в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений

Неполное предложение: определение, примеры

Содержание:

Неполное предложение — синтаксическая конструкция, в которой недостаёт одного члена или группы членов. При этом пропущенное слово восстанавливается с помощью контекста или объясняется речевой ситуацией. Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один. В выделенном неполном предложении сказуемое «говорит» восстанавливается из контекста. По источнику информации о пропущенном члене предложения различают:

Неполные предложения — полноценные коммуникационные единицы, постоянно использующиеся в речи. От полных они отличаются тем, что в рассматриваемых конструкциях те или иные элементы структуры опущены, а в полных словесно представлены все составляющие звенья.

Неполные предложения могут быть односоставными, с одним главным членом, и двусоставными, с полной грамматической основой. Чтобы различить их, необходимо достроить фразу — восстановить недостающие члены, и по получившейся структуре определить, каким было исходное предложение — двусоставным или односоставным.

Отличие неполных предложений от односоставных

Односоставные

Неполные

Смысл выражен ясно, контекста не требуется

Смысл не ясен без контекста или учета речевой ситуации

Исключается только подлежащее или сказуемое

Исключается любой член предложения

В односоставном назывном предложении допустим второстепенный член — определение. Восхитительная зима.

В неполном односоставном предложении с главным членом — подлежащим второстепенный член — обстоятельство, связанное с пропущенным сказуемым. Зима на стоянке в лесу.

Примеры незамещённых членов в неполных предложениях

Отметим: вариации сочетания пропущенных членов в неполных предложениях могут быть самыми разнообразными.

Эллиптические предложения — структуры особого типа, с отсутствием глагольного сказуемого, при этом не являющегося необходимым для понимания смысла высказывания. При этом в предложении есть второстепенные члены группы сказуемого. Для понимания смысла в данном случае нет необходимости ни в контексте, ни в речевой ситуации. Цель эллиптической конструкции:

В эллиптических предложениях подразумеваются глаголы со значением:

Пунктуационные особенности

Пропуск слова в устной речи отмечается паузой, на письме знаком тире. В большей части эллиптических предложений тире не является обязательным, однако есть исключения:

Пример разбора неполного предложения

Над степью — поднятая копытами лошадей пыль.

Источник

как отличить неполное предложение от односоставного? что общего в этих предложениях?

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] рПолные и неполные предложенияазграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения.

Неполные предложения — это предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.
В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза, например:
Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.

Однако при отсутствии паузы тире не ставится:

Алёша смотрел на них, а они на него.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Снова в час ночной тучи над землёй.

Он весь как божия гроза.
Идёт.
(Контекстуально неполными бывают и простые предложения, не являющиеся частью сложного. Подлежащее (Пётр) восстанавливается из контекста, следовательно, предложение Идёт. является двусоставным неполным.

Следует отличать двусоставные неполные предложения от односоставных полных.

Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср. : 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья.
В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение.
Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.

Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга — источник знаний.

Источник

Признаки неполных предложений и их употребление

Что представляет собой неполное предложение

Неполные предложения — конструкции, в которых отсутствует один или несколько его членов. Понимание их сути невозможно без знания контекста, так как мысль кажется незаконченной. Употребление таких конструкций наиболее характерно для устной разговорной речи.

— Конан Дойля.

Оба предложения — неполные. В вопросе отсутствует подлежащее, а в ответе нет цепочки слов, несущих информацию. Однако в контексте диалога смысл становится понятным.

— Да, но несильную.

В предложении «да, но несильную» пропущены два слова: ощущаю и боль. То есть без контекста читатель не может понять, о чем идет речь. Также оно является односоставным, так как присутствует сказуемое ощущаю.

Неполные предложения встречаются и в литературных произведениях, чтобы передать эмоциональность речи.

Сложные предложения нередко включают в себя неполные конструкции — благодаря одной из частей, несущих пояснительную функцию, их смысл становится понятным.

Ночью был сильный ветер, а сейчас — нет.

Неполные конструкции подразделяются на несколько видов, исходя из того, откуда получена информация:

Когда неполное предложение состоит из более чем одного слова, то вместо пропуска ставится тире. При устном произношении выдерживается интонационная пауза.

Неполные и односоставные предложения — разные понятия. В односоставном смысл понятен без контекста, также у данных конструкций разные грамматические основы.

Эллиптические предложения представляют собой конструкции особого типа, где отсутствует глагольное сказуемое, не влияющее на понимание смысла. В них присутствуют второстепенные члены группы сказуемого. Чтобы понять смысл, нет необходимости вникать в контекст.

Эллиптические предложения содержат глаголы со следующими значениями:

Как определить неполное предложение: характерные признаки

Неполное предложение отличают следующие признаки:

Пунктуационные особенности и знаки препинания

Согласно правилам пунктуации на письме пропуск главного члена предложения обозначается тире:

Пример неполного предложения и его разбор

Мне завтра на репетицию.

Источник

Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)

Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)

Компоненты методической системы изучения темы

Лингвистическая основа – главные и второстепенные члены; двусоставные и односоставные предложения.

1. Основные вопросы темы:

Понятие «неполное предложение».

Как можно восстановить отсутствующие члены в неполном предложении.

Как отличить неполное предложение от односоставного. Общее в этих предложениях.

Особенность пунктуационного оформления неполных предложений.

2. Важно уяснить, что полными или неполными могут быть двусоставные и односоставные предложения. Эффективно использовать метод сопоставления.

Кто написал комедию «Ревизор»?

Вы собирали металлолом?

Где убирают урожай?

О чем сообщили по радио?

О новой беде в космосе

Надо идти на стадион.

в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Смотреть фото в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Смотреть картинку в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Картинка про в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Фото в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений

А мне сегодня не хочется

Густой, непроходимый лес.

в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Смотреть фото в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Смотреть картинку в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Картинка про в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Фото в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений

Нахождение неполных предложений

— Укажите неполные предложения. Напишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте главные члены.

1) Плот плыл вдоль берега а лодка ему наперерез. 2) Егорушка долго оглядывал его а он Егорушку. 3) Правда правдой остается а молва себе молвой. 4) В ту зиму я привязался к сестре. Ей шел восьмой год. В нашей семье все были черные а она беленькая. 5) А как она ловко хозяйничала в свои семь лет! Впрочем, хозяйство было простое: в одном углу чердака лежала картошка в другом свекла и капуста лук и соль.

— Установите, сколько в тексте стихотворения: 1) односоставных предложений (определите их вид); 2) неполных двусоставных; полных двусоставных.

Идем во тьму лесную.

По щиколку в россе

Стеною лес недвижный.

Где день в красе земной

— Определите вид предложения: полное или неполное.

1. Новгород – величественный старинный русский город. 2) в глубине рощи – дом-вилла, весь обвитый покрасневшими уже листьями дикого винограда. 3) С горы вниз по реке расстилались сады. 4) Хотите чаю? 5) Покрепче, пожалуйста. 6) Жара. 7) В доме никого нет. 8) За избами – узенькие полоски крестьянских полей. 9) как идут дела? 10) Ничего, нормально.

— В каких предложениях пропущены главные или второстепенные члены? Какие именно члены пропущены?

Где вы проходили преддипломную практику? – спросил Нину главный инженер.

— Определите, полными или неполными, односоставными ил двусоставными являются предложения в данном тексте.

Следы птиц, зверей на снегу называют строчками, а отсюда и снег – Белой книгой. Сходи, мол, почитай – очень увлекательно, грамотным будешь. Ступай-ка, допустим, лисьим следом. Пока доберешься до конца строчки, лазая по сугробам, сколько потов сойдет. Ведь лисе прыти не занимать. Правда, в конце строчки, в точке, она сама. Где-нибудь под елкой. Дремлет, укрывшись пышным хвостом. Только подпустит ли? Наверняка удерет.

— Спишите, подчеркивая все члены предложения.

Какими средствами выражается разная скорость действия в этих предложениях? В каком предложении – наиболее интенсивное движение?

— Перестройте ответы так, чтобы они стали неполными предложениями. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Он ничего тебе про Катю не говорил спросила Лида. Маша ответила он ничего про Катю не говорил.

2. Где же она будет жить спросил Макар Макарович. Она будет жить у меня сказала Марья Васильевна.

— Сделайте выделенные предложения неполными. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, какие члены предложения вы опустили.

1. Мы так и не увиделись потому что мы плохо договорились о месте встречи.

2. Товарищи ждали меня у театральных касс а я их ждал на троллейбусной остановке.

Особенности функционирования неполных предложений

— Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Укажите, какие условия позволяют использовать в речи неполные предложения (контекст, диалог, сложное предложение).

— Составьте диалог на темы: «Знакомство», «Сведения о месте жительства», «Сведения о природных условиях места» (на выбор). Употребляйте, где следует, неполные предложения.

— Опишите класс (комнату, сад, дом), используя неполные предложения.

— Выпишите из газет заголовки, которые являются неполными предложениями. Укажите какие члены предложения в них пропущены.

и над интонацией неполных предложений

Трудности, связанные с постановкой тире в неполных предложениях, обусловлены не только тем, что нужно обнаружить пропущенный член предложения, но и выяснить, нужна ли в устной речи пауза на месте тире. разночтения, связанные с оттенками выражения мысли, допускают варианты в постановке знака препинания.

— Неполные предложения с второстепенным членом, входящим в состав сказуемого, отсутствие которого является нормой для данной структуры.

— Контекстуально неполные предложения с опущенными членами предложения, названными в другой части предложения.

1) Летом ребята ходят по ягоды, а осенью – за грибами. 2) Золото добывают из земли, а знания – из книги. 3) Жаворонок является к теплу, зяблик – к стуже. 4) Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону, дубовый кустарник – в другую. 5) Март хорош сиянием снегов, настом, синими тенями, апрель – рыжими проталинами, май – цветами.

— Контекстуальные предложения с неполной формой слова или неполным словосочетанием.

1) Здесь, в эту солнечную полярную ночь, все было наоборот: снег был красный, лед – густо-синий, а небо – белое.

2) Ночь была облачная, река – черная.

3) По-прежнему веселой кажется дорога, чудесными – кудрявые перелески, нарядными – бедные нивы, заросшие васильками.

Сопоставьте предложения по их строению. Объясните постановку тире. Почитайте предложения.

1. Яблоки в белых кудрявых цветах.

2. Степные горы – до небосвода.

Работа по синтаксической стилистике

Важно показать учащимся, что стилистические возможности русского синтаксиса расширяются благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску.

Предложения с пропуском слов, не представляющих ценности в информативном отношении, получили большое распространение в газетном языке: «Магазин – на диване»; «Только для женщин»; «К вашему столу». В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания, все остальное выполняется текстом, речевой ситуацией.

Источник

Неполные предложения. Отличия от назывных предложений

Неполные про­стые пред­ло­же­ния — это пред­ло­же­ния с про­пу­щен­ным одним или несколь­ки­ми чле­на­ми, необ­хо­ди­мы­ми для пол­но­ты его стро­е­ния и смыс­ло­во­го содержания.

В рус­ском язы­ке по нали­чию или отсут­ствию необ­хо­ди­мых чле­нов пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на пол­ные и неполные.

Полные предложения

Полными явля­ют­ся про­стые дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых все его чле­ны как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные, име­ют­ся нали­цо, например:

Каждую осень я при­ез­жал в лес­ную дерев­ню и шел от нее к озе­ру (К. Паустовский).

Только не порви­те сереб­ря­ные стру­ны (В. Высоцкий).

Весело жить в такой зем­ле! (М. Лермонтов).

Не нагнать тебе беше­ной трой­ки! (Н. Некрасов).

Приведенные дву­со­став­ное и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем всех чле­нов, необ­хо­ди­мых по их струк­ту­ре. Смысл каж­до­го из них ясен и не нуж­да­ет­ся в опо­ре на преды­ду­щий кон­текст, то есть их мож­но цити­ро­вать в одиночку.

Признаки неполных предложений

В непол­ном пред­ло­же­нии про­пу­щен­ный член лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста, например:

В непро­лаз­ной тра­ве весь день копо­ши­лись и гуде­ли шме­ли. Иногда выры­ва­лись из тра­вы, с раз­ма­ху нале­та­ли на Машу, с трес­ком уда­ря­лись в лицо и со зво­ном поды­ма­лись вверх, выше скво­реч­ни (К. Паустовский).

Второе пред­ло­же­ние явля­ет­ся непол­ным. В нем про­пу­ще­но под­ле­жа­щее «шме­ли», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из содер­жа­ния пер­во­го пред­ло­же­ния. А если про­чи­тать толь­ко вто­рое пред­ло­же­ние, то будет неяс­но, о чём идет речь: кто или что под­ни­ма­лось из травы?

Значит, непол­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся по смыс­лу неса­мо­сто­я­тель­ным. Его выдер­ги­вать из кон­тек­ста нель­зя. Неполные пред­ло­же­ния часто исполь­зу­ют­ся в слож­ных предложениях:

Труд побуж­да­ет поле, а поле — чело­ве­ка (посло­ви­ца).

Золото испы­ты­ва­ют огнём, чело­ве­ка — тру­дом (посло­ви­ца).

В пер­вом слож­ном пред­ло­же­нии вто­рая дву­со­став­ная часть явля­ет­ся непол­ной, так как в ней про­пу­ще­но ска­зу­е­мое «про­буж­да­ет». Во сле­ду­ю­щем при­ме­ре вто­рая неопределенно-личная часть так­же харак­те­ри­зу­ет­ся непол­но­той из-за отсут­ству­ю­ще­го ска­зу­е­мо­го «испы­ты­ва­ют», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пер­вой части слож­но­го бес­со­юз­но­го предложения.

Нераспространённость непол­ных пред­ло­же­ний чаще все­го наблю­да­ет­ся во вре­мя диа­ло­га в раз­го­вор­ной речи.

-Ты где купал­ся утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюш­ка (И. Тургенев).

Примеры неполных предложений

При отсут­ствии в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мо­го или допол­не­ния на их месте ста­вит­ся тире, если эта непол­но­та под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но паузой.

С утра в поле коси­ли. Вечером тоже.

Тёркин мой — к огню побли­же, отги­ба­ет ворот­ник (А. Твардовский).

Сколько в жиз­ни вся­ких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).

Дела булоч­ной шли весь­ма хоро­шо, лич­но мои — всё хуже (М. Горький).

Алеша смот­рел на них, а они на него (Ф. Достоевский).

Из пафо­са у него выхо­дил крик, из неж­ных слов — слад­кая тянуч­ка, из-за пове­ли­тель­ных реплик рим­ско­го воина-патриция выгля­ды­вал рус­ский бранд­май­ор (А. Куприн).

Багровые листья кле­на и жёл­тые берез лежа­ли у ног жен­щи­ны (М. Горький).

Эллиптические предложения

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет одна раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, в кото­рых недо­ста­ю­щий член не вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из ситу­а­ции и не под­ска­зы­ва­ет­ся кон­тек­стом. Смысл таких пред­ло­же­ния поня­тен вне кон­тек­ста, например:

А за самым даль­ним лугом — поле, вспа­хан­ное плу­гом (С. Маршак).

В этом при­ме­ре про­пу­ще­но ска­зу­е­мое (рас­сти­ла­ет­ся, нахо­дит­ся, есть), кото­рое мож­но лег­ко вос­ста­но­вить по смыс­лу само­го пред­ло­же­ния. Это раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, кото­рые назы­ва­ют­ся эллип­ти­че­ски­ми. Это обо­зна­че­ние вос­хо­дит к тер­ми­ну «эллип­сис» (гре­че­ское сло­во elleipsis), кото­рым назы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигу­ра худо­же­ствен­ной речи, суть кото­рой состо­ит в наме­рен­ном про­пус­ке слов или фак­тов для при­да­ния тек­сту боль­шей выра­зи­тель­но­сти и динамичности.

в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Смотреть фото в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Смотреть картинку в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Картинка про в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений. Фото в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка эллип­ти­че­ские выска­зы­ва­ния свя­за­ны с рече­вой ситу­а­ци­ей, кото­рая часто сопро­вож­да­ет­ся мими­кой, жеста­ми — невер­баль­ны­ми спо­со­ба­ми ком­му­ни­ка­ции. Синтаксический эллип­сис нахо­дит свое отра­же­ние в неко­то­рой свёр­ну­то­сти кон­струк­ций, их неполноте.

Она за дверь. А мать — ни сло­ва вслед.

Тем не менее такие выска­зы­ва­ния вполне ясны и не тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го кон­тек­ста или разъяснения.

Неполные и назывные предложения (отличия)

Неполные дву­со­став­ные пред­ло­же­ния не сле­ду­ет путать с одно­со­став­ны­ми назыв­ны­ми. Особенно такая опас­ность ошиб­ки суще­ству­ет тогда, когда назыв­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным, а непол­ное дву­со­став­ное пред­ло­же­ние не име­ет ска­зу­е­мо­го. В нем оста­лось толь­ко под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, и обсто­я­тель­ство или допол­не­ние, обо­зна­чен­ное так­же суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме, кото­рое, не заду­мы­ва­ясь, отно­сят к подлежащему.

На база­ре обыч­ная тол­чея (непол­ное дву­со­став­ное предложение).

Основное отли­чие состо­ит в том, что в назыв­ном пред­ло­же­нии может быть под­ле­жа­щее и целый кас­кад согла­со­ван­ных и несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, а в непол­ном дву­со­став­ном пред­ло­же­нии может отсут­ство­вать ска­зу­е­мое, но име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство — груп­па ска­зу­е­мо­го, например:

В этом пред­ло­же­нии при­сут­ству­ет под­ле­жа­щее (квар­ти­ра) и обсто­я­тель­ство (неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние «на тре­тьем эта­же»), кото­рое ука­зы­ва­ет на отсут­ству­ю­щее ска­зу­е­мое. Значит, это непол­ное дву­со­став­ное предложение.

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *