в чем отличие понятий менеджмент и управление
Управление и менеджмент: сходства и различия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Логический анализ сходства и различий менеджмента и управления
Сходства и различия управления и менеджмента – это общие и специфические черты наук и видов практической деятельности, определяющие их особенности.
Сравнение понятий «менеджмент» и «управление» можно производить по разным направлениям, в частности:
Прежде, чем проводить логический анализ, уместно дать определение обоим понятиям:
Связь между ними схематически может быть представлена следующим образом: не всякое управление может быть признано менеджментом. Так, например, управление техническим устройством, химической реакцией или армейской операцией нельзя называть менеджментом. Однако менеджмент – это всегда управление. Таким образом, понятие менеджмента уже, чем понятие управления, представляя собой специфический тип управления.
Специфика менеджмента выражается в следующих категориях:
Таким образом, с позиций логического анализа можно заключить, что управление – процесс общий, а менеджмент – частный.
Профессиональные управленцы и организаторы используют инструменты, оптимальные в конкретных ситуациях. При этом менеджмент в первую очередь опирается на теоретические исследования, а управление – на практику.
Готовые работы на аналогичную тему
Сходства и различия менеджмента и управления как научных дисциплин
Наиболее ярко специфика любой науки проявляется в наборе изучаемых проблем. Если рассматривать менеджмент как науку, то ведущее место в проблематике занимают:
Анализируя с научных позиций все проблемы управления, можно построить типологическую матрицу, отражающую особенное и общее в менеджменте и управлении. Типология является самым продуктивным методом исследования и анализа. Так, к примеру, периодическая таблица элементом Менделеева – это иллюстрация одного из универсальных и весьма эффективных методологических подходов, применимых к исследованиям в любой сфере человеческих знаний.
Типологический анализ вопросов управления также убедительно демонстрирует специфику менеджмента.
Сходства и различия менеджмента и управления как практической деятельности
В практическом менеджменте ключевую роль играют приоритеты. Практика менеджмента стала источником идеи человеческого капитала как ключевого приоритета менеджмента. Также из практики происходят и такие понятия менеджмента, как полномочия, корпоративность, стиль и т.д. Именно эти запросы к науке менеджмента со стороны практики определяют структуру знаний менеджеров.
Понятия «менеджмент» и «управление» можно разделить по их концептуальным принципам.
Принципы управления (общего):
Принципы, присущие менеджменту:
При этом принципы управления и принципы менеджмента не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют. Причем это взаимодействие тем эффективнее, чем глубже осознаются особенности менеджмента в рамках общего управления, а также в рамках осознания менеджмента как социально-экономической дисциплины.
В целом можно заключить, что для определенного класса проблем понятия «управление» и «менеджмент» вполне взаимозаменяемы и даже условно могут считаться тождественными. Во всех остальных случаях нужно понимать, что, несмотря на наличие общих черт, эти понятия имеют различия. Специфика менеджмента включает в себя общие черты управления, не отрицает их, но дополняет и углубляет для конкретного перечня проблем. Сегодня концепция менеджмента развивается путем освоения все новых и новых областей знаний:
Концепция менеджмента определяет, какие знания – фундаментальные, специальные и конкретно-практические – должен иметь специалист в сфере менеджмента, как они должны сочетаться и взаимодействовать на практике.
Менеджмент и управление — что это такое и отличия
Понятия менеджмент и управление присутствуют в жизни каждого человека. Кто-то работает в этом направлении, а кому-то просто приходится слышать эти термины в разговоре с другими людьми. Не всегда и не все могут сразу понять, о чем идет речь. Сложно также дать определение каждому из понятий или объяснить, в чем же заключается принципиальная разница. Эффективное управление представляет собой целую систему, включающую определенный набор подходов и методов. Они позволяют придти к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные взгляды на этот процесс. Они могут в значительной степени отличаться друг от друга. Управление и менеджмент по своей сути — понятия схожие. Существует ряд принципиальных отличий, которые позволяют дать полное определение каждому понятию и выбрать наиболее подходящий вариант в конкретной жизненной ситуации. Основные различия затрагивают область разграничения понятий и их применения к конкретным областям деятельности людей.
Определение понятий
Менеджмент представляет собой способ создания определенных моделей и их последующего использования в социально-экономических системах. В этом случае основными являются такие составляющие, как показатели эффективности распределения ресурсов. Главная задача для менеджера – создание самоорганизующейся системы. В процессе своей работы она должна будет воспроизводиться и развиваться. Происходить это должно в любых условиях. Для достижения поставленной цели используются передовые управленческие подходы. Важное значение имеют научные составляющие. Решающие показатели остается в процессе за прогрессивными современными разработками и технологиями. Критерием качества является в этом случае показатель эффективности. Важной задачей будет достижение целей при использовании и затратах минимального количества различных ресурсов.
Управление является видом человеческой деятельности, при которой ставиться основная цель. Работа направлена на упорядочение процессов, которые систематизируют труд и производство. В этом случае управлять можно всем, что используется в процессе достижения цели. К числу объектов управления относятся не только технические средства, но и люди. Также для решения задач можно задействовать базу данных и даже юридических лиц (организации). Управление в отличие от менеджмента воспринимается, как система с устаревшими инструментами для работы. Если созданный проект работает стабильно и не дает сбоев, то принято говорить о том, что он имеет хорошо отлаженный менеджмент. В обратном случае (при наличии сбоев или иных проблем) указывается, что управление было не достаточно качественное или требуется перейти на ручное управление, которое сможет заменить собой менеджмент на этапе устранения неисправностей в работе.
Сравнение
После приведенных определений становится понятно, что сходства и различия этих понятий зависят от конкретного случая или ситуации. Управление – это в большей степени процесс общий. Он затрагивает разные структуры и компоненты. Менеджмент работает в узком направлении, задействует определенный сегмент. Для управления применяются тщательно отобранные для ситуации инструменты, которые помогут достичь наилучших результатов, но потребуют замены, когда задача будет поставлена иная. Управление опорой для себя видит практику. В случае с менеджментом основной в работе является теоретическая часть. Применяются научно обоснованные методы, которые позволяют эффективно воздействовать на социально-экономические системы.
Выводы
Понятия различаются по разным направлениям. Масштаб и охват – в случае с управлением он более объемный, так как история насчитывает много десятилетий оттачивания методов. Менеджмент является частью управленческих механик и появился сравнительно недавно.
Оценка качества также различается. Главный критерий эффективности в случае с управлением – достигнута ли в итоге поставленная цель или нет. Если рассматривать менеджмент, то учитываться в оценке будут соблюдение принципов, правил и методов, которые были задействованы на пути к решению поставленной задачи. Дополнительно учитывается такой показатель, как эффективность распределения ресурсов – чем их меньше, тем эффективнее была проведена работа. Различия имеются и с точки зрения науки. Менеджментом является дисциплина, обладающая своим предметом и методом. Управление включает в себя множество наук, каждая из них характеризующихся различными предметами и методами. Коммерческая составляющая – еще один элемент, по которому можно различить эти понятия. Менеджмент чаще всего используется в работе, если умения нужно приложить к прибыльным проектам. Управление включается в общий процесс, когда речь идет о любом воздействии субъекта на объект на пути к достижению поставленной цели.
Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?
Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?
Ответ
Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.
Управлять можно:
• распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, тепло, финансовые средства, полномочия);
• биологическим объектом (дрессированное животное);
• совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун лошадей, стадо коров, отара овец);
• развитием биологических объектов.
Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей:
• коллективу – общности людей по признаку единства деятельности (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс);
• социуму – общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).
Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.
Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.
Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание
1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание На современном этапе развития существует значительное разнообразие формулировок и трактовок сущности и понятия «менеджмент», которое свидетельствует о том, что менеджмент как наука находится в стадии
Вопрос 1 Что такое менеджмент?
Вопрос 1 Что такое менеджмент? Ответ Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент /
Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент?
Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент? Ответ Менеджмент определяется в нескольких аспектах, с нескольких точек зрения. Самое общее содержание менеджмента – это вид деятельности, который характеризуется основной целью,
Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент?
Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент? Ответ Система – одно из основных понятий современной научной методологии, широко используемое во всех областях знания и научных дисциплинах, но не имеющее достаточно строгого и общего определения,
Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?
Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом? Ответ Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Различаются
Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент?
Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент? Ответ В XIX в. в Северо-Американских Соединенных Штатах бурно развивалась инфраструктура (строительство железных дорог), а также промышленность на основе машинного производства.Для строительства железных дорог (первая половина
Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?
Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства? Ответ Руководство можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения определенной цели.Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает
Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство?
Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство? Ответ Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа
Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?
Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»? В большинстве научных публикаций бюрократией называется бесконтрольная власть — не публичных политиков, а чиновников в лице административной элиты, присвоившей себе помимо управленческих (т. е.
1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами»
1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами» Рис. 1.1.1. Характеристики для определения понятия «Управление человеческими ресурсами»
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность
Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?
Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж? План действий:• выбираем кураторов и/или начальника отдела продаж из числа результативных, ответственных или уважаемых менеджеров, которые способны обучать и контролировать других людей;• выбираем показатели
Менеджмент и управление
Что такое менеджмент
Менеджмент — это система знаний (как теоретических, так и практических) о принципах, средствах, методах, формах управления производством для увеличения его эффективности и прибыли.
Менеджер — это специалист, который осуществляет деятельность по управлению в социально-экономических системах, направленную на повышение эффективности.
Менеджмент возник в условиях капитализма в определенный исторический период и, как следствие, может существовать лишь в том случае, когда в государстве рыночная экономика. Это определяет и его специфику. Именно в рамках рынка он может успешно реализовываться, будучи направленным на хозяйственную активность.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Объектом управления менеджмента являются социально-экономические системы.
Помимо этого, для него характерны следующие признаки:
Требования менеджмента
Можно перечислить следующие требования:
Функции
Его функции напрямую зависят от задач организации, ее индивидуальных характеристик и вытекают напрямую из содержания производственного процесса.
Выделяют основные функции:
Понятие управления
Управление — это целенаправленное воздействие на определенный управляемый объект со стороны субъекта.
Объектом могут являться любые системы — социальные, технические, биологические, в том числе и закрытые.
Субъектом же является любой человек. Так, оно отображает воздействие субъекта на все, что он хочет подчинить, преобразовать, направить на достижение цели.
Функции
Исходя из определения, выделяют следующие функции управления:
Управление как непрерывный процесс является суммой всех перечисленных функций, объединением этих аспектов производства.
Взаимосвязь менеджмента и управления
Часто между этими понятиями ставится знак равенства, ведь «менеджмент» — английское слово, наиболее простым и понятным переводом которого на русский язык будет как раз «управление». Однако это не совсем корректный подход. В сущности, эти понятия в самом деле схожи во многих моментах, но притом не тождественны друг другу и также имеют и ряд различий.
Что касается сходств, то и управление, и менеджмент основываются на одних и тех же принципах:
Общим (если мы говорим непосредственно об управлении как о категории социально-экономической системы, а не в более общем смысле) является и объект — организация, представляющая собой единство людей и средств производства.
Основные отличия менеджмента от управления:
Чем отличаются менеджмент и управление?
Спор о том использовать иностранные термины или применять в науке только слова родного языка не утихнет, наверное, никогда. Сторонники чистоты национальной речи требуют использовать в науке и практике слова родного языка, считая, что иностранные заимствования пагубно сказываются на национальной идее.
С другой стороны сторонники заимствований резонно замечают, что без переноса иностранных терминов сущность понятия сложно определить и понять. Кроме того, бытует мнение, что русский язык «перемелет» любой термин и преврати его в исконно русское слово! (конечно, это просто мнение, но все может быть)
Одним из примеров такого спора классическая управленческая пара менеджмент и управление. Принято в нашей стране использовать два этих понятия как синонимы, но разница все же в них есть, и существенная.
Что такое управление?
Начнем с русского слова управление (хотя это спорный вопрос русское ли оно, считается, что термин восходит к древнерусскому слову правление, которое в свою очередь имеет уже греческие корни)!
Управление — это процесс какого-либо действия.
Чем мы можем управлять? Вариантов масса:
— а есть еще понятие управление в живой и неживой природе.
Получается что слово управление, как это часто бывает, в русском языке используется в разных ситуациях в разных значениях. Это особенность этого термина.
Что такое менеджмент?
Менеджмент это термин чисто американский. Ряд теоретиков считают, что американское слово менеджмент сложно перевести даже на английский язык, что уж говорить о русском! Получается что термин менеджмент, очень специфичен!
Менеджмент по-американски – это управление коммерческой организацией, а само понятие тесно связано с личностью менеджера.
Часто под этим термином подразумевают именно человека управляющего организацией, добивающегося ее целей.
Кроме того некоторые лингвисты считают, что термин менеджмент восходит к французскому manege (управление лошадью, бег по кругу)!
Таким образом, менеджмент это:
— процесс достижения цели коммерческой организации (получение прибыли):
— деятельность менеджера по организации эффективных процессов организации.
Подведем итог! Главное отличие управления от менеджмента в широте понятия. Управление шире и применимо к разным процессам, менеджмент уже и характерен только для коммерческих организаций.
Так для понятия управление государством в английском языке используется термин администрирование (public administration), управление автомобилем – driving.
Подробнее посмотреть о том, что собой представляет менеджмент можно в этой статье, а познакомиться с его историей здесь.