в чем подвиг христа
В чём подвиг Христа
В чём подвиг Христа?
В самом начале я хочу объясниться с людьми истинно верующими. Эта работа не для них. Она им не нужна, потому что у них есть вера – изначальное и несомненное знание ценности и земной жизни Христа, и смысла его подвига. Эта работа для тех, кто, как и автор, пытается путём поиска самых разных фактов, размышлений, борьбы с сомнениями и противоречиями в христианском учении прийти к вере, уверовать в произошедшее некогда чудо воскрешения.
Итак, что мы знаем о том событии? Некий религиозный лидер, известный ныне как Иисус Христос, приобрёл огромную популярность в Иерусалиме (не путайте с небольшим тогда поселением Эль-Кудс на Синайском полуострове, который теперь называют этим именем). Причём, его популярность была так велика, что стала угрожать существующей власти. И эта власть поспешила с ним расправиться. Иисус был схвачен, допрошен с применением пыток, осуждён и казнён позорной смертью через распятие на кресте. А через три дня воскрес и явился своим ученикам.
Так, в чём же смысл этой смерти? Для чего она была нужна? Религия нас учит, что Христос пошёл на свой подвиг, чтобы искупить грехи людей. Но если следовать даже самой элементарной логике, то он не только не избавил мир от грехов, но напротив приумножил их, ибо те, кто недавно встречали его пальмовыми ветвями, ходили за ним толпами и жадно ловили каждое его слово, все как один стали предателями и жестокими убийцами, самозабвенно крича Пилату во время суда: «Распни его!» (Следуя именно этой логике, во время Второй Мировой войны евреев и убивали, и сжигали в печах)
Искать ответ на этот вопрос в Ветхом Завете не имеет смысла по двум причинам: во-первых, его там тоже нет, а во-вторых, связь Ветхого и Нового завета слишком искусственна и сделана значительно позже жизни и смерти Христа. Ведь даже при самом поверхностном взгляде, не говоря уже о более детальном изучении, сразу же бросается в глаза огромное противоречие духа этих двух книг, всепрощенческой любви одной и жестокой беспощадности другой.
Так, что, ответа нет? Если исходить из основных догматов современной церкви, то нет. Есть только слепая вера (помните знаменитую фразу Фомы Аквинского: «Верую, ибо это абсурдно»?). Есть только четыре Евангелия, четыре источника истинного знания, а всё остальное от лукавого. Но откуда они взялись эти Евангелия? Современные исследователи этих книг уверяют, что никто из четырех евангелистов не только не был современником Христа, но даже не мог встречаться с его современниками, так как сами они жили и писали свои Евангелия через сто, двести и более лет после смерти Иисуса. Почему же именно эти книги признаны истинными и каноническими? Почему на знаменитом Никейском Соборе святой Константин утвердил именно их?
Теперь, спустя столетия, трудно докопаться до всей истины, но кое-какие выводы сделать можно. Святой Константин всю свою сознательную жизнь оставался убеждённым язычником и принял христианство только на смертном одре (хотя и это тоже не факт, вполне возможно, что язычником он и умер, и похоронен был по языческим обрядам, а только потом, задним числом назван христианином). А если так, то его меньше всего интересовала истинность тех или иных документов чуждой ему религии, зато политика волновала куда больше. Именно из политических соображений он принял сторону четырёх, судя по всему, наиболее влиятельных и менее твёрдых в своих догматах направлений в христианстве и узаконил их распространение в своей империи, объявив все остальные Евангелия (а их современные исследователи насчитывают более тридцати, причём значительное их количество было написано или очевидцами, или даже самими участниками тех событий) ложными. Вот так, раз – и отделил зёрна от плевел.
И ещё одно, поскольку учение Христа так напугала существовавшую тогда власть, что они всеми правдами и неправдами поспешили его осудить и казнить, значит, было нечто настолько революционное в этом учении, что не давало покоя многим и многим властителям уже и после смерти Христа. Отсюда, вероятно, и исходило то беспримерное преследование христиан, чего не было к представителям любых других религий. Не случайно основоположники марксизма-ленинизма называли Христа первым революционером.
Может быть, именно это преследование и побудило представителей четырёх направлений христианства пойти на сделку с Константином и кое-что удалить, кое-что подправить, кое-что заменить или вставить, что позволило им примерить свою религию с его властью и заручиться поддержкой правителя во внутри религиозной борьбе, а что такая борьба существовала, сомневаться не приходится. Возможно, не берусь утверждать. Впрочем, это и не важно. Важно, другое, важно, что существуют иные Евангелия, не подвергшиеся цензуре Константина. И сейчас во времена интернета они вполне доступны любому, кто захочет с ними ознакомиться.
Так что же в них есть, чего нет в канонических Евангелиях? Очень и очень много, а главное, в Евангелии от Фомы (не путать с Евангелием Детства) Христос довольно прозрачно говорит о реинкарнациях. И это не удивительно, поскольку реальное христианство (а не канонизированное Константином) выросло из митраизма. И там и там, есть священный символ креста, и там, и там, главное божество рождается 25 декабря, весной погибает и т.д., и т.п. (Желающие могут сами сравнить эти две религии, благо, это теперь легко сделать) Не случайно первых христиан постоянно путали с поклонниками Митры. А митраизм был широко распространен на всей территории центральной Азии, вплоть до Индии, где учение о реинкарнациях было едва ли не центральным в религии.
Весь древний мир был гораздо более тесно связан, чем принято думать. И, естественно, знание о перерождениях было широко известно и в других ранних религиях. Безусловно, знал об этом и Христос. И говорил в своём учении. Впрочем, что это нам даёт? А именно тот самый ответ, что за подвиг совершил Христос.
В своё время я довольно плотно занимался трансперсональной психологией. Одна из практик этого течения, так называемое холотропное дыхание, позволяет участникам тренинга погружаться в свое бессознательное, вспоминать прошлые жизни и многое другое. Именно там, на одной из сессий я пережил эпизод из одной из своих прежних жизней, где меня пытали на дыбе. Трещали кости, выскакивая из суставов, страшная боль пронзала все тело, и от этой боли останавливалось сердце. Это переживание было настолько реальным и ярким, что навсегда осталось в моей памяти. Благо после этого тренинга у меня лет десять не было приступов радикулита, от которого я раньше страдал довольно часто. И вот, через год или два, на очередной сессии я пережил эпизод, где оказался палачом, пытающим на дыбе какого-то жилистого бородатого мужчину.
Всё это невольно навело меня на мысль, что высшая справедливость нашего мира заключается в том, что всё плохое, что ты делаешь другим, ты испытаешь сам, переродившись после очередной смерти в тело своей жертвы. Подсознательно мы все это знаем, не зря народная мудрость гласит: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой»! А ведь именно так и происходит! И Чикатило, убивший более пятидесяти человек, пятьдесят раз умрёт, замученный насильником. И палач, расстрелявший сотни человек, сотни раз погибнет от пули. И члены Особых совещаний, так называемых «троек», приговорившие тысячи невиновных к смерти, тысячи раз будут замучены в лагерях и тюрьмах. Ибо «по делам Вашим будут судить Вас».
Ну, а Христос, что совершил он? Он принял на себя всю подлость, всю злобу, всю ненависть тогдашнего мира, всю скверну, заполонившую души людей и своей смертью избавил людской род от череды бесконечных перерождений в теле растерзанной и замученной на кресте жертвы. А воскреснув, показал своим ученикам и всем последовавшим за ними путь спасения от порочного круга преступления и страдания. Научил спасительной силе раскаяния, любви и веры. Дал надежду каждому, кто примет его всем сердцем и последует его учению добра и истинного света. И за это вечная ему слава. И это, судя по всему, лишь часть того, что Он принёс в наш мир.
Подвиг Христа
«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис. 53:11).
Около 2000 лет этому подвигу, но он до глубины души волнует и, можно с уверенностью сказать, будет волновать миллионы людей. Впечатление, производимое им, трогательно и потрясающе. Подвиг этот, подвиг с большой буквы невозможно забыть никогда. Сколько музыкальных и литературных произведений, сколько вдохновенных проповедей посвящено этому подвигу! И всякий раз, когда мы прикасаемся к знакам воспоминания — перед нами появляется крест, который по замыслу фарисеев должен был покрыть имя Распятого пылью забвения — стал залогом победы, освобождения, бессмертия и славы! Та Кровь, струившаяся из ран Страдальца, и теперь изливается за многих.
А Христос, совершивший этот великий подвиг, до сих пор сияет звездой первой величины на небосклоне нашего спасения. Бывает так: сгорит звезда, а свет её миллионы лет струится через эфир.
Оставив Дом Отца небесный,
Звезда любви избрала крест.
Звезда сгорела и воскресла,
чтоб каждый во Христе воскрес!
Голгофа. С благоговейным трепетом я касаюсь этой темы. Мне бы хотелось нарисовать величественную картину совершённого там подвига, но для этого я не имею ни достаточно средств, времени и сил. Эту задачу не смогли вполне разрешить даже Евангелисты, и один из них — Иоанн не без сожаления признался: «Но если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Поэтому я постараюсь, по крайней мере, дать этюд такой картины, ибо:
Выше всех философий,
выше всякой науки
стали Руки Голгофы —
пригвождённые Руки!
Что такое подвиг? Это акт героизма, поступок, требующий предельного напряжения воли и силы, связанный с преодолением необычайных трудностей, причём необычайно полезный результат такого поступка значительно превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Потребность в совершении подвига возникает далеко не всегда, а в исключительных обстоятельствах, в тяжёлой ситуации.
Прежде всего, Его подвиг — подвиг смирения. Ясли Вифлеемские. Он бы мог прийти на землю во всей славе лучезарного неба в сопровождении херувимов и серафимов. На огненной колеснице. С почётным эскортом ангельского воинства в белых одеждах. При трубных звуках, грохоте грома, сверкании молний. Так, что деревья в лесах валились бы наземь, и море выплёскивалось из берегов.
Он бы мог прийти оттуда
в золотом Своём венце,
кушать пищу из посуды
золотой, жить во дворце.
Конечно, тогда бы многие безбожники рухнули к Его ногам, сражённые очевидностью, потрясённые фактом Его могущества.
Он пришёл и стал, как нищий,
чтобы нас обогатить,
чтобы дать голодным пищу,
а возжаждавшим всем — пить.
Нам знакомы имена многих последователей Христа, совершивших героические подвиги — от первых христиан до Яна Гуса и мучеников наших дней. Но можно ли их подвиги ставить в один ряд с подвигом Иисуса? Ни в коем случае! Они — люди, Христос — Бог! И чтобы приблизиться к нам, Ему пришлось преодолеть поистине — космическую дистанцию, разделяющую землю с небом. Глубина самоуничижения поистине грандиозна. «Уничижил Себя, приняв образ раба» (Фил. 2:7). Под внешней оболочкой простоты Он имел потрясающее величие духа и огромную нравственную силу, заставляющую дрожать даже распинающих Его палачей. Чем же мы воздадим Ему? Слов мало. Жертва требует ответной жертвы. Крест измеряется только крестом.
Подвиг Христа — это подвиг служения. От всего на земле Он отрёкся во имя нашего спасения, во имя вечности.
В мир Он пришёл, чтобы летом спасительным
вдаль отодвинуть зиму.
Но на земле, что для многих обителью,
не было места Ему.
«Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Его жизнь поистине была самозабвенной.
Он всю её, без остатка посвятил исполнению порученного дела, которое красноречивее воинских подвигов и возвышенно! философии. Его ненавидели, преследовали, изгоняли из городов, били, издеваясь над Ним. Но ничто не могло поколебать Его решимость до дна испить горькую чашу страданий. Слово «подвиг» старославянское и означает «потрудиться», «совершить дело». Христос выполнил Свою миссию. А мы? Счастливы мы, если скажем с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался», если дело обстоит таким образом — то на «подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством».
Подвиг Христа — это еще подвиг молитвы. О, если бы и мы подвизались в молитвах, как Христос, Илия, Павел, Епафрас! Если бы молитвы наши были подвижническими!
Когда Господь поселился в человеческой хижине — Ему неоднократно предлагали покинуть её. Дьявол в пустыне. Разбойник. Толпа. «Сойди с креста!» — кричали безумные. Но не сошёл Иисус с креста Чтобы нам не пришлось умирать. «Помыслите о Претерпевшем над Собою такое поругание от грешников». Он умирает. На Святом Теле — сплошные раны. Глаза запавшие. Последние капли крови, падают медленно на землю — Его предсмертная агония сопровождалась диким аккомпанементом насмешек и издевательств. И вот — «Совершилось».
Он умирал, говоря «совершилось».
Он умирал под насмешки толпы.
Он умирал всем прощая. О милость!
Среди прощённых и ты!
Нет, ни одна из земных философий,
и ни одна из житейских наук
не объяснит благодати Голгофы,
тех окровавленных Рук!
Совершилось спасение миллионов людей. В наши дни на подвиг Свой Он, конечно, смотрит с довольством. Нет, не напрасно Он умирал. Не напрасно текла Его кровь. Она стала плодоносной почвой для посева благодати. Ликуют ныне ангелы, ликуют сами спасённые. И ещё с большим удовольствием Он будет смотреть на них в вечности. Но вместе с тем и скорбью омрачается лицо Спасителя.
С высоты лучезарного неба Он видит людей, блуждающих на краю пропасти неверия, в дебрях эгоизма, у бездны ада.
Какая скорбь, какой траур царят тогда на небесах. Чуткое сердце Иисуса не может оставаться безучастным при виде стольких погибающих. Печалятся ангелы, снова горько плачет Христос. И люди вновь вбивают гвозди в руки и ноги Спасителя, пронзают Его сердце. И «снова распинают в себе Сына Божия», как заметил апостол Павел.
До каких пор это будет продолжаться? Неужели мы будем нагло глумиться над Ним с книжниками и фарисеями нашего времени? Неужели совесть не осуждает нас?
В бессмертное плавание уходил Капитан корабля нашего спасения. Его учению пророчили погибель. На горизонте же, на багряном фоне страданий — зарождалась заря подлинного счастья, будущего Царства небесного.
Разве не потрясает глубины нашего духа высота страданий, высота Его любви?! Разве не поражает нас глубина Его смирения? Дай Бог, чтобы Сам Дух Святой запечатлел в наших сердцах эту незабываемую панораму Голгофского подвига!
Ио если мы оценим Его Голгофскую жертву — будем в числе самых счастливых людей в мире. Наши сердца наполнит мир. а жизнь обогатится высокими мотивами и святыми идеалами. Ко всему прочему, мы получим вечную жизнь и гражданство в Новом Иерусалиме. А Он, Герой Голгофского креста, пронзённые Руки возложит на наши головы, благословит нас и, вспоминая путь Свой тернистый, «на подвиг души Своей будет смотреть с довольством».
В чем трагедия страданий Христа на Кресте? Ведь Он знал, что воскреснет
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Этот вопрос не выдуман, он звучит в той или иной форме во многих письмах и комментариях, адресованных в редакцию «Фомы». И за ним стоит по-человечески понятное рассуждение. Христос — Бог; Он не переставал быть Богом, даже страдая на Голгофе. И конечно, знал, что эти страдания скоро прекратятся, что Он воскреснет, вознесется на Небо, с которого однажды сошел в наш мир, и все снова будет «как прежде». А вот мы, люди, зачастую страдаем без надежды на какое-то облегчение. Выходит, мы намного более несчастны, чем Христос!
Давайте разберемся, что не так в этом рассуждении.
Тезис 1: О страданиях Мессии говорит еще Ветхозаветное Писание
О том, что Спаситель, или по-еврейски Мессия, будет Мессией страдающим, пророчествовало еще Писание Ветхого Завета. Ко времени Рождества Христова память об этом основательно стерлась из памяти иудеев: возобладала идея, что Мессия явится как народный вождь-триумфатор, под началом которого иудеи одолеют всех врагов и по всему Израилю установится царство мира и изобилия…
Но еще за 700 лет до воплощения Христа пророк Исаия написал по вдохновению Божию о Мессии, Который предал хребет… биющим и ланиты… поражающим; лица… не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6). Пророчество Исаии точь-в-точь описывает все то, что должен будет впоследствии претерпеть Христос. Приведем этот поразительный фрагмент целиком:
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Ис 53:3–10).
Так что мысль о страдании Спасителя не изобретение христианской Церкви, она прозвучала существенно раньше.
Тезис 2: Страданием была полна вся человеческая жизнь Христа
На Голгофе страдания Христа достигли наивысшей точки, предельного напряжения и остроты. Но Спаситель нес на Себе наказание мира нашего (Ис 53:5) уже задолго до Голгофы. В каком-то смысле вся Его человеческая жизнь была чередой более или менее мучительных страданий. Жертва Христова начала совершаться в тот самый момент, когда Бог — безграничный, всемогущий и бесстрастный, то есть непричастный ни к какому страданию — стал Человеком, вошел в наш ограниченный, больной и полный страдания мир.
Иисус был еще крохотный Малыш — а Его уже начал преследовать иудейский царь Ирод, так что Богородице и Иосифу Обручнику пришлось спешно бежать с Ним в Египет. В отроческие годы Иисус — всемогущий Бог, управляющий всем, от рождения новых звезд до мельчайших химических реакций в головном мозге человека, — смиренно подчинялся Своей Матери и названному отцу Иосифу. Выйдя в тридцатилетнем возрасте на проповедь, Он постоянно был окружен людьми, искавшими от Него то исцелений, то наставлений, то пропитания, и так изнемогал, что засыпал, как только появлялась малейшая возможность отдохнуть, хотя бы и на борту лодки в бурном озере (см., напр., Мк 4:38). Как Человек, Он страдал от голода — вспомним сорокадневное пребывание Спасителя в пустыне, где Он постился и напоследок взалкал (Мф 4:2). Страдал Он и от жажды — вспомним, как, утрудившись от пути, Христос сел отдохнуть у колодца и попросил воды у женщины-самарянки (Ин 4:6-7). Он был скитальцем, и Сам говорил о Себе так: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Он искренне сострадал, сталкиваясь с человеческим горем: сжалился над вдовой из города Наина, у которой умер единственный сын (Лк 7:13); прослезился у гроба Лазаря, семью которого хорошо знал и часто навещал (Ин 11:35). Обратим внимание: Спаситель прекрасно знал, что через мгновение Сам же вернет к жизни обоих — и сына наинской вдовы, и Лазаря. И тем не менее сострадал людям в их горе. Знание о том, что будет, не исключает горя о том, что есть.
Знал Спаситель и о том, что рядом с Ним ходит предатель, и это было для Него дополнительной и тяжелой душевной мукой: Он, всемогущий, скорбел о происходившем в душе Иуды и о невозможности помочь ученику покаяться (хотя все попытки были предприняты)…
И когда настал час, Христос — всемогущий Бог, даже по-человечески умевший, когда было нужно, проходить посреди Своих обидчиков и избегать расправы (Лк 4: 29–30), — отдал Себя во власть вождей иудейского общества — первосвященников, книжников и старейшин. Добровольно претерпел унижения, побои, издевательства. И в конце концов, был убит.
Как лаконично сказал об этом апостол Павел: Христос вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр 12:2).
Тезис 3: Как Бог, Христос точно знал об ожидавших Его муках — и уже это было тяжелейшим испытанием
Господь Иисус Христос знал не только о том, что Он воскреснет. Он точно, в мельчайших подробностях, знал и о том, какой казни будет подвергнут. А ведь казнь через распятие была, по свидетельству Цицерона, самой страшной из всех смертельных пыток, изобретенных человеческим умом.
Изобразить кошмар Страстной Пятницы с возможной исторической точностью постарался Мел Гибсон в своем фильме «Страсти Христовы». Вся цепочка событий того дня, начиная с ночного ареста Спасителя в Гефсимании и заканчивая Его распятием на Кресте — нескончаемый «конвейер» пыток, издевательств и смертных страданий. Слабые попытки Пилата заменить смертный приговор Христу на бичевание привели к тому, что безгрешный Сын Человеческий был наказан дважды. Сначала римские легионеры исхлестали Его в кровь бичами с железными наконечниками (следы этой экзекуции запечатлело изображение на Туринской плащанице). А затем — распяли.
К этому надо прибавить еще человеческую тоску Спасителя, Которому, как писал митрополит Сурожский Антоний, в последние часы перед смертью было попущено испытать весь ужас богооставленности. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? — такой вопль вырвался из уст Христа незадолго до смерти (Мф 27:46).
А можем ли мы вообразить себе ужас схождения Его душою во ад, которое, как пишут апостолы Петр (1 Пет 3:18–19; 4:6) и Павел (Еф 4:8–9), последовало за телесной смертью на Кресте. Да, Христу предстояло вывести из ада всех ветхозаветных праведников, все души, стремившиеся к Богу. Да, мы говорим теперь, что Христос сокрушил ад. Но каково же было Ему, Богу, входить в это место темноты, тоски и безнадежности.
Все эти события Христос не просто предвидел — Он точно знал, как все будет. Знал — и страдал. Недаром Он просил самых близких учеников — Петра, Иоанна и Иакова — не оставлять Его в последний час, быть рядом с Ним накануне взятия под стражу. Душа Моя скорбит смертельно, — признавался Он им (Мф 26:38); а придя в Гефсиманский сад, молился Отцу: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф 26:39). Молился исступленно, до кровавого пота (Лк 22:44).
Читайте также:
Если вы заранее, в подробностях, знаете весь ужас, который вам предстоит пережить в будущем, вам будет легче или тяжелее? Представьте на минуту, что вы знаете, знаете доподлинно, несомненно: через неделю вы тяжело заболеете и надолго лишитесь возможности жить обычной жизнью, вас ожидают месяцы изнуряющей боли, скитаний по больницам, череда тяжелейших операций, и только потом врачи, наконец, поставят вас на ноги.
Укрепит ли вас такое знание, поможет ли? Или уж лучше без него?
А Сын Божий знал обо всем.
Страха смерти как полного исчезновения, растворения в небытии у Него, безусловно, не было. Он знал, что воскреснет. Но могло ли знание о грядущем Воскресении хоть немного ослабить те страдания, которые Он терпел в ту страшную пятницу? «Отменить» боль в пробитых руках и ногах.
Тезис 4: Церковь давно опровергла мнение, будто Господь страдал «иллюзорно»
Люди могут сами не отдавать себе в этом отчета, но когда они спрашивают, а действительно ли Христос так уж страдал на Кресте, то часто исходят из представления, будто жертва, принесенная Христом на Голгофе, была не реальной трагедией, через которую прошел живой Человек, а чем-то вроде «кино» или «спектакля», показанного нам исключительно в назидательных целях.
Мы все знаем: актеры могут порой выкладываться в спектакле до изнеможения, отдавать все силы, буквально «проживать» свою роль на сцене, но потом занавес все-таки закрывают, и они расходятся по домам (или даже ресторанам) жить своей обычной жизнью. Так же и с Богом, предполагает секулярно Секуляризм — точка зрения, согласно которой религия — это нечто отделенное от повседневной жизни, существующее обособленно, никак не влияющее на т.н. реальную жизнь мыслящий человек. Бог всемогущ и бессмертен. Значит, Он ничем всерьез не рисковал, когда позволил иудейским начальникам расправиться с Собой, рассуждает такой человек. Это был своего рода «спектакль», и «доказательством» тому — то, что уже на третий день Он воскрес.
Подобным рассуждениям почти столько же лет, сколько и христианству. Уже в конце I века по Р. Х. святой апостол Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, обличал последователей докетизма (от греч. δοκεῖν — «казаться») — религиозного направления, в основе которого было убеждение, что воплощение Господа с самого начала было призрачным, а не реальным. Людям, мол, лишь казалось, что Иисус Христос — Человек из плоти и крови, в действительности же Он всегда оставался только бесплотным Духом. Соответственно, и мучения Спасителя на Кресте были иллюзорными, считали докеты: Бог не мог страдать.
На самом деле, читая Евангелие, невозможно ни на минуту предположить, что страдания Господа были какие-то «фальшивые» или «театральные». Хотя — обратите внимание! — уже в Евангелии находятся люди, которые как раз ставят их подлинность под сомнение и издеваются над страдающим Спасителем! Кто же именно? Во-первых, книжники, первосвященники, старейшины и фарисеи, те, кто были врагами Христу с самого начала, верхушка иудейского общества. Они откровенно веселятся над своим распятым Богом: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:42–43). И во-вторых, один из злодеев, распятых рядом со Христом: он злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк 23:39). Все это люди, закосневшие во зле и бессердечности, за которых Христос продолжает из последних человеческих сил молиться Отцу: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34).
Важнейшее свидетельство истинности Его страданий — раны от гвоздей на руках и ногах и ребро, пробитое ударом копья; следы истязаний, которые остаются на теле Господа и после Его Воскресения. Это свидетельство убедило апостола Фому, что перед ним действительно воскресший Иисус Христос, а не кто-либо другой. Более того, увидев эти раны, Фома окончательно уверовал во Христа как в Бога: Господь мой и Бог мой, — воскликнул он, и Христос одобрил это исповедание (Ин 20:28–29).
Церковь опровергла заблуждение о «призрачности» Христовых страданий, зафиксировав основы христианского вероисповедания в виде Символа веры, который былутвержден на Первом Вселенском Соборе (в 325 году) и дополнен на Втором (в 381 году). Символ веры ясно и однозначно гласит, что христиане верят в Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием» (выделено редакций. — Прим. ред.).
Будучи истинным Богом, Христос был и остается истинным Человеком. Он жил, страдал и умирал реально.
Тезис 5: Страдания Бога — это тайна, постигнуть которую можно, только самому следуя за Христом
Докеты и гностики претендовали на то, чтобы рационально объяснить воплощение и страдания Бога. И не они одни. История христианства вообще знает много попыток «объяснить», как это Христос может быть Богом и Человеком одновременно; как, оставаясь Богом, Он мог по-человечески страдать и умереть. Несториане, монофизиты, монофелиты — это представители только самых известных из из множества христианских движений, дававших свои варианты ответов на эти вопросы.
Но в том-то и дело, что «объяснить» тут ничего невозможно. Воплощение Сына Божия — это тайна, которую невозможно понять, а можно только облечь в аккуратные и целомудренные слова, обозначающие меру нашего непонимания. В 451 году отцы IV Вселенского Собора, состоявшегося в Халкидоне (место близ Константинополя), нашли удачную и точную формулировку, обозначающую, как Бог соединился с Человеком: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Четыре «не-» — это очень характерная для православного богословия формула, показывающая, что наше знание о Боге в высшей степени приблизительное, что мы можем скорее сказать, чем Бог не является, нежели понять, каков Он Сам и как действует Его Промысл.
Апостол Павел противопоставлял всем претензиям рационально постигнуть Христа и объяснить «механизм» Его прихода в мир юродство (то есть кажущееся безумие. — Прим. ред.) проповеди о распятом Боге. …И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, — не стыдился признать апостол Павел (1 Кор 1:21, 22–23). Как Божество во Христе соединилось с человеком? Как Бог мог быть распят и убит? Как Человек мог воскреснуть? Все эти и подобные вопросы разрешаются не интеллектуальными и отвлеченными рассуждениями, а верой. И еще — личным опытом жизни со Христом.
Пока рассуждаешь отвлеченно, невозможно представить себе, зачем Тому, Кто абсолютно свят, живет в полноте радости и ни в чем не имеет недостатка, Самому становиться человеком и идти на немыслимые страдания на самом деле… Но это становится понятнее, когда выходишь из личной «зоны комфорта» и сам сталкиваешься с бедой. Как страдают родители тяжело болеющих детей, как хотели бы переложить груз их болезни на свои плечи, хоть немного облегчить их состояние — если бы только это было возможно! Но для Бога возможно все. Поэтому Он сделал именно то, что хотел бы сделать всякий родитель для своего болеющего ребенка: взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис 53:4). Бог воспользовался Своим всемогуществом не для того, чтобы изменить нас и превратить из «плохих» в «хороших», из грешных — в святых. А для того, чтобы Самому стать Человеком и собственной смертью спасти людей от греха — «наследственной болезни», доставшейся нам еще от Адама и выражающейся в склонности жить поперек законов, установленных Богом для всего сотворенного Им мира. И — от смерти, как неизбежного последствия греха.
Известный московский проповедник протоиерей Димитрий Смирнов приводил такой пример: «Представим себе, что мы идем по лесу и видим гнилое дерево, которое уже наклонилось так, что, если будет более или менее сильный ветер, оно упадет. А при корне дерева — большой муравейник, и если оно упадет, то муравейник будет разорен. Нам стало очень жалко этих муравьев и захотелось их спасти. Как это сделать? Если мы будем их убеждать, чтобы они покинули свои жилища, они подумают, что это какой-то гром с неба. Если мы будем пытаться оттаскивать их в другое место, они тут же побегут назад. Единственный способ — это самому стать муравьем и на их муравьином языке постараться объяснить, что им угрожает опасность и тот, кто за нами пойдет в безопасное место, тот будет спасен».