в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

«Железная дорога» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – антитеза, жанр, история создания, главная мысль

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты“Здоровый, ядреный воздух“, “славная осень”.

Сравнения“Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Гиперболы“Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Метонимия“А по бокам-то всё косточки русские”.

Олицетворение“Свисток оглушительный взвизгнул”.

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Источник

Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Всего получено оценок: 254.

Всего получено оценок: 254.

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжёлой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железная дорога” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвящённых народу, повествующих о его нелёгкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях простых людей при строительстве железных дорог в России XIX века, безрассудстве чиновничества, жёстокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырёх частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при строительстве железной дороги.

Жанр – лирическое стихотворение, некоторые исследователи называют поэмой. Вид лирики – гражданская.

Стихотворный размер – стихотворение написано четырёхстопным дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты“ Здоровый, ядрёный в оздух “, “славная осень”, “труд страшно громаден”.

Сравнения“Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковёр”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Синекдоха“А по бокам-то всё косточки русские”.

Олицетворение“Свисток оглушительный взвизгнул”.

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжёлых условиях, голодали, болели, умирали. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в данном стихотворении.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики,– это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих целей.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Жанр – лирическое стихотворение, впрочем некоторые литературоведы склонны его считать поэмой, что небезосновательно: есть сюжет, есть лирические отступления. Вид данного стихотворения определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чём не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стих написан трехсложным размером – четырёхстопным дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковёр, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину современной поэту действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Источник

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

История написания

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

История создания стихотворения «Железная дорога» тесно связана со строительством в Российской империи железных дорог. Все пути появились благодаря тяжёлому труду крестьян, которых морили голодом, не снабжали необходимыми вещами, заставляли работать день и ночь. К сожалению, жизнь и состояние бедных людей никого не волновали. Самое главное, что нужно было высшим должностным лицам, — скорейшее завершение строительства путей.

Некрасов с печалью смотрел за всем тем, что происходило в то время.

Его не волновали ни пути, ни другие новые постройки, которые появились благодаря труду крестьян. Писатель переживал за бедных людей, которые ничего не могли сделать со своим положением. Николай Алексеевич сам понимал, что одно его произведение не искоренит проблему. Однако он старался написать такое стихотворение, при помощи которого сможет донести свою мысль в массы и показать другим людям, насколько был обесценен труд простых граждан.

Стихотворение стало одним из самых значимых в гражданской лирике того времени. Впервые оно предстало перед читателями в 1864 году в журнале «Современник».

Образы и символы

Самым главным образом всего произведения становится сама железная дорога. Она является символом того времени, когда сотни ни в чём не повинных людей страдали и мучились от голода, прокладывая новые железные пути. В произведении показано, как восставшие погибшие люди, которые не смогли вытерпеть таких мук, направляются вслед за поездом, где едут генерал и Ванечка с рассказчиком.

Образ белоруса является собирательным и отражает все те муки, которым довелось прочувствовать многим крестьянам той эпохи. Рассказчик поражён тому, насколько привита любовь к труду у простого мужичка. Первые три главы стихотворения отведены под повествования о том, как на самом деле шёл процесс строительства путей. Увы, представители власти решили умолчать, сколько крестьян не выдержало и погибло за то время.

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Образ купца достаточно противоречив. Этот мужчина может показаться «благодетелем», но на самом же деле он являлся мерзким человеком, который ненавидел простой народ и пользовался им ради своей выгоды. Он понимал, что обычный крестьянин не сможет отказаться от работы, так как это было приказом человека, который выше его по социальному статусу.

Тематика и настроение

Особое внимание стоит уделить тематике, которая раскрывается на протяжении всего произведения. В стихотворении поднят ряд вопросов:

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Настроение стихотворения неоднозначное. С одной стороны, читателю показывают весь тот ужас, который настиг обычных крестьян во время строительства новых путей. С другой же стороны, показывается готовая железная дорога, по которой целый день мчаться поезда, а пассажиры, сидящие в них, даже и не задумываются о том, каким трудом были выстроены эти пути.

Проблематика стихотворения

Проблемы, поднятые автором, обширны и остаются актуальными по сей день. Казалось, что Некрасов описывает то, что волновало его в ту эпоху. Однако если задуматься, то можно понять, что многие из проблем продолжают существовать в современном обществе. В стихотворении подняты такие из них:

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Основная идея

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Автор пытался донести до людей то, что большинство легендарных строений было воздвигнуто простыми рабочими мужиками. Но зачастую все почести достаются чиновникам и высокопоставленным людям, которые только и делали, что обманывали простой народ и злоупотребляли их трудом только из-за того, что тот не мог возразить.

Некрасов хочет напомнить читателю, что большинство из того, что окружает его в повседневной жизни, воздвигнуто простыми мужиками. И если забыть их труд, забыть, через какие муки им приходилось проходить, чтобы заработать себе на хлеб, то это можно считать предательством самих себя и своей сущности.

Композиционные особенности

в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Смотреть картинку в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Картинка про в чем особенность композиции стихотворения железная дорога. Фото в чем особенность композиции стихотворения железная дорога

Композиционный план «Железной дороги» поможет разобрать произведение по частям и понять каждую из них. Композиция стихотворения разделена на 4 смысловые части, каждая из которых плавно перетекает другую. В первой части перед читателями предстаёт прекрасный пейзаж: тонкий лёд на речке, пожелтевшие листья, кочи и пни.

Далее показывается совершенно противоположная картина: голод, муки крестьян, смерти и ужасные условия труда. Тут читателю представлен обычный рабочий, измождённый голодом, почти белый с упавшими веками. Дальше появляется образ толстого рабочего в синем кафтане. При помощи такого приёма автор хочет показать, насколько сильно отличалось положение разных слоёв общества в то время.

Особенностью композиции стихотворения можно назвать его эпиграф: в нем автор сразу сообщает, о том, что происходит. Герой стихотворения случайно слышит в поезде разговор двух других героев.

Благодаря этому разговору задается направление всему произведению: это и противопоставление простого народа власти, и двуличное отношение к народу представителей высшего общества. С одной стороны, Папаша, явно высокопоставленный чиновник, скорее всего, генерал, одевает сына Ванюшу в кучерский армяк, якобы приближая его к более низким сословиям ипытаясь показать тем самым свою близкость к народу; с другой — одной фразой унижает миллионы крестьян, низводит их труд, заявляя, что дорогу построил граф Клейнмихель, который руководил строительством, причем довольно жестким и грубым образом.

Некрасов оформил эпиграф как отрывок из пьесы с ремарками. Многие литераторы того времени использовали эпиграфы, чтобы обозначить проблему своего произведения, но брали цитаты из других авторов. Некрасов был едва ли не одним из первых, кто создал эпиграф на основе собственного стихотворения, предваряя его же.

Жанр, направление и размер

Стих относится к жанру «гражданская лирика». Стихотворный размер — дактиль, в котором используется как мужская, так и женская рифма.

Направление произведения — реализм, так как автор в точности смог передать жизнь крестьян в ту эпоху.

Некрасов показал, каким трудом зарабатывал простой народ себе на хлеб. Они мучились, терпели голод и издёвки ради несчастных копеек. Однако даже ценой своей жизни люди всё равно оказывались обманутыми. Высокопоставленные лица пользовались их беззащитностью и считали, что могут пользоваться их трудом ради своей выгоды.

Стихотворение Некрасова стало одним из немногих произведений XIX века, в котором о жизни крестьян автор рассказывает с сочувствием.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении автор использует большое количество троп и литературных приёмов, которые помогают ему полностью воссоздать проблему жизни крестьян в ту эпоху. В произведении присутствуют такие средства художественной выразительности, как:

Краткий анализ стихотворения «Железная дорога» даёт понять читателю основную идею, которую хотел донести до него автор.

Некрасов поднял ту проблему, которая встречается в современном обществе. Использование труда слабых людей в корыстных целях — вот основная проблема, которая волнует по сей день.

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Граф Пётр Андре́евич Клейнми́хель (11 декабря 1793 – 3 февраля 1869) – российский государственный деятель из немецкого рода Клейнмихелей, беспрекословный исполнитель воли Николая I. В 1842–1855 годах – главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Курировал строительство Николаевской железной дороги.

Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая 1811 – 26 мая 1848 г.) – русский литературный критик.

Поэзия – особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой – стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности.

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.

Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли на такие темы, как патриотизм, Родина и её судьба, государство и гражданский долг.

Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.

Эпи́тет (от др.-греч. «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Мета́фора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравне́ние – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Антитеза – стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог!

Армячок – (первоначально «ормяк») – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат.

Лабазник – владелец лабаза (небольшого продовольственного магазина), презрительно – о человеке, стремящемся к наживе, личной выгоде.

Приказчик – должность, торговый служащий в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный от хозяина.

Урядник – нижний чин уездной полиции в России в 1878-1917 гг., ближайший помощник станового пристава.

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 224 с.

3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. Москва : ВАКО, 2009. 414 с.

5. Замышляева А. Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Волгоград : Учитель, 2015. 324 с.

6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. : Литература. 6 кл. ФГОС. Москва : «Экзамен», 2016. 63 с.

7. Московкина И. И. Диагностические работы: литература. 6 класс. ФГОС. Москва : Издательство «Экзамен», 2017. 144 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Стихотворение «Железная дорога» Н. А. Некрасов написал в 1864 году. Только три года прошло после реформы по отмене крепостного права. Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, и они стали свободными. Что же изменилось в их жизни? И Н. А. Некрасов с горечью вынужден был признать, что свобода не принесла народу облегчения. Но поэта не оставляла надежда на то, что новые поколения, избавившись от рабства, станут свободными и сумеют самостоятельно определить свой жизненный путь.

Однако Некрасов понимал, что сделать это очень не просто. Ведь в ходе проведённой реформы крестьяне не получили достаточных наделов земли, которые могли бы их прокормить, и вынуждены были искать любую возможность заработать. Одни шли на заводы и фабрики, другие на строительство дорог.

На предыдущем уроке вы узнали, что в 1842 году Николаем I был издан указ о строительстве новой дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки – в 1852 году. Но какой ценой был достигнут прорыв в индустриализации. Что должны помнить потомки. На эти вопросы мы получим ответ на уроке.

Произведение «Железная дорога» появилось в журнале «Современник». Оно стало значимым событием в гражданской лирике поэта.

Николая Алексеевича Некрасова – человека, приветствовавшего развитие России, – интересовало не только, какие блага принесла новая дорога, но и то, какой ценой это строительство далось.

Стихотворение начинается с эпиграфа:

Ваня (в кучерском армячке).

Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке).

Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась графом П. А. Клейнмихелем и работы проходили в хороших условиях.

Конечно же, не случайно с первых строк стихотворения мы знакомимся с образом Ванечки. Именно молодому поколению адресовано произведение.

Стихотворение «Железная дорога» принадлежит к реалистическому направлению.Его повествование ритмично, созвучно стуку колёс мчащегося вперёд поезда.

Главным героем стихотворения «Железная дорога» стали крестьяне-строители, народ-созидатель:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Не случайно Ваня одет в кучерский армячок. Конечно, с одной стороны, это дань моде, показывающей после отмены крепостного права мнимую близость к народу; с другой стороны, выбор писателем именно такой одежды для Вани говорит, что ребёнок – надежда на то, что впереди «пора прекрасная» и антикрепостническая реформа найдёт истинных продолжателей и принесёт результат. Живой отклик мальчика на услышанную историю о строительстве дороги даёт уверенность в том, что на смену бездушным генералам придёт новое, образованное поколение, знающее свою историю и почитающее народ.

«Папаша» символизирует закостенелое крепостническое прошлое России. Его пальто на красной подкладке указывает на генеральский мундир. Он не готов принять мысль о значимом месте народа в истории и предпочитает, чтобы Ваня оставался в неведении:

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать…

Интересна структура стихотворения.

Первые три главы представляют реальные картины того, как шло строительство дороги. Мы видим картины нечеловеческих условий жизни и труда.

Однако барин просит показать «светлую сторону». Попутчик с удовольствием и иронией демонстрирует, как строителям дороги отмерили бочку вина и простили долги. Купец пользуется невежеством народа и выступает в роли благодетеля, эксплуатируя бесправных людей.

Основная тема стихотворения «Железная дорога» – тяжёлая доля русского народа.

Настроение произведения смешанное: ужас смерти, непосильного труда перекликаются с верой в силу простого крестьянина. Восхищение итогом работы – готовая железная дорога, по которой идут поезда, находится рядом с печалью – осознания цены, заплаченной за неё – тысячи человеческих жизней.

Стихотворение показывает, что создателями всего великого на Руси были простые мужики. Это главная мысль произведения.

К сожалению, пример строительства железной дороги – это не единичный факт, когда труд простых тружеников не оценён, их имена не известны. Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность. Многие современники Н. А. Некрасова, прочитав стихотворение «Железная дорога», смогли понять, кому Россия должна быть благодарна за появление чуда прогресса.

Язык произведения богат и выразителен:

Сравнения: «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно»,

«листья. жёлты и свежи лежат, как ковёр»,

«. почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»;

эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух»;

гипербола: «труд этот, Ваня, был страшно громаден»;

олицетворение: «свисток оглушительный взвизгнул»;

обобщения: «немец уж рельсы кладёт», «видишь, стоит, измождён лихорадкою, высокорослый, больной белорус»;

метафоры: «чудо искусства», «скопище пьяниц».

Стихотворение «Железная дорога» представило картину бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнётом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Помещики же находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, тем не менее, они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, крестьяне, память о которых мы должны сохранить в своих сердцах и пронести через века.

«Научись мужика уважать!» – вот главный призыв этого стихотворения.

Призыв Н. А. Некрасова не остался незамеченным. Многие прогрессивные люди, понимавшие, что бесправие и невежество крестьян ведёт Россию назад, поддержали поэта. Антикрепостническая реформа продвигалась вперёд.

Теоретический материал для углублённого изучения

3 марта 1861 года Александр II отменил крепостное право и получил за это прозвище «Освободитель». Но реформа не стала популярной, напротив, явилась причиной массовых волнений. Крепостники не хотели терять власть над крестьянами. Крестьяне же были обмануты в своих ожиданиях: отсутствие возможности выкупить землю, неумение самостоятельно управлять хозяйством, невежество, безденежье – всё это часто вело к тому, что мужик оказывался в худшем положении, чем до отмены крепостного права.

Но, тем не менее, после подписания антикрепостнической реформы, жизнь крестьян в России изменилась:

Бесспорно, реформы были несовершенными, однако они способствовали росту производительных сил страны, развитию нравственного самосознания у населения, улучшению качества жизни крестьян в деревнях и распространению начального просвещения среди крестьян. Следует отметить рост промышленного подъёма и развитие сельского хозяйства.

К сожалению, реформы не затронули верх власти, на местах правили те, кто поддерживал крепостничество, помещики открыто обманывали крестьян при выделении наделов. Но это были только первые шаги к новой жизни.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Соотнесите строки стихотворения «Железная дорога» с указанными категориями.

В описаниях призраков выступают реальные и фантастические моменты. Какие вы считаете реальными, а какие – фантастическими?

Это задание не представляет сложности и основывается на знании содержания стихотворения «Железная дорога». Стихотворение «Железная дорога» вы читали и анализировали на этом и предыдущем уроке. Выберите ответы и внесите в таблицу.

«Многие – в страшной борьбе,

В жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе»

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной»

призрак белоруса «механически ржавой лопатою Мёрзлую землю долбит»

«Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда»

«исчезла толпа мертвецов»

«Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах»

голод «согнал сюда массы народные»

Восстановление последовательности элементов горизонтальное

Восстановите последовательность элементов.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и изученном на предыдущем занятии. Строки стихотворения перепутаны. Вспомните стихотворение «Железная дорога» и расположите строчки из четверостишия в правильном порядке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *