в чем особенности искусства как социального явления
В чем особенности искусства как социального явления
1. Искусство как социальное явление
Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности и соответственно создают определенные культурные ценности. Искусство же гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества.
Еще в древности было замечено, что искусство «поучает, развлекая». Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие. Вся эта сумма проблем неизбежно подводит исследователя к вопросу о природе человека, которая и определяет специфику искусства.
К. Маркс и Ф. Энгельс еще в XIX в. впервые подошли к рассмотрению человека с точки зрения его деятельной сущности.
Трактовку личности как действующей, творческой в русле марксистской традиции развивал А. Грамши, подчеркнувший, что человек является процессом своих действий. Такое понимание проблемы легло в основу современных размышлений о том, что структуру личности определяют основные элементы структуры человеческой деятельности.
* ( См.: Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.)
** ( Возможна и такая типология человеческой деятельности: критика, постижение, конструирование.)
Учитывая все это, представляется целесообразным при исследовании проблем искусства опираться на модель человеческой деятельности, состоящую из двух элементов, каждый из которых, в свою очередь, делится на подэлементы.
I. Деятельность субъекта, направленная вовне: а) познание, б) оценка, в) труд, г) общение.
II. Деятельность субъекта, направленная вовнутрь: а) самопознание, б) самооценка, в) самосозидание, г) «самообщение» (автокоммуникация).
«Самообщение» может осуществляться в двух планах: во-первых, как внутреннее обсуждение сложной проблемы, взвешивание «за» и «против», внутренний монолог в форме диалога, который есть лучшее средство разыскания истины, опирающееся на диалектическую противоречивость явлений; во-вторых, как отношение, которое складывается между собственно сознанием и подсознанием. Этот план проявления личности был выявлен реалистическим искусством, овладевшим методом психологического анализа (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский) и сумевшим раскрыть и поток сознания в его связи с обществом, и подсознательные процессы в их связи с сознанием и в их речевом проявлении.
Деятельность «вовне» и «вовнутрь» взаимосвязаны. Действуя в процессе труда, познания, оценки и общения, человек разворачивает, обогащает и развивает свои сущностные силы. С другой стороны, всякая самооценка, самопознание, самосозидаиие и «самообщение» есть процесс, не только формирующий и строящий личность, но и неизбежно выливающийся в деятельное вторжение человека в жизнь.
Воспитание личности иногда понимается как пассивное восприятие индивидом внешнего воздействия. При этом не учитываются барьеры внутренних установок личности. Можно, конечно, влиять па установки, цели и основания личности. Но такое влияние идет не через воздействие на внутреннюю структуру человека, а лишь через взаимодействие с ней. Воспитание есть всегда и самовоспитание, то есть процесс, контролируемый и корректируемый сознанием и волей индивида, процесс, не только извне идущий, но и вовнутрь направляемый самой личностью. Только с учетом этих моментов можно понять гедонистическое и эстетическое начала в искусстве как непременные и обязательные его сущностные функции. Их нельзя понять, не признав самоценности личности и роли искусства в моделирующе-формирующем воздействии не только на деятельность субъекта «вовне», но и на деятельность по конструированию собственной личности.
Когда в силу тех или иных обстоятельств своего исторического бытия искусство, моделируя личность и воздействуя на нее, сосредоточивается только на ее самоценности, возникает «искусство для искусства», которое признает за личностью ее самоценность, однако не учитывает важность ее включенности в систему общественных связей.
Художественно-образная модель жизни в реалистическом искусстве в идеале изоморфна действительности, подобна реальности. Однако искусство не тождественно реализму. И уже романтический или классицистический образ вовсе не стремится изоморфно воспроизвести мир. Существует историческое многообразие типов художественной правды, типов исторического соответствия искусства жизни. Степень и характер такого соответствия исторически подвижны и зависят от изменений в типе и характере форм деятельности человека. Изоморфность художественно-образной модели и жизни есть не всеобщий закон искусства, а лишь один из исторических моментов в развитии художественного сознания человечества, исторически обусловленная закономерность реалистического мышления. Общей закономерностью искусства является соответствие художественного сознания исторически конкретным формам деятельности личности.
Искусство как социальное явление
Искусство как отражение. Искусство – модель деятельности человека. Искусство – обобщение социальных отношений, общественной практики, опыта человечества. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве. Народность искусства.
Полифункциональность искусства. Общественно-преобразующая функция искусства. Художественно-концептуальная функция. Познавательно-эвристическая функция. Функция предвидения (искусство как предсказание). Информационная и коммуникативная функции. Воспитательная функция.
Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного сознания. Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Формами существования и развития общественного сознания являются и правосознание, и идеология, и мораль, и религия, и философия, и наука вообще. И, разумеется, искусство.
Суть языка искусства в семиотике сконцентрирована в цепочках понятий: «сигнал–признак–знак–высказывание», «знак – образ – художественное высказывание – художественный текст – художественное произведение – метазнак». Здесь необходимо определить понятия. Сигнал – явление, оказывающее воздействие на чувства и несущее ту или иную информацию.
Театр – это сообщение, разворачивающееся в пространстве сцены и протекающее во времени. Важнейший элемент театрального языка – звучащая речь.
Музыкальный звук – феномен культуры. Если цвет в живописи можно описать через сопоставление с предметом (желтый – лимон), то музыкальный звук можно передать лишь через метафорическое описание. «Конкретная» музыка лишает шумы их природных свойств, превращая их в псевдозвуки. Претендуя на выражение какого-то конкретного смысла, она, как точно заметил
3.Духовность человека, её проявление в религии, искусстве, философии.
Духовность—главное свойство развития личности, вне духовности человека нет. Но вот практика развития духовности очень ограничена, поэтом важны чисто пракические советы по духовному развитию.
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.
В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Социальная роль искусства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие искусства в контексте социологии
Являясь одной из форм общественного сознания и важным элементом культуры, искусство также представляет собой своеобразный способ познания окружающего мира, способ духовного освоения. Возникая на самых начальных стадиях развития общества, искусство является мощным инструментом духовного формирования человека.
Искусство в контексте социологии изучает социология искусства, которая анализирует этот феномен как элемент, включенный в общую социальную систему. Социология искусства рассматривает как его эстетически-художественные аспекты, так и социальные, и экономические, и политические. Таким образом, искусство изучается как равноправный элемент социального поля.
В отличие от науки, познание мира через искусство происходит с помощью образного мышления, а его целью может быть все, что интересно для индивида на протяжении его жизни. Особенность искусства заключается и в том, что процесс познания действительности происходит с помощью эстетических категорий. Этим искусство также отличается и от религии, в основе которой лежит не эстетика, а вера.
История развития взглядов на общественную роль искусства
Социальные функции искусства
Существует целый спектр подходов, связанных с сущностью искусства:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные социальные функции искусства:
Таким образом, искусство является мощным фактором развития человеческой личности. Особая функция искусства заключается в том, что оно обобщает многообразие накопленного опыта в процессе взаимоотношений индивида и общества, а не путем усвоения готовых результатов. Это значит то, что в самом искусстве заложен не итог познания явлений окружающего мира, а процесс и оценки, и обработки познаваемого объективного и субъективного мира.
Искусство как социальный феномен
1. Феномен молодежной культуры. Современные тенденции молодежной культуры.
Молодежная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с конституированием так называемой «техногенной цивилизации». Если ранее культура не делилась так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.
Как специфическое явление, молодежная культура возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
Молодежная культура всегда создается на основе культуры взрослого мира, базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Именно по этой причине не редко массовую молодежную культуру называют «культура для молодежи», которая становится перспективным полем сбыта определенной продукции (молодежная одежда, музыка, сфера развлечений и т.д.).
На сегодняшний день можно отметить следующие особенности, характерные для российской молодежи:
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
2. “Вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов.
3. Приоритет потребительских ориентации над креативными (выражение себя через покупки, а не через личное творчество).
4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры (выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого(-ую)” (иногда в лице лидера данной группы).
5. Внеинституциональная культурная самореализация (досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия).
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
2. Искусство как социальный феномен
Искусство (от др.-русск. или ст.-слав. творити искусы — создавать опыт, истязание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в (художественном) образе; сочетание элементов творчества так, что они отражают то, что интересует автора.
Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
Необходимо так же отметить, что любое произведение искусства включает в себя 2 особенности: 1. Собственно авторские качества произведения, которые продиктованы временным и социальным контекстом определенного времени. 2. Любое произведение искусства – это развивающаяся во времени материя, на которую накладываются интерпритации и понимания других индивидумов, их времени и социального контекста.
Общество одной эпохи воспринимает искусство другой эпохи через призму своих практических потребностей.
Так же произведения искусства имеют двойственный характер: с одной стороны, это материальные объекты (картины, здания, статуи и т.д.), с другой стороны – это объекты, наделенные символическим статусом («шедевр», «памятник культуры»). Это означает, что искусство и его продукты имеют латентные, или скрытые, ценности и функции.
Таким образом, можно утверждать, что если материальная субстанция предстает как объективная данность, то ее значения и функции конвенциональны, то есть зависят от установленных совместно некоторой группой людей, например, специалистами, правил, выражающих общественную потребность. Так требование сохранения в неприкосновенности памятника в исторически данном объеме, отношение к нему как к «документу эпохи», содержащееся в большинстве современных реставрационных концепций, крайние проявления которого И.Э.Грабарь называл «мумификацией», с теоретической точки зрения есть также придание значения на основе конвенции. Причем, установленное соглашение чаще всего складывается не мгновенно по воле какой-то группы людей, а постепенно на основе традиции.
Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства. Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
8. Культурная идентичность
10. Религия как культурный феномен
13. Институт культуры
15. Образование как институт культуры
16. Искусство как социальное
1. Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.
2. Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.
артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор;
артефакт в любом научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора);
3. Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Употребляется в нескольких смыслах:
Ценность — как характеристика предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.
Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
4. Тради́ция набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
5. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
7. Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей
Свободное время – обычно обозначают период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.
8. Идентичность (англ. Identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.
В процессе культурной идентификации личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия, функционирует в культурной среде и создает культуру.
9. Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство,литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.
Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние.
10. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Другие определения религии:
— одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов,духов), которые являются предметом поклонения.
— организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к нематериальным надчеловеческим сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровнядуховного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
11. Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
12. Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
— «В чём состоят жизненные ценности?»
— «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
— «Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
13. Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
14. Постмодерн — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.
Постмодернизм как специфическое явление в истории и социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французскиефилософы-постструктуралисты: М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.
Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма:
— Агностицизм (истина — это лингвистический феномен, сфера знаний — это языковые игры, истины — общепринятые суждения, а не отражение реальности).
— Прагматизм (критерий интеллекта — успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство).
— Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).
15. Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
16. Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельностиобщественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
[3] Григорьева Т. П. Дао и логос (встреча культур). –М.: Наука, 1992. –С. 99
[4] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. –М.: АСТ, 2003. –С. 97
[5] Алексеев П. В. Социальная философия. –М., 2003. –С. 54
[6] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. –М.: АСТ, 2003. –С. 47