поддержка проекта: разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail
Способы транспортировки газа и газового конденсата
Основными способами внутриконтинентального транспорта природного газа являются трубопроводы (газопроводы), по которым этот газ в газообразном состоянии транспортируется после компримирования (сжатия) компрессорами.
Рис. 20. Схема магистрального газопровода
Система газоснабжения от скважины до потребителя представляет собой единую технологическую цепочку (рис. 20). Вся продукция скважины / на газовом или газоконденсатном месторождении поступает через газосборный пункт’2 и газопромысловый коллектор 3 на установку подготовки газа 4. После подготовки газ закачивается ГКС 5 в магистральный газопровод 6 с запорной арматурой 7. Если давление на устье скважины больше, чем рабочее давление газопровода, то оно дросселируется (снижается) до нужной величины введением дополнительного гидравлического сопротивления.
На каждой КС устанавливают пылеуловители, так как газ в процессе движения по газопроводу засоряется механическими примесями.
Потребителями газа являются крупные тепловые электростанции, города и населенные пункты. Часть природного газа используется как технологическое сырье на нефтехимических комбинатах.
При компримировании газа в центробежных нагнетателях на КС его температура в соответствии с законами термодинамики увеличивается на 50-60° С. По мере движения по газопроводу температура газа несколько снижается вследствие теплообмена с окружающим грунтом. При эксплуатации газопроводов диаметром более 1000 мм было замечено, что газ на участке между КС не успевает охладиться до нужных пределов из-за увеличения его количества в газопроводе, и его температура от перегона к перегону повышается. Чрезмерный нагрев газа нежелателен, так как при повышении температуры его объем увеличивается и требуется расходовать больше мощности для привода нагнетателей. Поэтому на выходе всех КС газопроводов большего диаметра устанавливают аппараты для охлаждения транспортируемого газа атмосферным воздухом (аппараты воздушного охлаждения). Горячий газ после КС проходит по системе трубок, омываемых воздухом, нагнетаемым вентиляторами. В зависимости от температуры окружающего воздуха число работающих одновременно вентиляторов меняется таким образом, чтобы обеспечить охлаждение газа до нужных пределов.
После ГРС газ поступает в городские газовые сети 28, которые непосредственно подают газ к месту потребления. Городские газовые сети транспортируют газ под высоким (1,2-0,3 МПа), средним (0,3- 0,05 МПа) и низким (5-3 кПа) давлениями. Снижение и поддержание в необходимых пределах давления газа в распределительных сетях осуществляется на газорегулировочных пунктах (ГРП) 27. Вспомогательные линейные сооружения магистрального газопровода принципиально не отличаются от сооружения магистральных нефтепроводов. Они включают линии связи 10 и электропередач 19, систему защиты от электрохимической коррозии 18, вертолетные площадки 25, переходы через малые 9 и крупные 13 водные преграды, дороги 11, вдольтрассовые подъездные дороги 14, аварийный запас труб 12, защитные сооружения 17 и водосборники 22, дома линейных ремонтеров- связистов 23, лупинги 24.
Для сглаживания неравномерности потребления газа у крупных населенных пунктов создают подземные хранилища газа (ПХГ) 20 со своими компрессорными станциями 21 для закачки газа в ПХГ.
Газовый конденсат после отделения от газа насосами по трубопроводу перекачивается потребителям: на нефтехимический комплекс или установку для получения моторного топлива. Различают нестабильный газовый конденсат или широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ) и стабильный газовый конденсат. Нестабильный газовый конденсат содержит углеводороды С4 и С5 и имеет большее давление насыщенных паров. Поэтому при его перекачке надо следить, чтобы давление в конденсатопроводе не снижалось ниже давления насыщенных паров. Стабильный конденсат имеет более низкое давление насыщенных паров и его перекачивать легче. В частности, стабильный конденсат может перекачиваться вместе с нефтью, если она добывается в том же районе. При разбавлении нефти конденсатом ее вязкость снижается и она может даже в условиях севера перекачиваться без подогрева. В связи с тем, что ряд крупных месторождений нашей страны (Оренбургское, Уренгой, Вуктыл, Ямбург и другие, являются газоконденсатными, уже сооружен целый ряд конденсатопроводов диаметром 250- 350 мм протяженностью до нескольких сот километров, и их число будет увеличиваться.
широкого применения
для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Дистиллят газового конденсата (ДГК) – это легковоспламеняющаяся прозрачная жидкость, выступающая побочным продуктом переработки газового конденсата, получаемого из газоконденсатно-нефтяных залежей.
Фракционный (химический) состав и характеристики
В составе ДГК присутствуют фракции бензина и керосина, но нет примесей в виде асфальтенов и смол. Основные характеристики ДГК:
Способы получения и виды
Дистиллят газового конденсата получают в ходе переработки нефти с добавлением некоторого количества вторичных продуктов перегонки. После окончательной очистки, ректификации и удаления газов получается стабильный газовый конденсат. Из него получаются 3 вида ДГК:
Способы (область) применения
Ввиду невысокой стоимости и схожести с дизельным топливом ДГК широко распространен в топливной сфере. Дистиллят актуален для тракторных двигателей. Для автомобильных дизельных ДВС он не используется, поскольку образует ароматические углеводороды, оседающие на поршне, стенках камеры и форсунках. ДГК заправляют тяжелую строительную технику и некоторые виды ламп.
ДГК востребован в нефтехимической сфере. Хорошие растворяющие свойства делают продукт подходящим для изготовления растворителей, которые способы расслаивать краску. Еще ДГК справляется с промывкой и удалением жирных пятен с деталей машин и механизмов. По той же причине его применяют в сфере обслуживания на предприятиях химчистки вещей.
Дополнительно ДГК используют для производства олефинов и углеводородного сырья: ксилола, олуола и бензола. Вещество применяется для получения высокооктановых присадок. Лигроин с плотностью 785 кг/м 3 применяется для манометров и других измерительных приборов, работающих на горючих жидкостях. При правильной очистке и стабилизации дистиллят может быть сырьем для изготовления пластмасс.
Особенности транспортировки и хранения
Как легковоспламеняющееся опасное вещество дистиллят газового конденсата транспортируется с соблюдением специальных мер безопасности. Для перевозки используют герметичную тару из прочного материала с антикоррозионными свойствами. Транспорт должен иметь разрешение на перевозку горючих материалов. В небольших количествах ДГК перевозится в специальной герметично закрываемой таре.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Технические характеристики дистиллята газового конденсата регламентированы ГОСТ Р 56718-2015.
Газовый конденсат (ГК) – это смесь жидких углеводородов, которые отделяются от природного газа в процессе добычи.
Способы транспортировки газового конденсата с НПЗ к потребителю такие же, как при перевозке других нефтепродуктов, – автотранспорт, ЖД и пр. Но из мест добычи к местам переработки газовый конденсат транспортируется по трубопроводам, которые в этом случае называются конденсатопроводами.
Трубопроводный транспорт – самый быстрый, удобный и экологичный способ доставки газового конденсата от месторождений к заводам. По конденсатопроводам переправляют в основном нестабильный газовый конденсат, который на НПЗ приводят в состояние стабильного с помощью сепарационной очистки от примесей.
Кроме трубопроводов, для транспортировки газоконденсата применяют автотранспорт и ж/д-цистерны. Газовый конденсат – продукт с высокой токсичностью, огне- и взрывоопасный. И ему присущи определенные особенности транспортировки.
Эти особенности учитываются специальными стандартами (ГОСТами), которые регулируют перевозку углеводородов на территории РФ. Они учитывают допустимую тару для транспортировки газоконденсата и способы налива, строгие меры предосторожности и условия перевозки.
Газовый конденсат можно транспортировать в металлических бочках и канистрах. При этом объем налива не должен превышать 95% емкости. Для транспортировки газового конденсата объемом свыше 3000 литров необходимы сопроводительные документы, включая специальное разрешение от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Способы хранения ГК
Для хранения газового конденсата используют нефтебазы и нефтехранилища. Такие хранилища представляют собой комплекс подземных или наземных металлических резервуаров. К ним должна примыкать ж/д-платформа для приема и отпуска сырья или конденсатопровод.
Как правило, стабильный ГК хранят в вертикальных резервуарах, а нестабильный – в горизонтальных (булитах), которые работают под давлением.
Основные требования к хранилищам следующие:
Доставка ГК
Доставка газового конденсата потребителю производится наливным транспортом: бензовозами, ж/д-цистернами, речными судами. При этом неукоснительно должны соблюдаться условия налива для обеспечения безопасности.
Отгрузки газового конденсата с месторождений производятся с оборудованных железнодорожных станций, таких как Обская, Новый Уренгой, Коротчаево, Сургут и пр. При этом доставка газового конденсата по ЖД экономически обоснована, если речь идет о больших расстояниях и объемах. В остальных случаях используется доставка бензовозами.
Особенности поставок газового конденсата по железной дороге на территории РФ
Особенности поставок газового конденсата по железной дороге на территории РФ
В статье мы рассмотрим, как происходит поставка газового конденсата (ГК) по железной дороге (ЖД), каковы особенности этого способа перевозки нефтепродуктов в Российской Федерации.
Газовый конденсат – ценный нефтепродукт, который выделяется из природного газа на газоконденсатных месторождениях и представляет собой смесь жидких углеводородов.
Основные каналы перевозки этого вида нефтепродуктов – трубопроводы и железные дороги. Транспортировка газового конденсата из районов добычи к местам реализации осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными для взрывчатых и огнеопасных веществ. Пары газоконденсата, смешиваясь с воздухом, образуют легковоспламеняющиеся смеси, поэтому этот нефтепродукт относится к 3 классу опасности при перевозке.
Перевозка газового конденсата по железной дороге имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими видами транспорта:
Отгрузка газового конденсата в железнодорожные цистерны происходит из мест хранения (нефтебазы) путем автоналива. Операции слива и налива производятся на специальных эстакадах. Каждая цистерна перед наливом проходит техническую проверку.
Перед транспортировкой газового конденсата по железной дороге собираются необходимые документы, среди которых:
Требования к перевозкам газового конденсата по железной дороге
В связи с повышенной опасностью легковоспламеняющихся грузов их транспортировка по ж/д должна отвечать определенным условиям:
Особенности ж/д перевозок по РФ
Основные особенности перевозок газового конденсата по территории РФ связаны с тем, что география транспортировки привязана к нефтегазовым бассейнам. Поэтому есть ряд железнодорожных направлений, которые наиболее загружены подвижными составами из вагонов-цистерн для нефтепродуктов: Восточно-Сибирское, Уральское, Нефтекамское и пр.
Наиболее популярные марки газового конденсата в зависимости от месторождения:
Для перевозки газового конденсата на значительные расстояния удобнее и экономичнее всего использовать железные дороги. Но важно учитывать, что этот способ подразумевает неукоснительное соблюдение правил безопасности и наличия специального оборудования для слива-налива нефтепродукта.
Газовый конденсат (ГК) – это смесь углеводородов, которые выделяются из природных газов в процессе их добычи, т. е. побочный продукт разработки газовых и нефтяных месторождений.
Фракционный (химический) состав газового конденсата (ГК)
Газовым конденсатом называют бесцветную или слабоокрашенную жидкость от соломенно-желтого до желто-коричневого цвета. Оттенок зависит от количества примесей нефти. Чем глубже добывается конденсат, тем более насыщенным бывает его цвет. Иначе газоконденсат еще называют «белой нефтью».
В составе содержатся следующие фракции:
Если газ залегает на большой глубине, то конденсате преобладают керосин и газойль. Наибольшее распространение имеет газоконденсат, включающий нафтены и метаны.
Способы получения газового конденсата (ГК)
Газовый конденсат добывают на газоконденсатных месторождениях (ГКМ) в процессе выработки влажного природного газа. Дополнительно нефтепродукт получают из попутного нефтяного газа, образуемого при добыче нефти, а в небольшом количестве – из сухого природного газа и на установках комплексной подготовки газа (УКПГ).
В природе газоконденсат залегает в газообразном состоянии. Конденсат образуется, поскольку в процессе работ по получению газа или нефти создаются особые условия. Бензиново-керосиновые фракции, залегающие в пластах, подвергаются действию высокого давления и температуры. Оба показателя падают, когда газодобывающая компания бурит толщу земли, пытаясь добраться до газосодержащих пластов. К примеру, давление снижается с 10-60 до 4-8 Мпа. Падение показателей – это условия для образования конденсата.
В месторождениях с большим количеством газового конденсата некоторые фракции (C1-C2) закачивают обратно, чтобы не дать давлению упасть до атмосферного и сохранить на нужном уровне в целях добычи газоконденсата. Поверхности достигают только углеводороды C3 и выше. В зависимости от качества природного газа концентрация газоконденсата может составлять 5-1000 г/м3. Показатели тем больше, чем выше изначальное давление в толще залежей.
Виды газового конденсата
Нестабильный газовый конденсат подвергают дополнительной подготовке. Продукт очищают от примесей и легких углеводородов (метана, пропана и бутана), а также подвергают сепарации газа (дегазации). В результате он становится стабильным – в нем содержится не более 2-3% пропан-бутановой, бензиново-керосиновой и газойлевой фракций.
Стабильный газоконденсат делится на 2 вида:
Для стабильного газового конденсата (КГС) установлены следующие технические характеристики:
Плотность нефтепродукта не установлена ГОСТом. В среднем показатель составляет 700-840 кг/м3 при температуре 20 °C.
Способы (область) применения
Газовый конденсат активно используют в нефтехимической, топливной, промышленной и коммунальной отраслях. «Белая нефть» служит сырьем для производства бензина, керосина, дизельного, ракетного и котельного топлива.
Ввиду низкой детонационной стойкости в газоконденсат при изготовлении бензина добавляют присадки-антидетонаторы. Без дополнительной обработки сырье можно использовать только для производства летнего топлива. Для изготовления зимних марок требуется предварительная депарафинизация (удаление парафинов). Без этого топливо из газового конденсата в зимнее время быстро мутнеет и застывает.
Из олефинов, ароматических углеводородов и других низкомолекулярных веществ, которые образуются при нефтехимической переработке газоконденсата, изготавливают синтетический каучук, смолы, пластмассы, лакокрасочную продукцию.
Особенности транспортировки и хранения
Газовый конденсат хранят на нефтебазах и нефтехранилищах, которые представляют собой комплекс подземных и наземных металлических резервуаров. Для приема и отпуска сырья к ним примыкает ж/д платформа или конденсатопровод. Нестабильный газоконденсат хранится в горизонтальных резервуарах (булитах), работающих под давлением, а стабильный – в вертикальных.
Доставку потребителю осуществляют с помощью ж/д цистерн, бензовозов, речных и морских судов с соблюдением требований безопасности. Ж/д доставка целесообразна и экономически обоснована при перевозке больших объемов сырья на дальние расстояния. В остальных случаях более выгодна транспортировка специализированным автотранспортом.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Технические условия и требования к газовому конденсату содержатся в ГОСТ Р 54389-2011.