в чем особенности практического метода
Практические методы обучения в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок. Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными.
Из общего числа практических методов по своей структуре выделяются следующие:
Упражнения
Под упражнением понимается целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества.
Для того, чтобы учащиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без ошибок организовывать упражнения.
Рисунок 1. Характеристика практических методов обучения
Упражнения используются при изучении всех предметов и на всех этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от специфики учебного предмета, конкретного учебного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Следует отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи, закономерного мышления, познавательных способностей детей.
По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:
Готовые работы на аналогичную тему
Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие производственно-трудовую тенденцию. Целью их считается использование теоретических знаний учащихся в трудовой работе. Кроме того, такие упражнения содействуют трудовому воспитанию детей.
Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием учителя и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее осваиваются учащимися. В целом, метод упражнений имеет самую большую эффективность среди практических методов обучения.
Лабораторный метод
В основе лабораторного метода лежит самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, однако все работы проводятся под руководством педагога. Больше всего данный метод используется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Он может применяться как индивидуально, так и в группах. Более успешным считается проблемный лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза, планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются требуемые приборы и материалы лично самими учащимися.
Практический метод
Практический метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания.
Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность. В практическом методе выделяются следующие этапы:
Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных тематических разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за его пределами, например на пришкольном участке. Практический метод лучше других содействует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, содействует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, трудолюбие. У детей формируются навыки кропотливой организации трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов).
Познавательные игры
Познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель учащихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.
Рисунок 2. Характеристика практических методов обучения
В процессе игры у ребят вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, дети и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые слабые и пассивные дети с удовольствием включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.
Игра также оказывает большое влияние на чувственно-эмоциональную сферу. Она создает у учеников психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно.
В последнее время особенно популярны стали симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести конкретные качества. Также применяются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей. Под генерацией понимается такая деятельность, в ходе которой учащиеся активизируют (генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи. Инсценизация же может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранее подготовленное театрализованное представление и т.д.
Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степени нетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты.
Особенности практического метода
Содержание
1. Системный подход. Основные характеристики
2. Принцип доступности обучения
3. Особенности практического метода
4. Содержание «воспитательной деятельности»
5. Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг.
Введение
Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Системный подход. Основные характеристики
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
Практика применения системного подхода в педагогике зачастую свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении системного (сложноорганизованного) педагогического объекта и системного исследования такого объекта. На различных уровнях анализа и при решении различных задач один и тот же объект может быть исследован как системный и несистемный.
Иными словами, при методологическом анализе педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции автора: декларация им своего намерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики. В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовывать различные стратегии познания и преобразования объекта:
— описывать качественные характеристики педагогической системы: ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы и др.
Итак, системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.
Принцип доступности обучения
Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции.
Принципы обучения. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые педагоги могли бы достигнуть высоких и прочных результатов. Дидактические принципы – это основополагающие объективные законы, используемые в обучении в качестве обобщенного метода. Вся система принципов и законов той или иной области дидактики называется закономерностью. Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой; развивающего и воспитывающего обучения.[5, 112c]
Принцип доступности обучения основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.
При предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся.[4, 183c]
Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Особенности практического метода
Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер.
Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств, в мире компьютерной техники.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях.
1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель особое внимание должен уделять тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются.[1, 185c]
Итак, практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 479 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Сущность практических методов обучения
Что такое практические методы обучения
Практические методы обучения — это методы, целью которых является формирование знаний и умений ученика в процессе практической деятельности.
Они включают такие приемы, как:
Практические методы могут применяться в комплексе с наглядными и словесными, но, по сравнению с ними, предполагают большую самостоятельность учащегося в обучении.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды практических методов
В образовательном процессе используют такие практические методы, как:
Каждый из этих методов обладает собственными характеристиками.
Упражнения
Упражнение — это многократное выполнение умственных или прикладных действий для того, чтобы овладеть ими или улучшить их качество.
Этот вид практических заданий применяется при изучении любых предметов, на всех этапах образовательного процесса. Характер и методика упражнений зависят от материала, учебного предмета, возраста ученика и других факторов.
Упражнения могут быть:
Сущность любого вида упражнений в том, что они не являются произвольным набором однотипных действий, а имеют четко установленную последовательность. Важные условия эффективности этого вида обучения — постепенное усложнение заданий, регулярность, а также отсутствие длительных перерывов. Также установлено, что если упражнения сопровождаются комментариями преподавателя, то учащиеся осваивают их намного быстрее и качественнее.
Лабораторные работы
Лабораторные работы — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.
Как правило, они осуществляются в условиях лабораторий или кабинетов, а предметом изучения становятся различные природные явления и объекты, например, химические вещества.
Лабораторные занятия могут быть:
Они всегда проводятся под руководством учителя. Сначала педагог дает учащимся инструкции:
В конце исследования учащиеся должны представить письменный или устный отчет. Учитель следит за процессом и при необходимости консультирует учеников. Важное условие при проведении лабораторных работ — соблюдение техники безопасности.
Практические работы
Данный вид работ проводится после изучения объемных тем и призван обобщить полученные знания. Практические работы осуществляются не только в классе, но и за его пределами (измерения и другие манипуляции на местности или выполнение работ на пришкольной территории).
Практические работы близки по характеру и структуре к лабораторным, но отличаются тем, что учащийся использует теоретически полученные знания для решения прикладных задач. Целями данного метода являются углубление знаний, умений и стимулирование познавательной активности.
Уникальность практических работ в том, что они лучше всего мотивируют учащихся к добросовестному выполнению деятельности, помогая развитию таких важных в трудовой деятельности качеств, как бережливость и практичность.
Плюсы практических работ:
Выполнение учебно-трудовых заданий
Учебно-трудовые задания отличаются тем, что имеют производственную направленность и способствуют трудовому воспитанию. Выполняя их, учащиеся закрепляют теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Необходимым условием эффективности этого метода обучения является присутствие наблюдающей стороны, то есть преподавателя, который комментирует деятельность учеников и организует ее периодическое повторение.
Эффективность практических методов
Практические методы обучения в педагогике считаются наиболее эффективными. Доказательством этого является проведенное в 1980-х годах исследование американского Национального института прикладных поведенческих наук (Вефиль, штат Мэн), целью которого было определение эффективности разных методов обучения, критерием которой являлся средний процент усвоенных знаний.
Наилучшие показатели продемонстрировали именно практические методы обучения, в которых учащийся являлся активным преобразователем процесса. Так, участие в различных дискуссиях и выступления с речью показали 70% эффективность.
Но самыми действенными оказались практические и лабораторные работы, упражнения, инсценировки, имитация реального опыта через игровую деятельность и преподавание другим людям — 90%.
Также оказалось, что обучение в группе способствует гораздо лучшему усвоению материала, чем индивидуальное. Это происходит потому, что выполняя практические действия, у человека есть намерение достичь конкретной цели. Иными словами, практические действия делают осмысленными и полезными знания, полученные в процессе пассивного обучения (прослушивания лекций, просмотра материалов и т. д.).
Тем не менее в педагогике невозможно обойтись только практическими методами, минуя словесные и наглядные. Каждый из них выполняет определенную функцию, без которой невозможно полноценное осуществление образовательного процесса. В любой обучающей деятельности залогом успеха является комплексный подход, который использует сочетание нескольких методов и их взаимное проникновение друг в друга.
Познавательные игры, как практический метод
Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.
В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:
Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.
Особенности познавательных игр
Познавательные игры отличаются рядом особенностей:
Мотивационные стимулы познавательных игр
Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как:
Этапы игры
Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:
Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию.
Примеры познавательных игр
Примеры практических методов обучения
Ниже представлены примеры практических методов обучения: познавательная игра «Прием у врача» и практическая работа «Кислотные свойства карбоновых кислот».
Имитационно-моделирующая игра «Прием у врача»
Игра проводится на уроках биологии и предназначена для учащихся 8-го класса для закрепления знаний о дыхательной системе человека.
Цель и задачи: повторить симптомы болезней дыхательной системы, названия врачей-специалистов и методы диагностики заболеваний, закрепить знания о способах профилактики.
Для проведения игры класс делят на три группы:
Практические методы и приемы обучения в педагогике
Для того чтобы лучше узнать реальность, сформировать навыки и умения, углубить существующие знания в образовательном процессе, используются разнообразные практические методы.
Метод обучения в педагогике – это целенаправленная деятельность учителя и ученика, направленная на достижение конкретной цели обучения.
Что касается практических методов, то они включают в себя следующие приемы:
Использование практических методов и приемов обучения широко распространено наряду с более традиционными – словесными и наглядными. Из всего их многообразия можно выделить следующие методы, являющиеся основными:
Разберем все эти методы по порядку.
Метод упражнений
Упражнением называется циклическое планомерное действие с определенной целью – выработать конкретный навык или улучшить его качество.
Чтобы учащиеся успешно справлялись с упражнениями и развивали нужные навыки, упражнения должны быть организованы без ошибок.
Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения. Методика создания комплекса упражнений и их характер будут зависеть от того, какой предмет изучается, какой объем материала необходимо усвоить, а также от того, какими возрастными психологическими особенностями обладают дети.
Упражнения очень полезны для развития культуры речи, становления закономерного и последовательного мышления и когнитивных способностей у детей. Их можно разделить на три основных типа:
Метод лабораторных работ
К практическим методам относятся и лабораторные работы, подразумевающие проведение опытов учениками под контролем учителя. При этом используются специальные устройства, инструменты и т.п., то есть задействуется специальное техническое оборудование.
Лабораторная работа может носить как иллюстративный, так и исследовательский характер. Сам метод основан на самостоятельной работе ученика по получению знаний, однако контроль учителя на всех этапах очень важен. Активнее всего метод лабораторных работ применяется в рамках изучения биологии, физики, химии. Работа учащихся при этом может быть, как индивидуальной, так и групповой. Наиболее эффективен проблемный метод, когда перед экспериментом выдвигается гипотеза, которую ученики пытаются подтвердить или опровергнуть. Необходимые материалы и приборы при этом также подбираются учениками самостоятельно.
Метод практических работ
Практический метод в целом имеет много общего с лабораторными работами. Принципиальное отличие состоит в том, что в нем необходимо не получить новое знание, а применить уже имеющееся, то есть он направлен на выработку умения применять знания на практике.
С помощью практического метода можно значительно углубить имеющиеся умения и знания, довести качество выполнения задач до совершенства, научиться выявлять и исправлять ошибки и лучше контролировать свою работу, а также активизировать стремление к познанию.
Практический метод обучения – это процесс, в рамках которого можно выделить следующую последовательность действий:
Целесообразно проводить практическую работу сразу после того, как было закончено изучение крупного тематического раздела, поскольку она должна иметь характер обобщения. Она может быть проведена не только в классе, но и за его пределами, например, на пришкольном участке.
Практические методы – это очень эффективные приемы, с помощью которых можно приучить учеников выполнять задание добросовестно, вырабатывать у них экономность, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность.
Дети учатся тщательно организовывать трудовой процесс, осознавая цели будущей работы, ставя задачи и выбирая их решение, создавая план и готовя материалы и инструменты, контролируя качество и подводя итоги.
Игровой метод
Отдельно следует отметить познавательные игры. С их помощью можно создать ситуации, моделирующие окружающую действительность. Ученикам ставится задание найти выход из этой ситуации, что очень полезно для развития познавательных способностей.
Участвуя в игре, дети учатся концентрировать внимание, самостоятельно мыслить, у них появляется желание узнавать новое. Если игра организована правильно, ученики увлекаются ей и перестают замечать, что учатся в этот момент, что полезно не только для пополнения запаса знаний, но и для развития фантазии. В игре с удовольствием принимают участие даже те, кто обычно неохотно включается в учебный процесс: они стремятся не подвести одноклассников и прикладывают значительные усилия.
Игра также положительно влияет на сферу чувств и эмоций, создавая у участников особый настрой и позитивное отношение к работе. Кроме того, она делает повторение пройденного увлекательным и разнообразным.
В настоящее время большую популярность приобретают игры-симуляции, направленные на проявление конкретных качеств. Используются и такие стороны игрового метода, как генерация, т.е. такая деятельность, когда школьники активизируют свои мысли для того, чтобы найти выход из выдуманной ситуации, и инсценировка, которая может проявляться в форме диалога на определенную тему, театрализованного представления и т.д. Многие педагоги считают игры нетрадиционными образовательными методами, но сегодня они уже стали полноценной частью процесса обучения и приносят заметные результаты.