в чем помогает евангелие
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:
«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».
Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».
Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.
Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.
Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.
И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.
Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.
На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.
Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.
Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.
Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.
«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.
Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».
Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.
Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.
Православная Жизнь
И правда, разве мало того, что раз прочитал?
Даже один раз Евангелие можно прочитать по-разному
В связи с этим вопросом мне вспомнилась беседа между православным священником и иудейским раввином на одном из каналов YouTube. По мере дискуссии спикеры коснулись темы чтения Священного Писания, и раввин сказал, что он читал Евангелие один раз в жизни — когда проходил обучение, ему разрешили старшие раввины. Все его впечатления ограничились тем, что он обратил внимание на противоречия и неточности.
Когда я это услышал, у меня в голове всплыл образ митрополита Антония Сурожского, который тоже один раз прочитал Евангелие — и это его перевернуло. Ему на тот момент исполнилось четырнадцать лет, это был период, когда он переживал подростковый кризис и переезд в Европу, был увлечён мыслью о том, как освободить Россию от коммунистической власти — находился на волне радикального патриотизма. И в это время он услышал от священника о том, что нужно любить своих врагов, благословлять проклинающих и подставлять другую щёку.
Дома он открыл Евангелие от Марка, потому что оно самое короткое, а когда дочитал — почувствовал, что Христос пребывает рядом с ним. Он Его не видел воочию, это не было галлюцинацией — просто чётко осознал Его присутствие в момент, когда закончил чтение. Конечно, это очень изменило его жизнь, и мы все знаем, что впоследствии он стал глубоко верующим человеком. Из этих примеров можно сделать вывод, что читать Евангелие можно по-разному.
Сохранить свой духовный каркас
Прочитать Евангелие один раз и успокоиться — это, мягко говоря, странно, потому что Священное Писание — это пища для души. Мы кормим тело три-четыре раза в день, ещё и перекусываем между делом. А как же душа? Не надо забывать: когда человек молится Богу, он в этот момент беседует с Творцом, а когда читает Писание — Творец беседует с ним. Как можно ограничиться общением с Богом всего-навсего одним разом в жизни? Для христианина это невозможно. А просто прочесть Библию и поставить галочку «читал!» — это как-то совсем мелко.
Человек меняется, взрослеет, мудреет. С ним происходят всевозможные возрастные трансформации, он приобретает жизненный опыт — и всё это влияет на восприятие текста. Перечитывая художественное произведение, он будет каждый раз открывать что-то новое. Очевидно, что «Война и мир» в четырнадцать лет — это одна книга, а в сорок — совсем другая. Так и с Евангелием, и с другими текстами Священного Писания, которые я тоже призываю читать. Послания и Деяния святых апостолов, Откровение, Ветхий Завет — этот духовный каркас нельзя терять.
Сейчас существует очень большая проблема: православные христиане практически не читают Ветхий Завет, результатом чего становится неполноценное, однобокое, плоское восприятие Священного Писания. А ведь все святые учат нас не пренебрегать им! Преподобный Серафим Саровский придавал ему большое значение и говорил, что наш ум должен плавать в словах Писания. Сам он каждую неделю прочитывал Новый Завет полностью. Понятно, что преподобный Серафим был монахом и аскетом, но что нам мешает каждый день прочитывать хотя бы несколько строчек?
Сколько и как читать?
Читать Евангелие можно по-разному. Большими частями и маленькими, по несколько глав в один присест или вечером перед сном по одной. Можно читать по дороге на работу, в транспорте, слушать в аудиоформате. Можно по зачалам (фрагментам, предназначенным для чтения в храме во время богослужения в тот или иной день) или по абзацам. Да хоть по несколько строчек — уже хорошо!
Можно пойти другим путём: сейчас в YouTube появилось множество каналов, на которых можно послушать небольшой отрывок из Писания. Например, «Мир православия» предлагает рубрику «Остановись, послушай!», где неспешно в течение пяти минут читают Евангелие. Это так замечательно — посреди нашей сумасшедшей жизни остановиться и переключиться, чтобы обогатить свою душу!
В деле изучения Евангелия важна регулярность. В идеале надо посвящать этому время каждый день. Почему так? — потому что даже народная мудрость гласит: «Глаза не видят — сердце не болит», «далеко от очей — далеко от сердца». Апостол Павел учит: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Если не получается каждый день — читайте реже, главное — выработать свой ритм.
Призывая читать Евангелие каждый день, я всегда предостерегаю наших верующих от максимализма. Излишний энтузиазм опасен в любой сфере: в работе, семье, спорте — и в духовной жизни в том числе. Не надо допускать фанатизма, это чревато травмами. Вы можете просто объесться: день проведёте за чтением Евангелия, а потом в руки его не возьмёте. В наше нелёгкое время, когда люди очень повреждены духовно, на чём-либо настаивать нет смысла. Вообще, заставить человека молиться или читать Библию нельзя: невольник — не богомольник. Мы можем только предложить ему это, объяснить, что все его проблемы, как и все проблемы человечества — от незнания Писания. Если бы его знали и изучали, это преобразило бы многие жизни.
Чтобы не одичать
Когда я размышлял над темой многократного чтения Евангелия, у меня возникла такая аналогия. Воскресный день мы празднуем пятьдесят два раза в году — зачем это нужно? Разве не хватает Пасхи один раз в год? К чему нам каждую неделю эта малая Пасха, особые приветствия, заповедь посвящать Богу седьмой день недели? Для чего? Да чтобы человек не очерствел, чтобы не одичал совсем, не превратился в животное, не забыл Бога! По этой же причине и Евангелие читать нужно как можно чаще. Оно требует вдумчивого отношения к себе. Человек должен искать себя на его страницах, иначе — зачем это всё вообще? Надо читать — и узнавать себя, находить свои проблемы в том, что слышишь из уст Спасителя, когда Он говорит о том или ином моменте духовной жизни.
В спорте, чтобы достичь определённой физической формы, надо посвятить тренировкам как минимум месяц. Если долгое время не занимался, то за меньший срок никак не выйдет обрести силовую выносливость. А потерять форму можно за три дня бездействия. То же самое происходит и в духовной жизни. Наша природа нам подсказывает, как нужно жить, чтобы не терять те или иные навыки. Если человек не двигается физически, у него происходит атрофия мышц. Если он не тренирует свой главный орган — мозг, то через некоторое время в дверь постучится дедушка Альцгеймер.
Если пренебрегает чтением Священного Писания — откуда христианин будет знать, как жить? Откуда узнает, что блаженны нищие духом, что нельзя красть, что надо подражать Христу? Он начнёт постепенно сходить с ума. Выглядеть будет нормальным, но жизнь его станет безумной. Люди практически не изменились на протяжении многих тысяч лет. Да, у нас есть айфоны и невероятные технологии, но в духовном смысле мы полные профаны, а это путь в никуда.
Это сложно?
Да, поначалу может быть сложно, но это не страшно. Главное — читать. Мне в этой связи вспоминается притча о том, как к духовнику пришёл послушник и пожаловался, что читает Писание, но ничего не понимает. «Возьми грязный кувшин, налей в него воду, а потом вылей», — сказал старец. Юноша сделал, что было велено. Старец попросил повторить так несколько раз, а потом посмотреть в кувшин. «Что ты видишь?» — спросил он. «Вижу, что кувшин стал чище», — ответил послушник. «Вот так и ты!» Читая Евангелие, мы можем не полностью его понимать, но след от чтения остаётся: душа, разум, сердце становятся чище.
Сейчас принято ругать Кураева, но у него были хорошие мысли, с которыми я согласен. Он как-то сказал, что находит в христианстве много того, что не понимает, и это убеждает его в том, что оно истинно. Если бы всё было понятно, — это значило бы, что собрались люди, которые всё придумали, записали и логично по полочкам разложили — чтобы никаких сомнений не возникало. У нас же есть целый перечень богословских вопросов, которые не имеют ответов. И эти непонятные моменты убеждают нас в одном: нам известно о Боге ровно столько, сколько Он нам Сам открыл. Он непостижим — и, тем не менее, стал таким же, как и мы, пришёл в наш мир, и это абсолютно удивительно.
Евангелие для нас — это навигатор, инструкция к жизни. Если выстраивать жизнь по нему, это исцеляет душу, избавляет от многих проблем: тревожности, невротической обеспокоенности, страхов и фобий.
Подытоживая, я хотел бы призвать наших читателей изучать Священное Писание, потому что оно приводит в порядок и гармонию наши волю, ум и чувства. Читать его надо, чтобы у нас в голове не было каши, а была, как пишет святой Паисий Святогорец, «фабрика добрых помыслов». Если ум будет занят чтением Писания, то удастся навести порядок и в жизни. Будешь меняться сам — изменится и всё вокруг тебя. Это ли не повод обращаться к Евангелию как можно чаще?
Протоиерей Константин Лисняк
Зачем читать Евангелие каждый день?
Евангелие — это священная книга христиан, благая весть о приходе в мир Спасителя. Из нее мы узнаем, как Христос жил на земле и какие заповеди оставил человечеству. Отрывки из Священного Писания читают во время богослужений. Но этого бывает слишком мало, чтобы понять и жить по заповедям. Возникает вопрос: как читать Евангелие дома и зачем это делать?
Каждый раз открываешь как первый
Церковь учит, что человек может спастись благодаря исполнению евангельских заповедей. А разве можно исполнить то, чего не знаешь? Из этого следует, что первый шаг навстречу к Богу — это молитва и чтение Евангелия.
Это совершенно уникальная книга. Скептик скажет: подумаешь, четыре повествования от разных авторов, притом что у троих по-разному изложены практически одни и те же сюжеты — что в этом нового и уникального? Особенность Евангелия в том, что каждый раз его открываешь иначе. Многие христиане неоднократно читали его, но каждый раз обращали внимание на что-то новое.
Рассказывает православная христианка «со стажем», по образованию радиофизик: «Мне говорят друзья-сокурсники: и что ты там в своей религии нашла? Ты же умный человек, физик по образованию. А я и отвечаю: понимаете, в нашей отрасли я уже достигла «потолка», а читая Евангелие, каждый раз открываю для себя что-то новое. Иногда сидишь и понимаешь: 20 лет ежедневно держу в руках эту книгу. Но такое чувство, что этого фрагмента я еще ни разу не читала. Здесь открывается такая глубина, что дна не достигнешь даже за всю жизнь».
Если человек регулярно читает Евангелие, думает над прочитанным, то он просто не может не измениться.
Как читать Евангелие дома?
Нет конкретных правил, но есть только отдельные рекомендации, что указывают на почтенное отношение ко святыни. Евангелие — это благая весть о Боге-Слове. Со священных страниц человек как бы беседует с Богом. Поэтому желательно иметь конкретный настрой, выбросить из головы отвлекающие мысли. Можно прочитать специальную молитву перед чтением Священного Писания либо обратиться к Богу, чтобы от чтения вы получили духовную пользу, а не наоборот — согрешили невнимательностью, рассеянностью и суетливостью.
В знак благоговейного отношения принято читать Евангелие стоя. Но если человек устал за день, не имеет возможности стоять, постоянно думает о том, как бы облокотиться, то лучше ему будет сразу сесть.
Хорошо, если имеется возможность уединиться, один-на-один пообщаться с Богом, когда никто и ничто тебя не отвлекает. Но не всегда так получается.
Как часто и какими объемами нужно читать Евангелие?
Желательно делать это каждый день. Если имеете твердое намерение, попросите благословение у духовника.
Оптимально открывать для себя Священное Писание двумя способами:
Первый способ более затратный по времени, зато отсекается возможность непонимания контекста евангельской истории. Второй полезен тем, что если читать вечером те фрагменты, которые будут звучать на Литургии, то во время пребывания в храме человек будет внимательно слушать чтение Евангелия.
Зачем пользоваться дополнительными объяснениями?
Чтобы не возникло ложного понимания, желательно знать исторический контекст и пользоваться толкованиями. Посмотрите на протестантов. Они каждый день знакомятся со священными текстами, но каждый привык по-своему понимать суть написанного. Отсюда и появляются разные ереси и расколы. Поэтому человеку лучше не «разводить самодеятельность», а воспользоваться проверенным веками опытом церкви.
Авторитетными можно назвать пояснения таких толкователей:
Новоначальные могут столкнуться с тем, что мысли Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского им покажутся не совсем доступными. Поэтому вначале можно читать Закон Божий Серафима Слободского и тексты трех последних толкователей. Также часто задают вопросы по поводу того, на каком языке лучше читать Евангелие. Если церковнославянский вам кажется слишком трудным, читайте на родном языке. Со временем можно изучать язык церкви и параллельно читать разные переводы.
Что делать тогда, когда не понимаешь и читать очень трудно?
Надо не останавливаться. Понимание приходит не сразу, а как результат прилагаемых усилий. Также необходимо молиться, чтобы сам Бог Слова открыл нам свою благую весть.
Почему читается трудно? Потому что бесы пытаются разными способами отвлечь вас от Священного Писания. Они боятся, что вы примете его и будете жить по заповедям.
Если бы в это время вы сидели в соцсетях или читали бесполезные статьи в Интернете, то вам бы совсем не хотелось спать, самочувствие не казалось бы таким плохим и так далее.
В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова есть рассказ о неком ученике, который уже длительное время читал Евангелие, но ничего не понимал. Однажды он пришел к учителю за советом: как быть? Нужно ли читать, если ничего не понимаешь и не усваиваешь?
На что учитель ответил: если бросить грязное белье в ручей, то даже без стирки оно очистится (на него подействует проточная вода). Если забрасывать в нашу голову Божественное Слово, то Оно также будет очищать наши мысли, просветлять восприятие.
Поэтому ответ однозначен: надо читать и очищать себя. Также важно осознавать, какую Книгу держишь в руках. Некоторые верующие по благословению читают Евангелие дома и молятся. Есть те, кто просит о своих родных и друзьях, каждый день читают по главе, делая это за конкретного человека.
Есть даже свидетельства тех, кто делал это на протяжении длительного периода (40 дней, полгода, год), а потом удивлялся, когда совсем далекие от веры люди приходили к Богу. Так что чтение Евангелия можно назвать и своеобразной молитвой.
Как не только читать Евангелие, но и жить по-евангельски
(На примере чтения и разумения Ин. 17)
Золотые слова сказал философ Поварнин про книги, которые вдохновляют. Будет полезно из такой книги выписать самые сильнодействующие места, перечитывать и черпать вдохновение. После каждого чтения – подумать, как полученные нами из книги импульсы применить к жизни. И как можно скорее превращать их в наши действия. Тогда образуется очень ценный навык. В противном случае встреча с вдохновляющей книгой обернется пустой мечтательностью. Золотые слова!
Новый Завет способен дать человеку гораздо больше, чем любой супергениальный текст. Надо только правильно его читать
Эти золотые слова относятся к книгам гениальных писателей. А что с Книгой книг? Новый Завет способен дать человеку гораздо больше, чем любой супергениальный текст. Надо только правильно его читать. Опираясь на вековой опыт Церкви, святитель Феофан Затворник советовал читать Новый Завет так:
Кто пробовал подобным способом читать Новый Завет, тот знает, что Бог такое отношение к Библии благословляет. Помогает понимать, вдохновляет, дает силы жить по Писанию. Бог делает реальностью то, что казалось невозможным. Его Слово – живое и действенное всегда.
Этот способ чтения не такой сложный, как кажется. Приведем пример. Выберем отрывочек из Нового Завета. Пусть это будет 17 глава Евангелия от Иоанна. А теперь последуем советам святителя Феофана, детализируя его советы, когда потребуется.
1.
Господи, просвети мой ум, помоги впитать Твое животворное Слово!
Услыши и помилуй!
Можно помолиться словами святителя Игнатия:
«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественного Евангелия, читаемыми во спасение. Попали, Господи, терние всех наших согрешений, и да вселится в нас благодать Твоя, очищающая, освящающая всего человека, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
2.
Читаю Ин. 17.
Неторопливо, от начала и до конца главы. Нужно получить общее впечатление.
3.
Размышляю над Ин. 17, ставлю вопросы:
«Кого я встретил в этой главе Библии как читатель? Что здесь происходит и в каком контексте? Где происходит и когда?»
Мы встречаемся с Христом и Его апостолами на Тайной Вечери. Звучит Первосвященническая молитва Христа. Христос готовится к Голгофе, позорный Крест станет местом прославления Христа. 2000 лет назад в ветхозаветный Иерусалим приходит Царь-Христос. Наступает момент, когда Он, как Агнец Божий, принесет жертву. Он прольет Кровь Нового Завета, искупит грехи людей. Христос молится об апостолах, чтобы Небесный Отец сохранил их от зла, от непосильного искушения. Христос молится о других Своих учениках, о новозаветной Церкви.
Полезно спросить: Какое указание Слово Божие дало для участников библейских событий? Дело в том, что Слово Божие – это не информация к размышлению, а руководство к действию. Так это воспринимали люди библейской эпохи. Мы сейчас практически всё воспринимаем как информацию. А Слово Божие – это помощь нам, когда мы заблудились, потеряли путь и ищем его. Слово Божие указывает верный путь. Бог указывает надежную дорогу, идя рядом с теми, кто прислушался к Нему. Слово Божие – не только навигатор, указатель на пути, оно наполнено живой силой, Бог укрепляет нас на пути.
Слово Божие – это не информация к размышлению, а руководство к действию
Ин. 17 написано апостолом – участником Тайной Вечери. Апостол Иоанн в своем Евангелии пишет о том, что Христова молитва исполнилась: этот апостол выдержал испытания, остался рядом с Христом, не испугался, был на Голгофе. Христос молился, чтобы апостолы были освящены Божьей силой, то есть были достоянием Божиим, жили под покровом Всевышнего. И молитва стала реальностью.
Указание Слова Божия для первых читателей. Апостол пишет Евангелие после разрушения Иерусалима, «в изгнании», но до ссылки на остров Патмос (где ему был открыт Апокалипсис). Первые читатели Иоанна получили Евангелие, в котором 90% текста не повторяет первые три Евангелия (Мф., Мр., Лк.). Что нового узнают первые читатели из Ин. 17? Христос просит, чтобы Церковь Его была там же, где Сам Он, чтобы Церковь видела небесную славу Христа. В наше время «слава» – это известность, почет. Для первохристианской общины «слава» – это сияющая мощь, явное присутствие Бога – в Теле Христовом.
Некоторые христиане погружаются в культуру людей библейской эпохи, читая современные научные исследования по библейской истории, текстологии. К подобным исследованиям стоит относиться с осторожностью. Примерно 200 лет назад протестанты сделали модными сверхкритические работы по библеистике. Внешне эта «критика ради критики» оформлена по стандартам научного исследования, но по сути она ведет читателей в псевдонаучный тупик. Многие образованные люди это сознают, за последние 100 лет ситуация в «научной библеистике» стала оздоравливаться. Для православных христиан очевидно, что святые отцы не хуже современных исследователей были знакомы с реалиями библейской культуры. Хотя бы потому, что святые отцы по времени и месту жили ближе нас к библейским реалиям. Они жили по Библии, и это особая книга. Слово Божие впускает читателя в свое пространство. Святые отцы смотрели на Библию не извне, а изнутри.
Библейские толкования святых отцов из века в век образуют золотую цепь церковного Предания
Для святителя Афанасия Александрийского (IV в.) в словах Сына Божия: «да будут все едины: как Ты, Отче во Мне» (Ин. 17, 21) звучит указание на обожение. Святитель Иоанн Златоуст (V в.) в том, что Христос на молитве возвел очи на небо, видит указание на пользу усердной молитвы во время искушений. В толкованиях блаженного Феофилакта Болгарского (XI в.) прочитывается указание на догмат о Богочеловечестве Христа: Отец дал Сыну людей, а Сын дал людям жизнь вечную – значит, Сын – это Бог (Ин. 17, 2).
Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) отмечает, что Христос являет имя Отца (Ин. 17, 6), то есть сообщает людям совершенное познание Того, Кто превыше познания. Здесь прочитывается указание на аскетический путь к Богу: очищение от страстей → познание (сердечная молитва) → совершенство в богопознании. Праведный Иоанн Кронштадтский (XX в.) видит указание на бедствия: апостолы не от мира (Ин. 17, 14), если бы сейчас больше людей было не от мира, то не было бы явлений гнева Божия.
После этих указаний, на которых ощутима печать конкретной эпохи (IV-го и XI-го, XIX-го и XX-го вв.), можно поискать указание Слова Божия для всех времен. Такое обобщающее указание выразил святитель Иоанн Златоуст: христиане «имут радость Мою совершенную» – значит, будучи еще несовершенны, мы не смущаемся – при испытаниях Христос с нами.
Каждая эпоха имеет свои особенности, отсюда у людей возникает вопрос: Какое указание Слова Божия для нас? Жизнь стремительно меняется, и в святоотеческих текстах поздней Античности напрямую не найти тему виртуализации человеческой жизни. Но косвенная помощь от святых отцов и здесь приходит. Хотя, конечно, особенности жизни XXI столетия учитывают современные церковные авторы. Хорошо чувствовал дух нашего времени и необходимость быть христианином сейчас Митрополит Сурожский Антоний. К примеру, владыка Антоний видел указание на эсхатологический смысл первосвященнического подвига Христа. Христова победа на Голгофе – решающая, последняя и окончательная, эсхатологическая; Христово священство выше, чем священство народа Божия (Исх. 19, 4). Благодаря Христу в конце времен мы познáем так, как сами познаны (1 Кор. 13, 12).
Для поколения Митрополита Антония (1914–2003) было характерно эсхатологическое восприятие многих событий жизни. Указание для моего поколения (1973 г.) может быть и с эсхатологическим наполнением, но может быть и иным. Помню конец 1980-х, возрождение церковной жизни в полуразрушенном московском храме. На ободранные стены вешали первые иконы, священник распоряжался их размещать немного выше уровня глаз. Так лучше молиться. Думаю, это распоряжение соотносится с тем, что на молитве Господь «возвел очи горé» (Ин. 17, 1). Нашему поколению предстояло учиться смотреть на Лик Христов снизу вверх. И переучиваться: перед важными событиями в жизни не за приметами следить, а молиться.
4.
Возбудить сочувствие к тому, что понято,
довести его до сердца, полюбить его
Наконец приступим к указаниям Слова Божия лично для меня. Мы у цели всех размышлений над Библией. Мы познакомились со святоотеческими толкованиями и проповедями наших современников – это необходимая подготовка. Она хранит меня от субъективных толкований Слова Божия.
Что Бог ждет от меня? Ответить на этот вопрос непросто. Мне могут помочь духовник и окружающие люди
Теперь я готов вслушиваться в Слово Божие, обращенное ко мне. Что Бог ждет от меня? Ответить на этот вопрос непросто. Мне могут помочь духовник и окружающие меня люди, особенно родные. Надеюсь, Вы меня простите, я не буду сообщать, что именно я воспринял как указания для меня, и какие из них я считаю первоочередными для выполнения. Это всё сугубо личное, и у каждого из нас это будет свое.
Однако лучше и в этом случае дать иллюстрацию; предположим, что самое сильное действие на меня оказало толкование блаженного Феофилакта: Христос дает людям вечную жизнь – значит, Он – Бог. К тому же через неделю я должен преподавать семинаристам богословское учение о Христе. Уверен, блаженный Феофилакт вдохновит меня на этот урок.
Как мне довести толкование блаженного Феофилакта до сердца? – Вдумаемся, прочувствуем: мы получили жизнь от наших родителей, прошло время, мы выросли и сами стали родителями, подарили жизнь нашим детям. Это дар временной жизни. А Христос дает вечную жизнь. Он это прямо обещает в Евангелии много раз. На дар вечной жизни способен только вечный Бог.
И я Тебя, Господи, люблю, помоги возненавидеть все мои грехи, которые не дают мне приблизиться к Тебе. Слава и честь Господу Иисусу Христу! Он заключил Свой Завет с каждым из нас, и со мной тоже, чтобы моя жизнь стала вечной радостью. Благодарю Тебя, Господи!
Восхотеть использовать в жизни ту богооткровенную истину,
которую возлюбил
Апостолы получили от Христа залог вечной жизни, они исполнили свое предназначение, вошли в поток священной истории, в вечность. А могло быть иначе. Когда-то Соловьев написал страшные строки: «В лесу болото, в болоте мох. Родился кто-то, потом издох». Не хочу провести жизнь в болоте. Не желаю быть высокоорганизованным животным: родиться, суетиться, издохнуть навсегда. Хочу стать Божьим человеком, получить от Христа вечную жизнь и сохранить ее, – вот цель моей временной жизни.
Господи, я недостоин, но прошу – дай мне счастье познать Единого Бога, Тебя, Отче, и Сына Твоего, по благодати Духа Святого! (Ин. 17, 3) Я знаю, что это опытное познание Бога требует очищения моего сердца от греховных страстей. Помоги очиститься. И, когда Ты Сам изволишь, дай прикоснуться к истинному познанию Тебя – вечного Бога.
6.
Определить, в каких ситуациях пригодятся
понятые и возлюбленные истины из Слова Божия
В ближайшие дни я остаюсь дома. На самоизоляции активизируется страсть ленивого уныния, чревоугодия… С ними надо бороться усердно, молитвой и постом, самоотчетом, силой Божьего милосердия. Буду вести дневник приема пищи, дневник молитвы (и домашнего богослужения) – безотлагательно. За то, что получилось успешно, буду благодарить Христа, за то, что не удалось, – каяться.
Господи, помоги в борьбе за вечную жизнь приобрести навык
Господи, помоги в борьбе за вечную жизнь приобрести какой-то живой опыт, приобрести навык. Недели будет мало для хорошего навыка. Помоги, Господи, в ближайшие дни, и сподоби меня продолжать борьбу до победного конца. Не дай мне соскользнуть в пустую мечтательность и прелесть.
7.
Прилагать истины к делу, то есть жить по Писанию
В чем состоят указания Слова Божия лично для меня, понятно в достаточной мере – для того, чтобы действовать. Ясно, какие из этих указаний первоочередные.
Бог через Свое Слово говорит всем нам, и мне в том числе. Он ждет ответа. Мой ответ Богу – это моя жизнь в ближайшую неделю. Жизнь по Ин. 17, с помощью блаженного Феофилакта.
8.
Итоги и перспективы
Неделя жизни по Священному Писанию, в потоке Священного Предания, пройдет. Тогда можно подвести итоги. И наметить перспективы, как мне дальше двигаться в пространстве Евангелия, как жить по-христиански. А лучше не ждать окончания недели, каждый день вечером подводить промежуточные итоги. Если понадобится, можно обсудить какие-то текущие события моей жизни по телефону с духовником, пока нет разрешения приехать на Исповедь.
Господи, помоги нам пережить вирусное поветрие, все его последствия. Христе, прости и благослови нас!