в чем оптимистичность экзистенциализма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экзистенциализм как философское направление

Зарождение экзистенциализма относится к началу 20 века. Буквально за несколько десятилетий он набирает популярность и становится одним из самых известных философских направлений. Ее сторонниками были прежде всего западная интеллигенция, которая пережила к этому времени Первую мировую войну, появление фашизма, экономические проблемы послевоенной Европы, оккупацию Гитлера, в результате тема кризиса и поиска смысла жизни для них актуальны как никогда. Экзистенциализм воспроизводит чувства одиночества, страданий и бессмысленности существований, которые переживает человек этого времени. Казалось, что весь мир потерял краски, смысла в нем не более, чем в песчинке, человек в плену своих иллюзий, чтобы он не делал – он совершает только ошибки. Экзистенциализм поднимал все эти темы, поэтому приобрел звание «философии кризиса».

Человек в экзистенциализме погружается в свой внутренний мир, его страхи и желания, в том числе скрытые, руководят им, поэтому человек сам творит свою судьбу. Однако человек в экзистенциализме предстает как существо страдающее, переживающего, трагичного. Он наделен выбором, что возлагает на него огромную ношу ответственности. Экзистенциалисты вводят отрицательность как онтологическое обоснование свободы. Источник свободы заключается в человеческом сознании, оно же предстает как катализатор творческой активности человека. Отрицая окружающее бытие-в-себе, человек достигает подлинной свободы.

К основным проблемам, которые поднимают экзистенциалисты, относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманизм против критики экзистенциализма

Под экзистенциализмом Сартр понимает учение, которое делает возможной человеческую жизнь, которая существует в определенной среде, в ней реализуется какое-либо действие или истина, при этом присутствует человеческая субъективность. Сартр выступает против двойной морали: экзистенциализм упрекают в мрачности, при этом реалисты любят показывать изнанки жизни, ссылаются на народную мудрость и освещенные историей традиции.

Дать однозначное описание экзистенциализма трудно, поскольку он, с точки зрения Сартра, распадается на три ветви:

Для них всех присуща одна мысль – существование предшествует сущности. Это означает, что существует определенное бытие, в котором предмет существует, прежде чем его можно определить каким-либо понятием. Так и с человеком – изначально он ничего собой не представляет, но в процессе жизни он «делает себя сам». Из этого Сартр делает вывод: «Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал». При этом человек устремлен в будущее, это проект, который реализуется со временем. Человек такой, каким он хочет стать, насколько ему хватает сил и воли. Под этим он и подразумевает субъективность экзистенциализма.

Экзистенциализм отдает человеку его бытие, но он ответственен не только за себя, а за все общество. Выбирая сам себя, человек выбирает всех людей. Создавая себя, человек выбирает самое лучшее, поскольку не желает ориентироваться на зло, на то, что плохо. Создавая себя, человек создает образ, а это значит утверждает ценность того, чем он себя наделяет. Создаваемый образ – образ всей эпохи. Желая жениться и выбирая жену – человек закладывает основы моногамии в обществе и выделяет те черты, которые будут ценны на рынке невест. Таким образом, каждый совершаемый поступок несет ответственность за все человечество.

В мире, где бога нет, не на кого возложить ответственность за свои поступки. Он и его судьба не детерминированы, человек свободен, и он сам – свобода. Ничто не укажет, как правильно действовать. Мораль – не универсальный набор правил и принципов, в каждом конкретном случае человек выбирает следовать ему по заветам общественной морали или в соответствии с собственными интересами. Все кажущиеся знамения – не более чем совпадения, которые могут трактоваться в абсолютно противоположных значениях.

Определяя отчаяние, Сартр пишет, что под этим термином он подразумевает то, что в жизни есть то, что не поддается нашей воле, а также та сумма вероятностей, которая от нас не зависит. Никакой бог или провидение не приспособят мир к человеческим желаниям. В словах Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее «Побеждать скорее самого себя, чем мир» Сартр видит смысл «действовать без надежды».

Упрямый оптимизм Сартра

Несмотря на те трудности, которые человек переживает в своем существовании, он не должен переставать действовать. Более того, главная мысль Сартра – человек существует настолько, насколько себя осуществляет – призывает к активности и действию. Нет гения просто так, без труда и мучений, нет любви, кроме той, что себя создала, как нет просто дружбы без усилий со стороны обоих. Вне того, что создает человек, ничего нет. Однако человека наполняют тысячи деталей, совокупность его отношений, бессчетная масса его поступков. Трус делает себя трусом, героем не рождаются, героем становятся, воспитывая в себе решимость.

Сартр считает, что нет более оптимистичного учения, пронизанного верой в человека, чем экзистенциализм. Он придает достоинство человеку, из объекта он превращается в действующего субъекта. Основа человека – это познание себя, но это можно осуществить только через призму другого. Но Сартр поясняет, что человек – несовершенен, он не цель, и не стоит складывать культ человечеству, т.к. это приведет к замкнутому гуманизму Конту и, как ни странно, к фашизму.

Человек может достичь высот в познании себя, только ставя трансцендентные цели. Человек не замкнут в себе, он живет в человеческом сообществе, а значит первейшая черта человека – субъективизм. Экзистенциализм потому может считаться гуманизмом, поскольку напоминает людям, что нет другого законодателя, кроме него самого, в одиночестве он сам решает свою судьбу, реализовать себя он может только видя цель вовне, идя к трансцендентному, освобождаясь и стремясь к самоосуществлению.

Источник

Новое в блогах

Оптимизм экзистенциализма.

«Оптимизм — это страсть утверждать что все хорошо когда в действительности все безнадежно плохо» (Вольтер).

Для того чтобы говорить о любви, нужно любить, как Пьер Абеляр свою Элоизу.

Для того чтобы писать мемуары о войне нужно пройти длинный путь от солдата до императора, как Наполеон.

Для того чтобы охотнику научится жалеть свою жертву ему нужно сквозь прицел всматриваться ей в глаза.

Для того чтобы познать опыт конца нужно постоять под прицелом карабинов, как Достоевский.

Для того чтобы понять причину душевных расстройств человека нужно спустится в бездонный океан человеческого подсознания, как Фрейд.

Для того чтобы рассуждать о смысле жизни и ее ценностях нужно утратить их, а затем вновь обрести или утратить навсегда, как Лев Толстой.

Для того чтобы рассуждать о философии существования нужно впасть в отчаяние где только «страх и трепет», как Кьеркегор.

И так можно говорить до бесконечности, ведь жизнь «на практике» есть сложнейшая функция мировосприятия, это самоосознание себя невыносимо тяжелым объектом, за который очень тяжело бороться, прибывая при этом в постоянно испытательных и истезательных условиях, которые очень часто создаешь себе сам по убедительным просьбам действительности, которой трудно отказать.

Хайдеггер однажды сказал что: «страшит не страх, а страшность страха, ибо в основе всякого страха лежит смерть».

Такое понимание научного предмета оставляет желать лучшего, и оптимизма, как мы видим, здесь не очень много, но правильность замечаний, их четкость и меткость здесь подобраны верно, ведь «холодны же ключи глубокого знания» и если здесь в экзистенциализме докопаться до достоевско-фрейдовских глубин, то единственным логичным финалом жизни такого искреннего адепта-экзистенциализма будет самоубийство от безысходности.

Семеро старых и хитрых древнегреческих мудрецов конечно же видели дерево на котором висит запретный плод и понимали, что вкусить его грозит большой опасностью в отличии от Адама, который то и думать, наврядли умел, не говоря уже о Еве.

Роковой змей искуситель предложивший испытать двум до наивности глупым людям запретный плод, был гораздо умнее чем это может показаться из Библии. Он наверняка знал, что этот, лейбницевский, наилучший из всех возможных миров мир станет наихудшим и что всепожирающее зло будет править миром и разрушать его.

Семеро хитрых стариков так и не вкусили плода, а лишь предоставили это заманчивое яблочко другим и всем тем кто будет после них.

Такая философия пессимистична по своему восприятию и чтобы не расплакаться нужно смеяться сократовским смехом или разыгрывать иронически черные и очень смешные комедии Вольтера, за маской которых скрывается просто депрессивное отчаяние.

И чтобы выжить или умереть достойно, а скорее, чтобы не сойти с ума нужно не смотря на все противоречия и доводы рассудка танцевать танго или фокстрот да играть на скрипке или на рояле на уже тонущем и обреченном Титанике.

Источник

ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ» в других словарях:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. exsistere существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться), или экзистенциальная философия, не столько единое филос. направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько… … Философская энциклопедия

Экзистенциализм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

экзистенциализм — (от лат. existentia существование) философское, а позднее литературное направление 40 х 60 х гг. ХХ в., сформировавшееся в западноевропейской литературе накануне второй мировой войны, в американской и японской сразу после нее. Опираясь на… … Словарь литературоведческих терминов

ВВЕДЕНИЕ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — ’ВВЕДЕНИЕ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ’ (‘Introduzione all esistenzialismo’, 1942) работа Аббаньяно. ‘В.вЭ.’ отразила сформировавшийся взгляд мыслителя на значение философии как экзистенциальной по своей природе. Подтверждая традиционное для… … История Философии: Энциклопедия

АББАНЬЯНО — (Abbagnano) Никола (1901 1990) ит. философ, основоположник «позитивного экзистенциализма», представляющего собой оригинальное переосмысление основных тем нем. и фр. экзистенциализма концепций М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж.П. Сартра и… … Философская энциклопедия

АББАНЬЯНО — (Abbagnano) Никола (1901 1990) итальянский мыслитель, философ, основоположник концепции ‘позитивного экзистенциализма’. Основные сочинения А., посвященные данной концепции: ‘Структура экзистенции’ (1939), ‘Введение в экзистенциализм’ (1942),… … История Философии: Энциклопедия

Аббаньяно, Никола — Никола Аббаньяно Дата рождения: 15 июля 1901(1901 07 15) Место рождения: Салерно Дата смерти: 9 сентября 1990(1990 09 09) (89 … Википедия

Источник

Новое в блогах

Оптимизм экзистенциализма.

«Оптимизм — это страсть утверждать что все хорошо когда в действительности все безнадежно плохо» (Вольтер).

Для того чтобы говорить о любви, нужно любить, как Пьер Абеляр свою Элоизу.

Для того чтобы писать мемуары о войне нужно пройти длинный путь от солдата до императора, как Наполеон.

Для того чтобы охотнику научится жалеть свою жертву ему нужно сквозь прицел всматриваться ей в глаза.

Для того чтобы познать опыт конца нужно постоять под прицелом карабинов, как Достоевский.

Для того чтобы понять причину душевных расстройств человека нужно спустится в бездонный океан человеческого подсознания, как Фрейд.

Для того чтобы рассуждать о смысле жизни и ее ценностях нужно утратить их, а затем вновь обрести или утратить навсегда, как Лев Толстой.

Для того чтобы рассуждать о философии существования нужно впасть в отчаяние где только «страх и трепет», как Кьеркегор.

И так можно говорить до бесконечности, ведь жизнь «на практике» есть сложнейшая функция мировосприятия, это самоосознание себя невыносимо тяжелым объектом, за который очень тяжело бороться, прибывая при этом в постоянно испытательных и истезательных условиях, которые очень часто создаешь себе сам по убедительным просьбам действительности, которой трудно отказать.

Хайдеггер однажды сказал что: «страшит не страх, а страшность страха, ибо в основе всякого страха лежит смерть».

Такое понимание научного предмета оставляет желать лучшего, и оптимизма, как мы видим, здесь не очень много, но правильность замечаний, их четкость и меткость здесь подобраны верно, ведь «холодны же ключи глубокого знания» и если здесь в экзистенциализме докопаться до достоевско-фрейдовских глубин, то единственным логичным финалом жизни такого искреннего адепта-экзистенциализма будет самоубийство от безысходности.

Семеро старых и хитрых древнегреческих мудрецов конечно же видели дерево на котором висит запретный плод и понимали, что вкусить его грозит большой опасностью в отличии от Адама, который то и думать, наврядли умел, не говоря уже о Еве.

Роковой змей искуситель предложивший испытать двум до наивности глупым людям запретный плод, был гораздо умнее чем это может показаться из Библии. Он наверняка знал, что этот, лейбницевский, наилучший из всех возможных миров мир станет наихудшим и что всепожирающее зло будет править миром и разрушать его.

Семеро хитрых стариков так и не вкусили плода, а лишь предоставили это заманчивое яблочко другим и всем тем кто будет после них.

Такая философия пессимистична по своему восприятию и чтобы не расплакаться нужно смеяться сократовским смехом или разыгрывать иронически черные и очень смешные комедии Вольтера, за маской которых скрывается просто депрессивное отчаяние.

И чтобы выжить или умереть достойно, а скорее, чтобы не сойти с ума нужно не смотря на все противоречия и доводы рассудка танцевать танго или фокстрот да играть на скрипке или на рояле на уже тонущем и обреченном Титанике.

Источник

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ в философии — что это. Понятия и представители

Экзистенциализм. Философское течение, именуемое экзистенциализмом, начало свое формирование в 30-х годах прошлого столетия. Основоположником считается датский писатель Сёрен Кьеркегор. Во многом его идеи были созвучны кантовским, но расходились в основном: Кьеркегор не считал самодостаточными этические нормы. Человек, по его мнению, должен стремиться к Богу и нести ответственность за каждый свой поступок.

Будучи религиозным философом, С. Кьеркегор не считает принятие веры лишь данью традиции, но свободным осознанным выбором, до которого необходимо дорасти, проходя определенные стадии. Рациональное знание философ считал менее важным, чем отношение личности к своему бытию.

Понятия экзистенциализма

Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных. Каждая личность является духовной, наделенной разумом. Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений.

Философы экзистенциалисты

А. Камю — нобелевский лауреат, который вовсе не считал свои взгляды экзистенциальными. Однако в его творчестве отчетливо видно влияние Ясперса и других приверженцев этой философии. Правда, Камю был чужд религиозности, хотя не считал себя безбожником. Его только не устраивал побег от реальности в надежде на лучшую жизнь «там». Не пытаясь бороться с абсурдом окружающего мира, он предлагал принять его как данность. Борьбу за лучшее он воплощал в творчестве, и хотя не отрицал бунтов, был против их крайних проявлений.

Н. Аббаньяно — автор «позитивного» экзистенциального взгляда. Полностью принимая свободу, он считал, что всегда можно найти вариант, который будет «здоровым». Типичные упреки в адрес этого течения он превратил в положительные стороны, при помощи которых проще познать рациональный мир. Главные условия человеческого бытия — свобода и неопределенность.

М. Хайдеггер — его человек — герой трагической истории. Настоящая жизнь становится антиподом банальности, попытки уйти от мыслей о конечности бытия. В этом экзистенциальном мире нет места компромиссам, обманам, иллюзиям. Его свобода идет во всем до конца — до самой смерти.

Г. Марсель — первый представитель экзистенциального философского течения родом из Франции. Был очень религиозным католиком, гуманистом. Помимо работы литературным критиком, сочинял музыку. В философии отделял понятия бытия и владения чем-либо. Особую роль отводил человеческому телу, считая его не только предметом обладания, но и неотъемлемой частью бытия. Душу же он видел идеальным видом существования.

Ж. П. Сартр — придерживался атеистических взглядов. Создал собственную концепцию свободы. Видел ее как неотъемлемую часть человеческого бытия. Сартр отрицал бездействие, его Личность постоянно созидает себя. Сам по себе окружающий мир не имеет ценности, только осознанность и выбор делают его «бытием».

Экзистенциализм глазами обывателей

На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:

Видео: Что такое экзистенциализм?

Основные уроки

Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний, учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в «пограничных» ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.

Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *