в чем особенности экологического правонарушения
Особенности экологических правонарушений: основные причины
Экологические правонарушения — что это такое, понятие
Экологическое правонарушение — это общественно опасное противоправное виновное деяние, выраженное в действии или бездействии, которое совершает правоспособный и дееспособный субъект, причиняя экологический вред или нарушая права и законные интересы субъектов экологического права.
Среди признаков экологического правонарушения выделяют:
Такие деяния считают общественно опасными, поскольку они посягают на установленный в государстве экологический правопорядок, а также на экологическую безопасность общества и конституционное право человека и гражданина на здоровую экологическую среду.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Право человека и гражданина на здоровую экологическую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ.
Это относительно новый правовой институт, который впервые появился в уголовном праве в УК РФ 1996 года. До этого экологические правоотношения не выделяли в отдельную группу.
Что входит в состав преступления
В состав экологического правонарушения входят:
Объект правонарушения — регулируемые и охраняемые нормами права общественные отношения, которые возникают по поводу окружающей среды и ее компонентов.
К таким отношениям относятся охрана и рациональное использование отдельных видов природных богатств, а также обеспечение экологической безопасности населения.
Субъектом правоотношений может выступать гражданин страны, иностранный гражданин, должностное лицо, а также лицо без гражданства и юридическое лицо.
Объективная сторона включает в себя 3 элемента:
К объективной стороне экологического правонарушения относятся место и время совершения деяния, способы, орудия и средства совершения преступления.
Для субъективной стороны характерна вина в форме прямого или косвенного умысла либо неосторожности. Также иногда выделяют мотив и цель деяния.
Вина — это психическое отношение правонарушителя к своему поведению, которое проявляется в действии или бездействии.
Умышленным правонарушение считается, если правонарушитель предвидит общественно-вредные последствия своего поведения, но все равно желает или допускает их. Примером является незаконная утилизация опасных отходов в не установленных для этого местах.
Неосторожность проявляется в виде самонадеянности или небрежности.
Самонадеянным деяние считается тогда, когда правонарушитель предвидит возможные вредные последствия своего поведения, но предполагает, что сможет избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит возможных вредных последствий своего поведения, хотя должно было или могло их предвидеть.
На основе состава экологического правонарушения можно выделить множество возможных нарушений. Рассмотрим несколько примеров.
Классификация экологических правонарушений
Классификация экологических правонарушений существует много. Для того, чтобы различать их, следует ориентироваться на основания для классификации.
По субъекту правонарушения:
По степени ущерба, нанесенного нарушением закона:
Иногда в эту категорию добавляют экоцид — деяние настолько масштабное, что оно способно вызвать экологическую катастрофу. Примерами экоцида являются массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление земных, водных и воздушных ресурсов.
По виду юридической ответственности:
По объекту посягательства:
По сфере проявления:
Виды ответственности за правонарушения в экологической сфере и их характеристика
Ответственность за правонарушения в сфере охраны экологии необходима, чтобы обеспечить безопасность окружающей среды, и урегулировать использование природных ресурсов. В соответствии с действующим законодательством, выделяют 4 вида ответственности:
Особенность экологических правонарушений заключается в том, что применение мер ответственности не освобождает виновных от обязанности возместить причиненный ущерб. Нарушитель обязан возместить вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
Дисциплинарная
Дисциплинарная ответственность наступает в случае невыполнения работником его профессиональных обязанностей, планов, нормативов и мероприятий по охране природы и рациональному пользованию природными ресурсами.
Суровость наказания регулируют правила внутреннего распорядка компании, ее положения и уставы, а также Трудовой Кодекс и другие нормативные акты.
Основные виды возможных дисциплинарных взысканий:
Также возможны наказания в виде:
Если рассматривать состав дисциплинарного правонарушения в сфере экологии, субъективной стороной чаще всего будет выступать неосторожность.
Наложение на виновное лицо дисциплинарного наказания не освобождает его от других видов ответственности.
Гражданско-правовая
Сущность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она возлагает на правонарушителя обязанность возместить причиненный в результате правонарушения вред.
Наравне с «классическими» правонарушениями в экологической сфере она включает в себя 2 исключительных случая.
Сумма, которую взыщут с правонарушителя в судебном порядке, передают потерпевшей стороне для восстановления потерь. Пострадавшей стороной в данном случае могут выступать: гражданин, субъект хозяйственной деятельности или экологический фонд, защищающий природные объекты в общем пользовании.
Вред может быть возмещен не только в денежной, но и в натуральной форме.
Административная
Наступление административной ответственности связано с экологическим правонарушением, при котором отсутствует состав преступления и присутствует вина. Правонарушения, как правило, классифицируют как экологический проступок.
Этот вид ответственности наступает только за определенные виды правонарушений, которые указаны в законе как административные. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.
Примеры правонарушений, которые являются основанием для наступления административной ответственности:
Уголовная
В структуре современного Уголовного кодекса Российской Федерации экологические преступления выделяют в отдельную 26 главу. Уголовная ответственность предусмотрена за:
Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности. Она наступает за экологические преступления, которые обладают наивысшей общественной опасностью.
Возможными санкциями являются: штрафы, ограничение или лишение свободы, исправительные работы, запрет занимать определенные должности.
Экологическое право. Охрана окружающей среды
Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду. И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны. Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.
Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.
Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов. Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой. Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.
Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.
Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.
Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9. Конституции РФ).
Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования». Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.
Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:
Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.
Земельный кодекс РФ
Закон РФ о недрах
Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды. При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.
Лесной кодекс РФ
Лесной кодекс РФ предусматривает такие мероприятия, как сбережение, охрану и защиту лесов; сохранение биологического разнообразия; отнесение тех или иных видов лесов к группам и категориям исходя из их природоохранных, экологических и социальных функций и местоположения; установление порядка ведения лесного хозяйства в зависимости от группы и категории защитности лесов; определение обязанности исключать или ограничивать отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние других природных объектов и т. п.
Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Лесохозяйствеиные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Тем самым интересы лесопользователей при всей их хозяйственной самостоятельности (закон запрещает вмешиваться в деятельность организации под страхом материальной ответственности) гармонично должен уживаться с интересами сохранности среды обитания животных (дикой фауны).
Водный кодекс РФ
Водный кодекс РФ содержит в себе такие эколого-правовые нормы, как: возможность ограничения или запрещения пользования отдельными водными объектами и их частями в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья населения; установление лимитов водопользования в целях предотвращения истощения водных объектов; обязанность водопользователей не допускать условий ухудшения водной и околоводной флоры и фауны; лицензирование водопользования и возможность пересмотра условий лицензии в случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне; устанавливает платность водопользования, право собственности граждан и юридических лиц на замкнутые водоемы; разрешает некоторые сделки по приобретению права водопользования и др.
Федеральный Закон о животном мире
Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.
Закон РФ об охране атмосферного воздуха
Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.
Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях» установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.
Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.
Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими «китайскими стенами», а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.
Ответственность за экологические правонарушения
Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение проступка должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую, за преступления — уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.
Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.
Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.
Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Важная роль в решении природоохранных задач принадлежит правоохранительным органам. Так, например, в России созданы и действуют природоохранные прокуратуры. Одни из них работают на определенной территории, например, Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства во всей республике. Другие природоохранные прокуратуры созданы для более эффективного исполнения законов на определенном экологическом объекте. Так, создана Волжская межрегиональная экологическая прокуратура, расположенная в Твери. Она осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства по реке Волге, тем самым как бы охраняя великую реку от правонарушений, наносящих ей непоправимый вред. Структурное подразделение этой прокуратуры действует и в нашей республике, так как Волга протекает через всю ее территорию. Называется она Казанская межрайонная экологическая прокуратура. Обе эти прокуратуры взаимодействуют.
Многое делают для предупреждения и пресечения экологических правонарушений органы внутренних дел.
Специальные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением правил охраны природы. Например, органы Государственной лесной охраны оберегают леса, проверяют соблюдение в лесах правил пожарной безопасности. Имеются также органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны и др. За проступки, посягающие на природные богатства, эти органы налагают такие административные взыскания, как штраф, конфискация орудий незаконного лова рыбы или незаконной охоты, лишение охотничьего билета и др.
Охрана природы и рациональное использование ее богатств — важнейшая государственная задача.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам экологического права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Прокурор разъясняет
Статьей 58 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Преамбулой к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается аналогичная обязанность каждого человека.
Уголовная ответственность за экологические преступления установлена в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Законодатель не случайно выделил данные нормы в отдельную главу, подчеркивая важность и значимость данных общественных отношений.
Выделяются несколько групп экологических преступлений. Одна из групп объединяет деяния, посягающие на отдельные элементы окружающей среды, ее классификационным признаком выступает предмет преступления – охраняемый природно-ресурсный потенциал: животный мир (ч. 1 ст. 249, ст. 256-258 УК РФ), растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст. 260 и 261 УК РФ), воды (ст. 250, 252 УК РФ), атмосфера (ст. 251 УК РФ), особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст. 253, 259, 262 УК РФ), земля (ст. 254 УК РФ), недра (ст. 255 УК РФ).
Для объективной стороны экологического преступления характерно наличие трех элементов:
реальная угроза либо причинение вреда экологии, нарушение прав и интересов субъектов экологического права;
причинная связь между общественно опасным противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением прав и интересов субъектов экологического права.
Составы преступлений, названных в главе 26 УК РФ, как правило, являются материальными, то есть ответственность наступает за причинение вреда природной среде, для привлечения виновного к ответственности необходимо наступление преступных последствий.
Уголовно наказуемы только противоправные деяния, повлекшие указанные в законе последствия. Деяние приобретет признак противоправности только в случае, когда вред и негативное воздействие на компонент природной среды причиняется неправомерными действиями. Противоправно то загрязнение природы, которое совершено без получения соответствующего разрешения либо с превышением согласованных уполномоченным органом качественных или количественных величин эмиссии вредных веществ в природную среду. В таком случае для обоснования противоправности действий лица достаточно доказать отсутствие у него законных оснований для негативного воздействия на природу и наступление перечисленных в законе последствий. Ответственность за бездействие наступает при условии, если уполномоченное лицо не выполняет тех обязанностей, которые на него возложены законом, иными нормативными актами или должностными инструкциями.
УК РФ предусматривает широкий спектр наказаний за экологические преступления, позволяющие учесть их общественную опасность, обеспечить восстановление социальной справедливости.
Наиболее часто используемым в главе 26 УК РФ видом наказания является штраф. Он присутствует в санкциях практически всех составов экологических преступлений и использован в качестве основного и дополнительного вида наказания. В некоторых составах нижняя граница штрафа отсутствует, за совершение наиболее общественно опасных экологических преступлений штраф может быть назначен в размере до трех миллионов рублей.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение экологических преступлений назначается сроком до трех лет (исключение составляют ст. 250, 251, 252, 253 и 258.1 УК РФ, где максимальный срок данного вида наказания увеличен до пяти лет).
Часто применимым наказанием по делам об экологических преступлениях являются обязательные работы. В большинстве санкций экологических преступлений обязательные работы не имеют нижнего размера границы наказания, а верхний предел установлен в 480 часов (максимально возможный в соответствии со ст. 49 УК РФ срок).
В санкциях составов экологических преступлений присутствует также такой вид наказания, как исправительные работы, которые назначаются сроком до двух лет, и принудительные работы, которые назначаются по разным составам сроком до 5 лет.
В качестве наказания за совершение экологического преступления предусмотрено ограничение свободы, которое применяется как основной вид наказания, так и дополнительный. В качестве основного наказания ограничение свободы применяется сроком до двух лет (за исключением ст. 259 УК РФ, где срок наказания составляет 3 года), в качестве дополнительного наказания ограничение свободы применяется сроком до двух лет.
Лишение свободы предусмотрено в качестве наказания в санкциях практически всех составов, максимальный срок наказания составляет до десяти лет.