в чем основные положения иудаизма
ИУДАИЗМ- что это такое. Во что верят иудеи
Религия иудаизм — в чем суть иудаизма и во что верят иудеи. Известно множество разных религий, присущих отдельным нациям и народам. Религия иудаизм имеет свои особенности, качественно отличающие её от остальных. Например, составляющие христианства — православие и католицизм, собрали в своей вере самых разных людей, которые живут на территориях многих государств и континентов. В отличие от них, иудаизм является исключительно национальной верой евреев.
Кто является основателем иудаизма?
Иудаизм — это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея. У него получилось из разрозненных израильских колен создать единый народ. Кроме этого, он известен тем, что запланировал и осуществил уход из Египта евреев, которые проживали там в статусе рабов. В те времена численность еврейского населения очень возросла, и египетский владыка приказал всех родившихся мальчиков еврейской национальности умерщвлять. Будущий пророк выжил благодаря своей матери, которая, поместив новорожденного малыша в плетёную корзину, отправила её в плавание по Нилу. Вскоре корзина была обнаружена дочерью фараона, которая усыновила найденного мальчика.
Тора, которую ещё называют Моисеевым Пятикнижием — это священная книга иудеев. Её текст является достаточно трудным для обычного понимания. Теософами и богословами тысячелетиями создавались комментарии к главной иудейской книге.
Иудаизм: что за религия?
«Иудаизм» — это понятие, которое связывают со словом из древнегреческого языка Ἰουδαϊσμός. Оно используется для обозначения религии евреев как противоположение язычеству греков. Сам термин произошел от имени Иуды. Этот библейский персонаж является очень известным. В честь него получило своё название Иудейское царство, а затем и в целом еврейский народ. Некоторые путают Иуду, который является сыном патриарха Якова, с его тезкой, продавшим за несколько серебряников Иисуса. Это абсолютно разные личности. Иудаизм — это монотеистическая религия, которая признаёт Бога единственным.
Иудеи — это этнорелигиозная группа, состоящая из людей, которые родились евреями или приняли иудаизм. На сегодняшний день насчитывается более 14 миллионов людей, которые являются представителями этой религии. Примечательно, что почти половина из них (около 45%) является гражданами Израиля. Немалые сообщества иудеев сосредоточены в США и Канаде, остальные обосновались в странах Европы.
Изначально иудеями называли людей, проживающих в Иудейском царстве, которое существовало в 928–586 гг до н.э. Далее этот термин закрепился за израильтянами Иудова колена. Сегодня словом «иудей» называют всех людей, которые по национальности являются евреями.
Во что верят иудеи?
Основой всех верований иудеев является монотеизм. Эти верования означены в Торе, которая согласно легенде была получена Моисеем от Бога на Синайской горе. Поскольку в Моисеевом Пятикнижии просматривается некое соответствие книгам Ветхого Завета, его нередко именуют Еврейской Библией. Кроме Торы, Священное писание иудеев включает ещё такие книги как «Ктувим» и «Невим», которые вместе с Пятикнижием называют «Танахом».
В соответствии с 13 положениями веры, которые есть у иудеев, Бог — совершенный и единый. Он не только Творец людей, но и их Отец, источник добросердечности, любви и праведности. Поскольку люди являются Божьими творениями, то все они перед Богом равны. Но у еврейского народа существует великая Миссия, задача которой — донести Божественные истины до человека. Иудеи искренне верят, что когда-нибудь произойдёт воскрешение умерших, и они продолжат свою жизнь на земле.
В чем суть иудаизма?
Люди, исповедующие иудаизм, являются иудеями. Одни последователи этой религии уверены, что она появилась в Палестине — еще в период Адама и Евы. Другие настаивают на том, что иудаизм основан небольшой группой кочевников, один из которых — Авраам, заключил договор с Богом, который впоследствии стал главным положением этой религии.
Согласно этому документу, более известному всем как заповеди, люди должны были соблюдать все правила добропорядочной жизни. За это они получали божественное покровительство. Главными источниками изучения этой религии являются Библия и Ветхий Завет. Иудаизмом признаются только исторические, пророческие виды книг и Тора — повествования, которые толкуют закон. Кроме этого, особо почитается священный Талмуд, который состоит из Гемары и Мишны. Он охватывает многие аспекты жизни, например, этику, моральные нормы и юриспруденцию. Чтение Талмуда является священной и ответственной миссией, которую разрешается выполнять исключительно евреям. Считается, что она имеет огромную силу, как например, мантры.
Главные символы
Говоря о том, что такое иудаизм, необходимо выделить основные символы этой религии:
Несмотря на множество символов, какое-либо изображение Бога иудеи отвергают. Они стараются не называть его даже по имени, а слово Яхве, которое всё же употребляется в речи, является условной конструкцией, которая состоит только из согласных букв. Иудеи не посещают храмы, поскольку как таковые они не существуют. Еврейская синагога — это «дом собрания», где проходит чтение Торы. Подобный ритуал можно совершать в любом помещении, которое обязательно должно быть чистым и просторным.
Иудаизм: основные идеи. История иудаизма. Заповеди иудаизма
Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу – монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.
Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция
Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.
Научный взгляд на происхождение иудаизма
Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве – бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма – монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному – своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм – религия, которую мы знаем сегодня.
История яхвизма
Иудаизм: основные идеи и концепции
Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ.
Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.
Заповеди в иудаизме
В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте – поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни – почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду – выдающемуся иудейскому мыслителю.
Традиции
Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур – день искупления, прообразующий страшный суд.
Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом – второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.
Суббота в иудаизме
Иудаизм и христианство
Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.
Иудаизм сегодня
Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды – очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.
Распространение иудаизма
Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки – США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.
Иудаизм
Что такое иудаизм?
Этим вопросом задаются и сами евреи, и представители других народов. Попробуем вкратце ответить на него.
Иудаизм (от ивр. Йеуда, йеуди) это, прежде всего, мировоззрение еврейского народа, то, что на протяжении веков составляет саму суть его существования и обеспечивает его сохранность. То, что именно иудаизм является залогом существования еврейского народа, можно увидеть даже на таком простом примере: слова «еврей» и «иудей» в большинстве языков означают одно и то же. В противоположность этому, в русском языке разделяются понятия «иудей» (как обозначение религиозной принадлежности) и «еврей» (как обозначение национальной принадлежности). Важно знать, что такое разделение не соответствует взгляду самого иудаизма: оба понятия – «йеуди» и «иври» – являются равноценным обозначением евреев, подчеркивая разные аспекты понятия «еврей».
Так, имя Йеуда, от которого образуется название жителей Иудейского Царства (а впоследствии и всего народа – йеудим), происходит от слова הודיה, имеющего три значения: признание, благодарность и прославление (как проявление благодарности). В этих трех словах заключена вся суть иудаизма: осознание Творца, благодарность Ему и прославление Его в сотворенном Им мире.
Слово иври («находящийся по другую сторону»), в свою очередь, добавляет аспект разделения. Праотец еврейского народа, названный в Торе Авраам-иври, для того, чтобы прославить Создателя, вынужден был отделиться от всего остального мира, в котором царило идолопоклонство, стать «по другую сторону». Это качество – отделение от остального мира – подчеркивает и другое название еврейского народа, которое мы встречаем в Торе – гой кадош. Перевод на русский язык слова «кадош» как «святой» не отражает сути описываемого понятия. Гораздо точнее будет перевести это слово как «отделенный». Таким образом, евреи – «отделенный народ», избранный для передачи знания о Творце всему миру. Такой взгляд предполагает не более высокое мнение о себе, а, скорее, более высокие требования к самим себе и более высокий уровень ответственности.
Каковы основные положения иудаизма?
Прежде всего, это осознание человеком, что мир не мог быть создан «сам по себе», у мира есть Создатель, который не только является Первопричиной, но и постоянно, ежесекундно, поддерживает Свое Творение и управляет всеми процессами, происходящими с ними. При создании человека целью Творца было дать ему максимальное добро. Творец мира желает открыть человеку Свою волю, которая была передана Им в виде мицвот, заповедей, полученных пророком Моше (Моисеем) на горе Синай, и записанных в Торе (Пятикнижии). Передача Торы на горе Синай известна как «Синайское откровение». Вера в Синайское откровение базируется на передаче четкой информации большим количеством носителей – весь еврейский народ присутствовал при Синайском откровении, как и при выходе из Египта и связанных с ним событиях. Информация об этом передавалась от отца к сыну, обеспечивая непрерывную цепочку личного свидетельства истинности всех изложенных в Торе фактов.
Положения иудаизма, составляющие необходимую основу еврейского мировоззрения, кодифицировал Рамбам (Маймонид) в 13 основах веры. Отрицающий хотя бы одну из этих основ отторгает себя от иудаизма. Соответственно, любое «течение» в иудаизме, отрицающее или вносящее изменения в эти основы, иудаизмом более не является. К таким относятся, в частности, реформистское и консервативные течения и т.п.
Тринадцать основ веры Рамбама можно разделить на три основные категории:
а) теологические основы;
б) аутентичность Торы (включая истинность сказанного в ней, ее независимость от изменений в мире и от времени);
в) обязанности человека и его конечное вознаграждение.
Ниже мы приведем эти принципы в выверенной и лаконичной формулировке принятой всеми общинами нашего народа, в том виде, в котором они печатаются в каждом еврейском молитвеннике (сидуре).
1. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, создает (ежесекундно) все создания и управляет ими, и только Он создавал, создает и будет создавать все явления.
2. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, единственный, и нет цельности, подобной Его цельности, в любом аспекте, и что лишь Он – Б-г наш – был, есть и будет.
3. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, нематериален, и не могут постичь Его материальные существа, и у Него нет никакого подобия.
4. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, Он – первый, и Он – последний.
5. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, – Ему одному подобает молиться, и нет кроме Него никого, кому подобает молиться.
6. Я верю полной верой, что все слова пророков – истина.
7. Я верю полной верой, что пророчество Моше, мир ему, было истинным, и что он был главой среди всех пророков, которые были до него, и которые будут после него.
8. Я верю полной верой, что вся Тора, которая находится сейчас в наших руках, была дана Всевышним Моше, мир ему.
9. Я верю полной верой, что эта Тора не будет заменена, и не будет другой Торы от Всевышнего, благословенно Имя Его.
10. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, знает все деяния людей и все их помыслы, как сказано: «создавший все их сердца, понимает Он все дела их» (Теиллим, 33:15)
11. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, воздает добром соблюдающим заповеди Его и наказывает нарушающих их.
12. Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, буду ждать его прихода каждый день.
13. Я верю полной верой, что будет оживление мертвых в то время, когда пожелает того Творец, благословенно Имя Его, и превознесется память Его навсегда и на веки вечные.
Помимо 13 основ веры, Тора предписывает помнить всегда о шести событиях, произошедших с нашим народом. Отрывки из Писания, в которых упоминаются эти события, называются шеш зехирот. Эти шесть воспоминаний включают в себя: Исход, Дарование Торы, нападение Амалека, создание золотого тельца, наказание Мирьям, Шаббат (Субботу). Ниже можно прочитать об этих важных в истории нашего народа событиях так, как их описывает Тора:
1. Воспоминание об Исходе из Египта (Дварим, 16:3):
«Чтобы ты помнил день твоего исхода из земли Мицраима (во) все дни жизни твоей»
2. Воспоминание о даровании Торы на горе Синай (Дварим, 4:9-10):
«Только береги себя и береги душу твою очень, как бы не забыл ты речей, что видели твои глаза, и как бы не отошли они от твоего сердца во все дни жизни твоей. И дай знать их твоим сынам и сынам твоих сыновей, (в) день, когда ты стоял пред Г-сподом, Б-гом твоим, в Хореве»
3. Воспоминание о нападении Амалека (Дварим, 25:17-19):
«Помни, что сделал тебе Амалек в пути при вашем исходе из Мицраима. Что он застиг тебя в пути и увечил он у тебя всех ослабевших позади тебя, а ты изнемог и утомлен, и не страшился он Б-га. И будет: когда Г-сподь, Б-г твой, даст тебе покой от всех твоих врагов отовсюду, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе (в) удел для овладения ею, сотри память об Амалеке [влияние Амалека] из-под небес, – не забудь!»
4. Воспоминание о создании золотого тельца (Дварим, 9:7):
«Помни, не забудь, как ты гневил Г-спода, твоего Б-га, в пустыне»
5. Воспоминание о том, что произошло с Мирьям (Дварим, 24:9):
«Помни, что содеял Г-сподь, Б-г твой, Мирьям в пути, при вашем исходе из Мицраима» [она преуменьшила достоинство Моше как пророка, и это – напоминание о тяжести злословия]
«Помни день субботний, чтобы святить его»
Основополагающим и намного более известным является также текст «Шма, Исраэль, А-шем – Элокейну, А-шем – Эхад» – «Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – один» (Дварим, 6:4). Этими словами потомки Яакова выразили свою верность Единому Б-гу. Эти слова на протяжении всей истории нашего народа повторялись бесчисленное множество раз, зачастую перед лицом мучительной смерти, вместе с последним вздохом тех, кто предпочитал умереть, но не изменить своей вере, и стали вечным свидетельством еврейского народа, и каждого отдельного еврея, декларацией Единства Творца и нашей верности завету с Ним.
Символы иудаизма
Среди символов иудаизма стоит отметить Менору – семисвечник, стоявший в Храме, Скрижали Завета (лухот а-брит) с высеченными на них Десятью Речениями (асерет а-диброт), и, собственно, сам свиток Торы.
Если обратиться ко «внешним» признакам, нельзя не отметить кипу, пейсы, цицит, талит и тфиллин, без которых невозможно представить себе традиционного еврея. Однако иудаизм никогда не ограничивается только «внешними» признаками – недостаточно носить кипу и талит, чтобы быть евреем, да и пейсы – необязательны (нельзя лишь коротко стричься в этих местах). Величайшее значение имеют действия человека, так как именно своими действиями в рамках материального мира человек становится соучастником Всевышнего в деле исправления Творения, получает возможность создавать духовные миры. Поэтому «кошерным» евреем является тот, кто принимает на себя исполнение всех заповедей Творца. В то же время, еврей, стремящийся ограничиться только «внутренним», «духовным» служением, по возможности без «внешних» проявлений, просто-напросто отрезает себя от иудаизма, и неизбежно растворяется в окружающей его среде.
Практическое исполнение заповедей для начинающих соблюдать
Безусловно, трудно составить универсальную инструкцию, которая бы подходила каждому человеку, учитывая его особенности и потребности. Тем не менее есть общее правило – «не будь преступником в своих глазах»: нельзя делать то, что противоречит Воле Творца, а то, что человеку известно, нужно полноценно исполнять. Кроме того, важной основой еврейской жизни является великое правило: «возлюби ближнего, как самого себя».
Завет Авраама (обрезание), соблюдение Шаббата, кашрута, запрет смешанных браков, чистота семейной жизни, постоянное изучение Торы ради ее исполнения – вот фундаментальные принципы еврейской жизни, которые важно усвоить и выполнять каждому.
Тора – фундамент еврейства
Слово «Тора» означает «учение, закон». Оно используется как для обозначения отдельно взятого предписания Б-га, заповеди, группы законов (торат ола – закон о жертве всесожжения), так и в значении «поучение, наставление» («не оставляй Тору матери твоей»), и в самом широком смысле – для обозначения всего еврейского закона (Тора Б-га Живого). Наиболее часто Торой называют Хумаш (Пятикнижие), также называемый Письменной Торой (Тора ше-бектав), в отличие от Устной Торы (Тора ше-беальпе). Обе эти части Б-жественного Учения были переданы Моше на горе Синай, причем Устная Тора является своеобразным «ключом» к пониманию Торы Письменной, объясняя, дополняя и раскрывая ее глубинный, скрытый смысл, устанавливая конкретные законы с учетом всех частностей. Со времен Синайского откровения Устная Тора передавалась от учителя к ученику, пока не была записана в виде Мишны, а позднее – в виде более развернутого пояснения слов Мишны – Гемары. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Письменная Тора, в свою очередь, вместе с книгами Пророков (Невиим) и Писаний (Ктувим), составляет ТаНаХ (аббревиатура от слов Тора, Невиим, Ктувим). ТаНаХ и Талмуд с комментариями наших мудрецов являются квинтэссенцией еврейского мировоззрения и практических законов жизни, неисчерпаемым источником, питающим иудаизм. Тора сравнивается с Древом жизни (Эц Хаим) и Источником живой воды (Беэр маим хаим).
Иудаизм и народы мира
Итак, иудаизм несет всему миру знание о Едином Творце, который желает человеку добра, о смысле пребывания человека на земле. Нееврей, согласно иудаизму, тоже является участником завета с Творцом – завета сыновей Ноаха (Ноя), и должен выполнять данные всему человечеству семь заповедей сыновей Ноаха, тогда как евреи, как гой кадош (отделенный народ), обязаны выполнять 613 заповедей, данные через Моше и записанные в Торе.
Сама Тора, хоть и является величайшей драгоценностью еврейского народа, не закрыта от остальных. Перед переходом еврейского народа через Иордан для овладения обещанной Всевышним землей, руководитель народа, Йеошуа бин Нун, получил указание от Всевышнего – записать «все слова Торы этой» на семидесяти языках, чтобы сделать Б-жественное учение доступным для всех людей, ищущих истины. Любой нееврей, искренне желающий служить Всевышнему, может также присоединиться к еврейскому народу, пройдя процесс гиюра (обращения в иудаизм), и с того момента становится частью еврейского народа. В то же время, иудаизм не является миссионерской религией. Евреи нисколько не стремятся «навязать» свое мировоззрение другим, и признание всеми народами Единого Творца – конечная цель всей мировой истории – произойдет, как результат прихода Машиаха и распространения истинного знания.
Изгнание и освобождение
В течение последних двух тысячелетий наш народ находится в галуте – изгнании, рассеянный среди других народов мира. После разрушения Второго Храма, во времена Римского владычества, евреи были изгнаны со своей земли и потеряли все «признаки» нации – территориальную, социально-экономическую и культурно-правовую независимость, общий разговорный язык… В силу сложившихся обстоятельств, разные группы евреев оказались изолированы друга от друга (что также упоминается в проклятиях об изгнании), развиваясь самостоятельно в течение сотен лет, сформировав отдельные еврейские общины. Самыми известными являются сефардская и ашкеназская общины (к ашкеназской относятся и многочисленные хасидские общины), также известны персидская, бухарская, грузинская, горская, тейманская, марокканская и другие.
Все эти общины часто ошибочно называют «родственными этническими группами», хотя они являются представителями одного этноса. Удивительным образом, все эти общины сохранили свою аутентичную иудейскую религию, причем во всех основополагающих аспектах не наблюдается никаких различий. Единственное, чем они отличаются – это минъагим, обычаи, принятые в разных общинах. В этом можно увидеть дополнительное доказательство того, что именно иудаизм является основой нашего народа и единственным фактором, обеспечивающим его сохранность на все времена.
Наш народ сохранил Тору и веру на протяжении всего нашего тяжелого изгнания. Величайшие наставники иудаизма (в частности, Хафец Хаим) указали на многочисленные признаки того, что мы находимся в период перед приходом Машиаха (иквета де-Машиха). Кроме того, мудрецы в трактате Санедрин говорят, что нет большего признака приближения Машиаха, чем то, что горы Израиля дадут плоды народу Израиля.
Наш народ называется «старым» народом. Мы прошли через тысячелетия, и видим историю сквозь призму пророчеств Торы. Торат Хаим – Тора жизни – дает нам огромную духовную энергию, силы и радость жизни. Поэтому народ Израиля также называется наар Исраэль – юноша-Израиль. Силу молодости мы черпаем из нашей «старости»: в нас живет наследие мудрецов Талмуда и Мишны, восхваления царя Давида, пророчества, Тора, полученная Моше, вера праотцев. Поднимаясь на Святую Землю, мы слышим обращение Творца к Аврааму: лех леха!
Постигая истинность Торы, видя воочию чудеса Б-жественного правления даже во тьме изгнаний, мы понимаем силу еврея, верного вере отцов. Многие, казавшиеся незыблемыми, империи сошли с арены истории, но иудаизм и его основной носитель – еврейский народ – сохранились и преумножились. Наш народ верен наследию отцов, мы ожидаем прихода Машиаха и окончательного избавления, когда раскроется замысел Творца, и мы воочию увидим, что все происходившее с нами – было к добру.