в чем отличие стратегических и тактических целей
Разница между тактикой и стратегией в бизнесе на примере фильма “Выход Дракона”
В фильме Брюса Ли “Выход дракона” есть два эпизода, отлично показывающих разницу между стратегией и тактикой. И на основе этих фрагментов я приведу примеры из истории российского бизнеса.
Сюжет фильма коротко: мастера рукопашного боя плывут на корабле на остров, где им предстоит сразиться друг против друга в поединках. У героя Брюса Ли есть две задачи: победить европейского бородача из второго эпизода и захватить владельца острова.
Стратегия
Давайте посмотрим первую сцену, тут всего 2 минуты, а потом я расскажу, что в ней нашел. Фрагмент называется “Искусство борьбы без борьбы”.
Еще раз, герой Брюса не вступает в борьбу и показывает стратегическую эффективность. Он показывает “искусство боя без боя”.
Пример из истории российского бизнеса — это выход банка «Тинькофф». Он не стал ввязываться в затратные неэффективные бои с остальными банками. Он открыл банк без банка.
Сегодня, после ликвидации многочисленных банков-конкурентов, банк «Тинькофф» все еще на рынке и прекрасно себя чувствует, все так же не имея банка.
До создания банка, судя по деловой прессе, у Олега Тинькова был капитал в 20-30млн. долларов, сегодня Олег — долларовый миллиардер.
Похожий путь выбрали для себя банки «Точка» и «Модульбанк», которые предлагают комплексные и модульные решения для малого бизнеса соответственно, единственное, с моей точки зрения, их позиционирование недостаточно сфокусировано. Я бы рекомендовал новым банковским проектам для малого бизнеса позиционироваться на сегменте для ИП на УСН 6%, четко увязывая в голове связку “название банка” = ИП 6%. Это самый многочисленный сегмент малого бизнеса, самый низкорисковый, с ограниченным количеством задач в обслуживании.
Тактика
Давайте рассмотрим второй эпизод. “Доска безответна”. 4 минуты.
Здесь герой Брюса Ли показывает подавляющее тактическое преимущество над противником. Он бьет быстрее. Он более подвижен. Он всегда настороже.
Тактическая эффективность — это быть быстрее, выше, сильнее противника. Говоря языком бизнеса, это операционная эффективность бизнеса.
К примеру, на мой взгляд, у компании «Озон» нет стратегической эффективности. Все, что они пытаются делать, — это увеличивать ассортимент и продавать его дешевле. Это тупиковый путь.
Тупиковый потому, что в бизнесе существует такая модель, как бенчмаркинг. Т.е. повторение.
Любую операционную эффективность можно повторить.
Если после вашего тактического шага противник остался жить, рано или поздно он догонит вас. Он будет тренироваться, набирать ресурсы или воспользуется моментом. А вы ограничены тем, что не сможете прыгать еще выше, у всякой физической или тактической эффективности есть предел.
Стратегия против тактики
Мы можем восхищаться подвигами Д’Артаньяна, но он тактик. Истинный стратег — это Ришелье. А за ним Мазарини. Именно труд этих двух кардиналов делает Францию к приходу Людовика XIV сильнейшей страной Европы. Людовик же как истинный тактик развязывает несколько войн, но ему не везет, и он теряет все наработанные преимущества. Кардиналы делали Францию богаче без боя. Бои, развязанные Людовиком, погружали Францию в нищету и, в конце концов, привели к революции.
Наполеон был великим тактиком, а не стратегом. Наполеону принадлежит фраза «On s’engage, et puis on voit», т.е. пока не ввяжешься, не увидишь. Кутузов же не бьется до конца, уходит от борьбы, дает один бой под Бородино, постоянно проигрывает, сдает Москву и… оказывается победителем. Не положив всю армию, не сдав страну.
Операционная эффективность предельна и повторима.
Стратегическая эффективность беспредельна и практически не повторима.
Бенчмаркинг догоняет всех.
Но, кстати, стратегической эффективностью может стать сложноповторимый набор тактических ходов.
Интересным примером стратегической эффективности является проект Homeme.ru
Вместо того, чтобы ввязываться в войну мебельных интернет-магазинов, компания сосредоточилась только на диванах, ограничив количество моделей. Это позволило держать низкие цены, уменьшить издержки, ускорить поставку.
К сожалению, у нас в России практически нет публичных компаний, и мы не видим отчетности проектов, но я подозреваю, что Homeme.ru были прибыльнее остального пласта мебельного рынка.
Увы, сегодня Homeme начали расширять ассортимент, и хотя их основным товаром остаются диваны, боюсь, что они лишатся стратегического преимущества перед конкурентами, т.к. потеряют и позиционирование, и стратегическую эффективность. Видимо, компания приняла решение о векторе на рост капитализации, но не смогла подобрать правильную бизнес-стратегию.
В первых строках своей статьи “Что такое стратегия” Майкл Портер говорит, что менеджеры путают стратегию с операционной эффективностью. Это статья 90-х годов про рынок США. С тех пор многое изменилось
В 1987 году богатейшим человеком мира был японец Ёсиаки Цуцуми. В 2007 году он перестал быть миллиардером, а целый ряд японских корпораций исчез с рынков. Почему? К моменту выхода японских корпораций на рынок США они были эффективнее американцев. Они производили все быстрее и дешевле. А еще они делали упор на качество продукции.
В 90-х годах М. Потер заявляет, что у японских корпораций нет стратегии. К концу 90-х американские корпорации догоняют по эффективности японские. Японские производители качественной бытовой техники начинают исчезать. Где сейчас «Sharp», «Toshiba», «Panasonic» и т.д.?
Вас это не удивляет? Тогда обратите внимание на следующие цифры, не смотря на развитие Азии и Японии в частности:
К чему этот блок? К тому, что наши предприниматели сегодня, к сожалению, обращают внимание на внешние тактические способы увеличения капитализации. Тем временем стратегическая эффективность, прошу извинить за тавтологию, более эффективна, чем тактическая. В разы.
В свое время понимание этого привело к трансформации нашего рекламного агентства. Мы увидели, что каналы рекламы насыщаются, они уже на пределе по эффективности, стоимость клика высока как никогда, а количество конкурентов все растет. Операционная эффективность интернет-маркетинга российских компаний сегодня уже на пределе.
Именно поэтому теперь, когда к нам в «ТемаКа» обращаются за рекламными возможностями, мы сначала отправляем клиентов в «Gai.Company» для разработки стратегических решений.
Потому что все, что может сделать хороший digital-специалист, — это увеличить эффективность интернет-маркетинга на 10-30%.
Тем временем грамотные стратегические решения, основанные на глубоком SWOT-анализе, увеличивают эффективность бизнеса в разы.
Закажите стратегическую сессию или разработку бизнес-стратегии у нас в «Gai.Company» прежде, чем вступать в рекламную борьбу. Тогда эффективность вашего бизнеса будет в разы выше, чем у ваших конкурентов.
И напоследок, еще немного философии борьбы от Брюса Ли, который, кстати, не стал вступать в конкурентную гонку с другими актерами Голливуда, а, оценив ресурсы и среду, уехал в Гонконг, где и стал звездой мировой величины.
В чем разница между стратегией и тактикой
Взаимодополняющий характер стратегии и тактики определил их взаимосвязанное существование. В военной сфере тактика учит использованию вооруженных сил в сражениях, а стратегия учит использованию боевых действий для достижения целей войны. И термин «стратегия» возник у греков, и термин «тактика» берет свое начало в далеком прошлом.
Появление терминов
Первоначальное значение слова «тактика» — «порядок», буквально «порядок построений на поле боя». Китайский генерал Сунь Цзы так описал разницу: «Все люди видят тактику, которую я использую для завоевания, но то, что никто не видит, — стратегия, из которой складывается великая победа». Перенесемся в бизнес сегодня, и мы видим: оба термины неправильно используются, путаются и злоупотребляются разными способами. Разница между стратегией и тактикой часто описывается как «стратегия долгосрочная, а тактика краткосрочная». Хотя эти два термина могут принимать эти характеристики в определенное время, это неточный и неполный способ объяснить их значения.
В чем различие?
В свою очередь тактика состоит в том, насколько конкретно или ощутимо мы сделаем определенную вещь. Она может включать такие элементы, как письма прямого маркетинга, личные встречи, сценарии ключевых тем для обсуждения и приложение для iPad. Если ваша команда по-прежнему не может отличить стратегию от тактики, она может использовать «Правило касания». Если можно протянуть руку и физически прикоснуться к этому, перед вами тактика.
Тактическая рулетка
Поскольку не получится увидеть или физически дотянуться до стратегии, ее часто пропускают в пользу тактики. Во многих бизнес-планах перечислены цели, задачи и тактика. Если не ставить стратегию выше тактики, тогда у вас не будет возможности разумно изменить курс, когда не достигнете своих целей. В этот момент ситуация превращается в «тактическую рулетку», где постоянно применяется новая тактика и нажимается спусковой крючок в надежде, что что-то поразит цель. Рано или поздно вы столкнетесь с мертвым бизнесом. Так что думайте стратегически, действуйте тактически.
О соотношении понятий «цель», «стратегия» и «тактика» в теории и практике менеджмента
О стратегии много говорят и пишут, но мало кто объясняет, что это такое, что вкладывается в объем и содержание данного понятия.
В этой работе под стратегией понимается способ использования ресурсов. Автор одной из самых лучших книг по менеджменту Дж. О’Шонесси 2 соглашается с таким толкованием.
Однако такое понимание противоречит практике употребления этого слова как в менеджменте, так и в обыденном языке. Существует немало стратегических вопросов, не имеющих прямого отношения к размещению ресурсов.
Но это скорее тактика, чем стратегия. Согласно общепринятому словоупотреблению стратегия определяет, куда, в каком направлении двигаться, куда держать курс. А тактика определяет, как, каким способом двигаться, какие конкретные действия предпринимать.
Стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».
Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.
В приведенной ниже таблице наглядно представлены возможные виды главной внутренней цели, соответствующие им виды стратегий и виды тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели.
В литературе из-за смешения понятий «стратегия» и «тактика» отсутствует внятная классификация этих явлений. Тактические задачи «рост», «расширение» и «диверсификация» представляются в качестве самостоятельных стратегий, причем без четкого различения и выделения их видов. А стратегия экспансии не называется вовсе. Выделены только виды диверсификации. Нельзя эти тактики (или тактические задачи) называть стратегиями хотя бы потому, что существуют фирмы, которые одновременно используют и расширение рынка, и расширение производства, и рост. Но на данном этапе развития фирмы стратегия может быть только одна, ибо, идя к цели, невозможно двигаться в разных направлениях. Генеральный путь или курс движения к цели может быть только один. В то же время, реализуя единую стратегию экспансии, можно одновременно прибегать к различным тактикам или (что то же самое) одновременно решать несколько разных тактических задач.
В заключение отметим, что правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами. Сноски
1 Ansoff I. Corporate Strategy. N.-Y., 1965.
2 О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., 1999.
3 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: «Питер», 1999.
4 Цит. по: О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой.
5 Олдкорн Р. Основы менеджмента. М.: Финпресс, 1999.
Чем отличается тактика от стратегии – значение терминов с примерами
Если сформулировать кратко, то тактика – текущие в настоящее время действия в бою, а стратегия – планы по сражению. В составе стратегии скрывается как раз тактика.
Много веков назад
Ну а если заглянуть вглубь истории, то станет ясно, что strategos (в переводе с греческого) стратегия – подразумевает искусство проведения боя. А taktike – тактика означает организацию армии. Слова эти пришли из античной Греции и были прописаны в древних трактатах с разъяснением данных понятий. В них пояснялось, что стратегию врага не сможет разгадать всякий командующий, а тактика сразу видна противнику.
Таким образом, древние греки полагали, что стратегия – настоящее искусство талантливого полководца, план с размахом военных действий на долгий период. А тактика – всего лишь инструмент для реализации намеченных целей, соответствующий полностью стратегии, и входящий в её состав.
В чём разница?
Тактика и стратегия представляют военную терминологию. Но в последние годы стали часто употребляться в повседневной жизни, сфере бизнеса, спорта, психологии и юриспруденции. Создается впечатление, что это термины взаимозаменяемы. Так есть ли разница между словами?
Принципиальная и существенная разница всё-таки отсутствует. Несовпадения есть в масштабе всей деятельности. Понятнее уловить разницу будет между тактикой и стратегией в каких-то конкретных временных отрезках. Если речь идет о планировании одного рабочего дня, то это и есть тактика относительно всей семидневки. Если планировать выборочно один часик, значит это уже тактика относительно дня, ну а организация самого дня является стратегией к организации всех часов.
«Тактика» меньше, чем «стратегия» относительно тех временных периодов, которые были рассмотрены выше. Для разрешения любой поставленной задачи придумывается стратегия, и уже в её рамках применяют соответствующие какие-либо тактические решения.
Наглядный пример для понимания
Стратегия вмещает в себя разные тактики. Возможно держать одну линию стратегии, меняя при этом много раз тактику. Стратегия рассчитана на долгосрочную перспективу, а тактика на краткосрочную. Пример на шахматах: общая целая идея, план всей игры с расстановкой фигур на доске – это стратегия.
А тактика – это уже последовательность каждого хода, применяемая для выполнения задуманного стратегического расчета. К примеру, атаковать защиту, применить «вилку» – это может понадобиться до пяти тактических ходов.
В чем связь терминов?
Взаимосвязь между тактикой и стратегией очевидна. Успех дела зависит от грамотно подобранной стратегии. В то же время отдельно существовать стратегия не может, только тактика, помогает ей не превратиться в абстракцию.
Тактика – это самые конкретные действия, применяемые для решения задач. От неё зависит эффективность и качество всех подобранных мер. Стратегия состоит из многих тактик различного рода.
Применение понятий сегодня
Теперь это не только военная терминология, но вполне оправдывает себя и в «мирное время», когда применяется в выбранной линии до осуществления цели. Основная разница этих двух понятий заключается только лишь в конкретных сроках осуществления: одно предусматривает долгосрочную перспективу, другое – краткосрочную.
В сегодняшнее время эти понятия стратегии и тактики настолько переплелись в деловой сфере, что становится их всё труднее отличить. Сколько бы не было идей и мотивов, они не дадут ожидаемого результата, если не приложить соответствующих усилий. Другими словами, любые тактические действия не будут эффективны без применения общей стратегии.
Все компании в своем развитии должны обладать большим кругозором, а точнее – идеи, воплощенные в стратегии, и оперативные действия – тактику, продвигающие эти самые идеи в реальность. По мнению психологов, каждый человек аналогично должен обладать стратегическим мышлением и знать алгоритм достижения цели.
Нужно отметить, что следуя единой стратегии, дозволено спокойно несколько раз менять тактику. Если действующие методы не сработали на плюс, то необходимо их заменить или же модернизировать.
Чем отличается стратегия от тактики, простыми словами объясняет Гай Карапетян в своей лекции.