в чем особенность содержания и реализации зт
Пространство детской реализации. Новое в программе «От рождения до школы»
Ольга Вишнивецкая
Пространство детской реализации. Новое в программе «От рождения до школы»
Пространство детской реализации.
В дошкольном образовании существует два фундаментальных понимания того, кто такой ребёнок. Одно из пониманий – ребёнок –это малоопытный субъект. Процесс развития выступает как освоение ребёнком каких-то достижений человеческого общества. Взрослый управляет этим процессом. Это происходит в зоне ближайшего развития (ЗБР). ЗБР — это место встречи первичной и идеальной формы.
• отбирает культурные образцы;
• показывает способы действия;
Такая форма называется — развивающее обучение.
Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой ребенок по своим возможностям оценивается гораздо выше взрослого. В этом случае ребенок рассматривается как субъект образовательного процесса, то есть сам определяет осваиваемое содержание и управляет временем. Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, считают нежелательным вмешательство взрослого в процесс детской активности.
В новой редакции программы «От рождения до школы» выдвигается новый термин — пространство детской реализации (ПДР, противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры.Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Мы говорим о том, что пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
В связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Согласно программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве ЗБР. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому вторая задача, которая стоит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом. Эти же задачи стоят и в семейном воспитании. Задача семьи — обеспечить возможность разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи. Так, участие детей в обсуждении семейных проблем с правом голоса повышает их уровень морального сознания, что говорит о важности поддержки пространства реализации (Walker, Taylor, 1991). В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников (Веракса Н. Е., Веракса А. Н., 2015). Имеющиеся на этот счет данные позволяют говорить о разворачивании пространства детской реализации, начиная с раннего возраста. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого. Выделение двух пространств: зоны ближайшего развития (ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР) позволяет говорить о существовании характерного для каждого из них типа общения. Общение взрослого и ребенка в ЗБР фактически направлено на то, чтобы ребенок освоил идеальную форму, и представляет собой по сути дела инструктирование детей. Задача этого типа общения состоит в том, чтобы ребенок понял указания взрослого и подчинился логике структурных отношений, стоящих за системой научных знаний. Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
С построением пространства реализации связан поиск новых образовательных практик (Formosinho, Figueiredo, 2014). Этот подход, связанный и с удержанием зоны ближайшего развития на занятиях и построением пространства детской реализации, характеризует главное направление развития программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Таким образом, можно сказать, что развитие ребенка в детском возрасте, представленное в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР, т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры будущего.
Два пространства по своей сути противоположены друг другу. Педагогу нужен особвый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
«Транспорт. Безопасность на улице». КТП ОП в средней группе по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Транспорт. Безопасность на улицеРазвёрнутое содержание работы: Расширять представления о видах транспорта и его.
КТП ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы». Тема «Я в мире человек. Мои друзья» ТЕМА НЕДЕЛИ: «Я В МИРЕ ЧЕЛОВЕК. МОИ ДРУЗЬЯ» Цель: Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о себе в прошлом,.
«Насекомые». Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» ТЕМА НЕДЕЛИ: «НАСЕКОМЫЕ» Программное содержание: Расширять представления детей о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи,.
Календарно-тематическое планирование ОП по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ТЕМА НЕДЕЛИ; ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ Цель: Продолжать расширять и систематизировать знания детей о домашних животных и птицах, их характерных.
Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Здравствуй, детский сад! Наша группа» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Здравствуй, детский сад! Наша группаРазвёрнутое содержание работы: Вызвать.
Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Кто встречает нас в детском саду? Труд взрослых» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Кто встречает нас в детском саду? Труд взрослыхРазвёрнутое содержание работы:.
Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Детский сад. Игрушки и игры. Друзья» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Детский сад. Игрушки и игры. Друзья Развёрнутое содержание работы: Продолжать.
Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Осенняя пора» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:ОСЕННЯЯ ПОРА. ЛЕС ОСЕНЬЮ Развёрнутое содержание работы: Расширять представления.
Отчет о работе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной группе В 2017-2018 гг. в нашей группе воспитывалось 23 ребёнка. Все дети освоили программу дошкольного образования Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.
Примерное перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию по программе «От рождения до школы» на год «День знаний» Рисование: «Лето» П/ с: Учить детей отражать свои впечатления о лете в рисунке. Т. С. Комарова стр. 32 Аппликация «Натюрморт».
Статья «Формы, методы, приемы реализации предметного содержания в системе развивающего обучения»
Тема: Формы, методы, приемы реализации предметного содержания в системе развивающего обучения.
В педагогике давно известна аксиома, согласно которой возможности ученику знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения в конечном счете определяется тем, что и как будет делать ученик.
Те или иные действия учителя имеют смысл лишь постольку, поскольку они вызывают ответные действия учащихся. Если такого взаимодействия учителя с учениками нет, процесс обучения лишается какого бы то ни была смысла. Установление соответствия (или не соответствия) полученного понятия требованиям учебной задачи предполагает осуществление рефлексивного контроля своей учебной деятельности.
В процессе формирования учебной деятельности происходит интенсивное развитие тех свойств ученика, которые характеризуют его как субъекта деятельности и личности. Прежде всего это относится к мышлению, становящемуся основой интеллекта, к специальным способностям (лингвистическим, математическим и т. п.) и к сознанию.
Поэтому в деле воспитания, образования, понятие «творчество» обычно связывается понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
— ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные решения задач и пр. ;
— хорошая память, развитые познавательные умения;
— активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
— ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций ;
— готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Можно встретить утверждение, будто настоящий талант, гений, пренебрегает логикой, пропускает шаги логического рассуждения, сразу делает правильный вывод.
При решении творческих задач существенно повышается уровень поз- нательного интереса детей, они увлекаются такими работами.
Обычные каналы усвоения знаний из рассказа учителя, чтение страниц учебника, усвоение готового определения или правила, модели или таблицы 6ывают полезны, а иногда необходимы, но они лишь косвенно подготавливают ученика к творчеству. Выведение тех же знаний из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения явлений, выполнения практических работ содержит несомненный творческий элемент. Возникает необходимость развивать » критерии » креативности личности не от случая к случаю, а систематически на каждом уроке?
Тот, кто работает с первоклассниками, хорошо знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения. Ребята чрезмерно не подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? На помощь приходит игра.
Родной язык, как и другие предметы, дает широкие возможное, для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе. Игры со словами должны стать частью предметного обучения, помогая воспиты вать у ребенка природное языковое чутье. Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему.
На уроках русского языка и чтения, на динамических паузах, на любых других предметах я всегда использую для работы над словам различный занимательный материал: ребусы, игры, шарады, кроссворды, загадки. Это является своеобразной интеллектуальной гимнастикой.
Это ежедневная работа вылилась в потребность проводить ежемесячно совместно с родителями. При подготовке к игре «Устами младенца» и «Звездный час» ребята познакомились с омонимами.
С целью развития фонематического слуха заучиваем на каждом уроке скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи. С их помощью отрабатывается дикция, развивается головой аппарат, темп речи. Во втором полугодие, после знакомства со словарями работали над толкованием «крылатых» выражений, над происхождением слав.
Одной из любимых нашим классом работ, как мне кажется, является толкование и заучивание пословиц и поговорок. Они кратки, выразительны, легко запоминаются.
Самораскрытие личности всегда покрыто дымкой тайны. Возможна, потому, что в ней определенную роль играют факторы, плохо поддающееся контролю сознания: эмоции, настроения, интуиция. Поэтому одним из главных условий сознания творческой атмосферы, готовности к сотрудничеству является обстановка в коллективе, хорошее настроение, положительные эмоции, способствующее развитию познавательной активности учащихся. Вовремя поданная порция юмора внесет необходимую разрядку в урок и будет внеочередной веселой переменкой.
Судя по тому интересу, который вызывает у ребят работа над словом, я могу сказать, что в первом классе очень полезны для детей рассказы о происхождении слов, крылатых выражений, как стройматериале нашего языка, так как это возбуждает у них любознательность, устойчивый интерес и любовь к русскому языку, развивает языковое чутье.
А игры помогают убедить ребят в необходимости и приучить их к совместной групповой (парной) форме учебной деятельности, которая оказывает решающее влияние на коммуникативность учебного процесса.
Один читает слова, а второй, воспринимая их только на слух, старается произнести эти слова наоборот от конца слова к началу.
Следует иметь в виду, что постепенно, в процессе тренировки набирается более быстрый темп, и ответы даются все легче и легче.
1а. Произнеси наоборот.
На этот раз задание можно изменить. Пусть ваш напарник прочитает уже перевернутые слова, а вы попытайтесь их восстановить:
ГУРД, АКПАШ, АШУРГ, ЛУТС, КАЗКЮР, ОНЧИЛТО.
Ваш партнер читает вам ряды слов, в каждым из которых повторяется какой-либо звук. Ваша задача определить его.
-дротик, кров, песок, мост [ o ]
-лимон, килька, батист, виски [и]
-носки, астра, мокасины, стриж [с], [с]
А какие два звука повторяются в каждом из этих рядов слов?
-книга, гора, ангел, грамота [а], [г]
-бокс, забой, роба, глобус [ o ], [б]
3 а. Тренируем слуховую память.
Пусть кто-нибудь прочитает вслух один раз следующие пары слов, которые вам предстоит запомнить:
Первое слово из пары написано на доске, а второе вы называете (пишете) сами.
3 6. На следующем занятии нужно немного усложнить задание. На этот раз предлагаются ряды из трех слов, которые произносятся вену: вашим напарником (учителем). После этого называется (пишется) слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных.
В рядах этих слов прослеживается логическая зависимость одно го слова от другого, что существенно облегчает работу памяти.
З в. А теперь попробуйте обойтись только опираясь на моторную слуховую память.
После ряда таких упражнений даже моторная развивается с заметной скоростью.
За 3 минуты напишите как можно больше слов, букв, (норма 20-25 слов).
4 а. А теперь за 3 минуты нужно написать 10 слов, букв. Слова начинаются на букву «Д».
5. Придумайте 5 слов, начинающихся с букв «СТО. Это задание хорошо выполнять в группах.
СТОЛ, СТОЛБ, СТОРОЖ, СТОГ, СТОЛИЦАК, СТ0Р0ЖКА, СТОН, СТ0ЛБ.
6. В каком слове сто отрицаний? (стонет).
7. Из двух слов, одно из которых поиещено в левой колонке, а во второе – в правой, составьте одно. Сколько всего новых слов должно получиться?
Здесь можно применить следующий прием: обратимся к алфавиту и к заданной модели. Последовательно подставляем вначале первую букву /от А до Я/ и далее пытаемся сообразить, какое может получиться слово. Возможны варианты:
тост интересный и т.д.
Выигрывает та группа, чья цепь слов будет длиннее.
Найдите к этим словам рифмы.
Например: Пальто, гильза, польза, килька, пальма, дельта и.т.д.
Ответ: Свеча, слеза, смена, смета, среда, стена, суета, схема, сцена и т.д.
Придумайте к трем из них синонимы.
Например: мясо, просо, колесо, лицо, кольцо, яйцо, деревцо.
12. Нужно составить анаграмы (одни и те же буквы, расположенные по разному) к слова:
13. Любимейшая игра нашего класса – составление слов – предметов из букв одного слова. Пример из игры «Звездный час», которая состоялась в классе в мае. Работали в группах и парами.
Пример из игры «Звездный час». Работали в группах и парами. Аквалангист
14. Задание похоже 9ое но не обязательно выстраивать цепь слов, достаточно просто найти максимальное количество слов изменяя только одну букву в слове ПОЧКА.
15. Игра «Пятерка слов»
1) радиоо, рекорд, рак, ракета, рана;
2) орех, осень, окно, отметка, отец;
3) зима, звено, змея, зрение, замок;
4) аптека, аллея, армия, астроном, арка;
Побеждает тог, кто справится с заданием быстрее.
Составляется лесенка слов на заданную букву.
Победителем является «строитель» самой высокой «лесенки».
На этапе отработки техники чтения применяется путем, который можно назвать «Снежный ком *.
Обратимся к приложению
Работаем сначала с односложными словами.
кот, рак, сук, сыр, лук. и так весь 1ый столбик.
Именно таким же образом, повторяя после каждого слова все предыдущие слова предложите ребенку прочитать строчку. Рекомендуется читать как можно быстрее, но при этом осмысливать каждое слово.
Можно прочитать одну и ту же строчку «по кругу» 2-3 раза, замедляя время.
Так же можно работать с приложением 5, при этом нужно объяснять значение глаголов (действий), но и попросить ученика изобразить действие прочитанного.
После блоков переходите к колонкам, а затем и по всей странице.
Можно выполнять то же самое упражнение, но используя глаголы.
20.Возьмите пирамиду (приложение 6 ). Глядя в центр на цифру и не двигая глаз по горизонтам, постарайтесь одномоментно увидеть два слога одного слова. Опуститесь на следующую строчку. Найдите предельную строчку, которую Вы видите, не двигая глазами. Опять начните с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя на цифру, увидеть это слово целиком.
21. Возьмите буквенную таблицу (приложение 7). Вы называете очередную букву алфавита, ребёнок находит и показывает эту букву указкой.
22. Возьмите существительные (приложение 4). Ребёнок выбирает любое слово и, представляя этот предмет как целое, делит его на элементы.
Побеждает тот у кого больше частей.
Ту же работу можно провести с глаголами (приложение 5).
23. Из пяти слов найдите одно «лишнее».
Дряхлый, старый изношенный, маленький, ветхий;
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
Василий, Федор, Иванов, Семён, Евгений;
Молоко, сливки, сыр, сметана, сало;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
Минута, секунда, час, вечер, сутки;
Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Обязательно нужно объяснение сделанного выбора. Очень полезным будет задания: придумать аналогичные задачи.
Желательно проверить и разобраться в трудных для ученика вариантах заданий.
Тема 6. Анализ производства и реализации продукции
Цель – усвоить методику анализа объемов производства и продаж.
Задачи:
Оглавление
6.1. Анализ объема и ассортимента выпускаемой продукции
Рост объемов продаж, денежной выручки и прибыли во многом зависит от объемов производства. Объемы производства, в свою очередь, зависят от организации производства.
Различают поточную и непоточную организацию производства. При поточной организации все оборудование и рабочие места установлены по ходу в виде технологических линий, причем на каждой поточной линии выполняется полный цикл операций, связанных с обработкой деталей или изготовлением той или иной продукции. На каждой поточной линии процесс обработки завершается выпуском деталей или готовой продукции. Основные затраты (расход материалов, амортизация оборудования, расход энергии, расходы на оплату труда и др.) можно учитывать по каждой поточной и автоматической линии в зависимости от конкретных особенностей производства.
При непоточной организации производства, как правило, применяется групповая расстановка оборудования. При этом каждая группа оборудования выполняет одну или несколько операций, не имеющих законченного характера. Поэтому обрабатываемые детали по необходимости передаются от одной группы оборудования к другой, а нередко несколько раз возвращаются к одной и той же группе оборудования, что ведет к значительному увеличению длительности производственного цикла и межоперационных заделов незавершенного производства.
В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска, его подразделяют на основное и вспомогательное.
К основному производству относятся производства, изготавливающие профильную продукцию, для выпуска которой и создано данное предприятие. Продукция основных производств предназначена для реализации на сторону, и поэтому они имеют решающее значение для экономики предприятия.
Вспомогательные производства обеспечивают нормальную работу основных производств, предоставляя им определенного вида услуги или выполняя работы. Так, во вспомогательных производствах для нужд основных производств могут, например, вырабатываться приспособления, модели, электроэнергия, сжатый воздух, холод, пар, осуществляться ремонт оборудования, изготовление тары и т. п.
В соответствии с разделением промышленного производства на основное и вспомогательное различают цеха основного и вспомогательного производств.
Цех является основной структурной единицей промышленного предприятия, обособленной в административном отношении.
Во многих случаях производственные предприятия представляют собой комбинаты и объединения, выпускающие продукцию нескольких отраслей. В этих условиях экономическая эффективность производства выражается, в основном, в росте производительности труда и снижении себестоимости продукции, в результате рационального использования сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов.
В зависимости от характера выпускаемой продукции различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.
К единичному производству относят производство, связанное с выполнением индивидуальных заказов по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции или строительно-монтажных работ по заказам покупателей и др. Здесь учет затрат осуществляется по заказам.
К серийному производству относится производство, связанное с изготовлением продукции партиями или мелкими сериями. Серийное производство часто подразделяют на мелкосерийное, средне- и крупносерийное.
Массовое производство – это производство непрерывно повторяющейся однородной продукции в течение длительного периода времени при строгой повторяемости производственного процесса на всех участках, линиях и рабочих местах.
По характеру вырабатываемой продукции различают также простое и сложное производства. Производство, состоящее из одного передела и предназначенное для производства одного вида продукции, называется простым производством.
Производство, состоящее и ряда переделов и предназначенное для изготовления нескольких видов продукции, называется сложным. В сложном производстве после каждого передела выпускается полуфабрикат и лишь в последнем переделе выпускается готовая продукция.
Классификацию производств можно представить в следующем виде (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Классификация производств
Главная цель анализа объема производства и продаж – изыскание резервов и возможности увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции для увеличения объема продаж, денежной выручки, прибыли и удовлетворения социальных потребностей общества. Источниками информации для анализа являются:
а) №1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации за 20__ год»;
б) № 1–РП (срочная) Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги);
в) № 1-ИП (пром.) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем;
г) № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
Весь объем произведенной продукции за определенный промежуток времени называют валовой продукцией (по всем отраслям, кроме сельского хозяйства. Лишь в сельском хозяйстве к объему валовой продукции прибавляют прирост незавершенного производства).
Часть валовой продукции, которая направлена на продажу, называется товарной продукцией.
.
Например, произведено 10 тонн, а продано 5 тонн, следовательно, уровень товарности составит 50%. Чем выше уровень товарности, тем выше конкурентоспособность продукции и больше возможностей получить прибыль.
Анализ объемов производства продукции начинают с изучения динамики.
Динамика валовой продукции
Годы
Валовая продукция, тыс. руб.