в чем особенность восточных интонаций
Конспект урока музыки 4 класса Русский Восток
Тема: Русский Восток. Восточные мотивы.
Тип урока: получение новых знаний, форма – комбинированный.
Цель : Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.
Проблема урока: Особенности восточной интонации.
Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;
расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;
Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;
Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой;
Развивать внимание, память.
Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
— Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита « Шехерезада ».
Получат возможность познакомиться с особенностями восточных интонаций.
Получат возможность развивать вокальные и исполнительские возможности (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).
Познавательные: внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: Осваивают различные способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: Развивают образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
— М. И.Глинка. Опера « Руслан и Людмила» « Персидский хор »;
— Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита « Шехерезада ».
1. Музыкальное приветствие.
2. Закрепление темы прошлого урока.
3.Введение в тему урока.
Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии.
— В чем особенность восточных интонаций?
— Что нам надо узнать на уроке?
В чем же особенности восточной интонации?
Слушание « Персидский хор ».
– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины)
— Зачем? (персидские девы манят путников пленительным пением) Как восточным красавицам это удается?
— В чем особенность их пения?
– Тембр голоса завораживающий, нежный,
– убаюкивающий ритмический рисунок,
– мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)
Творческое задание: импровизация подходящих к музыке движений.
-Представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.
— Получился замечательный восточный танец!
4. Углубление в тему
– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.
— Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами.
5. Работа по теме урока.
– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
Презентация «Дивный Восток»
Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.
– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)
– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)
– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)
– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока.
Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Слушание музыки из музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада».
– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)
– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)
– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)
– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? ( мягкая, нежная, тонкая, мягкая, задумчивая, мечтательная, пленительная. …)
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)
– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)
– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
6. Итог урока. Рефлекия.
— Назовите тему урока.
— Какие произведения слушали?
— Какова проблема урока?
В чем же особенности восточной интонации?
– Теперь, прослушав восточные темы и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации.
– многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;
– мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент ;
– часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;
– характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.
– Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма .
– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? (придают волшебство, загадочность, контраст…)
– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? ( Образ Востока – музыка, архитектура, быт, культура)
— Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?
— Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток? (ответы детей).
– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных культур.
7. Вокально-хоровая работа.
Музыкальные упражнения, распевание.
Слушание, разбор, разучивание «Веселая песенка» А.Ермолова.
Устно ответьте на вопрос: В чем же особенности восточной интонации?
Дата 10.04
Тема:Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов. М.И.Глинка «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».
Ход урока
Слово преподавателя
Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии.
Нам нужно выяснить в чем же особенности восточной интонации?
2. Слушание«Персидский хор». https://youtu.be/wHiJNWz7Fho
– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины)
— Зачем? (персидские девы манят путников своим пением) В чем особенность их пения?
– Тембр голоса завораживающий, нежный,
– убаюкивающий ритмический рисунок,
– мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.
Углубление в тему
– “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.
– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”.
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.)
— Увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова . Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца после первого знакомства со сборником сказок «1001 ночь».
Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, оставил свое намерение.
4.Слушание музыки из музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада». https://youtu.be/BGKrY81_xjw
– Начинается этот фрагмент с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны?
– Какие инструменты помогли нам все это почувствовать? (скрипка и арфа –образ Шехеразады, медные духовые инструменты- Шахриар)
Итог урока
Устно ответьте на вопрос: В чем же особенности восточной интонации?
Конспект урока музыки в 4-м классе по теме: «Русский Восток»
Разделы: Музыка
Тема четверти: «В музыкальном театре»
Тема урока: «Русский Восток»
Тип урока: углубление в тему
Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.
1. Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном
своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;
2. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях, в рисунках детей с изображением полюбившихся сцен из оперы; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой; развивать внимание, память.
3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
Музыкальный материал: фрагменты из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”: Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский (из 4-го д.); симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент)
Оборудование: рисунки детей с изображением полюбившихся сцен из оперы “Руслан и Людмила”; магнитофон; карточки зеленого, желтого и розового цветов с опорными словами; тематический плакат, оформленный в восточном стиле с названием “Русский Восток”; иллюстрации со сборника арабских сказок “Тысяча и одна ночь”; компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему “Древний Восток”, слайд с программным вступлением к сюите “Шехеразада” и слайд “Особенности восточной интонации”); стол, платки, восточные сладости, блюдо с разнообразными фруктами, расписные кувшины; портрет композитора Н. Римского – Корсакова; бланки викторины;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Разминка “Хорошее настроение”
– Здравствуйте, ребята! У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!
II. Активизация ранее полученных знаний
– На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой. Напомните автора и название оперы? (опера М. Глинки “Руслан и Людмила”) Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина)
– В этой опере мы познакомились с множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят ваши рисунки (учитель заранее оформляет доску рисунками детей). Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.
Выборочное прослушивание фрагментов из оперы
1) Ария Руслана (из 2-го д.)
– Какие чувства испытывает главный герой? Каким показан здесь Руслан? (грустный, печальный, мрачный, подавленный) Почему? Где он находится? (это сцена из оперы, когда Руслан попадает на Мертвое поле и скорбит по погибшим)
2) Каватина Людмилы (из 1-го д.)
– Где поет свою песню Людмила? (на свадьбе) Какой вы ее себе представили? (веселая, игривая, подшучивает над Фарлафом и Ратмиром)
3) Персидский хор (из 3-го д.)
– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины) Зачем? (персидские девы манят путников пленительным пением) Как восточным красавицам это удается? В чем особенность их пения?
– Тембр голоса завораживающий, нежный,
– убаюкивающий ритмический рисунок,
– мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
III. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)
Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.
Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений
– Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия (учитель исполняет мелодию “Персидского хора” – дети двигаются, далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя “танец персидских дев”). А теперь соединим характерные движения и, вокализируя, “исполним” хор персидских девушек (разучивание мелодии по строчкам) – споем эту мелодию со словами. Получился замечательный восточный танец!
IV. Повторное слушание и обобщение
– В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. А где еще в опере используются восточные мотивы? (восточные танцы: турецкий, арабский и лезгинка звучат в сказочном царстве злого волшебника Черномора)
– И здесь Глинка использовал подлинные интонации и ритмы восточных народов. Друг за другом следуют турецкий, арабский танец и лезгинка, каждый из которых отмечен удивительным своеобразием. Какой из них наиболее плавный и спокойный, какой самый темпераментный и стремительный? (ответы детей)
– Еще раз послушайте музыкальные фрагменты и подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев? Сравни и выяви особенности?
Турецкий танец: плавная покачивающаяся мелодия передает неторопливые, размеренные, мягкие и томные движения танцующих.
Арабский танец: горячий, темпераментный; основная тема звучит весело, задорно – резкие акценты на сильной доле напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; далее следует легкая, изящная, отрывистая, “женственная” мелодия, сопровождающаяся звучанием колокольчиков.
Лезгинка – напоминает бурный восточный темперамент: частая смена темпа (в очень быстром и сдержанном темпе), динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.
– Итак, вы прослушали восточные танцы, до этого – хор персидских девушек, так в чем же здесь особенность мелодического рисунка? (ответы детей)
– Проверить и дополнить ваши ответы нам помогут карточки, скрытые на доске. Откроем их и прочитаем вслух (на доске заранее подготовлены карточки разных цветов с характеристикой мелодического рисунка)
ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ
– Вспомните, какую роль в опере играют восточные танцы? (отвлечь, удивить и развеселить Людмилу). Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…
– Подумайте, почему при создании русского национального характера в опере используются восточные мелодии – в песнях, танцах? (придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…)
V. Углубление в тему
– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.
– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами (объявление темы: на доске вывешивается плакат, оформленный в восточном стиле с названием “Русский Восток” – учитель обращает внимание на особенную роспись и вязь письма)
– Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.
– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)
– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)
Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:
– серия живописных восточных картин (3-4 слайда),
– иллюстрации из восточных сказок (4-5)
Потом учитель обращает внимание на заранее приготовленный стол, который накрыт платком, открывает его, и дети комментируют то, что видят на столе: восточные сладости, шелк, украшения из золота, разнообразие фруктов, специй, расписные кувшины, а также репродукции картин и т.д.
– Теперь, я думаю, вам будет легче подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении? (ответы детей)
– Сверим ваши ответы с теми, что, скрыты на доске (переворачиваем карточки и читаем вслух)
– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.
– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)
– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с “Русским Востоком”. В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):
Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
VI. Слушание музыки
– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)
– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)
– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)
– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)
– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)
– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
VII. Закрепление
– Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере М. Глинки “Руслан и Людмила” и в симфонической сюите Николая Римского-Корсакова “Шехеразада”. Здесь мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими, и с воинственными музыкальными образами. А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, приготовьтесь к написанию викторины (учитель раздает бланки викторины и объясняет ход работы в них):
Наименование произведения
1. М. Глинка. Персидский хор. Из оперы “Руслан и Людмила”
2. М. Глинка. Турецкий танец. Из оперы “Руслан и Людмила”
3. М. Глинка. Арабский танец. Из оперы “Руслан и Людмила”
4. Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Из сюиты “Шехеразада”
5. Н. Римский Корсаков. Тема Шехеразады. Из сюиты “Шехеразада”
– Теперь, прослушав немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации? (ответы детей завершаются показом слайдов “Особенности восточной интонации”)
– многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;
– мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;
– часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;
– характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.
– Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.
– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? (придают волшебство, загадочность, контраст…)
– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток? (ответы детей)
– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных культур.
VIII. Итог урока
Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.
– Понравился вам урок? Что было для вас сложным сегодня?
– Мне урок понравился. Было приятно с вами работать. Всего доброго. Урок окончен. До свидания.