в чем отличие тв рейтинга и доли
Rating = количество телезрителей, составляющих целевую аудиторию, смотрящих данную передачу / общая численность потенциальных телезрителей x100%(1)
В таблице 4-1 приведен пример, иллюстрирующий определение рейтинга для трех ведущих информационных телепрограмм.
Телевизионный канал, время выхода | Аудитория (Москва) 15+ | Общая численность зрителей-база (Москва) | Рейтинг, % |
Телеканал ОРТ, программа «Время», 21:00 | 2 154 000 | 7 004 000 | 30.6 |
Телеканал НТВ, программа «Итоги», 21:00 | 2 042 000 | 7 004 000 | 29.0 |
Телеканал РТР, программа «Вести», 20:00 | 1 577 000 | 7 004 000 | 22.4 |
В таблице 4-2 приведен рейтинг программы «Время», транслируемой по телеканалу ОРТ для различных регионов России.
Регион | Общая численность зрителей | Аудитория носителя | Рейтинг, % | ||
муж, 15+> | жен, 15+ | муж | жен | ||
Россия (26 городов с населением более 100 тыс. чел.) | 75 189 000 | 30 075 000 | 36 084 000 | 24,3 | 20,6 |
Москва и область | 13 356 000 | 5 253 000 | 6 719 000 | 24,9 | 21,1 |
Санкт-Петербург и область | 5 640 000 | 2 224 000 | 2 816 000 | 23,1 | 18,9 |
Нижний Новгород и область | 3 195 000 | 1 542 000 | 1 301 000 | 29,9 | 21,7 |
В дальнейшем величину рейтинга для удобства будем выражать как в процентах (в соответствии с формулой (1)), так и в виде десятичной дроби. В последнем случае будем обозначать ее курсивом:
Rating = количество телезрителей, составляющих целевую аудиторию, смотрящих данную передачу / общая численность потенциальных телезрителей(1a)
Связь между двумя формами выражения рейтинга, как следует из формул (1) и (1а): Rating = Rating x 100%, или Rating = Rating/100%.
Рейтинг является характеристикой потенциальной целевой аудитории PC и служит одним из основных показателей при составлении медиаплана и при media-анализе результатов рекламных кампаний. Данные о рейтингах отдельных телепередач и радиопередач подготавливаются специальными исследовательскими службами, названными выше, на основе регулярных выборочных опросов населения и анализа телепрограмм и публикуются.
Формула для расчета доли аудитории такова:
Share = количество телезрителей, смотрящих данную передачу / общая численность всех телезрителей, смотрящих ТВ в данный момент x100% (2)
HUT = общая численность всех телезрителей, смотрящих ТВ в данный момент / общая численность потенциальных телезрителей x100% (3)
Таким образом, долю телезрителей в данный момент времени можно рассчитать как сумму рейтингов всех телепередач. Далее, общую численность телезрителей в данный момент (абсолютное значение) легко рассчитать исходя из формулы (3):
Общая численность всех телезрителей, смотрящих ТВ в данный момент = HUT x (общая численность потенциальных телезрителей) / 100% (4)
Rating = HUT x Share (5)
Приведем пример: Вычислим значение HUT программы «Вести», характеристики которой: Rating = 22,4%, Share = 40,3%. Как следует из формулы (5), необходимое нам соотношение таково:
Переводим значения Rating и Share в форму десятичной дроби:
22,4% = 0,224; 40,3% = 0,403 и вычисляем:
HUT = 0,224/0,403 = 0,556.
Переводя полученное в проценты, окончательно получаем:
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ РЕЙТИНГ, ДОЛЯ, HUT
6. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ РЕЙТИНГ, ДОЛЯ, HUT
Оперировать рейтингами, которые меняются каждую секунду неудобно. Поэтому рейтинги усредняют, получая рейтинги эфирных событий в целом, рейтинги определенных временных интервалов (например, прайм-тайма), рейтинги отдельных телеканалов за 1 час, за сутки, неделю, месяц или даже год.
Чтобы доказать, что рейтинг, доля и HUT взаимосвязаны, необходимо обратиться к формулам (1), (2) и (3), таким образом можно вычислить реальную аудиторию телевидения на данный промежуток времени (HUT).
Share = RAпрогр. / RAобщ.
TVR = RAпрогр / РАобщ.
RAпрогр. = share х RAобщ.
TVR = share х HUT : РА
Если потенциальную аудиторию (РА) принять за 100 %, то
HUT = TVR х 100% : share
Таким образом, три термина Рейтинг, Доля и HUT взаимосвязаны, и, зная численные значения двух из них, можно всегда рассчитать третье:
Результаты расчетов занесены в столбец 8 Таблицы 3 (см. Приложение А), из которого видно следующее. В будни HUT постепенно увеличивается с 7 часов утра, к 8-30 он составляет 11,4 %, но это достаточно мало, чтобы объявить это время прайм-таймом. К 16-30 HUT увеличивается до 17,5 %, и с 18-30 начинается прайм-тайм (26 %). Наибольший пик телесмотрения приходится на время с 20-30 до 22-30. Далее происходит спад аудитории.
В выходные дни рейтинги утренних передач низкие; днем же реальная аудитория телевидения больше, чем в будни: от 17 до 20 %. К 17-30 HUT начинает резко расти и к 17-30 достигает 22 %. С 21-00 до 23-00 наибольший пик телесмотрения. После 24-00 аудитория падает.
Хочется отметить тот факт, что в праздничные дни, особенно Новогодние праздники, наблюдается 100 % просмотр телевидения.
7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЙТИНГ И ДОЛЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
Если медиапланера интересует аудитория единичной телевизионной программы, которая увидит рекламный ролик, то он имеет дело с рейтингом этой программы, но чаще рекламные кампании подразумевают некоторое число выходов рекламных роликов по телевидению или объявлений в прессе. В этом случае медиапланер суммирует аудитории каждого выхода рекламного сообщения, получая суммарный рейтинг рекламной кампании «GRP (Gross Rating Points) – суммарный рейтинг, он же любимый инструмент отечественного медиапланирования – является суммой рейтингов всех выходов рекламного объявления во всех медиа. Иначе, GRP – это арифметическая сумма рейтингов всех программ, в которых был размещен данный рекламный спот. Так как не менее 5 раз необходимо увидеть рекламное сообщение, чтобы оно было запомнено, то GRP должен быть больше 500 % (или 5,0)» [1. С.61].
Вычислив GRP, можно узнать какое количество контактов с данным рекламным сообщением приходится на потенциальную аудиторию в целом – OTS. Эта величина имеет принципиальное значение при расчете эффективности рекламной кампании, проводимой в разных регионах с использованием разных рекламных носителей (сначала рассчитывается OTS для отдельного региона, а уже потом GRPобщий).
В отличие от GRP, существует реальная величина, которая показывает количество телезрителей, выраженное в %, которые видели данное рекламное сообщение n-раз – это Охват (Reach (n+)), то есть сколько контактов приходится на представителей целевой аудитории.
Частота рекламных контактов – показывает количество контактов целевой аудитории с рекламой, размещенной в эфире данного канала (GRP/ Reach (1+)).
При вычислении стоимостных показателей рекламы (например, СРТ – цена за тысячу, или СРRР – стоимость 1 % рейтинга) используются базовые показатели: RA- реальная аудитория, TVR программы.
В условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция, и каждый продавец стремится максимально, удовлетворить потребности покупателя, телевизионная реклама может послужить решающим фактором конкурентной борьбы. Поэтому все участники рекламного рынка, так или иначе связанные с принятием решений, касающихся операций с медиа, должны иметь четкое представление о динамике средств массовой рекламной коммуникации. Основными базовыми понятиями, помогающими принять точное и правильное медиарешение наиболее рациональным и эффективным способом, являются рейтинг, HUT, доля и net-coverage.
Рейтинг – это основной эфирный термин, характеризующий размер аудитории конкретного рекламоносителя; процентное отношение аудитории, которая видела данное эфирное событие (программу, рекламный блок и др.) в заданный момент времени, ко всей аудитории, имевшей возможность его видеть. Существуют рейтинги каналов, программ, временных отрезков.
Cвязать между собой рейтинг и долю аудитории поможет HUT, то есть доля телезрителей в данный момент времени. Он характеризует популярность данного временного интервала у телезрителей и представляет из себя сумму рейтингов всех телепередач. Таким образом: Рейтинг (канала) = доля (канала) х HUT.
В дальнейшем для медиапланировании вышеприведенные показатели используются для расчета: суммарного рейтинга, Охвата, Частоты рекламных контактов и др., а также стоимостных показателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бузин, В.Н. Медиапланирование для практиков [текст] / В.Н.Бузин, Т.С.Бузина. – М.: Вершина, 2006. – 448 с.
2. Время рекламы [Электронный ресурс] : теория и практика рекламы, СМИ, РА. – Режим доступа: http://advtime.ru/news/radio/2005/09/23097.html
3. Дело. Медиапланирование [Электронный ресурс]: теория рекламы. – Режим доступа: http://frolovd.narod.ru/mp/mediap2.htm
4. Индустрия рекламы [Электронный ресурс] : исследования рынка, медиаизмерения и социологические исследования. – Режим доступа: http://www.socismr.com
5. Мудров, А.Н. Основы рекламы [текст]: учебник / А.Н. Мудров. – М.: Экономистъ, 2005. – 319 с.
6. Оценка эффективности рекламной кампании [Электронный ресурс]: Учебное пособие Смирновой О.О. – Режим доступа: http://published-m.narod.ru/b1g6.htm#14
7. Практика медиапланирования [Электронный ресурс]: Журнал Практика рыночных исследований. – Режим доступа: http://www.mediaplanirovanie.ru
Всё, что нужно знать о телевизионных рейтингах
Телевизионные рейтинги — неотъемлемая составляющая медиабизнеса. Любой коммерческий телеканал ответственен перед своими акционерами и напрямую заинтересован в получении прибыли. Поэтому главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей. Сделать это можно только одним способом — совершенствуя контентную политику, убирая те фильмы и телепередачи, которые не пользуются интересом у аудитории, и, заменяя их теми, которые по какой-то причине телезрителям понравились. Законы телевизионного мира не менее суровы, чем законы выживания в африканских или индийских джунглях. Стоит ошибиться раз или два, сделав скучную серию или выпуск телешоу, — и вот уже более удачливые коллеги наступают тебе на пятки. Главный критерий успеха — пресловутый рейтинг, именно его необходимо признать абсолютным монархом страны под названием Телевидение.
РЕЙТИНГ И ДОЛЯ
На самом деле рейтинги бывают разные. Во-первых, профессиональные телевизионщики всегда отличают собственно рейтинги от так называемой доли. По устоявшейся терминологии, рейтинг — это процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей вообще. Доля же — процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей, включивших телевизор прямо сейчас. Это связано с тем, что в разное время количество зрителей у телевизора неравномерно. Существует не менее устоявшееся понятие прайм-тайм — это утро, когда все собираются на работу, а главным образом вечер, когда все возвращаются домой и включают телевизор. Программа или сериал, которая показывает высокую долю в прайм-тайм, в этом случае будет признана более успешной, нежели аналогичная передача с высоким рейтингом, идущая, например, в дневное время.
Универсальной методики оценки из-за множества критерий, по большому счету, не существует
Во-вторых, важно помнить, что аудиторию разных каналов нельзя оценивать одинаково: она может зависеть от региона или страны, а еще есть тематические телеканалы с мужской или женской, возрастной или детской аудиторией. Универсальной методики оценки, которая бы устраивала всех, по большому счету, не существует. Понятно только, что нельзя оценивать по одному шаблону эфирное и кабельное или спутниковое телевидение хотя бы по той причине, что в первом случае телезритель выбирает из 15-20 телеканалов, а во втором — из 100-200! Даже небольшое повышение доли кабельного или спутникового телеканала на порядок ценнее, потому что выбор изначально в несколько раз богаче.
РЕЙТИНГ И РЕКЛАМА
Главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей
Маркетологи связывают это с тем, что телевизионные компании освоили интернет, развили собственные сетевые сервисы и мобильные приложения. Кроме того, телевидение начинает активно выступать как игрок на рынке наружной рекламы — уличная плазма с телевизионной трансляцией, разбитой рекламными роликами, признается все более эффективной.
Даже такое, казалось бы, неоспоримое преимущество интернет-рекламы как таргетированность, т. е. возможность показывать рекламу для определенного типа пользователей, в принципе доступна и на коммерческом телевидении. Так, DirecTV, крупнейший спутниковый телеоператор США, применяет таргетинг уже в 10% всей рекламы.
КАК СЧИТАЮТ РЕЙТИНГИ
Рейтинги делятся на фактические и прогнозные. По фактическим можно уверенно судить, имела ли успех рекламная кампания, и каким было реальное телесмотрение. Прогнозные направлены в будущее и являются предполагаемыми. Именно на них опираются работники телеканала, когда формируют эфир. Именно в зависимости от прогнозных рейтингов передачи, фильмы, выпуски новостей и реклама расставляются в эфирной сетке в определенном порядке, именно прогнозные рейтинги предлагаются рекламодателю.
Наибольшая доля рекламного рынка — 57,6% — традиционно приходится на телевидение
Рейтинги считаются разными методами. Есть электронные счетчики, которые позволяют понять, какое количество радиоприемников или телевизоров были настроены в тот или иной отрезок времени на ту или иную волну. Есть практика телефонных опросов. Применяется также анкетирование. Все эти способы используются в комплексе, и все равно данные не до конца объективны. Кроме того, сложно подсчитать, сколько человек смотрят телевизор не дома, а, скажем, в баре, в очереди или в аэропорту.
Американские исследователи даже придумали прибор, который может автоматически фиксировать лицо зрителя, повернутое в сторону телеэкрана! Затею не одобрили: граждане США сочли, что это вмешательство в личную жизнь. Кроме того, если вдуматься, многие из нас дремлют в уютном кресле, обратив лицо к экрану, но нельзя же, в самом деле, считать это смотрением программы!
ЧТОБЫ РЕЙТИНГИ ВЗМЫЛИ ВВЕРХ
Рейтинги чем-то похожи на биржевые индексы. Любое внешнее воздействие может перекроить всю картину, так, например, рейтинги информационных телеканалов резко растут, если происходят какие-то природные или политические волнения. Когда во второй половине августа 2011 года в США сначала произошло сильное землетрясение, а следом пришел ураган «Ирэн», парализовавший общественный транспорт, в том числе и аэропорты, рейтинги новостных программ выросли в 3,5 раза, а в некоторых штатах и больше!
Рейтинги информационных каналов резко растут, если происходят, например, природные катаклизмы
Самыми удачливыми в этом отношении оказались, разумеется, телеканалы о погоде, например, Weather Channel: его аудитория в дни урагана была выше, чем у Fox News и CNN. Так что кому-то природные катаклизмы и инопланетные вторжения в случае чего точно пойдут на пользу.
Доля на телевидении ( Share, Share of audience rating )
Еще одна важная характеристика телевизионной аудитории (так же, как и аудитории прессы) – это доля ( Share of audience rating ). Так называют количество зрителей определенной программы или временного отрезка телевещания, выраженное в процентах от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор.
По сути доля – это часть Total TVR, рассчитанная для конкретной программы.
Доля берется не от всего населения, а телезрителей данного периода времени.
Как рассчитать долю
Доля рассчитывается путем деления рейтинга программы на суммарный рейтинг всех программ (количество телезрителей, смотрящих данную передачу, на общую численность всех телезрителей, смотрящих ТВ в данный момент).
Share = TVR / Total TVR х 100%.
Рейтинг описывает абсолютную величину аудитории, а доля – относительную. В сравнении с рейтингом, доля более наглядно показывает распределение ТВ-аудитории между каналами в данный момент времени. Также с помощью доли можно сравнить две программы, выходящие на одном канале в различное время.
Т.е. доля позволяет специалисту в области медиапланирования сравнить популярность двух программ, которые конкурируют за привлечение внимания зрителей в одно и то же время. Чем больше доля, тем более интересна передача всем находящимся у телевизоров зрителям.
Сумма долей всех каналов за один промежуток времени должна быть равна 100. Однако случается, что в медиаданных сумма долей телесмотрения каналов несколько превышает 100. Как правило, это просто связано с ошибкой округления в процессе взвешивания аудитории при расчете показателей.
Доля и рейтинг
Обычно доля и рейтинг передачи стоят в соседних колонках медиаданных.
Например, телевидение «Топ-10» (Москва, «Все 4+»):
Вести в субботу. Специальный выпуск
Золотая рыбка музыкальная сказка
Новогодний Голубой огонек на Шаболовке-2009. Часть 2
Новогодний Голубой огонек на Шаболовке-2009. Часть 1
Вести в субботу (20:00)
Срочно в номер – 2 сериал
Источник: TNS Россия; «ТВ Индекс», январь 2009.
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только
Вопрос 28. Рейтинг и доля в телевидении. Способы определения и функции
Рейтинг — это показатель заинтересованности зрителя в той или иной программе. Он — определяющий критерий конкуренции между каналами. Выше рейтинг, выше цена рекламы, и значит, выше прибыль. Рекламодатели относятся к рейтингу, как к инструменту, с помощью его телевидение дает рекламодателю совокупную аудиторию.
Телезритель — человек, который находится в комнате с включенным телевизором. Телесмотрение — процесс сидения у телевизора. Потенциальная аудитория — все население, у которого есть возможность технического приема того или иного канала. Целевая аудитория — общность людей, на которую как в мишень направлено телевизионное или рекламное сообщение. Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Доля — показатель, означающий процент зрителей от общего числа людей, которые в данный момент смотрят телевизор. Респондент — специальным образом отобранный человек для проведения исследования. Выборка — отбор по специальным социологическим критериям типичных домохозяйств и семей, которые могут представлять жителей всей страны и отражают телесмотрение, выбранные семьи составляют панель — общую совокупность исследуемых.
Существует несколько видов подсчета рейтингов: электронные счетчики; «дневники телезрителя»; телефонные опросы; анкетирование. Для получения наиболее точных данных все эти методы используют в комплексе. В общем случае информация о телесмотрении собирается с так называемой панельной выборки домохозяйств, в которых есть хотя бы один действующий телевизор.
Чтобы гарантировать присутствие в выборке всего разнообразия исследуемых объектов (различных по социальному статусу, по роду занятий и прочее типов семей) применяется стратификация. Она состоит в том, что исследуемые объекты разбиваются на группы (страты). В каждую группу попадают объекты, близкие между собой по одному или нескольким признакам. Затем проводится случайный отбор отдельно внутри каждой такой группы. При чем соответствие конкретных домохозяйств, тем или иным группам постоянно контролируется и в случае его нарушения домохозяйство заменяется на другое.
Сбор информации о телесмотрении производится двумя принципиальными способами: с помощью так называемых «дневников» или специальных приборов «ТВ-метров».
Дневник, строго говоря, представляет собой таблицу, в которой по вертикали представлены телевизионные каналы, а по горизонтали — суточное время разбитое на 15-минутные промежутки. Такой дневник выдается каждому члену домохозяйства с тем, чтобы он отмечал какой канал и в какое время он смотрит.
Электронные счетчики (ТВ-метр)- это специальный прибор, автоматически идентифицирующий и регистрирующий каналы, на которые настроен телевизор во время работы, и время, в течение которого осуществляется просмотр. Использование ТВ-метров позволяет регистрировать просмотр телеканалов с точностью до секунды.
TVR — рейтинг эфирного события (передачи, рекламного блока, временного промежутка) с учетом продолжительности просмотра, выражающийся в процентах от целевой группы. GRP — количество человек в выбранной целевой аудитории, которые смотрели эфирное событие не менее одной минуты. Выражается в процентах, хотя знак % ставить не принято. При расчете для группы эфирных событий каждый зритель учитывается не один раз, а столько раз, сколько он реально смотрел события. Поэтому GRP может превышать 100. По аналогии со статистикой TVR, так же вводится понятие Cum GRP. CPT TVR — стоимость пункта рейтинга. Определяется как отношение стоимости размещения рекламных сообщений по действующим прайс-листам без учета налогов и скидок к статистике TVR. Так же вводится понятие накопленная стоимость пункта рейтинга Cum CPT TVR, определяемое как отношение суммы стоимостей анализируемых эфирных событий (стоимость рекламной кампании) к сумме рейтингов Cum TVR. При оценке эффективности вложенных в телерекламу средств, статистика Cum CPT TVR имеет принципиальное значение, вы получаете возможность не только сравнивать цены на размещение рекламы на различных каналах, но и рассчитать стоимость одного контакта вашей рекламы с одним человеком, потенциальным покупателем ваших товаров и услуг.
Как устроено телевидение: что такое рейтинги, охваты и реклама?
Согласно исследованиям, ежедневно россияне смотрят телевизор до 4 часов в сутки. Телевизор — уже давно обязательная часть нашей жизни. Тем не менее, не многие задаются вопросом, а как на самом деле устроено телевидение и благодаря чему оно живет, меняется, развивается? Об этом и многом другом мы расскажем в нашей статье.
Согласно исследованиям, ежедневно россияне смотрят телевизор до 4 часов в сутки
Телевидение — это бизнес
Телевидение — это, прежде всего, бизнес. Это первое, что нужно понять. К сожалению, многие воспринимают телевидение как некое развлечение, смотря только с позиции «зрителя», но чтобы разобраться в том, как на самом деле устроено телевидение, запомните: телевидение — это бизнес. Очень специфический и своеобразный, но тем он и интереснее. А знаете, что является товаром на ТВ? Эмоции. Ваши собственные. Телевидение поставляет своей аудитории различные переживания: счастье, уверенность, удивление, радость и многое другое, что в широком смысле можно назвать «развлечением». Взамен вы отдаете эмоции, а также свое время, которые вы потратили на «получение услуги» и «оплату эмоциями». И именно это телевизор и продает рекламодателям. И чем больше ваша оплата, тем дороже телеканал ее перепродает брендам.
В широком смысле слова телевидение — это не только студия, осветительные приборы и камеры (это всего лишь внутренняя кухня), телевидение — это зритель, его эмоции и тот, кто эти эмоции оплачивает, то есть бренд. Телевидение — это площадка взаимодействия рекламодателей и людей. И это касается не только рекламы, но и всего контента — так как решение какой именно контент ставить — зависит от его рейтинга и многих других показателей.
А знаете, что является товаром на ТВ? Эмоции. Ваши собственные
Как считается ТВ-бизнес
На самом деле, телевизионный бизнес один из самых честных в том отношении, что нам показывают ровно то, что мы сами хотим смотреть. Довольно смешно слышать разговоры о каком-то заговоре, что кто-то хочет «оболванить» наше население и с помощью телевизора показывают нам, якобы, какие-то глупые программы. Так может утверждать только тот, кто не понимает, как устроено телевидение. По телевизору нам показывают то, что мы сами хотим смотреть. Наши желания, интересы и удовольствие можно измерить и оценить. Собственно, это и называется рейтинг (слово «rating» с английского переводится как «оценка»).
Как же подсчитать насколько эффективно мы разместили наш рекламный ролик, то есть, насколько он соответствует нашей целевой аудитории? Для этого используется, так называемый, индекс соответствия (affinity index). Для его подсчета нужно рейтинг нашей целевой аудитории (TRP) разделить на сумму всех рейтингов (GRP). Наша размещение будет эффективным, если рейтинг нашей целевой окажется больше общего рейтинга. Поэтому, планируя рекламную кампанию, как правило, стараются, чтобы Affinity Index был больше 100.
Еще один важный показатель работы ТВ-рынка — это охват (Reach). Охватом называют общее количество человек, или процент от целевой аудитории, которые увидели вашу рекламу за время рекламной кампании. Этот показатель рассчитывается в натуральных числах (тысячи человек) или в процентах от целевой группы. При этом, в отличие от GRP, при подсчете охвата каждый человек, хотя бы раз видевший рекламу, учитывается только один раз.
Мы привели только малую часть всех показателей, которые используются в медиа-бизнесе, но и этого достаточно, чтобы понять, что телевидение — это очень большая и сложная индустрия. Сами рекламодатели для эффективного размещения своей рекламы предпочитают действовать через медийные агентства — ведь размещение рекламы требует большой экспертизы, знаний и опыта взаимодействия с площадками. Занимаются же планированием и размещением рекламы — медиапланнеры.
Наши желания, интересы и удовольствие можно измерить и оценить. Собственно, это и называется рейтинг
Стоит ли идти в медиапланирование?
Медиапланирование — относительно новая специальность. Следовательно, и шанс сделать карьеру в этой сфере значительно выше. Что делает медиапланнер? Его основная обязанность — планирование размещения рекламы и прогноз бизнес-результатов. Клиент рекламного агентства хочет понимать, во что он инвестирует свои деньги, какую отдачу он получит от каждого вложенного рубля — именно ответ на эти вопросы и составляет суть профессии медиапланнера. Здесь и тотальное знание всех типов медиа, и понимание специфики клиента (без этого сложно понимать, где лучше размещать рекламу), здесь и проникновение в целевую аудиторию, ее тренды, мотивы поведения и так далее.
Стоит отметить, что сейчас медиапланирование — это уже не только «цифры и отчеты». Сегодня медиапланнер должен быть и стратегом, и креатором, и аккаунтом. И, разумеется, без родного всем рекламщикам слова re тоже никуда — медиапланнер должен не только знать все технические новинки рынка, но и понимать, как их интегрировать в свою работу для достижения целей и задач клиента.
Одним словом, медиапланнер — это перспективная и востребованная профессия. Обязательные soft-skills: увлеченность, разносторонность и целеустремленность. Работа в медиапланировании многосоставная и требует как аналитических навыков, так и стратегического видения, и креативности.
Всё, что нужно знать о телевизионных рейтингах
Телевизионные рейтинги — неотъемлемая составляющая медиабизнеса. Любой коммерческий телеканал ответственен перед своими акционерами и напрямую заинтересован в получении прибыли. Поэтому главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей. Сделать это можно только одним способом — совершенствуя контентную политику, убирая те фильмы и телепередачи, которые не пользуются интересом у аудитории, и, заменяя их теми, которые по какой-то причине телезрителям понравились. Законы телевизионного мира не менее суровы, чем законы выживания в африканских или индийских джунглях. Стоит ошибиться раз или два, сделав скучную серию или выпуск телешоу, — и вот уже более удачливые коллеги наступают тебе на пятки. Главный критерий успеха — пресловутый рейтинг, именно его необходимо признать абсолютным монархом страны под названием Телевидение.
На самом деле рейтинги бывают разные. Во-первых, профессиональные телевизионщики всегда отличают собственно рейтинги от так называемой доли. По устоявшейся терминологии, рейтинг — это процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей вообще. Доля же — процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей, включивших телевизор прямо сейчас. Это связано с тем, что в разное время количество зрителей у телевизора неравномерно. Существует не менее устоявшееся понятие прайм-тайм — это утро, когда все собираются на работу, а главным образом вечер, когда все возвращаются домой и включают телевизор. Программа или сериал, которая показывает высокую долю в прайм-тайм, в этом случае будет признана более успешной, нежели аналогичная передача с высоким рейтингом, идущая, например, в дневное время.
Универсальной методики оценки из-за множества критерий, по большому счету, не существует
Во-вторых, важно помнить, что аудиторию разных каналов нельзя оценивать одинаково: она может зависеть от региона или страны, а еще есть тематические телеканалы с мужской или женской, возрастной или детской аудиторией. Универсальной методики оценки, которая бы устраивала всех, по большому счету, не существует. Понятно только, что нельзя оценивать по одному шаблону эфирное и кабельное или спутниковое телевидение хотя бы по той причине, что в первом случае телезритель выбирает из 15-20 телеканалов, а во втором — из 100-200! Даже небольшое повышение доли кабельного или спутникового телеканала на порядок ценнее, потому что выбор изначально в несколько раз богаче.
Именно рейтинг является основой для расчета стоимости рекламного времени на телевидении. Наибольшая доля рекламного рынка — 57,6% — традиционно приходится на телевидение, при этом траты на телевизионную рекламу продолжают расти — в прошлом году они увеличились в мире на 4,3%. И если еще два-три года назад казалось, что телевидение начинает проигрывать конкуренцию более модному и быстро растущему интернет-рынку, то теперь чаша весов опять качнулась в сторону телевидения.
Главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей
Маркетологи связывают это с тем, что телевизионные компании освоили интернет, развили собственные сетевые сервисы и мобильные приложения. Кроме того, телевидение начинает активно выступать как игрок на рынке наружной рекламы — уличная плазма с телевизионной трансляцией, разбитой рекламными роликами, признается все более эффективной.
Даже такое, казалось бы, неоспоримое преимущество интернет-рекламы как таргетированность, т. е. возможность показывать рекламу для определенного типа пользователей, в принципе доступна и на коммерческом телевидении. Так, DirecTV, крупнейший спутниковый телеоператор США, применяет таргетинг уже в 10% всей рекламы.
Рейтинги делятся на фактические и прогнозные. По фактическим можно уверенно судить, имела ли успех рекламная кампания, и каким было реальное телесмотрение. Прогнозные направлены в будущее и являются предполагаемыми. Именно на них опираются работники телеканала, когда формируют эфир. Именно в зависимости от прогнозных рейтингов передачи, фильмы, выпуски новостей и реклама расставляются в эфирной сетке в определенном порядке, именно прогнозные рейтинги предлагаются рекламодателю.
Наибольшая доля рекламного рынка — 57,6% — традиционно приходится на телевидение
Рейтинги считаются разными методами. Есть электронные счетчики, которые позволяют понять, какое количество радиоприемников или телевизоров были настроены в тот или иной отрезок времени на ту или иную волну. Есть практика телефонных опросов. Применяется также анкетирование. Все эти способы используются в комплексе, и все равно данные не до конца объективны. Кроме того, сложно подсчитать, сколько человек смотрят телевизор не дома, а, скажем, в баре, в очереди или в аэропорту.
Американские исследователи даже придумали прибор, который может автоматически фиксировать лицо зрителя, повернутое в сторону телеэкрана! Затею не одобрили: граждане США сочли, что это вмешательство в личную жизнь. Кроме того, если вдуматься, многие из нас дремлют в уютном кресле, обратив лицо к экрану, но нельзя же, в самом деле, считать это смотрением программы!
ЧТОБЫ РЕЙТИНГИ ВЗМЫЛИ ВВЕРХ
Рейтинги чем-то похожи на биржевые индексы. Любое внешнее воздействие может перекроить всю картину, так, например, рейтинги информационных телеканалов резко растут, если происходят какие-то природные или политические волнения. Когда во второй половине августа 2011 года в США сначала произошло сильное землетрясение, а следом пришел ураган «Ирэн», парализовавший общественный транспорт, в том числе и аэропорты, рейтинги новостных программ выросли в 3,5 раза, а в некоторых штатах и больше!
Рейтинги информационных каналов резко растут, если происходят, например, природные катаклизмы
Самыми удачливыми в этом отношении оказались, разумеется, телеканалы о погоде, например, Weather Channel: его аудитория в дни урагана была выше, чем у Fox News и CNN. Так что кому-то природные катаклизмы и инопланетные вторжения в случае чего точно пойдут на пользу.
Как устроено телевидение: что такое рейтинги, охваты и реклама?
Согласно исследованиям, ежедневно россияне смотрят телевизор до 4 часов в сутки
Согласно исследованиям, ежедневно россияне смотрят телевизор до 4 часов в сутки
Согласно исследованиям, ежедневно россияне смотрят телевизор до 4 часов в сутки. Телевизор — уже давно обязательная часть нашей жизни. Тем не менее, не многие задаются вопросом, а как на самом деле устроено телевидение и благодаря чему оно живет, меняется, развивается? Об этом и многом другом мы расскажем в нашей статье.
А знаете, что является товаром на ТВ? Эмоции. Ваши собственные.
А знаете, что является товаром на ТВ? Эмоции. Ваши собственные.
Телевидение — это бизнес
Телевидение — это, прежде всего, бизнес. Это первое, что нужно понять. К сожалению, многие воспринимают телевидение как некое развлечение, смотря только с позиции «зрителя», но чтобы разобраться в том, как на самом деле устроено телевидение, запомните: телевидение — это бизнес. Очень специфический и своеобразный, но тем он и интереснее. А знаете, что является товаром на ТВ? Эмоции. Ваши собственные. Телевидение поставляет своей аудитории различные переживания: счастье, уверенность, удивление, радость и многое другое, что в широком смысле можно назвать «развлечением». Взамен вы отдаете эмоции, а также свое время, которые вы потратили на «получение услуги» и «оплату эмоциями». И именно это телевизор и продает рекламодателям. И чем больше ваша оплата, тем дороже телеканал ее перепродает брендам.
В широком смысле слова телевидение — это не только студия, осветительные приборы и камеры (это всего лишь внутренняя кухня), телевидение — это зритель, его эмоции и тот, кто эти эмоции оплачивает, то есть бренд. Телевидение — это площадка взаимодействия рекламодателей и людей. И это касается не только рекламы, но и всего контента — так как решение какой именно контент ставить — зависит от его рейтинга и многих других показателей.
Наши желания, интересы и удовольствие можно измерить и оценить. Собственно, это и называется рейтинг
Наши желания, интересы и удовольствие можно измерить и оценить. Собственно, это и называется рейтинг
Как считается ТВ-бизнес
На самом деле, телевизионный бизнес один из самых честных в том отношении, что нам показывают ровно то, что мы сами хотим смотреть. Довольно смешно слышать разговоры о каком-то заговоре, что кто-то хочет «оболванить» наше население и с помощью телевизора показывают нам, якобы, какие-то глупые программы. Так может утверждать только тот, кто не понимает, как устроено телевидение. По телевизору нам показывают то, что мы сами хотим смотреть. Наши желания, интересы и удовольствие можно измерить и оценить. Собственно, это и называется рейтинг (слово «rating» с английского переводится как «оценка»).
Как же подсчитать насколько эффективно мы разместили наш рекламный ролик, то есть, насколько он соответствует нашей целевой аудитории? Для этого используется, так называемый, индекс соответствия (affinity index). Для его подсчета нужно рейтинг нашей целевой аудитории (TRP) разделить на сумму всех рейтингов (GRP). Наша размещение будет эффективным, если рейтинг нашей целевой окажется больше общего рейтинга. Поэтому, планируя рекламную кампанию, как правило, стараются, чтобы Affinity Index был больше 100.
Еще один важный показатель работы ТВ-рынка — это охват (Reach). Охватом называют общее количество человек, или процент от целевой аудитории, которые увидели вашу рекламу за время рекламной кампании. Этот показатель рассчитывается в натуральных числах (тысячи человек) или в процентах от целевой группы. При этом, в отличие от GRP, при подсчете охвата каждый человек, хотя бы раз видевший рекламу, учитывается только один раз.
Мы привели только малую часть всех показателей, которые используются в медиа-бизнесе, но и этого достаточно, чтобы понять, что телевидение — это очень большая и сложная индустрия. Сами рекламодатели для эффективного размещения своей рекламы предпочитают действовать через медийные агентства — ведь размещение рекламы требует большой экспертизы, знаний и опыта взаимодействия с площадками. Занимаются же планированием и размещением рекламы — медиапланнеры.
медиапланнер — это перспективная и востребованная профессия
медиапланнер — это перспективная и востребованная профессия
Стоит ли идти в медиапланирование?
Медиапланирование — относительно новая специальность. Следовательно, и шанс сделать карьеру в этой сфере значительно выше. Что делает медиапланнер? Его основная обязанность — планирование размещения рекламы и прогноз бизнес-результатов. Клиент рекламного агентства хочет понимать, во что он инвестирует свои деньги, какую отдачу он получит от каждого вложенного рубля — именно ответ на эти вопросы и составляет суть профессии медиапланнера. Здесь и тотальное знание всех типов медиа, и понимание специфики клиента (без этого сложно понимать, где лучше размещать рекламу), здесь и проникновение в целевую аудиторию, ее тренды, мотивы поведения и так далее.
Стоит отметить, что сейчас медиапланирование — это уже не только «цифры и отчеты». Сегодня медиапланнер должен быть и стратегом, и креатором, и аккаунтом. И, разумеется, без родного всем рекламщикам слова re тоже никуда — медиапланнер должен не только знать все технические новинки рынка, но и понимать, как их интегрировать в свою работу для достижения целей и задач клиента.
Одним словом, медиапланнер — это перспективная и востребованная профессия. Обязательные soft-skills: увлеченность, разносторонность и целеустремленность. Работа в медиапланировании многосоставная и требует как аналитических навыков, так и стратегического видения, и креативности.