в чем отличие физической подготовки детей школьного возраста и взрослых
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр Физкультура и Здоровье»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр Физкультура и Здоровье»
ОФП для детей и взрослых: в чем различия?
ОФП для детей и взрослых: в чем различия?
В занятиях общей физической подготовкой, казалось бы, ничего сложного. Для людей всех возрастов, при отсутствии противопоказаний (серьезных патологий, при которых нагрузки регламентирует врач), ОФП включает комплекс упражнений, направленных на развитие всех физических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, умению держать равновесие. И все-таки есть несколько нюансов, которые позволят задействовать ресурсы каждого занимающегося максимально эффективно.
Комментирует КМС по легкой атлетике, инструктор Центра Спорта Красногвардейского района Светлана Кошелева:
«Действительно, общая физическая подготовка – это комплекс упражнений, приводящих в тонус мышцы тела и формирующий базу, платформу для занятий спортом. Своего рода, это разогрев для тела. Если кинуться рывком, без офп, в серьезные нагрузки, велик шанс поучить травмы и растяжения. Да и дыхание нужно потренировать, чтобы не задыхаться на первых же минут занятий.
И хотя тренировки по офп включают схожие нагрузки на группы мышц и для детей, и для взрослых, есть и некоторые отличия. В первую очередь, в составе тренировки. Дети любят максимально подвижные занятия: бег с низкого старта, бег приставным шагом, бег с захлестом голени, игры с мячом. Им интересны упражнения с большим выбросом энергии.
Взрослые – наоборот. В водовороте ежедневных дел зачастую испытывают перегрузку, и занятия спортом «с места в карьер» устраивают далеко не всех.
В вторую очередь, разница в желаемом результате. От общей физической подготовки дети ждут маленького праздника спорта: для них это каждый раз соревнование, каждый раз возможность осознать себя.
Взрослые люди и в спорте «работают» на результат: чтобы стать стройнее, привлекательнее, похудеть или нарастить мышцы. Поэтому тренировки для взрослых и детей отличаются, даже в ОФП J Объединяющая идея тут одна: в здоровом теле – здоровый дух!
Тренировки и мероприятия проходят на спортивной площадке по адресу: Пр. Ударников, д. 49, корп.2, а также Ржевском лесопарке.
ЗАНЯТИЯ БЕСПЛАТНЫЕ (по графику):
Виды физкультурно-оздоровительных занятий взрослых
Принципиальное отличие физической культуры взрослых от физической культуры дошкольников, школьников и студентов заключается в том, что главным побуждающим фактором к занятиям теми или иными физическими упражнениями для взрослых выступают только их собственное желание и инициатива. Исключение составляют лишь те профессии, в которых обязательные занятия физической культурой являются неотъемлемой частью ремесла (пр., вооружённые силы, правоохранительные органы, отряды МЧС и т.п.).
Физическая рекреация— вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого
Физическая рекреация является неотъемлемым элементом жизни современного человека. Завершение процесса физического воспитания (в детском саду, школе, вузе) или спортивной деятельности ни в коем случае не должно вести к полному прекращению деятельности в области физической культуры. В этом смысле физическая рекреация является наиболее логичной формой продолжения активных занятий.
Частные задачи физической рекреации весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся, К ним, в частности, относятся:
— перемена вида и характера деятельности;
— формирование фигуры, объёмов частей тела, регулирование веса;
— развитие индивидуально привлекательных физических качеств;
— противодействие старению, сдерживание процессов инволюции;
Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреации.
К элитарным видам относят: гольф, конный спорт, авиационный и парусный спорт, виндсёрфинг и другие, которые в силу своих высоких материальных затрат доступны немногим.
К демократическим видам относят: оздоровительную ходьбу, бег, плавание, игры, туризм, различные гимнастические занятия, шейпинг, аэробику, танцы, велосипедные и лыжные прогулки, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях.
Профилактико-оздоровительные занятия являются разновидностью двигательной реабилитации как вида физической культуры.
Двигательная реабилитация— вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.
Специфической особенностью методики двигательной реабилитации является прямая зависимость сё средств и методов от характера и тяжести заболевания (травмы), а также от этапов лечения. Физической реабилитации свойственны строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и
отдыха, осторожное повышение нагрузки с учётом динамики состояния занимающегося.
Профилактико-оздоровительные занятиянаправлены на профилактику имеющихся хронических заболеваний (т.е. предупреждение их обострений) и на первичную профилактику наиболее распространённых заболеваний.
Задачи профилактико-оздоровительных занятий:
— повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным фак
торам внешней среды;
— предупреждение профессиональных заболеваний (первичная про
филактика);
— предупреждение наиболее распространённых заболеваний (первич
ная профилактика);
— предупреждение обострений имеющихся хронических заболеваний
(вторичная профилактика).
В занятиях профилактической направленности используются различные средства реабилитационной физической культуры. Для профилактики обострений хронических заболеваний учитывается характер и степень выраженности нарушений, вызванных хроническим заболеванием. Для первичной профилактики возможных заболеваний у здоровых лиц подбирают такие средства физической культуры, которые, прежде всего, воздействуют на причину возможных нарушений, а не на их следствие.
Наиболее распространёнными средствами профилактико-
оздоровительных занятий являются: физические упражнения, закаливание, массаж, баня, водные процедуры, фитотерапия и т.п.
Заключение:Двигательная деятельность людей в их свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения занятий, их продолжительности, партнёров. В основе мотивации таких занятий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребности. Мотивы выбора способов использования свободного времени, как правило, связаны с общей культурой человека, а также степенью его социальной зрелости.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Раскройте существующие схемы возрастной периодизации детей дошкольного/школьного возраста.
2. В чём особенность дошкольного возраста?
3. Каковы задачи физического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Какие существуют средства физического воспитания и формы физкультур
ных занятий с детьми дошкольного возраста?
5. Раскройте типичные возрастные особенности развития организма человека в
период обучения в школе.
6. Каковы значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста.
7. Какие существуют формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста?
Подготовка(процесс) формирует подготовленность:
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Подготовка(процесс) формирует подготовленность:
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Подготовка(процесс) формирует подготовленность:
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Подготовка(процесс) формирует подготовленность:
Различают общую физич(ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность
Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность
1 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста.
2 Особенности физического развития детей старшего школьного возраста.
3 Особенности развития физических качеств детей среднего и старшего школьного возраста.
1 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста
Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:
· содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;
· способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;
· закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;
· формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;
2 Особенности физического развития детей старшего школьного возраста
Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте:
· укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;
· обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;
· углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;
· формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.
3 Особенности развития физических качеств детей среднего и старшего школьного возраста
Как свидетельствуют многочисленные научные сообщения практика физической культуры и спорта специальные педагогические воздействия оказывают значительное влияние на уровень развития физических способностей учащихся в разные периоды их возрастного развития.
При развитии силовых способностей рекомендуется применять разнообразные средства, а также следующие методы:
· повторное поднимание веса до выраженного утомления;
· поднимание предельного веса;
· поднимание умеренного веса с максимальной скоростью.
2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.— М.: Физкультура и спорт, 1985.— 192 с.
6. Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: Нар. освiта, 1978.—88 с.
Возрастные особенности занятий спортом
1.1 Возрастные особенности занятий спортом
Детский спорт рассматривается как мощный фактор всестороннего развития организма и укрепления здоровья детей. Известно, что в детском возрасте закладывается фундамент высоких и стабильных спортивных достижений. Это обязывает тренеров и методистов решать вопросы подготовки юных спортсменов в строгом соответствии с закономерностями возрастной физиологии, психологии и педагогики. В последние годы наблюдается скачок результатов в большинстве видов спорта. Это связано с выраженным увеличением объема и интенсивности физических нагрузок, а также со значительным омоложением занимающихся спортом. Тенденции все более ранней спортивной специализации способствует явление раннего созревания у современных детей.
В отличие от взрослого, на детский организм при занятиях спортом падает двойная нагрузка, т.к. перед ним стоят две задачи: обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям и исполнить функцию роста и развития.
Сложные и многообразные изменения претерпевает организм ребенка в процессе роста и развития. На каждом возрастном этапе он выступает как единое целое, сложившееся в процессе эволюции и имеет свои особенности. С одной стороны, эти особенности требуют во время регулярных занятий спортом исключительно внимательного подхода к дозированию нагрузок, не допускающего переутомления, не нарушая и не замедляя естественных процессов биологического развития. С другой стороны, растущему организму ребенка, всем его функциям необходима постоянная и сравнительно интенсивная тренировка, т.к. в этом возрастном периоде существуют определенные зоны для наиболее эффективного, целенаправленного воспитания и закрепления, важнейших в спортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток и размеров. Более точный показатель роста организма – это повышения уровня развития физических качеств.
К важным закономерностям развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохронизм с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.
Функциональные системы созревают поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособления в различные периоды онтогенетического развития, В свою очередь физические способности имеют определенные сенситивные зоны возрастного развития. Волков Л.В. (1981) указывает, что
— развитие физических способностей у детей и подростков происходит разновременно;
— величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек;
— у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических способностей различны по своему уровню;
— специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке дает различный педагогический эффект, более высокий в период естественного увеличения темпа развития той или иной физической способности.
Возрастные особенности в строении организма и развитии функций, которые присущи отдельным этапам жизни, позволили определить возрастные периоды развития человека. Школьный возраст разделяют на следующие периоды:
Младший школьный возраст: 8-12 лет мальчики
Средний школьный или подростковый возраст: 13-16 лет мальчики
Юношеский возраст: 17-21 год юноши
Двигательный аппарат детей, большая подвижность, высокая эластичность связок и мышц, прогрессивное развитие способности к дифференцированию степени мышечных усилий позволяют уже в младшем школьном возрасте овладеть технически сложными видами спортивных движений.
Однако при этом недопустимы длительные динамические усилия и в особенности статические напряжения с элементами натуги. Дети младшего школьного возраста обладают устойчивостью к утомлению при мышечной работе. Статическое напряжение мышц сопровождается у них быстро прогрессирующим уменьшением частоты и амплитуды биопотенциалов.
Перегрузка физическими упражнениями в детском возрасте может привести к деформации суставов нижних конечностей в связи с изменением их косно-хрящевой структуры. Вследствие функциональной возрастной недостаточности аппарата дыхания и кровообращения дети младшего школьного возраста плохо приспособлены к работе в условиях гипоксемии.
Занятия физическими упражнениями с младшими школьниками строятся так, чтобы скоростные кратковременные нагрузки чередовались с достаточными паузами отдыха, менялся характер работы отдельных мышечных групп ( бег, игровая деятельность, гимнастические упражнения).
Восстановительные процессы после кратковременных упражнений протекают у детей быстрее, чем у взрослых. Интенсивные длительные нагрузки, а также упражнения, требующие скоростной выносливости, переносятся детьми неудовлетворительно. Восстановительный период после их выполнения затягивается. Однако больше внимания должно уделяться воспитанию общей выносливости. Дети, например, успешно переносят малоинтенсивный бег, который является основным средством воспитания этого качества.
ОФП — общая физическая подготовка
Что включает в себя общая физическая подготовка и какие задачи выполняет? Как определить уровень физического развития ребенка и свой собственный. Почему нормативы ГТО для подростков выше, чем у взрослого человека?
Расскажем, как оценивают физкультуру в школе, что такое ОФП и чем специальная подготовка отличается от общей.
ОФП, СПФ и ФП – определения
Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.
В педагогике понятие «физическая культура» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами, физическая активность дополняет другие виды деятельности человека, например, учебную или трудовую.
Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.
Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.
Цели и задачи общей физической подготовки
Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.
1. Повысить двигательную активность человека.
2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.
3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.
4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.
5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.
Средства и методы физической подготовки
В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.
Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.
Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.
Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).
Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.
В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.
Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.
Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.
Физическая подготовленность
В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.
Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.
Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.
Упражнения и нормативы по ОФП
Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.
Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.
Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.
Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.
Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.
Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.
Нормативы для школьников
Для оценки общей физической подготовки школьников, ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».
Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.
Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.
Нормативы ГТО для старшеклассников
Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).
Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 14 | 11 | 9 |
Бег на 60 метров (сек) | 8,0 | 8,5 | 8,8 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:40 | 14:30 | 15:00 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 13 | + 8 | + 6 |
Уровень ОФП взрослого человека
Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.
Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.
Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.
Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.
Нормы ГТО для взрослых
Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 13 | 9 | 7 |
Бег на 60 метров (сек) | 8,2 | 9,1 | 9,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:50 | 14:40 | 15:00 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 12 | + 7 | + 5 |
Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 12 | 7 | 5 |
Бег на 60 метров (сек) | 8.9 | 11,1 | 12,1 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:20 | 14:50 | 15:10 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 11 | + 5 | + 3 |
Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
---|---|---|---|
Подтягивания | 10 | 6 | 4 |
Бег на 60 метров (сек) | 9.2 | 11,5 | 12,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:50 | 15:00 | 15:45 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 10 | + 4 | + 2 |
Резюмируем
Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.
Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.
Постскриптум
Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше, чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит, остановись».
Статья: «Как приметь ЧСС», расскажет, что такое пульсовые зоны и как избежать перегрузок. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена», простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.