в чем особенности услуги товара как товара
Какие виды продаж существуют
Продажа составляет основу любого бизнеса. Чем бы ни занималась организация или индивидуальный предприниматель, по факту совершается коммерческая деятельность – в этом смысл любого бизнеса. Часто слова «продажа» и «бизнес» используются как синонимы.
Если рассматривать продажу как бизнес-процесс, ею можно управлять, повышать эффективность, а значит, нужно непрестанно изучать. Рассмотрим, как можно классифицировать этот сложный и системный объект, ключевой для предпринимательской деятельности.
Продажа, торговля, сбыт
Определение продажи крайне простое: это товарно-денежный обмен, закрепленный документально (договором или чеком). А вот тонкости и особенности этого обмена и определяют все разнообразие коммерческой деятельности.
ВАЖНО! С точки зрения предпринимательства, слово «продажа» должно всегда употребляться в единственном числе, поскольку характеризует саму суть процесса деловой коммуникации. Форма «продажи» является сленговой.
Торговля – близкое, но не тождественное продаже понятие. Оно более узкое: всякая торговля есть продажа, но всякая продажа – торговля. Торговля может конкретизировать определенный вид продажи (например, выносная торговля, оптовая торговля и т.п.). Словом «торговля» можно назвать и сопутствующую продаже деятельность, а также применить его к закупкам, а не только реализации. Иногда смысл этого термина расширяют для обозначения целой отрасли: «министр торговли», «работник торговли» др.
Сбыт – синонимичное продаже понятие, чаще применявшееся во времена Советского Союза. В современном бизнесе все же более употребительно слово «продажа», потому что оно выражает цель деятельности и ее результат, тогда как «сбыт» больше нацелен на процесс.
Продажа с разных точек зрения
Если посмотреть на продажу не только как на экономическое, но и как на практическое понятие, можно выделить несколько плоскостей ее понимания:
Виды продажи с точки зрения технологий
Каждый вид продажи характеризуется определенной технологией совершения. В зависимости от того, каким образом производится продажа, можно выделить ее полярные типы:
ВНИМАНИЕ! Технология повышения эффективности у активных и пассивных продаж резко отличается, так как зависит от совершенно разных факторов.
Типы товаров и услуг
Основными объектами продажи являются товары и услуги (см. п. 6 классификации продаж).
Товар – овеществленный объект обмена на деньги, предназначенный для удовлетворения человеческих потребностей. Услуга – способ удовлетворения той или иной потребности или желания.
К СВЕДЕНИЮ! В данном определении использовано узкое значение термина «товар». В более широком понимании к товарам относят любые объекты продажи: не только вещи, но и работы, услуги, идеи, впечатления, информация, места, организации и др.
Классификация товаров
Для удобства организации торговли материальные объекты продаж разделены на классы. Для осуществления продаж товару нужно присвоить товарный знак, а для этого определить его принадлежность к одному или нескольким классам. Международной классификацией товаров и услуг для регистрации товарных знаков (МКТУ) выделены 45 классов товаров, среди которых:
Товары можно делить на типы и по другим основаниям:
Особенности продажи услуг
Виды услуг
Услуга может быть оказана одному заказчику (индивидуальная) или группе, обществу (коллективная).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При оказании коллективных услуг согласие всех членов группы не требуется – порядок оказания определяется разными формами общественных договоров.
По характерным особенностям можно выделить такие услуги:
Бухучёт для малого бизнеса: чем отличаются товар, продукция и услуга
Что нужно знать предпринимателю о бухгалтерском учёте
Зачем нужен бухучёт? Нужно ли предпринимателю разбираться в этой теме и насколько детально? Так ли необходимо главе небольшого бизнеса вникать в нюансы, связанные с бухучётом, или оставить это на усмотрение своего бухгалтера? Скажем сразу: понять, а уж тем более освоить бухучёт за пять минут, – не получится. Это достаточно сложная тема, требующая не только знаний, но и практики. Данной публикацией мы продолжаем серию небольших разъясняющих статей об основах этой науки. В первой статье разъяснялись базовые принципы и термины. Вторая публикация была посвящена тому, как правильно читать баланс. В третьем материале мы разбирались в терминологии бухучёта. А в этой статье речь пойдёт о нюансах и различиях учёта товара, продукции и услуги.
Любому предпринимателю знакомы такие термины, как прибыль и выручка. Знакомы и такие, как затраты, и убыток. Если бизнес совсем небольшой, суммовые показатели можно прикидывать «на пальцах», «котловым методом». Но по мере роста и расширения бизнеса, увеличения видов деятельности, волей-неволей потребуется детализация и прибыли, и выручки, и расходов – иначе не увидеть прибыльности каждого из направлений. А без этого принимать взвешенные управленческие решения невозможно.
Существует разделение учёта на управленческий и бухгалтерский. У каждого из них свои «правила игры», своя трактовка тех или иных терминов, которые в случае каждого конкретного бизнеса могут совпадать в большей или меньшей степени. У управленческого учёта правила и методы более индивидуализированы, адаптивны. Бухгалтерский, управленческие функции которого никто не отменял, гораздо строже, но его большая «стандартизованность» оправдана необходимостью иметь общие параметры для анализа и сравнения показателей деловой деятельности различных фирм. Это необходимо для принятия решений о кредитовании, это необходимо для расчета налогов.
Поэтому потребность в классическом бухгалтерском учёте была, есть и, видимо будет существовать, поэтому давайте разберемся, что есть что, с точки зрения бухгалтерского учета.
Классика экономической теории говорит о том, что хозяйственная деятельность – это деятельность, направленная на создание новой потребительской стоимости. Потребительская стоимость – это то, за что покупатель «голосует» рублём или какой-либо иной валютой. То есть покупает, приобретает, получает от предпринимателя. Что именно он может получить?
Всё множество и разнообразие того, что поступает потребителю от предпринимателя можно «уложить» в три-четыре категории. Это – товары, продукция, услуги или работы.
Как показывает практика, для предпринимателя-собственника или для коммерческого директора (и вообще для любого, кто эти функции реализует) этот список обычно сводится к двум категориям – товар или услуга. В чём их отличие?
Первое – товар: имеет очевидную материальную форму и, скорее всего, не требует особых пояснений (продукты, автомобили, предметы роскоши и т.д.). Второе – услуга: материальной формы не имеет, точнее – может не иметь, хотя те или иные материальные выражения выполненных услуг мы видим часто (это услуги парикмахера, визажиста, ремонтника, турфирмы и т.д.).
Но это не единственное отличие товара и услуги как объектов учёта. Помимо их «материальности», имеет значение – чем они были у поставщика и чем станут у покупателя! Точнее – в зависимости от того, каким образом появляется эта новая потребительская ценность у поставщика (изготовителя, исполнителя), зависит то, как её необходимо учитывать: на каких счетах бухгалтерского учета и каким способом должен учитывать затраты поставщик. То, каким образом эта сущность учёта будет использована у потребителя (покупателя, заказчика), зависит то, как она будет учитываться у него после приобретения.
Схема I
Поэтому с точки зрения бухгалтерского учёта всё же необходимо разделять материальные объекты, которые являются видом деятельности фирмы, на товары и продукцию, несмотря на то, что с коммерческой точки зрения все они «выглядят как товары», потому что «мы их продаём».
Товарами следует называть такие объекты, которые «проходя через фирму» (от приобретения у поставщика до продажи покупателю) не меняют своей сущности. Они могут пройти предпродажную подготовку (например, морковь можно помыть, высушить и красиво расфасовать), к ним могут применить тюнинг (добавить к автомобилю внешние или внутренние элементы отделки), повысив таким образом их потребительскую привлекательность и цену продажи. И морковь, и автомобиль при этом не перестанут быть тем, чем были.
Иное дело, если ту же морковь не просто помыли и высушили, но сделали из нее салат, добавив в предварительно измельченную морковь другие ингредиенты, соус и специи. Получилась новая сущность – «салат из моркови с чем-то ещё», то есть новая продукция. Ни один из первоначальных ингредиентов не остался прежним и вошел в состав нового продукта.
Схема II
Разница в бухгалтерском учёте товаров и продукции заключается в том, что товары учитываются на счете 41 (Товары) с момента покупки и до момента реализации. Продукция же, которую выпускает фирма, в момент выпуска отражается на счете 43 (Готовая продукция).
Рассмотрим теперь ситуацию с учетом материальных ценностей у покупателя (снова обратившись к схеме I). Вне зависимости от того, чем являлись купленные материальные ценности у поставщика (товаром или продукцией), у покупателя имеет ключевое значение – для каких целей (и частично – при каких видах деятельности) он их приобретает.
Услугу определить несколько сложнее, мы можем воспользоваться определением из Налогового кодекса: «Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Аналогичное определение примем для бухгалтерского учёта.
Услугу и продукцию с точки зрения бухгалтерского учета объединяет то, на каких счетах Плана счетов учитываются затраты. Затраты по производству продукции и оказанию услуг учитываются на субсчетах счета 20. В отличие от них коммерческие затраты (издержки обращения) учитываются на специальном счете 44.
Ниже приведена сравнительная схема учёта по разным видам деятельности. При этом показано, что базовый состав расходов по любой деятельности можно объединить как минимум в следующие группы:
Схема III. Сравнение отражения затрат по услугам, производству, торговле
Фактические затраты производства и услуг собираются на счете 20. Для маленьких фирм допустимо использовать счет 26 (Общехозяйственные расходы). Коммерческие расходы (издержки обращения) учитываются на счете 44 (Расходы на продажу).
Как уже говорилось выше, продукция отличается от оказываемых услуг тем, что имеет материальный характер. Все объекты, имеющие материальный характер, хранятся (хотя бы какое-то минимальное время) на складах, в том числе и потому, что могут быть реализованы не сразу, а по частям. Поэтому готовая продукция учитывается на одноименном счете (43) в количестве и в плановой стоимости, и с него же реализуется по мере необходимости.
Услуги же характерны тем, что для них не существует операции (процесса) хранения на складе (ни в процессе их принятия к учету от исполнителя, ни в процессе оказания их заказчиком). В процессе выполнения услуги происходит накопление (сборка) затрат на выполнение услуги.
Выполненная услуга, по которой подписан акт, отражается у исполнителя в виде выручки на доходной части счета учёта финансового результата продаж. Фактические расходы по выполнению услуги учитываются у заказчика на расходной части того же счёта в процессе выполнения регламентных операций по закрытию месяца.
Теперь, если подытожить вышесказанное и иным образом скомпоновать информацию с схемы I и схемы III, то учёт по разным видам деятельности и образующийся в результате этой деятельности продукт можно показать следующим образом – со стороны той фирмы, которая реализует (продаёт, оказывает услугу) и со стороны той фирмы, которая это приобретает и потребляет. Как и ранее, схемы упрощены для первичного освоения темы, так же упрощены и наименования документов, отражающих факт реализации.
1. Если деятельность торговая, то схема учёта у продавца выглядит так, как показано на схеме IV, а купленные товары у покупателя могут стать практически любым видом материальных активов.
Схема IV
2. Если деятельность – производство, то схема простейшего производства (один передел) представлена на схеме V. Приобретенная покупателем продукция так же может стать любым видом материальных активов.
Схема V
3. Если деятельность – оказание услуг, то схема учета затрат (также упрощенная) представлена на схеме VI. У потребителя услуг (заказчика) оказанная услуга может быть отражена на любом необходимом счете затрат.
Схема VI
Все затраты в конечном итоге собираются на расходной части счета 90 (Продажи), на который – в его доходную часть – поступает выручка. Из разницы между этими величинами формируется финансовый результат по основной деятельности фирмы (см. схему VII).
Но это ещё не прибыль в привычном смысле этого слова. Для выхода на сумму прибыли необходимо учитывать еще и так называемые Прочие доходы и расходы. В частности, если продажа товаров и продукции отражается по счету 90, то продажа не предусмотренных изначально для продажи излишков материалов и невостребованного оборудования – отражается по счету 91.
А пока, на стадии начального знакомства с бухгалтерским учётом, следует иметь в виду, что прибылью (или убытком) называется итог по счету 99 (Прибыли и убытки). Причем существует понятие «прибыль до налогообложения» и «чистая прибыль».
Схема VII
Чистая прибыль в конце года переносится на счет 84 (Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток). Такая операция называется «реформация баланса» и является завершающей в финансовом году.
Продажа товаров и услуг: разница и особенности
Обычно то, что продает компания своим клиентам, называется общим термином – продукт. Но в реальности ведутся продажи материальных и нематериальных продуктов. Важно понимать разницу и правильно классифицировать свои продукты.
Чем отличается товар от услуги
Под товаром обычно понимается материальный предмет, который существует для удовлетворения определенных потребностей. Товары могут использоваться одноразово, а затем становиться непригодными, или быть многоразовыми. Товар сначала производится, а уже затем обменивается на деньги.
Услуги не имеют физического, материального выражения. Исполнитель совершает действия для удовлетворения личных потребностей клиента. Услуга потребляется клиентом уже во время ее производства.
Не всегда продукт можно отнести к одной из двух групп. Все, что изготавливается по индивидуальному заказу, сочетает в себе особенности и товаров, и услуг. Например, при заказе торта у частного кондитера клиент на выходе получает материальный предмет – готовый, съедобный десерт. Однако торт изготавливается по предпочтениям заказчика: мастер выясняет необходимый вес, расцветку, варианты оформления. Таким образом, нарушается привычная товарная последовательность действий: сначала продавец получает деньги, только потом занимается изготовлением своего продукта.
Нюансы продаж
Есть несколько нюансов в процессе продаж, которые зависят от типа продукта.
Обычно компании, которые занимаются продажей товаров, имеют в продуктовом портфеле несколько десятков позиций. Конечно, детальное знание характеристик и особенностей каждой позиции повышает шансы на успешную продажу. Но все же продавцы, которые работают с товарами, должны владеть сначала техниками продаж – выяснением потребностей, презентации товаров, отработки возражений.
Эффективные приемы для продажи услуги
Продажи услуг связаны с продажей личного бренда, собственной экспертности. Когда клиент покупает товар, он получает на него гарантию. Но исполнитель услуг не может ничего гарантировать. Например, экскурсионный гид может иметь большой опыт и знания города, быть харизматичным и интересным рассказчиком. Но даже профессионал не может быть уверен, что экскурсия понравится каждому туристу. Клиент принимает решение на основе доверия к бренду или исполнителю. Важно заручиться доверием потребителей.
Когда потенциальный клиент выбирает исполнителя услуги, у него есть сомнения:
Задача компании – развеять эти сомнения. Для успешных продаж необходимо подробно информировать клиента. Этот прием помогает потенциальным покупателям получить полное представление о том, что входит в услугу, насколько она сложна для выполнения, а также какой объем работ предстоит сделать исполнителю. Вот что и как можно рассказать клиенту:
Когда у клиентов появится четкое понимание, что предлагает исполнитель, ему необходимо будет презентовать результат услуги. Во-первых, необходимо подготовить имитацию того результата, который получит клиент. Например, это может быть дизайн-проект, 3D-модель, схематичное изображение в любом графическом редакторе. Однако на таких визуальных материалах клиент не видит выгод. Их можно продемонстрировать отдельно, используя опыт прошлых потребителей. Например:
Следующий прием продаж услуг – предложение демо-версии продукта, пробной услуги, чтобы начать контактировать с клиентом и приблизить к полноценной сделке. Вот что можно сделать:
Чтобы повысить вероятность сделки, следует раздробить услугу на последовательные этапы. Важно показать, что получает клиент на каждом этапе. Необходимо оставить возможность отказаться от услуги после любого из этапов.
Следующий прием – демонстрация качества услуги и экспертности компании. Желательно продемонстрировать следующее:
Чтобы доказать качестве своего нематериального продукта, придется озвучить фирменные стандарты, критерии, по которым сам исполнитель оценивает качество. Также формируют положительный имидж бренда такие факты о нем:
Последний шаг к успешным продажам услуг – грамотно разработать прайс, чтобы клиент четко понимал, сколько он заплатит. На руку исполнителям играют такие приемы:
Техники продаж товаров
Ключевое отличие товаров – наличие материального предмета, которые клиент может увидеть, потрогать, оценить его габариты и состав. Даже после приобретения многие товары находятся на глазах у покупателя, одним своим видом принося моральное удовлетворение. Поэтому для успешных продаж менеджер должен владеть соответствующими техниками.
Половина успеха заключается в правильном выяснении потребности. Если проблема клиента понята верно, продавцу удастся подобрать соответствующий товар из ассортимента и устранить ее. Для выяснения проблемы рекомендуется использовать технику СПИН-вопросов. Она состоит из вопросов четырех типов:
Для презентации товара необходима техника ХПВ. Согласно технике, продавец должен рассказывать о товаре в определенном порядке. Сначала указывается характеристика товара, затем преимущество. Это то, чем отличается товар от конкурентов. После преимущества называется выгода, которая из него вытекает.
При продаже товаров роль играют и второстепенные факторы. Например, расположение товаров в торговом зале и в зоне кассы, наличие клуба постоянных покупателей, проведение бонусных и скидочных акций. Эти приемы срабатывают как триггеры, стимулирующие к покупке. Клиент покупает товар в погоне за финансовой выгодой, возможностью с помощью материальных вещей продемонстрировать свой статус в обществе или упростить свою жизнь.
Как при продаже товаров, так и при продаже услуг важно не ограничиваться одним приемом или техникой. Максимального результата можно добиться, комбинируя методы воздействия на целевую аудиторию.
Тема 7.5. Рынок услуг: аудиторские и консалтинговые фирмы, лизинговые и страховые компании, юридические консультации
Цель и задачи темы
Целью данной темы является анализ рынка услуг, как части инфраструктуры бизнеса.
Задачи темы:
Оглавление
7.5.1. Рынок услуг, его структура и особенности
В современных условиях роль рынка услуг постоянно возрастает. Сфера услуг с 50-х годов ХХ века стала занимать ведущее место в экономике развитых стран. Здесь занята основная доля населения, происходит постоянное увеличение видов услуг, они начинают преобладать в ВВП. Усложнение продукции привело к тому, что предприятия – производители вынуждены оказывать сервисные услуги покупателям, осуществлять консультационные услуги. В связи с этим развивается и рынок услуг.
Особенности рынка услуг связаны с особенностями его объекта – услуги. Услуга в отличие от товара неосязаема, её нельзя потрогать, увидеть до ее оказания. Она не может храниться, её нельзя использовать по частям, она неотделима от производителя.
Рынок услуг – это часть инфраструктуры бизнеса. Он является объективно-необходимым в условиях рыночной экономики, поскольку жесткая конкуренция на всех рынках заставляет искать самые лучшие варианты использования капитала. Так как на средних и мелких фирмах обычно нет высококвалифицированных специалистов в области управления, маркетинга, инжиниринга и т.д., то они вынуждены прибегать к услугам специалистов консультационных фирм. Мировая практика свидетельствует о том, что и крупные фирмы обращаются в специализированные консалтинговые фирмы, рассчитывая получить нужные рекомендации для развития бизнеса, поскольку свои работники не всегда верно определяют тенденции рынка и перспективы производства продукции.
С развитием рыночного хозяйства растут риски вложения капитала, возрастают потери при неверных решениях, это требует осуществлять поиск новых методов и приемов для ведения бизнеса, поэтому возрастает роль организационно- управленческого консультирования.
Рынок услуг влияет на формирование и развитие производственно-коммерческой деятельности, на развитие товарного рынка, определяет товарную политику, ценообразование и т.д.
Рынок услуг имеют следующую структуру:
Рис. 7.4. Структура рынка услуг
Услуги могут оказывать как специализированные фирмы, так и предприятия, у которых это – один из видов деятельности (например, консалтинговые услуги оказывают биржи). Рассмотрим деятельность фирм на данном рынке.
Консалтинговые фирмы создаются для того, чтобы консультировать предпринимателей по теоретическим и практическим вопросам бизнеса. Это особенно важно для среднего и мелкого бизнеса, где у руководителей недостаточно опыта работы, часто не хватает знаний в области маркетинга, менеджмента, управления финансами и инвестициями и т.д.
Обычно в консалтинговых фирмах работают высококвалифицированные специалисты, которые могут дать ответы на интересующие вопросы и помочь решить проблемы фирмы, проконсультировать по российскому законодательству. Кроме того, консалтинговые фирмы собирают информацию о развитии бизнеса, могут ее проанализировать и продать интересующейся фирме, а могут собрать необходимую информацию по заказу предпринимателей. Специалисты консалтинговых фирм следят за информацией из-за рубежа, читают специальную литературу, поэтому могут предоставить информацию о развитии бизнеса за рубежом, о национальных законодательных нормах, таможенных пошлинах и проч. Крупные фирмы имеют партнерские отношения с зарубежными фирмами, поэтому могут предоставить информацию и о надежности потенциального зарубежного партнера.
Виды консультационных услуг довольно разнообразны и включают:
Менеджерские услуги – оценка управления, определение стратегии предприятия, создание наиболее эффективной организационной структуры, управление качеством, перестройка делопроизводства и т.д.
Маркетинговые услуги заключаются в проведении исследования рынка, анализа каналов сбыта продукции, определение методов ценообразования, проведение рекламных работ.
Кадровые услуги – это подбор кадров, проведение психологических тренингов, разработка мероприятий по повышению мотивации сотрудников, определение функций отделов и работников, разработка должностных инструкций, организация учебы и повышения квалификации кадров.
Производственные услуги заключаются в разработке технологических линий, внедрении научных форм организации производственного процесса, проведение мероприятий по повышению производительности труда, в планировании и контроле производства.
Специальные услуги, например, налаживание эффективного документооборота на предприятии.
Консультирование может осуществляться как на постоянной основе, так и по заказу предприятия. На постоянной основе действуют такие виды консалтинговых фирм как, например, инкубаторы – универсальные консультационные фирмы, которые сопровождают бизнес создающихся малых предприятий: участвуют в планировании и организации производственного процесса, подбирают и обучают кадры, рассчитывают экономические результаты, участвуют в заключении договоров и т.п.
Аудиторские компании – организации, которые проводят комплексную проверку бизнеса, позволяющую оценить эффективность работы предприятия и достоверность предоставляемой информации. Аудиторские проверки могут проводиться по плану и внезапно для предприятия. Их могут заказать:
Поскольку данная проверка носит независимый характер, её целью не является поиск компромата на предприятие. Наоборот, по результатам проверки, аудиторы составляют предложения по совершенствованию производства, повышению его эффективности.
Юридические компании осуществляют юридическое сопровождение бизнеса. Предпринимательство строится на основе законодательства той страны, где осуществляется. Предприниматели должны соблюдать законы и следовать подзаконным актам с момента регистрации до момента ликвидации бизнеса. С этой целью на крупных предприятиях создаются юридические отделы (или нанимаются юристы). Средние и мелкие предприятия не имеют финансовой возможности держать в штате юриста, поэтому заключают договоры на оказание определенных юридических услуг с юридическими фирмами. Обычно потребность в юридических консультациях возникает при заключении договоров с поставщиками и клиентами, осуществлении сделок, возникновении ущерба по вине сторонних лиц, при необходимости защищать интересы фирмы в суде и т.п.
Лизинговые организации предоставляют лизинговые услуги (см. раздел 4), т.е. по поручению лизингополучателя приобретают имущество и передают его в пользование арендатору. Между арендатором и лизинговой компанией заключается лизинговый договор, где определяются права, обязанности и ответственности сторон, размер и условия оплаты имущества. Лизинговые платежи в сумме должны покрывать стоимость лизингового имущества и все затраты лизинговой компании на его приобретение, передачу арендатору. Лизинговая компания может осуществлять монтаж, наладку, техническое обслуживание имущества, если это предусмотрено договором, тогда эти затраты также включаются в платежи. Страхование имущества также осуществляет лизинговая компания (если договором не предусмотрено другое), правда страховые взносы включаются в лизинговый платеж.
Если срок лизингового договора меньше срока физического износа, то имущество возвращается лизинговой компании (оперативный лизинг). Лизингополучателю обычно предоставляется право купить имущество или заключить договор аренды на новых условиях. При таком лизинге все финансовые операции по поводу имущества (страхование, уплату налогов, начисление амортизационных отчислений) осуществляет лизинговая компания. При оперативном лизинге имущество является собственностью лизинговой компании, поэтому она несёт риск гибели, утраты или порчи имущества (если договором не предусмотрена передача риска лизингополучателю).
При финансовом лизинге срок аренды длителен и часто совпадает с полным сроком амортизации, поэтому обычно он предусматривает выкуп имущества. До момента выкупа лизинговая компания сохраняет собственность на имущество, но риск утраты, страхование, уплату налогов и т.д. осуществляет лизингополучатель.
7.5.2. Рынок страховых услуг
Особыми финансовыми институтами являются страховые компании, которые занимаются формированием резервных фондов денежных средств с целью возмещения ущерба в случае наступления негативного явления.
Необходимость таких организаций связана с неопределенностью и непредсказуемостью экономических процессов, вследствие чего всегда существует риск не получения планируемого дохода и потери части вложенных средств. Поэтому целями функционирования страхового рынка являются, во-первых, предупреждение наступления неблагоприятных условия, во-вторых, компенсация части или полного объёма потерь от наступления страхового случая.
Особенностью этого рынка является то, что отношения по поводу страхования оформляются письменным договором, к которому прикладывается страховое свидетельство (полис). Договор предусматривает все права и обязанности сторон. Договор может быть срочным и бессрочным. Бессрочный договор обычно носит обязательный характер. Обязательное страхование предусматривается законом (например, обязательное медицинское страхование), носит сплошной характер (т.е. распространяется на все субъекты или объекты), осуществляется автоматически, страховое обеспечение, тарифные ставки, объём страховой ответственности определены законодательно и для всех одинаковы. Добровольное страхование носит срочный характер, права и обязанности определяются договором, вступает в действие только после уплаты страхового взноса.
Страхование делится на личное и имущественное. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье, трудоспособность. Объектом имущественного страхования является имущество в различных видах: здания, сооружения, транспортные средства, материальные ценности. Договор страхования может быть заключен и в пользу третьих лиц (застрахованных).
Ценой страховой услуги является страховой тариф. Это нормируемый по отношению к страховой сумме размер страховых платежей. Он зависит от размера страховой суммы, риска, времени действия страхового договора, спроса и предложения страховых услуг. В страховой тариф помимо нетто-ставки (выплат из страхового фонда на возмещение потерь) включаются расходы на ведение дела и прибыль страховой компании. Исходя из страхового тарифа, определяется страховой платеж – выплаты по страховому договору.
Договор страхования прекращает свое действие по окончании срока договора.
Досрочное прекращение договора возможно, если наступил страховой случай, прекратилась предпринимательская деятельность или перестал существовать риск, а также при гибели застрахованного лица по причинам иным, чем наступление страхового случая.
7.5.3. Инжиниринговые организации
Инжиниринговые организации – это предприятия, осуществляющие интеллектуальные виды деятельности, направленные на получение максимального дохода на инвестиции. Если у предприятия нет собственного специалиста, который может оценить эффективность инвестиционного проекта, оно обращается в специализированную фирму, где проводится анализ проекта, его сложности, масштабности, трудоемкости, материалоемкости, определяется эффект от использования.
Инжиниринговые фирмы оказывают и другие услуги:
Инжиниринговые компании можно разделить на три группы:
Крупные инжиниринговые компании, помимо основных видов деятельности, осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации инженерных кадров и технических работников предприятий, организуют и проводят специальные семинары, консультации, обучение новым методам организации производства, научно-техническим достижениям и проч.