в чем отличие православного и католического крестика
Чем отличаются католические кресты от православных?
Католический крест
Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.
Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.
Католический крест: отличие от православного
Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.
Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.
На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».
Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.
Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.
Католический и православный крест – разница существенна?
Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.
И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).
Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).
Православная Жизнь
При покупке нательного крестика в ювелирном магазине люди иногда задумываются, в чем же отличие православного креста от католического, поэтому стоит по этому поводу сделать несколько замечаний.
Основные стереотипы
Вообще, иногда дело не ограничивается лишь указанием на нательный крест, а приобретает более широкий размах, доходит до принципиальной позиции и привязке к какой-либо из традиций изображения креста как самой главной, важной, правильной и т. п. Если попытаться поискать в интернете заметки о том, чем отличается католический крест от православного, то мы в большинстве случаев найдём набор стандартных штампов.
1. Количество концов креста. Православный – восемь, католический – четыре.
2. Положение Тела Христа. На православном кресте Спаситель изображается с распростертыми руками, перпендикулярными туловищу, на католическом – Тело провисает на руках (иногда Господь выглядит уже умершим). Таким образом, в восточной традиции делается акцент на радости, в западной – на страдании.
3. Количество гвоздей, которыми прибиты ноги Христа. В православии – два, в католичестве – один.
4. Язык надписи над головой Христа. В православии это славянское ІНЦІ (І҆и҃съ Назѡрѧни́нъ, Цр҃ь і҆ꙋде́йскїй), в католицизме – латинское INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum).
Так ли они важны?
Проблема заключается в том, что указанные разности для некоторых православных приобретают сакральный характер, при этом западная традиция изображения креста хулится чуть ли не как еретическая. Однако прежде чем отстаивать ту или иную позицию, стоит хотя бы просто посмотреть на фото обоих крестов и подумать над тем, что и там, и там мы видим Христа – нашего Спасителя. И там, и там – это Крест – орудие победы над грехом, дьяволом и смертью. Мечась между двумя традициями изображения главного символа христианства, мы забываем, что существуют десятки различных типов креста, и это, не говоря о множестве более мелких вариаций. В каждом случае для христиан крест оставался крестом – драгоценным и незаменимым. Поэтому, перед тем как пытаться отличить «католический» крест и «православный», важно подумать, насколько действительно важны некоторые различия?
Двойные стандарты не для христиан
Для начала нужно сказать, что нельзя связывать традицию изображения креста и западно-христианские отступления от веры. Если католики или протестанты в своем большинстве используют ту или иную форму главного символа христианства, то это отнюдь не значит, что сам крест становится каким-то еретическим. Более того, четырехконечный крест присутствовал в богослужебной практике христиан с самых ранних веков. В таком виде он использовался и в Византии, и в Древней Руси. Не секрет, что и сегодня в православии четырехконечный крест употребляется без всяких колебаний и не считается чем-то специфически западным. А вот привычный для нас восьмиконечный крест – лишь одна из вариаций его изображения.
Главный аргумент некоторых православных здесь основан на том убеждении, что восьмиконечный крест исторически наиболее достоверный. Да, действительно с некоторого времени верхняя перекладина креста указывает на надпись, оставленную Понтием Пилатом, а нижняя – на дощечку, которую, вероятнее всего, подставляли под ноги распятого человека, дабы он мог немного не нее опираться и не сразу умереть от удушья. Интересно, что при этом западная традиция изображения максимально правдоподобного положения Тела Спасителя критикуется как натуралистическая, хотя и в византийской, и древнерусской иконографии имеются примеры разного положения Тела Христа. В итоге получаются какие-то двойные стандарты: положение Тела достоверно изображать нельзя, а сам крест – можно. Кроме того, если так уж важна историческая правда, то надпись над головой Христа была составлена на греческом, еврейском и римском (латинском) языках (Лк. 23:38; Ин. 19:19–20), а никак не славянском, которого тогда еще и в помине не было. В конце концов, если гнаться за историзмом, как, например, за количеством гвоздей для ног, то нужно также сказать, что в руки гвозди вбивались не в районе ладоней, а в запястья – между лучевой и локтевой костями предплечья. О такой практике распятия говорят, например, исследования останков казненных иудеев (в частности, некоего Йоханана бен Агалгола), убитых после подавления Римом восстания в 70 году. К слову, у этого молодого иудея сбоку были пробиты пяточные кости одним 18-сантимеровым гвоздем, что также свидетельствует о развороте ступней при распятии.
Приведенные сведения взяты из исследования археолога Василия Цафериса и патологоанатома доктора Н. Хааса, но если мы отвлечемся от научных данных, то должны подумать: о чем здесь вообще спорить? О точности или символизме изображения положения Тела Христа на Кресте? Зачем обращать внимание на такие тонкости, если Спаситель везде Один и Тот же? Да, западные христиане через физиологический реализм делают больший акцент на Страданиях Христа. Восточные же – обычно стремятся передать более просветленный, возвышенный образ Господа. Но разве Страдания вочеловечшегося Сына Божьего для православных не имеют значения? Вопрос, думаю, риторический.
Но давайте вернемся к форме креста. Если кого-то смущает четырехконечный крест, то стоит сказать, что в катакомбах (начиная с III века) превалирует именно такой вариант изображения. Более того, в своем «Розыске» свт. Димитрий Ростовский ясно указывает, что Крест Христов нами почитается не по числу концов, а по Самому Христу, чьею Кровью он обагрился, и если какой крест проявляет силу, то действие это не его самого, а распятого на нем Спасителя. Также и в каноне Животворящему Кресту, написанном прп. Григорием Синаитом, крест назван «четвероконечной силой». Поэтому четырехконечный крест никак не перестает быть христианским крестом только от того, что его сегодня чаще используют именно западные христиане.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что любой спор относительно традиции изображения креста имеет смысл больше в каких-то археологических или искусствоведческих научных кругах, а для христиан это во многом «сотрясание воздуха». Поэтому для тех, кто задается вопросом: «Можно ли православному/православной носить католический крест?» – я советовал бы задуматься над тем, что всё зависит от того, насколько каждый конкретный крест на самом деле «католический», а не мы сами, по собственному невежеству, его в таковые записали. Есть просто Крест – христианский символ победы над дьяволом, грехом и смертью.
Протоиерей Владимир Долгих
Отличия православного и католического крестика
Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви.
Даже символика внутрихристианских конфессий различается: православный крестик отличается от католического, а протестанты и вовсе не признают нательных крестов и прочих символов, почитаемых главенствующими течениями христианства.
Можно ли православному носить иерусалимский крест? Обязательно ли наличие распятия? Чем различаются нательные кресты основных христианских конфессий? Разбираемся вместе!
Раскол христианской церкви произошел еще в середине XI столетия в результате многолетних разногласий между Римом и Константинополем. А немного позже от нее отделились еще десятки течений. Даже православная церковь не едина!
Как выглядит католический и православный крестик
Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.
В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.
Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!
Христианский нательный крестик больше присущ православию. Католики носят нательные кресты реже, а протестанты и вовсе отвергают, считая, что истинная вера не нуждается ни в каких материальных носителях!
Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического. Обратите внимание на следующие различия:
В качестве нательного креста католики обычно используют простой четырехлучевой вариант без распятия. У православных четырехлучевой вариант тоже распространен, но лучи имеют замысловатую форму. Распятие встречается чаще.
Можно ли православному носить католический крестик
В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.
Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.
Более прогрессивные представители РПЦ не запрещают носить католический крест православному человеку. Они закономерно полагают, что духовное содержание креста и степень жертвенного подвига Иисуса не зависят от визуальных нюансов материального объекта.
С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.
Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.
Разница между православным крестом и каталическим
Только православные и католики, среди прочих христиан, столь почитают кресты. Ими украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.
Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто.
Форма креста
Для православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода нечисти, а также видимого и невидимого зла. Восемь его концов являются отражением восьми периодов человеческой истории, причем восьмой – Царство Небесное. Верхняя перекладина креста, отличающаяся небольшими размерами, символизируют табличку, которую прибивали над осужденными в древние времена с пояснениями их преступлений. Косая перекладина в нижней части креста имеет два значения. Во-первых, это подножие, подобное тому, которое имелось при распятии на крестах. Второе значение этой перекладины более символично. Она означает нарушение равновесия в греховном мире, и указывает на путь возрождения и движения к небесному свету.
Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина, но смысл вкладывается несколько иной. Нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.
Католическая церковь использует только один образ креста – простой, четырехугольный с удлинением нижней части.
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Положение тела Иисуса на кресте
Если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей господу, то положение тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий.
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью.
Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. В нем смирение и радость воскрешения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.
Количество гвоздей на Распятии
Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии.
Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности. Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. Таким образом, они делают вывод, что ноги были сложены вместе и прибиты одним гвоздем.
Надписи на кресте
Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка. Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском.
А разница в изображении этой надписи на кресте лишь в том, что эта надпись (одна и та же) написана на латыни в католицизме и имеет вид INRI, а в православии – IHHI.
Чем католическое изображение распятия отличается от православного?
Крест в православной традиции
Крест в католической традиции
Следующее отличие православного распятия от католического состоит в том, как изображен Спаситель. В католической традиции принято показывать страдания Спасителя. Христос у католиков изображен очень реалистично, предельно ярко показаны его муки. Часто католики вовсе изображают Спасителя уже умершим. Его тело на кресте провисает, а на лице лежит печать смерти.
В православной традиции так поступать не принято. На православных распятиях мы видим возвышенное изображение Христа. Спаситель как бы стоит на кресте и простирает Свои любящие объятия для всех людей. Лицо Христа просветлено. Любовь к человечеству помогает Ему превозмочь боль. Чаще всего распятие в Православии совсем не имеет физиологического реализма. В том смысле, что наши церковные художники стараются показать страдания Спасителя так, чтобы они вызывали у человека сострадание ко Христу, а не ужас.
И последнее отличие. Упомянутое уже титло с надписанием «Иисус Назорей Царь Иудейский» у католиков обычно представлено на латыни, в нашей традиции на церковнославянском языке.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.