в чем особенность рационализма
В чем особенность рационализма
Мировоззрение разумных людей.
ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛИЗМ
КТО ТАКОЙ РАЦИОНАЛИСТ
Основой познания является разумное исследование.
Научное объективное, всеобщее и необходимое знание достижимо только посредством разума. Истинное знание возможно получить только методом разумного исследования, логической оценки либо практического опыта /эксперимента.
Мир материален. Разум основан на материальном.
Только наука даёт реальные представления о мире.
«Духовное» не существует без материального.
Всё, что принято называть «духовным» (искусство, гуманизм, мораль), является производным от ментального, которое в свою очередь основано на деятельности материального разума, мозга. Если же говорить о религиозных представлениях, то они основаны на заблуждениях, невежестве и не адекватном мировоззрении.
Нравственность также существует благодаря материальному.
Нравственные нормы основаны на требованиях, предпочтениях и представлениях о вреде и пользе для материальных тела и разума. Нравственность является психологическим явлением и происходит из норм основанных на предпочтениях тела, мозга, сознания. В связи с чем понятие нравственности весьма субъективно. Тем не менее, вместе с этим нравственность обладает и большой степенью объективности, что в свою очередь объясняется её материальным происхождением, одинаковостью принципов устройства сознания разных существ.
Таким образом, рационализм является мировоззрением объективных представлений, широкого кругозора, свободы от догматических (идеологических, религиозных, националистических) представлений, постановки новых задач, поиска новых решений, открытия новых фактов, самосовершенствования, усовершенствования существующих систем, исправления прежних ошибок, развития человека в отдельности и цивилизации в целом.
Особенности рационализма
Систематическое применение в естествознании математических методов. Развитие мышления с общими философскими принципами. Рационализм в учении Лейбница. Философское направление и идея упорядоченного устройства мира. Дуалистическая трактовка бытия Декарта.
Рубрика | Философия |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.04.2015 |
Размер файла | 18,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Научная революция 16-17 вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, т.к. чувственный опыт ненадежен.
1. Принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.
2. Каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие.
3. В познании надо идти от простых вещей к более сложным.
4. Требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого.
1. монады низшей степени развития, которые обладают пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы.
2. монады-души, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир.
3. монады-духи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Определяют природу человека.
2. «Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом отыскания «истин факта» является индукция. Это законы природы. Рационалистическая система Лейбница стала завершением рационалистической тенденции в философии 17 в.
В рамках философского иррационализма развивались:
рационализм дуалистический бытие
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Картезианская картина мира и ее влияние на развитие философской теории, европейская философия Декарта и Вольтера. Сущность и формы мышления, компоненты реальной деятельности общественного человека. Мышление как процесс опосредованного познания предметов.
контрольная работа [36,9 K], добавлен 09.11.2010
Биография Рене Декарта, его философия, учение о человеке, антисхоластическая направленность методологии, рационалистическая теория познания и критерий истины. Позиция Декарта, Лейбница и Спинозы в изучении интуиции и критика схоластической силлогистики.
реферат [22,6 K], добавлен 13.05.2009
Понятие рационализма как философского направления, его основные идеи и история развития. Место в становлении западноевропейского рационализма Декарта, формулировка основных правил дедуктивного метода исследований. Методы научного познания в гносеологии.
контрольная работа [22,3 K], добавлен 27.08.2009
Рационализм Нового времени. Становление рационалистической картины мира в западноевропейской культуре XVII–XVIII вв. Реализм Р. Декарта, трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона. Культурологические воззрения Дж. Локка. Проблема преемственности культуры.
контрольная работа [33,7 K], добавлен 23.12.2010
Борьба реализма и номинализма в ХIV веке. Эмпирический метод и теория индукции Ф. Бэкона, работы философа. Методологическое сомнение, преодоление скептицизма и принципы научного метода Р. Декарта. Основа философского мышления. Понимание мира как машины.
презентация [119,6 K], добавлен 17.07.2012
Билет 19. Рационализм: особенности и основные правила метода (Р. Декарт. Рассуждение о методе).
Научная революция XVI-XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что чувственный опыт ненадежен.
У истоков западноевропейского рационализма стоит философия французского ученого и философа Рене Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Рационализм Декарта основывался на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Декарт, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Французский философ при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.
Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.
В работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины».
Первое правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.
Второе правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).
Третье правило: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).
Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.
Билет 20. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ ТИПУ (Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ)
Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.
1. связан с реализмом;
3. категория «субстанции» — одна из основных;
4. исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.
Классический тип научной рациональности (XVII – 1 половина XIXв.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деят-ти. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.
Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деят-тью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деят-ти, но и с ценностно-целевыми структурами.
Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, м/у ними существует преемственность. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
Н.Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
1. В рамках рационализма возникает представление об «Абсолютной Истине», о том, что «есть на самом деле».
2. В основе всех построений современного рационализма лежит утверждение: Вселенная, Мир, Универсум. Все ее элементы, все явления, так или иначе, связаны м/у собой.
3. Объект исследования существует не сам по себе, как некая «объективная реальность», а как составная часть системы, которая, с определенной точностью, достаточной с т.з. наблюдателя, может считаться независимым от наблюдателя самостоятельным (локализованным) объектом.
4. Утверждать существование тех или иных явлений, мы можем лишь тогда, когда они наблюдаемы, или являются логическими следствиями эмпирических данных
Т.о. то, чем современный рационализм качественно отличается от классического рационализма XVIIIв., состоит, прежде всего, в понимании принципиального отсутствия внешнего Абсолютного наблюдателя, которому постепенно станет доступной Абсолютная Истина.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 357 | Нарушение авторских прав
Рационализм и иррационализм в философии XX в
Рационализм и иррационализм в 20 веке:
Основные течения в европейской философии 20 века
№ РАЦИОНАЛИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ
1. Неогегельянство и неомарксизм. Фрейдизм, неофрейдизм и философия психоанализа
2. Позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия. Феноменология
3. Герменевтика. Атеистический и религиозный экзистенциализм
4. Структурализм, постструктурализм и постмодернизм. Философия жизни
Заключение:
В работе представлены краткие сведения об основных рационалистических и иррационалистических течениях в философии 20 века, прослежены пути их развития. Также проведён поверхностный анализ предметов их исследований и используемых ими методов. Показана и обусловлена взаимозависимость между теоретиками внерассудочного миропонимания и мыслителями склада ума, близкого к научному.
Список используемой литературы:
1. М. К. Мамардашвили «Очерк современной европейской философии» https://vk.com/doc154892905_448125517
2. А. В. Зотов «Современная западная философия» 2001 г.
3. П.П. Гайденко «Научная рациональность и философский разум» 2003 г.
4. Б. Рассел «История западной философии»
http://mathcenter.spb.ru/nikaan/phylo/rassel.pdf
5. Н. С. Автономова «Структурализм. Современная западная философия» (Словарь. М., 1998.)
6. В. А. Канке «Современная философия» (Учебник для магистров; «Омега-Л», М., 2013)
Что такое рационализм
Рационализм (от лат. rationalis — «разумный») — течение в философии 17 века (философия Нового времени).
Рационализм отвечает на извечный философский вопрос «Как мы получаем знания? Как мы познаём?» так: знания к нам приходят через разум.
Рационалист — это человек, который считает, что способ получения знания один, и это разум человека.
У рационализма есть ещё два значения:
Рационализм в философии
Зачатки рационализма можно найти ещё в древнегреческой философии Платона и Сократа.
Но это течение стало массовым в философии Нового времени. Это период 17–18 веков, а значит, время быстрого развития технологий и научных открытий.
Мироощущение тоже менялось. Основным философским вопросом в то время стал вопрос: «Как мы получаем знания? Как мы познаём окружающую нас действительность?».
Размышления философов привели к возникновению двух основных философских течений: рационализма и эмпиризма.
Рационализм и эмпиризм
Рационализм базировался на идее, что получать знания мы можем только с помощью нашего разума.
Наш разум — единственное, в чём мы можем быть уверены. Всё остальное — окружающий мир, Бог, мы сами — поддаётся сомнению и может быть нереальным, сном.
Рационалисты отвергают идею, что знания можно получать с помощью чувств. В этом рационализм отличается от эмпиризма.
Эмпирики же считают, что наш разум пуст и что все знания попадают к нам в сознание через опыт, который мы получаем с помощью наших чувств.
То есть мы должны чувственно восприять, пережить что-то, чтобы получить об этом представление.
Представители рационализма
Рационализм Рене Декарта
Рене Декарт (1596–1650) был французским философом, математиком, занимался также механикой и физикой.
Декарта считают основателем рационализма.
Декарт подвергал сомнению весь окружающий мир (а вдруг мы спим и всё это нереально).
Он пытался найти устойчивое обоснование любым своим заявлениям. Он искал корни наших знаний, откуда к нам приходят эти знания.
Декарт пытался убедиться, что процесс познания не является субъективным, что он не зависим от каких-то факторов, мнений людей.
Для подтверждения своей теории Декарт выбрал дедуктивный способ мышления. Его мышление было построено на логике.
А дедукция должна базироваться на каком-то бесспорном факте. И в качестве такого факта Декарт выбирает нашу способность разумно мыслить.
Мы сомневаемся во всём, но мы точно не сомневаемся в том, что мы сомневаемся.
Наличие таких сомнений говорит о том, что мы мыслим. А если мы мыслим, значит, мы существуем.
Единственное, в чём мы можем быть уверены, по мнению Декарта, так это в наших размышлениях, которые рождаются в разуме.