в чем основные постулаты философии а шопенгауэра
Философия Шопенгауэра кратко: Артур Шопенгауэр
Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Философия А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно – человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.
Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она порождает явления, или «представления».
Интересы воли – это практические интересы, в удовлетворении этих интересов и состоит цель науки. Совершенным познанием выступает созерцание, которое свободно от интересов воли и не имеет отношения к практике. Областью созерцания является не наука, а различные виды искусства, опирающегося на интуицию.
Шопенгауэр сформулировал учение о свободе и необходимости. Воля, являясь «вещью в себе», свободна, в то время как мир явлений обусловлен необходимостью и подчиняется закону достаточного основания. Человек как одно из явлений тоже подчиняется закономерностям эмпирического мира.
Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей природе желание – это страдание, поскольку удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье – это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание – это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении.
Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэра существующий мир – «наихудший из возможных».
Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм – представление о том, что решающий фактор в познании, поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное).
Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и т. п. Представители иррационализма – А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.
Другое влиятельное философское направление данного периода – позитивизм: источником подлинного (положительного), «позитивного» знания служат отдельные конкретные (эмпирические) науки.
Философия не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель позитивизма – Огюст Конт. Позитивизм выразил стремление усилить эмпирико-научный аспект философии вплоть до растворения ее в «позитивных» науках. Собственно философский предмет и метод исследования позитивисты подменили конкретно-научным. Они отрицали весь предшествующий период развития философии и сводили ее к конкретным наукам. Вообще позитивизм возник как негативная реакция на гегелевскую философию, с ее спекулятивностью, отрывом от фактической реальности.
К иррационализму по идейному содержанию близка философия жизни – философское направление конца XIX – начала XX века. Основное понятие и предмет философии это направление видело в понятии «жизнь».
Философская система Шопенгауэра
Шопенгауэр (1788-1860) – крупнейший представитель пессимизма (волюнтаризма). Написал 2 тома (основной и дополнительный, примечания к 1ому тому) сочинения «Мир как воля и представление». Сочинение состоит из 4 философских разделов: теория бытия, теория познания, философия искусства и этика. Сам Шопенгауэр утверждал, что в этих разделах излагается одна и та же мысль, преподнесенная в 4 различный аспектах.
Кант – любимый философ Шопенгауэра (теория бытия и познания). Платон – влияние на этику. Влияние ведов-индусов. Гегель, Фихте и Шеллинг – пустозвонство, шарлатанство.
Мир, каким мы его видим, это лишь наше представление. Мы познаем мир априорными (неопытными) формами. В отличие от Канта, априорных форм у Шопенгауэна меньше (у Канта это пространство и время). Мы можем изучать только внешнюю сторону мира – мир как наше представление. Внутреннюю сторону мира – его истинную сущность – должна изучать метафизика.
В отличие от Канта, Шопенгауэр считал, что человек может раскрыть сущность мира. Человек является составной частью этого мира, он не отделен от него. Получается, что сущность мира – это мировая воля.
1) человек (то же, что человеческое тело) = воля
Док-во: всякое действие воли (аффект) непосредственно потрясает разум. И наоборот: потрясение разума влияет на действие воли.
Док-во: со времен Канта известно, что главным условием множественности является пространство (S) и время (t). Но это априорные знания, которые, возможно, присутствуют только в уме человека. Если на самом деле S и t не существуют, то мир един (условие множественности не соблюдается). Значит, достаточно познать одну вещь, чтобы знать все.мы знаем все о своем теле, и это знание станет ключом к познанию всей природы.
Все видимые нами вещи – проявление, или объективация, мировой воли.
4 ступени объективации:
1) низшая (неживая природа)
Мировая воля носит субстанциональный характер. Это всеединое зерно, которому подчиняется все. Мировая воля – это вечное становление, вечный поток (рождение человека, рост растений и т.д.). Но это становление беспрогрессивно, оно не приносит ничего нового, оно бесцельно и бессмысленно. Шопенгауэр отвергал теорию прогресса.
Шопенгауэр был идеалистом, признавал первичность духа. Но его идеализм был особенный. Мировую волю он считал неразумной, лишенной сознания. Почему?
1. Неразумная воля отражается в инстинктах животных
2. У людей многие функции тела действуют бессознательно (дыхательная, кровеносная система…).
Значит, человеческий разум служебен по отношению к воле, подчиняется ей. Разум – это средство выживания человека, средство сохранения индивидуума и продолжения рода.
Шопенгауэр высоко ценил искусство, ставил его на 5-ую ступень объективации воли. Искусство, считал он, может создать только гений, поэтому искусство носит элитарный характер. Единственный предмет искусства – познание идей, платоновских идей – идей как сущности вещей. Понять искусство могут только гении и люди, способные на время обрести гениальное мышления (могут оценить искусство, но не могут создать).
1) познание объекта как идеи
2) самосознание познающего не как индивидуума, а как чистого безвольного субъекта. Нужно раствориться в искусстве, в идее.
Обычные люди не могут познать искусства, но даже самые пошлые говорят о его значимости (чтобы не выдать свою пошлость). Высшей формой искусства является – музыка. Воздействие музыки глубже и мощнее других искусств (чтобы убедиться в этом, вспомните свою любимую песню, которую вы цените именно за музыку, а не словаJ. Лично у меня со слухом проблемы, но такая песня есть. Правда слова там тоже очень-очень). Музыка – непосредственный отпечаток мировой воли, высшая ступень. Но воля – помните? – неразумна и бессознательна, и поэтому гений творит тоже инстинктивно. Музыка, кстати, существовала бы даже тогда, если бы человека не было, в отличие от литературы, живописи и пр. Это еще раз доказывает бессознательность воли.
Этика касается поступков – то есть каждого человека. Этика должна быть чисто теоретической наукой. Мораль и философия не может изменить людей к лучшему, она может только объяснять их поступки.
Основа морали: чувство сострадания.
Всякая жизнь есть страдание, истинное счастье невозможно.
Мировая воля – вечное становление.неразумное и бесцельное. Это неудержимый поток. Всякое стремление (например, к богатству) возникает от недостатка, нужды. Значит, всякое стремление есть страдание. И жизнь есть страдание.
Страдания неизбежны. Откуда Данте в «Божественной комедии» взял страдания в кругах ада? Из нашей жизни. Всякое литературное произведение изображает борьбу героя за счастье, именно борьбу (а борьба – страдание), а не само счастье. Ведь истинного счастья нет. Жизнь человека бессодержательна, тупа и бессмысленна. Новая жизнь не принесет ничего нового.
1) преднамеренная нищета
2) добровольный пост
3) радостное принятие любого страдания
Сам Шопенгауэр не был аскетом, но ведь этика – лишь теоретическая наука?J
Шопенгауэр был атеистом: демонов, богов и святых люди придумали по своему подобию. Однако учение Шопенгауэра связано с христианством. Если грехопадение – утверждение воли к жизни, то искупление греха – отрицание этой воли. Так, образ Христа следует понимать символически – как отрицание воли к жизни.
Итог: Мир – есть представление наше (внешняя сторона) и воля (сущность) и больше ничего.
Философия А. Шопенгауэра
Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии.
Жизнь человека наполнена лишениями, беспрестанными усилиями, постоянной суетой, бесконечной борьбой, величайшим напряжением всех духовных и физических сил. Но какова же последняя цель всего этого?
Воля объективируется со ступени на ступень.
С появлением разума, с разделением на субъект и объект мир выступает не только как слепая сила, но и как представление. Мир познаётся в понятиях, и воля освещается познанием. Хотя познание у животных и большинства людей выступает в качестве средства сохранения индивида и рода, но у отдельных людей познание может освободиться от этой служебности, свергнуть своё ярмо и существовать чисто само по себе. Так возникает искусство.
При созерцании искусства мы освобождаемся от своих желаний и интересов, от назойливого напора воли, возвышаемся до чистых идей. Искусство вырывает нас из нашей субъективности, из рабского служения воле, переносит в состояние чистого познания. Напор желаний, мука хотения успокаиваются, человек вступает в другой мир. Но большинство людей не способны долго удерживаться в этом состоянии. Обыкновенный человек не способен на продолжительное, незаинтересованное наблюдение. Каждый извлекает из произведения искусства столько, сколько позволяет ему способности и образование.
Третий путь упразднения Мировой Воли – моральное совершенствование, переделка своего поведения.
Этическая концепция Шопенгауэра строится на онтологическом фундаменте. В основе этики философа лежит принцип отрицания Воли к жизни. Мировая Воля – это источник зла, поэтому её самоликвидация вполне оправдана. Это может произойти через определённую деятельность людей. Мораль Шопенгауэра складывается из следующих положений: покорное принятие мучений и страданий, аскетизм в отношении себя, альтруизм в отношении других и, следовательно, полное упразднение эгоизма.
Всякое желание возникает из нужды, из недостатка, следовательно, из страдания. Причиной страдания являются наши желания. Человек всегда желает, но полного удовлетворения не может дать никакой объект. Пока мы объекты хотения, мы не обретём ни счастья, ни покоя, а без спокойствия никакое истинное блаженство невозможно. Не нужно видеть цель жизни в счастье. Утверждая, что жизнь – это счастье, каждый думает, что он имеет законное право на счастье и наслаждение, и считает себя несправедливо обиженным, если счастье не выпадает на его долю. Правильнее видеть цель жизни в труде, лишениях, нужде и скорби, как это делает буддизм и подлинное христианство.
Человеческая жизнь – это борьба между состраданием и силами эгоизма и злобы. При этом эгоизм преобладает, так как для каждого собственное наслаждение важнее всего остального. Эгоисты составляют преобладающее большинство человечества. Шопенгауэр выделяет три типа характера: эгоистический, злобный и сострадательный. Если эгоизм хочет собственного блага, то злоба хочет чужого горя. Самым чистым чувством выступает сострадание, которое хочет чужого блага. Сострадать, по Шопенгауэру, это, значит, уметь встать на позицию другого человека, учитывать только его страдания, его нужду, его страх, его боли. Только тогда будешь ощущать по отношению к нему то сострадание, которое и есть любовь, к коей взывает Евангелие.
Артур Шопенгауэр: воля как двигатель жизни
«Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.»
А. Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр — самый известный философ-иррационалист. Он считал, что миром правит не разум, а стихийное животное начало, которое он называл волей. Поэтому ничего хорошего ждать от этого мира не приходится.
Пессимистичная философия Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр считал, что в основе мира не может лежать разумное начало. Если бы это было так, то в мире не происходило бы столько зла, столько всего нелепого, нелогичного и ненужного. Что же правит миром и человеком? Шопенгауэр считал, что это воля. Под этим термином он понимал нечто бессознательное, неразумное, стихийное и непредсказуемое. Воля — это соединение инстинктов, желаний, страстей, всего того, что не поддается влиянию разума и логики. Это воля к жизни, которая есть в каждом существе, ведь и животное, и человек стремятся выжить, несмотря ни на что.
Как сорняки стремятся вырасти и заглушить культурные растения, как тигр пожирает антилопу, чтобы выжить, так же и человек: в своих поступках он руководствуется только слепой волей к жизни. У человека, в отличие от животных, есть разум, есть совесть и должны быть моральные принципы. Но на самом деле жизнью правят вовсе не они. Все люди предельно эгоистичны и стремятся лишь к тому, чтобы сделать свое существование комфортным, в том числе и за счет себе подобных.
Современники Шопенгауэра, особенно те, кто был с ним знаком, говорили, что его философия прекрасно иллюстрирует его личные качества и характер. «Каков человек, такова и его философия», — повторяли они слова Иоганна Фихте. Шопенгауэр крайне негативно относился ко всем окружающим, едва переносил присутствие других людей. Он вел уединенную жизнь, не имел друзей и славился своим злобным нравом. От него доставалось всем: и коллегам, и соседям, и просто прохожим, которые чем-либо ему не угодили.
«В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр)
Человек человеку волк
Человек имеет разум и интеллект, но тем не менее его жизнью движет только воля, считал Шопенгауэр. Почему же так происходит? Потому что воля всемогуща, она подчиняет себе все. Даже если нам кажется, что мы поступаем разумно, мы ошибаемся: нами в любом случае движет неразумная слепая воля. А интеллект — это только инструмент воли, который она использует для выживания, так же как звери используют зубы и когти.
Воля — это само мироздание, в мире нет ничего, кроме воли, которая проявляется в живых существах. Ведомый волей, мир развивается хаотично, в нем нет разумного начала. Человек — это всего лишь раб воли, он не управляется своими поступками, им управляет эта мощная стихийная сила.
«Здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр)
Для иллюстрации отношений между людьми Шопенгауэр рассказывал притчу о дикобразах. Как-то в холодный зимний день стадо дикобразов решило согреться. Для этого животные улеглись тесной кучкой. Но долго они так не продержались. Хоть вместе им и было тепло, но уколы от игл не давали расслабиться. Тогда они отодвинулись друг от друга подальше. Но им снова стало холодно.
В итоге дикобразам пришлось найти оптимальное расстояние, на котором они могли чувствовать тепло друг друга, но при этом не колоться иглами.
То же самое происходит и в человеческом обществе. Люди сближаются, чтобы выжить, но отталкивающие качества любого человеческого существа настолько сильны, что они не могут долго находиться близко.
Поэтому существует негласный общественный договор, называемый вежливостью и воспитанностью. Он позволяет людям держаться на оптимальном расстоянии, на котором они не ранят друг друга.
Самое известное произведение Шопенгауэра, которое он перерабатывал на протяжении всей жизни, — трактат «Мир как воля и представление»
Как победить волю
Философия Шопенгауэра была мрачной и пессимистичной, в связи с этим возникает вопрос: видел ли он для человека какой-нибудь выход? Философ считал, что человек может противостоять этой безучастной грозной силе, называемой волей, хотя сделать это очень сложно. Воля заставляет человека постоянно чего-то желать, к чему-то стремиться, гнаться за теми или иными достижениями. Он сам не понимает, зачем ему это нужно, но, покоряясь воле, вступает в эту бесполезную гонку.
Однако на самом деле у каждого человека есть выбор. Он может отказаться выполнять приказы воли: подавить свои желания, избавиться от устремлений, свести все потребности к минимуму. Только так он победит волю и обретет покой.
Эти воззрения Шопенгауэр заимствовал в основном из буддистской философии, которой восхищался. Как и буддисты, он проповедовал аскетизм и отказ от чувственных удовольствий и желаний. Образ жизни, полный самоограничения, может быть, и не даст ощущения счастья, но зато обеспечит покой — а это самое лучшее, к чему нужно стремиться в этом несовершенном мире, считал Артур Шопенгауэр.
«Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы» (А. Шопенгауэр)
Философия и афоризмы Артура Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм». Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.
Биография
Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.
Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию. Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона. Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.
Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки. А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери. Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.
Биография мыслителя завершилась 21 сентября 1860 года, когда его жизнь оборвалась.
Цитаты и афоризмы
«Афоризмы житейской мудрости» — книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».
Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:
Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:
Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.
Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.
Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:
Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.
Философия Шопенгауэра
Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики. Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию. После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.
Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.
Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:
Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.
Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.
Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.
Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».
В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.