в чем особенность детского фольклора
Детский фольклор
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и специфика детского фольклора
Детский фольклор – это разновидность устного народного творчества детей и взрослых.
Знакомство с народным творчество начинается у ребенка с раннего детства. С первых дней жизни происходит знакомство ребенка с отдельными жанрами фольклора, которые отвечают возможностям его возрастного восприятия: пение мамой колыбельных, рассказывание стишков, потешек, считалок.
Именно ранний возраст и дошкольный этап развития ребенка являются оптимальными для усвоения фольклорных жанров. Именно в это время, дети стремятся познавать многообразие окружающего мира, а их интеллектуальное развитие позволяет с легкостью усваивать рифмованные народные песни, частушки, загадки, басни и прибаутки.
Фольклор помогает развитию нравственных качеств ребенка, формирует нормы общественного поведения, развивает эстетическое восприятие и способствует речевому развитию.
Детский фольклор отличается от взрослого по методике исполнения, лексическому составу и стилю. Однако, между жанрами детского и взрослого фольклора имеется тесная связь. Например, ученые до сих пор затрудняются отнести колыбельные к той или иной разновидности фольклора, а песни, сказки и загадки вполне можно отнести к обеим разновидностям.
Детский фольклор можно рассматривать в качестве единства трех компонентов:
Детский фольклор относится к специфическим направлениям народного творчества. Он объединяет творчество детей и взрослых и базируется на комплексе поэтических, музыкальных и музыкально-поэтических жанрах.
Готовые работы на аналогичную тему
К основным особенностям детского фольклора можно отнести следующие:
Детский фольклор является одним из компонентов народной педагогики. При ее проектировании осуществлялся учет возрастных особенностей развития ребенка и производился выбор приемов и методов воспитательного воздействия, отвечающий им. Детский фольклор учитывает психические и физические особенности развития детей.
Рисунок 1. Направления использования детского фольклора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фольклорное творчество особенно тем, что в нем сохраняются следы различных эпох, стадий общественного развития и отражаются тенденции текущего этапа развития общества. Дети знакомятся с особенностями быта и труда различных времен через фольклор.
Классификация детского фольклора
Подразделением различных жанров детского устного творчества на группы ученые и педагоги занялись еще в начале XX века. Так, О. И. Капица рассматривала подразделение фольклора на группы, в зависимости от возраста ребенка. Впоследствии ею было выделены две основные формы детского фольклора:
Г.С. Виноградовым была предложена иная классификация фольклорного творчества детей:
Особенности детского фольклора.
Литература и фольклор. Специфика фольклора.
Литература — это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства — устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор – это вербальная культура. Термин «фольклор» ввел Вильям Томсон в 1846г. Ученые выделяют 2 понятия: узкое – охватывает жанры фольклора + произведения, широкое – совокупность неписаной истории народа. Устное народное творчество – это синтетическое искусство, включающее в себя несколько видов искусств. Фольклор зародился очень давно, с появлением речи. На основе ранних ритуалов возникли мифы, связанные с рождением/смертью и т.д. Фольклор это живая система. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы.
Специфические черты:
1) Синкретизм (соединение нескольких видов искусств в одном): синкретизм формы (как выражается); синкретизм содержания (что выражается)
— включает элементы материальной культуры;
— с течением времени искусство отходит от ритуальной стороны и выполняет эстетические функции.
2) Устность:
— обусловлена поздним появлением письменности;
— книжный фольклор появляется в период Средневековья.
3) Соединение коллективного и индивидуального начал:
— некоторые жанры возникли коллективно (например, «Дубинушка»), но есть и только индивидуальные жанры (например, заговор на любовь, причитания)
4) Анонимность:
— автор неизвестен;
— но определенные черты авторства присутствуют
— 2 вида авторства: эпическое (проза, исторические события, автор включен через отношение, языковые средства и т.д.); сказочное (вымысел, «наивный реализм»)
5) Вариативность (существование произведений в разных вариантах):
— потому что передается устно;
— искусство исполнения предполагает не механическое заучивание, а владение традиций, т.е. знание особенностей, жанров, и т.д. и умение их применять
— возникает, если интегрирует в другую среду
— изменение функций произведений, попадание в другую жанровую среду
— желание исполнителя отразить в произведении свои вкусы и т.д.
— в связи с вариативностью возникает проблема традиционализма и импровизированности
6) Амбивалентность:
— двойственность восприятия мира, неоднозначность обусловлена народным сознанием.
Система фольклорных жанров.
Классификация по родовым признакам:
Эпос – произведения, в которых преобладает традиция явлений действительности над выражением отношений.
Лирика – характерна типизация отношений или коллективных или индивидуальных к действительности.
Драма – взаимопроникновение объективного и субъективного и развитие внутреннего состояния человека в действии.
Эпический род:
1. Прозаические жанры: 1) мифы; 2) сказки; 3) несказочная проза: предания, легенды, былички, анекдоты, сказы.
2. Стихотворные жанры: 1) былины; 2) исторические песни; 3) баллады
3. Малые эпические жанры: 1) пословицы, поговорки; 2) загадки.
Лирический род:
1. Обрядовая поэзия: 1) календарно-обрядовая: колядки, поблюдные песни, масленичные песни и т.д.; 2) семейно-бытовая поэзия: свадебные, похоронные, рекрутские причитания, заговоры;
2. Традиционно-лирические песни: 1) песни на социальные темы: разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие; 2) семейно-бытовые песни: любовные, семейные, сатирические, шуточные, хороводные, игровые; 3) песни литературного происхождения: баллады, романсы.
3. Частушки
Драматический род:
1. Предтеатр: 1) скоморошьи представления; 2) игры, игрища; 3) кукольный театр: театр Петрушки, вертеп; 4) раек (потешная косморама)
2. Народная драма.
Особенности детского фольклора.
Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений — П. Бессонова «Детские песни» — был издан в 1868 г.
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра — элемент, психологически необходимый для детей.
Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая.
Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции.
Носит идейно-эстетический характер, и его жанровая система не знает сказителя.
Детский фольклор делится на несколько групп: 1)«Поэзия пестования» (материнская поэзия): колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки; 2)Календарный: заклички, приговорки; 3)Игровой: игровые припевы и приговоры, жеребьевая скороговорка, считалка, дразнилка, поддевка, небылица; 4) Дидактический: скороговорки, загадки, пословицы, поговорки.
Специфика детского фольклора. Классификация фольклорных произведений
Фольклор – это устное народное творчество: народная мудрость, знание о мире, выраженное в специфических формах искусства. Словесный фольклор – это специфическое искусство. В создании, хранении, а порой и исполнении фольклора большую роль играл коллектив. Проблема авторства, а тем более атрибуции, никогда не ставилась.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемые народом и бытующие в народных массах произведения, в которых он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке.
Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Народное творчество пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.
Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.
На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Понятие «детский фольклор» в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от структуры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.
Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Нередко колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.
Мы те шпочку купим,
Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», — говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», — ручки ребенка взлетают на головку. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова.
Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность. Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.
Потешки рассказывают, как «сорока-белобока кашку варила», «молодой дроздок по водичку пошёл».
Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке — туды ж по дорожке». Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.
А маленькие козляточки
Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе.
Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.
Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками.
Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания: «Скажи двести.Двести.Голова в тесте!»(Поддёвка.), «Радуга-дуга,Не дай нам дождя,Дай красна солнышкаКолоколицы!»(Закличка.), Мишка-кубышка,Около уха — шишка.»(Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем.
Игровые песни. Особо следует выделить цикл детских игровых песен и приговорок. Ещё до XХ века собиратели и исследователи фольклора рассматривали детскую игру как примитивную драму, где есть своя сцена (та или иная обстановка), свой строго определённый порядок, живое действие и своеобразные сценические роли. Играющий ребёнок должен передавать психологический тип изображаемого лица старухи, разбойника, волка, лисицы, медведя, зайца, наделённых человеческими качествами).
Детские игры были переработкой игр взрослых и поэтому воспроизводили в образной форме бытовую и трудовую деятельность народа. Подражая работе взрослых, дети становились в круг, ходили в ту и в другую сторону и напевали:
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушили, рушили.
А мы просо веяли, веяли.
А мы пшено сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
В настоящее время среди детей бытуют традиционные игры в «горелки», «гуси-гуси», «прятки», «корзиночки».
Больше всего из словесных игровых форм сохранилось в репертуаре детей считалок-стишков, исполняемых перед игрой вместо жребия. Они не связаны с определёнными текстами устных драматизаций и могут обслужить любую игру.
Загадки. Загадки относятся к малым жанрам русского фольклора.
У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора.
Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Загадываемый предмет, как правило, не называется, а вместо него даётся его метофорический эквивалент.
Каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: «Что краше свету белого?» (солнце); «Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и они имеют метафорически-описательный характер. Например: «По синему морю тарелка плывёт» (Месяц); «Жили три брата: один любит зиму, другой лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).
Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и: язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются общефольклорные эпитеты, как «сырая земля», «чистое поле», «темный лес», «зелёный сад», «добрый молодец», «красная девица», «родная мать» и т.д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т.п.
Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику, для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведём примеры метафорических (загадочных) эпитетов «голубое поле» (небо), «водяной мост» (лёд), «золотой пень» (напёрсток) и т.д. Иногда, загадка строится на метафорических эпитетах. Например: «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ушком), «Печь мясная, приступы железные» (подковы). «Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).
В свою очередь загадки нередко включаются в сказки.
Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей
Винокурова Надежда
Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей
Детский фольклор и его влияние на развитие, и воспитание детей
Жизнь наших детей тесно связана с нашей жизнью, жизнью взрослых. Но у каждого ребенка есть обязательно свое видение мира, в зависимости от возраста и психического развития. Можно сказать, что рассуждения детей носят практически-чувственный характер. В первую очередь – это первая связь, которая соединяет его с миром. Дети, в младшем возрасте все многообразие мира воспринимают не так как мы. Мы взрослые мыслим словами, а дети предметами, которые окружают их. Их мысли связаны с определенными, конкретными образами. Особенности детской психики определяет выбор поэтических образов, то есть полный состав фольклора для детей. Произведения, которые мы приобретаем из поколения в поколение, приобретают форму, содержание, они более соответствуют детской эстетике.
Благодаря детскому фольклору мы можем определить возрастную психологию, разные вкусы детей в художественных произведениях, их творческие возможности.
В специфики детского фольклора есть ряд аспектов, их нельзя не учитывать в полном объеме, изучить всю функциональность и его содержание. К детскому фольклору относят не только быт детской среды, но поэзию повествования взрослых, которая предназначается для детей. А это в корне меняет объем и специфику всего понятия «детский фольклор». Нет границ видимых отличий фольклора взрослых от детского фольклора. Поэтому многие художественные произведения можно отнести как к одним, так и к другим. В детских сказках и для взрослых, сюжеты во многом схожи, но в таких случаях меняется художественный стиль.
Детский фольклор представляет такую специфическую область творчества народа,которая объединяет два мира: мир детей и мир взрослых. То есть это целая система различных фольклорных жанров: от музыкальных до поэтических.
В разных детских песнях, играх мы можем различить события, которые давно забыты нашей памятью. Именно благодаря детскому фольклорумы можем лучше представить: жизнь, быт, культуру наших предков. Детские забавы являются подражанием наших дел. А это говорит о том, что наши дети готовятся к жизни, в которую входят хозяйственно-бытовая деятельность, а также социальная жизнь народа.
Пословицы, песни, сказки, различные обряды дают эстетическое наслаждение и детям и взрослым. В них собран полный объем необходимой жизненной информации. Так в сказках показана жизнь людей, мораль, любовь. А в воспитании детей мы используем в своих выражениях пословицы и поговорки. Глубокое знание психологии разного детского возраста дает возможность для создания различных жанров фольклора: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки детские сказки и так далее.
Мы хорошо понимаем, что в первые годы жизни организм ребенка занят собственным созиданием. В этот период происходит только удивительное. Через год после рождения ребенок начинает радоваться колыбельным песням, а потом и сам начинает лепетать свои первые слова. Детское психическое и физическое развитие развивается с очень высокой скоростью. Мы понимаем, что для наших детей важны именно песни: светлые, умиротворяющие, монотонные. Проанализировав колыбельные песни можно сказать, что круг лиц-поэтов, явлений и предметов очень узки. В песни входило только то, что дети воспринимали органами чувств. Через колыбельные песни дети осваивали первый свой словарный запас, без которого познание окружающего и развитий детского мышления невозможно. Колыбельная песня является элементом повседневного быта. Наряду с колыбельными песнями, забавы детей и взрослых являются потешки. Специфика потешек заключается в том, что в них можно использовать различные части тела, как ребенка, так и взрослого человека. Многие потешки по своему составу очень схожи с колыбельными песнопениями, но по характеру, форме исполнения совершенно разные. Монотонная песня действует на ребенка успокаивающе, а потешка в свою очередь веселит, приносит радость. Слова в потешках обязательно сопровождаются игрой, они не только поются, но и сказываются. Потешки выполняют ту роль, которая готовит ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, благотворно воздействующая на умственную и физическую подготовку, эстетическо-нравственное воспитание. Круг явлений и предметов в потешках шире, чем в каких либо других жанрах детского фольклора. Так как дети через смех, юмор, побуждают интерес к окружающему миру.
Но жанр потешек сменяется прибаутками. Дети очень любят небольшие смешные рассказы и выражения, стишки-песенки. Специфика прибаутки заключается в том, что она преображает маленький мир ребенка в бесконечно-разнообразный мир. Мир социальных проблем, классовых отношений и многое другое, которые в будущем ребенка будут жизненно необходимыми. Прибаутка – это прежде всего эстетическое произведение, которое удовлетворяет всем требованиям для детской радости. Также воображение наших детей настолько богато, что способствует хорошему умственному развитию. В прибаутках кошка может шить ширинку, таракан дрова рубить, ворон играть во трубу и много другое. Художественная структура прибауток позволяет ребенку дать знания и обеспечить их запоминание, их сложности, а также способствует усвоению ритма в художественных произведениях.
Сказки в свою очередь можно разделить на три группы: 1) сказки взрослых для детей; 2) сказочные импровизации детей; 3) сказки взрослых ассимилированные детьми. Именно сказки созданные специально для детей являются основным фондом жанра детской сказки. Сказки хорошо развивают фантазию детей. Объем информации в сказках увеличивается с возрастом наших детей. Сказками мы можем преподать основные формы нравственности, обычаи, законы, взаимоотношения в окружающем нас мире. Сказки для детей мы преподносим в занимательной форме. Дети, так же как и взрослые при чтении художественных произведений увлекаются сюжетом, его стремительным развитием. Мир сказок очень богат, разнообразен и благотворно влияет на воспитание детей.
Таким образом, каждый из жанров детского фольклора имеет свою систему, форму воздействия на развитие детей. Фольклор помогает формировать у детей нравственно-эстетическое воспитание, воспитывает чувство юмора, красоты, слова. Детский фольклор затрагивает интересы, потребности каждого детского возраста, он занимателен тем, что связывает детский быт и их повседневной жизненной деятельностью. Наблюдая за детьми дошкольного возраста можно с уверенностью сказать, что интерес к детскому фольклору не исчезает, не смотря на современные детские произведения и так далее. Детский фольклор является ценным средством в воспитании детей, именно он содержит в себе чистоту морали, физическое совершенство, духовное богатство.
Кружковая работа из природного материала с детьми старших групп: «Природа глазами ребят» В процессе работы с природным материалом в детском саду создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые.
Презентация «Родительский уголок» В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей.