в чем особенность пунктуационного оформления неполных предложений
Неполное предложение: определение, примеры
Содержание:
Неполное предложение — синтаксическая конструкция, в которой недостаёт одного члена или группы членов. При этом пропущенное слово восстанавливается с помощью контекста или объясняется речевой ситуацией. Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один. В выделенном неполном предложении сказуемое «говорит» восстанавливается из контекста. По источнику информации о пропущенном члене предложения различают:
Неполные предложения — полноценные коммуникационные единицы, постоянно использующиеся в речи. От полных они отличаются тем, что в рассматриваемых конструкциях те или иные элементы структуры опущены, а в полных словесно представлены все составляющие звенья.
Неполные предложения могут быть односоставными, с одним главным членом, и двусоставными, с полной грамматической основой. Чтобы различить их, необходимо достроить фразу — восстановить недостающие члены, и по получившейся структуре определить, каким было исходное предложение — двусоставным или односоставным.
Отличие неполных предложений от односоставных
Односоставные
Неполные
Смысл выражен ясно, контекста не требуется
Смысл не ясен без контекста или учета речевой ситуации
Исключается только подлежащее или сказуемое
Исключается любой член предложения
В односоставном назывном предложении допустим второстепенный член — определение. Восхитительная зима.
В неполном односоставном предложении с главным членом — подлежащим второстепенный член — обстоятельство, связанное с пропущенным сказуемым. Зима на стоянке в лесу.
Примеры незамещённых членов в неполных предложениях
Отметим: вариации сочетания пропущенных членов в неполных предложениях могут быть самыми разнообразными.
Эллиптические предложения — структуры особого типа, с отсутствием глагольного сказуемого, при этом не являющегося необходимым для понимания смысла высказывания. При этом в предложении есть второстепенные члены группы сказуемого. Для понимания смысла в данном случае нет необходимости ни в контексте, ни в речевой ситуации. Цель эллиптической конструкции:
В эллиптических предложениях подразумеваются глаголы со значением:
Пунктуационные особенности
Пропуск слова в устной речи отмечается паузой, на письме знаком тире. В большей части эллиптических предложений тире не является обязательным, однако есть исключения:
Пример разбора неполного предложения
Над степью — поднятая копытами лошадей пыль.
как отличить неполное предложение от односоставного? что общего в этих предложениях?
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] рПолные и неполные предложенияазграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения.
Неполные предложения — это предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.
Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.
Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов.
Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.
В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза, например:
Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится:
Алёша смотрел на них, а они на него.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Снова в час ночной тучи над землёй.
Он весь как божия гроза.
Идёт.
(Контекстуально неполными бывают и простые предложения, не являющиеся частью сложного. Подлежащее (Пётр) восстанавливается из контекста, следовательно, предложение Идёт. является двусоставным неполным.
Следует отличать двусоставные неполные предложения от односоставных полных.
Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср. : 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья.
В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение.
Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.
Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга — источник знаний.
Признаки неполных предложений и их употребление
Что представляет собой неполное предложение
Неполные предложения — конструкции, в которых отсутствует один или несколько его членов. Понимание их сути невозможно без знания контекста, так как мысль кажется незаконченной. Употребление таких конструкций наиболее характерно для устной разговорной речи.
— Конан Дойля.
Оба предложения — неполные. В вопросе отсутствует подлежащее, а в ответе нет цепочки слов, несущих информацию. Однако в контексте диалога смысл становится понятным.
— Да, но несильную.
В предложении «да, но несильную» пропущены два слова: ощущаю и боль. То есть без контекста читатель не может понять, о чем идет речь. Также оно является односоставным, так как присутствует сказуемое ощущаю.
Неполные предложения встречаются и в литературных произведениях, чтобы передать эмоциональность речи.
Сложные предложения нередко включают в себя неполные конструкции — благодаря одной из частей, несущих пояснительную функцию, их смысл становится понятным.
Ночью был сильный ветер, а сейчас — нет.
Неполные конструкции подразделяются на несколько видов, исходя из того, откуда получена информация:
Когда неполное предложение состоит из более чем одного слова, то вместо пропуска ставится тире. При устном произношении выдерживается интонационная пауза.
Неполные и односоставные предложения — разные понятия. В односоставном смысл понятен без контекста, также у данных конструкций разные грамматические основы.
Эллиптические предложения представляют собой конструкции особого типа, где отсутствует глагольное сказуемое, не влияющее на понимание смысла. В них присутствуют второстепенные члены группы сказуемого. Чтобы понять смысл, нет необходимости вникать в контекст.
Эллиптические предложения содержат глаголы со следующими значениями:
Как определить неполное предложение: характерные признаки
Неполное предложение отличают следующие признаки:
Пунктуационные особенности и знаки препинания
Согласно правилам пунктуации на письме пропуск главного члена предложения обозначается тире:
Пример неполного предложения и его разбор
Мне завтра на репетицию.
Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)
Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)
Компоненты методической системы изучения темы
Лингвистическая основа – главные и второстепенные члены; двусоставные и односоставные предложения.
1. Основные вопросы темы:
Понятие «неполное предложение».
Как можно восстановить отсутствующие члены в неполном предложении.
Как отличить неполное предложение от односоставного. Общее в этих предложениях.
Особенность пунктуационного оформления неполных предложений.
2. Важно уяснить, что полными или неполными могут быть двусоставные и односоставные предложения. Эффективно использовать метод сопоставления.
Кто написал комедию «Ревизор»?
Вы собирали металлолом?
Где убирают урожай?
О чем сообщили по радио?
О новой беде в космосе
Надо идти на стадион.
А мне сегодня не хочется
Густой, непроходимый лес.
Нахождение неполных предложений
— Укажите неполные предложения. Напишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте главные члены.
1) Плот плыл вдоль берега а лодка ему наперерез. 2) Егорушка долго оглядывал его а он Егорушку. 3) Правда правдой остается а молва себе молвой. 4) В ту зиму я привязался к сестре. Ей шел восьмой год. В нашей семье все были черные а она беленькая. 5) А как она ловко хозяйничала в свои семь лет! Впрочем, хозяйство было простое: в одном углу чердака лежала картошка в другом свекла и капуста лук и соль.
— Установите, сколько в тексте стихотворения: 1) односоставных предложений (определите их вид); 2) неполных двусоставных; полных двусоставных.
Идем во тьму лесную.
По щиколку в россе
Стеною лес недвижный.
Где день в красе земной
— Определите вид предложения: полное или неполное.
1. Новгород – величественный старинный русский город. 2) в глубине рощи – дом-вилла, весь обвитый покрасневшими уже листьями дикого винограда. 3) С горы вниз по реке расстилались сады. 4) Хотите чаю? 5) Покрепче, пожалуйста. 6) Жара. 7) В доме никого нет. 8) За избами – узенькие полоски крестьянских полей. 9) как идут дела? 10) Ничего, нормально.
— В каких предложениях пропущены главные или второстепенные члены? Какие именно члены пропущены?
— Где вы проходили преддипломную практику? – спросил Нину главный инженер.
— Определите, полными или неполными, односоставными ил двусоставными являются предложения в данном тексте.
Следы птиц, зверей на снегу называют строчками, а отсюда и снег – Белой книгой. Сходи, мол, почитай – очень увлекательно, грамотным будешь. Ступай-ка, допустим, лисьим следом. Пока доберешься до конца строчки, лазая по сугробам, сколько потов сойдет. Ведь лисе прыти не занимать. Правда, в конце строчки, в точке, она сама. Где-нибудь под елкой. Дремлет, укрывшись пышным хвостом. Только подпустит ли? Наверняка удерет.
— Спишите, подчеркивая все члены предложения.
Какими средствами выражается разная скорость действия в этих предложениях? В каком предложении – наиболее интенсивное движение?
— Перестройте ответы так, чтобы они стали неполными предложениями. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Он ничего тебе про Катю не говорил спросила Лида. Маша ответила он ничего про Катю не говорил.
2. Где же она будет жить спросил Макар Макарович. Она будет жить у меня сказала Марья Васильевна.
— Сделайте выделенные предложения неполными. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, какие члены предложения вы опустили.
1. Мы так и не увиделись потому что мы плохо договорились о месте встречи.
2. Товарищи ждали меня у театральных касс а я их ждал на троллейбусной остановке.
Особенности функционирования неполных предложений
— Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Укажите, какие условия позволяют использовать в речи неполные предложения (контекст, диалог, сложное предложение).
— Составьте диалог на темы: «Знакомство», «Сведения о месте жительства», «Сведения о природных условиях места» (на выбор). Употребляйте, где следует, неполные предложения.
— Опишите класс (комнату, сад, дом), используя неполные предложения.
— Выпишите из газет заголовки, которые являются неполными предложениями. Укажите какие члены предложения в них пропущены.
и над интонацией неполных предложений
Трудности, связанные с постановкой тире в неполных предложениях, обусловлены не только тем, что нужно обнаружить пропущенный член предложения, но и выяснить, нужна ли в устной речи пауза на месте тире. разночтения, связанные с оттенками выражения мысли, допускают варианты в постановке знака препинания.
— Неполные предложения с второстепенным членом, входящим в состав сказуемого, отсутствие которого является нормой для данной структуры.
— Контекстуально неполные предложения с опущенными членами предложения, названными в другой части предложения.
1) Летом ребята ходят по ягоды, а осенью – за грибами. 2) Золото добывают из земли, а знания – из книги. 3) Жаворонок является к теплу, зяблик – к стуже. 4) Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону, дубовый кустарник – в другую. 5) Март хорош сиянием снегов, настом, синими тенями, апрель – рыжими проталинами, май – цветами.
— Контекстуальные предложения с неполной формой слова или неполным словосочетанием.
1) Здесь, в эту солнечную полярную ночь, все было наоборот: снег был красный, лед – густо-синий, а небо – белое.
2) Ночь была облачная, река – черная.
3) По-прежнему веселой кажется дорога, чудесными – кудрявые перелески, нарядными – бедные нивы, заросшие васильками.
— Сопоставьте предложения по их строению. Объясните постановку тире. Почитайте предложения.
1. Яблоки в белых кудрявых цветах.
2. Степные горы – до небосвода.
Работа по синтаксической стилистике
Важно показать учащимся, что стилистические возможности русского синтаксиса расширяются благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску.
Предложения с пропуском слов, не представляющих ценности в информативном отношении, получили большое распространение в газетном языке: «Магазин – на диване»; «Только для женщин»; «К вашему столу». В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания, все остальное выполняется текстом, речевой ситуацией.
Неполные предложения. Отличия от назывных предложений
Неполные простые предложения — это предложения с пропущенным одним или несколькими членами, необходимыми для полноты его строения и смыслового содержания.
В русском языке по наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные предложения
Полными являются простые двусоставные и односоставные предложения, в которых все его члены как главные, так и второстепенные, имеются налицо, например:
Каждую осень я приезжал в лесную деревню и шел от нее к озеру (К. Паустовский).
Только не порвите серебряные струны (В. Высоцкий).
Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
Не нагнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов).
Приведенные двусоставное и односоставные предложения характеризуются наличием всех членов, необходимых по их структуре. Смысл каждого из них ясен и не нуждается в опоре на предыдущий контекст, то есть их можно цитировать в одиночку.
Признаки неполных предложений
В неполном предложении пропущенный член легко восстанавливается из предыдущего контекста, например:
В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели. Иногда вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, с треском ударялись в лицо и со звоном подымались вверх, выше скворечни (К. Паустовский).
Второе предложение является неполным. В нем пропущено подлежащее «шмели», которое легко восстанавливается из содержания первого предложения. А если прочитать только второе предложение, то будет неясно, о чём идет речь: кто или что поднималось из травы?
Значит, неполное предложение является по смыслу несамостоятельным. Его выдергивать из контекста нельзя. Неполные предложения часто используются в сложных предложениях:
Труд побуждает поле, а поле — человека (пословица).
Золото испытывают огнём, человека — трудом (пословица).
В первом сложном предложении вторая двусоставная часть является неполной, так как в ней пропущено сказуемое «пробуждает». Во следующем примере вторая неопределенно-личная часть также характеризуется неполнотой из-за отсутствующего сказуемого «испытывают», которое легко восстанавливается из первой части сложного бессоюзного предложения.
Нераспространённость неполных предложений чаще всего наблюдается во время диалога в разговорной речи.
-Ты где купался утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюшка (И. Тургенев).
Примеры неполных предложений
При отсутствии в предложении сказуемого или дополнения на их месте ставится тире, если эта неполнота подчеркивается интонационно паузой.
С утра в поле косили. Вечером тоже.
Тёркин мой — к огню поближе, отгибает воротник (А. Твардовский).
Сколько в жизни всяких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).
Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои — всё хуже (М. Горький).
Алеша смотрел на них, а они на него (Ф. Достоевский).
Из пафоса у него выходил крик, из нежных слов — сладкая тянучка, из-за повелительных реплик римского воина-патриция выглядывал русский брандмайор (А. Куприн).
Багровые листья клена и жёлтые берез лежали у ног женщины (М. Горький).
Эллиптические предложения
В русском языке существует одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается из ситуации и не подсказывается контекстом. Смысл таких предложения понятен вне контекста, например:
А за самым дальним лугом — поле, вспаханное плугом (С. Маршак).
В этом примере пропущено сказуемое (расстилается, находится, есть), которое можно легко восстановить по смыслу самого предложения. Это разновидность неполных предложений, которые называются эллиптическими. Это обозначение восходит к термину «эллипсис» (греческое слово elleipsis), которым называется стилистическая фигура художественной речи, суть которой состоит в намеренном пропуске слов или фактов для придания тексту большей выразительности и динамичности.
В синтаксисе русского языка эллиптические высказывания связаны с речевой ситуацией, которая часто сопровождается мимикой, жестами — невербальными способами коммуникации. Синтаксический эллипсис находит свое отражение в некоторой свёрнутости конструкций, их неполноте.
Она за дверь. А мать — ни слова вслед.
Тем не менее такие высказывания вполне ясны и не требуют дополнительного контекста или разъяснения.
Неполные и назывные предложения (отличия)
Неполные двусоставные предложения не следует путать с односоставными назывными. Особенно такая опасность ошибки существует тогда, когда назывное предложение является распространенным, а неполное двусоставное предложение не имеет сказуемого. В нем осталось только подлежащее, выраженное существительным, и обстоятельство или дополнение, обозначенное также существительным в падежной форме, которое, не задумываясь, относят к подлежащему.
На базаре обычная толчея (неполное двусоставное предложение).
Основное отличие состоит в том, что в назывном предложении может быть подлежащее и целый каскад согласованных и несогласованных определений, а в неполном двусоставном предложении может отсутствовать сказуемое, но имеется дополнение или обстоятельство — группа сказуемого, например:
В этом предложении присутствует подлежащее (квартира) и обстоятельство (неделимое словосочетание «на третьем этаже»), которое указывает на отсутствующее сказуемое. Значит, это неполное двусоставное предложение.