в чем плюс виниловых пластинок
Как винил захватывает рынок и зачем его покупать в век цифровых технологий
Мы на FURFUR запускаем новую серию колонок, в которой главный редактор журнала Stereo & Video Михаил Борзенков будет рассказывать о современной культуре потребления звука и музыкальных произведений. В первом выпуске — о том, как неожиданно винил возродился в цифровую эпоху и почему такое могло случиться.
Статистика продаж винила переворачивает представление человечества о прогрессе. Виниловые пластинки, которые, казалось, навсегда ушли в небытие, подобно кинескопным телевизорам или компьютерным флоппи-дискам, не просто вернулись в обиход, но вот уже который год бьют рекорды продаж и популярности. В 2013 году в США было продано шесть миллионов новых пластинок — это на треть больше, чем в позапрошлом году, и в три раза больше, чем в начале 2000-х. Производство винила по всему миру растёт в почти геометрической прогрессии, возобновляется производство проигрывателей, и даже самая популярная отечественная сеть магазинов домашней электроники «М.Видео» умудряется сейчас продавать по 150 вертушек в месяц, притом что два года назад не продавала ни одной.
У этого феномена есть масса социальных и психологических объяснений, я же остановлюсь на главном — в котором и кроется секрет тотального возвращения винила в нашу жизнь. Да, в его звуке действительно есть преимущество, которое можно объяснить физически. Или метафизически.
Главная особенность виниловой пластинки как носителя информации состоит в его аналоговой природе. Что это означает? Слово «аналог» нужно понимать буквально: звук, записанный на пластинке, аналогичен тому, который извлекали музыканты из своих инструментов. Если упростить процесс максимально, то звуковая волна преобразуется в электрический импульс, а этот импульс рисует волну-дорожку на пластинке, которая, в свою очередь, позволяет извлечь аналогичный электроимпульс с помощью головки звукоснимателя и преобразовать его обратно в звуковую волну. В ходе всех этих изменений ничего не происходит с природой самого сигнала как непрерывной волны. Меняется лишь её физическое отображение. Это и есть краеугольный камень аналоговой звукозаписи.
В чём принципиальное отличие цифрового сигнала от аналогового? В дискретности его природы. Проводя пусть и не совсем верную, но наглядную аналогию, можно сравнить его с киноизображением. Секунда киноленты состоит из 24 кадров (дискретных статичных изображений), но наш глаз воспринимает движение на экране как непрерывное. Точно так же устроен и цифровой сигнал — непрерывный музыкальный поток разбит на дискретные точки во времени, информация о которых записывается в файле, а воспроизводящее устройство, считывая эту информацию о ключевых точках, достраивает звуковую волну так, чтобы мы воспринимали её как непрерывный поток звука. Частота дискретизации большинства аудиофайлов, которые сейчас у нас в ходу, — 44,1 кГц, то есть «ключевых точек» с информацией о звуке в одной секунде записи 44 100 штук.
По идее, никаких проблем с восприятием столь мелко нарубленного сигнала быть не должно, однако большинство специалистов сходится во мнении, что именно в дискретности цифрового сигнала состоит главная проблема его восприятия. Человеческий слух обмануть оказывается несколько сложнее, чем глаз. Подсознательно мы каким-то образом улавливаем «неестественность» этого звука, хотя сознательно не можем воспринять никаких проблем. Никого на самом деле не раздражает звук MP3-файлов. Всё с ними нормально, кроме того, что сама природа этого сигнала иная, извините за выражение, «нечеловеческая». В природе и нашем организме нет механизмов, способных работать с такой информацией. И это, как ни удивительно, слышно.
Главная особенность виниловой пластинки как носителя информации состоит в его аналоговой природе.
Почему так происходит? Физиологи и инженеры до сих пор осмысленно ответить так и не смогли. Есть мнение, что электромеханическая запись несёт в себе дополнительную информацию, которая просто не описывается параметрами, по которым идёт оцифровка аудиосигнала. Это как пытаться нарисовать радугу с помощью двух красок. На картинке получится двухцветная радуга, потому что передать остальные цвета было просто нечем. Поэтому в звуке MP3-файлов или компакт-диска недостаёт чего-то важного, что наш мозг воспринимает помимо нашей воли. И без этой информации картина не получается цельной. Потому винил и «легче» слушать и приятнее, и хочется употреблять термины «мягкий, живой, настоящий» и прочие милые аудиофильские словечки.
Вторая теория исходит из противоположного посыла: в цифровом сигнале информации, наоборот, слишком много. Наш мозг предпочитает иметь меньше информации и потом достроить изображение или звук самостоятельно, причём каждый достраивает его так, как ему удобнее, приятнее, естественнее — отсюда и эффект более лёгкого восприятия звука с пластинки. В этом случае мы признаём, что винил на самом деле хуже цифровых носителей, но именно в этом и кроется его преимущество. Аналогичный эффект вызывает кино- и фотоплёнка, на которой на самом деле видно меньше, чем на хорошем цифровом снимке, но зато такое изображение дает простор фантазии — и это человеческому мозгу нравится. Потому и приложение Instagram, которое занимается, по сути, порчей фотографий, стоит в телефоне у каждого. Испорченные выглядят лучше.
Будучи скептиком и циником, я склоняюсь ко второму объяснению. Это, однако, вовсе не отменяет того факта, что винил в любом случае звучит приятнее других носителей.
А ещё в этом тексте я тактично не упомянул, что большинство современных пластинок на самом деле вовсе не аналоговые, а очень даже цифровые. Как это получается и почему они всё равно звучат лучше ваших файлов — в следующий раз.
Мы признаём, что винил на самом деле хуже цифровых носителей, но именно в этом
и кроется его преимущество.
Что делает виниловые пластинки такими ценными
Чем же они так хороши, что даже спустя более 100 лет (первая виниловая пластинка была выпущена в 1897 году) остаются популярными у достаточно большого числа людей? В этом нам помогли разобраться ребята из интернет-магазина GoldDisk, занимающегося продажей лицензионных виниловых пластинок, DVD, Blu-Ray, цифрового контента и других товаров.
Аналоговый звук
Да, тот самый «тёплый» ламповый звук. И чтобы понять, в чём разница между цифровым звуком и аналоговым, нужно углубиться в тему. При воспроизведении цифрового звука сам звук разбивается на отрезки. В этих отрезках фиксируется числовое значение амплитуды звука на момент проигрывания. Когда цифровой звук воспроизводится, цифровой кодек делает что-то вроде снимка аналогового сигнала в темпе (от 44100 до 44800 Гц, в зависимости от выбранной настройки). Этот темп и есть количество отрезков на секунду времени. Устройство, воспроизводящее цифровой звук, соединяет эти отрезки и «достраивает» звук. В итоге мы получаем непрерывное звучание, доработанное программой или устройством. Именно поэтому одна и та же композиция звучит по-разному в MP3, FLAC и других форматах.
В аналоговом варианте всё совсем по-другому. Как рассказали специалисты из GoldDisk, это уже не считываемый и обрабатываемый программой звук, а физическая запись. На виниловую пластинку нарезаются дорожки, которые повторяют звуковую волну оригинала. Воспроизводящее устройство не обрабатывает и не достраивает звук, а лишь воспроизводит оригинальную запись. Таким образом, исключены искажения из-за несовершенства программного обеспечения, и разница в звуке достигается только качеством воспроизводящего оборудования, а не кодеком.
Звук на виниле более «сочный», «насыщенный». Любой, кто слушал пластинку на хорошем оборудовании с качественной головкой звукоснимателя, мощным усилителем и дорогой многополосной аудиосистемой, понимает, как сильно отличается звучание винила от MP3.
Интересный факт, которого не знают даже некоторые поклонники виниловых пластинок: «тёплый» ламповый звук является своеобразным побочным эффектом при записи звука. Дело в том, что канавки на пластинке не должны быть слишком большими, иначе появятся искажения. При записи инженеры проделывают различные манипуляции по изменению звучания низких частот, для того чтобы те корректно воспроизводились на пластинке. Это и даёт тот самый ламповый звук. Ещё одним побочным эффектом является то, что колебания высоты иглы вызывают вибрации, которые так же воспроизводятся звукоснимателем.
Высокое качество звука
Не факт, что скачанный из интернета трек будет оригинальным, то есть таким, каким он был выпущен звукозаписывающей студией. Этот трек мог быть несколько раз перекодирован из одного формата в другой, у него могли повышать или понижать битрейт — в общем, тут много разных тонкостей. Каждая переработка оригинальной записи будет вносить посторонние шумы в трек, и это явно скажется на качестве воспроизведения.
Что касается виниловых пластинок, то здесь ситуация ровно противоположная. Трек на пластинку записывается один раз, причём физически, как мы уже сказали выше, путём нарезки борозд на виниловую болванку. При правильной эксплуатации виниловой пластинки с качественным звукоснимателем на проигрывателе с мягкой подложкой звук будет оставаться таким же качественным, каким он был на звукозаписывающей студии. Это ещё одна причина, почему меломаны выбирают именно винил, — его чистота воспроизведения без посторонних шумов.
Естественно, описанное выше качество звука выше только при сравнении со стандартным для MP3 битрейтом (192 кбит/с), представленным в цифровых магазинах. Если говорить о сравнении с FLAC и другими форматами, обеспечивающими качественное звучание, то пластинки дают либо такой же звук, либо даже менее детализированный.
Стиль
Виниловые пластинки — это винтаж. Набор виниловых пластинок станет отличным дополнением для лофта или ретростиля. И даже в современном минимализме они будут смотреться стильно и уместно. Кроме того, с их помощью можно создавать уникальный интерьер помещений, делая из них, к примеру, подобие плитки, украшая всю стену или декорируя предметы интерьера. Так, к примеру, с помощью виниловых пластинок украшают табуретки, делают их основой для настенных часов и даже создают картины.
И всё же для декора стоит использовать только те пластинки, дорожки которых уже изрядно поношены, и они не подходят для качественного прослушивания. Целые же пластинки стоит использовать только для одной цели — прослушивания музыки в высоком качестве.
Где купить виниловые пластинки
Качественные виниловые пластинки ты можешь купить в интернет-магазине GoldDisk. Почему именно в нём?
— Полный каталог виниловых пластинок Universal Music и Warner Music. Это уважаемые компании с большой историей, которые выпускают высококачественные пластинки.
— Только оригинальный лицензионный винил. Здесь не будет никаких кустарно записанных пластинок, звук для которых брался из какого-нибудь MP3-файла в 128 кбит/с. Кроме того, все пластинки, представленные в GoldDisk, — это лицензионные издания. Да, быть пиратом во втором десятилетии XXI века — это уже не круто.
— Разнообразные стили. В интернет-магазине GoldDisk ты найдёшь джаз, блюз, классическую музыку, поп, рок, альтернативу, этническую музыку, духовную музыку, а также музыку для релаксации и медитации. Здесь есть даже электронная музыка на виниле. Если ты диджей, то это один из лучших вариантов для создания миксов. Ну а для рэп-исполнителя каталог винила станет кладезем для создания битов, которые раскачают сцену.
— Невысокие цены. Качественная виниловая пластинка может стоить несколько тысяч рублей. И это нормально, учитывая описанные выше достоинства звука. В интернет-магазине GoldDisk есть пластинки даже дешевле 1 500 рублей.
Нашим читателям интернет-магазин GoldDisk делает скидку 10 % на любой товар из раздела «Виниловые пластинки» по промокоду BRODUDE. Промокод действует до 31 декабря.
Винил или цифра: что звучит лучше?
Аудиоконтент стал более доступным, чем когда-либо. Вы можете мгновенно воспроизвести любую песню с мобильного гаджета, и в связи с этим вдвойне удивительно, что физические аудионосители не повторили судьбу видеокассет. Но что же такого особенного в этих архаичных виниловых дисках, обладающих столь неповторимым очарованием?
Диаграмма с результатами продаж музыки демонстрирует, что винил в последние годы рос, в то время как продажи компакт-дисков падали. По данным RIAA, продажи пластинок в 2020 году увеличились почти на 30%! Таким образом, винил может быть и аутсайдер по сравнению со стримингом, однако он опередил CD.
Является ли возрождение винила проявлением наивной потребительской ностальгии или же в его звучании действительно есть волшебные нотки? Что ж, для начала затронем базовые вопросы.
Как работают проигрыватели винила и цифровые аудиоплееры?
Независимо от того, каким будет в итоге аудионоситель, первым делом необходимо сделать саму запись. Звуковые сигналы записывают с помощью микрофонов или непосредственно с электронных музыкальных инструментов, после чего они микшируются (сводятся) и подвергаются мастерингу (подробнее об этом процессе чуть позже).
Для изготовления виниловой пластинки готовая аудиозапись передаётся на рекордер, который нарезает дорожки на специальном лаковом диске. Звуковые волны диктуют форму канавок, которые собственно и нарезает станок. Затем этот лакированный диск покрывается металлом для создания металлического слепка («мастера»), который далее используется для создания «штампа» (негативной версии «мастера»). Штамп устанавливается в гидравлический пресс и оставляет оттиск на виниловой заготовке, в результате чего и получаются привычные нам пластинки.
Во время воспроизведения пластинки игла (стилус) проигрывателя следует за дорожкой записи и генерирует сигнал с помощью крошечного электромагнитного устройства, называемого картриджем. Он может быть выполнен по технологии подвижного магнита (Moving Magnet, ММ), либо подвижной катушки (Moving Coil, MC). После прохождения через фонокорректор и усилитель, генерируемый электрический ток приводит в движение динамики, которые воспроизводят записанный звук.
У винила есть ряд физических ограничений. Если частота записанного звука низкая, а амплитуда (громкость) слишком высокая, игла склонна выскакивать из дорожки, что провоцирует пропуски воспроизведения. Учитывая данный факт, звукоинженеры применяют специальные техники микширования перед записью музыки на пластинки — с целью предотвратить пропуски и ошибки трекинга. Одно из распространённых решений — панорамирование баса в центре стереомикса.
В случае с высокими частотами всё также непросто: в вытравленной на пластинке дорожке имеется несметное множество микроскопических изгибов — таким образом, игла должна следовать очень небольшим перепадам, которые не всегда возможно передать точно. В результате, может появиться неприятный шипящий призвук при воспроизведении сибилянтов и других высокочастотных звуков.
А теперь сравним это с цифровыми форматами, где записанные аудиосигналы передаются через аналого-цифровой преобразователь (АЦП) в компьютер и хранятся в виде последовательности единиц и нулей. Разрешение преобразования зависит от частоты дискретизации и битности. Например, аудиозапись на CD имеет частоту дискретизации 44,1 кГц. Это означает, что звук дискретизируется 44100 раз в секунду, и на каждую выборку записывается 16 бит данных. Воспроизведение в таком случае включает в себя считывание закодированных в цифровом виде данных и их обработку в цифро-аналоговом преобразователе (ЦАП), с последующей передачей усиленного сигнала на наушники или колонки.
Теперь, когда у нас есть базовое понимание того, как работают оба формата, сравним их и попробуем определить победителя.
Чем отличается качество звучания винила и «цифры»?
Для начала, определим основные понятия: под «винилом» подразумеваем новую, хорошо записанную пластинку, воспроизводимую с использованием лучшего доступного оборудования. Когда же мы говорим «цифровой», подразумеваем компакт-диск или 16 бит/44.1 кГц файл без потерь (lossless), также воспроизводимый с использованием лучшего доступного оборудования. Очевидно, что существуют и более продвинутые форматы цифрового аудио, однако файлы 16/44.1 более широко используются для тиражирования в коммерческих целях. Будем держать в уме, что увеличение частоты дискретизации или битовой глубины дополнительно улучшит характеристики цифрового звука.
Частотная характеристика и искажения
Виниловые пластинки способны охватить весь частотный диапазон человеческого слуха и даже больше: значения простираются примерно от 7 Гц до 50 кГц, в зависимости от используемого оборудования и применяемых фильтров низких частот. Вместе с тем, не всё так однозначно, ведь характеристики могут варьироваться даже у одной и той же пластинки: по мере того как игла проигрывателя перемещается от наружного края к центру записи и условная окружность становится меньше, улавливать и воспроизводить тончайшие высокочастотные детали становится всё сложнее.
Условная точка, в которой «тёплые и ламповые» искажения становятся раздражающими, отличается для разных слушателей. В случае с винилом суммарные гармонические искажения (THD) могут варьироваться от 0,4 % до 3%. При этом у ЦАП эти значения обычно не превышают 0,001%. При воспроизведении записей на плохо настроенном виниловом проигрывателе внутренние дорожки будут производить наиболее выраженные искажения.
Динамический диапазон
Цифровые файлы (16/44100) обеспечивают более 90 дБ разницы между самыми громкими и самыми тихими звуками, по сравнению с динамическим диапазоном винила, который составляет порядка 70 дБ. Таким образом, динамический диапазон цифровых файлов значительно выше, чем у записей на виниле.
Разделение каналов
Разделение между левым и правым каналами у виниловых пластинок составляет порядка 30 дБ, а у цифровых файлов этот показатель превышает 90 дБ. Таким образом, теоретическая способность винила формировать звуковую сцену ограничена по сравнению с его цифровыми собратьями.
Механический шум и поверхностный шум
Проигрыватели винила генерируют низкочастотный шум, называемый «рокотом», зачастую исходящий от подшипников в приводном механизме. Даже в случае с высококлассными вертушками, рокот может быть вызван деформированными пластинками, и это становится серьезной проблемой при воспроизведении записей на аудиосистемах с хорошими низкочастотными характеристиками. И даже когда рокот незаметен на слух, он может провоцировать интермодуляционные искажения, взаимодействуя с другими звуковыми частотами.
Вдобавок, частицы пыли, попадающие на пластинку, могут вызвать посторонние звуки при воспроизведении. Причём со временем игла может вдавливать пыль в винил, а значит, треск и хлопки вполне могут укорениться в пластинке. Цифровые файлы и компакт-диски лишены этих проблем, поскольку они считываются световыми лучами и подвергаются коррекции ошибок.
Неравномерность скорости
Проигрыватель может вносить небольшие изменения в скорость воспроизведения, известные как детонация («wow and flutter»). У хорошего проигрывателя винила отклонение скорости составляет менее 0,05%. Однако стоит учитывать, что неравномерность может присутствовать и в исходной записи — вследствие несовершенства аналоговых студийных устройств. Поскольку в цифровых системах используется прецизионная синхронизация времени и буферы данных, такие записи не подвержены детонации.
Таким образом, хороший проигрыватель винила может обеспечить очень достойные характеристики, но, при сравнении с базовыми параметрами компакт-диска, разница очевидна: цифровой формат более точен и стабилен.
Что же такого особенного в аналоговом звуке?
У винила имеются некоторые недостатки, связанные с техническими характеристиками, однако далёкие от идеала параметры совершенно не означают, что формат уже отжил своё: некоторым слушателям очень даже нравится несовершенный звук. Цифровое аудио, напротив, порой критиковали за «холодность» и отсутствие «тепла» аналоговых систем. Правда, такое мышление не слишком хорошо согласуется с тем, как нынче создаётся музыка.
В наши дни записи редко производятся с использованием только аналогового оборудования. К примеру, альбом может быть записан на магнитную ленту, а затем загружен в цифровой аудиоредактор (DAW) для последующего микширования и мастеринга. Другой релиз может быть полностью записан и смикширован в цифровом виде, после чего мастеринг осуществляется с использованием аналогового оборудования.
Как мастеринг влияет на звучание записей
Хоть у него и нет измеримых преимуществ в качестве звука, у винила есть некоторые ощутимые на слух достоинства — в случае, если исходный материал подвергся хорошему мастерингу. Мастеринг — это процесс, с помощью которого готовится финальный микс для записи на звуковой носитель. Он позволяет достичь на альбоме согласованности уровней, сформировать общий характер звучания и необходимые промежутки между треками.
«Война громкостей» и качество звука
В последние несколько десятилетий, в связи с преодолением ограничений, характерных для аналоговых носителей и распространением оцифрованной музыки, композиции становились всё более громкими. Заметный сдвиг произошел в середине 90-х годов, когда артисты и лейблы стремились к тому, чтобы их треки выделялись, основываясь на простой идее «громче — значит лучше». На практике это было достигнуто за счет чрезмерного использования компрессии (сжатия динамического диапазона) и лимитеров на этапе мастеринга. Таким образом, амплитуда звуковых волн уменьшается, тихие отрезки песни становятся громче, снижается динамический диапазон композиции. Средний уровень аудиосигнала повышается, при пиковых значениях около 0 dBFS — максимальном уровне для цифровых носителей.
В результате, подавляющее большинство коммерческих музыкальных релизов оказались втянутыми в беспощадную «войну громкостей», чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для слушателей. Широкое использование компрессии и лимитеров привело к заметной потере деталей и нюансов в аудиозаписях, что спровоцировало волну критики со стороны видных звукоинженеров. Некоторые аудиофилы предпочитают винил именно по этой причине: процесс мастеринга для пластинок, как правило, невосприимчив к эффектам и последствиям «войны громкостей», а значит, правильная динамика остаётся практически нетронутой.
Имеет ли смысл сравнивать аналог и цифру?
Сам по себе формат не гарантирует качества: вы можете слушать самую искусно записанную виниловую пластинку в мире, однако это не играет особой роли, если вы воспроизводите её через портативный проигрыватель со встроенными динамиками. Аналогичным образом, у вас может быть доступ к первоклассным несжатым аудиофайлам, однако это не имеет большого смысла, если вы слушаете их через динамики ноутбука или Bluetooth соединение.
Люди любят винил за уникальный опыт; многим просто нравится стирать пыль с пластинки, ставить её на проигрыватель и опускать иглу, вместо того, чтобы скроллить и нажимать на экран. К тому же, человек с большей вероятностью будет вовлечён в процесс прослушивания, что способствует восприятию альбома как цельного произведения. Вдобавок, пластинки — это просто хороший предмет для коллекционирования, даже если они просто стоят на полке.
Но самое главное — это поддержка ваших любимых артистов. Независимо от того, предпочитаете ли вы слушать компакт-диски, MP3, FLAC, винил или аудиокассеты, в идеале всё сводится к осознанию того, что ваши с трудом заработанные деньги способствуют созданию отличного контента. Несмотря на то, что цифровые файлы по измеримым параметрам явно превосходят пластинки, многим нравятся особенности винила, и это вполне объяснимо. Современные реалии таковы, что аналоговый звук больше ценится за его несовершенство, чем за точность.