в чем особенность восклицательных предложений 5 класс
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
Виды предложений по эмоциональной окраске – восклицательные, невосклицательные.
Восклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с разным выражением чувств:восторга, гнева, сожаления, радости.
Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с обычной ровной интонацией, будничным тоном. В них сообщается о чем-то или констатируется факт существования или отсутствия чего-либо.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – это наименьшая единица общения. Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а с какой-то целью. Мы сообщаем о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Мы хотим получить какую-либо информацию, спросить о чём-то. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди что-то сделали: просим, предлагаем, советуем, требуем. Вот почему предложения, которые мы используем, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Будучи разными по цели высказывания предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией. Например:«Уж постоим мы головою за родину свою!» (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.
Восклицательные предложения выражают эмоции говорящего. Об этом говорится в стихотворении А. Тетивкина «Восклицательный знак»:
чтоб выделить волнение,
Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения. Рассмотрим следующие предложения.
Предложения, не имеющие дополнительной эмоциональной интонации, называются невосклицательными. Рассмотрим следующие примеры. Хотите заглянуть в будущее? (В. Кетлинская). Это предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – невосклицательное. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. (Пословица).Это предложение побудительное по цели высказывания и невосклицательное по эмоциональной окраске.
Как же на письме выражается восклицательная интонация? Восклицательные предложения могут иметь следующие особенности:
1) Они произносятся более высоким тоном, с выделением слова, выражающего эмоцию. Например, Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). В предложениях выделяются последние слова фразы. Также здесь используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на которые падает акцент.
2) В восклицательных предложениях часто встречаются междометия. Например, Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона! (И. Крылов).Междометия усиливают восклицание.
3) В восклицательных предложениях часто употребляются вопросительные местоимения, которые теряют вопросительную интонацию. Например, Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. (М. Горький). В этом примере вопрос произносится с чувством восторга и решимости, поэтому предложение – вопросительное по цели высказывания и восклицательное по эмоциональной окраске.
На письме в конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Если такое предложение по цели высказывания вопросительное, то ставится два знака: вопросительный и восклицательный.
Теоретический материал для углублённого изучения.
Писатели и поэты, чтобы обогатить свои произведения эмоциями, идеями и смыслом, используют риторическое восклицание.
Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к тому, о чём идёт речь.
Зачем нужны риторические восклицания?
При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею. Например, Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф. Тютчев).
Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний. Например, Образующийся при нуле градусов лёд легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин).
Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя. Например, Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь). Используя риторические восклицания, Н. В. Гоголь передаёт своё восхищение украинской ночью, обращает наше внимание на красоту природы.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Хорошо в осеннем лесу! _________
Идите в лес и любуйтесь красотою природы! ______________
А вы любите осенний лес? ___________
Разбор задания: анализируем предложение: первое предложение содержит восклицание (глагола нет), так как оно произносится с чувством радости, в конце стоит восклицательный знак, то это предложение восклицательное, следовательно, по цели высказывания это повествовательное, а по эмоциональной окраске – восклицательное предложение. Идите в лес и любуйтесь красотою природы! Глагол стоит в повелительном наклонении. В конце стоит восклицательный знак. Следовательно, предложение побудительное, восклицательное. А вы любите осенний лес? В конце стоит знак вопроса, следовательно, предложение вопросительное, невосклицательное, так как вопрос не содержит восклицания, не передаёт сильных эмоций.
Разбор задания: вспоминаем, что по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные предложения. Следовательно, ответ: побудительные – лишнее слово.
Восклицательные предложения в русском языке. Примеры
Восклицательные предложения выражают чувства и эмоции говорящего. В их конце ставится восклицательный знак.
Виды предложений
В русском языке простые предложения имеют несколько характеристик. Они могут содержать в себе сообщение о чем-то, вопрос или побуждение к действию. С этой точки зрения по цели высказывания простые предложения делятся на следующие виды:
Но кроме этого, существует еще одна характеристика предложения. Все эти виды предложений могут отличаться по силе выраженного в них чувства. Кроме сообщения, вопроса или побуждения к действию, в них возникает эмоциональный фон, когда говорящий выражает к сообщаемому свое отношение, вносит в него чувства, или эмоции.
Эмоция [фр. emotion Что такое восклицательные предложения?
Чтобы понять, что такое восклицательное предложение, сравним два очень похожих, на первый взгляд, высказываия:
В первом предложении содержится констатация факта, сообщение о природном явлении, когда закончилось темное время суток и наступил день. Это повествовательное предложение, которое произносится спокойным тоном, без особой экспрессии.
Второе предложение тоже повествует о том же явлении, но в нем присутствует эмоция радости, восторга и восхищения.
Сделаем вывод, что предложения могут отличаться друг от друга по силе выраженного в них чувства.
Говорящий может выразить радость, восхищение, огорчение, страх, возмущение, злость, раздражение и пр.
Это проявляется в устной речи с помощью особой интонации, более напряженной, повышенной. В письменной речи восклицательное предложение обозначается с помощью восклицательного знака.
Эмоционально окрашенное предложение называется восклицательным.
Предложения могут произносится спокойным ровным тоном. По силе выраженного чувства это невосклицательные предложения. Предложение может произносится с особой интонацией, передающей сильное чувство.
Сравним:
Расцвели в саду яблони (повествовательное, невосклицательное предложение).
Зайдешь в сад, а там расцвели яблони! (повествовательное, восклицательное предложение).
По эмоциональной окраске восклицательными могут быть все виды предложений, различающиеся по цели высказывания.
Понаблюдаем:
Я хочу танцевать (повествовательное, невосклицательное)
Я хочу танцевать! (повествовательное, восклицательное)
Разве ты не выучил это правило? (вопросительное, невосклицательное)
Разве ты еще не выучил это правило?! (вопросительное, восклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно (побудительное, невосклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно! (побудительное, восклицательное).
По эмоциональной окраске все предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Средства передачи восклицания
Кроме особой интонации, которая используется в восклицательных предложениях, в русском языке существуют специальные «восклицательные слова»:
Ну, и зачем ты мне об этом говоришь?!
Примеры восклицательных предложений в литературе
Восклицательные предложения не встретишь в научном тексте. А вот в художественной литературе эмоционально окрашенные предложения охотно используют писатели в своих произведениях для передачи различных чувств.
Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. С. Пушкин).
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. С. Пушкин).
Как хорошо ты, о море ночное! (А. Тютчев).
Раззудись, плечо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).
Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! (А. С. Пушкин).
Видеоурок «Восклицательные и невосклицательные предложения»
Сохранить статьюВосклицательные предложения в русском языке
Восклицательные предложения выражают чувства и эмоции говорящего. В их конце ставится восклицательный знак.
Виды предложений
В русском языке простые предложения имеют несколько характеристик. Они могут содержать в себе сообщение о чем-то, вопрос или побуждение к действию. С этой точки зрения по цели высказывания простые предложения делятся на следующие виды:
Но кроме этого, существует еще одна характеристика предложения. Все эти виды предложений могут отличаться по силе выраженного в них чувства. Кроме сообщения, вопроса или побуждения к действию, в них возникает эмоциональный фон, когда говорящий выражает к сообщаемому свое отношение, вносит в него чувства, или эмоции.
Эмоция [фр. emotion Что такое восклицательные предложения?
Чтобы понять, что такое восклицательное предложение, сравним два очень похожих, на первый взгляд, высказываия:
В первом предложении содержится констатация факта, сообщение о природном явлении, когда закончилось темное время суток и наступил день. Это повествовательное предложение, которое произносится спокойным тоном, без особой экспрессии.
Второе предложение тоже повествует о том же явлении, но в нем присутствует эмоция радости, восторга и восхищения.
Сделаем вывод, что предложения могут отличаться друг от друга по силе выраженного в них чувства.
Говорящий может выразить радость, восхищение, огорчение, страх, возмущение, злость, раздражение и пр.
Это проявляется в устной речи с помощью особой интонации, более напряженной, повышенной. В письменной речи восклицательное предложение обозначается с помощью восклицательного знака.
Предложения могут произносится спокойным ровным тоном. По силе выраженного чувства это невосклицательные предложения. Предложение может произносится с особой интонацией, передающей сильное чувство.
Сравним:
Расцвели в саду яблони (повествовательное, невосклицательное предложение).
Зайдешь в сад, а там расцвели яблони! (повествовательное, восклицательное предложение).
По эмоциональной окраске восклицательными могут быть все виды предложений, различающиеся по цели высказывания.
Понаблюдаем:
Я хочу танцевать (повествовательное, невосклицательное)
Я хочу танцевать! (повествовательное, восклицательное)
Разве ты не выучил это правило? (вопросительное, невосклицательное)
Разве ты еще не выучил это правило?! (вопросительное, восклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно (побудительное, невосклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно! (побудительное, восклицательное).
Средства передачи восклицания
Кроме особой интонации, которая используется в восклицательных предложениях, в русском языке существуют специальные «восклицательные слова»:
Ну, и зачем ты мне об этом говоришь?!
Примеры восклицательных предложений в литературе
Восклицательные предложения не встретишь в научном тексте. А вот в художественной литературе эмоционально окрашенные предложения охотно используют писатели в своих произведениях для передачи различных чувств.
Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. С. Пушкин).
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. С. Пушкин).
Как хорошо ты, о море ночное! (А. Тютчев).
Раззудись, плечо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).
Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! (А. С. Пушкин).
Видеоурок «Восклицательные и невосклицательные предложения»
Конспект урока по русскому языку на тему «Восклицательные предложения» 5 класс
Урок «Восклицательные предложения» (5-й класс)
(Подготовила учитель русского языка и литературы Вакуленко Ольга Михайловна)
Познакомить учащихся с восклицательными предложениями;
Учить:
а) находить и правильно произносить восклицательныеф предложения с различной целью высказывания;
б) ставить знаки препинания в конце предложения;
Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки для тренировочных упражнений, карточки для самостоятельной работы, карточки для рефлексии.
1.Оргмомент. Проверка домашнего задания. Слайд №1
— Добрый день, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в гости к Смешарикам. Заодно вспомним правила русского языка и познакомимся с новыми. (слайд №2)
Ну, что согласны? Тогда в путь.
Смотрите вот Кар Карыч как всегда в кресле-качалке и с газетой. Что он там читает? (слайд№3) Это статья об охране птиц, но вот беда знаки препинания и некоторые орфограммы плохо пропечатались и не понятно как читать. Давайте поможем Кар Карычу поставим нужные знаки препинания и орфограммы. (слайд №4)
Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.
-Молодцы, все правильно сделали.
— Продолжите фразу: предложение – это…
— Грамматическая основа – это……
— По составу грамматической основы предложения бывают ……………
— По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и ………….
2. Постановка проблемного вопроса.
— Ребята, теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что означает этот знак? Мы можем увидеть его на лавочке в парке или на стене в помещении, о чем он нам сообщает? Слайд №7
(Здесь покрашено! Будь сторожен!)
— Молодцы! А какие это предложения по цели высказывания?
(Первое предложение повествовательное. Оно сообщает о том, что здесь покрашено. Второе побудительное. Оно выражает совет.)
— Хорошо, исходя из этих предложений, вы можете назвать тему нашего урока?
— Какова цель нашего урока?
(Выяснить роль восклицательных предложений в речи)
— Молодцы. Запишите число и тему урока. Слайд № 8-9
3. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока
— Ребята, наш поэт Бараш сочиняет очередное стихотворение, он подобрал несколько строк для него, но не знает какие знаки препинания в конце предложения ставить и почему. Давайте ему поможем?
В правом и левом столбике одинаковые предложения, а знаки препинания в конце предложений разные. Объясните, почему?
Мы были в лесу. Мы были в лесу!
Кто взял книгу? Кто взял книгу?!
Прочитай книгу. Прочитай книгу!
(Слева предложения по интонации невоскл., справа те же предложения по цели высказывания– воскл.)
— Как мы должны читать предложения справа?
— Запишем предложения справа в свои тетради. Слайд №11
— Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания?
( Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Они могут выражать чувства и в то же время сообщать о чем-либо, спрашивать или побуждать к действию.)
— Давайте запишем этот вывод.
— Молодцы, помогли Барашу, теперь он может дольше писать свое произведение.
— А теперь Нюша предлагает вам закрепить полученные знания, мы с вами запишем графический диктант. Я буду читать предложения, а вы записываете лишь знак препинания соответствующий концу предложения. Готовы?
Осень. Красивые наши рощи осенью! Приходилось ли тебе бывать там на рассвете? Слышал ли ты хрустальный звон прохладного осеннего утра?
Многие люди ходят в рощи дышать свежим воздухом. Попробуй и ты!
— Давайте проверим, друг друга, верно ли вы отвечали. Поменяйтесь тетрадями. (сверяют с эталоном) Слайд № 13-14
4. Физкультминутка. Слайд № 15
1. Тренировочные упражнения (распечатаны для каждого ученика).
— Ребята, вам приготовили задания Ёжик и Крош давайте выполним их.
Слайд 16-17 (проверка)
а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные знаки препинания.
Пролетели летние каникулы Где ты был летом Как чудесно загорать на солнышке и купаться в море Скучал ли ты по одноклассникам Здравствуй, школа
б)Запишите предложения, распределяя их в два столбика:
побудительные и повествовательные.
Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!
2. Самостоятельная проверочная работа.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации.
Как красиво светят летней ноч..ю звёзды вы видели звёз..ный дож..ь а какой з..гадочной бывает луна она появляет. ся тоненьким серпом
— Над какой темой работали на уроке? Каких предложений в нашей речи больше: восклицательных или невосклицательных? Почему? Какими бывают восклицательные предложения по цели высказывания? (слайд №20)
Как вы считаете, чего мы достигли сегодня на уроке?
Вам понравилось в гостях у Смешариков? Мы ещё с ними обязательно встретимся. До новых встреч, ребята!
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Я предлагаю вам закрасить одного из этих пушистиков соответственно вашему настроению от урока (листы с пушистиком у каждого на столах ).
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 183 с. 89
183. Р асскажите о предложении по плану. Ответы подкрепляйте своими примерами. В каком стиле речи вы будете строить ответы на предложенные вопросы?
1. Какие бывают предложения по цели высказывания?
2. В чём особенность восклицательных предложений?
3. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
4. Какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения?
1. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Предложения, в которых:
2. Сообщать, спрашивать о чём-либо и побуждать к какому-либо действию мы можем, одновременно выражая какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. п.
В этом случае повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся по интонации восклицательными.
В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.
3. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
4. Точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки — это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.
Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).