в чем польза рифмы
Роль рифмы в стихотворениях
Иногда создание стихов начинается благодаря вдохновению, которое приходит в неожиданное время: стоя в очереди супермаркета или спортзале. Важно все появившиеся мысли тут же записать. Но порой случаются события, окрашенные в темные цвета, пробуждающие желание творить. Поэты через стихи выражают чувства горя или радости. Эти эмоции складываются в необходимые слова и рифмы, создавая настоящий шедевр поэзии.
Что такое рифма?
Рифма – это повторение одинаковых или похожих звуков в конце двух и более слов. Рифму мы слышим в стихотворениях и песнях, именно она привлекает внимание слушателя. Рифмовать способен каждый человек. Считается, что это приносит пользу, ведь заниматься рифмовкой можно, где угодно. Для этого необходимо всего лишь подключить воображение и начать подбор рифмы к слову. Для улучшения своего уровня стоит с каждым разом усложнять задание. Развитая фантазия и образное мышление помогут находить оригинальные варианты.
Как научиться писать стихотворения?
Для того, чтобы улучшить свой навык рифмы, а также начать писать стихи, стоит выполнять несколько шагов:
Почти каждый человек когда-либо играл в «слова из слов». Это отличный способ заставить себя подумать и тренировать свой мозг, а также прекрасный вариант вечернего семейного досуга.
Также важным шагом для творческого «прилива» является научить себя чувствовать все вокруг.
Советы
После того, как у вас стали получатся приятные слуху стихи, работа не заканчивается. Необходимо выполнять следующие пункты:
Не бегите затем, чтобы написать много строк. Краткость – сестра таланта.
Чем бы вы не занимались, стоит помнить: страх нового не должен быть определяющим фактором в вашей жизни, в особенности, когда дело касается творчества. Удачная импровизация – результат тщательной и долгой подготовки.
Консультация «Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками»
Анастасия Аристова
Консультация «Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками»
«Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками«
Аристова Анастасия Александровна
учитель-логопед
высшая квалификационная категория
Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов.
По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
Она позволяет создать поговорку, потешку, скороговорку, стихотворение.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Это особо касается детей с речевыми нарушениями, поскольку оказание коррекционной помощи осуществляется на основе использования специальных образовательных технологий, в максимальной степени способствующих их развитию. Рифмованная речь, основанная на ритмичном произношении звуков, знакома и близка ребенку с самого рождения. Дети впервые слышат её от мамы с первыми потешками, колыбельными песенками. Ритмичность и слаженность стихотворных строк позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него игровой форме. Рифмы развивают фонематическое восприятие, то есть умение различать звуки и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по отношению к фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин). «Игры в рифму» развивают у ребенка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма. В совокупности с движениями тела, развитием мелкой моторики и органов артикуляции способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогают избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Благодаря использованию рифмы ребенок лучше запоминает, у него развивается воображение. При подборе рифмы дети не всегда сразу подбирают нужное слово, перебирая разные варианты. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развитие речи проходит более быстро и успешно. Поэтому использование рифмы как технологии в логопедической работе по преодолению тяжелых нарушений речи оптимизирует и повышает эффективность деятельности.
Игры на развитие речи с использованием рифмы.
Игры на развитие фонематических процессов.
На толстой белой ножке
Наверняка любой грибник
Найти мечтает (боровик)
Белым снегом всё одето,
В кладовой шуршала шишка (мышка,
Под сосной лежала мышка (шишка).
Игры на развитие артикуляционной моторики.
— «Артикуляционная гимнастика в считалках»
Раз – улыбку покажи,
Три – с горки деток прокати,
Четыре – язык к носу потяни,
Пять – на лошадке поскакать,
Шесть – на качелях покачать,
Семь – мы язык потянем вниз,
Восемь – за грибочком потянись,
Девять – язык в «чашку» преврати,
Десять – и немножко отдохни.
— «Артикуляционная гимнастика в стихах»
Если любишь сладкий чай,
Скорее чашку доставай.
Держи покрепче язычок,
Чтоб не пролился твой чаек.
Мы – веселые качели,
Мы летаем выше ели.
Ты скорей на нас садись,
Крепко ручками держись.
Игры по формированию лексико-грамматических категорий.
Нет крылечка, колечка, сердечка …
Игры на обогащение словаря.
На большой зелёной ветке
Сидят белочкины (детки). Как их зовут?
Не коты! Пока… (котята).
У коровы есть ребенок –
Белый в пятнышки … (теленок).
Игры-рифмы при переключении с одного вида деятельности на другой.
— Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть…
Мы читали и играли,
И немножечко устали.
Встанем, вместе отдохнем
И опять играть пойдем.
Игры-рифмы на координацию речи с движением.
Мы в зеленый сад пойдем,
Много яблочек сорвем,
Мы положим все в корзину,
В детский сад их отнесем,
И потом компот попьем, Шагают
Тянутся, срывают «яблоки»
Наклоняются, складывают «яблочки» в корзину
Несут перед собой корзину
• А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина «Логопедические игры для детей», Москва, Лада, 2010
• Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить», Москва, Гном и Д, 2008
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкльного образования»
• В. Ф. Жесткова «Занятия с использованием элементов песочной терапии», журнал «Логопед», № 7, 2009
• Т. А. Ткаченко Коррекция фонетических нарушений у детей.Подготовительный этап: пособие для логопеда»,, Москва, 2008
• Т. А. Куликовская «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи», Москва, Астрель, 2010
• Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.
Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.
Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.
Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.
Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.
Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.
Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».
Зачем нужна рифма?
В первом приближении можно сказать, что рифма – неотъемлемая часть стихотворения, только и делающая его таковым. Незнайка из сказок Николая Носова шёл ещё дальше и неотделимо связывал стихотворение с рифмой, причём последнюю он определял, как «слова, оканчивающиеся одинаково». Это и привело к появлению незабвенной рифмы «палка — селёдка».
Таким образом, получается, что рифма не обязательно должна присутствовать в стихе. Тем более, определять его.
Тогда зачем же она там?
Можно предположить, что рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания. Другими словами, добавить стиху музыкальности. А о близости поэзии и музыки (чуть ли не родственной близости) сказано немало.
Однако разве можно спорить с тем, что и белый стих, порою, достигает вершин музыкальности и изящества? Белый стих, как правило, применим для крупных произведений (элегий или поэм), в которых подчас больше внимания отдано содержанию, а потому в форме допустимы определённые упрощения. Эти упрощения проявляются в отсутствии рифмы. Но то обстоятельство, что отдельные строки не зарифмованы между собой, совсем не мешает произведению звучать. Ритма вполне хватает.
Впрочем, и жанр верлибра (стих, свободный от рифмы и ритма) — форма весьма распространённая. Некоторые отдельные стихи, написанные верлибром, тоже весьма изящны.
Так что стремление к звучности и гармонии хоть и реализуется с помощью рифмы, но не только и не обязательно только с её помощью.
Что же ещё может стать причиной рифмы?
Есть и точка зрения о прикладном назначении рифмы, а именно о мнемоническом назначении. То есть считается, что рифма способствует лучшему запоминанию стихов. Своего рода, мнемонический смысл рифмы.
Это, безусловно, так, но как же тогда умудряются запоминать прозаические тексты или монологи драматических героев? Выходит, что рифма лишь помогает, но совсем не обеспечивает запоминание. Другими словами, можно запоминать и без неё.
Так какое же тогда неотъемлемое свойство есть у рифмы? Что она гарантирует стихотворению, коли она в нём есть?
Позволю себе поделиться следующей точкой зрения: рифма создаёт основу для восприятия метафор.
Любое стихотворение полнится метафорами: образами, сравнениями. Любая метафора строится на схожести свойств предметов, их образов. К примеру, сравнение «облака, как вата» рождается от того, что облака напоминают вату. То есть метафора происходит из своего рода синонимии смыслов, синонимии образов двух слов.
А рифма образуется по определённым законам, но ключевым является созвучие некоторых частей слова. Можно сказать, что рифма — это синонимия звуков.
Улавливая рифму, улавливая схожесть звучания, наше сознание настраивается на улавливание также и синонимии смыслов, то есть метафор. Можно сказать, что в рифмованном стихотворении легче улавливаются метафоры, легче воспринимаются образы и сравнения.
В пример можно привести бокал с вином. Бокалом в нашем случае будет являться форма стиха, его звуковая оболочка, полная рифмами (синонимией звучания). И эта форма помогает доносить содержание: сравнения, метафоры, образы (синонимию смыслов). То есть всё то, что будет являться нектаром — наполнением бокала.
Именно для лёгкости восприятия метафор и нужна рифма.
Рифма одна из особенностей поэтических произведений в чем польза рифмы
Ответ или решение1
Благодаря рифме любое стихотворение легко выучить. Она придает произведению легкость звучания, певучесть и ритм, что способствует быстрому запоминанию стихов. Подбор качественной рифмы — это нелегкая задача, подвластная настоящим мастерам своего дела.
Без рифмы не было бы поэзии. Даже несмотря на то, что современная поэзия все чаще отходит от понятия рифмы, предпочитая велибры, без нее не было бы тех гениальных поэтических строк, которые подарили нам классики.
Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
Что делать не стоит:
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
Что делать не стоит:
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Узнай, что тебя ждёт на ЕГЭ 2020
Регулярно решая тесты, ты сможешь оценить свой уровень знаний и поработать над слабыми местами
Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?
Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков.Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!
Получи подарки и стикеры «Вконтакте»
Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!
Ответ или решение1
Благодаря рифме любое стихотворение легко выучить. Она придает произведению легкость звучания, певучесть и ритм, что способствует быстрому запоминанию стихов. Подбор качественной рифмы — это нелегкая задача, подвластная настоящим мастерам своего дела.
Без рифмы не было бы поэзии. Даже несмотря на то, что современная поэзия все чаще отходит от понятия рифмы, предпочитая велибры, без нее не было бы тех гениальных поэтических строк, которые подарили нам классики.
Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
Что делать не стоит:
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
Что делать не стоит:
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Узнай, что тебя ждёт на ЕГЭ 2020
Регулярно решая тесты, ты сможешь оценить свой уровень знаний и поработать над слабыми местами
Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?
Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков.Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!
Получи подарки и стикеры «Вконтакте»
Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.
Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.
Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.
Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.
Рифма — это…
Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).
Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.
Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.
Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?
Из истории термина
Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.
Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.
Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.
Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.
Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.
Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.
С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.
Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).
Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.
Виды рифм
Всякий поэт знает, что рифма различается:
Точная – неточная.
Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.
Простая – сложная.
Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.
Равносложная – неравносложная.
Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.
Мужская – женская – дактилическая.
Усечённая – замещённая – йотированная.
Способы рифмовки
В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.
Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.
В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:
Проиллюстрируем все три вида:
Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.
Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.
Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.
Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.
Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.
Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.
Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!
Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».
Заключение
Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.
Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка