в чем особенность композиции поэмы
Особенности композиции поэмы Мцыри Лермонтова
В 1939 году писатель Лермонтов представил миру свое произведение, ставшее вершиной развития русской поэмы в жанре романтизма. В поэме Мцыри отражаются личные писательские особенности автора на равнее с традициями поэмы Байрона. Произведение рассказывает о классическом герое-романтике, а его композиция так же необычна, как и сам сюжет.
Поэма состоит из двух неодинаковых частей. Первая часть содержит две главы, вторая – двадцать четыре.
Две первые главы рассказывают о месте – монастыре, в котором происходят действия, и о том, как в нем устроено существование, в том числе и главного героя. Тут же повествуется и сам сюжет, по которому маленького мальчика с Кавказа взяли в плен, и привезли в монастырь. По причине тяжелой болезни он остался там служить послушником. Там его воспитали, научили чужому языку и готовили к клятве, по которой он должен был стать монахом и навсегда остаться в стенах монастыря. Но однажды ночью, во время сильной грозы, он исчез. Его искали три дня и когда нашли, мальчик был болен и умирал. Он рассказал свою историю, собрав последние силы.
Во второй главе начинается подробный рассказ его жизни, который происходит от лица самого мальчика Мцыри. Он изливает всю свою душу, рассказывая о волнениях, поисках наружной и внутренней воли, об отчаянии и неудаче. Весь рассказ похож на исповедь. Для автора она считается наиболее приемлемой для выражения романтических чувств героя.
Важнейшие элементы композиции поэмы идут в прямой последовательности, начиная с повествования о жизни Мцыри в монастыре. После происходит завязка сюжета, когда юноша совершает побег. Не обходится и без традиционного конца, присущего жанру романтизма, когда главный герой погибает.
Особенностью композиции поэмы считаются размеры ее частей и гармоничное соотношение временных планов. Главный акцент делается на события трех дней, которые Мцыри провел на воле, а не на остальной жизни юноши. Автор подробно и красочно описывает эти дни, тем самым подчеркивая их значимость. Это становится понятно, если сравнить стили написания первой и второй частей. Вначале описание сюжета идет более сухо и кратко. Но затем речь и стиль повествования становятся образными и восторженными, подчеркивая значение этого времени для романтика Мцыри.
Важным кульминационным моментом в композиции становится столкновение или борьба героя и его полного антипода. В поэме этим моментом стала схватка Мцыри с горным барсом, которую можно считать пиком красоты и физической силы героя. Его победа способствует слиянию юноши с окружающей его природой. Он восхищается силой соперника и красотой битвы, не испытывая ни капли злости. Отсутствие четкой грани между добром и злом является необычным ходом для стиля романтизма.
2 вариант
Вторая часть посвящена исповеди умирающего героя. Именно ей Лермонтов уделяет оставшиеся 24 главы. Мцыри рассказывает старому монаху, который когда-то спас его от смерти, о трех самых счастливых днях, проведенных на свободе. Молодой юноша, еще ребенком вырванный из родной культуры, всю жизнь мечтал вернутся на родину. Три дня он безуспешно искал дорогу к родному аулу. Герой испытал радость единения с красотой природы, победил в сватке с барсом, узнал счастье свободной жизни, которая была скрыта за стенами нелюбимой тюрьмы. Три дня противопоставляются в поэме годам жизни в монастыре.
Композиционная особенность произведения заключается в неравном разделении частей. Небольшая первая часть, в которой рассказывается о жизни Мцыри в монастыре, противопоставляется намного большей по объему второй части. Три дня, проведенные романтическим героем на своде, становятся самыми счастливыми и значительными в его жизни. Автор акцентирует внимание на внутреннем мире юноши, на его переживаниях и поиске своего места в жизни. Молодой горец чувствует себя чужим среди монахов, но и на родину вернутся он не может. Она стала для него недосягаемой мечтой. Особенности композиции позволяют более полно понять трагизм судьбы героя.
Сочинение
Поэма «Мцыри» была написана в 1839 года, а это на заре его жизненного пути бессмертным писателем, любителем гражданской, философской, духовной тематики Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, который прожил довольно короткую, но очень насыщенную и плодотворную жизнь: это и дуэли, блестящие произведения любимые народом даже сквозь века. Видимо за подобный талант приходится платить немаленькую цену. Действия происходят на вольном, гордом Кавказе.
«Мцыри» рассказывает нелёгкую историю юноши, которому пришлось пережить множество и исповедование перед смертью. Это, прежде всего, сильный, смелый, благородный, но со сложным мятежным характером молодой человек, попавший в плен. Он жил в ужасных условиях в монастыре. Главным желание парня была воля. Лучше на воле немного побывать, почувствовать себя свободным, чем всю жизнь быть пленником в чужих стенах.
Лермонтов много писал произведений в направлении романтизма и его героев можно сопоставить с Пушкинскими, однако и тут есть свои различия. У Пушкина персонажи раз и навсегда рвут связи с прошлым миром, Лермонтовский герой просто ищет родственную душу.
Композиция произведения состоит из нескольких частей: вступление, во второй главе говорится о жизни главного героя, в третьей исповедь на смертном одре. Однако, главным является то, что части не идут последовательно, а всё время чередуются события. Легко увидеть особенность, потому что автор сопоставил события так, чтобы читатель мог увидеть характер Мцыри.
Так же композиция является кольцевой. Это можно заметить по сюжету: сначала главный герой оказывается в монастыре в плену, а потом сбегает в самый разгар страшной бури на долгожданную свободу, но потом вновь оказывается в плену. Это, кстати, имеет символический смысл, потому что Мцыри бежит к бушующей природе. Его бой с диким барсом-это бой с природой, где Мцыри одерживает победу. И эта ненависть к природе не может не пугать, однако парень сам себя считает частью природы «цветок», выращенный в неволе, который теперь старается наверстать упущенное.
Таким образом, особенность композиции поэмы «Мцыри» состоит в том, что она является кольцевой и последовательность скорее спутанная. Думаю, так автор хотел лучше отнести до читателя тот глубокий смысл, что сокрыт. Парень бежал к свободе, после долгих лет плена. Он бежал к природе, которой Лермонтов отвёл отдельную главную роль.
Также читают:
Картинка к сочинению Особенности композиции поэмы Мцыри
Популярные сегодня темы
Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом
У каждого в жизни наступает момент, когда открываются двери во взрослую жизнь. Наступает время, когда от твоих решений и действий зависит будущее. Все мы хотим стать успешными людьми, иметь прибыльную работу
Для каждого человека квартира – это особое и очень важное место, где можно быть собой, отдохнуть. Квартира дает уверенность и чувство защищенности. Важно чтобы квартира будущего продолжала выполнять эти функции
Одним из второстепенных персонажей произведения является Елизавета Прокофьевна Епанчина, дальняя родственница главного героя романа Льва Николаевича Мышкина.
Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.
Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.
Особенности композиции
Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой — пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.
Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.
Кульминация поэмы
Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация — момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».
Особенности конфликта в поэме
Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца — так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь — может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам — ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» — так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.
Действие поэмы начинается в монастыре — там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова — мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.
Вопрос 38. Поэма «Мцыри». Особенности композиции поэмы. Основное идейное содержание поэмы — любовь к Родине, стремление к свободе. Мцыри как романтический герой
Поэма «Мцыри» по праву считается романтическим произведением. Тем не менее, в ней наблюдается некоторый уход от жанровой направленности. Некоторый поворот к реализму. Сюжет поэмы Лермонтова построен так, что в основе своей ее события вполне могли иметь место. В поэме точно названо место, и почти указано время, когда происходили описанные события.
Особенности композиции
Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой — пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.
Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.
Введение
Сегодня мы поговорим о композиции поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1) «Мцыри».
Рис. 1. М.Ю. Лермонтов (Источник)
В поэме нет предыстории героя. В экспозиции (в первых двух главах) намечено лишь несколько биографических фактов.
Начинается поэма с описания развалившегося монастыря, могильных плит:
Развалин страж полуживой.
Заканчивается поэма тоже темой увядания и смерти: последними словами умирающего героя.
Кульминация поэмы
Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация — момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».
Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.
Особенности композиции
Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит
читателя с местом действия, и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой — пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.
Вся судьба главного героя открывается уже
во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.
Кульминация поэмы
Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация — момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».
Особенности конфликта в поэме
Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца — так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь — может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам — ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» — так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.
Действие поэмы начинается в монастыре — там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова — мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» — восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.
Особенности конфликта в поэме
Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца — так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь — может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам — ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» — так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.
Действие поэмы начинается в монастыре — там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова — мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.
Тест по произведению
Природа
Описание природы помогает понять, где происходят события поэмы, и в то же время раскрывают душевное состояние героя.
В строфе, которая начинается строкой «Кругом меня цвел Божий сад» чувствуется что Мцыри безмерно счастлив. Он наслаждается свободой, цветением и величием природы.
В эту ночь, измученный отчаянием, Мцыри сразился с барсом, готовым загрызть его. Человек победил зверя, и был бесконечно счастлив. На какое-то время эта победа вселила в него уверенность. Но ненадолго. Выйдя из лесу, Мцыри увидел до боли знакомые картины.
Поэма
теория по литературе 📖 формы произведений
Поэма (др.-греч. ποίημα «изделие; произведение») – это повествовательное стихотворное произведение большого объёма, в котором затрагиваются исторические, социальные и нравственные проблемы. Также говорят, что поэма – это своеобразная «энциклопедия» прошлого.
История возникновения (зарождения) жанра
Возникновение поэмы связано с лиро-эпическими песнями, существовавшими ещё в первобытном строе. Каждый народ через песни передавал потомкам исторические события и мифы. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос, который сочетает в себе историчность содержания, героичность, легендарность и патетичность.
К ранним образцам эпических поэм относятся:
В Средние века появляются памятник древнегерманского героического эпоса «Песнь о Хильдебранде» (VI-IX вв.), англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» (VII-VIII вв.) и героическая поэма на старофранцузском языке «Песнь о Роланде» (IX-X вв.).
X-XI века – расцвет песен в Скандинавии. Доказательством этому служит поэтический сборник XIII в. древнеисландских песен «Старшая Эдда», в котором описываются судьбы богов и героев скандинавской мифологии. Сюда же примыкают сербские эпические песни и финские руны.
В русской культуре поэма зарождается из былинных песен. Прародителем всех поэм считают историческую древнерусскую песнь – «Слово о полку Игореве» (XII в.).
Важной вехой в развитии поэмы считается период проторенессанса – переход от Средних веков к Возрождению. В это время выходит поэма Данте Алигьери «Божественная комедия» (XIV в.), в которой затрагиваются политические, философские, моральные, богословские темы.
«Божественная комедия», Данте Алигьери, обложка
В эпоху Возрождения жанр поэмы тяготеет к античной культуре и древнегреческому канону. Постепенно рамки жанра расширяются привнесением в поэму комического. В сатирической пародийной поэме Вольтера «Орлеанская девственница» вместо возвышенного пафоса присутствуют фарс и юмор.
Позднее Возрождение представлено итальянскими именами М. Боярдо, Л. Ариосто и Т. Тассо. В Португалии к поэме обращается Л. де Камоэнс, а в Англии – Э. Спенсер.
В XVII веке появляется эпическая поэма Д. Мильтона «Потерянный рай», в которой автор затрагивает библейские темы и высказывает собственные теологические взгляды.
В период предромантизма и романтизма (поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта) на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика. Романтические поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова и др.). Так, например, в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними событиями.
Во второй половине XIX в. появляются отдельные выдающиеся произведения: «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов.
В XX веке поэмы сочетают в себе интимные переживания и великие исторические потрясения («Облако в штанах» В. В. Маяковский, «Двенадцать» А. А. Блок и т.д.), возрождают героическое начало («Василий Тёркин» А. Т. Твардовский, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернак).
Примером бессюжетной лирической поэмы служат произведения М. И. Цветаевой «Поэма Конца», А. А. Ахматовой «Поэма без героя», А. А. Вознесенского «Оза» и др.
Основоположники поэмы
«Илиада» и «Одиссея», Гомер
Родоначальниками поэмы считают древнегреческого поэта Гомера и римского поэта Вергилия. Эпические поэмы Гомера «Илиада» (IX-VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VIII веке до н.э.) долгое время оставались единственными произведениями, написанными в соответствии со всеми канонами жанра:
Однако образцом принято считать поэму Вергилия «Энеида» (I век до н.э.), в которой рассказывается об Энее, легендарном троянском герое. По мнению учёных, римский поэт усовершенствовал и упорядочил поэтику Гомера.
Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)
Характерные особенности поэмы
Поэма как жанр литературы обладает следующими характерными особенностями:
Особенности построения сюжета и композиции в поэме
Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)
В поэмах соблюдается эпопейная композиция, в которую включается многогеройность, наличие нескольких сюжетных линий или вставных эпизодов, а также некая недосказанность.
Поэма претерпевает глубокие внутренние изменения: утратила многие признаки «классической поэмы» и вместе с тем значительно обогатилась за счет возможностей и средств прозаических жанров, драмы. Все больше обнаруживается в ней склонность к философским раздумьям о современности, тяга к монументальности и лаконичности формы.
Отличительными особенностями романтической поэмы стали сосредоточенность повествования вокруг наиболее драматичных моментов. Внутренняя жизнь центральных персонажей раскрывается через монологи и диалоги.
Произведения этого жанра имеют чёткую взаимосвязанную структуру. Композиция поэм обычно складывается из посвящения, эпиграфа, глав, эпилога.
Художественные приемы в поэме
Чтобы речь в поэме была яркой и выразительной, писатели используют специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Не обходится написание поэм без ярких метафор и сложных эпитетов. Также поэты часто прибегают к «гомеровским» сравнениям и поэтическим формулам. Не менее важным приёмом считается олицетворение, с помощью которого создаётся образ живой природы как помощника.
Деление внутри жанра: виды поэм
Эпическая поэма – длинная повествовательная поэма, повествующая о героических событиях, которые оказали влияние на ход национальной и общей истории. Главный герой таких произведений – это человек с высокими моральными качествами. Примеры: «Песнь о Нибелунгах», написанная неизвестным автором, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Россиада» М. М. Херасков и др.
Описательная поэма – произведение, в котором описывается природный ландшафт. С помощью такого изображения удавалось запечатлеть многообразные чувства и переживания, способность человека откликаться на мельчайшие изменения в природе. Описательная поэма напрямую связана с таким направлением как сентиментализм. Примеры: «Времена года» Дж. Томсон, «Сады» Ж. Делиль и т.д.
Дидактическая поэма – произведение, которое заключает в себе описания и наставления («Труды и дни» Гесиод, «Наука любви» Овидий и др.).
Романтическая поэма – стихотворное произведение крупной формы, описывающее состояние души, поэтическое восприятие внутреннего мира человека («Войнаровский» К. Ф. Рылеев, «Мцыри» М. Ю. Лермонтов и др.).
Баллада – это разновидность романтической поэмы в стихотворной форме, написанное на историческую, легендарную тему. К примеру, «Громвал» Г. П. Каменев, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин, «Светлана» В. А. Жуковский и т.д.
Философская поэма – произведение, в котором присутствует поэтическое и философское видение истории, общества, личности, природы («Опыт о человеке» А. Поуп, «Королева Маб» П. Б. Шелли и др.).
Историческая поэма – лиро-эпические фольклорные произведения об исторических событиях, процессах и выдающихся лицах. Историческая конкретность содержания является важным основанием для выделения исторических поэм в отдельную группу, которая по структурным признакам является совокупностью различных жанров, связанных с историей.
Аудитория жанра
Жанр поэмы остаётся популярным и по сегодняшний день. Такие произведения нравятся людям, которые интересуются историей различных эпох.
Схожесть с другими жанрами
Поэма имеет схожие черты с одним из лиро-эпических жанров – балладой. Общее: стихотворная форма, наличие повествовательного сюжета на легендарную тематику. Также поэма приближается к рыцарскому роману.
Романтическая поэма роднится с драмой сосредоточиванием на особенных жизненных ситуациях. Критик Белинский говорил, что «в поэмах Байрона, Пушкина, Мицкевича жизнь человеческая представляется сколько возможно в истине, но только в самые свои торжественные проявления, в самые лирические свои минуты».
В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней, которая строится на нравственной проблематике и раскрывает судьбу героя, сильной личности.
Яркие представители
Россия: М. М. Херсаков, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Ахматова, А. А. Блок, С. А. Есенин, Н. А. Некрасов и др.
Зарубежье: Гомер, Гесиод, Публий Овидий Назон, Вергилий, Ш. Руставели, Д. Алигьери, Т. Тассо, Дж. Мильтон, Дж. Байрон, С. Т. Колридж, Гёте и т.д.
Востребованность поэмы в разные периоды
Поэма в качестве литературного жанра появляется при феодально-рабовладельческом обществе и остаётся востребованной достаточно долго.
После выхода гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» поэма деградирует. Это связано с тем, что условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены.
Позже поэма расцветает благодаря римскому поэту Вергилию, который является автором известной дидактической поэмы «Георгики» и поэмы «Энеида» (I в. до н.э.).
Поэты разных стран активно обращаются к созданию поэм в первой половине XIX века, т.е. в эпоху романтизма (Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и др.). Произведения этого периода отличаются социально-философским и символико-философским содержанием.
Во второй половине XIX века поэма утрачивает роль ведущего жанра. Гибкость и ёмкость формы поэмы делают её вновь одним из востребованных жанров в XX веке. Из лиро-эпической поэма превращается в лирическую. Душевные переживания смешиваются с историческими событиями у В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Белого, А. А. Ахматовой.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу по литературе входят следующие поэмы: «Илиада» (отрывки) Гомера, «Фуст» Гёте, «Анна Снегина», «Чёрный человек» С. А. Есенина, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины» Н. А. Некрасова, «Медный всадник», «Полтава», «Цыгане», «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Мцыри», «Демон», «Песня о купце́ Кала́шникове» М. Ю. Лермонтова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах», «Во весь голос», «Люблю» В. В. Маяковского, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.