в чем особенности межпредметной технологии
Межпредметные технологии в преподавании дисциплин математического цикла
Цель: изучить принципы межпредметности и метопредметности в ФГОС второго поколения, а так же рассмотреть использование межпрепредметных связей в преподавании учебных дисциплин.
Межпредметные технологии в преподавании дисциплин математического цикла.
Компьютер – средство реализации межпредметного подхода в обучении.
Каковы причины таких низких результатов?
знаний, вследствие чего выпускники проявили низкий уровень учебной мотивации.
Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников явилось противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. Учитель математики, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.
Математика – это системообразующий предмет, который формирует общеучебные умения в других предметах школьной программы химии, физике, биологии.
Межпредметная интеграция даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математики как части общечеловеческой культуры.
Считается целесообразным включать в содержание преподавания математики факты из науки, а также из жизни и деятельности ученых, выдающихся людей. Так же совместно с учителями географии, химии, биологии проводить интегрированные уроки. Интеграция в обучении позволяет нам выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Такие уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.
А теперь более подробно остановимся на применении межпредметных связей на уроках математики.
Использование на уроках математики материала из художественных произведений, имеющего отношение к предмету, цитат известных людей о необходимости изучения математики позволяет внести в урок элементы занимательности и продемонстрировать связь математики с таким важным школьным предметом, как литература.
Живой человеческий характер Толстой представлял в виде дроби, в числителе которой были нравственные качества личности, а в знаменателе – ее самооценка. Чем выше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Чтобы становиться совершеннее, нравственно чище, человек должен постоянно увеличивать, наращивать числитель и всячески укорачивать знаменатель.
Нередко на уроках математики учителя используют стихи, загадки, или сказки-вопросы позволяют проконтролировать знания учеников по изучаемой теме.
Нас трое в треугольнике любом.
Предпочитая золотые середины,
Мы центр тяжести встречаем на пути,
Ведущем прямо из вершины.
При изучении темы «Уравнения» в 5 классе можно предложить следующий тест. Здесь прослеживается взаимосвязь математики и биологии.
Священный ибис – 14, черный аист – 20,
При изучении темы «Дроби» можно разобрать как записывались дроби в Древнем Египте и предложить решить примеры.
Практическая работа по теме: «Функции». 9 класс
Практическая работа по теме: Преобразование графика квадратичной функции f ( x )= x ².
Задание: Построить график g ( x )= a ( x + m )²+ n и описать преобразование.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц и смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц и смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц и смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц и смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц и смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц и смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
График функции g ( x ) получается из графика f ( x ) в результате смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц и смещения _________ вдоль оси_______ на ___ единиц.
Информатика инновационна по самой своей природе. Этот предмет наиболее активно использует средства, предоставляемые персональным компьютером, а именно электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, энциклопедии, средства тестирования и т.д. Информатика не может быть без межпредметных связей. Пожалуй, нет другого такого предмета столь насыщенного ими. Например:
Изучение темы «Информационное моделирование на графах».
Предлагается следующая практическая работа:
При изучении графического редактора, предлагается следующая практическая работа.
Задание: Раскрасьте изображение в соответствии с цветовыми кодами.
Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты), осуществлять поиск информации в Интернете.
Примером связи со многими предметами служат проекты, создаваемые учащимися совместно с учителем.
В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня – это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
В обучении должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации, внедрение новейших компьютерных технологий, Интернет и дистанционного обучения. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею.
Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Каковы же функции и особенности применения образовательных программ? Можно выделить следующие функции:
инструментальная (изготовление наглядных пособий);
демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ,
слайдов, презентаций и т.д.)
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.
Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
при организации исследовательской деятельности учащихся;
при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Отмечу выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
легко достигается уровневая дифференциация обучения;
достигается оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;
сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
увеличивается количество тренировочных заданий;
отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
работа ученика оценивается сразу;
учитель меньше тратит времени на проверку работ;
обучение можно обеспечить материалами из удалённых баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
при работе с компьютером присутствует элемент игры, так иногда недостающий на уроках; и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию.
Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!
В конце хотелось бы отметить, что рост познавательного интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей. Межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предмету, расширяют заинтересованность, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана.
А используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!
Использование технологии межпредметных связей с разработкой урока.
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.
Невозможно научить ребенка, если ему неинтересно, если он не увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что главными составляющими удачного взаимодействия на уроке являются – убежденность в том, что каждый ребенок творческая личность и умение заинтересовать ребенка. Способов сделать это предостаточно. Один из этих способов – использование межпредметных связей в обучении.
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию учащихся в большой мере способствуют межпредметные связи. Идея межпредметных связей не нова, она в той или иной мере осуществляется на практике, раскрывается в педагогических и методических работах. Но каковы бы ни были программные и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей, как география, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель. Думающий, творческий педагог всегда в поиске новых средств обучения, позволяющих эффективнее формировать у школьников географические представления и понятия.
Еще Н.В.Гоголь высказывал мысль о том, что в преподавании географии следует использовать произведения искусства. А известный географ П.П.Семенов-Тянь-Шанский утверждал, что сама географическая наука изобразительная и даже термин «географический пейзаж» позаимствован из области искусства.
Мне представляется необходимой интеграция географии с другими дисциплинами. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому важно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы. На своих уроках использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, истории, биологии и знаний различных наук, что способствует эмоциональному развитию личности и формированию творческого мышления.
Межпредметные связи в обучении географии выполняют следующие функции:
— образовательная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей
становится возможным формирование таких качеств как системность, осознанность, глубина, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями;
— развивающая функция определяется ролью межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи расширяют кругозор учащихся и помогают преодолеть предметную инертность мышлении;
— воспитывающая функция выражена в содействии межпредметных связей всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход в воспитании;
— конструктивная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание учебников и программ смежных предметов.
Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей очень трудоемкая работа. Такие уроки требуют от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма, знаний по другим предметам. Особенно важно продумать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам или всему классу в целом. Проводить уроки с использованием межпредметных связей можно как с целью изучения, так и закрепления или обобщения материала по определенной теме. На уроке предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (просмотр видеофрагментов, слайдов и т.п.). Межпредметная интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание учебных дисциплин.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении географии:
активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
получение качественно нового педагогического результата;
снятие перегрузки в учебном процессе;
возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;
расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;
возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира во множественных взаимосвязях;
проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;
взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.
На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Подводя итог, хочется отметить, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования.
1.Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- Москва. Просвещение.
2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- «Учитель».
3. Кленова А.В. и др. Интегрированный урок.- «Учитель».
5. Журналы «География в школе».
Разработка урока на основе использования межпредметных связей.
Тема урока «РАЗЛИЧИЕ ГОР И РАВНИН ПО ВЫСОТЕ».
продолжить формирование представления о разнообразии форм рельефа;
изучить разнообразие гор и равнин по высоте;
развивать практические навыки и умения работы с контурными картами.
Оборудование: карта полушарий, наглядные схемы и картины, альбом «Природа России», учебник, атласы и контурные карты.
Опрос домашнего задания.
— Какой раздел физической географии мы с вами изучаем?
Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдет на карте.
В путь! Счастливого вам старта!
Вопросы для участников восхождения:
«Разминка» (географические загадки):
А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты
Вы даете лишь ответы.
Он растет из года в год Горы желтого песка.
Он полей равнинных враг, Как зовутся горы эти
Как зовут его? ( овраг) Вы подумайте слегка.(барханы )
В земле бушует бог огня. Струя до поднебесья.
Какие горы Этна? Гекла? В соседях с ним живет вулкан,
Еще вопрос вам от меня (вулканы) Фонтан вам тот известен? ( гейзер)
(показать на карте районы распространения)
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.
На каких материках
Гор вершины в облаках.
Мы вспомнили с вами понятия по теме «Литосфера», а что изучали на прошлом уроке?
Что называют горами; рельеф гор.
Что называют равнинами; как равнины различаются по рельефу
( используя наглядные схемы).
Активизация познавательной деятельности.
Неровна поверхность нашей планеты:
Здесь океан, а здесь впадина — дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?
Изучение нового материала.
Сегодня мы узнаем как различаются горы и равнины по высоте.
1-й блок — различие гор по высоте.
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры
Трудно это или просто
Мы расставим их по росту.
— Работа со схемой : по абсолютной высоте различают горы:
— Работа с атласами: изображение гор, шкала высот .
— Работа в к/к (нанесение и определение высоты гор).
Каждая горная система имеет свои особенности:
чем на 2000км. Здесь нет остроконечных пиков: вершины округлены и сглажены. Они
поросли лесом, а межгорные долины заняты обширными полями, на которых возделывают
— Какая самая высокая точка? (г.Народная — 1895м)
— Какие высоты преобладают? (до 1000м, следовательно горы — низкие)
( картины Урала; стихи, дополнительный материал или сообщения)
«Урал! Опорный край державы,
Его добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец!» (А.Твардовский)
Природа наделила Урал необыкновенной красотой. Причудливы одетые тайгой древние
склоны, много хвойных и липовых лесов. Плодородны черноземные степи, живописны
реки. Урал богат полезными ископаемыми: железной и медной рудой, рудой для
производства алюминия, цинка. На весь мир известны уральские самоцветы. Легче сказать, каких ископаемых нет на Урале. Значительную часть уральских богатств составляют
цветные, редкие и благородные металлы. В Алмазном фонде хранятся знаменитые
уральские самородки золота и платины.
2. Самые высокие горы России — Кавказ
“ Последний солнца луч злотой
На льдах сребристых догорает,
И Эльборус своей главой
Его, как туча, закрывает.» М.Ю.Лермонтов
Отношение русских поэтов (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова)
— Какие высоты преобладают? (высочайшие )
— Какие высоты преобладают? (высокие)
5. Кордильеры — г.Мак-Кинли 6194м (высокие)
6. Памир — пик Исмаил-Самони (Коммунизма)-7495м (высокие)
7. Скандинавские горы (преобладают высоты — 1000-2000м — средние)
(В зависимости от времени и количества часов также можно взять и другие объекты,
но уже без нанесения на к/к, например: Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Карпаты и др.)
2-й блок: различие равнин по высоте.
А теперь друзья, сравним
По высотам вид равнин
И какой они окраски?
Эта схема — нам подсказка.
— Работа с атласом: шкала.
— Работа в к/к: нанесение равнин:
1. На карте четко видно, где низменности, а где возвышенности ( их желтая окраска
выделяется на зеленом фоне низменности. Пример этому- Восточно- Европейская (Русская) равнина со Среднерусской и Валдайской возвышенностями. В природе трудно заметить переход от одного типа равнин к другому.
( Дополнительно: картины равнин Подмосковья, альбом «Природа России»)
На территории нашей страны ест еще две крупные равнины:
2. Западно-Сибирская равнина
3. Среднесибирское плоскогорье.
В юго-восточной части Русской равнины, у Каспийского моря-озера, находится
низменность с совершенно плоской поверхностью.
— Какой она окраски? Почему? Что это?
Прикаспийская низменность — впадина (ниже 0м).
5. Амазонская низменность.
6 . Аравийское плоскогорье.
Заполнение таблицы — схемы (продолжение работы, начатой на предыдущем уроке).
РЕЛЬЕФ ЗЕМНОЙ КОРЫ
ВЫСТУПЫ МАТЕРИКОВ ВПАДИНЫ ОКЕАНОВ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ГОРЫ РАВНИНЫ ГОРЫ РАВНИНЫ ВПАДИНЫ
Домашнее задание : п.20 (п.2), в.2(у) зад.4 * (найти по заданным координатам
горы; п.21(п.2), в.1(у); географическая номенклатура
(уметь показывать на карте формы рельефа)
Кавказ подо мною. Один в вышине
стою над снегами у края стремнины.
Орел, с отдаленной поднявшись вершины
Парит неподвижно со мной наравне. (А.С. Пушкин)
. Вдали я видел сквозь туман
В снегах, горящих как алмаз
Седой, незыблемый Кавказ. (М.Ю. Лермонтов)
«Синие горы Кавказа, приветствую вас, престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею! Все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как
молитва ребенка.» М.Ю.Лермонтов
Это самые высокие горы на территории СНГ. На Памире много ущелий, на дне которых
текут бурные горные реки, богатые энергией. Почти все дороги на Памире проложены по склонам ущелий. До нашего времени еще сохранились дороги, по которым не каждый согласиться пройти. Узкая полочка, выдолбленная в отвесно скале ущелья шириной 50см.
Идет путник по такой полочке, одним плечом касается скалы. Вниз лучше не смотреть;
там где-то на глубине более 1км, вскипает горная река. Конечно, такие горные тропинки используются все реже и реже.
Необычайно красивы КРЫМСКИЕ ГОРЫ, которые протянулись тремя неширокими
грядами вдоль побережья Черного моря. Самая высокая вершина гора Роман-Ком (1545м).
Какие это горы? (средние) Крымские горы сложены известняковыми породами,
растворенными в воде, и поэтому они изобилуют причудливыми запутанными пещерами, воронками, подземными озерами. А как чудесен наряд склонов! Прохладные рощи из дуба,
бука, граба, дикой фисташки, горьковатый запах можжевельника, кисловатые ягоды кизила.
Но осторожно! Не сразу можно пробраться через густые заросли шиповника туда, наверх,
где среди лугов можно встретить крымский эдельвейс или альпийскую фиалку.