в чем особенности искусства как социального явления

В чем особенности искусства как социального явления

в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть фото в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть картинку в чем особенности искусства как социального явления. Картинка про в чем особенности искусства как социального явления. Фото в чем особенности искусства как социального явленияв чем особенности искусства как социального явления. Смотреть фото в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть картинку в чем особенности искусства как социального явления. Картинка про в чем особенности искусства как социального явления. Фото в чем особенности искусства как социального явленияв чем особенности искусства как социального явления. Смотреть фото в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть картинку в чем особенности искусства как социального явления. Картинка про в чем особенности искусства как социального явления. Фото в чем особенности искусства как социального явленияв чем особенности искусства как социального явления. Смотреть фото в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть картинку в чем особенности искусства как социального явления. Картинка про в чем особенности искусства как социального явления. Фото в чем особенности искусства как социального явленияв чем особенности искусства как социального явления. Смотреть фото в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть картинку в чем особенности искусства как социального явления. Картинка про в чем особенности искусства как социального явления. Фото в чем особенности искусства как социального явления

1. Искусство как социальное явление

Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности и соответственно создают определенные культурные ценности. Искусство же гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества.

Еще в древности было замечено, что искусство «поучает, развлекая». Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие. Вся эта сумма проблем неизбежно подводит исследователя к вопросу о природе человека, которая и определяет специфику искусства.

К. Маркс и Ф. Энгельс еще в XIX в. впервые подошли к рассмотрению человека с точки зрения его деятельной сущности.

Трактовку личности как действующей, творческой в русле марксистской традиции развивал А. Грамши, подчеркнувший, что человек является процессом своих действий. Такое понимание проблемы легло в основу современных размышлений о том, что структуру личности определяют основные элементы структуры человеческой деятельности.

* ( См.: Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.)

** ( Возможна и такая типология человеческой деятельности: критика, постижение, конструирование.)

Учитывая все это, представляется целесообразным при исследовании проблем искусства опираться на модель человеческой деятельности, состоящую из двух элементов, каждый из которых, в свою очередь, делится на подэлементы.

I. Деятельность субъекта, направленная вовне: а) познание, б) оценка, в) труд, г) общение.

II. Деятельность субъекта, направленная вовнутрь: а) самопознание, б) самооценка, в) самосозидание, г) «самообщение» (автокоммуникация).

«Самообщение» может осуществляться в двух планах: во-первых, как внутреннее обсуждение сложной проблемы, взвешивание «за» и «против», внутренний монолог в форме диалога, который есть лучшее средство разыскания истины, опирающееся на диалектическую противоречивость явлений; во-вторых, как отношение, которое складывается между собственно сознанием и подсознанием. Этот план проявления личности был выявлен реалистическим искусством, овладевшим методом психологического анализа (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский) и сумевшим раскрыть и поток сознания в его связи с обществом, и подсознательные процессы в их связи с сознанием и в их речевом проявлении.

Деятельность «вовне» и «вовнутрь» взаимосвязаны. Действуя в процессе труда, познания, оценки и общения, человек разворачивает, обогащает и развивает свои сущностные силы. С другой стороны, всякая самооценка, самопознание, самосозидаиие и «самообщение» есть процесс, не только формирующий и строящий личность, но и неизбежно выливающийся в деятельное вторжение человека в жизнь.

Воспитание личности иногда понимается как пассивное восприятие индивидом внешнего воздействия. При этом не учитываются барьеры внутренних установок личности. Можно, конечно, влиять па установки, цели и основания личности. Но такое влияние идет не через воздействие на внутреннюю структуру человека, а лишь через взаимодействие с ней. Воспитание есть всегда и самовоспитание, то есть процесс, контролируемый и корректируемый сознанием и волей индивида, процесс, не только извне идущий, но и вовнутрь направляемый самой личностью. Только с учетом этих моментов можно понять гедонистическое и эстетическое начала в искусстве как непременные и обязательные его сущностные функции. Их нельзя понять, не признав самоценности личности и роли искусства в моделирующе-формирующем воздействии не только на деятельность субъекта «вовне», но и на деятельность по конструированию собственной личности.

Когда в силу тех или иных обстоятельств своего исторического бытия искусство, моделируя личность и воздействуя на нее, сосредоточивается только на ее самоценности, возникает «искусство для искусства», которое признает за личностью ее самоценность, однако не учитывает важность ее включенности в систему общественных связей.

Художественно-образная модель жизни в реалистическом искусстве в идеале изоморфна действительности, подобна реальности. Однако искусство не тождественно реализму. И уже романтический или классицистический образ вовсе не стремится изоморфно воспроизвести мир. Существует историческое многообразие типов художественной правды, типов исторического соответствия искусства жизни. Степень и характер такого соответствия исторически подвижны и зависят от изменений в типе и характере форм деятельности человека. Изоморфность художественно-образной модели и жизни есть не всеобщий закон искусства, а лишь один из исторических моментов в развитии художественного сознания человечества, исторически обусловленная закономерность реалистического мышления. Общей закономерностью искусства является соответствие художественного сознания исторически конкретным формам деятельности личности.

Источник

Искусство как социальное явление

Искусство как отражение. Искусство – модель деятельности человека. Искусство – обобщение социальных отношений, общественной практики, опыта человечества. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве. Народность искусства.

Полифункциональность искусства. Общественно-преобразующая функция искусства. Художественно-концептуальная функция. Познавательно-эвристическая функция. Функция предвидения (искусство как предсказание). Информационная и коммуникативная функции. Воспитательная функция.

Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного созна­ния. Общественное сознание – это совокупность существующих в об­ществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, при­вычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Формами существования и развития общественного сознания яв­ляются и правосознание, и идеология, и мораль, и религия, и фило­софия, и наука вообще. И, разумеется, искусство.

Суть языка искусства в семиотике скон­центрирована в цепочках понятий: «сигнал–признак–знак–высказывание», «знак – образ – художественное высказывание – художественный текст – художественное произведение – метазнак». Здесь необходимо определить понятия. Сигнал – явление, ока­зывающее воздействие на чувства и несущее ту или иную информацию.

Театр – это сообщение, разворачивающееся в пространстве сце­ны и протекающее во времени. Важнейший элемент театрального язы­ка – звучащая речь.

Музыкальный звук – феномен культуры. Если цвет в живописи можно описать через сопоставление с предметом (желтый – лимон), то музыкальный звук можно передать лишь через метафорическое описание. «Конкретная» музыка лишает шумы их природных свойств, превращая их в псевдозвуки. Претендуя на выражение ка­кого-то конкретного смысла, она, как точно заметил

3.Духовность человека, её проявление в религии, искусстве, философии.

Духовность—главное свойство развития личности, вне духовности человека нет. Но вот практика развития духовности очень ограничена, поэтом важны чисто пракические советы по духовному развитию.

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.

В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Социальная роль искусства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие искусства в контексте социологии

Являясь одной из форм общественного сознания и важным элементом культуры, искусство также представляет собой своеобразный способ познания окружающего мира, способ духовного освоения. Возникая на самых начальных стадиях развития общества, искусство является мощным инструментом духовного формирования человека.

Искусство в контексте социологии изучает социология искусства, которая анализирует этот феномен как элемент, включенный в общую социальную систему. Социология искусства рассматривает как его эстетически-художественные аспекты, так и социальные, и экономические, и политические. Таким образом, искусство изучается как равноправный элемент социального поля.

В отличие от науки, познание мира через искусство происходит с помощью образного мышления, а его целью может быть все, что интересно для индивида на протяжении его жизни. Особенность искусства заключается и в том, что процесс познания действительности происходит с помощью эстетических категорий. Этим искусство также отличается и от религии, в основе которой лежит не эстетика, а вера.

История развития взглядов на общественную роль искусства

Социальные функции искусства

Существует целый спектр подходов, связанных с сущностью искусства:

Готовые работы на аналогичную тему

Основные социальные функции искусства:

Таким образом, искусство является мощным фактором развития человеческой личности. Особая функция искусства заключается в том, что оно обобщает многообразие накопленного опыта в процессе взаимоотношений индивида и общества, а не путем усвоения готовых результатов. Это значит то, что в самом искусстве заложен не итог познания явлений окружающего мира, а процесс и оценки, и обработки познаваемого объективного и субъективного мира.

Источник

Искусство как социальный феномен

1. Феномен молодежной культуры. Современные тенденции молодежной культуры.

Молодежная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с конституированием так называемой «техногенной цивилизации». Если ранее культура не делилась так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

Как специфическое явление, молодежная культура возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Молодежная культура всегда создается на основе культуры взрослого мира, базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Именно по этой причине не редко массовую молодежную культуру называют «культура для молодежи», которая становится перспективным полем сбыта определенной продукции (молодежная одежда, музыка, сфера развлечений и т.д.).

На сегодняшний день можно отметить следующие особенности, характерные для российской молодежи:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

2. “Вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными (выражение себя через покупки, а не через личное творчество).

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры (выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого(-ую)” (иногда в лице лидера данной группы).

5. Внеинституциональная культурная самореализация (досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия).

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

2. Искусство как социальный феномен

Искусство (от др.-русск. или ст.-слав. творити искусы — создавать опыт, истязание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в (художественном) образе; сочетание элементов творчества так, что они отражают то, что интересует автора.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

Необходимо так же отметить, что любое произведение искусства включает в себя 2 особенности: 1. Собственно авторские качества произведения, которые продиктованы временным и социальным контекстом определенного времени. 2. Любое произведение искусства – это развивающаяся во времени материя, на которую накладываются интерпритации и понимания других индивидумов, их времени и социального контекста.

Общество одной эпохи воспринимает искусство другой эпохи через призму своих практических потребностей.

Так же произведения искусства имеют двойственный характер: с одной стороны, это материальные объекты (картины, здания, статуи и т.д.), с другой стороны – это объекты, наделенные символическим статусом («шедевр», «памятник культуры»). Это означает, что искусство и его продукты имеют латентные, или скрытые, ценности и функции.

Таким образом, можно утверждать, что если материальная субстанция предстает как объективная данность, то ее значения и функции конвенциональны, то есть зависят от установленных совместно некоторой группой людей, например, специалистами, правил, выражающих общественную потребность. Так требование сохранения в неприкосновенности памятника в исторически данном объеме, отношение к нему как к «документу эпохи», содержащееся в большинстве современных реставрационных концепций, крайние проявления которого И.Э.Грабарь называл «мумификацией», с теоретической точки зрения есть также придание значения на основе конвенции. Причем, установленное соглашение чаще всего складывается не мгновенно по воле какой-то группы людей, а постепенно на основе традиции.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства. Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть фото в чем особенности искусства как социального явления. Смотреть картинку в чем особенности искусства как социального явления. Картинка про в чем особенности искусства как социального явления. Фото в чем особенности искусства как социального явления

8. Культурная идентичность

10. Религия как культурный феномен

13. Институт культуры

15. Образование как институт культуры

16. Искусство как социальное

1. Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.

2. Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор;

артефакт в любом научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора);

3. Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Употребляется в нескольких смыслах:

Ценность — как характеристика предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».

Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.

Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.

4. Тради́ция набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

5. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

7. Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей

Свободное время – обычно обозначают период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.

8. Идентичность (англ. Identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

В процессе культурной идентификации личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия, функционирует в культурной среде и создает культуру.

9. Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство,литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние.

10. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

— одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов,духов), которые являются предметом поклонения.

— организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к нематериальным надчеловеческим сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровнядуховного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

11. Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

12. Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

— «В чём состоят жизненные ценности?»

— «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

— «Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

13. Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

14. Постмодерн — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернизм как специфическое явление в истории и социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французскиефилософы-постструктуралисты: М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.

Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма:

— Агностицизм (истина — это лингвистический феномен, сфера знаний — это языковые игры, истины — общепринятые суждения, а не отражение реальности).

— Прагматизм (критерий интеллекта — успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство).

— Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).

15. Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

16. Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельностиобщественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

[3] Григорьева Т. П. Дао и логос (встреча культур). –М.: Наука, 1992. –С. 99

[4] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. –М.: АСТ, 2003. –С. 97

[5] Алексеев П. В. Социальная философия. –М., 2003. –С. 54

[6] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. –М.: АСТ, 2003. –С. 47

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *