в чем особенность русской баллады
Баллада в России
Баллада явилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. Первая русская баллада, и притом — оригинальная и по содержанию, и по форме — «Громвал» Г. П. Каменева (1772—1803). Но главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский (1783—1852), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Уланда, Зейдлица, Соути, Мура, В. Скотта. Оригинальная его баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы».
Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Лермонтову — «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому — «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях графа А. К. Толстого (преимущественно — на древнерусские темы) и А. А. Фета.
Баллада в Викисловаре?
Баллада на Викискладе?
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Баллады: особенности жанра, характерные черты, главные отличия
Содержание:
Балладами называют лирические, эпические произведения. Они имеют выраженный бытовой или исторический сюжет. Зачастую можно встретить мифических героев, тематики мифического характера. Название появилось в эпоху средних лет, дословный перевод – танцевальные песни. Происхождение жанра относится к народным легендам, преданиям, объединяющим в себе песню с рассказом.
В русскую культуру произведения вошли очень давно, но особую страсть к ним развил Жуковский В.А. До этого направление особенно выделяли романтики в Западной Европе. Благодаря Жуковскому жанр баллада совместил в себе поэтическую красоту, романтизм, эстетику.
Характерные черты баллады
Главными темами, рассматриваемыми в творчестве Жуковского, являются сравнение добра со злом, наказание, преступление, любовь и страсть. В качестве главного героя поэт выбирает сильную личность, которая не ограничивается нравственными рамками.
В основе действий героя – личная воля, он стремится к своей личной цели. Такие личности эгоистичные, целеустремленные. Сюжет строится не столько вокруг преступного акта, сколько на его последствиях. Автор отдельно выделяет нравственный аспект, позиционируя источник наказания в качестве совести, природы, чувств.
Особенности жанра баллады:
Примеры известных баллад
Балладный жанр в творчестве Жуковского занимает отдельное место. Самыми известными произведениями являются:
В данном жанре писал не только Жуковский. Пушкин А.С. известен своими балладами «Утопленник», «Жених», «Песнь о вещем Олеге». Лермонтов написал увлекательные произведения «Морская царевна», «Воздушный корабль».
Что такое баллада?
В этой статье мы поговорим о таком литературном жанре, как баллада. Что такое баллада? Это литературное произведение, написанное в виде стихов или прозы, которое всегда имеет ярко выраженный сюжет. Чаще всего, баллады имеют исторический оттенок и в них можно узнать о тех или иных исторических или мифических персонажах. Иногда баллады пишут для их воспевания в театральных постановках. Люди полюбили этот жанр, в первую очередь, из-за интересного сюжета, который всегда имеет определённую интригу.
Особенности баллады
При создании баллады, автор руководствуется либо историческим событием, которое его вдохновляет, либо фольклором. В таком жанре редко присутствуют специально выдуманные персонажи. Людям нравится узнавать понравившимся им ранее героев.
Баллада, как литературный жанр имеет следующие особенности:
Таким образом, мы разобрались со спецификой данного литературного жанра и дали определение, что такое баллада.
Из истории термина
Впервые, термин «баллада» был использован в древних провансальских рукописях ещё в 13 веке. В этих рукописях, словом «баллада» описывали танцевальные движения. В те времена, под этим словом не понимали никакого жанра в литературе или других видах искусства.
Как стихотворную литературную форму, балладу стали понимать в средневековой Франции только в конце 13 века. Одних из первых поэтов, кто пробовал писать в таком жанре, был француз по имени Жанно де Лекюрель. Но, для тех времён, жанр баллады не был чисто поэтическим. Такие стихотворения писались для музыкальных постановок. Музыканты плясали под балладу, тем самым, веселя публику.
В 14 веке поэт по имени Гийом фе Машо, написал более двухсот баллад, в результате чего быстро прославился. Он писал любовную лирику, полностью лишив жанр «танцевальности». После его творчества, баллада стала чисто литературным жанром.
С появлением печатного станка, во Франции стали появляться первые, напечатанные в газетах баллады. Они очень нравились людям. Французы любили собираться всей семьей в конце тяжелого трудового дня, чтобы всем вместе насладиться интересным сюжетом баллады.
В классических балладах, времен Машо, в одной строфе текста, количество стихов не превышало десяти. Спустя столетие, тенденция изменилась, и баллады стали писать в квадратной строфе.
Одной из самых знаменитых балладистов того времени была Кристина Пизанская, которая, как и Машо, писала баллады для печати, а не для танцев и плясок. Она прославилась своим трудом «Книга ста баллад».
Спустя некоторое время, данный жанр нашел свое место в творчестве других европейских поэтов и писателей. Что касается русской литературы, то баллада появилась в ней только в 19 веке. Случилось это из-за того, что русские поэты были вдохновлены немецким романтизмом, а, так как немцы того времени описывали свои лирические переживания в балладах, этот жанр быстро распространился и здесь. Среди наиболее известных российских поэтов, писавших баллады, можно назвать Пушкина, Жуковского, Белинского и других.
Среди наиболее известных мировых литераторов, чьи баллады, без сомнения, вошли в историю, можно назвать Гёте, Каменева, Виктора Гюго, Бюргера, Вальтера Скота и других выдающихся литераторов.
В современном мире, кроме классического литературного жанра, баллада обрела и свои первичные музыкальные корни. На Западе есть целое музыкальное направление в рок музыке, которое называется «рок-баллада». В песнях этого жанра поют, преимущественно, о любви.
17.1. Каковы особенности русских романтических баллад? По произведениям В. А. Жуковского (ЕГЭ по литературе)
Баллады В. А. Жуковского относят к лиро-эпическому жанру, направлению романтизм. Несмотря на то, что только пять баллад из тридцати девяти написанных были оригинальными, Жуковский использовал стиль фольклорного сказочного повествования, тем самым воспроизводил черты русского быта, народных обычаев, обрядов — в этом заключается главная особенность русских баллад.
Основными мотивами произведений становились борьба добра и зла, тоска о потере возлюбленного.
Отличительной особенностью баллады «Светлана» является свободное переложение немецкой баллады на национальный русский колорит. Жуковский обращается к теме любви, смерти и потусторонних сил через призму романтического направления, изображая сцены русских народных гуляний: святок, гаданий. Красавица Светлана не находит себе места на празднике. Её сердце охватывает тревога и глубокое чувство одиночества без своего возлюбленного. Её любовь движет сюжетом, ведь именно это чувство провоцирует православную девушку на гадание. В начале баллады автор создает образ Светланы как опечаленной девушки, мучающейся в неведении о том, что с её возлюбленным. Душевные терзания главной героини вынуждают её обратиться к потусторонним силам, и это послужило причиной появления мистического мира, противопоставленного реальному. Об этом ирреальном мире ходили легенды и сказания в народе, именно это изображает Жуковский. Нереальность происходящих в произведении событий, развернувшихся на фоне рождественских гаданий, усиливает русский колорит.
Таким образом, Жуковский переводит немецкую балладу на русский национальный колорит, что делает её самобытной и оригинальной.
Жуковский стилизует свои баллады под народные — это их ключевая особенность и главное отличие. Народные элементы в них заметны и органичны. Они не сводятся только к песенному стиху. В балладах Жуковского чувствуется общая атмосфера русского крестьянства.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского
Жанр баллады в России обрел популярность благодаря В. А. Жуковскому. Именно он смог придать произведениям этого жанра особое поэтическое изящество и привнести элементы русского романтизма.
Баллада представляет собой небольшой рассказ в стихотворной форме с историческим или фантастическим сюжетом, дополненным народным фольклором.
За свою творческую карьеру В. А. Жуковский написал около 40 баллад, как оригинальных, так и являющихся переложениями зарубежных произведений. Его первая баллада «Людмила» является адаптацией произведения «Ленора» немецкого поэта Брюгера. Если в оригинале использовалось множество старинных немецких преданий, то в версии В. А. Жуковского красноречиво описана Древняя Русь с ее обычаями и традициями. Свое произведение поэт дополнил множеством русских поговорок.
Первой собственной балладой В. А. Жуковского является «Светлана», во многом схожая с «Людмилой», но имеющая совсем другую развязку.
В. А. Жуковский всю жизнь испытывал тоску из-за социального неравенства в стране и остро ощущал социальные проблемы в обществе. Это не только побудило его поддерживать дружеские отношения с множеством декабристов, но и отразилось на его творчестве.
Основной темой баллад В. А. Жуковского является борьба добра и зла, однако автор также писал произведения на любовную тематику, отличающиеся особой красотой. Главные герои его произведений – сильные, нравственно чистые личности.
По мнению В. А. Жуковского, человек склоняется к злу из-за ревности, жадности и эгоистичности. Не сумев сдержать свой нрав, персонаж совершает преступление, за которое в последствии получает наказание. В большинстве случаев антагонист оказывается наказан не людьми, а самой судьбой. В этом видна глубокая мораль: человек, преступивший моральные нормы и совершивший зло, сам обрекает себя на мучения.
Особое место в балладах В. А. Жуковского уделяется природе. В его произведениях она является полноправным участником сюжета, наказывая преступников и помогая протагонистам. По мнению поэта, природа противится любому проявлению зла и стремится избавиться от человека, совершившего его.
В любовных балладах В. А. Жуковских также призывает обуздать эгоистические желания и страсти, возникающие у влюбленных людей.
В последствие многие образы и мотивы баллад В. А. Жуковского были переняты другими известными поэтами, в частности, А. С. Пушкиным.
2 вариант
В.А. Жуковский стал родоначальником особого поэтического изящного жанра в литературе, который называется балладой. В таких произведениях Жуковский в стихотворной форме повествует читателю о фантастических или исторических событиях. В его балладах отражается русский фольклор и романтизм русского народа.
Примером авторской баллады Жуковского является произведение «Светлана». По содержанию эта баллада имеет много общего с произведением «Людмила», однако оно заканчивается совсем по-другому.
Баллады В.А. Жуковского пропитаны мировоззрением декабристов, с которыми автор тесно общался. Проблемы низших слоев населения и социальное неравенство служили источником вдохновения для В.А. Жуковского. Герои произведения Жуковского живут в соответствии с морально-нравственными устоями. Центральное место в творчестве поэта занимает противостояние добра и зла, а также любовная тема.
Жуковский полагает, что внутренние негативные переживания приводят к тому, что человек ведет себя недопустимым образом. Из-за эгоистичности, жадности и ревности люди становятся злыми. В порыве злости и отчаяния человек может совершить противоправный поступок, за который ему придется в дальнейшем отвечать не только перед другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью. Баллады Жуковского показывают душевные терзания людей, преступивших закон.
Неотъемлемым элементом сюжета в балладах Жуковского является природа. Она покровительствует законопослушным гражданам, она же наказывает нарушителей. Природа в балладах Жуковского всеми силами стремится уничтожить злодеев.
Главным посылом любовных баллад Жуковского является призыв к жесткому контролю страстей и сиюминутных желаний. Автор полагает, что человек должен руководствоваться разумом, а не чувствами.
Таким образом, В.А. Жуковский по праву считается основателем жанра баллады в поэзии. В дальнейшем особенности этого жанра пришлись по душе А.С. Пушкину.
Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского
Для русской литературы жанр баллады всегда был чужд и наименее востребован. Несмотря на то, что существовала баллада уже довольно давно, именно благодаря Жуковскому она обрела поэтическую красоту и стала популярной среди читателей. Помимо прочего, он сумел соединить вместе поэтику жанра и эстетику романтизма. В итоге, данное литературное направление обзавелось одним, невероятно свойственным ему признаком – жанром баллады.
Баллада представляет собой небольшой рассказ в стихах, основной сюжетной линией которого является история героического или фантастического характера, а само повествование окрашено лирическим содержанием.
Жуковский создал 39 баллад, однако большая их часть является переводом или переложением. Оригинальных произведений в этом жанре было написано только пять.
Главная тема баллад Жуковского – это совершение преступление и следующее за этим наказание, постоянное противостояние добра со злом. В роли главного героя во всех балладах выступает сильная личность, которая не подчиняется нравственным законам и действует в личных целях.
По видению автора, причиной преступления всегда является проявление эгоистических страстей, будь то: жадность, ревность, зависть, честолюбие и т.д. Нередко нравственные оковы оказываются бессильны сдержать натиск необузданного эго.
И все же главное в этих произведениях – это не сам акт совершения преступления, а его последствие в виде сурового наказания автора данного деяния. И что весьма характерно, палачами выступают совсем не люди. Человек сам наказывает себя. Совесть мучает его до такой степени, что преступник не выдерживает и добровольно соглашается на расплату. Совершив ужасное деяние, человек своими же руками лишает себя счастья и радости бытия, до конца дней, отведенных судьбой, они пребывают в унынии и не находят покоя для своей души.
Однако бывает и так, что совесть преступника упрямо молчит, но даже в этом случае наказание неизбежно. По убеждению Жуковского, оно идет из глубины самой жизни, из окружающей природы. В балладах поэта она справедлива и также способна наказывать виновников злодеяний. Она беспощадно уничтожает зло, искореняет его из самой жизни.
В балладах Жуковского добро всегда побеждает, поскольку автор свято верит в неминуемое возмездие преступившему нравственный закон. Справедливость в этих произведениях всегда торжествует.
Среди самых известных баллад Жуковского следует выделить те, что посвящены теме любви, как то: «Людмила», «Эолофа арфа», «Светлана» и другие. Основная задача автора здесь – вразумить влюбленного человека, сошедшего с истинного пути из-за пережитого им горя в любовной драме. Даже в этой, казалось бы, никак не связанной с противостоянием добра и зла, теме, Жуковский отстаивает все те же принципы – строгое ограничение эгоистических побуждений и страстей.
Таким образом, проанализировав творчество В.А. Жуковского, мы выделили, основные черты и главные особенности жанра баллады, которые были свойственны работам данного автора.
Также читают:
Картинка к сочинению Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского
Популярные сегодня темы
В данном великолепном произведении рассказывается о замечательном человеке, который благодаря тому, что проявил доброту и профессионализм в своем деле, сумел спасти членов семьи от болезней и невзгод.
Вероятно, в жизни каждого человека бывают периоды, которые требуют ответственного выбора и решения. Помимо этого, в такой период нередко нужно проявлять усилия.
В те давние времена великодушие было самым главным поступком, этому подражали, про это пели песни, сочиняли стихи. И это было вполне допустимо. А в нашем современном обществе великодушие считается какой-то слабостью или дуростью.
Драматургическое творчество писателя имеет несколько отличительных особенностей, выделяющих его в огромном количестве произведений данной литературной направленности.