в чем особенность бинарного урока в инклюзивном обучении
Особенности урока в инклюзивном классе (методические рекомендации)
для учителей инклюзивного класса
«Особенности урока в инклюзивном классе»
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. Система обучения подстраивается под ребёнка. Преимущества получают все дети, а не какие – то особые группы, часто используются новые подходы в обучении, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.
Профессиональная подготовка учителя к интегрированному (инклюзивному) обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном классе составляет важнейшее звено системы современного образования.
Среди вопросов, связанных с совершенствованием обучения и воспитания будущего учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ, проблема его профессиональной подготовки к реализации педагогической деятельности занимает одно из центральных мест. Но большинство учителей не готовы к инклюзивного обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.
Основными «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьёзные задачи перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы и перед методическими службами.
Наиболее значимыми в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения являются специальные принципы:
— целенаправленность и системность – организованная деятельность в условиях поэтапного усложнения и приближения к продуктивной деятельности;
— связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической деятельности;
— единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической деятельности;
— сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;
— гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью;
Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют систему, функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме. Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребёнка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающими детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребёнок с ОВЗ.
Именно поэтому так важно организовать процесс социально – психологической адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения. Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляется или устраняется внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.
Существует четыре этапа социально – психологической адаптации:
— уравновешивание – минимальная степень включённости индивида в процесс адаптации к новой среде, узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы;
— псевдоадаптация – сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к её нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведениями, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своём сознании не признаёт этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней;
— приноровление – признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, связанная со взаимными уступками;
— уподобление – трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.
Особенности социализации проявляются у детей с ОВЗ на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально – психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определённых условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определённое социальное наполнение, может обеспечить включение детей с ОВЗ в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.
Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
— хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
— учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
— урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
— вывод делают сами учащиеся;
— минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
— времясбережение и здоровьесбережение;
— умение демонстрировать методическое искусство учителя;
— планирование обратной связи;
— урок должен быть добрым.
Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика ( карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.
При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОВЗ, значит, остальные дети выполняют какие – то задания по карточкам.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.
Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.
Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.
Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с детьми с ОВЗ.
Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность.
Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.
Основной ход урока:
Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и чёткое.
Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом дети с ОВЗ выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с детьми возрастной нормы.
Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
— учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
— пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
— итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:
— детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);
— проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.
4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:
— роль наглядности в решении учебных задач;
— будут ли понятны данные пособия учащимся;
— функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
— возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;
— уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;
— наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.
5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
— начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
— сложные задания использовать только в середине урока;
— чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность ( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
— использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.
Бинарный урок в коррекционном классе
Бинарный урок в коррекционном классе
Автор: Ситмухаметова С.А, учитель начальных классов первой категории МОАУ СОШ № 4 г.Орска Оренбургской области.
Актуальность. Такие уроки позволяют интегрировать знания для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Подготовка и проведение бинарных уроков развивают сотрудничество педагогов, работающих по одной теме самообразования или с одним классом ОВЗ (модель: Учитель–Специалист). Такие уроки формируют у обучающихся убеждения в связности предметов, в целостности мира. Выводит систему урока на новый уровень интеграции. Помогает сделать из урока и учебного плана не способ контроля, а гибкий инструмент, который настроен на индивидуальный темп обучения. Инклюзия основана на сотрудничестве всех игроков в образовательном процессе:
учителей, тех, кто обучает специалистов, родителей, преподавателей дополнительных дисциплин (тех, кто ведет терапевтическую и коррекционную работу) и даже учеников. Считается, что образование и обучение будут более действенными, если все вовлеченные в процесс понимают, что происходит, и если каждому из них есть в нем место.
Тип проекта : учебный.
Цели и задачи проекта.
— создать условия мотивированного практического применения учебных универсальных достижений.
— формирование общих ценностных ориентиров в профессиональной деятельности и в вопросе о включении детей с ОВЗ в среду школы в частности;
— профессиональная и личностная поддержка друг друга;
— формирование единого философского и методологического, нравственного подхода в работе со всеми участниками образовательного процесса;
— взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
— получение достоверной информации о продвижении ребенка, динамике его развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;
— привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;
Формат бинарного урока.
Реализация образовательных целей каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Системность сопровождения, которая реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач по оказанию помощи и поддержки ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступности условий среды.
Этапы для успешного проведения совместных уроков :
— анализ учебного материала учителем и специалистом;
— совместная подготовка к уроку с учетом индивидуальных особенностей всех детей;
— подведение итогов урока.
Сроки реализации проекта : 3 месяца.
Место реализации : МОАУ СОШ № 4 г. Орска 2 класс, адаптированной общеобразовательной программе вариант 7.2. В классе 2 ученика с умственной отсталостью вариант 1.
В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. По определению Е.С. Полат: «Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно представить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей».
Именно на бинарном уроке создаются такие условия, и эти условия особенно актуальны для детей с ОВЗ.
В таблице 1 представлены модели бинарного урока в соответствии с поставленными учебными целями.
Модели бинарного урока
По составу участников
По интеграции образова тельных программ
По сочетанию форм работы
Учебная программа –программа дополнительного образования
Учебная программа –программа коррекционно-раз- вивающей работы
Учебная программа началь ного образования – учебная программа старшей школы (преемственность)
Учебная программа – программа курсов или элективов и т.д.
ВАЖНО! Психологическая и методическая совместимость педагогов играет важную роль в подготовке и проведении бинарного урока.
Методист, завуч, руководитель методического объединения или координатор инклюзивного образования могут сыграть на первом этапе важную организационную роль. Как правило, стоит один раз инициировать совместное творчество двух или нескольких педагогов – помочь в разработке одного урока, и педагоги подхватывают рациональные зерна, формируют новые творческие сообщества, у них появляются новые идеи и проекты.
Основные критерии бинарного урока: четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность подачи материала.
При организации бинарных уроков надо учитывать следующие риски:
– урок не должен быть ступенчатым (когда педагоги сменяют один другого),
– педагоги должны не подавлять друг друга, а дополнять,
– урок не должен превращаться в шоу.
обратимся к таблице 2 и рассмотрим «плюсы» и « минусы» бинарного урока.
Плюсы и минусы бинарного урока
Увеличивается объем и содержательность урока
Не применяется часто, т.к. урок сложно подготовить
Развиваются коммуникативные навыки
Урок трудоемок в подготовке
Открывается большой спектр метапредмет ных и межличностных связей на уроке
Несовместимость педагога и специалиста сведет все усилия на «нет»
Развивается потенциал применения универсальных учебных действий (УУД) обучающимися
Идет активное познание окружающей действительности обучающимися через взаимодействие с ведущими урока
Более четкое представление причинно-следственных связей
Происходит взаимообогащение педагогическим и методическим инструментарием о р ганизаторов урока
Основное преимущество: организует познавательную деятельность и формирует универсальные учебные действия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
В школах с инклюзивной практикой бинарные уроки стали популярны по следующим причинам:
· Уроки сокращают образовательную дистанцию между детьми с разной образовательной мотивацией.
· Уроки расширяют границы дифференциации применения педагогических методов и средств.
· При разработке заданий происходит взаимодействие между специалистами коррекционного и основного образования, обмен практическим инструментарием.
· Урок позволяет вывести обучающегося с ОВЗ за границы учебного
материала, учит образовывать новые личностные связи с носителями информации и знаний, работать в группе (требования ФГОС).
Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения учебных универсальных достижений.
Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное тщательное планирование.
Для проведения учебного занятия в соответствии с ФГОС учителями разрабатывается технологическая карта. Технологическая карта бинарного урока включает в себя формы взаимодействия двух педагогов, определяет задачи индивидуальных и общих образовательных маршрутов учащихся на занятии. К сожалению, даже самые инициативные и творческие учителя не всегда осознают, насколько широкий спектр возможностей открывают перед ними межпредметные бинарные уроки.
Бинарный урок трудоемок в подготовке. При выборе темы организаторам урока необходимо четко обговорить и определить планируемые результаты:
Уточнить вводимые понятия, отобрать наиболее эффективные формы работы на уроке.
Для достижения результатов определяются совместные репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения, учитываются и обговариваются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важным условием проведения бинарного урока в инклюзивном классе становится определение форм работы:
· Фронтальная работа (обязательное условие урока).
· Организация работы в мобильных мини-группах (усвоение нового материала, выполнение заданий на выполнение ключевой информации, уста новление причинно-следственных связей и закономерностей, презентация промежуточных результатов, самооценка и взаимооценка).
При проведении бинарного урока педагогам следует избегать повторения приемов работы, четко отслеживать процесс распределения обучающихся в мобильные группы с учетом их особенностей и поставленных организаторами урока задач, (например: небольшое творческое задание ребенок с ОВЗ может выполнить вместе с лидером класса, если организаторы решают смоделировать ситуацию успеха для этих детей, а если задание высокой трудности, то детей можно распределять в группы по уровню сложности заданий.)
Обязательным этапом урока является рефлексия. Обучающимся раздаются карточки для самооценки – они помогают ученикам в формировании навыков самооценивания, снимают напряженность при оценивании детей с особенностями в развитии, т.к. критерии оценивания работы ученика на уроке – личностные достижения обучающегося.
Особенностями бинарного урока является использование организаторами кейс-технологий, которые базируются на следующих дидактических принципах:
· Индивидуализация (каждый ученик использует на уроке собственные возможности, учится дополнять других, участвовать в групповой работе);
· Вариативность (обучающийся использует различные способы решения
учебной задачи, рассматривает проблему с разной точки зрения);
· Наглядность (организаторами готовится целый комплекс наглядных средств, для детей с ОВЗ – специальный, с учетом их особенностей);
· Прагматизм (отбор информации обоими педагогами должен быть оптимальным и взвешенным);
· Активность (обоюдное вовлечение обучающихся в активный образовательный процесс);
· Успешность (урок строится на принципе создания ситуации успеха
для всех обучающихся);
· Проблемность (учебные задачи должны быть конкретны, привязаны к реальной жизни, решение учебных задач должно опираться на ранее полученные знания, на собственный практический опыт обучающихся – в этом заключается сама суть деятельностного подхода в образовании).
Перед организаторами бинарного урока стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
· сортировать ее для решения заданной задачи,
· выявлять ключевые проблемы,
· генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
В ходе бинарного урока ученики:
· получают коммуникативные навыки;
· развивают презентационные умения;
· формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
· приобретают экспертные умения и навыки;
· учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
· изменяют мотивацию к обучению.
В таблице 3 показано сочетание обучающей деятельности учителя и специалиста при проведении бинарного урока в коррекционном классе.
Деятельность учителя и специалиста при проведении бинарного урока в коррекционном классе
Деятельность специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, тьютора)
Целевая установка учащихся на урок
опрос учащихся по материалу предыдущих уроков
Проверка качества освоения ранее отработанных приемов и операций у обучающихся. У детей с ОВЗ, в соответствии с их индивидуальными возможностями.
изложение теоретических вопросов изучаемой темы, ответы на вопросы учащихся
объяснение способов использования теоретических знаний по теме при выполнении учебных заданий. Демонстрация способов выполнения изученных приемов.
Контроль качества восприятия материала урока. Рефлексия
Контроль осознанности выполнения учащимися практических упражнений, правильности применения теоретических знаний на практике.
текущее инструктирование учащихся в процессе выполнения заданий по отработке изучаемых приемов и способов выполнения операций.
Повысить эффективность бинарного урока можно за счет:
· оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученикам;
· эффективного управления и организации познавательной деятельности
· использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учениками;
· организации эффективного контроля усвоения информации (обратной
Высокая работоспособность обучающихся на бинарном уроке обеспечивается за счет постоянной постановки перед ними проблем, которые необходимо решить для выполнения задания. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. Ученики не испытывают перегрузок, т.к. постоянно идет смена форм учебной деятельности. Эти особенности бинарного урока очень важны для учащихся с ОВЗ. Выдерживаются нормы СанПинов. При проведении урока используются следующие приемы для включения ребенка с ОВЗ в работу: во время опроса – наводящие вопросы (индивидуальные карточки или специальные задания), во время практической деятельности – индивидуальное объяснение нового материала (возможно включение в этот этап одноклассников).
Инновации бинарного урока в коррекционном классе
· Совместное проектирование урока организаторами с учетом включения детей с ОВЗ на каждом этапе урока.
· Разработка цели урока в соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения, учет интересов высокомотивированных обучающихся и обучающихся с ОВЗ.
· Обзор программ для проведения урока, сочетание форм и методов для
достижения учебной цели.
· Возможности использования новых информационных технологий и контрольно-измерительных материалов с учетом индивидуальных возможностей.
· Разработка технологической карты урока и подготовка дидактического
материала в соответствии с поставленными учебными задачами.
· Итоговая рефлексия, учитывающая индивидуальные достижения обучающихся.
При проектировании бинарного урока в инклюзивном классе необходимо создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать осо бенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением дифференцированного подхода в обучении.
Рассмотрим организацию работы педагога по подготовке бинарного урока в коррекционном классе.
Весь процесс подготовки урока необходимо разбить на несколько этапов:
1. Изучение с педагогом-психологом индивидуальных особенностей детей в классе (физические, психологические, мыслительные, личностные). Для этого можно использовать как личные наблюдения, так и информацию психолога о психологических особенностях ребенка, информацию медицинского работника о здоровье ребенка, помогут и беседы с родителями.
2. На основе полученной информации необходимо смоделировать деление класса на группы по разным критериям:
– различным уровням усвоения материала на данный момент;
– уровням работоспособности и темпом работы;
– особенностям в восприятии, памяти, мышлении;
3. Вместе с соавтором урока подбираются дифференцированные задания для различных групп в соответствии с учебными задачами.
4. Продумываются формы контроля за результатами работы учащихся, способы оценивания и проведения этапа рефлексии
обучающихся условно можно разделить на три группы:
1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Дети этой группы отличаются неустойчивой работоспособностью, несамостоятельностью, низким уровнем развития мышления, памяти, внимания. Им необходим контроль, стимуляция, проверка заданий, дополнительные объяснения, образец выполнения заданий.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно, но иногда требующие пояснений, помощи со стороны учителя. Дети этой группы достаточно хорошо организованы, со средней работоспособностью, более самостоятельны. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, отличаются высокой мотивацией в обучении. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Они работают быстро, самостоятельно разбирают задания, успевают помочь соседу, выполняют больше заданий. У этих детей хорошо развиты мышление, память, речь, внимание, высокая мотивации в обучении. Они способны самостоятельно регулировать свои действия.
Состав сформированных групп меняется на протяжении урока в зависимости от учебной задачи и от того, какое универсальное умение она формирует, эти же условия учитываются при включении в работу ребенка с ОВЗ.
Надо отметить, что работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в третью группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям поручают задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися третьей группы они привлекаются к объяснению нового материала, им предлагают карточки, содержащие задания творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для учеников третьей группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики первой группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся этой группы, им предлагают задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
Актуальным вопросом бинарного урока является оценка деятельности обучающихся, в том числе ученика с ОВЗ. Во-первых, у педагогов не всегда получается оценить ребенка в соответствии с его способностями, чаще всего они оценивают его в соответствии с программными требованиями. Во-вторых, всегда возникает вопрос объективности оценки ребенка с ОВЗ по сравнению с другими учащимися. Мастерство учителей состоит в том, что они должны быть объективны по отношению ко всем учащимся класса. В-третьих, в требованиях ФГОС стоит задача формирования у обучающихся навыка самооценки и постановки для себя новых личностных задач. Прежде чем оценить деятельность обучающихся, необходимо провести рефлексию. Объективность оценивания ребенка с ОВЗ для одноклассников после рефлексии становится прозрачной.
Такие уроки имеют место быть, особенно в инклюзивном образовании.
Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.
Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.
В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.
В. А. Сухомлинского: «Учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, преподавателю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
3. Материалы Городского научно-практического семинара на тему: «Тех нологии инклюзивного образования на начальной ступени общего образова ния». 2019. http://www.inclusive-edu.ru/life_news/2/598/»
4. Материалы Региональной научно-практической конференции на тему: «Создание оптимальных условий для реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями». 2019. https://infourok.ru/prezentaciya-osobennosti-obucheniya-detej-s-zpr-v-usloviyah-obsheobrazovatelnoj-shkoly-4974477.html
5. Алёхина С.В. Технология бинарного урока в инклюзивной школе. 2014. https://www.youtube.com/watch?v=7I8Vrp9MBZg
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.