в чем основная заслуга галена в психологии
13. Психофизиология Клавдия Галена
13. Психофизиология Клавдия Галена
Гален (130–200 гг. до н. э.) – известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Он часто занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем.
По Галену жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь.
Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Гален выделял два вида пневмы: жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень являлась носителем низших проявлений души – побуждений, влечений, потребностей. В сердце локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг выступает носителем разума.
С учением о движениях связаны представления Га-лена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоции должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия.
Состояние и динамика крови обусловливают не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. В первом случае, люди более подвижны, энергичны, мужественны, во втором – медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы.
Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще и божественный разум, делая уступку идеализму.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Психофизиология Галена.
Опыт античных врачей по изучению работы нервов, мозга. Других частей тела был обобщен и расширен видным представителем античной медицины Галеном (200 – 130 гг.до н.э.).
Гален был убежден в том, что жизнь возникает в результате постепенного развития природы, а психическое – есть порождение органической жизни. За основу деятельности и всех проявлений души Гален принимал кровь. Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее, через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму.
Нервная система, служащая анатомической основой души, имеет древоподобный вид. Нервные пути представляют собой жгуты, наполненные тем же веществом, что и головной мозг. По ним движется психическая пневма. Гален подразделял нервы на два вида: мягкие (чувствительные), идущие к органам чувств, и твердые (двигательные), подходящие к мышцам.
Гален создал оригинальное учение о произвольных и непроизвольных движениях. К числу автоматизированных (непроизвольных) движений врач относил мышечные сокращения сердца, желудка и других внутренних органов. Все остальные движения считались им произвольными. От автоматизированных движений произвольные движения отличаются тем, что они всегда происходят при участии психической пневмы, а стало быть, восприятий, памяти и разума, выполняющими управляющую функцию по отношению к органам движения. При описании механизмов произвольных движений Гален близко подходит к идее рефлекторной дуги. Именно Галену ставят в заслугу зарождение рефлекторного принципа в физиологии и психологии.
С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. С известным основанием можно было бы сказать, что моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая в конце XIX в. имела своими первыми и далекими корнями галеновскую идею о первичности вегетативных изменений по отношению к переживаемым чувствам.
Состояние и динамика крови обуславливает не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. Люди с преобладанием артериальной крови более подвижны, энергичны, мужественны и т.п. У кого же доминирует в смеси венозная кровь, те медлительны и малоподвижны.
Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он помимо индивидуальной разумной души приписывал человеку еще и божественный разум, делая, т. обр., уступку идеализму.
В целом же учение Галена занимало по тому времени передовые позиции в области естествознания и философии. Больше того, анатомия, физиология, психофизиология Галена оставались последним словом науки вплоть до Нового времени.
Завершая раздел о развитии психологии в античный период, необходимо подчеркнуть следующее. Большинство античных мыслителей были стихийными материалистами и диалектиками. Мир представлялся им единым, бесконечно движущимся и изменяющимся. Психические явления достаточно четко вычленялись из чисто биологических, более того, предпринимались попытки дифференцировать отдельные стороны души. Пытаясь понять природу психики, античные мыслители выдвинули целый ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующее развитие психологии и которые не потеряли своего значения до настоящего времени.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Гален
Биография
Римский врач Клавдий Гален внес колоссальный вклад в развитие науки. В его биографии немало «темных пятен», а из трактатов уцелела едва ли четверть, однако это не мешало еще несколько следующих веков рассматривать его достижения как аксиомы. Даже невольные ошибки Галена вплоть до эпохи Возрождения считали неопровержимыми истинами, а его труды предопределили развитие западной медицины на 15 веков вперед.
Детство и юность
Гален родился в 131 году в Пергаме, городе в Малой Азии (сейчас это турецкая Бергама), в эпоху правления императора Адриана. Исследователи склоняются к выводу, что Клавдий – не личное имя, а неверная расшифровка титула Clarissimus – «славный», который добавлялся к имени автора в средневековых рукописях.
Барельеф Галена
Будущий врач родился в обеспеченной и образованной семье. Отец Никон слыл видным мыслителем и знатоком математики, поэтому он уделял пристальное внимание обучению сына, мечтая, что в один день сделает из него знаменитого философа. По легенде, изменить решение и отдать Галена учиться медицине его заставил вещий сон – в то время римляне придавали этим вещам большое значение и считали такие события прямым руководством к действию.
Медицина и научная деятельность
Медицине Галена учили видные пергамские ученые, в том числе анатом Сатирик и патолог Стротоник. Когда отец умер, юноша отправился в путешествие в Смирну, чтобы перенять опыт местных врачей. Там он продолжил исследования под руководством знаменитого Пелопса – автора теории о связи дыхания с кровообращением. Тот первым употребил слово «аура» (с греческого «легкий ветер»), полагая, что воздушная субстанция движется внутри тела по сосудам. Позже Гален побывал в Коринфе, где изучал науку о лекарствах и естествоведение, а затем в Александрии, где поступил в ученики к анатому Гераклиону.
Медик Гален
В то время Александрия слыла центром медицинской науки, и молодой врач мечтал обнаружить там уникальные знания и опытных специалистов. Однако к тому времени, как Гален туда прибыл, вышел закон, запрещающий препарировать человеческие тела, и анатомию пришлось изучать на обезьянах и других млекопитающих.
Гален вернулся домой разочарованным. Посвятив путешествиям 6 лет, он обосновался в родном Пергаме. К тому моменту врачу было 29 лет. Он поступил на место хирурга в школу гладиаторов и следующие 4 года оттачивал искусство вправления вывихов, зашивания ран и лечения переломов. Работа была тяжелейшей, сравнимой с буднями теперешних военно-полевых хирургов, только без современного оборудования, лекарств и анестезии.
Гален лечит гладиатора
Место Гален заслужил после того, как продемонстрировал свое умение оперировать на трупе обезьяны. Состоянию здоровья подопечных он уделял самое пристальное внимание: травмы, которые врач называл «окнами тела», давали возможность получить представление об анатомии. За время его работы умерло всего 5 гладиаторов, в то время как его предшественник похоронил 60.
Когда в 164 году в городе разгорелось восстание, 33-летний врач переехал в столицу. Там он быстро обрел популярность, причем не только как врач, но и как опытный лектор. Своей известностью Гален во многом был обязан философу Евдему – он излечил того от тяжелого заболевания, и благодарный мыслитель прославил его по всему Риму как искусного медика.
Портрет Галена
Вскоре Галена представили императору Марку Аврелию и поручили читать лекции по анатомии в Храме мира. Курс посещали не только медики, но и другие интересующиеся наукой граждане, в том числе представители высшей аристократии, например, консул Люций Север и родственник императора Барбар.
Несмотря на внешний успех, Галену в Риме жилось непросто, в первую очередь из-за его собственного характера. Он был деятельным и довольно тщеславным человеком, везде стремился обратить на себя внимание, из-за чего легко наживал завистников и врагов. В конце концов, когда неприязнь коллег к «выскочке» стала невыносимой, Гален уехал из Рима и отправился путешествовать по Италии.
Гален за работой
Вернулся он только спустя 2 года по личному вызову императора. Марк Аврелий велел ему явиться в военный лагерь в Аквилее и собираться в поход, однако врач сумел уговорить императора оставить его дома. К тому моменту страх перед врагами стал у Галена навязчивым: он без конца менял место жительства и жил в постоянной тревоге.
В итоге он поселился во дворце в качестве личного врача императора. Тот ценил своего приближенного – Гален не только помогал ему преодолевать частое недомогание, но и развлекал философскими беседами. Врачевал он и Коммода, наследника Марка Аврелия, которого потом убили в результате придворного заговора.
Бюсты Галена
Сознание своего превосходства и страх перед недругами (большей частью призрачный) все это время не покидали гордого Галена. Из соперников он ценил только одного коллегу. Асклепиад Вифинский, учившийся у Клеофонта и живший в Афинах, славился талантом и здравомыслием и стремился искоренить застарелые и вредные традиции лечения, и его единственного Гален считал равным себе.
С именем врача связана также знаменитая эпидемия, называемая в письменных источниках то чумой Галена, то Антониновской чумой (по фамильному имени властвовавшего тогда императора). В рукописях зафиксирован необычно длительный характер распространения болезни.
Средневековый портрет Галена
Мнения исследователей о том, сколько жизней унесла эпидемия, разнятся – упоминаются цифры от 7% до 50% населения. Дошедшие до нас записи о распространении и характере болезни кратки и несистематичны, но из того, что задокументировал Гален, можно предположить, что истинной причиной стал вирус оспы, а не чумы.
Свои взгляды и идеи Гален подробно изложил в трактатах, самыми известными из которых считаются «Анатомия» и «О назначении частей человеческого тела». Большая часть работ хранилась в Храме мира и, к сожалению, сгорела во время пожара в Палатинской библиотеке.
Труд Галена
Его заметным вкладом в науку стало основание этиологии. Гален разделил на категории известные к тому времени болезни, описал и систематизировал их причины (факторы он делил на твердые, наносные, жидкие и др.), а также указал на связь болезнетворных воздействий с состоянием организма – по мнению врача, внутренние причины «приготавливали почву» для развития заболевания.
Гален стал одним из первых, кто начал применять экспериментальный подход в биологии. Знаменитый медик практиковал вивисекцию, опыты на животных, разработал технологию вскрытия черепа. Ценным открытием стало обнаружение и описание нервного ствола и спинного мозга. Интересный факт – многие ученые полагают, что из-за законодательного запрета Гален за всю практику так и не сделал ни одного вскрытия человеческого тела.
Барельеф Галена
Его познания в анатомии ограничивались сведениями, полученными в результате вскрытия тел коров, обезьян и свиней, и из-за этого грешили частыми ошибками. Он признавал ограниченность собственного опыта, указывая на это в записях.
Общее число рукописей Галена оценивается как близкое к 400, хотя только половина из них были медицинскими – до поздних лет он сохранил увлечение философией и охотно рассуждал на отвлеченные темы. До наших дней сохранились около 100 трактатов, из которых были почерпнуты новые наименования органов, костей и других анатомических понятий. В своих трудах Гален заменил распространенные, но малопонятные современникам названия Гиппократа собственными терминами.
Гален и Гиппократ
Римский врач также считается отцом фармакологии. Некоторые из описанных рецептов, например кольдкрем, под названием «галеновых препаратов» применяются в медицине и косметологии по сей день.
Место Галена в медицине долго оставалось исключительным. Его заслуги усиленно превозносили вплоть до 14 века, а воззрения сохраняли авторитетность вплоть до средних веков, породив течение галенизм, которое властвовало среди ученых и было канонизировано церковью. Лишь в эпоху Возрождения нашелся человек, решившийся ниспровергнуть старые идеалы и достижения и указать на неточность бытующих представлений – им оказался Парацельс.
Личная жизнь
О жене и детях великого врача упоминания не сохранились. Возможно, в его непростой, богатой на события и странствия судьбе просто не нашлось времени для личной жизни, но возможно, современники в своих воспоминаниях просто пропускали эту информацию как незначимую.
Памятник Галену
Гален считал себя высоконравственным человеком и резко осуждал падение морали среди римских врачей, сравнивая их с разбойниками и считая, что вся разница между ними состоит только в том, что одни совершают преступления в горах, а другие в столице.
«Ум большинства врачей направлен не на науку, не на полезные рецепты, – гневно писал он. – Низкое корыстолюбие делает их способными на всякий постылый поступок».
Смерть
Состарившись, знаменитый врач вернулся на родину в Пергам, чтобы посвятить себя работе над рукописями. Скончался он в эпоху царствования Септимия Севера. Точная причина смерти неизвестна, но к тому моменту ученый находился уже в преклонном возрасте – по разным оценкам, ему было то ли 70, то ли 87 лет.
PsyAndNeuro.ru
Психиатрия Галена
Значение Галена в истории психиатрии определяется не объемом текстов о душевных заболеваниях. Обращаясь к болезням, которые в наши дни относятся к сфере психиатрии, Гален встречает проблемы, не теряющие актуальность по прошествии многих столетий. Там, где медицина соприкасается с философскими вопросами, рассуждения Галена о психике созвучны рефлексиям современных психиатров. Для Галена близость философии и медицины принципиально важна. В этом его отличие от тех врачей, кто беспрекословно принимает обычную антропологическую модель, делящую человека на тело и душу. Для прояснения слабостей этой модели, заметно влияющей на психиатрическую практику, полезно обратиться к древним авторам, занимавшимся философией медицины.
Два важных авторитета для Галена: Гиппократ и Платон. Преданность Платону останавливает его от принятия физикалистской позиции, в соответствии с которой психика тождественна мозгу. Гален хочет сохранить представление о душе, но в то же время он – эмпирик, а эмпирический опыт не дает ему знаний о субстанции души. Он признает, что о природе души не может сказать ничего определенного, хотя существование души не отрицает.
Шаг к пониманию природы души делается в учении Галена о физиологии. Материальным субстратом души является пневма, производимая организмом из воздуха и пищи. Три вида пневмы присущи трем частям души. Гален, как и многие мыслители древности, раскладывает душу на несколько компонентов, повторяя платоновское деление души на три части с привязкой к главным органам тела. Рациональность – мозг, аффекты – сердце, желания – печень. В мозге находится та часть души, которая считалась Платоном (и Галеном [ 2] ) бессмертной. Психическая пневма хранится в желудочках мозга и распределяется в теле по нервам.
Не все были согласны с тем, что центром психической жизни является мозг. Спор о том, где этот центр расположен – в мозге или в сердце – длился веками. На заре Нового времени Вильям Гарвей был кардиоцентристом, а Везалий – энцефалоцентристом. Гален обосновывал энцефалоцентризм эмпирически: если поражен возвратный гортанный нерв, нарушается речь, но сердце при этом работает нормально. Значит, психические функции зависят не от сердца, а от нервной системы.
Размышления Галена на эту тему напоминают описательный дуализм Спинозы – у одной сущности тела есть два аспекта, физический и ментальный. Когда философ говорит о желательной части души, а врач говорит о печени, они говорят об одном и том же, но каждый на своем языке.
Для практика, лечащего душевные заболевания, вопрос о свойствах души не должен стоять на первом месте. Достаточно временно признать верность физикалистских посылок и работать с психикой так же, как врач работает с внутренними органами. Таков компромисс, к которому склоняется Гален, – признавать существование души, но лечить всегда только тело. Многие врачи в наши дни согласятся с этим. Душа, которую во избежание религиозных коннотаций современные люди иногда называют сознанием, существует, но мы по каким-то причинам не способны описать ее свойства. Онтологический статус сознания не определен, и заботить это должно философов-теоретиков, а не врачей-практиков. Известное свойство сознания, интересующее медика, – это его локализация. Сознание – в мозге (по Галену, там находится рациональный компонент души). Чтобы действенно влиять на психику, нужно следовать той же научной парадигме, что и при лечении соматических заболеваний. Лечебные методы во времена Галена по большей части сводились к восстановлению гуморального равновесия.
Итак, психическое связано с соматическим и эта связь двунаправлена. Психика реагирует на изменения в теле, поэтому проблемы с психикой надо исправлять так же, как проблемы с телом. Но есть и обратное направление – психическое влияет на соматическое. Гален разбирает случай женщины, жаловавшейся на бессонницу. Им были сделаны два предположения. Первое: у женщины меланхолия (депрессия, говоря по-современному), вызванная отклонениями в уровне черной желчи. В таком случае нужно выравнивать объем и температуру внутренних жидкостей. Второе предположение: в жизни женщины есть какие-то обстоятельства, которые влияют на ее психику, вызывая нарушения сна. Гален замечает, что у пациентки учащается пульс при произнесении имени популярного танцора, и делает вывод – женщина влюблена. Похожий случай был у внука Аристотеля, врача Эрасистрата. Он понял, что Антиох влюблен в свою мачеху, когда обратил внимание на то, что происходит с Антиохом при ее приближении: покраснение лица, потливость, сердцебиение и т. д. В том случае, который разбирает Гален (Авиценна приводит такой же пример), стимулом для психосоматической реакции была не встреча с возлюбленным, а всего лишь звук его имени. Таким образом, при поиске истоков психических проблем нужно иметь в виду разделение на внутренние (гуморальные) и внешние причины. Внешними причинами могут быть не только очевидные жизненные обстоятельства, но и знаки, например, слова, действующие на психику как стимулы.
Можно ли осуждать человека за аморальный поступок, совершенный вследствие ненормальных биохимических реакций в организме? Отвечая на этот вопрос Гален защищает довольно-таки радикальную точку зрения. Он считает, что от выяснения причины аморального или неразумного поведения не так уж много зависит. Скорпиона убивают потому что он ядовитый, не задумываясь о том, по какой причине скорпион ядовитый – по личному выбору или из-за того, что его таким сделала природа. С одной стороны, психически больного нельзя считать плохим человеком. С другой стороны, он не освобождается от ответственности. Потому что дискразия (неправильное смешение жидкостей в организме) происходит обычно из-за неправильного питания. Здесь у Галена мораль и медицина сходятся в одной точке.
Рассуждения Галена могут показаться наивными главным образом из-за отсылок к устаревшей гуморальной теории. Но в них чувствуется определенность и уверенность, которые нечасто встретишь в современных психиатрических рекомендациях, не дающих четкого указания – когда следует применять фармакотерапию, а когда достаточно психотерапии. Обычно подразумевается, что психотерапия – более слабое и менее рискованное лечение. Если психотерапия не действует, тогда нужно переходить к таблеткам.
Помимо нарушения связи между телом и душой, у психических расстройств могут быть еще две причины: нарушение связи между частями души, когда одна из частей выходит из-под контроля (страсть), и сбой в работе одной части души (из-за дефекта разумности появляются навязчивые идеи и иррациональные убеждения). В таких случаях нет смысла воздействовать на гуморальный баланс пациента, нужно просто поговорить с ним, мобилизовав не медицину, а философию. Цель разговоров – усилить рациональность так, чтобы человек смог жить ответственно и независимо. Врач должен стать моральным корректором поведения пациента, для чего сам должен быть примером правильной жизни. Философско-педагогический разговор не только открывает возможности ослабить страдание (как в когнитивно-поведенческой психотерапии), но и делает пациента более нравственным человеком. Врач в такой ситуации играет роль настройщика социальных функций, философа-наставника, работающего в пространстве этики, а не в пространстве биологической науки.
Чистоте галеновского редукционизма вредит философская потребность платоника Галена в сохранении концепции души. Без нее он не может объяснить человека. Но в галеновском учении о психических болезнях понятие души используется только как удобное слово для обозначение некой суммы функций. Врач Гален не знает органа под названием “душа”.
От дуализма Галена бережет Гиппократ. Автор одного из текстов Гиппократовского корпуса “О местах в человеке” пишет: “Мне кажется, ничто в теле не служит началом, но все одинаково начало и все конец. Действительно, если описать окружность, то начало не может быть найдено”. Круг символизирует систему, в которой нет исходной точки. В человеке все связано со всем, психическое следует за физическим, как точки на окружности следуют друг за другом.
То, что было проблематичным для Галена, не перестает быть таковым и для современных врачей. В разграничении психики на аффективную и когнитивную сферы несложно разглядеть аллюзию на античное учение о составе души. Точно так же никуда не делось двойственное отношение к психической болезни. С чего она начинается и что в ней считать главным – медицинский (биологический) или философский (психологический) аспект?
Преимущества медицины наших дней проявляются там, где она не выходит за границы материализма, благо необходимости согласовывать с Платоном учение о нервной системе давно нет. Агностицизм в вопросах о душе гарантирует чистоту метода и помогает сконцентрироваться на улучшении тех параметров, которые можно измерить.
Материалистический подход к психике хорош хотя бы потому, что он выгоден с точки зрения практика, чья работа сводится к уменьшению страдания больного человека. Эмпирик и практик Гален, несомненно, был бы впечатлен тем, чего достигла современная психиатрия в этом отношении.
Подготовил : Филиппов Д.С.
1 – Nutton V. Galenic Madness. In Mental Disorders in the Classical World. Leiden, The Netherlands: BRILL. 2013
2 – Балалыкин Д. А. Первая книга трактата Галена “О доктринах Гиппократа и Платона” // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 124-143
3 – Marke Ahonen. Mental Disorders in Ancient Philosophy. Heidelberg: Springer, 2014. P. 169
4 – Немезий “О природе человека”
5 – Singer P. N. Galen’s Pathological Soul: Diagnosis and Therapy in Ethical and Medical Texts and Contexts. In Mental Illness in Ancient Medicine. Leiden, The Netherlands: BRILL. 2018