в чем отличие вожатого и воспитателя в лагере
Как устроена работа в детском летнем лагере
Наталия Короткова
Совсем скоро начнутся летние каникулы. Казалось бы, учителя должны первыми выбежать из школ с криками «Ура!» и желанием 2 месяца отпуска не общаться ни с кем моложе 18 лет. Но многих из нас так и тянет туда, где дети. Именно для таких преподавателей существует работа в детском летнем лагере.
Как устроена работа в детском летнем лагере
Какими бывают лагеря?
Иногда в лагере можно получать дополнительное образование. Например, в профильных лагерях (с туристско-краеведческим, гражданско-патриотическим, спортивным, научно-исследовательским, трудовым уклоном и т. д.) или в профильных сменах (смена юного журналиста, филолога, учёного, автотехника, военного, спасателя, волонтёра и т. д.) дают на практике применить свои знания и навыки.
Один из лицеев моего родного Тамбова, например, на лето снимает санаторий недалеко от города и устраивает как раз такие узкоспециализированные смены для своих учеников.
Кстати, смены в лагерях различаются по длительности: могут быть 21 календарный день и 21 рабочий, то есть месяц.
За что отвечает вожатый/ воспитатель?
Вожатый или воспитатель детского лагеря обязан:
При выполнении работы он взаимодействует с коллегами, рассказывает о возможных проблемах и ведёт документы («Дневник отряда», журнал посещений, оформление выхода детей за территорию лагеря с родителями и т. д.). В должностные обязанности может входить и дежурство по территории лагеря. В случае ЧС вожатый немедленно извещает соответствующие службы и руководство, участвует в устранении ЧС и их последствий.
Вожатый несёт уголовную ответственность (за жизнь и здоровье детей) и материальную (за имущество учреждения).
При невыполнении должностных обязанностей, несоблюдении правил взаимодействия с воспитанниками вожатый может быть наказан в соответствии с законодательством.
Но у вожатого есть не только обязанности: он вправе участвовать в улучшении работы лагеря, получать всю информацию для профессиональной деятельности, требовать, чтобы руководство предоставило условия для выполнения работы. И конечно, лагерь обязан обеспечить вожатому питание и отдых в соответствии с графиком.
Главное о трудоустройстве
Чтобы стать вожатым, надо:
Устроиться в лагерь на работу можно через вузы, педотряды, турагентства или непосредственно обратившись в отдел кадров лагеря. Соответственно, могут различаться и требования к соискателю.
Обычно для трудоустройства в детский лагерь нужны:
Чтобы работать в лагере при своей школе, конечно, эти документы не потребуются, поскольку всё уже есть у администрации; достаточно написать заявление в секретариате.
Трудовой договор между соискателем и лагерем заключается на основании ст. 67, 68 Трудового кодекса РФ в письменной форме в двух экземплярах (для отдела кадров и вожатого). Администрация лагеря обязана оформить трудоустройство приказом и объявить об этом под расписку работнику. Даже если приём на работу не был оформлен документально, фактический допуск к исполнению обязанностей вожатого считается заключением трудового договора; в этом случае работодатель за 3 дня должен закончить работу с документами.
Трудовой договор обязательно включает:
Оплату труда вожатых / воспитателей лагерь устанавливает самостоятельно. При этом учитывается продолжительность рабочего времени, а также то факт, является ли работа основной или по совместительству.
За работу в ночное время и совмещение должностей полагаются стимулирующие выплаты. Так, минимальный размер повышения оплаты труда за каждый час работы в ночное время для педагогов летнего лагеря составляет 35% ставки (оклада, рассчитанного за час работы). Это следует из постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554.
Часто в лагерях используют внутреннее совместительство, чтобы, во-первых, избежать ограничения для сверхурочной работы в 120 часов в год (ст. 99 Трудового кодекса РФ) и не выплачивать доплат в повышенном размере за сверхурочную работу (ст. 152 Трудового кодекса РФ).
Законы и акты, регламентирующие работу вожатого
Работа в детском летнем лагере выполняется в соответствии с Семейным, Трудовым, Уголовным кодексами РФ. Также её регламентируют:
Мой опыт работы в летних детских лагерях
Мне довелось работать в ДСК «Жемчужина России» (п. Витязево), в ВДЦ «Орлёнок» (г. Туапсе) и в пришкольной лагере. Как ни странно, психологически легче было в первых двух — вот как море на человека влияет! Сразу чувствуешь, что в отпуске, даже 30 ребят разного возраста не раздражают.Хоть это и шутка, доля правды тут есть: работа в пришколке воспринималась именно как работа, притом уже немного надоевшая.
Разными были и режимы работы:
Важную роль в облегчении работы играл и жёсткий распорядок дня. Смена в приморских лагерях была расписана от первого до последнего дня — не надо было самой выдумывать, чем занять детей.Моя обязанность — сопроводить, проследить за безопасностью и здоровьем.
В пришкольном лагере жизнь более гибкая, а распорядок менее чёткий. Поэтому и ответственность за наполнение досуга выше. Плюс ко всему в июне в здании школы проходили экзамены. В эти дни мы с детьми уходили в местный ДК на организованные для нас мероприятия или оккупировали парки и детские площадки.
Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым
Что такое оргпериод
А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать. А вот из этих 25-ти кусочков можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10-12 лет.
Как нужно распределять детей по палатам.
Сначала после обеда детишки берут свои вещички и идут с вожатым в корпус. Если это младшие отряды, то необходимо по мере возможности помочь донести вещи, а если это старшие (1-3) отряд, то тут целесообразно (особенно в зимнюю смену) не допустить утечки (утекание в потайные места) контрабанды (алкогольных напитков и табачных изделий). И вместе с детьми надо войти в корпус и с помощью других вожатых провести таможенный досмотр вещей (если вы, конечно, считаете это необходимым), поверьте, это очень может помочь вам избежать многих ЧП в отряде, особенно в зимнюю смену (Новый год, рождество очень сильные поводы для провоза контрабанды).
Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и я объясняю детям количество их палат и их вместимость (количество детей в палате) и даю им возможность самим разбиться на кучки (т.е. по палатам), но кучки должны оставаться в холле и ждать моего утверждения. Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, то в данным случае это наоборот тихони и раздолбаи кучкуются отдельно. С одной стороны надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог, какого то тихоня замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже). Так что лучше пусть будет одна палата редисок, а другие живут спокойно. Но конечно бывают моменты, когда не удаются полюбовно распределить детей не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате, то тогда приходиться решать вопрос принудительным (для мальчиков) порядке, а на девочек приходиться давить морально (силовые методы тут зачастую не проходят), я всем девочкам говорю. Что если они сами не решать все полюбовно с распределением по палатам, то я отменяю их все переделы и устраиваю слепой жребий девочки понимают, что лучше самим все решить (но естественно под присмотром вожатого, а то они могут кому-нибудь в глаз дать, решая непреодолимую проблему.)
Итак распределив детей по отрядам даю им время обжиться (полчаса), при этом категорически запрещаю им выходить из корпуса, потом строю детей и иду знакомить с лагерем и его окрестностями.
В определенный момент (до ужина) наступает момент беседы с отрядом о лагерных законах и порядках. Тут лучше всего провести беседе всем корпусом. Это очень хорошо, что каждый вожатый что-то добавит или доходчиво объяснит и ничего не будет упущено, плюс дети познакомятся с вожатыми других отрядов своего корпуса.
После ужина отрядное сборище, где надо поиграть в какие игры для знакомства, например «Снежный ком» (это хоть и скучная игра, но я с первого же дня запоминаю все имена).
И естественно в этот день надо уложить детей на полчаса раньше, чем по распорядку (особенно старшие отряды) потому что это, скорее всего самый долгий отбой (потому что первый день, куча впечатлений, дети еще не знают вас и не понимают, чем может для них обернуться непослушание), во-вторых надо с первого же дня закрутить гайки потуже, в-третьих, вам самим еще надо обустроиться, в-четвертых, в 23-00 общелагерная планерка».
Преступление и наказание
Функции воспитателя и вожатого в детском оздоровительном лагере
Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Ключевая должность в лагере принадлежит вожатому, работающему с детьми и подростками в отряде. К условиям его труда можно отнести:
• многообразие видов деятельности;
• необходимость быстрого переключения с одной деятельности на другую;
• перепады эмоционального состояния;
• высокая двигательная активность;
• постоянное напряжение внимания;
• постоянное шумовое воздействие.
Меньше всего защищены в детском лагере вожатые. Рассмотрим, что можно требовать от вожатого в оздоровительном лагере, а от чего он вправе либо отказаться, либо потребовать дополнительной оплаты.
Исходя из Типовых штатов, число воспитателей и вожатых устанавливается из расчета две должности воспитателя и одна должность вожатого на каждый отряд школьников в возрасте от 10 до 14 лет (не более 30 человек) и каждую группу школьников в возрасте от 6 до 9 лет (25 человек). На каждые 2—3 отряда (группы) устанавливается одна должность подменного воспитателя
В соответствии с Постановлением Минтруда России от 13 августа 1996 г. № 52 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» Комитета Российской Федерации по делам молодежи», в которых должность «Вожатый» узаконена, должностные обязанности вожатого (включая старшего) следующие:
1. Организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов).
2. Разрабатывает программы деятельности отряда и
создает необходимые условия для их реализации.
3. Создаёт благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и нравственную позиции,
реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время.
4. Формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде.
5. Своевременно выявляет и разрешает конфликтные
ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей.
6. Контролирует соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня.
Должностные обязанности воспитателя, указанные в тарифно-квалификационной характеристике и утвержденные Минтруда России, следующие:
1. Ведет повседневную работу, создающую условия для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей.
2. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога, планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
3. Совместно с медицинскими работниками укрепляет здоровье детей.
4. Отвечает за жизнь и здоровье детей.
5. Оказывает помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, привлекая детей к художественному и научно-техническому творчеству, занятиям в спортивных секциях, кружках и других объединениях по интересам.
Должностные обязанности вожатого и воспитателя отличаются лишь расстановкой акцентов, в целом же эти должности вполне взаимозаменяемые. Поэтому можно заменять в штатных расписаниях должности вожатых на воспитателей.
Практика показывает, когда в отряде должности воспитателя и вожатого занимают молодые люди, то, несмотря на то, что они называют себя вожатыми, они не разделяют в своей работе функциональные обязанности воспитателя и вожатого, т.е. функциональные обязанности по двум должностям они соединяют в единое целое. В случае, когда должность воспитателя занимает лицо, которое старше вожатого по возрасту и (или) имеет большой опыт педагогической деятельности, в отличие от вожатого, у которого педагогическое образование не является законченным на момент работы в лагере, то функциональные обязанности обычно распределяются следующим образом (см. Таблица 1).
Таблица 1 Обязанности воспитателя и вожатого
Вожатый обеспечивает: |
Воспитатель обеспечивает:
· выполнение детьми режима дня; чистоту и порядок в корпусе; внешний вид ребенка;
· культуру поведения детей и соблюдение ими дисциплины;
· организацию отряда при проведении отрядных, межотрядных и массовых мероприятий
Остальные функции выполняются вожатыми воспитателем совместно
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав
Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым
Что такое оргпериод
А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать. А вот из этих 25-ти кусочков можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10-12 лет.
Как нужно распределять детей по палатам.
Сначала после обеда детишки берут свои вещички и идут с вожатым в корпус. Если это младшие отряды, то необходимо по мере возможности помочь донести вещи, а если это старшие (1-3) отряд, то тут целесообразно (особенно в зимнюю смену) не допустить утечки (утекание в потайные места) контрабанды (алкогольных напитков и табачных изделий). И вместе с детьми надо войти в корпус и с помощью других вожатых провести таможенный досмотр вещей (если вы, конечно, считаете это необходимым), поверьте, это очень может помочь вам избежать многих ЧП в отряде, особенно в зимнюю смену (Новый год, рождество очень сильные поводы для провоза контрабанды).
Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и я объясняю детям количество их палат и их вместимость (количество детей в палате) и даю им возможность самим разбиться на кучки (т.е. по палатам), но кучки должны оставаться в холле и ждать моего утверждения. Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, то в данным случае это наоборот тихони и раздолбаи кучкуются отдельно. С одной стороны надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог, какого то тихоня замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже). Так что лучше пусть будет одна палата редисок, а другие живут спокойно. Но конечно бывают моменты, когда не удаются полюбовно распределить детей не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате, то тогда приходиться решать вопрос принудительным (для мальчиков) порядке, а на девочек приходиться давить морально (силовые методы тут зачастую не проходят), я всем девочкам говорю. Что если они сами не решать все полюбовно с распределением по палатам, то я отменяю их все переделы и устраиваю слепой жребий девочки понимают, что лучше самим все решить (но естественно под присмотром вожатого, а то они могут кому-нибудь в глаз дать, решая непреодолимую проблему.)
Итак распределив детей по отрядам даю им время обжиться (полчаса), при этом категорически запрещаю им выходить из корпуса, потом строю детей и иду знакомить с лагерем и его окрестностями.
В определенный момент (до ужина) наступает момент беседы с отрядом о лагерных законах и порядках. Тут лучше всего провести беседе всем корпусом. Это очень хорошо, что каждый вожатый что-то добавит или доходчиво объяснит и ничего не будет упущено, плюс дети познакомятся с вожатыми других отрядов своего корпуса.
После ужина отрядное сборище, где надо поиграть в какие игры для знакомства, например «Снежный ком» (это хоть и скучная игра, но я с первого же дня запоминаю все имена).
И естественно в этот день надо уложить детей на полчаса раньше, чем по распорядку (особенно старшие отряды) потому что это, скорее всего самый долгий отбой (потому что первый день, куча впечатлений, дети еще не знают вас и не понимают, чем может для них обернуться непослушание), во-вторых надо с первого же дня закрутить гайки потуже, в-третьих, вам самим еще надо обустроиться, в-четвертых, в 23-00 общелагерная планерка».
Кто такой воспитатель. Типы воспитателей. Разница воспитателя и вожатого.
Периодизация в лагере
1) Организационный (1-3 день)
-познакомиться с детьми;
-познакомить детей между собой;
-познакомить детей с территорией лагеря;
-придумать название отряда, девиз, песню;
-сделать отрядный уголок.
2) Основной (4-17 день)
-занятость детей различными мероприятиями;
-сплочение детского коллектива.
3) Заключительный (18-21 день)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого
· Конвенция ООН о правах ребенка – это международный документ, выполняемый государствами его подписавшими, определяет права ребенка, права гарантированны государством и зависят от него.
— наилучшее обеспечение интересов детей;
— право на жизнь, выживание и развитие, уважение взглядов ребенка.
20.11.1989 – год создания Конвенции
13.06.1990 – принята в СССР
15.09.1991 – принята в РФ
· Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Мероприятия
— На снятие эмоционального напряжения
Подготовка к мероприятию:
-количество и состав участников;
-оформление (декорации, музыка);
Кризисные дни
Виды игр
ü «Меня зовут … и я делаю так» (После того, как человек сказал свое имя и сделал движение все остальные повторяют «ее (его) зовут … он делает так (выполняют то движение)»)
ü «Перекинь предмет» (Игра проходит в три этапа. Сначала все, стоя в кругу три минуты должны перекидывать предмет так, чтобы он побывал у всех по одному разу, но прежде чем, кинуть этот предмет нужно назвать имя того, кому ты его кидаешь. Потом задание усложняется – те же условия, но теперь времени всего одна минута, и предмета два. Третий этап – три предмета, а времени – 30 секунд)
ü «Кораблик» (Всем выдаются кораблики, и каждый по очереди рассказывает о себе, как о кораблике («Мой кораблик зовут “Ксюша”, он любит читать книги о путешествиях…») Маленьким детям легче рассказывать о каком-либо предмете, чем о себе. Таким образом, вы можете получить гораздо больше информации)
ü Гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся игрой. Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.
Понаблюдав за играющими, ведущий может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.
ü Встаньте в круг. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей.
Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя разные играющие (не называя конкретных имен).
Игру можно повторить несколько раз.
ü Квадрат
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
ü Кто хочет стать миллионером
ü Взять всем известную сказку, раздать детям роли. Автор читает сказку, а дети выполняют свою роль. Экспромтом.
ü «Крушение самолета» Просим детей представить с закрытыми глазами, что они пассажиры самолета: летят и происходит крушение самолета, многие остались живы, все собрались в круг и начали решать, что будет дальше. Единомышленники разбились на группы(Вожатый сам разбивает на группы по 3 человека ).
Дети открывают глаза, видят своих единомышленников и вожатый раздает каждой группе точки зрения, что дальше делать.
Выбирается капитан и 2 спикера. На обсуждение точки зрения дается 5 минут.
1 тур. Выступает 1ый спикер каждой команды: «Наша точка зрения ….», «Ее нужно выбрать, потому что …»
2 тур. Выступает 2ой спикер каждой команды: «Наша точка зрения лучше, потому что Ваша ….»
3 тур. Выводим капитанов команды и даем 15 минут посоветоваться, по истечению времени капитаны команд должны придти к какому-то общему мнению. (Игра рассчитана на Средний – Старший возраст)
Свечки
2) «Черно-белый стул» Ставим 2 стула: черный и белый. Ребенок выбирает на какой стул сесть. Если выбрал черный – про него по очереди говорят плохое. Если белый – хорошее.
Конфликты
Конфликт – это несогласие между 2 сторонами или более, каждая сторона старается сделать себя правыми.
— Открытые – глаза в глаза
— Латентные – за спиной
— новые точки зрения
1) Подготовительные признаки (долго нет конфликтов, постоянное эмоциональное переутомление, нет ярких впечатлений и т.д.)
2) Начальная (формируется психологическая устойчивость участников, их готовность к тем или иным действиям)
3) Подъем (Осознание конфликта: выбирают свою позицию и план действий)
4) Спад (Угасание или разрешение конфликта)
— между вожатыми и детьми
— между вожатыми и вожатыми
— между детьми и администрацией
— между вожатыми и администрацией
— между родителями и администрацией
— между родителями и вожатыми
— между детьми и родителями
ВОЗРОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Поощрения и наказания
Нельзя наказывать (ограничивать) в еде, в купании, в сне
Можно маленьких ставить в угол, продлять сон, «друг вожатого» (только для взрослых) – весь день ходить с вожатым
Грамоты, вещь от вожатого (браслет и т.д.), «друг вожатого» (для маленьких), кричалки с именем человека, который отличился
Диагностика
Диагностика – исследование личности, которое позволяет получить информацию о врожденных способностях.
1) Вводная – рисунки, тесты, игры.
2) Коррекционная (текущая) – исправляем плохое поведение, снятие эмоционального напряжения и помощь в жизненных ситуациях. Изучение динамики личностного развития ребенка и взаимоотношений в коллективе.
3) Итоговая – как изменились личностные качества каждого ребенка.
Диагностика для детей младшего возраста:
Диагностика для детей среднего возраста:
Остальные решают кем хотят быть в этом саду – ротль которую выбрал ребенок, характерна для него в жизненном общении.
Если ребенок выбирает нестандартную роль – нестандартномыслящий человек.
Обводим монетку 10 раз. Каждый круг используем для рисунка. Дается 10 минут – не успел, его проблема.
Ставим 15 баллов, если нарисовано: лицо, мяч, розетка, монетка, пустые круги, часы, овощи, фрукты, тарелка, кнопка, цифра, мишень, медаль, солнце.
Баллы складываются. Чем ниже балл, тем выше креативность.
Диагностика для детей старшего возраста:
«Наш сад», Ролевые игры «Самолет».
Что еще нужно знать:
Первая мед. помощь (отравление, утопления, укусы, электричество, виды кровотечений, виды ранений, переломы, ожоги, обморожения, аллергия, эпилепсия)
Техника безопасности(общие меры безопасности, меры пожарной безопасности, поездка в автобусе, проведение походов и экскурсий, проведение купаний, проведение постра)
Тематические дни(что это, как проводятся)
Кто такой воспитатель. Типы воспитателей. Разница воспитателя и вожатого.