в чем перевезти жидкий азот
В чем перевезти жидкий азот
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ И КИСЛОРОДА СЖАТЫХ И ЖИДКИХ
Настоящие «Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких» разработаны АО «Гипрокислород» взамен одноименных Правил перевозки, утвержденных бывшим Минхимпромом 5 ноября 1986 г., в связи с введением в действие «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 8 августа 1995 г.
«Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких» утверждены Министерством промышленности Российской Федерации 14.04.97 г. и согласованы:
1. Общие положения
1.1. Действие настоящих правил распространяется на перевозку автомобильным транспортом всеми предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями по территории Российской Федерации следующих опасных грузов:
а) кислорода сжатого, а также его смесей с инертными газами при содержании кислорода более 23% (объемных)*;
б) сжатых инертных газов: азота, аргона, гелия, криптона, ксенона, неона, а также смесей этих газов с кислородом при его содержании в смеси не более 23% объемных*;
в) кислорода жидкого и его смесей с жидкими инертными газами при содержании кислорода более 30% (объемных)*;
г) инертных газов жидких: азота, аргона, гелия*.
1.2 Международные перевозки, в том числе экспортно-импортные и транзитные перевозки инертных газов и кислорода сжатых и жидких по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, в частности Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), с учетом общих требований к упаковке, процедуре испытаний, маркировке, знакам опасности или надписям, характеризующим опасность, а также к транспортно-сопроводительным документам.
1.3 В соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ инертные газы и кислород сжатые и жидкие относятся к опасным грузам и имеют классификацию, приведенную в таблице 1.
Наименование опасного груза
2. Сжатые инертные газы
4. Инертные газы жидкие
1.4. Физические свойства инертных газов и кислорода представлены в таблице 2.
Плотность газа (при 0 °С и 760 мм рт.ст.), кг/м
Плотность в жидком состоянии, кг/л
Сами инертные газы опасности для живых организмов не представляют, но дыхание в среде инертных газов с объемной долей кислорода менее 19% опасно для жизни.
Вдыхание инертных газов без примеси кислорода приводит к потере сознания и смерти.
1.5. Упаковка и маркировка.
Упаковка и маркировка инертных газов и кислорода сжатах и жидких должна соответствовать требованиям ГОСТ 26460-85 «Продукта разделения воздуха. Газы. Криопродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
Баллоны (ГОСТ 949-73) вместимостью свыше 12 л перевозятся в следующих положениях:
— в вертикальном положении в специальных контейнерах и без контейнеров с обязательным ограждением от падения, прокладками между баллонами;
— в горизонтальном положении с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг об друга.
Баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Перевозка баллонов с кислородом сжатым и сжатыми инертными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, наличии четких надписей соответствующей окраски для данного вида газа и предохранительного колпака.
Цвет окраски, текст и цвет надписей на баллонах приводится в настоящих Правилах перевозки (приложение 27).
Баллоны (ГОСТ 949-73) вместимостью менее 12 литров без колпаков и башмаков транспортируются в горизонтальном положении, вентилями в одну сторону, с прокладками между баллонами, дополнительно упакованными в дощатые ящики типа П-IV по ГОСТ 2991-85 «Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия».
Инертные газы жидкие перевозятся:
Транспортируемые баллоны, автореципиенты, цистерны и резервуары должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором России.
1.5.* Максимальная масса перевозимых в соответствии с настоящими правилами опасных грузов определяется грузоподъемностью транспортных средств.
1.6. Минимальная масса, которую можно перевозить на одном транспортном средстве, как груз неопасный, устанавливается:
1.7. Порожние баллоны, автореципиенты, сосуды и резервуары перевозятся как неопасный груз.
1.8. Ответственным за перевозку опасных грузов, определенных настоящими правилами, как правило, является водитель транспортного средства.
В отдельных случаях, по согласованию между грузополучателем и грузоотправителем, ответственным за перевозку назначается специальное сопровождающее лицо.
1.9. Охрана при перевозке инертных газов и кислорода сжатых и жидких в обычных условиях не требуется.
1.10. Перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких осуществляется, как правило, единичными транспортными средствами.
Разрешается перевозка колонной из нескольких транспортных средств при необходимости перевозки большой массы указанного груза от места отправления до одного места назначения.
2. Организация перевозок
2.1. Лицензирование перевозок инертных газов и кислорода сжатых и жидких
2.1.1. Перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких может производиться только при наличии лицензии на перевозку опасных грузов.
Лицензирование перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 322 (Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации).
Порядок получения лицензии на перевозку опасных грузов должен соответствовать требованиям «Правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденных Минтрансом России от 08.08.95 г. приказом N 73 и зарегистрированным Минюстом России 18.12.95 г. N 997 и «Руководства по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» РД 3112199-0199-96, утвержденного 08.02.96 г. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России (раздел «Порядок выдачи лицензии на перевозку опасных грузов»).
2.1.2. Разрешается перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких по лицензии на разовую перевозку опасных грузов на конкретный срок.
2.1.3. Контроль за соблюдением требований, предъявляемых к владельцу лицензии, осуществляется органами контроля Российской лицензионной палаты, Российской транспортной инспекцией, органами государственного надзора (Госавтоинспекцией МВД России, МЧС России, Минтрансом России, Госкомэкологией России).
2.2. Разрешительная система при международных перевозках опасных грузов
2.2.1. При осуществлении международных перевозок инертных газов и кислорода сжатых и жидких владелец транспортного средства должен получать на каждую перевозку, осуществляемую по территории иностранного государства, специальное разрешение, выдаваемое компетентным органом этого государства в порядке, установленном межправительственным соглашением о международном автомобильном сообщении между этим государством и Российской Федерацией.
В чем перевезти жидкий азот
Азот охлажденный жидкий относится ко 2 классу опасности, подкласс 2.1, порядковый номер ООН (UN) 1977. Вещество признается малоопасным по своему воздействию на окружающую среду, однако в жидком состоянии представляет криогенную опасность для живых существ, испаряющийся в больших концентрациях, ядовит, оказывает удушающее действие.
Охлажденный жидкий азот разрешено перевозить морским транспортом автотранспортом и по железной дороге в сосудах дьюара, специальных криогенных цистернах.
Автомобильная транспортировка азота
Перевозка жидкого Азота
Жидкий азот в малых количествах общим объемом до 1000 м3 разрешено перевозить автомобильным транспортом в баллонах специальной конструкции (сосудах дьюара) без основных ограничений, предъявляемых к транспортировке опасных грузов.
Основные требования, предъявляемые к оборудованию и комплектации автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, прописаны в ДОПОГ.
Автомобиль и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:
Экипаж транспортного средства должен пройти обучение, быть аттестован по программе ДОПОГ для соответствующего класса опасных грузов, о чем свидетельствует наличие удостоверения. При транспортировке криогенных веществ, водителям требуется дополнительная экипировка: криогенные перчатки, антистатическая одежда, специальная обувь, каска, наушники, очки.
Доставка жидкого азота в баллонах
Жидкий азот разрешено перевозить различными видами транспорта в баллонах специальной конструкции. Баллоны размещаются в транспортном средстве горизонтально и должны быть надежно закреплены конструкционно. При транспортировке в закрытом кузове, контейнере необходимо наличие вентиляции.
Конструкция баллона для перевозки и хранения жидкого азота (сосуд дьюара):
Сосуды дьюара, предназначенные для хранения и перемещения азота окрашены в черный цвет, промаркированы согласно классу опасности и дополнительным свойствам вещества.
Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого азота:
Специальные требования к резервуарам для перевозки криогенных веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.
Особенности транспортировки и техника безопасности
Обладает повышенной криогенной опасностью с риском обморожения кожи и слизистых. При утечках быстро испаряется, что приводит к высокой концентрации газообразного азота в воздухе. При вдыхании газообразного азота возможно развитие кессонной болезни, удушье (в том числе с летальным исходом при длительном действии в больших количествах).
Жидкий азот в количестве до 1000 л разрешено перевозить на автомобильном транспорте в сосудах дьюара (обязательна жесткая фиксация, амортизационные прокладки) как неопасный груз.
Для перевозки газа объемом от 1000 до 3000 л необходимо специальное освидетельствование водителя, маркировка транспорта оранжевыми табличками согласно ДОПОГ.
Газ в баллонах и цистернах в количестве свыше 3000 л перевозят на транспорте в полном соответствии с ДОПОГ, маршрут должен быть согласован в управлении автодорожного надзора, необходимо разрешение Минтранса.
Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки криогенных веществ и охлажденных сжиженных газов (азота, кислорода, аргона). Перевозки опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются нами на регулярной основе, а это значит, что многие маршруты движения уже согласованы и одобрены, что позволяет обеспечить для заказчиков преимущество в сроках поставок за счет сокращения времени подготовительных работ. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ, с неукоснительным соблюдением техники безопасности. Мы обеспечиваем безопасную транспортировку опасных веществ!
В чем перевезти жидкий азот
Наш профессионализм это путь к
лидерству для Вас
Упаковка, транспортировка и маркировка азота
Газообразный азот может поставляться в стальных баллонах, криоцилиндрах, газификаторах, цистернах. Для транспортировки и хранения жидкого азота в основном используются сосуды Дьюара. Правильная упаковка, транспортировка и хранение технического газа увеличивает срок эксплуатации, снижает риск его утечки.
Правила маркировки, перевозки и хранения строго регламентированы ГОСТ 26460-85. Предлагаем ознакомиться с техническими условиями и соблюдать их при организации производственного процесса.
Маркировка ёмкостей
Маркировка ёмкостей необходима для транспортировки больших объемов газообразного и жидкого азота. Для перевозки баллонов и сосудов Дьюара автомобильным транспортом нанесения специальной маркировки не требуется.
При организации перевозки цистерны на ней должны быть нанесены:
Внутренними правилами РЖД могут быть предусмотрены дополнительные знаки, наносимые на цистерны с жидким азотом.
Упаковка азота в газообразном и жидком виде
Для упаковки азота в газообразном виде используются стальные баллоны малого, среднего и большого объема. Для транспортировки значительных объемов технического газа применяются автореципиенты (цистерны, установленные на прицепах).
Баллоны окрашиваются в черный цвет. На наружной поверхности наносится надпись краской желтого цвета. Она оповещает о том, какой газ находится внутри баллона:
Высота букв при нанесении надписи – не менее 6 см. Первичное нанесение надписи осуществляется на заводе-изготовителе. Повторное нанесение надписи производится на заправочных станциях. Баллоны перед заправкой подлежат ревизии, в ходе которой устанавливается их герметичность, работоспособность вентильных систем и т.д.
Жидкий азот перевозят и хранят в сосудах Дьюара. Для транспортировки больших объемом сжиженного технического газа применяются газификаторы и специализированные цистерны.
Транспортировка ёмкостей
Газообразный азот может транспортироваться к месту его использования всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта. Погрузка и разгрузка баллонов может осуществляться механизированным способом. Для постоянной перекачки большого объема продукта разделения воздуха можно построить газопровод. Требуется регулярно проводить замеры давления в трубе и контролировать этот показатель.
Жидкий азот транспортируется обычным способом. Для этого не требуется использования специализированного транспорта. Разрешений для перевозки опасных грузов тоже получать не нужно.
После выгрузки газообразного азота он может складироваться на открытой площадке рядом с другими продуктами разделения воздуха (аргон, кислород). От емкостей, наполненных горючими и взрывоопасными газами его должна отделять барьерная перегородка, выполненная из негорючих материалов.
Можно ли хранить небольшое количество жидкого азота (4 л) в обыкновенном термосе? Какие будут рекомендации? Благодарю!
Заранее благодарю Вас за то, что Вы отозвались помочь мне.
Мне в срочном порядке необходимо приобрести 4 литра азота для криомассажа (техникой данного массажа мы владеем). К сожалению, нет дорогостоящего сосуда. Не хотелось бы покупать сосуд Дьюара для 2-х недельного использования жидкого азота.
Что мне необходимо сделать, чтобы как можно больше сохранить жидкий азот в термосе (очень хороший термос с железными стенками). Насколько я понимаю, плотно закупоривать крышку мне нельзя. А что я могу тогда сделать, чтобы сохранить его в целости хотя бы на неделю?
Буду очень рад рекомендациям Вашим!
Крышку конечно закрывать нельзя, в крышке должно быть отверстие для выхода пара.
НЕДЕЛЮ храниться в термосе он всё равно не будет, неделю он и в дьюаре не живет. Дня 2-3 🙁
PS. «очень хороший термос с железными стенками» НЕ БЫВАЕТ. Лучше бы хороший стеклянный посеребрёный термос, который от промышленного дьюара только размерами и отличается.
Дико читать эти советы людей, которые про жидкий азот только слышали. В обычном термосе жидкий азот испарится быстрей чем за сутки.
Жидкий азот хранят только в сосудах Дьюара. Б/у можно купить не дорого. Но и храниться в нем азот будет хуже.
В Дьюаре пространство меж стенок заполнено специальным наполнителем, поглощающим газы (ну и не только им). В обычном термосе такого нет. Под крайне-низкими температурами металлы ведут себя по другому, и в обычном термосе межстенное пространство быстро заполнится газом; тем самым термос потеряет свой основной функционал.
Жидкий азот
Жидкий азот (ЖА, англ. Liquid nitrogen, LIN, LN2) — жидкость прозрачного цвета. Является одним из четырёх агрегатных состояний азота. Жидкий азот обладает удельной плотностью 0,808 г/см³, и имеет точку кипения 77,4 K (−195,75 °C). Не взрывоопасен и не ядовит
Технология разделения воздуха с помощью криогенных температур на основные газовые компоненты известна очень давно. Принцип работы криогенных установок основан на сжижении воздуха и последующем его разделении на азот, кислород и аргон.
Такой способ получения газов называется разделением воздуха методом глубокого охлаждения. Сначала воздух сжимается компрессором, затем, после прохождения теплообменников, расширяется в машине-детандере или дроссельном вентиле, в результате чего охлаждается до температуры 93 °K и превращается в жидкость.
Дальнейшее разделение жидкого воздуха, состоящего в основном из жидкого азота и жидкого кислорода, основано на различии температуры кипения его компонентов: кислорода — 90,18 °K, азота — 77,36 °K. При постепенном испарении жидкого воздуха сначала выпаривается преимущественно азот, а остающаяся жидкость всё более обогащается кислородом. Повторяя подобный процесс многократно на ректификационных тарелках воздухоразделительных колонн, получают жидкие кислород, азот и аргон нужной чистоты.
Хранение
Литр жидкого азота, испаряясь и нагреваясь до 20 °C, образует примерно 700 литров газа. По этой причине жидкий азот хранят в специальных сосудах Дьюара с вакуумной изоляцией открытого типа или криогенных ёмкостях под давлением..
Хранят жидкий азот в таре потребителя в специальных складских помещениях или на открытых площадках под навесом, защищающим от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Транспортировка жидкого азота
Согласно Правил «Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) жидкий азот в количестве до 333 кг может перевозиться без соблюдения ограничений, установленных для опасных грузов. Это правило подтверждено Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. № 73.
Допускается к перевозке в одной транспортной единице без соблюдения вышеуказанных Правил сосудов Дьюара СК-16, заполненных жидким азотом, в количестве до 15 шт.
Транспортирование азота жидкого осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 26460-85 всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.
Транспортирование ж/д транспортом осуществляется в специальных ж/д вагон-цистернах; автомобильным транспортом – в транспортных цистернах, в криогенных сосудах по ТУ 26-04-622-88; воздушным транспортом – в специальных транспортных цистернах в криогенных сосудах.