в чем опасность коррупции
Негативные последствия коррупции в государстве
Коррупция – это социальное зло, которое заключается в том, что государственные чиновники и другие высокопоставленные лица используют деньги народа (налоги) на достижение своих целей. В результате, население не получает качественной медицины, нормальной работы правоохранительных систем, социальных служб.
Коррупция есть во всех странах, но у некоторых она обретает характер политической системы, когда злоупотребление положением становится нормой.
Общая информация
Коррупция существует же давно, хотя о ней говорят сравнительно небольшой промежуток времени. Пока есть люди, которые могут принимать решения (а такие будут всегда), найдутся те, кто хочет повлиять на них.
В широком понимании этого термина коррупция являет собой злоупотребление властью с целью получения дохода или получения иной выгоды: захвата власти, лоббирования интересов определенных групп, поддержка своего бизнеса и так далее.
Фактически коррупция – это форма мошенничества. Государство присваивает себе не свои деньги. Толкований этого понятия много, но все они видят коррупцию, как уголовно преследуемую деятельность.
Коррупция – явление многоплановое, и она бывает одного из таких видов:
Коррупция может затрагивать абсолютно все сферы жизни общества, не только государственное управление. На территории постсоветского пространства она широко распространена в бизнесе, полиции, образовании, религии. Причем часто интересы каждой из этих сфер пересекаются. Например, государство может влиять на религию, чтобы удержать президента на своем посту или же подчинить большую часть общества своей воле.
Вмешательство в религию на государственном уровне практикуется сразу несколькими странами постсоветского пространства.
Последствия
Последствия коррупции обширны:
Вывод
Коррупция
Коррупция, пожалуй, изначально свойственна любой общности людей, ведь наверняка даже при первобытнообщинном строе вождь племени позволял некоторым его членам какие-то послабления или вольности за подношение. Поэтому самыми простыми словами можно дать следующее определение коррупции – это получение каких-то благ и привилегий в обход общепринятых норм за вознаграждение.
С развитием человеческой цивилизации, появлением государств и, следовательно, появлением особых людей, которые должны следить за порядком в государстве, явление коррупции становится более определенным. Неспроста в римском праве, основополагающем для правовых систем большинства государств современного мира, появилось понятие «corrumpire», дословно означающее «подкупить». То есть, в древнеримском государстве понятие о коррупции распространялось, в основном, на государственных чиновников, которых можно было склонить за какую-то неофициальную плату к совершению действий в пользу просителя в обход закона.
Это определение коррупции можно считать актуальным и сейчас, хотя есть и другие проявления коррупции, не связанные с деятельностью чиновников. Причем нужно отметить, что чем сильнее централизовано государство, чем больше ограничений для граждан в виде всевозможных законов и запретов оно создает, тем шире поле для проявлений коррупции. Отсюда, естественно, вытекает вывод о пути преодоления коррупции в любом государстве: государство должно как можно меньше ограничивать права и свободы граждан и создавать условия для того, чтобы чиновники имели минимальную возможность влиять на деятельность населения с точки зрения разрешения и запрещения.
В чем опасность коррупции
В первую очередь, опасность коррупции заключается в том, что люди, обязанные выполнять определенные функции, не выполняют эти функции должным образом, что может привести и приводит к катастрофическим последствиям. Достаточно привести несколько примеров из современной истории.
Когда банда террористов под предводительством Басаева захватила больницу с заложниками в Буденновске, им не пришлось прорываться с боем через посты. Колонна машин с вооруженными людьми спокойно преодолела путь в несколько сот километров, заплатив по сотне долларов на каждом посту государственным (подчеркивается) инспекторам дорожного движения, что привело к гибели сотен мирных жителей. Когда более ста пятидесяти человек погибли в огне при пожаре в баре «Хромая лошадь» в городе Перми, по документам, подписанным государственным пожарным инспектором, все было в порядке – внутренняя отделка помещения соответствовала всем противопожарным нормам. Когда на затонувшем теплоходе «Булгария» в Казани погибли опять же более ста наших граждан, в том числе несколько десятков детей, по документам, разрешающим эксплуатацию судна, тоже было все в порядке.
Другая опасность коррупции состоит в повсеместной практике протекционизма, то есть когда исключается здоровая конкуренция и на определенные должности назначаются люди не по своим личным качествам, образованию и способностям, а исходя из других соображений – знакомств, личных симпатий или за вознаграждение. Это неизбежно приводит к ослаблению и понижению конкурентоспособности малых систем и всей системы в целом. Другими словами, государство, пораженное коррупцией, не имеет шансов на выживание среди более сильных государств.
А самое главное состоит в том, что у граждан, вынужденных сталкиваться с каждодневными проявлениями коррупции в государстве, неизбежно возникает недоверие к любым правовым институтам государства, так называемый правовой нигилизм, что чревато в итоге социальными потрясениями для этого государства, вплоть до насильственного свержения власти.
История и особенности коррупции в России
Как и в любом другом государстве, коррупция в России имеет давнюю историю. Еще в царствование Ивана III-го, деда Ивана Грозного, были попытки борьбы с мздоимством служилых людей, когда по Указу государя надлежало казнить взяточников. В другие годы взяточничество было едва ли не узаконено, когда у казны не хватало средств для содержания чиновникам, и была разрешена система так называемых «кормлений». То есть государственному человеку жалованье официально не выплачивалось, а ему надлежало принимать подношения натурой от просителей.
Однако многие государственные деятели понимали пагубность и опасность коррупции для государства, и такие великие правители России, как Петр I-й, Екатерина II-я предпринимали меры для ограничения мздоимства, причем действовали методом «кнута и пряника». Пряником было установление довольно высокого постоянного жалованья для государственных чиновников, а кнутом – уголовное наказание, вплоть до ссылки в Сибирь и смертной казни. Однако все эти усилия не приводили к сколько-нибудь значимому результату, поскольку алчность людей неистребима. Недаром Карамзин во время поездки в Европу, когда его попросили в двух словах охарактеризовать положение дел в России, ответил: «А что там говорить? Воруют-с».
В советское время коррупция в СССР не уменьшилась, а в некоторых республиках, особенно среднеазиатских и закавказских расцвела пышным цветом. Хотя на уровне высшего партийного чиновничества это было не так заметно, поскольку партийные чиновники имели массу привилегий, но коррупция на низовом уровне была очень распространена.
После распада СССР в России коррупция стала таким явлением, что начала угрожать национальной безопасности государства, что признается высшим руководством страны.
Решение проблемы коррупции в других странах
То, что коррупция есть зло, которое угрожает нормальному функционированию государства, еще в средние века поняли в Европе, особенно в странах, выбравших либеральный путь развития. Борьба с коррупцией велась с переменным успехом, но наиболее впечатляющих успехов в некоторых странах удалось добиться только в 20-м веке.
Прежде всего, стоит отметить такую страну, как Сингапур, в которой в 1965 году уровень коррупции был самым высоким в мире, а в настоящее время эта страна имеет самый низкий уровень коррупции. Как же удалось добиться таких результатов?
В первую очередь была проявлена и провозглашена политическая воля руководства страны, и первым действием по преодолению коррупции было создание специального Бюро по расследованию случае коррупции, которое подчинялось непосредственно главе государства. Сотрудники Бюро имели исключительные полномочия и ни от кого не зависели. Далее был предпринят комплекс мер, включающий: строгую регламентацию действий чиновников и повышение их зарплаты, повышение независимости судебной системы также со значительным повышением зарплаты судей, ужесточение законодательства в части наказаний за коррупционные действия, дорегулирование экономики в целях снятия различных административных барьеров, жесткие акции по наказанию выявленных участников коррупционных дел. Главная причина успеха заключается в том, что все эти меры проводились комплексно и последовательно, пока не была достигнута цель.
Как решить проблему коррупции в России
Думается, что не стоит изобретать велосипед, а просто нужно взять на вооружение опыт наиболее продвинутых в этом отношении стран. Некоторые шаги по преодолению коррупции в России уже сделаны, но эти шаги представляются несколько половинчатыми и вряд ли позволят добиться требуемого результата в обозримом будущем. Политическая воля высшего руководства вроде бы присутствует, но действительно комплексных и последовательных шагов не наблюдается.
Одним из решительных шагов было бы создание специального органа с исключительными полномочиями, по типу сингапурского Бюро расследований, подчиняющегося напрямую только Президенту или премьер-министру. Следовало бы также ужесточить уголовное наказание в части конфискации имущества, нажитого нечестным путем. Далее необходимо продолжать работу по либерализации экономики и снятию всевозможных бюрократических барьеров. Все эти методы известны, нужна только комплексность и последовательность.
А самое главное – настоящая победа над таким злом, как коррупция, возможна только в демократическом обществе, а это означает, что должны быть обеспечены три простые вещи – по настоящему независимые выборы, независимая пресса и независимый суд.
Коррупция как опасность обществу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и общая характеристика коррупции
Понятие коррупция является если не самым, но одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах. При этом следует обратить внимание на то, что коррупция это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение которого в настоящее время отсутствует.
Анализ специальных источников и литературы в этой связи позволяет сделать вывод о том, что термин «коррупция» чаще всего употребляется в одном из как минимум трех значений исходя из контекста и вкладываемой говорящим смысловой нагрузки:
При этом также следует обратить внимание на то, что одним из основных тезисов, озвучиваемых в рамках политико-экономического подхода к определению коррупции, выступает идея о том, что слияние политической и экономической власти в одних руках чрезвычайно опасно для эффективного общественного развития и недопущения различных проявлений общественно-негативного поведения. Для недопущения подобного «сращивания» необходимо установление и развитие широких начал общественного контроля за деятельностью должностных лиц органов государственной власти во всем многообразии сфер и проявлений таких органов и учреждений.
Международно-правовое понимание коррупции
В рамках представленной статьи ранее был проведен анализ наиболее распространенных концепций, в рамках которых происходит упоминание и изучение понятия коррупция. При этом следует обратить внимание на то, что все из них в большей степени характерны для внутригосударственного использования.
Готовые работы на аналогичную тему
В продолжение приведенного определения, на уровне Совета Европы отмечается, что коррупция включает в себя взяточничество, а равно любое иное поведение лиц, профессионально исполняющих те или иные обязанности в государственной или частной сфере, сопряженное с получением любых незаконных выгод для себя или третьих лиц.
Общественная опасность коррупции
Проводя характеристику общественной опасности рассматриваемой категории преступных посягательств, представляется целесообразным сделать вывод об исключительности соответствующей опасности для государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку, несмотря на неочевидность подобных последствий, фактически, при бесконтрольном распространении коррупции наблюдается резкое снижение эффективности национальной экономики, усиливается социальной расслоение, порождающее известную напряженность в обществе, на международном уровне стране наносится непоправимый ущерб, и т.д.
С фактической точки зрения, коррупционная преступность демонстрирует полное безразличие должностных лиц государственных и муниципальных органов к развитию своей страны, пренебрежение нормами действующего законодательства, и т.д. Более того, высокая степень ее общественной опасности обуславливается тем, что в настоящее время, к сожалению, можно однозначно говорить о том, что коррупция вышла за пределы национальных государственных границ и нуждается в комплексном совместном воздействии со стороны государств-участников мирового сообщества.
Еще одной стороной общественной опасности коррупции выступает то, что в отдаленной перспективе, злоупотребление служебным положением ради собственных корыстных интересов посягает также на таких основные начала как верховенство закона, демократизм, доверие к власти, и т.д.
Следующая огромная проблема, подрывающая основы эффективного управления, — это коррупция. Иногда люди относятся к ней недостаточно серьезно, говоря: «Коррупция существует во всех странах, включая самые богатые — от нее не застрахован никто. Так зачем поднимать шум?» Некоторые даже приводят примеры стран, которые якобы процветают благодаря коррупции, считая ее способом «смазать колеса» общества и сделать так, чтобы они вращались более мягко.
Коррупция на личном уровне существует в каждом обществе. Периодически скандалы, связанные с нечестностью политиков или представителей бизнеса, возникают даже в странах с развитой и относительно прозрачной экономикой. Но во многих развивающихся странах коррупция распространена повсеместно; она настолько проникла во все сферы, что люди даже перестали протестовать и воспринимают ее как неотъемлемую часть жизни.
Обидно наблюдать, насколько изощренной становится политическая коррупция в последние годы. Продажные главы правительств и их политические партнеры научились использовать сложные пиар-технологии для оправдания своих преступлений с помощью ложных сведений — сейчас это принято называть «альтернативными фактами». Через подконтрольные СМИ и своих союзников среди интеллектуальной элиты они внушают обществу, что каждый, кто выступает против них, — предатель и должен предстать перед судом. Таким образом они укрепляют власть и делают практически невозможной борьбу с коррупцией.
Как только коррупция пускает корни в стране, она сразу начинает распространяться на всех уровнях. Человек, работающий в государственных структурах, ожидает взятку за каждую услугу — получается своего рода «персональная надбавка» к регулярному жалованию. Чтобы оправдать эту надбавку и добиться получения дополнительных денег, этот чиновник выстраивает различные барьеры для обращающихся к нему людей. Цена выдачи простого удостоверения личности или приема заполненного формуляра может быть совсем небольшой, поэтому для увеличения своих доходов государственный служащий максимально затрудняет жизнь просителям.
Некоторые чиновники дают понять, что могут предложить клиенту очень дорогие услуги, ясно намекая: для них нет преград в виде законов. Лицензии на ведение коммерческой деятельности, привлекательные правительственные заказы, налоговые послабления, мягкие судебные приговоры — продается и покупается все что угодно. Если же вы жалуетесь на высокую цену, то у вашего партнера из мира бюрократии есть готовый ответ: «Я знаю, что это дорого, но дешевле никак нельзя. Деньги нужно делить между всеми, кто стоит выше в иерархии, вплоть до министра!» При совершении наиболее крупных сделок министр сам ведет переговоры с «клиентом».
Помимо таких переговоров в рамках правительства, в политической коррупции часто задействованы бесчисленные агенты со стороны. Эти люди называют себя консультантами, советниками, агентами, лоббистами, представителями, поставщиками управленческих услуг и т. д. «Ближнее окружение» — друзья, родственники или финансовые партнеры влиятельных политиков — получает самые прибыльные инфраструктурные и другие контракты. На этот «коррупционный сектор» приходится огромная доля национального дохода. Стоимость каждого государственного контракта или проекта увеличивается на сумму, равную размерам «откатов» и других неправомерно потраченных денег. В результате население имеет некачественную инфраструктуру, государственные услуги и продукты, создающие вред здоровью или даже опасные для жизни.
Существует простое правило: чем слабее власть закона, тем выше масштаб коррупции — и наоборот. Самая большая опасность автократии заключается в том, что она приводит к безграничной коррупции в ближайшем окружении руководителя страны. Когда глава правительства становится коррупционером, болезнь превращается в разрушающую основы общества эпидемию, которую невозможно остановить. Перестают функционировать все базовые институты государства, от судебной власти и полиции до вооруженных сил и финансовой системы. Зачастую они превращаются в инструменты подавления акций протеста и становятся гарантией того, что власти предержащие продолжат получать неправедные доходы.
Борьба с государственной коррупцией и «капитализмом для своих» — очень непростая задача. История свидетельствует: там, где происходит сращение денег и власти, люди обычно становятся коррупционерами. Национальные и международные законы и соглашения, запрещающие коррупцию в бизнесе, своих целей не достигли. Многие компании по-прежнему нарушают юридические и этические стандарты; продолжают успешно применяться такие методы, как отмывание денег и вывод в офшоры наличности.
Периодические скандалы в Соединенных Штатах и других развитых странах показывают, что систем, полностью защищенных от коррупции, не существует. Именно поэтому очень важно, чтобы в законе были четко прописаны меры по противодействию злоупотреблению служебным положением, конфликтам интересов и семейственности, и эти меры осуществлялись строго и честно. Те государства, в которых законодательно закреплены и соблюдаются эти меры, имеют лучшие достижения в области борьбы с коррупцией по сравнению с другими.
Чтобы честное правительство во всех странах мира стало нормой, а не исключением, необходимы сознательность населения и подконтрольные органы власти. Отметим важность существования автономных центров силы в государстве — например, независимых судов, которые могут привлечь к ответственности нарушающих закон чиновников. Сильные негосударственные инструменты гражданского общества: независимые СМИ, негосударственные контрольные комиссии, общественные организации, авторитетные колледжи и университеты, — также могут сыграть важную роль в обличении коррупции и потребовать принять меры по ее устранению. Конечно, и сами руководители должны быть примерами бескорыстия и патриотизма, работая на благо страны, а не приходя во власть для того, чтобы разбогатеть самим или дать такую возможность своим друзьям.
Международные организации по противодействию коррупции, в частности Transparency International, достойны уважения за то, что они привлекают внимание общественности к коррупции в разных странах. Особенно мне нравится ежегодно публикуемый этой организацией Индекс восприятия коррупции по странам (Corruption Perceptions Index). Я бы хотел, чтобы эксперты Transparency International к этому индексу добавили еще один — Индекс восприятия выборов. Изучая два этих индекса вместе, люди в любой момент увидят взаимосвязь между ними и в случае необходимости смогут предпринять необходимые меры для устранения имеющихся нарушений. Они поймут, что улучшение ситуации в одной области приведет к улучшению и в другой. Надеюсь, Transparency International обдумает мое предложение.
Мир должен настаивать на принятии энергичных мер по противодействию коррупции в повседневной работе правительств. В противном случае мы будем продолжать дорого платить за то, что наши усилия по строительству общества с эффективным управлением закончились провалом.
Проблема не в правительстве
Надеюсь, мои рассуждения не сформировали у вас впечатления, что «правительство — это проблема», и решение состоит в том, чтобы «было меньше правительства», или даже «чтобы правительства вообще не было». Народ — это правительство, а правительство — это народ. Без эффективного руководства не может существовать ни одна страна, оно является гарантом экономического и социального развития. Роль правительства в жизни общества очень важна. Мы хотим, чтобы оно было хорошим, идеальным, совершенным — и чем ближе оно к совершенству, тем незаметнее его присутствие в жизни каждого человека и общества в целом.
Конечно, правительство не может занять место индивидуальных предпринимателей. Но эффективно работающее правительство помогает предпринимателям полнее раскрыть их творческий потенциал. Страны, добивающиеся больших успехов в борьбе с нищетой и бедностью, в повышении уровня жизни, защите окружающей среды и стимулировании личностного роста рядовых граждан обычно имеют сильные, стабильные, честные и эффективные правительства.
Именно такая модель сложилась в некоторых государствах Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. В этих странах население в основном доверяет своему руководству, несмотря на существование серьезных противоречий. Обычно люди здесь могут обратиться за помощью, чтобы разрешить эти противоречия. Неужели правительства этих государств никогда не нарушали обязательства вести себя честно и справедливо? Конечно, нарушали. Допускали ошибки, которые приводили к замедлению экономического роста, сохранению бедности, относились с пониманием к неравенству? Опять-таки да. Но некоторые из базовых характеристик работы этих правительств, в том числе уважение к закону, поддержка экономических свобод, быстрое реагирование на нужды граждан, находящихся на любых ступенях социальной лестницы, оказались важными составляющими их социального и экономического успеха.
На этом фоне некоторые государства третьего мира, где уважение к правам и свободам человека намного слабее, проигрывают и в экономическом развитии. Разница очевидна, и она лишний раз подчеркивает важность эффективного управления — но не как замены индивидуальной инициативы, а как необходимого средства ее поддержки.
Суть коррупции в современном обществе
Чаще всего под этим определением имеют в виду злоупотребление властью или занимаемой должностью для личной выгоды. План противодействия коррупции – это комплекс мероприятий, направленных на борьбу с преступным использованием своих возможностей.
Если рассматривать понятие в более широком смысле, то его суть заключается в злоупотреблении доверием. Коррупцию можно изучать как со стороны государственного законодательства, так и мнения общества. В первом случае затрагиваются официальные правительственные документы, содержащие в себе информацию об использовании власти в корыстных целях и причиненном вреде. Второй вариант предусматривает более широкий взгляд на данное нарушение со стороны гражданского социума.
Коррупция может проявляться в частном, в общественном, а также в третьем секторе. Если представитель точки розничной торговли, отвечающий за приобретение товара, берет какую-либо неучтенную сумму от поставщика и закупает именно его позиции, невзирая на качество и стоимость, это считается проявлением коррупции частного сектора. В результате таких действий страдает магазин, так как организация чаще всего отказывается от более выгодной для себя продукции. Ущербом может стать как утраченная репутация среди клиентов из-за низкокачественных позиций, так и прибыль, которую компания не получила. В данной ситуации прослеживается явное злоупотребление занимаемой менеджером по закупкам должностью с целью персонального обогащения.
Еще одним примером из этой же разновидности коррупции является вознаграждение фирме, осуществляющей надзор за деятельностью другого юридического лица. В итоге представители проверяющей стороны либо закрывают глаза на некоторые нарушения либо вовсе не контролируют действия компании. При даче взятки ответственность несут обе стороны.
Ниже короткое, видео, которое поможет узнать всю суть коррупции.
Из-за чего возникает и развивается коррупция
Существует несколько групп факторов, влияющих на уровень правонарушений подобного характера:
Причины коррупционного поведения
Чтобы люди начали нарушать закон и злоупотреблять своими возможностями, должен присутствовать хотя бы один из следующих «рычагов»:
Если государству удастся устранить эти причины или хотя бы существенно снизить уровень самопроизвола и безнаказанности в среде руководящих звеньев, то число правонарушений сразу же уменьшится. Это и есть план противодействия коррупции.
Однако искать причины только в отрицательных качествах людей нельзя. Использование служебного положения в личных целях – это системное явление. Поэтому обычные перетасовки чиновников просто не дадут нужного эффекта. Прежде всего, необходимо убирать саму возможность возникновения коррупционного поведения.
Влияние должностных преступлений на социально-экономическую сферу
Коррупция – явление с ярко выраженной негативной окраской. Учеными доказано, что оно способствует увеличению числа граждан, находящихся за чертой бедности. Кроме того, усиливается неравенство между разными слоями общества. Коррумпированные чиновники наращивают капитал и инвестируют именно в те разделы экономики, которые позволяют пользоваться своей должностью и получать незаконный доход. Итогом становится шаткое положение государства, потеря международного влияния и снижение доверия населения к правительству. Экономика прекращает свой рост, так как финансы уходят далеко не на пользу экономики.
Несмотря на столь печальные выводы, есть специалисты, сумевшие отыскать и определенные плюсы в присутствии коррупции. В качестве примера они приводят ускорение бюрократических процедур. Однако такой аргумент не является веским на фоне столь масштабного отрицательного воздействия.
Свое экспертное мнение высказали и ученые из The Economist. Журнал опубликовал схему, на которой наглядно отображена взаимосвязь коррупции и бедности граждан государства. За основу были взяты показатели 2011 года: индекс развития человека и степень прогресса должностных нарушений. Как видно из рисунка, чем слабее коррупция, тем выше показатели сфер образования, здоровья и общего качества жизни.
Разновидности злоупотребления властью
Должностные нарушения имеют многоступенчатую структуру. В зависимости от человека, пользующегося своим положением, коррупция бывает:
Если рассматривать инициаторов коррупционных действий, то варианта два:
По типу субъекта, дающего «подарок», взятка бывает:
Уровень централизации отношений дробит коррупцию на следующие типы:
Уровень отношений, на котором возникают «взаимовыгодные» обязательства, говорит о таких видах коррупции как:
Степень регулярности возникновения взяточных связей подразделяет коррупцию следующим образом:
Форма выгоды также влияет на разновидность взятки. Подкуп может осуществляться деньгами (как правило, наличными, чтобы невозможно было отследить движение средств) или же выглядеть как обмен определенными услугами (непотизм или патронаж).
Последствия развития коррупции
Чтобы подытожить результат широкого проникновения взяточничества в слои общества, я рассмотрю три сферы государственной жизни в отдельности. Это позволит сформировать четкое понимание, к чему приводит злоупотребление должностными возможностями. Если, конечно, правительство не будет своевременно пресекать подобные проявления и не откажется разрабатывать план противодействия коррупции.
Сферы | ||
Политическая | Экономическая | Социальная |
закон перестанет быть верховным регулятором | резкое повышение коммерческих и финансовых рисков | увеличение числа людей живущих за чертой бедности, усиление контраста неравенства |
демократия прекратит свое существование в качестве государственного строя | расходование ресурсов и распределение фондов будет неэффективным | власть оказывается неспособной решать гражданские проблемы, так как бюджет истощен бесчисленными «откатами» |
политика вместо развития государства будет поддерживать олигархическую структуру власти | частная выгода окажется важнее общего результата производства | рост преступности на фоне полной безнаказанности реальных мошенников |
доверие к руководству страны существенно снизится | ведение бизнеса станет провальным с самого начала из-за сильно выросших инвестиционных и временных издержек | усиление влияния со стороны мафиозных структур |
начнется этап разделения общества и отчуждения слоев друг от друга | неконтролируемая инфляция и повышение цен | общественность теряет веру в правовые возможности руководства страны |
судебные и политические институты окажутся неэффективны | активное развитие теневых компонентов экономики, снижение налоговых поступлений в бюджет | ослабевают нравственность и мораль |
престиж государства в мировом масштабе ощутимо упадет | внутригосударственные инвестиции сильно уменьшатся, что приведет к ухудшению финансового климата | возникновение напряжения в социуме, нарастающее количество митингов и массовых выступлений |
полностью исчезнет здоровое соперничество на политической арене | искоренение конкуренции в пользу монополизации | |
крах текущего строя страны | остановка развития экономики государства | |
упадок в стране |
В некоторых случаях коррупцию можно считать аналогом смазки, ускоряющей экономические процессы, как полагают исследователи.
Вот пара примеров столь необычного развития событий.
Иностранная компания планирует развернуть масштабный и довольно перспективный энергетический проект на территории государства с развитой коррупцией. Как правило, в таких странах практически полностью отсутствует верховенство закона и начальная инфраструктура. На результаты финансовой деятельности корпорации могут начать покушаться как группировки государственного масштаба, так и представители местного управления. И сотрудничество с наиболее сильной стороной обеспечит фирме необходимую поддержку и защиту от всевозможных претензий. Такие отношения точно нельзя назвать правовыми. Однако без них компании пришлось бы намного сложнее. Именно это и произошло с брендом Exxon (компания занимается добычей и транспортировкой энергонасителей), когда в поле его деятельности попала Ангола. Руководству пришлось наладить связи со множеством группировок, чтобы в итоге фирма получила доступ к базовым инфраструктурам. При этом само государство таким уровнем влияния не обладало. В результате образования новых коррупционных отношений каждый получил некоторые плюсы: бренд Exxon смог стабильно функционировать на территории Анголы, а страна, в свою очередь, получила плюсы для экономики.
В качестве второго примера я возьму Латинскую Америку. В большинстве государств компании работают исключительно в подпольном режиме из-за ломовой стоимости официальной лицензии. И без взяток в данном случае не обойтись. Однако компаниями намного дешевле обойдется вручить «подарок» нужному должностному лицу, чем преодолевать кучу проволочек. Тем более что сумма устанавливается в зависимости от рентабельности бизнеса, а сам взнос считается полностью добровольным. Теорию о пользе таких отношений поддерживает и Сьюзан Роуз-Аккерман, издавшая популярную книгу «Коррупция и государство».
Однако исключение в основном только подтверждает правило. Использование служебного положения для собственного обогащения во вред всему остальному неизбежно влечет за собой негативные последствия. Особенно, когда речь идет о суммах в несколько миллиардов, да еще и в иностранной валюте. Д. Хьюстон утверждает, что в более развитых странах, чем в приведенных мною примерах, негативное воздействие нарушений закона оказывается сильнее почти в 100 раз.
План противодействия коррупции
Многие ученые умы написали труды, которые кажутся универсальной панацеей. Но у каждой страны свои меры предотвращения использования должности в корыстных целях. План действий зависит от уровня экономики, политического строя, глобальных исторических событий, географических особенностей, а также культуры и национальной идеи. Стоит более подробно рассмотреть несколько весьма успешных проектов, создатели которых отлично уловили саму суть коррупции.
Начнем с плана, разработанного в Сингапуре. После получения статуса независимого государства в 1965 году страна тут же достигла небывалого уровня развития коррупции. Правительство отреагировало довольно слаженно и четко:
Отдельно я отмечу, что помимо стандартного уголовного наказания виновные в коррупционных сделках полностью компенсировали полученную взятку. Если же человек не имел возможности расплатиться, то его ожидал более суровый приговор. В случае смерти обвиняемого конфисковалось все его имущество для покрытия убытка.
За счет этих действий Сингапур практически распрощался с должностными преступлениями. Согласно публикации Transparency International государство заняло 4 позицию в Corruption Perception Index 2008. Очевидно, что основной движущей силой, позволившей стране так уверенно справиться с коррупцией, стала политическая воля.
В качестве второго примера я приведу Швецию. В этой стране власти сделали все, чтобы побудить свое население выступить против коррупции. Суть данного плана заключалась в следующем:
Эффективность стратегии была доказана уже спустя несколько лет. Сейчас Швеция получила первый ранг в Corruption Perception Index. И снова на главным пунктом становится улучшение благосостояние граждан. Искоренение бедности и социальное равенство являются ключевым моментом для адекватного восприятия норм морали и честности.
Действия этих стран, нашли применение и в планах по борьбе с коррупцией других государств.
Если не вдаваться в подробности, то наиболее эффективной до сих пор считается технология «кнут и пряник». Жесткий контроль должен непременно соседствовать с достойным уровнем жизни.
Глобальное движение по борьбе с коррупцией Transparency International, оценивает и ранжирует страны на основе того, насколько коррумпирован государственный сектор страны. Ниже в таблице, вы сможете отыскать вашу страну и увидеть её место в рейтинге. Чем выше страна в рейтинге, тем она менее коррумпирована по мнению Transparency International.
Подведение итогов
Должностные преступления и взяточничество полностью устранить крайне сложно. Однако некоторые меры могут сильно снизить уровень злоупотребления властью. Если государство не пытается активно бороться с коррупцией, можно считать, что оно поддерживает преступников. Ведь последствия для страны бывают разрушительными. И это коснется не только простых жителей. Пострадают все, включая и прослойку богатейших граждан.
Очень важно грамотно изучить причины возникновения коррупции. Ведь есть успешный опыт других государств. Вернуть своей стране величие и стабильность вполне реально. Нужен один общий рывок, в котором будет участвовать и политическая верхушка и общество. В противном случае участь такого государства предрешена.