец, было решено превратить храм в детсад.
Однажды в церковный двор въехали двое всадников в необычной старинной офицерской форме. Главный из них, сойдя с коня, направился в келлию о. Серафима, который читал молитвы, и отдал приказ:
– Отец Серафим, готовьтесь к службе: сегодня храм будет открыт!
Затем оба военных отправились в исполком. Грозный офицер, минуя милицию и секретариат и никого ни о чем не спрашивая, открыл дверь председателя исполкома.
Грозный офицер, минуя милицию и секретариат, открыл дверь председателя исполкома
– Чтобы сегодня же храм Великомученика Георгия был открыт! Иначе будете наказаны без помилования! – прозвучал приказ.
Военный удалился так же, как и появился, а чиновник в каком-то непонятном ужасе позвонил уполномоченному по делам религии:
– Срочно пошлите нарочного в храм Великомученика Георгия! Чтобы сейчас же открыли храм!
Храм действительно был открыт в тот же день – накануне 6 мая, престольного праздника. Тогда же председатель исполкома приехал на машине к о. Серафиму, прося сообщить ему имя своего церковного начальника. О. Серафим показал председателю фотографию ташкентского епископа.
– Нет, не этот, – возразил чиновник. А выше есть у вас кто-нибудь? У меня вчера был ваш начальник, офицер такой – ооо. С такой властью приказал, чтобы срочно храм открывали: «Иначе, – говорит, – будете наказаны без помилования!» Сразу видно – начальник.
О. Серафим тогда со слезами вынес ему икону св. Георгия. Председатель, как некогда афонские разбойники, пришел в ужас:
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона Георгия Победоносца, значение и в чем помогает
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Образ Великомученика считают одним из наиболее чтимых святынь в Святыни Православных, а также он олицетворяет собой заступника для верующих, чья жизнь имеет какое-либо отношение к военным делам, но также он может оберегать и землевладельцев. Божественный лик можно встретить на некоторых флагах городов и даже на монетах.
К святыне Великомученика можно обращаться в молебне всем православных кто связал свою жизнь с защитой отчизны. К Святцу вызывают в прошении в заступничестве при военных конфликтах, а также перед ликом молятся родители чьих сыновей призвали к службе, чтоб образ их уберег от всяких трудностей, а служба прошла благополучно.
В этой статье вы сможете узнать, как помогает и каково значение святыни, о чем молятся иконе Георгия Победоносца, день празднования, молитвы к образу и не только.
В чем помогает икона Георгия Победоносца и ее значение
Этот Святой известен многим православным людям, но о нем также были наслышаны и не сильно верующие. Однако что можно просить у божественного лика знают далеко не все, а ведь этот образ способен исцелить любого кто искренне попросит.
Значение иконы Георгия Победоносца
Святыня, где воитель убивает змея верхом на коне, олицетворяет собой необычайное благородство и величие проявленной воинской храбрости. Его даже изображают на некоторых гербах и монетах, а в Грузии этот лик одним из первых чтится после Царицы Небесной.
Великомученик Георгий Победоносец относится к лику святых благодаря своим страданиям, которые он претерпел из-за своей православной веры, такой сильной, что не мог променять ее на богатство или власть. Вера, вот что действительно сильное и самое важное, что может быть в жизни человека.
Все вышесказанное в точности соответствует образу Святого. По сохранившимся до наших дней историям, еще, будучи в тюремном заключении, он мог помогать всем желающим, которые обращались к нему в просьбе. Он взывал в мольбе к Богу и тот слушал его и выполнят его прошения, даруя нуждающимся исцеление и помощь.
В чем помогает икона Георгия Победоносца
Чудо сотворенное божественным образом
Святой прославился многими своими чудесами, однако наиболее известным из них стало чудо о змие:
Согласно сказанию неподалёку от городка Бейрута обитал в озере змей, местные жители находились в постоянном страхе, ведь чудовище пожирало люд.
Некоторые суеверные жители чтоб утолить змия ярость постоянно по выпавшему жребию отдавали молодую девушку или юношу на съедение чудища.
По приданию как-то раз жребий указал на дочь царя, её отправили на растерзание змию и тут произошло божественное явление Чудотворца. Святой спас царевну пронзив копьем чудовища, а также прекратил языческие обряды и призвал жителей принять христианскую веру.
Когда устраивают день почитания Георгия
В Христианских церквях празднование в честь Преподобного отмечается несколько раз за год:
В каких храмах можно найти святыню
Молитвы обращенные к чудотворному изображению
Молебень о помощи в работе
«Святой Георгий, Победоносец и Спаситель. Снизойди ко мне с небес, придай силушки в работе, надели своим духом в неустанной борьбе. Помоги мне осилить тяжбу, что на работе случается, пускай начальство не ругается. Коль суждено быть сокращенным, хочу я быть Христом прощенным. Да будет воля твоя. Аминь».
Прошение на победу в спорте
«О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.
Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Молитва о защите
«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».