в чем основная проблема отсутствия знаний о физической культуре
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Это впечатление подкрепляется нередко встречающимся мнением о том, что опытный учитель физической культуры вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихся на положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свой педагогический «здравый смысл». Поскольку многие учителя физкультуры считают себя опытными педагогами, принимать рекомендации от «эксперта по педагогике» в лице ученого им кажется совершенно лишним, равносильным для них признанию в собственной некомпетентности.
Не будет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зрения способствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблем физкультурного образования, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно, что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. С одной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время от времени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемами физкультурного образования. С другой стороны те, кто причастен к спорту, как кажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагает педагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто технические данные о выполнении тех или иных движений и действий.
Несмотря на отсутствие, достаточно эффективного диалога между педагогикой спорта и педагогикой физкультурного образования, налаживанию которого в немалой степени мешают существующие предрассудки, педагогические аспекты физического образования нельзя игнорировать. Поэтому уже сейчас, в предвидении будущего, можно сформулировать следующий тезис — все многообразие проблем физкультурного образования всецело входит в сферу компетенции педагогики спорта. Наша задача, в частности, будет состоять в том, чтобы в общих чертах показать, какие педагогические проблемы могут возникнуть в связи с феноменом физкультурного образования. Но прежде чем рассматривать эти вопросы с точки зрения педагогической науки, сначала выясним, что же представляет собой само физкультурное образование. На этом «фоне» можно достаточно четко очертить контуры педагогической проблематики современного физкультурного образования.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важным фактором в современном мире является все большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональное явление, которое с трудом вписывается в единое понятие. Достаточно сказать, что к спорту мы относим и катание на яхтах, и игру в шахматы, авиамодельный спорт и многое другое, где ядром деятельности становится соревнование и достижение победы.
Общим предметным основанием физической культуры служит культура двигательной деятельности. Взаимодействие и взаимовлияние форм культуры свойственны и реформы физической культуры. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.
Как показывает опыт общественно-исторического развития, физическая культура и спорт развивались практически одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Однако изначально каждый из них имел отличительные черты и постепенно занимал в социальной жизни общества собственную нишу.
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры.
Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения.
Развитие науки и передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека. [8;10]
Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний. [8;10]
Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. [8;15]
Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения – все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями школьных программ. [8;4]
Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Подросток ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества. [8;4]
Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.
Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности, которое открывает широкие возможности в овладении избранной профессией. Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувства неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм. [8;5]
К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности старшеклассников, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность. [8;5]
Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике. [11;396]
Ещё я хочу дать представление о том, как отдельные научные дисциплины, занимающиеся вопросами физкультурного образования, рассматривают проблему спортивных достижений учащихся. При этом на первый план выдвигаются два очень заметных обстоятельства.
1. Исследования проблемы спортивных достижений сходятся между собой в том, что понятие «достижение» не имеет четкого определения и различными исследователями интерпретируется по-разному.
2. Нечеткости и расплывчатости понятия «достижение» соответствует недостаточное изучение самой спортивной деятельности, направленной на достижение рекордов, получение высоких спортивных результатов. Ни об одной научной дисциплине, занимающейся вопросами спорта, нельзя сказать, что она создала солидную теорию, связанную с проблемой достижений. В лучшем случае существуют начало такой теории или чисто прагматические программы.
Хотя наше в равной степени прославляемое и проклинаемое общество часто называемое обществом, любой ценой стремящимся к успеху, к достижениям, возвело, как кажется, идею достижения в основополагающий и руководящий принцип общественной жизни, было бы ошибкой полагать, что достижение, успех является типичным признаком современных очень сложных по своей структуре обществ. Если несколько отвлечься от довольно-таки проблематичного определения «общество достижений» и заглянуть в прошлое, можно убедиться, что достижение представляет собой явление исторического порядка.
В настоящее время необходимо провести классификацию педагогической проблематики, связанной со школьным физкультурным образованием.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье изложены основные проблемы отсутствия у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и рассматриваются факторы, влияющие на данную проблему. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной и актуальной задачей физического воспитания школьников.
Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, индивидуальный подход, здоровый образ жизни, физкультура, физическое здоровье детей, физическое воспитание.
Как всем известно, уроки физической культуры в школе и в других учебных заведениях часто игнорируют дети, родители и даже сами учителя по другим предметам. Данная проблема актуальная по сегодняшний день. Л.П. Матвеев утверждает, что проблема формирование личности в сфере физической культуры есть проблема совершенствования основ физкультурного образования, начинающего активно осуществляться преимущественно в условиях образовательной школы [2].
Интерес у детей к физической культуре и спорту теряется с каждым годом все больше и больше. И главной причиной этому являются компьютерные увлечения детей. Например, вместо утренней зарядки ребенок зайдет в свой гаджет и уделит время любимой игре перед походом в школу. Компьютерная зависимость очень плохо влияет на здоровье детей, из-за недостатка физической активности всѐ больше школьников страдает проблемами в сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системах, метаболизме сердца и массе тела. Включение физической активности в день ваших детей значительно улучшит их настроение, сон и, конечно же, здоровье, утверждает Гретхен Рейнольдс в своей статье [4]. Согласно новому исследованию Всемирной организации здравоохранения, большинство подростков в мире ведут малоподвижный образ жизни, что ставит их здоровье под угрозу.
Можно прийти к такому выводу, что в нашем современном мире физическая культура у детей школьного возраста переживает серьезный кризис. Уровень здоровья подрастающего поколения низок, качество обучения не способствует стремлению школьников к освоению ценностей физической культуры и добросовестному занятию физкультурой. Основные проблемы в формировании физической культуры у школьников в частности зависят от системы образования, от преподавательского состава школы и от родителей.
1. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб.пособие.- Архангельск: Изд.во. Арханг. Гос.техн. ун-та, 2006. – 128 с.
2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев – Физкультура и спорт, Спорт Академ Пресс – 2008 – 544с.
3. Почечура, Н.Н. Физическая культура личности школьников как педагогическая проблема // Актуальные проблемы профессионально- педагогического образования: Межвуз. Сб. научных трудов.- Вып.18.- Калининград: Изд-во КГУ, 2004.- С. 70-71.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центрально-Казахстанская академия, Юридический колледж «Фемида»
Старший преподаватель физической культуры, председатель ПЦК ОСГД
« АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »
Ключевые слова: образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека и характеризуются повышенной степенью экстремальности. Связано это не только с особенностями окружающей среды, предопределяющими неблагоприятную экологическую обстановку, но и с большинством факторов социальной, экономической, психологической природы и т.п.
Сегодня стало очевидным, что в современном обществе любой человек испытывает на себе громадный объем неблагоприятных воздействий различного характера, что неминуемо сказывается как на его психологическом состоянии, так и общем уровне здоровья. Не случайным является тот факт, что в последние годы зарегистрирован выраженный всплеск различного рода острых и хронических заболеваний среди самых разнообразных слоев населения, причем нередко существенно отличающихся по своему социальному статусу, уровню доходов и т.п.
Вполне естественно, что сложившаяся в настоящее время сложная социально-экономическая, психологическая и экологическая ситуация предъявляют совершенно новые требования к различным отраслям общественной жизни, в том числе и к такому роду человеческой деятельности, как физическая культура и спорт. Что же является наиболее актуальным в данной области научно-практических знаний, способным оказать реальное позитивное воздействие на представителей различных слоев современного общества?
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важным фактором в современном мире является все большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональное явление, которое с трудом вписывается в единое понятие. Достаточно сказать, что к спорту мы относим и катание на яхтах, и игру в шахматы, авиамодельный спорт и многое другое, где ядром деятельности становится соревнование и достижение победы.
Общим предметным основанием физической культуры служит культура двигательной деятельности. Взаимодействие и взаимовлияние форм культуры свойственны и реформы физической культуры. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.
Как показывает опыт общественно-исторического развития, физическая культура и спорт развивались практически одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Однако изначально каждый из них имел отличительные черты и постепенно занимал в социальной жизни общества собственную нишу.
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры.
Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения.
Развитие науки и передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека. [1, 94]
Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в колледже и ВУЗе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний. [2, 35]
Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. [2, 35]
Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения – все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями образовательных программ колледжей и ВУЗов. [3]
Однако напряженная умственная работа в учебном заведении и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у студентов значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Молодёжь ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества. [3]
Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.
Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности, которое открывает широкие возможности в овладении избранной профессией. Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувства неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм. [4, 13-18]
К сожалению, далеко не все студенты понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности студентов, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность. [5, 3-12]
Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике. [5, 3-12]
Ещё я хочу дать представление о том, как отдельные научные дисциплины, занимающиеся вопросами физкультурного образования, рассматривают проблему спортивных достижений студентов. При этом на первый план выдвигаются два очень заметных обстоятельства.
1. Исследования проблемы спортивных достижений сходятся между собой в том, что понятие «достижение» не имеет четкого определения и различными исследователями интерпретируется по-разному.
2. Нечеткости и расплывчатости понятия «достижение» соответствует недостаточное изучение самой спортивной деятельности, направленной на достижение рекордов, получение высоких спортивных результатов. Ни об одной научной дисциплине, занимающейся вопросами спорта, нельзя сказать, что она создала солидную теорию, связанную с проблемой достижений. В лучшем случае существуют начало такой теории или чисто прагматические программы.
Хотя наше в равной степени прославляемое и проклинаемое общество, часто называемое обществом, любой ценой стремящимся к успеху, к достижениям, возвело, как кажется, идею достижения в основополагающий и руководящий принцип общественной жизни, было бы ошибкой полагать, что достижение, успех является типичным признаком современных очень сложных по своей структуре обществ. Если несколько отвлечься от довольно-таки проблематичного определения «общество достижений» и заглянуть в прошлое, можно убедиться, что достижение представляет собой явление исторического порядка.
В настоящее время необходимо провести классификацию педагогической проблематики, связанной с Вузовским и колледжевским физкультурным образованием.
Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества, которые выполняют ряд важных социальных функций.
Специфическая функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в трудовой деятельности, формирование способностей биосоциальной адаптации к изменяющимся условиям жизни и способности выжить в различных экстремальных условиях.
Особое значение имеет физическая культура и спорт в профессионально- прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и формируются двигательные навыки значимые для определённой профессиональной деятельности.
Физическая культура и спорт являются важным фактором снижения заболеваемости и травматизма на производстве. Доказано, что производственная физическая культура предохраняет организм от перегрузки, перенапряжения, переутомлении и на протяжении всего рабочего дня поддерживает высокий уровень работоспособности без ущерба для здоровья.
XXI век открывает широкие горизонты перед средним профессиональным и высшим образованием. Высокотехнологические и инновационные производства делают ставку на квалифицированные кадры и практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией, профессиональными компетенциями. В этих условиях именно среднее профессиональное и высшее образование является базовым уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики. Среднее профессиональное и высшее образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего и высшего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
С реализацией функциональных сложностей образования может справиться только правильно организованный образовательный процесс. Образовательным процессом является совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного компонентов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности всоответствии с государственным образовательным стандартом.
Проблема всестороннего обеспечения и организации учебного процесса всегда находилась в центре внимания отечественных педагогов-исследователей, например, таких как В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, М. В. Кларин, В. А Сластенин и других. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студента. В современном образовании, весьма актуально, выявление основных составляющих, таких как: обучение, воспитание и просвещение.
Преподаватель в своей профессиональной деятельности выступает гарантом осуществления неразрывности этих процессов, гармоничного их сочетания, и призван обеспечить эффективность образовательного процесса, должен соответствовать запросам современного общества и являться свободной, демократической и социально ответственной личностью. Рассматривая проблемы и пути развития средне специального и высшего образования, следует обратить внимание на необходимость перехода от предметно-ориентированного обучения к обучению, ориентированному на развитие студентов, непосредственно на его личность, практико-ориентированную направленность, междисциплинарную интеграцию, на основе которых, будет формироваться независимость стиля мышления и профессиональные навыки и умения. [6, 128]
В связи с этим, следует отметить, что огромный поток информации, с которым постоянно сталкиваются студенты, устарелые методики обучения и закостенелые консервативные организационные формы представления учебного материала, негативно отражаются на процессе и качестве обучения, чем обуславливают наличие такой проблемы, как несоответствие образования социальному запросу общества, что порождает массовую безработицу среди выпускников. Анализ учебного процесса в средних специальных и высших учебных заведениях свидетельствует о том, что, для практического обучения выделяются частные умения, не отражающие целостную профессиональную деятельность, которые в совокупности не охватывают все стороны деятельности будущего специалиста. Как правило, практико-ориентированная направленность у студентов средне профессиональных и высших учебных заведений зачастую является лишь формальной, лаборатории и мастерские находятся в плачевном состоянии и не соответствуют уровню развития современных технологий, а прохождение практик на производстве, ограничивается только работой с документацией, после завершения которой, студент, в полной мере не способен оценить сферу будущей деятельность и не имеет представления о профессиональных должностных обязанностях. Отсутствие логических взаимосвязей между теоретическим знаниями и практическими умениями обуславливает невозможность будущим специалистам их эффективно использовать в своей трудовой деятельности.[4, 13-18] Для формирования у студентов способностей грамотного принимать деловые решения и развития профессиональной компетентности, необходимо создать такие условия, чтобы в совокупности по всем специальным дисциплинам, практикумам и видам практики обеспечивалась готовность студента к восприятию информации и развитию умений применять полученные знания в будущем, развилось системное мышление, сформировалась научная картина мира, умения научно-исследовательской работы. На процесс обучения постоянно влияют множество факторов, наличие которых и обуславливает сложности организации образовательного процесса.[7, 157]
На основании вышесказанного можно выделить следующее, что организация образовательного процесса в колледже и Вузах задача не из легких. Для решения существующих проблем в первую очередь необходимо:
1.обеспечить усвоение обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований государственного образовательного стандарта;
2.обеспечить современной материально-технической базой лаборатории и производственные мастерские.
3.использовать инновационные методики преподавания;
4.повышать уровень квалификации педагогов и мастеров производственного обучения.
5.обеспечить эффективное взаимодействие профессионального образования с производством, индустрией и рынком потребления кадров.
6. создать основу для адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных компетенций;
7.обеспечить социально-педагогические отношения, здоровье созидающую среду, сохраняющую физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся;
8.формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности;
9.предоставить разностороннее универсальное образование в сочетании с вариативными компонентами образования;
10.усилить общекультурную направленность образования.
1.Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 94
2.Образцов П. И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации образования.
3.Электронный журнал: Вопросы интернет образования. Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_22/cd_site/articles/art_1_2.htm
4.Исаева К. Р., Баязова Б. Т. Педагогическая проблема подготовки творческой активности учащихся колледжа. Вестник КарГУ. Караганда, 2012,с. 13–18.
5.Лазарев, Г.И. Куда ведут ступени профессионального образования? / Г. Лазарев // Высшее образование в России. — 2008. — N 7. — С. 3–12.
6. Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с
7.Комарицкая Е. А. Моделирование методического обеспечения образовательного процесса в многопрофильном колледже: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08, Калининград, 2011г. 157 с.