в чем плюсы и минусы представительной демократии
Плюсы представительной демократии
Лекция 5
Право
Основа конституционного строя РФ
Конституционный строй— форма и способ организации государства, которые обеспечивают подчинение его праву и характеризуют его как подчиняющийся конституции государства
Государство как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены в конституции за государством.
Основы конституционного строя— устои и основные принципы, призванные предать Российской Федерации характер демократического и правового государства
Общественный идеал (полу правовая категория)— представление о наиболее совершенном общественном строе
Демократия
— одна из основных форм политического режима, основная на признании народа в качестве единственного источника власти и возможности управления делами общества и государства, путём прямого или опосредованного волеизъявления граждан
Основные модели:
Провозглашён принцип разделения властей
Принцип и реализация этого принципа
Народ, как единственный источник полновластия в РФ
Народ закреплён за государством
Формы демократии
1. Представительная— это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации
Плюсы прямой демократии
Минусы прямой демократии:
2. Непосредственная(прямая)—ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.
Плюсы представительной демократии
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2140 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Плюсы и минусы демократии, её достоинства и недостатки
Что такое демократия? В переводе с греческого, данный термин означает «власть народа». Демократия — это политический режим, которому свойственное коллективное принятие решений с равным воздействием участников на весь исход процесса, или воздействие на той стадии на котором он находиться. Правда говоря, данный метод воздействия применим практически к любым общественным структурам, но на сегодняшний день его самым важным органом является государство, потому как именно государство обладает наибольшим количеством власти.
Чтобы понять, что такое демократия, ознакомьтесь со следующими признаками, где она применима, если говорить обо всем государстве:
Именно при демократии принято считать, что власть не может быть захвачена силой, и она не дана высшими силами, например Богом, а принадлежит если одному источнику — народу. Данный политический режим, берет начало еще с древней Греции и древнего Рима, но по-настоящему его применили ко всей стране только в 1776 году в США.
Для демократии характерны следующие признаки:
Плюсы и достоинства демократии
Демократия — это такая форма политической организации, при которой народ и выдвигает, и принимает, и исполняет все законы, решения. Демократия обладает множеством достоинств:
1) Данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, а также предупреждает злоупотребление властью и не допускает отрыва правящей стороны от народа.
2) Демократия представляет из себя такую форму организации власти, при которой голос каждого человека будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений.
3) Полагается, что при репрезентативной демократии гарантируется политическая стабильность.
4) Профессионализм власти.
5) При обсуждении того или другого вопроса в парламенте, это дает возможность достичь баланса интересов.
Минусы и недостатки демократии
1) Очень сложно привлечь каждого человека или общество к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как большинство граждан не желают принимать добровольное участие в политике.
2) Часто случается так, что власть попадает в руки не истинным лидерам, а демагомам.
3) Большое разнообразие лидеров, большое разнообразие мнений мешает выбрать единое решение.
4) Народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственных институтов.
5) Происходит своеобразное отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократическим видам власти.
6) Если рассматривать общество в целом, то мы понимаем, что при данной форме демократии, люди практически лишены реальной власти, за исключением того момента когда он выбирает лидеров.
Выходит, что сложная иерархическая система лишает народ власти, тогда про какую демократию можно говорить? Конечно же, если мы будем обсуждать «идеальную» демократию, пускай даже и представительную форму, то можем понять, что человек обладает, в принципе, голосом на выборах, референдумах, если задуматься то каждый человек этим влияет на политическую жизнь страны в которой он живет. Но давайте будем реалистами. В данном случае мы говорим о том, что подобного рода демократия, это всего лишь сказка для любого гражданина страны, под которой прячутся высшие должностные лица, которые в свою очередь, руководствуются не интересами своей родины, своего народа, а какими-то личными интересами и желаниями.
Подводя итог, мы видим, что такой политический режим, как демократия, имеет явный здравый смысл, он благоприятно влияет на народ и большинство граждан довольны тем, как они могут влиять на политическую ситуацию в стране, ну а с недостатками обязательно нужно бороться, обеспечивая комфортные условия для жизни в стране.
Прямая или представительная демократия?
Такой феномен, как концепция прямой демократии, не может быть обойдён стороной на «Логике прогресса». Если этот принцип работоспособен – то нужно перестраивать под него политические требования социал-демократов, если же неработоспособен – доводить до сведения каждого, по каким именно причинам.
Иногда принято считать, что прямая демократия является более демократичной, более «левой» системой, чем представительная демократия. Представительная демократия в самом деле имеет минусы – например, то, что решения принимаются людьми через посредника, который может быть ненадёжен. Сложность отзыва выбранного депутата также относится к таким минусам. Словом, их немало, но они не критичные и эффективность представительной демократии можно повышать – например, обеспечением сменяемости власти или децентрализацией. Прямая же демократия также имеет минусы, но здесь они уже более критические и реформировать их тяжело.
Что такое прямая демократия
Уязвимость для популизма
Прямая демократия вряд ли реализуема моментально. Моментальное введение системы прямой демократии в такой стране, как сегодняшняя Россия (то есть с преобладанием консервативной идеологии), означает риск её захвата популистами, включая местных националистов и сепаратистов. Возможно, после немедленного введения прямой демократии страна распадётся на множество осколков, управляемых консерваторами. Доктор юридических наук, кандидат философских наук Виктор Руденко подчёркивает не только то, что популизм (мы уже писали отдельную статью о вреде популизма) – это огромная проблема в условиях прямой демократии, но и то, что сама по себе прямая демократия может быть использована и в целях диктатуры, то есть сама по себе не является панацеей:
Система прямой демократии крайне уязвима для политиков-популистов. То есть если, допустим, в стране наблюдается низкий уровень свободы прессы, то прямая демократия может быть управляемой, и как следствие – не выражать интересы общества.
Будет решать не большинство, а некомпетентное меньшинство
Арндт Ляйнингер, научный сотрудник Института политологии имени Отто Зура при Свободном университете Берлина, предупреждает:
Проще говоря, большинство граждан не будут участвовать в решении всех управленческих вопросов, потому что это занимает много времени, а они хотят тратить время на что-то другое. Поэтому подавляющую часть вопросов решать будет не большинство, а меньшинство. Только это будет непрофессиональное и неподотчётное меньшинство, в отличие от представительной демократии. С этим согласны доктор политических наук Михаил Грачёв и доцент кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ Александр Мадатов:
В таких условиях ловкая политическая сила, ставящая перед собой задачу захвата власти или использования власти в корыстных целях, может организовать вынесение на голосование нужных ей инициатив и обеспечение этим инициативам нужных голосов путём подкупа. К примеру, если крупная корпорация строит завод возле озера и граждане голосуют против – активное меньшинство может высказаться против почти полностью, но, когда есть пассивное большинство, оно может продать свои голоса (так как всё равно не заинтересовано в принятии решений) и тогда корпорация естественно выиграет.
Поскольку народ не может решать все вопросы, он также не может и контролировать повестку дня:
Во многом это действительно так. Если в нашей системе профессиональных советов «политруки» заменяются действительными профессионалами своей области, то прямая демократия – это поднятие вопросов и принятие по ним решений непрофессионалами. При прямой демократии могут выноситься на общее решение инициативы, которые объективно нереализуемы. Ляйнингер приводит примеры Греции, когда там проводился референдум по вопросу финансовой поддержки со стороны ЕС, или голосование о судьбе аэропорта Тегель в Берлине. Требований, которые выдвигались в этих референдумах, правительство заведомо не могло выполнить.
Ещё одна сложность связана с тем, что при прямой демократии затруднительно принятие непопулярных мер, даже если они являются необходимыми для развития общества. За них просто никто не будет голосовать, и будут приняты популистские, непрофессиональные решения.
Представительная демократия – естественное развитие прямой
Политолог Александр Кустарёв отмечает, что процесс образования представительной демократии – это естественное развитие прямой демократии:
Одним из факторов, обусловивших большую конкурентоспособность представительной демократии, стал вопрос ответственности за решения (которую народ, как правило, не хочет брать на себя):
Ущемление интересов меньшинства
Михаил Грачёв и Александр Мадатов вскрывают ещё одну очень важную проблему прямой демократии (в данном случае её развития – партиципаторной демократии, или демократии участия) – возможную тиранию большинства:
В самом деле, прямая демократия всегда таит в себе опасность принятия, к примеру, законов о борьбе с инакомыслием или законов контроля сексуальной жизни человека. Вот видео, повествующее о проблемах «чистой» демократии:
Все вышеперечисленные недостатки прямой демократии вынуждают нас заключить, что сегодня наиболее разумным является реформирование системы представительной демократии (возможно, частично совмещённой с элементами прямой демократии) в виде парламентской демократии, расширение демократических институтов, что мы и предлагаем в виде комплекса мер по введению системы профессиональных советов, сменяемости власти и так далее.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
За прямую демократию ратуют обычно люди, которые никогда не пробовали в своем подъезде провести опрос на тему — в какой цвет покрасить перила на лестнице.
Татьяна Монтян
Андропов В. В., Афанасьева М.Ю., Барашева Е.В. Преимущества и недостатки представительной демократии
Преимущества и недостатки представительной демократии
The advantages and disadvantages of representative democracy
Андропов Вадим ВладиславовичAndropov Vadim Vladislavovich
студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
Афанасьева Марина Юрьевна
Afanasyeva Marina Yurievna
студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
Барашева Елена Викторовна
Barasheva Elena Victorovna
К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
Аннотация. В статье раскрывается понятие «представительная демократия». Рассматриваются преимущества и недостатки «представительной демократии»
Annotation. The article reveals the notion of «representative democracy». The advantages and disadvantages of «representative democracy».
Ключевые слова: понятие, характеристики, формы, преимущества, недостатки, демократия, представительская демократия
Keywords: concept, characteristics, forms, advantages, disadvantages, democracy, representative democracy
На сегодняшний день в России идёт процесс формирования демократического государства, для которого общечеловеческие ценности и международные права являются приоритетными. Вопрос формирования государственных и представительных органов в России, так же порядок проведения выборов интересуют юристов и политологов и многих других интересующихся Российским правом. Главной проблемой является обеспечение подлинной свободы воли волеизъявления – этим определяется актуальность данной проблемы. Так же она обуславливается вопросами к процедуре выборов.
Разберёмся, что же такое демократия? Это политический режим, который дает большой объём гражданских и политических прав человека, прямое или косвенное участие граждан в формировании органов государственной власти. В Российской Федерации основы демократии закреплены в основном законе – конституции Российской Федерации и в международных правовых актах. [1] Непосредственным выражением власти народа являются выборы и референдум, что установлено в третьей статье конституции Российской Федерации, также говорится о праве каждого избирать и быть избранным в органы государственной власти. Данный вопрос регулируется не только Конституцией Российской Федерации, но и федеральным законодательством «О Референдуме». [2] Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина – выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональном уровне, которые и ноcят название представительных.
Конституция РФ 1993 г. предусматривает условия представительной демократии: выборность соответствующих органов, всеобщность избирательного права, предоставление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган представительной демократии – Федеральное Собрание РФ. В субъектах федерации избираются свои представительные органы, носящие различные наименования и наделенные широкой компетенцией. Они самостоятельны, но должны действовать в рамках Конституции РФ и федеральных законов, например «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [3]
Преодолению недостатков служат теории и практическая реализация представительной демократии. Ею предполагается компетентное и ответственное представительное управление перед народом с помощью избранных представителей, являющихся депутатами, делегатами, членами бюро и иных представительных органов.
С помощью представительной демократии возможна более чёткая реализация принципа ответственности на всех уровнях власти и государственного управления, принцип соучастия граждан, хоть и отходит на второй план, но в целом не отвергается, так как без признания народом источника и высшим контролёром власти демократия невозможна. Народом своя воля выражается непосредственно в процессе выборов и в делегировании своих полномочий депутатами. Отношения между народом и его представителями построены на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенции органов выборной власти. Представительная демократия выражается в развитии парламентаризма, разного рода представительства, в выборах президента как представителя народа.
Разновидности теорий представительной демократии представлены концепциями элитарной, системной и корпоративной демократий.
В силу теории элитарной демократии реальная власть должна быть отдана политической элите, а народ должен обладать правом периодического, электорального контроля за её составом. В данном случае демократия сводится к способу образования власти, превосходство которого в сравнении с иными формами правления заключается в осуществлении мероприятий, представленных обеспечением гласности, конкурентной борьбы элит и их сменяемости в процессе всенародных выборов.
Элитарная демократия связана с процессом создания наиболее эффективных механизмов рекрутирования результативной, действенной элиты, над которой осуществляется контроль народа.
Сторонниками корпоративной демократии она рассматривается в виде преимущественно согласительного, неконкурентного правления руководителей крупных производственных корпораций наёмных работников и предпринимателей. При этом корпорации получают право на представление всех работников той или оной отрасли взамен на некоторые самоограничения. Корпоративистами отрицается конкуренция элит и на её место ставятся консенсуальные методы принятия решений.
Стоит сказать, что реальная практика корпоративизма нашла широкое применение в процессе регулирования социальных отношений – в вопросах оплаты и охраны труда, продолжительности рабочего времени, социального обеспечения сплочённых социальных групп (к примеру, военных, спецслужб, добившихся определённых привилегий). Однако он не может распространяться на всё государственное устройство, так как может ущемлять права индивида в пользу крупных объединений бюрократии.
Представительной демократии, как и всему на свете, присущи свои достоинства и недостатки. Среди её главных достоинств стоит выделить, во- первых, гарантирование большой политической стабильности, порядка, ограждает общество от сиюминутных массовых увлечений, приходящих настроений, идеологического иррационализма, эгалитарных (государственных, общенародных) устремлений широких слоев народа. Также ей обеспечивается рациональная организация политической системы с чётким распределением труда, наиболее высокой, по сравнению с прямой демократией, компетентностью, компетентностью и ответственностью лиц, которыми принимаются решения. Недостатки представительной демократии нашли своё отражение в фактическом отстранении народа от власти в промежутках между выборами, тем самым отходя от демократии. Также ей порождается сложная иерархическая система управления, бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов и чиновников от народа. А также происходит порождение приоритетного влияния на политику более сильных групп интересов и появление возможности подкупа. Усиливается нарастание в государстве авторитарных тенденций в силу постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью. Легитимность власти становится слабой в силу отчуждения её от народа. Происходит ущемление политического равенства возможностей участия всех в управлении, принятии решений. И вследствие этого появляется возможность манипулирования мнением народа.
Современный этап развития системы местного самоуправления в России характеризуется более широким внедрением в жизнь начал представительной демократии, расширении автономии, политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в процессе решения вопросов местного значения.
Осуществление расширения участия граждан в жизни государства на основе принципов выборности, без сомнений, является непреходящей политико-правовой ценностью, является одним из важнейших элементов укрепления демократии, а вследствие этого способствует гармонизации взаимоотношений власти и общества.
Библиографический список:
Плюсы и минусы демократического режима
Демократический режим
Демократия — политический режим со свойственным для него коллективным принятием решений, при котором участники в равной степени воздействуют на итог всего процесса или его отдельную стадию.
Слово «демократия» в переводе с греческого языка означает «власть народа». Данный режим применяется в любых общественных структурах, но в настоящее время его ключевым органом служит государство, которое наделено наибольшим количеством власти.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Демократический режим исключает захват власти путем применения силы. Лидерство не определяется какими-либо высшими силами.
Особенности демократического строя:
Плюсы демократии
Функция демократии — совокупность основных инструментов демократического воздействия на общественные институты с целью повысить уровень активности граждан для решения политических проблем социального значения, прямого и опосредованного контроля процессов в государстве и обществе.
Особенностью демократии является такой формат политического строя, при котором выдвижение, принятие, исполнение законов и решений осуществляется народом.
Основные достоинства демократии:
Гарантирование прав и свобод
Демократический строй гарантирует каждому гражданину общества соблюдение прав и свобод. Данные положения закреплены в Конституции:
Великим достижением демократии является свобода слова. Отсутствие цензуры в новостях способствует объективному освещению действительности. Свободное предпринимательство и многообразие форм собственности обеспечивают необходимые условия для рыночной экономики. При этом гражданин свободен в выборе, монополия государства ограничивается законом, процветает честная конкуренция.
Формальное равенство граждан
При демократии формально-юридически граждане равноправны. Каждый член общества может участвовать в политической жизни. Ключевым демократическим принципом является правовое и политическое равенство граждан, включая свободу прав и обязательств перед законом. Таким образом, человек получает возможности для приобретения какого-либо политического статуса. Все без исключения представители общества имеют право на образование и интеллектуальное развитие, а также могут свободно выбирать профессию.
Участие граждан в политической жизни страны
Принципы равенства в правах и политической жизни юридически гарантированы гражданам демократического режима правления. Неотъемлемым условием правового государства является политическая культура граждан.
Политическая культура граждан — уклад общества, при котором соблюдаются установленные правила, а большинство ориентировано на достижение и сохранение демократических ценностей.
Граждане принимают непосредственное участие в политической деятельности через представителей, избираемых в государственные органы власти. В случае структуры управления представительного характера проводятся свободные выборы, и формируется парламентаризм, основанный на демократических принципах и ценностях.
Ограничение государственной власти
Одним из основных принципов демократии является выборность власти. Структура управления разделяется, формируются органы власти и местного самоуправления, исходя из волеизъявления народа. Разумное ограничение государственной власти позволяет сохранить ценности демократического строя и его задачи.
Особенности системы управления:
В правовом государстве, как в виде демократического строя, политический режим строго соблюдает основные принципы такие, как законность, правовые нормы, закрепляющие естественные, всеобщие права и свободы граждан.
Признаки разумного ограничения власти при демократии:
Обновление властных структур
Демократия подразумевает такое состояние общества, при котором власть распределяется в зависимости от интересов населения государства. Воля народа выражается путем выборов. Так граждане реализуют свое право на свободу выбора. Подотчетные институты власти являются признаком гражданского общества.
Важным аспектом демократии является сменяемость власти. Это эффективный инструмент борьбы с коррупцией и злоупотреблением полномочиями. В демократическом государстве любой его участник имеет право претендовать на место в структуре управления, участвуя в прозрачном избирательном процессе.
Распределение функций между органами государственной власти
В демократическом государстве власть разделена на ветви, которые взаимозависимы и взаимно ограничены. Таким образом, исключается произвол управляющих структур и не допускается консолидация всех полномочий в одних руках.
Принцип разделения властей обладает рядом характерных особенностей:
Минусы представительной демократии
Представительная демократия — политический режим с основным источником власти в лице народа, при котором функция управления страной делегируется различными представительными органами, избираемыми гражданами.
В современном мире представительную демократию можно считать ведущей формой политического государственного строя.
Суть репрезентативного режима сводится к следующему:
Особая потребность в представительной демократии возникает в государствах, где в условиях обширной территории или по другим причинам затруднено проведение голосований с непосредственным участием граждан. Данный режим более эффективен в ситуациях, когда необходимо принимать сложные решения, требующие компетенции профессиональных специалистов.
Представительная демократия проявляется следующим образом:
В теории представительная демократия демонстрирует высокую эффективность. На практике данный режим обладает существенным недостатком, который проявляется при организации выборов. Избирателям приходится отдавать голоса за малознакомых им представителей, которые не представляют интересы всех классов населения.
Отрыв представителей власти от избирателей
Наиболее распространенной проблемой, которая встречается в государствах с представительной демократией, является отрыв власти от избирателей. Официальные представители граждан фактически отстраняются от своих избирателей в перерыве между выборами. Таким образом, теряется суть демократии, как народовластия. Сложная иерархическая система управления приводит к бюрократизации власти, отрыву депутатов и чиновников от рядовых граждан.
Возможности для групп влияния
При представительной демократии определенные группы, осуществляющие управление государством и влияющие на политические процессы, получают широкие полномочия и возможность манипулировать имеющимися инструментами власти для принятия решений в пользу собственных интересов. Чрезмерно большая свобода представительных органов ущемляет политическое равенство и права населения принимать участие в политическом процессе. Приоритет получают держатели интересов и капитала.
Ослабление демократического контроля
В результате подрыва ключевых демократических ценностей ослабляется контроль за действиями органов управления. В данных условиях можно наблюдать, как в стране нарастают авторитарные тенденции. Предпосылкой к таким процессам служит оттеснение законодателей исполнительной властью. По причине практически полного отчуждения граждан от политических решений легитимация власти ослабляется.
Преимущества представительной демократии
В представительной демократии власть осуществляется представителями населения — депутатами и другими выборными органами исполнительных и судебных структур, основным призванием которых является выражение интересов различных классов, социальных категорий, слоев общества, политических партий и общественных организаций.
Сильной стороной представительной демократии считается широкий спектр возможностей для поиска и реализации эффективных решений. Данные условия формируются с помощью участия в процессе профессионалов, компетентных лиц, а также благодаря более рациональной организации политической системы.
Высокая компетенция лиц, принимающих государственные решения
Конкурентоспособность представительной демократии объясняется вопросом ответственности за решения, которую население в большинстве граждан не хочет возлагать на себя. Для того чтобы принять публично-властное решение необходимо ясно понимать задачи, действовать решительно, выражать политическую волю и принимать конкретную личную ответственность за результат действий.
Подобными качествами обладают профессиональные специалисты, которые имеют соответствующую квалификацию и опыт. Лица с высокой компетенцией, принимающие государственные решения во вверенной им гражданами зоне ответственности, демонстрируют более эффективные результаты.
Оперативная и эффективная политическая деятельность
Представительная демократия обеспечивает свободу общественного строя и высокую эффективность в решении общественных задач, благодаря чему государство приобретает политическую стабильность и порядок.
Оперативность и эффективность политической деятельности заключается в следующем:
Условиями для достижения высокой эффективности государственной деятельности в режиме представительной демократии являются:
Примеры недостатков демократии в странах мира
Многие государства руководствуются демократическими принципами для построения политических систем. К их числу можно отнести Францию, США, Швецию, Бельгию, Финляндию, Нидерланды, Австрию, Австралию, Канады и другие страны.
При демократии индивидуальные свободы сочетаются с законностью. К примеру, в Германии демократические институты и процедуры используются ограниченно, а на практике нередко применяются авторитарные приемы и методы. Во всех государствах, построенных на основе гражданских свобод, проводятся выборы, население в той или иной форме вовлечено в систему управления страной.
Демократические практики отличаются и приобретают разные формы, в которых кроме достоинств можно наблюдать и проявления недостатков демократии:
Анализируя практические наблюдения, становится очевидным, что демократия не гарантирует в необходимой степени надежность судебной системы. Эффективность демократии оценивают не только наличием выборов, но и с помощью анализа процедур, при которых выдвигаются кандидаты, по средствам избирательной системы и независимых судебных структур.