в чем особенности восприятия пространства времени и движения
Виды восприятия. Особенности восприятия пространства, времени, движения
Существует несколько классификаций видов восприятия.
По форме движения материи:
Каждый вид восприятия имеет свои отличительные особенности (например, в осязательном наиболее главным является двигательный компонент и в процессе узнавания предмета идет упор на последовательное получение все большего числа информации – отдельных ощущений, в зрительном же – упор на целостное восприятие объекта). Особенно это касается восприятия времени, пространства, движения. [Лурия]
Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, направления, величины и формы. Оно развивается в онтогенезе. Изначально нам дано лишь чувство протяженности, ощущение того, что пространство протяженно. Положение же предмета в пространстве определяется в отношении к другим предметам, т.е. восприятие пространства обязательно включает в себя осознание более или менее сложной системы отношений, отражающих соотношения вещей в реальном пространстве.
В зрительном восприятии пространства определяющую роль играют своеобразные «глубинные ощущения», получаемые от раздражения не вполне соответствующих точек сетчатки. (восприятие обоими глазами удаленного объекта, проекции этого объекта на сетчатку отдельного глаза – различны). Сведение глаз на предмете – конвергенция. Восприятие глубины пространства обеспечивается аккомодацией – изменением кривизны хрусталика. При монокулярном восприятии пространства (т.е. одним глазом) оценки получаются менее точными.
Соотношение воспринимаемой величины объекта с его объективной величиной может говорить об удаленности предмета. Однако это возможно только если рядом с этим объектом находятся другие предметы, известной нам величины.
Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его отображения на сетчатке и положением тела, головы и глаз по отношению к нему. Вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом для определения направления, а также соотношение осознания положения себя и конечной цели/предмета (если речь идет о том, чтобы дойти из точки А в точку Б).
Воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета, мы по его угловой величине определяем расстояние, и наоборот, зная расстояние, мы можем определить его размеры. Так, смотря в бинокль, мы видим приближенные, но не увеличенные предметы, а смотря через лупу – увеличенными, но не приближенными. Развивающаяся в результате опыта способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта именуется глазомером. У человека трехмерный глазомер.
В восприятии формы ведущую роль играют глубинные ощущения. Предметы, находящиеся вблизи от обозревателя вследствие насыщенности глубинными ощущениями кажутся чуть меньшими, а следовательно, расположенными чуть дальше. И, напротив, объекты, расположенные вдали, воспринимаются более плоскостно и кажутся больше и ближе, чем на самом деле. При восприятии художественных живописных изображений на плоскости возникает обратное явление. (в отдалении картина выглядит более объемной чем вблизи)
Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект.
В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.).
Теории движения разбиваются в основном на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).
Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что, подобно тому как, например, мелодия является не простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии. Ее разрабатывал главным образом М. Вертгеймер.
Исследования Кролика показали влияние на восприятие движения прошлого опыта. (движение на картинке объекта, который обычно в реальной жизни двигается – автомобиль, велосипед и прочее).
Восприятие времени у человека представляет собой сложный процесс. В восприятии времени различают:
1) чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью
2) собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе.
Подобно тому как в отношении пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия — длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в едином целом.
В собственно восприятии времени различают: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты.
У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство», времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни — пульса, дыхания и т.д. Значительную роль в «чувстве», или ощущении, времени играют, по-видимому, необратимые химические реакции в нервной системе.
Небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой-нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие — недооцениваются Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется.
По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором — оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени.
В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по данным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. У взрослых переоценка минутных промежутков достигла 133%, у детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 19 лет она доходила до 175%.
Характерной особенностью времени является его необратимость.
Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.
Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними.
Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий.
Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день — это такая-то часть столетия, года, месяца и т. д., что в дне столько-то часов, минут и т. д. Притом, чтобы подлинно реализовать значение этой количественной характеристики, необходимо установить правильное соотношение между этой количественной характеристикой и ее качественным заполнением, т. е. правильно осознать реальную, содержательную вместимость часа, дня и т. д.
Поскольку время — направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка.
Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Восприятие пространства, времени и движения
Восприятие пространства
В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата.
Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.
Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами.
Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к другу.
Восприятии времени мы различаем:
а) восприятие временной длительности;
б) восприятие временной последовательности.
Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал показал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким образом подтвердив положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.
Восприятие движения
Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом.
Основные характеристики внимания (виды, свойства и критерии)
В — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
Виды: По степени применения волевого усилия различают 3 вида внимания:
2) ПРОИЗВОЛЬНОЕ – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Синонимы: активное, волевое. Произвольное внимание возникает, когда человек сосредоточивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание – высшая, специфически человеческая форма внимания.
СВОЙСТВА В.:
Критерии В — необходимые характеристики, признаки, позволяющие установить, участвует ли внимание в данном конкретном познавательном акте либо практическом действии или не участвует. Ю. Б. Гиппенрейтер, предложила делать выводы об участии В на основе его проявлений в сознании, в поведении, в продуктивной деятельности.
Три группы критериев В:
Мнемический кр : то, на что было обращено В, остается в памяти.
Исполнительный кр : если человек лучше осуществляет действие и допускает меньше ошибок в его выполнении, то, по всей видимости, он внимателен к тому, что делает.
ТЕОРИИ внимания: Моторная теория В Н.Н. Ланге Связь В и движения представлял как причинно-следственную, где движения не просто включены в акт В, но обусловливают его, делают В возможным.
Теория Т. Рибо – В всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную завис имость между эмоциями и произвольным считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом В эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние В всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. ТО, теорию Рибо можно назвать психофизиологической.
Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях:
Память, ее виды и их характеристика.
Способность человека запоминать
в психологии называют мнемической деятельностью. Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в специальном трактате «О памяти и воспоминании»: собственно П. свойственна и человеку и животному, воспоминание же — только человеку. В новое время проблема П. получила особое развитие в философии английского эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях. П., по Локку, есть как бы «кладовая» идей; » это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела». В рамках ассоцианизма немецким психологом Г. Эббингаузом было выполнено первое экспериментальное исследование П. (1885).
Линию ассоцианизма продолжил американский бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), который, поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения,отождествил, в конечном итоге, П. с приобретением навыков. Советская психология, опираясь на методологию диалектического и исторического материализма, уделила особое внимание проблемамразвития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтьевым (1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств, «стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация.
В последующих работах советских психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.В соответствии с традиционным членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственное припоминание (П. П. Блонский). П — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):
1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.
2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.
3) Память – условие единства личного сознания или тождества личности.
Основная функция П состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации. В соответствии с функциями П различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из П ранее усвоенных ЗУН.
Различают ассоциации:
1) По смежности – элементарный вид связи без существенной переработки информации (напр. припоминание иностранных слов, алфавита, таблицы умножения).
2) По сходству, т.е. воспринимая одну ситуацию, человек вспоминает сходную ситуацию.
ТЕОРИЯ ЗАПОМИНАНИЯ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
ГЕНЕТИЧЕСКОЙ, НАСЛЕДСТВЕННОЙ П. Рибонуклеиновая кислота (РНК) является основой ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ П.
Понятие о мышлении. Мышление и речь
Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.
Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.
Речь – процесс общения людей посредством языка.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.
Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.
Мышление проходит 2 стадии:
1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.
Эгоцентризм обусловлен:
· нечувствительностью к противоречиям;
· синкретизм (стремление связывать все со всем);
· переход от частного к частному минуя общее;
· отсутствие представлений о сохранении вещества