в чем польза арт терапии
Изотерапия для детей
Содержание статьи
Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.
Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
Показания к проведению:
Какие проблемы решает изотерапия?
Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:
Как проходят занятия?
Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.
Методы изотерапии
Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.
Техника «Марания»
Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.
«Акватушь»
Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.
«Монотипия»
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
«Рисование клубком»
Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.
«Рисование истории»
Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.
«Рисунок по кругу»
Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.
«Пластилиновая композиция»
Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.
Арт-терапия
Арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Богатая на методики, она служит способом успокоения души и тела, облегчения, снятия и устранения симптомов различных недугов. Для множества людей она является также и хобби, позволяющим с пользой провести время, снизить воздействие стресса и восстановить силы.
Что такое арт-терапия и что она дает
Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.
Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.
В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, что ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.
Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.
Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.
Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.
Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.
Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает
Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.
В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.
Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.
С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.
Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.
Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:
Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:
Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.
Методы и виды арт-терапии
С момента появления арт-терапии появилось немало различных ее направлений, и до сих пор продолжают появляться новые. Но можно назвать несколько, завоевавших наибольшую популярность:
Как видно, сессии арт-терапии могут быть очень разными. Зависит это от пожеланий человека к форме работы, а также от особенностей подхода. Как правило, перед сессией (если человек обращается к терапевту, а не практикует сам) специалист вводит клиента в курс дела и дает возможность выбрать материал для работы.
После этого клиент некоторое время работает самостоятельно, а затем вместе с терапевтом обсуждает результаты, анализирует их и при необходимости дорабатывает. Абсолютно все происходит на добровольной основе, никто никого ни к чему никогда не принуждает, и если человеку что-то не нравится, он имеет полное право отказаться выполнять задание.
Но давайте отойдем от организационных моментов. Помимо вышеназванных методов арт-терапии, существует еще и несколько ее форм. О них стоит сказать немного подробнее.
Индивидуальная арт-терапия
Для этой формы арт-психотерапевтической работы характерно то, что клиент обращается за консультацией к специалисту, а затем в его же присутствии выполняет творческие задания. Терапевт, к примеру, может дать задание нарисовать что-то на конкретную тему и в определенной технике, последовательно создать целостный художественный образ и т.д.
В большинстве случаев продолжительность одной сессии составляет от 45 минут до 2 часов. Учитывая, что это немногим больше, чем длится обычная консультация психотерапевта, человеку вполне хватает времени для погружения в творческий поток, выполнение задания, последующий его анализ и формулирование выводов.
Групповая арт-терапия
В случае с групповой арт-терапией набирается целая психотерапевтическая группа. Процесс терапии может быть организован в двух форматах:
Что касается длительности одной сессии, то традиционно она варьируется от 1,5 до 3 часов. Групповые занятия способствуют погружению каждого участника в уникальную атмосферу, где все относятся друг к другу бережно и с уважением, могут спокойно и свободно выражать свои чувства и обсуждать их, импровизировать и творить, создавая индивидуальные, парные или групповые арт-объекты.
Обычно как до, так и после выполнения заданий участники сообща обсуждают предстоящую работу. Курирует же ее квалифицированный специалист. При этом его контроль и участие в работе сводятся к минимуму. Чаще всего он просто организует занятия, назначает место и время их проведения, знакомит участников с правилами.
Но практикуется и более тесный контакт терапевта и клиентов. К примеру, специалист может интерпретировать элементы работы, принимать активное участие в обсуждениях, анализировать групповую динамику, предлагать темы и идеи для творческих проектов и выполнять какие-либо другие функции.
Следует отметить, что группы для арт-терапевтических сессий могут формироваться либо в свободном порядке, либо по конкретным критериям. В настоящее время очень распространена групповая арт-терапия для беременных женщин и людей, нуждающихся в социальной и/или клинической реабилитации, хотя эти виды можно отнести к более специфическим направлениям. Особым же успехом пользуются:
Вне зависимости от формы арт-терапии, специалисты оперируют общими и частными приемами, упражнениями и методиками арт-терапии, в том числе и технологиями, стимулирующими глубинные эмоциональные ресурсы и оказывающими мощнейший трансформационный эффект. Именно поэтому арт-терапия с участием профессиональных терапевтов считается самой результативной.
Но это не нужно считать рекомендацией и тем более условием. Многие люди практикуют и самостоятельную арт-терапию. Все, что для этого требуется, – подобрать наиболее подходящий для себя вариант терапии и начать заниматься.
Конечно же, без специальных знаний может быть очень трудно грамотно выстроить занятия и правильно интерпретировать результаты. По этой причине самостоятельный подход подойдет по большей части для развлечения, отдыха и расслабления. На этой ноте самое время подвести небольшой итог всему сказанному.
Стоит ли практиковать арт-терапию
Характерный признак и основное отличие арт-терапии от любой другой психотерапевтической методики состоит в ее абсолютной безвредности и бережном воздействии на практикующего. Принести какой бы то ни было вред с помощью творчества невозможно, в особенности, если к делу подключается профессионал.
Помимо этого, арт-терапия обращается к подсознанию человека, помогает ему добраться до скрытых глубоко внутри характеристик и ресурсов, способствует развитию креативности и образного мышления, позволяет ему отвлечься от повседневных забот и получать удовольствие от процесса творчества.
Вместе с получением эмоционального удовлетворения и эстетического удовольствия человек учится лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира, становится более сильным и защищенным в психологическом плане, обретает большую уверенность в себе, развивает стрессоустойчивость.
Занятия творчеством, тем более, если они носят систематический характер, дают человеку возможность пережить новый положительный опыт и накопить его. Арт-терапия помогает решать множество задач и проблем, среди которых и возрастные, и личностные проблемы, и конфликты, и потери, и разного рода кризисы.
Все это говорит о том, что есть смысл попробовать заняться лечением с помощью творчества. Многие люди даже называют арт-терапию настоящим путем к своей душе – путем захватывающим, интересным, необычным и насыщенным яркими образами и богатыми позитивными переживаниями.
Интересен и достоин внимания и сам процесс, и результаты, к которым можно прийти при помощи арт-терапии. Практикуя ее регулярно, можно полностью изменить свой взгляд на мир, на жизнь и на себя самого, приобрести видение творца – поэта, художника или писателя, самостоятельно пишущего сценарий своей жизни.
Вместе с этим приходит понимание своей глубинной сущности, истинных желаний и предназначения. Надеемся, что наши рассуждения подтолкнут вас к тому, чтобы добавить в реку своей жизни ручеек творческой энергии, и помогут найти способ, как сделать свой мир еще более красочным, живым и интересным.
Арт-терапия, творчество и психологические техники самопомощи
В психологии используется техника работы с бумагой, ручками, карандашами и красками. В чем польза? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к психологу Центра успешных отношений Катерине Борщевской.
Катерина Борщевская – психолог Центра успешных отношений. В 2013 году закончила БГУ, кафедру психологии, по специализации медицинская психология. Прошла обучение по направлению экзистенциальная психотерапия,арт-терапия, песочная терапия. Работает со взрослыми, подростками и детьми.
– Катерина, существуют ли в психологии техники, в которых используется бумага, пишущие ручки, краски?
– Бумага, пишущие ручки, краски – инструменты арт-терапии. Арт-терапия – это про то, как творчество связано с эмоциональным состоянием человека и влияет на него.
– В чем особенность арт-терапии?
В процессе творчества клиенты решают те же вопросы, что и в процессе психотерапии, просто путь прохождения иной. Арт-терапия является экологичной формой работы с психикой, т. к. работа происходит не напрямую с проблемой, а мы сосредоточены на ее образе, символе, метафоре. Для некоторых клиентов такой способ является более мягким и безопасным, ведь не всю боль можно описать словами.
– В каких случаях вы предлагаете ее своим клиентам?
– С помощью арт-техник можно не только проводить этап диагностики, знакомства с клиентом, но и работать с кризисными состояниями, потерями, гореванием. Можно использовать и ресурсные техники. В начале работы я озвучиваю, что есть такая возможность в нашем процессе. Далее по желанию клиента я подключаю арт-техники (это основное условие). В некоторых случаях, когда мы с клиентом приходим в тупик в совместной работе, хорошо помогают выйти из него как раз такие техники. Защитные механизмы, которые оберегают психику, слабеют, когда мы работаем не напрямую с болезненным содержанием. И в этом большое преимущество арт-методов.
– Как часто вы используете арт-терапию? С людьми какого возраста?
– Я люблю применять в своей работе арт-методы. И предлагаю их часто, и часто использую. Особенно с маленькими детьми, они ведь ещё не могут описывать проблемы словами. А на уровне рисунка мы уже можем проводить коррекцию состояния, т. е. исправлять. С подростками также прекрасно работать с помощью творчества. Через продукт творчества подросток лучше узнает себя, свои эмоции, отношение к другим людям. Со взрослыми также хорошо использовать арт-терапию. Особенно когда у клиента сознательная часть очень «сильная» и контролирующая, когда человек сосредоточен на рациональном, а эмоциональное и телесное ускользает от его взора.
– Какая техника вам нравится больше всего?
– Есть ли техники, которые клиенты могут выполнять самостоятельно?
– Да, многие техники клиенты могут выполнять самостоятельно. Например, дневник. Регулярные записи в нем – это самый простой способ самопомощи. Можно также писать (но не отправлять) письма гнева, обиды. Максимально детально описывать ситуации и чувства, выражать то, что в реальности по каким-либо причинам выразить невозможно. Можно писать письма «прощальные» тем людям, которые уже не с нами. Выражать сожаление и говорить то, что было недосказано. После того как письмо написано, его лучше уничтожить (сжечь, порвать, утопить). Но если хочется сохранить – делайте так, как подсказывает сердце.
Еще один хороший вариант самопомощи – нарисовать чувство или состояние, которое тяготит. Это может быть абстракция или что-то конкретное. Можно представить, где это чувство находится в теле, какого оно размера, какого цвета, движется или статично. И потом полученный образ перенести на бумагу. Ручкой, карандашом, красками – не имеет значения. Лучше ручкой и сегодня, чем красками и завтра (т. е. никогда). В конце рисунок также можно уничтожить. Или сохранить.
Искусство как лекарство: нейронаука объясняет успехи арт-терапии
Арт-терапия позволяет невербальным структурам мозга «высказаться» в обход вербальных — и тем самым помогает выразить скрытые травмы. Никита Отставнов — о том, как нейробиология пытается объяснить успехи арт-терапии в лечении ПТСР, почему она может помочь переносить деменцию, а также о том, что такое состояние потока.
Вы берете в руки кисть, включаете расслабляющую музыку и начинаете рисовать. Перед вами пустой холст, который постепенно заполняется линиями, формами, красками, ощущением пространства. Всё это — особый невербальный язык, который вы используете для выражения себя, своих мыслей и чувств. Так, когда вы рисуете, танцуете, слушаете или пишете музыку, смотрите на какое-то произведение искусства — вы общаетесь с миром вокруг и с самим собой. Только делаете это невербально.
В этот момент в вашем мозге происходит активная работа. В нее вовлечены и новая кора (неокортекс), и древняя кора (палеокортекс). Разные зоны мозга активно общаются друг с другом, благодаря чему мозг как бы стимулирует себя. Это позволяет вам расслабиться, выразить то, что в обычной жизни вы не можете выразить словами, и достичь состояния потока.
Описанная идея невербального общения — основа арт-терапии.
Любая практика арт-терапии — это попытка обратиться к той части себя, которую невозможно выразить словами. Язык является эволюционно более поздним образованием, чем образы, чувства и эмоции.
Помните наскальную живопись? Ее ведь недаром называют живописью: древние люди общались и сохраняли информацию посредством рисунка. Так как язык — более позднее образование, области мозга, связанные с речью, тоже развивались значительно позже тех, которые помогали кодировать информацию и чувства посредством рисунка. Эти «древние» области мозга активны и сейчас, они позволяют сохранять невербальные аспекты информации. К сожалению, эти аспекты не всегда полезны для нас.
Читайте также
Вот вполне обычная ситуация. Михаил — герой войны. Однако вернувшись в мирную жизнь, он никак не может найти себя. Ошибка на новой работе означает для него крах. Каждая ошибка сродни смертельной. Нормальный человек понимает, что ошибку можно исправить. Но Михаил не осознает этого. В его голове с ошибкой связаны совершенно иные мысли и чувства, нежели у обычного человека.
Такое явление называется посттравматическим стрессовым расстройством. Оно развивается в ответ на чрезвычайный стресс, психологические травмы, из-за неудовлетворенных ожиданий. Есть данные, что ПТСР встречается у 1–3% населения. У людей, переживших войну или любое другое экстремальное событие, вероятность возникновения ПТСР варьируется от 30% до 75%. Для кого-то таким событием будет война, для кого-то — неудавшиеся отношения с людьми, разводы или другие личные проблемы.
Источник
Эмоциональные переживания при ПТСР зачастую проявляются в повышенной возбудимости нервной системы. Травмирующее событие вызывает сильную стимуляцию наших органов чувств, из-за чего возникает повышенная физиологическая возбудимость. Это явление называют соматической памятью.
Травма оказывается спрятанной в областях мозга, которые никак не связаны со словами и языком. Поэтому лечить такую травму словесными методами трудно.
Арт-терапия с определенной долей критики применяется для лечения больных ПТСР. Она позволяет выразить переживания без использования слов, прибегая только к образам и символам. Помимо этого, арт-терапия помогает справляться с депрессиями, выражать себя при деменциях, уменьшает ментальную усталость. В статье мы попробуем разобраться, почему этот вид терапии оказывает такое благоприятное воздействие на мозг.
Из чего состоит мозг
Давайте заглянем в мозг человека, который занимается творчеством. Упрощенно рассмотрим основные особенности работы мозга. Первое и самое важное: у такого человека активированы оба полушария! Существует миф, что левое полушарие отвечает за аналитические способности, а правое — за творческие. Однако дело обстоит не совсем так.
При поражениях левого полушария мозга творческие способности действительно сохраняются, при этом страдают языковые навыки человека. В то же время ряд исследований показывает, что для того, чтобы осуществить какой-то творческий акт, используется весь мозг.
В эксперименте с художниками-савантами была отмечена приблизительно равнозначная активация обоих полушарий, разве что немного доминировало то, которое отвечало за ведущую руку. Рисуете правой рукой, значит доминирующим будет левое полушарие. Точно констатировать можно лишь то, что левое полушарие обрабатывает преимущественно вербальную и последовательную информацию, а правое — визуальные образы. При этом у людей с ПТСР вербальные зоны левого полушария остаются неактивны.
Помните, с чего мы начали? Вы под красивую расслабляющую музыку рисовали картину. Чтобы осуществить это действие, мозг подключает зрительную кору (вы должны видеть, что рисуете, где рисуете, краски, которые используете, как стоите относительно холста), слуховую (влияние расслабляющей музыки, звуки кисти), соматосенсорную кору (она позволяет вам ощущать кисть в руке, чувствовать ее положение, контролировать прикосновение к бумаге), моторную кору (ваш мозг формирует программу очень точных мелких движений, которая далее передается в нужные мышцы тела). И это лишь малая часть, ведь одновременно с этим активируются древние структуры мозга, которые помогают вам дышать, поддерживают обмен веществ, включают скрытые эмоциональные аспекты вашей памяти.
Каждое полушарие новой коры мозга (неокортекса) можно условно разделить на две функциональные области: сенсорную и исполнительную. Информация от наших органов чувств обрабатывается в задних и боковых отделах мозга (височной, затылочной и теменной долях). Как только мозг в несколько этапов обработал информацию в сенсорных отделах, он передает ее к передним отделам. Лобные отделы, в свою очередь, формируют программы ответов на эту информацию в виде поведения и движений.
Неокортекс накрывает древние структуры мозга как очень смятая наволочка. Вы наверняка слышали про гиппокамп (центр нашей памяти, который создает «карты воспоминаний») и миндалину («центр эмоций»). Еще один важный компонент древней коры — таламус. Он является своеобразным реле нашего мозга. В него приходят стимулы от органов чувств, а он направляет их в нужную зону мозга для обработки. Общение сенсорных отделов мозга с исполнительными может происходить либо напрямую, либо через таламус.
Источник
Эмоции и чувства — немного другой вид информации, нежели обычные изображения, звуки и прикосновения. По сути, никто сейчас не может сказать, как именно появляются и осознаются эмоции. Но мы знаем, что одна из наиболее вовлеченных в формирование эмоций зон мозга — это миндалина. Эмоциональная информация обрабатывается в ней, после чего через таламус поступает в исполнительную, лобную кору. Как правило, левая миндалина отвечает за обработку сознательной эмоциональной информации, правая — неосознанной.
Когда в мозг проникает какое-то травмирующее событие, оно идет через разные органы чувств, которые параллельно обрабатывают сигналы о событии. Затем информация поступает в лобную кору. Так травмирующее событие оказывается суммой осознаваемой и неосознаваемой информации. Причем большая часть этой информации запоминается в невербальном виде. Гиппокамп, который отвечает за формирование карты памяти, активно взаимодействует с миндалиной, которая как бы окрашивает воспоминание в нужный эмоциональный свет.
Нейронаука арт-терапии
Где же среди этих сложных научных изысканий затаилась арт-терапия? Как сказала Кэти А. Мальчиоди, американский арт-терапевт и консультант по психическому здоровью, «арт-терапия — это общение тела с разумом». Благодаря арт-терапии мы постоянно воздействуем на сенсорные области, вовлекаем в работу миндалину и гиппокамп, избегая при этом активности вербальных областей мозга. Занятие искусством приводит к тому, что мозг постоянно стимулирует себя.
Ученый Вийа Люзебринк объясняет эффект арт-терапии широкомасштабным вовлечением в деятельность самых разных зон мозга. Движения включают нашу моторную память, порой обходя области мозга, которые по той или иной причине работают некорректно.
Если прямая связь между передней и задней корой мозга нарушена из-за психологической или физической травмы, то опосредованная, через древние структуры мозга, способна заменить ее.
Помимо прочего в арт-терапии есть возможность использовать самые разные материалы: по текстуре, цвету, форме, такие, которые можно по-разному конфигурировать в пространстве. Всё это активирует соответствующие области мозга, оказывая еще более сильный стимулирующий эффект.
Тот факт, что в арт-терапии каждый ее элемент воздействует на более-менее определенную совокупность областей мозга, позволяет применить ее и для диагностики мозга. У больных с нарушениями в каких-то конкретных областях мозга будут наблюдаться характерные изменения в рисунке. Например, при поражениях в левом полушарии человек не сможет изобразить сложные формы, в правом — будет рисовать схематично.
Источник
Арт-терапия и деменция
Эллен Стюарт предлагает использовать арт-терапию для определения развивающейся деменции. Так, в групповых занятиях арт-терапией деменция может проявиться в пассивности человека, невозможности начать рисовать без посторонней помощи. Некоторые больные Альцгеймером могут делать рисунок очень маленьким, невыразительным, рисовать только в одном углу листа.
Важнейшей чертой арт-терапии является использование символов. Как правило, формирование символа требует обобщения опыта человека в простой форме. Символ становится многозначным концептом в нашей голове, при этом его полное значение не осознается, потому что находится не на уровне языка, а на уровне ощущений.
Это особенно важно для больных деменцией. Языковая система нарушается одной из первых у таких пациентов. Им становится очень трудно выразить себя, свои мысли и эмоции. Арт-терапия обращается не к вербальным зонам мозга, она работает через образы и символы, через сенсорику, тем самым позволяя таким людям общаться с окружающим миром.
Так как при арт-терапии мы активно стимулируем зрительные области нашего мозга, а они, по данным ученых, оказывают существенное влияние на эпизодическую память, подобный подход помогает людям с деменцией поддерживать свою память, запоминать происходящее вокруг.
К сожалению, деменция — возрастная болезнь. Тот факт, что пожилые начинают меньше нагружать свой мозг внешними событиями, чаще запираются в себе, способствует появлению у них психологических и физиологических проблем. Арт-терапия — возможность расширить горизонт, попробовать нечто новое в тот момент, когда на это есть время, — в старости. Ведь на деле старость — тот самый период, когда можно реализовать планы, и ничто, кроме физических возможностей, не отвлечет от этого. Хотите написать книгу? Самое время!
Особенности арт-терапии
В исследовании влияния арт-терапии на депрессию и ментальную усталость коллектив ученых из Швеции выделил преимущества этого подхода. Ученые отметили, что арт-терапия позволяет заглянуть вглубь в себя. При этом они подчеркнули: арт-терапия позволяет добиться лучших результатов, нежели фармакологическая или психотерапия.
Основными особенностями арт-терапии, по мнению ученых, являются: возможность самопознания и самоосознания (что и как влияет на нас), возможность самовыражения (через действия, символы, цвета), возможность коммуникации (за счет символического и метафорического мышления), возможность понять эмоции, чувства и опыт за счет работы с ними, возможность дистанцирования от сложного травмирующего опыта, возможность включить креативность и воображение, а также отличная сенсорная стимуляция, которая позволяет интегрировать наш разум/душу с действиями нашего тела.
Все эти особенности могут привести к тому, что человек, занимающийся арт-терапией, будет достигать состояния потока, которое в свое время описал Михай Чиксентмихайи. Это особое состояние сознания, когда время будто останавливается, когда человек всецело фокусируется на деятельности, забывая обо всём остальном.
Чиксентмихайи обнаружил это состояние, изучая художников. Те полностью отдавались процессу создания картин, порой забывая о еде и сне, а по завершении теряли к картине всякий интерес.
В состоянии потока повышается внутренняя мотивация человека, это приводит к чувству психологического роста. Мы концентрируемся, осознаем свои действия, повышаем уровень контроля над деятельностью. Меняется даже восприятие времени. Человек в таком состоянии обычно глубокого дышит. Возможно, в этот момент он накапливает положительный эмоциональный капитал для будущих действий.
Во время состояния потока активируются обе системы мозга: сознательная и бессознательная. Искусство помогает перевести невербальную информацию с помощью символического языка в сознательное пространство, которое уже активирует лобную кору. Так искусство становится способом знать и общаться.
Как правило, лучше всего невербальные структуры мозга включают задачи, требующие каких-то сенсомоторных действий (спорт, йога, игра на музыкальном инструменте, лепка, рисование и т. д.). Те факторы, которые проявляются в состоянии потока, могут доказывать, что в этот момент человек как бы переводит активность с сознательных областей на более древние области мозга. Так, в одном эксперименте было показано, что у 25 из 36 человек, занимающихся арт-терапией, наблюдалось состояние потока. Это не просто случайное стечение обстоятельств, а вполне значимый факт: искусство позволяет войти в это состояние.
Отметим, что важным фактором, который позволяет войти в состояние потока, является разговор с терапевтом (или любым другим человеком). Таким образом, арт-терапия идеально сочетается с диалоговой формой терапии, позволяя выразить то, что спрятано глубоко внутри нас.
Попробуйте сами
Арт-терапия чаще всего используется обученными психотерапевтами, которые точно понимают, как и какое упражнение лучше применить для конкретного случая. Однако некоторые приемы вы можете использовать сами: чтобы разобраться в себе, развлечься, в чем-то улучшить когнитивные способности за счет активации мозга, чтобы снизить уровень ментальной усталости. Мы предлагаем пять упражнений, которые применяются в арт-терапии. Вы можете выполнить их самостоятельно. Главное, чтобы вокруг вас была спокойная обстановка и ничто не отвлекало от искусства.
Далее — сам творческий момент: с помощью каракулей вы пытаетесь изобразить ключевой аспект картины-примера. Вы можете рисовать неведущей рукой, пальцами, даже пальцами ног, с закрытыми глазами, использовать отпечатки. Подходит любой удобный и интересный для вас способ. Получается ваша личная абстрактная картина, которой вы можете придумать и новое название.
Источник
Можно выполнить упражнение иначе: нарисовать на листе произвольную кривую и попросить другого человека ее завершить, создать целостный рисунок. Затем вы можете начать объяснение: что нарисовано, почему такие цвета, нравится ли вам картина, какое настроение она вызывает и т. д.
Источник
Те люди, которые хорошо приноровятся к рисованию каракулями, могут попробовать выйти на более высокий уровень мастерства.
Упражнений, которые используются в арт-терапии, много. Какие-то из них могут потребовать от вас магистерского образования по этой теме. Но большинство можно применять самостоятельно, с близкими и с детьми. Еще больше упражнений вы найдете на англоязычном ютуб-канале ehowhealth.
Арт-терапия — прекрасный способ физически повлиять на наше ментальное состояние: уменьшить усталость, улучшить когнитивные способности, избавиться от депрессии и других расстройств.
Это прекрасный инструмент, который может использоваться для развивающего обучения детей. Ведь если подумать, то все наши успехи в школе начинались с рисунков, каракулей, цветов и фантазий. А потом пошли письмо и счет. Большинство из нас затем просто забыло о своих художественных талантах, не нашло времени на танец или музыкальный инструмент. Но пора вспомнить, что творческая активность, которая включается во время арт-терапии, стимулирует наш мозг, поддерживая его в тонусе. Делает нашу жизнь увлекательнее и позволяет высказать то, что языком не выразить.