в чем пафос стихотворений властителям и судиям
Развернутый литературный анализ стихотворения «Властителям и судиям» доказывает, что это произведение является одним из главных в творчестве Гавриила Державина. Автор в экспрессивной смелой манере поднимает тему продажности и безнаказанности чиновников.
Несмотря на то, что прошло почти два с половиной столетия, ситуация практически не изменилась. К сожалению, проблема эта остается острой и актуальной и для нас. Значит животрепещущее произведение Державина никогда не устареет.
История создания стихотворения Гавриила Державина
Обличительное поэтическое обращение «Властителям и судиям» перевернуло мировоззрение всей России конца 18 века. Написано оно было в 1787 году, но к изданию его запретили.
Державин Гавриил Романович (1743-1816)
Цензура не хотела пропускать «гневную оду» в народ. В державинском стихотворении чувствовались опасность, революционный призыв и гневное возмущение, направленное на существующий самодержавный строй.
Стих явился поэтическим переложением 81 Псалма царя Давида из Ветхого Завета. Обращенное «к сильным мира сего» послание напоминало властям о равенстве людей перед судом всевышнего. Гневный пафос оригинала соединился с чисто русским возмущением от деяний правителей.
Поэт Гавриил Державин был еще и государственным деятелем, занимая не последний пост при дворе. Наблюдая изнутри всю несправедливость и беззаконие управленческой системы в Российской империи, он не смог остаться в стороне.
Автор был уверен в необходимости перемен – кардинальных и решительных. Именно эту идею он положил в основу своего стихотворения. Поэтому можно утверждать, что история создания оды прямым образом связана с исторической и политической ситуацией в стране в конце 18 века.
Благодаря немалым усилиям самого автора, ода вышла в свет в 1788 году в журнале «Зеркало». В 1795 г. Державин дарит императрице рукописный сборник стихов, среди которых Екатерина 2 находит «Властителям и судиям».
После этого события при дворе к Гавриилу Державину стали относиться с определенной холодностью и осторожностью. Публикация смелого дерзкого послания грозила автору опалой и изгнанием, не говоря уже о карьере.
Однако императрица, питавшая уважение к поэту, отреагировала на смелое произведение довольно спокойно.
Екатерина считалась покровительницей всего прогрессивного, нового и не хотела портить отношения с поэтом. Она простила его за дерзость. Ведь Державин не раз доказывал свою преданность России и государыне. Поэтому содержание произведения дошло до наших дней без цензурных вмешательств и изменений.
Тема и идея стихотворения
Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.
Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно. Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.
Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.
Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.
Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.
Жанр, направление и композиция
Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.
У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение. Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.
Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший.
Условно стих можно разделить на 3 части:
Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.
Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.
Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.
Стихотворный размер
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:
судит – будет (глаголы);
невинных – бессильных (прилагательные);
покров – оков (существительные);
знают – потрясают (глаголы).
Эти рифмы – слова одной части речи, но встречаются рифмы со словами разных частей речи: судья – я (существительное – местоимение), внемли – земли (глагол – существительное).
Средства художественной выразительности
Анализ текста «Властителям и судиям» доказывает его художественные особенности и новаторство автора. Державин упростил поэтический русский язык, добавив простую разговорную речь, которую могли понять обычные люди из народа.
Торжественность и возвышенность слога достигается следующими приемами:
риторические восклицательные предложения, наполненных гневом и возмущением;
использование историзмов – «рек», «сонме», «доколе», «исторгнуть», «мздою», «очеса», «злодействы», «древ»;
Стихотворение приближается к ораторской речи, заинтересовывая читателя и заставляя его задуматься над смыслом сказанного.
Привычные приемы выразительности тоже присутствуют:
Сравнения – «как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет» – характеризуют недолговечную жизнь великих царей.
Своеобразные метафоры – «исторгнуть бедных из оков», «покрыты мздою очеса».
Эпитеты – «последний раб», «увядший лист», «земные боги», и усеченные прилагательные – боги «властны», «страстны», «смертны» придают силу и торжественность.
Слог стиха прост и величествен одновременно.
Гавриил Романович Державин, будучи приверженцем монархии, не считал свое произведение политическим. Однако идеи, высказанные настолько эмоционально и грозно, сразу приняли революционную окраску.
Поэт, возвышающий и восхваляющий Екатерину и ее «добродетели» в стихотворении «Фелиция», вдруг превратился в настоящего обличителя человеческих пороков, требующего непременного возмездия.
Эти революционные взгляды и идеи нашли свое продолжение в творчестве великих русских поэтов 19 века Пушкина и Лермонтова. Однако и для сегодняшнего читателя 21 века смысл стихотворения «Властителям и судиям» близок и понятен. Ведь несправедливость, беззаконие, произвол царят и в современном обществе.
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
Всего получено оценок: 170.
Всего получено оценок: 170.
Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России XVIII века.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.
История создания
Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались. Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.
Композиция
Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье.
Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.
Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так её назвал сам автор. Также в нём есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст.
Выразительные средства
Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:
Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.
Многие поэты во все времена восхваляли и показывали свою любовь, или же ненависть ко всему их окружающему, к родине, к природе, к другим людям, к власти, к положению страны и так далее. Не стал исключением и Гавриил Державин, который так же в своих произведениях показывал свое отношение ко всему окружающему его.
Одним из знаменитых произведений автора является стихотворение «Властителям и судьям». Это стихотворение как нельзя лучше показывает положение власти в стране в момент его написания. Более того, оно так же показывает то, что спорить с властью в те времена было не просто бесполезно, но и опасно для своей жизни и судьбы.
С самых первых строк произведения можно понять, что дальше так жить просто не возможно и нужно что-то менять. Единственной проблемой становится то, что люди просто не знают, что именно менять.
Анализируя данное стихотворение, справедливо будет сказать, что Державин хотел раскрыть и показать людям все пороки, которыми обладает власть.
Многие критики и специалисты в области литературы уверены, что данное произведение характеризует Гавриила Державина как человек, который обладает новаторскими взглядами на жизнь и мир в целом.
Что касается литературных приемов, то автор сполна наделил ими свое произведение, чтобы передать все свои чувства, а так же чувства людей, которые зависят от власти.
Но, несмотря на всё вышесказанное нужно отметить, что данный поэт все же не выступал против императрицы, так как был близким человеком для неё, его скорее смущало то, что творит власть на местах, за спиной императрицы.
В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению люди, очень сильно меняются после того, как у них появляется определенная власть в этом мире. Однако стоит отметить, нужно прекрасно понимать так или иначе каждому, без исключения, придется отвечать за каждый свой поступок и действие. Поэтому нужно во все времена, несмотря на положение оставаться в первую очередь человеком.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р.
Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой». Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи.
Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;
Ваш долг есть: охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете. Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.
История создания
Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1780 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России XVIII века.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.
Жанр, направление и композиция
Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.
У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение.
Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.
Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший.
Условно стих можно разделить на 3 части:
Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.
История создания
Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Анализ стиха №3
Уже по заглавию стиха, понятно, к кому Гавриил Романович Державин обращает свои обличительные слова – к властителям и судьям, которые названы земными богами ещё вначале произведения, потому что богами в древние времена Израиля назывались судьи, так как они своим правом судить и властвовать, уподоблялись верховному судье и властелину всего мира – Богу.
В стихе показано, какими были начальствующие иудейские судьи, жившие в ветхозаветные времена до нашей эры. За то, что они, поступали неправедно и противозаконно, вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, поэт их обличает и исторически представляет уровень их аморального падения.
То, что Бог, превыше всякой власти, начальства и суда и то, что Он заботится о государственном устройстве каждой страны, нельзя не заметить в произведении, если внимательно к нему отнестись. Ведь в самом деле, власть создана самим Богом, для поддержания порядка на земле. И как не кто другой, Он более всех заботится о том, чтобы управление государства каждой страны, происходило правильным и законным образом.
Мораль этого произведения такова, что за каждый неправильный проступок, человек будет отвечать перед Богом в день суда, что не вечно злу занимать победное положение, что рано или поздно добро всегда восторжествует!
Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались. Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.
Тема и идея стихотворения
Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей.
Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.
Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно.
Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.
Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.
Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.
Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.
Композиция
Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье. Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.
Анализ стиха Властителям и судиям Державина
Державин внес весомый вклад в развитие Российской империи. Гавриил Романович оставил в истории память о себе не только в качестве влиятельного государственного деятеля в годы правления Екатерины II, Павла I и Александра I, но и в качестве одаренного поэта, прозаика и драматурга. Гений Державина придал литературе восемнадцатого века новое развитие. Его смелые, критические произведения пролили свет на все сферы жизнедеятельности общества, обнажили яркие социальные, политические, духовные и нравственные проблемы того времени. Некоторые его произведения содержали в себе столько решительной критики власть имущих, что едва не обернулись для Державина изгнанием. Ярким примером таких критических произведений служит «гневная ода», как сам называл свое произведение автор, ода «Властителям и судиям». В нем Державин раскрыл всю несправедливость царской власти, ее и невнимательность к проблемам своего народа.
«Властителям и судиям» — представляет собой переложенную на новый лад восемьдесят первую псалму Ветхого Завета, написанную царем Давидом. Основной мыслью оды Державина, как и в Псалтыре Давида, является тема беззаконности. Православный Державин напоминает власти, забывшей свое истинное предназначение, о том, что по мимо их несправедливого суда есть высший суд, перед которым они предстанут, как и обычные люди.
«Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?»
Поэт напрочь рушит привычный в то время стиль классицизма и развивает новое поэтическое направление мысли. В оде часто употребляются устаревшие слова, присущие библейской речи: «во сонме», «мздою», «очеса», «внемли». Это и тот факт, что в основе произведения содержится Ветхозаветный сюжет, позволяет нам отнести его к жанру духовной оды. Все стихотворение по своему звучанию величественно, торжественно и громогласно, этому способствует использование в тексте восклицательных и вопросительных предложений; обращений к властям; языковых средств, таких как повтор слов «ваш долг», на котором автор делает упор; отрицание при помощи частиц «не». Четким, пропитанным нелюбовью к беззаконности, ритмом ода привлекает внимание читателя к центральной ее теме, позволяя задуматься о судьбе не только несправедливо лишенных правды людей, но и о судьбе Родины в целом. Гневная лирика автора пробуждает по большей части не ответные отрицательные эмоции, она заставляет проникнуться мыслью об искоренении пороков и лжи в мире.
Современники Державина, приближенные к царице Екатерине, сочли оду «Властителям и судиям» революционной. Они видели в ней прямую отсылку к свержению власти. Первую редакцию произведения, имевшего название «Псалом 81» вырезали из печатанных новостей. Вторая редакция, вышедшая в 1780 году, смягченная цензурой и доработанная автором, воспринялась не лучше предыдущей. «Неправедные», «злые», «падете» — эти и другие фразы сгубили репутацию Державина, восхвалявшего прежде в своих стихотворениях личность Екатерины и ее мудрое правление.
Таким образом «гневная ода» в свое время не дошла до простого народа, но несмотря на это использование поэтом прямой критики правителей, позволило зародится в русской литературе новому направлению, которое в последующие годы было поддержано великими литераторами, в числе которых были Пушкин и Лермонтов, и предшествовало своей идеей новым политическим и социальным взглядам всей страны.
К большому сожалению, смысл этой оды, пройденный через века, понятен и доступен читателю двадцать первого века. Немало в современном обществе примеров несправедливости власти, но вслед за Державиным нам остается верить, что наступит день, когда беззаконность падет и главных закон – закон справедливости будет властвовать над всем.
7, 9 класс, кратко по плану
Выразительные средства
Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:
Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.
Стихотворный размер
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:
Эти рифмы – слова одной части речи, но встречаются рифмы со словами разных частей речи: судья – я
(существительное – местоимение),
внемли – земли
(глагол – существительное).