в чем особенность храма аполлона в бассах
Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах
Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах AlMare
В античной Греции было немало прекрасных храмов, посвященных Аполлону. Но святилище в Бассах выделялось даже среди них. Дело в том, что он — единственный среди древних религиозных сооружений, где гармонично сочетаются сразу три классических ордера: коринфский, дорический и ионический. А так как храм находился на удалении от крупных воинствующих полисов Эллады, он отлично сохранился и был обнаружен случайно лишь в 18 веке. Итог — святилище Аполлона Эпикурейского в Бассах заслуженно входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня сооружение 5 века до н. э. скрыто под текстильным тентом — полотно защищает сооруженный из капризного известняка памятник от осадков. От храма сохранились только фундамент, внутренние стены и главная изюминка — колонны, выполненные в разных стилях.
Внешняя колоннада создана в соответствии с дорическим ордером: лаконичным, мужественным, монументальным. Внутренние колонны с пышными, будто покрытыми цветами и листьями капителями, относят к коринфскому ордеру — это самые древние его примеры. А центральная колоннада выведена по канонам утонченного и изысканного ионического стиля.
Практическая информация
Адрес: Figaleia 270 61, Zacharo municipality.
Время работы: 8:00—20:00, без выходных. Вход: 6 EUR, посетителям до 18 лет: бесплатно.
Храм Аполлона в Бассах
В Бассах находится важнейший археологический памятник Греции – храм Аполлона Эпикурия (Temple of Apollo Epicurius at Bassae). Он был построен в античные времена и очень хорошо сохранился до наших дней, поэтому считается одним из самых интересных в стране и привлекает к себе толпы туристов.
Чем знаменито сооружение?
В настоящее время храм эпикурейского Аполлона в Бассах является самым изученным в стране и при этом наиболее уникальным, так как сочетает в себе 3 классических ордера: коринфский, ионический и дорический. Его возвели на территории, расположенной между древними областями Греции Мессенией, Трифилией и Аркадией, на склоне Котилион, недалеко от поселения Склирос.
Древний храм лежит в гористой местности на высоте 1130 м над уровнем моря, расстояние от него до города составляет 15 км. Аполлон Эпикурий обозначает «спаситель». Фигалийцы посвятили ему святилище в благодарность за избавление населенного пункта от эпидемии чумы, распространенной в годы Пелопоннесской войны. Данное сооружение стало первым из архитектурных и исторических памятников Греции, которое включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во время раскопок археологи выяснили, что святилище было построено во 2-й половине V века до н.э. Возможно, сооружение основали на месте древнего храма, так как во время раскопок обнаружили артефакты, датируемые более ранним временем. Считается, что проектированием занимался знаменитый греческий архитектор – Иктинон. Он решил сделать 6-колонный дорический перицентр, длина которого измерялась 15 колоннами. Почему мастер решил отступить от канонов, неизвестно, но его детище получилось уникальным.
Дело в том, что храм Аполлона в Бассах из-за горной местности ориентирован с севера на юг, а не с востока на запад. Чтобы у сына Зевса не возникло неприятностей, архитектор создал маленький малоприметный вход с восточной стороны сооружения. В 652 году до н.э. сюда пришли спартанцы, которые разрушили город и ушли, прихватив с собой главную скульптуру святилища. Жители испугались кары Олимпа и отправились к оракулу в Дельфы, где им рассказали, как угодить богам.
От восстановления до забвения
Фигалийцы отремонтировали храм, но открыть его без скульптуры Аполлона не могли, поэтому снова позвали великого Иктинона. Вместо статуи он предложил временно установить колонну с капителью, которую позже назвали Коринфской. Она напоминала сына Зевса и была очень красивой, поэтому осталась здесь на постоянной основе и стала родоначальницей мужского архитектурного ордера.
Храм Аполлона в Бассах располагался на значительном расстоянии от основных греческих центров, поэтому со временем пришел в запустение. Благодаря этому факту он отлично и сохранился до наших дней и был случайно найден в 1765 году французским архитектором. Первые раскопки на данной территории провели в 1836 году.
Встреча с богом Олимпа
Если посмотреть на фото храма Аполлона в Бассах, то можно заметить, что сооружение представляет собой небольшой удлиненный периптер. Здание построили из аркадского известняка, а фриз вырезали из мрамора. В его основании расположено в 6 рядов 15 колонн, а внутри имеется 3 традиционных помещения: наос, пронаос и опистодомос. Во время экскурсии стоит обратить внимание на такие элементы декора, как:
Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах
Во время раскопок 1812 года его плиты были обнаружены разбитыми на полу целлы, и в 1815 г. их перевозят в Британский музей, где они и выставляются до сих пор. Автором этого фриза, возможно, является Пеоний, тот самый, которому принадлежит знаменитая статуя Ники в Олимпии. Вот как отзываются искусствоведы об этом архитектурном поясе: «Все в этом фризе вывернуто и изломано: пропорции нарушены, жесты преувеличены, акценты смещены, ракурсы сплющены. Формы наслаиваются друг на друга, громоздятся, топчутся. Сложные эпизоды, включающие сразу до пяти фигур, выстраиваются нарочито асимметрично, угловато. Их духовный смысл трагичен».
Храм продолжал использоваться в эллинистическую и римскую эпоху, когда были сделаны некоторые изменения в его архитектурном убранстве. Первое значительное обрушение храма произошло из-за ослабления деревянных балок, державших крышу, но не меньший вред нанесли ему сами люди, вытаскивая для своих нужд железные скобы (из них изготавливали пули во время освободительной войны греков), которыми крепились эти балки.
Для Нового времени храм открыл французский архитектор Ж. Бошер в 1765 г., а первые раскопки были произведены здесь в 1812 году. В 1902 году были предприняты первые попытки восстановления святилища, а в 1975 году была создана комиссия по сохранению храма Аполлона в Бассах, задачей которой было сформулировать приемы по сохранению и восстановлению храма в первозданном виде. В 1982 году эта комиссия озвучило свой доклад Министерству культуры Греции, которое с этих пор приступило к восстановлению памятника. С 1987 г. храм защищен от погодных условий особым шатром, который будет удален по завершении всех необходимых работ.
Храм Аполлона Эпикурейского в Бассе
Бассы (др.-греч. Βασσαι — ущелье) — территория между древнегреческими областями Аркадией, Трифилией и Мессенией. В этой гористой местности, на западном склоне горы Котилион, на высоте 1130 метров над уровнем моря, жители города Фигалия основали святилище, посвященное Аполлону Эпикурейскому. Дорога длиной в 13 км связывает храм с городом.
Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской войны.
История святилища в Бассах связана с военными действиями, происходившими на территории Аркадии. Аркадцы в союзе с мессенцами выступали против соседней Спарты. Первая постройка храма относится к периоду архаики. В конце VII века до н. э. здесь уже существовало небольшое поселение, а в верхних слоях почвы были найдены вотивные таблички, терракотовые вазы, статуэтки, бронзовые и железные мечи. Возможно, в V—VI веках до н. э. храм перестраивали, так как поблизости были найдены некоторые архитектурные элементы этого периода. Сохранившийся храм постройки архитектора Иктина относится к 420—430 годам до н. э.
Храм Аполлона Эпикурейского представляет собой удлиненный периптер относительно скромных размеров (34,3 x 17,6 м), в основании которого 15 x 6 дорических колонн. Он традиционно содержит три помещения: пронаос, наос, опистодомос. Ориентация с севера на юг чрезвычайно нехарактерна для древнегреческих храмов, но ее можно объяснить его местоположением на крутом склоне горы. Еще одним объяснением необычной ориентации храма может послужить то, что в храм включен более старый маленький храмик, ориентированный с запада на восток, который имеет особую дверь в длинной стене целлы. Сейчас он рассматривается как одно из отделений наоса. Храм выполнен из аркадского известняка (каменоломни находились чуть севернее), фриз вырезан из мрамора.
Внешней колоннаде дорического гексастиля, выполненной в грубой манере, а также неброско оформленному антаблементу с изредка декорированным метопами противопоставлен богатый скульптурой интерьер. Целла разделена на два отделения, между которыми помещена в середине свободно стоящая колонна, увенчанная первой известной коринфской капителью. Внутри целлы к ее стенам приставлены поперечные стенки (архаичная черта), оканчивающиеся сливающимися с ними ионическими колоннами (всего десять колонн) с капителью, имеющими волюты с трех сторон, а над ними идет ионический фриз. Фриз, перемещенный с наружных стен в наос, посвящен темам амазономахии и кентавромахии. «Все в этом фризе вывернуто и изломано: пропорции нарушены, жесты преувеличены, акценты смещены, ракурсы сплющены. Формы наслаиваются друг на друга, громоздятся, топчутся. Сложные эпизоды, включающие сразу до пяти фигур, выстраиваются нарочито асимметрично, угловато. Их духовный смысл трагичен».
Главной особенностью храма является соединение в нем трех ордеров (дорический гексастиль, ионические колонны и ионический фриз в целле, коринфская колонна). Как и в Парфеноне, при постройке храма в Бассах были использованы оптические тонкости — например, кривой пол.
Интерес представляет культовая статуя Аполлона, еще раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма — таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранившаяся, якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место. У посетителя есть две возможности приблизиться к статуе — он либо приближается к двери в маленьком отделении целлы, и тогда он видит статую божества фронтально перед собой, но в таком случае внутреннее пространство развертывается перед ним совершенно асимметрично, так как основная ось входа сильно сдвинута в сторону. Пройдя дверь, посетитель видит перед собой статую, слева — гладкую стену, а справа через пролеты по сторонам коринфской колонны открывается дверь на другие пространства и колоннады, плюс само пространство большого отделения целлы насыщено формами. Зайдя в храм через главный северный вход, зритель видит перед собой симметричную анфиладу различно оформленных пространств, но в глубине сквозь пролет справа от колонны он видит обращенную влево статую Аполлона, которая вносит асимметрию во всю композицию.
По другой версии, высказанной греческим археологом Николасом Ялурисом, в Бассах не было культовой статуи — ее роль выполняла коринфская колонна, разделявшая/соединявшая две части храма.
По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьезные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).
Ссылки
Храм Аполлона в Бассах · Афинский Акрополь · Руины города Дельфы · Руины города Эпидавр · Средневековый город Родос · Монастыри Метеоры · Гора Афон · Раннехристеанские и византийские памятники города Салоники · Руины города Олимпия · Руины города Мистра · Остров Делос · Монастыри Дафни, Осиос Лукас и Неа Мони · Руины городов Пифагореон и Иреон на острове Самос · Археологическая зона Вергины · Археологические зоны Микен и Тиринфа · Исторический центр острова Патмос, Монастырь святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса · Старый город Керкиры (Корфу)
Храм Аполлона в Бассах. Что скрыто под шатром?
До одного из самых больших и наиболее сохранившихся древнегреческих храмов – святилища Аполлона Эпикурейского в Бассах – надо долго ехать вглубь материка по извилистой дороге. Он так хорошо спрятан в горах, что долгое время оставался никому не известным. Для чего святилище возвели в таком неудобном месте? Пресс-служба Главгосэкспертизы России исследовала подробности истории памятника.
Внешнюю колоннаду Иктин создал по всем правилам дорического ордера, с грубыми необработанными метопами. Внутренние же ряды колонн принадлежат ионическому ордеру. А капитель центральной колонны храма в Бассах сегодня является самой древней из ныне сохранившихся коринфских капителей. Как и большинство древнегреческих храмов, святилище Аполлона содержало три помещения:
— и опистодомос – задняя часть храма, отделенная от наоса стеной и имеющая отдельный выход.
А вот ориентация святилища по частям света была весьма нетипичной для Древней Греции.
Большинство храмов того периода были «направлены» с запада на восток, а святилище Аполлона было построено, вопреки канонам, с севера на юг. Считается, что Иктин сделал это потому, что только так можно было «вписать» внутрь святилища более древний небольшой храм, о котором мы писали выше. Другое объяснение необычной ориентации заключается в том, что храм обращен главным фасадом к Сириусу – ярчайшей звезде ночного неба, расположенной в созвездии Большого Пса. Сириус считался пристанищем бога Аполлона.
Только в 1836 году здесь начали проводить серьезные раскопки и исследования, в которых, кстати, принимал участие знаменитый русский художник Карл Брюллов. В 1902 году храм был бережно отреставрирован, Археологическое общество Афин продолжило раскопки, но через семьдесят лет ученые констатировали, что здание находится в критическом состоянии. В 1975 году специально созданным Комитетом по сохранению храма Аполлона Эпикурейского были инициированы работы по восстановлению здания, которые затянулись на десяток лет. В 1986-м храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, первым из исторических и архитектурных памятников Греции, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А через год отреставрированные руины накрыли гигантским белым шатром, чтобы уберечь памятник от пагубного действия атмосферных осадков. Под этим шатром храм находится по сей день.