в чем по фрейду заключается сущность культуры

Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда

в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры

Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Многие исследователи считают З. Фрейда великим психологом,известным врачем и одним из создателей школы психоанализа. Однако новое направление в медицине, разработанное Фрейдом, оказало огромное влияние на развитие культурологической мысли 20 в. З.Фрейд пытался распространить свой как универсальный, посредством которого можно объяснить культуру, понять роль религии, искусства в жизни человека, иными словами, создать универсальное учение, позволяющее понять весь спектр социокультурной действительности. В создании психоанализа приняли участие также ученики Фрейда — К.Г.Юнг,

Э.Фромм, Г.Маркузе и др. Открытие Фрейда состояло в разделении психики человека на сознательную и бессознательную сферы, что и послужило основной предпосылкой разработки психоанализа. Бессознательное понимается Фрейдом как неотъемлемая часть человеческой психики, независимая от сознания. Основу бессознательного («Оно») составляют влечения и желания, которые сводятся к двум группам: сексуальные желания и влечение к смерти. При этом бессознательное вторгается в нашу жизнь, а борьба между сознательным («Я») и бессознательным («ОНО») присуща психике любого человека.

Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания которой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний, угрожающих действительности, препятствующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Но чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить себе бессознательное («Оно»), в котором сосредоточена вся психологическая энергия человека. Способ, которым культура осуществляет свои цели 3.Фрейд называет сублимацией. Сублимация — это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Иными словами, согласно фрейдистской концепции, все культурные ценности есть результат сублимации. Сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка — «Сверх-Я». Таким образом, человеческое сознание («Я»), согласно фрейдизму, раздирается между крайними противоположностями — причиной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура.

Таким образом, культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида. Противоречия между природой человека, между импульсами его бессознательного и культурой не может быть сглажены, напротив по мере развития культуры, считал Фрейд, они только нарастают. В работе «Неудовлетворенность культурой» (1930) Фрейд писал о том, что дальнейший прогресс культуры проводит к уменьшению счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Несмотря на чрезмерное преувеличение роли бессознательного вклад З.Фрейда в развитие культурологии огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характеристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры. Вот как бы краткое понимание культурологической концепции З. Фрейда. Спасибо за внимание!

Источник

Как и из чего формировалась культура по Фрейду.

Федеральное Государственное Образовательное Бюджетное Учреждение Высшего Профессионального Образования: «Ярославский Государственный Театральный Институт»

по предмету: Культурология,

На тему: «Культурологические идеи Зигмунда Фрейда».

Выполнила студентка 4 курса,

мастерской О.О. Буданкова,

Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Многие исследователи считают З. Фрейда великим психологом,известным врачом и одним из создателей школы психоанализа. Однако новое направление в медицине, разработанное Фрейдом, оказало огромное влияние на развитие культурологической мысли 20 в. З.Фрейд пытался создать универсальное учение, позволяющее понять весь спектр социокультурной действительности. В создании психоанализа приняли участие также ученики Фрейда — К.Г.Юнг,Э.Фромм, Г.Маркузе и др.

Открытие Фрейда состояло в разделении психики человека на сознательную и бессознательную сферы, что и послужило основной предпосылкой разработки психоанализа. «Бессознательное» понимается Фрейдом как неотъемлемая часть человеческой психики, независимая от сознания. Основу бессознательного («Оно») составляют влечения и желания, которые сводятся к двум группам: сексуальные желания и влечение к смерти. При этом бессознательное вторгается в нашу жизнь, а борьба между сознательным («Я») и бессознательным («ОНО») присуща психике любого человека.

Уточним что такое влечение?
— Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения его напряжения. Объект влечения — такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения — это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.

Как психоанализ повлиял на культурологию 20 века?

Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания которой и стал психоанализ.

Вопросы культуры рассмотрены им в таких работах, как «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия», «Неудовлетворенность культурой», «Психология масс и анализ человеческого «Я» и т. д.

Причины распространения неврозов и психических расстройств, Фрейд видит в углубляющемся противоречии между внутренними устремлениями человека и внешними надличными силами, противодействующими этим устремлениям или подавляющими их. Психические процессы, в свою очередь, накладывают отпечаток на социокультурное развитие.

Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний, угрожающих действительности, препятствующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключается, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и таким образом лишают их свободы, возможности достичь наслаждения и счастья.Но чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить себе бессознательное («Оно»), в котором сосредоточена вся психологическая энергия человека. Способ, которым культура осуществляет свои цели, Фрейд называет сублимацией. Сублимация — это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Иными словами, согласно фрейдистской концепции, все культурные ценности есть результат сублимации. Сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка — «Сверх-Я». Таким образом, человеческое сознание («Я»), согласно фрейдизму, раздирается между крайними противоположностями — причиной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура.

Противоречия между природой человека, между импульсами его бессознательного и культурой не может быть сглажены, напротив по мере развития культуры, считал Фрейд, они только нарастают. В работе «Неудовлетворенность культурой» (1930) Фрейд писал о том, что дальнейший прогресс культуры приводит к уменьшению счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Он пишет: «Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз».

Культура не может существовать, если внешнее ограничение влечения не станет внутренним, то есть не превратится в функцию Сверх-Я. Таким образом, по мере развития культуры человек должен отказаться от убийства других людей и от неограниченного удовлетворения сексуальных желаний. Тем не менее всегда существует некоторое количество людей, в психике которых безраздельно господствуют агрессивные наклонности и безудержные сексуальные желания.

По своему замыслу и ближайшей целью фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала содержал тенденцию объяснения общественного сознания в ее современном и прошлом. «Сдерживания», что, как считал Фрейд, вытесняют сексуальные влечения в сферу бессознательного и порождают неврозы, были ничем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре истории человечества. Фрейд назвал их «культурными запретами» и считал, что очень важно выяснить, как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. По словам Фрейда, он стремился сделать выводы об общем развитии человечества, опираясь на собственный опыт, который получил «. через изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детства до зрелого возраста». Перенося характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции культуры.

Следует отметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические особенности не просто индивида, а невротика. Относительно этого ученый выдвинул некоторые утверждения. Во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза характерна и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротической сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений является мерилом достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является освобождением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему «Я».

Теория неврозов Фрейда, основанная на результатах многолетних исследований, утверждает, что главная их причина заключается в присутствии у каждого, кто столкнулся с данным заболеванием, неразрешенных внутренних конфликтов либо же неудовлетворенных влечений. Получая все больше знаний об открытом им же бессознательном человека, Фрейд понял, что невроз – это защитная реакция, которая возникает в психике, при воздействии на нее травмирующей идеи. А вот мысль о сексуальной подоплеке невроза пришла к нему гораздо позднее.

Типы невроза по Фрейду

Классическая теория психоанализа, разработанная Фрейдом и дополненная его многочисленными последователями, говорит о нескольких типах неврозов:

· Психоневроз: причины его кроются в прошлом и зависят от того, какую жизнь вел пациент прежде. В свою очередь, психоневроз делится на истерическую конверсию, фобии и невроз навязчивых состояний.

· Актуальный невроз: провоцируется событиями, происходящими с пациентом на данный момент. Часто имеет сексуальную подоплеку. Фрейд невроз такого типа разделял на неврастению и невроз тревоги. Первую он считал результатом половых излишеств, а второй – следствием неудовлетворенности сексуальной жизни.

· Нарциссический невроз: человек в таком случае не способен образовать перенос.

· Травматический невроз – вызывается сильным эмоциональным потрясением.

· Невроз характера: симптомы, которые и сам больной, и нередко – лечащий врач, воспринимают за проявления невроза, на самом деле являются чертами характера конкретного человека и не подлежат лечению.

· Невроз переноса: является следствием неправильной работы психотерапевта с пациентом.

Таким образом, Фрейд о неврозе узнал очень многое и научился успешно не только диагностировать его, но и лечить. Он утверждал, что далеко не каждый конфликт приводит к заболеванию, а исключительно тот, при котором одна сторона участвует бессознательно. При этом большинство симптомов невроза – это попытки нахождения компромисса между тем, чего человек желает, и факторами, делающими выполнение этого желания невозможным. Данные исследования стали мощной базой, на которую опираются и современные специалисты, ведущие борьбу с неврозами.

Следует подчеркнуть, что термин Фрейда «культура» в большинстве случаев равнозначен понятию «общество». В определении «человеческая культура» Фрейд отмечает, что культура охватывает все приобретенные знания и средства, чтобы господствовать над силами природы, и одновременно она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, особенно распределение благ. Но у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции, и эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение.

Итак, люди имеют две распространенные особенности, вследствие чего институт культуры может поддерживаться лишь с применением определенной степени насилия:

1) люди не имеют спонтанной любви к труду;

2) аргументы разума бессильны против человеческих страстей.

Неофрейдизм и культура.

Одним из распространенных и влиятельных направлений в современной историко-философской и культурологической мысли является неофрейдизм, который в различных вариантах и модификациях воспроизводит идеи психоаналитического учения Зигмунда Фрейда.

Причиной неврозов у человека они считают тревогу, которая зарождается у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует в человеке чувство одиночества, отрыва от окружения, отчужденности. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным по отношению к коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Возникнув в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса, или самоочищения, психоанализ изначально не претендовал на роль историко-философского учения, которое бы раскрывало и объясняло вместе с механизмами человеческого функционирования закономерности общественного развития. Однако постепенно он завоевал популярность не только в медицинских кругах, его теоретические положения и установки стали применяться в философии как способ объяснения личностных, культурных и социальных феноменов.

Несмотря на то, что сам Фрейд в своих трудах пытался отмежеваться от любой философии, замечая, что психоанализ нельзя рассматривать как философское учение, однако тенденция к философским и культурологическим обобщениям не только отчетливо усматривается у основоположника психоанализа, но и составляет скрытую суть его теоретических взглядов.

Как и из чего формировалась культура по Фрейду.

Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он пытался и стремился судить о развитии человечества, в общем, по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Фрейд писал о том, что беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает себя как защитникам. Способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, считал Фрейд, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им, беспомощность. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между «психологией первобытных народов» и «невротиков». Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.

Но после отцеубийства сыновьями овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровно-родственное объединение). Это явление получило название экзогамии. Она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения.

При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания.

Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. И Фрейд с горечью констатирует: «Сколь же сильным должно быть выдвинутое культурой против агрессивности средство защиты, если последнее способно делать людей не менее несчастными, чем сама агрессивность!»

Заключение.

Несмотря на чрезмерное преувеличение роли бессознательного вклад З.Фрейда в развитие культурологии огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характеристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры.

Список использованной литературы:

— Учебник по культурологии В.Шейко, Ю.Богуцкого, Е.Германовой Де Диас.

— З.Фрейд «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907)

-З. Фрейд «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии(1913)»,

— З. Фрейд «Я» и «Оно»» (1923),

— З. Фрейд «Будущее одной иллюзии» (1927),

— З. Фрейд «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия»,

— З. Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «Я»

З. Фрейд «Неудовлетворенность культурой» (1930)

Источник

Как Фрейд определяет культуру

Содержание статьи

в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры

В определенной степени культуру можно сравнить с идеей о Сверх-Я (Супер-Эго). Дело в том, что, по мнению психоаналитика, и эта часть человеческой психики, и культура как таковая создают определенные границы и рамки. Они удерживают бессознательные порывы, формируют нормы, которые являются ограничениями для «низменных» желаний. Культурная среда так же, как и Супер-Эго, подавляет сексуальную энергию и требует соблюдения всех правил.

Как Фрейд относился к культуре

Отношение психоаналитика к культуре как таковой было двояким. Безусловно, он не отрицал, что подобное необходимо в жизни человека. Однако, работая над культурологической концепцией в контексте психоанализа, Зигмунд Фрейд настаивал, что культура может быть причиной развития невротических состояний. И в целом он считал, что культуру, то, как она развивается, какие стадии формирования проходит, можно сравнивать с индивидом, у которого диагностирован невроз.

С другой стороны, Фрейд определял культуру как некую сферу, которая позволяет любому человеку выйти на новый уровень восприятия мира и самого себя. Развитие личности без развития культурных особенностей и общества просто невозможно.

Зигмунд Фрейд настаивал на идее того, что культурные установки и правила позволяют контролировать безудержную энергию, сдерживают деструктивные порывы, идущие из бессознательного, помогают человеку находиться в гармонии с природой. Однако, при всем этом, знаменитый психоаналитик все равно настаивал, что возникающие с ходом истории разнообразные культурные запреты деформируют личность и приводят к неизбежно отрицательным результатам.

Взаимодействие человека и культуры с точки зрения Фрейда

Исходя из своих рассуждений и наработок, Зигмунд Фрейд в итоге вывел два пути непосредственного взаимодействия отдельно взятого индивида с культурными запретами, влияниями и особенностями.

Культура как стремление к совершенству

По мнению Зигмунда Фрейда, культура есть ни что иное, как механизм, который подвергает жесткой цензуре любые «нежелательные» инстинкты. При этом непосредственное существование культурных норм, традиций и порядков основывается на переработанной (сублимированной) энергии либидо. Без подобного подкрепления с помощью энергии жизни существовать культура в обществе просто не способна.

Культурная концепция психоаналитика включает в себя идеи о:

Сплетаясь между собой, все рассуждения и мысли насчет культуры подводят к тому, что подобная сфера в представлении Фрейда выступает неким стремлением к совершенству и идеалу, без пороков и низменных инстинктов.

Источник

ФРЕЙДИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ

в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры

в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. «Запреты», которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их «культурными запретами» и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.[3;39]

Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своём культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений – это мерило человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему «Я».

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин «культура» в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию «общество». В наиболее развернутом определении «человеческой культуры» Фрейд указывает, что «она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей», и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавиться от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: «В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы». Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти. [4;67]

в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть фото в чем по фрейду заключается сущность культуры. Смотреть картинку в чем по фрейду заключается сущность культуры. Картинка про в чем по фрейду заключается сущность культуры. Фото в чем по фрейду заключается сущность культуры

ФРЕЙДО-МАРКСИЗМ

О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

1. эклектическое совмещение диалектико-материалистического учения о социальной сущности человека и психобиологизаторской фрейдовской концепции влечений. Фрейдо-марксизм пытается решить проблему познания человека как целостного феномена в единстве его биологических, соматических, социальных, психологических качеств и характеристик;

2. учение, утверждающее, что рефлекс собственности в человеке настолько велик, что её обобществление и формирование человека с коммунистическим мировоззрением невозможно;

3. леворадикальная ветвь фрейдизма, стремящаяся объединить концепции Маркса и Фрейда.[5;79]

А.Адлер перенес акцент с «сексуально-бессознательного» на «бессознательное» стремление к власти как основам побуждения людей.По Адлеру человек – не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже – социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.[7;81]

К. Юнг–создал учение о коллективном бессознательном как исторически накопленном «психическом опыте» того или иного народа (исторически сформировавшейся совокупности архетипов). Этот психический опыт усваивается каждым новым поколением людей. Он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой – коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют – архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.) Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Таким образом, человек – это прежде всего существо архетипное.[8;125]

Э.Фромм и Г.Маркузе наряду с ролью подсознательного в поведении людей, придавали большое значение социальным факторам.

Э.Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в специфике человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность положения человека в мире – как природного так и надприродного существа – порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремлением к свободе и независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает различные формы в ходе истории.

Таким образом, с отчуждением человека в современном обществе Фромм связывает и формы патологии – невроз в любой форме есть прямой результат отчуждения, и индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода из отчуждения.

Маркузе построил леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное индустриальное или позднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Таким образом, это значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры» человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произошло многозначительно смещение акцентов, происшедшее в эволюции психоанализа в ходе перехода от фрейдизма к неофрейдизму. Сам Фрейд, предостерегая от недооценки прав природно-подсознательного, сидящего в каждом из нас, все же, в конечном счете, желал победы разума над инстинктом, цивилизации над природой. Вся его методика ориентирована на мягкие (не разрушительные) технологии, посредством которых может быть достигнут желаемый баланс инстинктивного и социального, витальных импульсов и цивилизованной нормы, прерогативы которой в общем не ставились им под сомнение.

История нового времени постоянно пытает человека: чего он в самом деле хочет — расширения реальных прав, сочетающихся с возрастанием социальной ответственности и соответствующего нравственно-волевого напряжения, или — права на безответственное неучастие, на дезертирство от всех трудных общественных обязанностей. Какой участи мы в глубине души больше хотим: участи тех, чья ответственность расширяется, требуя полной отдачи сил, или участи тех, чья «хата с краю», кто ничего не желает знать и ни за что не отвечает?

И всё же, как бы там ни было, благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными. Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. Пособие для вузов/Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Философия. Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА – 2004.

4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. М.: АСТ – 2009.

5. Фрейд.З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2004.

7. Фрейд.З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси – 1991.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. Часть третья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *