в чем опасность футлярной жизни

«Футлярная» жизнь в рассказах Чехова

А.П. Чехова любили современники, но все же не многие из них понимали, что имеют дело с первостепенной литературной силой. И совсем не так давно совершилось окончательное признание Чехова классическим автором.

Чехов был очень наблюдателен, и эта способность помогала ему выявлять «пороки» и недостатки общества, в котором он жил. В своих ранних рассказах Чехов касается широкого круга нравственных и философских проблем.

Однако, вопрос о «футлярной» жизни людей занимает в его творчестве особое место. Так, рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» изначально задумывались как части одного цикла, который автор посвятил узости человеческой души. В данном случае Чехов обличает стремление подчинить жизнь каким-то нормам и законам. Но самое страшное, что люди этого типа не только «живут в футляре», но и считают такую жизнь идеальной.

Если уж говорить о мировосприятии героя, то в первую очередь нужно отметить его неприятие действительности. Он «всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было».

Беликов пытался все подчинять определенным правилам: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь… В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное».

Но самое трагичное, на мой взгляд, совсем другое: Беликов не только сам жил в футляре, но подчинял окружающих своим правилам.

Я считаю, герой Чехова Беликов – это живое олицетворение цензуры, законов, ограничений, которые накладываются на человека в большей степени самим человеком, а не обществом и средой.

Работая в коллективе, Беликов понимает, что следует поддерживать отношения с сослуживцами. Чаще всего, он приходил в гости, садился где-нибудь в углу и молчал. На этом его общение с коллегами заканчивалось, долг настоящего товарища был выполнен. Не удивительно, что этого человека никто не любит.

Даже чувство любви Беликов испытывает совсем по-иному: «Варвара Саввишна мне нравится,… и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но… все это, знаете ли, произошло как-то вдруг… Надо подумать». Беликов очень болезненно воспринимает многие жизненные трудности. Так, например, на него очень сильно подействовали карикатура и случайное нелепое происшествие (учитель греческого языка упал с лестницы на глазах у Вареньки). Когда Беликов умирает, то у многих читателей складывается впечатление, что именно ради этого момента он и прожил свою странную, бессмысленную жизнь.

В рассказе «Крыжовник» главный герой всю жизнь мечтал об усадьбе, в которой рос бы крыжовник. В один прекрасный день его мечта сбылась, он стал абсолютно счастлив. Фактически, на этом жизнь героя рассказа завершается, ибо у него больше нет стремлений и желаний, весь мир замкнулся в одной лишь усадьбе и крыжовнике.

На мой взгляд, Чехов отрицает такое счастье, ибо подобная ограниченность приводит к незнанию и непониманию смысла жизни.

В рассказе «О любви» Чехов хочет рассказать людям о том, как часто они идут на поводу у своих привычек, общепринятых догм и законов, как часто отказываются от самого прекрасного в жизни каждого человека – любви.

Именно об этом размышляет помещик Алехин: «… только в это мгновение он понял, как мелко было то, что мешало им любить и быть вместе, он осознал, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

Я считаю, что проблема футлярной жизни актуальна и в наше время, так как среди нас есть много людей, которые так же, как и сто лет назад живут ложными мечтами и идеалами. Они пытаются объяснить жизнь бессмысленными законами и правилами.

Источник

Чем, по мнению Чехова, может быть опасна футлярная болезнь? (Чехов А. П.)

Для Беликова было важно, чтобы все было идеально, так, как предписано и ни на шаг в сторону. Чехов пишет, что запреты были для него чем-то ясным, определенным, и эту черту характера героя автор называет «прятать в футляр». Такой характер Беликова делал его посмешищем для всего города, но одновременно и вселял страх: абсолютно все боялись его осуждения, иногда этот страх был даже подсознательным, например, даже Дамы не устраивали по субботам спектакли, а вдруг Беликов узнает?

По мнению Чехова, такой вид «футлярной болезни» опасен тем, что она заразна: ведь «под влиянием таких людей, как Беликов, за последние лет 10-15 в городе стали бояться всего». Люди меняют свою жизнь, чтобы угодить Беликову, меняя свою жизнь, и таким образом сами попадают в тот же футляр. Они боятся делать абсолютно обычные вещи, например громко говорить, посылать письма, знакомиться. Автор иронизирует, использует такой прием как гипербола, и читателям становится даже забавно видеть уклад жизни в этом маленьком городке.

Однако освобождается ли город после смерти Беликова? Автор дает четкий ответ: нет. За годы беликовщины футлярная болезнь въелась в умы людей, они привыкли жить как и Беликов, и самое страшное то, что теперь городок будет жить в этом футляре вечно. Здесь Чехов и подводит читателя к выводу, чем же опасна подобная болезнь: тем, что она неизлечима, смертельна и делает жизнь бессмысленной.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

в чем опасность футлярной жизни. Смотреть фото в чем опасность футлярной жизни. Смотреть картинку в чем опасность футлярной жизни. Картинка про в чем опасность футлярной жизни. Фото в чем опасность футлярной жизни

Человек в футляре. В чем заключается понятие «футлярность жизни»?

Антон Чехов — писатель, который в свое врем был очень наблюдательным. Это его качество давало возможность выявлять все человеческие пороки, которые автор раскрывал в своих произведениях. Так в своих рассказах писатель касался философских и нравственных проблем, среди которых проблемы футлярности жизни общества. Раскрыл данные вопросы Чехов в своих работах О любви, Крыжовник, а также в рассказе Человек в футляре, о котором мы сегодня напишем сочинение.

Человек в футляре сочинение

Трилогия Чехова Человек в футляре — это одно из его знаменитых произведений, что раскрывает узость человеческой души. Здесь автор обличает стремление подчинить свою жизнь установленным законам, каким-то нормам и правилам. При этом мы видим, что люди, живущие в футляре, даже не замечают, как их жизнь пролетает зря, считая свою футлярную жизнь идеальной.

Что такое футлярность и что вкладывает писатель в понятие футлярной жизни? Как по мне, футлярность — это внутреннее рабство человеческой души. Это подчинение ограничениям, соблюдение правил, что не позволяют раскрыться человеческим чувствам, не дающим возможность духовно развиваться и обогащаться. Это соблюдение правил и законов, что препятствуют свободе личных отношений. Футлярность — это замкнутость. Именно таким человеком и является Беликов — главный герой рассказа Чехова. Уже в его внешности мы видим всю его необычность, ведь он, как в тот футляр, пытается все время запрятаться. Он постоянно ходит в очках, с зонтом, в пальто, как бы прячась от мира, при этом все его предметы, в том числе часы, очки, тот же зонт, также находятся в своих футлярах и чехлах.

в чем опасность футлярной жизни. Смотреть фото в чем опасность футлярной жизни. Смотреть картинку в чем опасность футлярной жизни. Картинка про в чем опасность футлярной жизни. Фото в чем опасность футлярной жизни

Это человек — который никак не может принять действительность, и тут проблему футлярности жизни можно аргументировать, ведь Беликов постоянно нахваливает прошлое, он постоянно хвалит то, чего никогда не было и не будет. Он боится настоящего.

Проблема футлярности жизни

Герой рассказа подчиняется правилам, он понимает только те статьи что печатают в газетах, где имеются запреты, другую информацию не приемлет, особенно, если там имеются какие-то разрешения. Что самое страшное, персонаж не только загнал себя в рамки, он пытается повлиять и на окружающих, пытаясь подчинять их своим правилам.

Беликов зажат, его внутренний мир полон страхов, он не уверен. Все это мешает жить Беликову полноценно, вкушать все прелести жизни. Очень сложно жить таким людям, как Беликов, который болезненно воспринимает любую трудность в жизни. Такие люди не счастливы. Загоняя себя в рамки, они себя морально уничтожают.

Герой рассказа умирает, не выдержав морального унижения в глазах любимой, умирает от внутреннего страха перед чем-то новым. Он ушел в мир иной, так как устал от жизни с ее угрозами и постоянными волнениями по поводу правильности поступков. Только в гробу его черты лица приобрели некое веселое выражение, он обрел умиротворение. Как пишет Чехов, герой был рад оказаться в футляре, в котором он останется навсегда.

Хоронили Беликова все вместе, и учителя надеялись, что со смертью героя придет к ним свобода, но прошли дни и жизнь потекла привычным руслом. Все так же бестолково, сурово и утомительно, а все потому, что героя похоронили, однако осталось еще очень много людей, подобных ему. Людей, что живут футлярной жизнью. Футлярные люди имеются и в наше время, а значит, рассказ Чехова Человек в футляре актуален и по настоящее время.

Источник

Жизнь в постоянном страхе, или Кто такие футлярные люди

Н.А. Добролюбов однажды сказал: «Человек, который не страдал и не ошибался, никогда не сможет познать истинного счастья». Но есть такие люди, которым просто не под силу принимать непредвиденные события. Вот кто такие «футлярные люди» и о них пойдет речь.

Особенности

Наверняка каждый человек хотя бы раз в жизни встречал человека в футляре. Кто-то познакомился с ним в рассказах Чехова, а кому-то пришлось столкнуться с таким персонажем в реальной жизни. Как же можно охарактеризовать такой тип людей? Первое что они вызывают при встрече, это чувство жалости и желание помочь.

в чем опасность футлярной жизни. Смотреть фото в чем опасность футлярной жизни. Смотреть картинку в чем опасность футлярной жизни. Картинка про в чем опасность футлярной жизни. Фото в чем опасность футлярной жизни

Кто такие «футлярные люди»? Это те, которые боятся правил, реальности и ошибок. Им очень трудно сделать выбор, даже если речь заходит о самых простых вещах. Такие люди всегда опасаются «как бы чего не вышло». Человек в футляре постоянно беспокоится о мнении окружающих, а это не дает ему возможности полноценно развиваться. Его дни пустые и безжизненные, он не получает удовольствия от прогулки, чтения книг или общения. Такие люди постоянно придерживаются стандартов, загоняя тем самым себя в узкие рамки, из-за которых не видно красоты мира.

С точки зрения психологии

В литературе человеком в футляре был Беликов – главный герой одноименной повести Чехова. А в реальной жизни таким эпитетом обычно называют людей с астеническим психотипом личности. Психологи обозначают таких людей как слишком восприимчивых. Они отлично понимают и чувствуют переживания окружающих, поэтому легко заводят новые знакомства и завоевывают доверие. Вот только представителям этого психотипа не всегда просто живется. Их основная эмоция – тревожность.

Такие люди переживают обо всех аспектах жизнедеятельности, остро реагируя на любые изменения. Если утром что-то пошло не так, то и весь день пройдет насмарку, а то и вся неделя. Если хоть что-то выходит за рамки обыденности, это уже веская причина испытывать панику. Естественно, каждый человек склонен к тревоге, но обычно такие ощущения связаны с конкретными событиями.

в чем опасность футлярной жизни. Смотреть фото в чем опасность футлярной жизни. Смотреть картинку в чем опасность футлярной жизни. Картинка про в чем опасность футлярной жизни. Фото в чем опасность футлярной жизни

Детство человека в футляре

Кто такие «футлярные люди»? Это те, кто уже родился с чувством повышенной тревожности. Дети-астеники очень бояться незнакомцев, пауков, жуков, темноты и многих других вещей. Они часто прячутся за спинами родителей. Для этих детей характерными являются мысли такого содержания:

Такие дети больше времени проводят в окружении взрослых или тех, кто старше. Поведение сверстников зачастую их пугает, ведь шумные одногодки могут ударить, забрать игрушку или толкнуть. Однако несмотря на все это, дети-астеники подвижные и общительные, но только с теми людьми, к которым привыкли. Со временем они учатся контролировать свою тревожность, то есть не проявляют внешней обеспокоенности, хотя в душе очень переживают из-за пустяков.

Причины беспокойства

Психологи уверяют, что у «футлярных людей» быстро истощается нервная система. Такому человеку очень важно высыпаться, вовремя кушать, не перетруждаться. В противном случае он сразу станет вялым. Таким людям противопоказана напряженная, долгосрочная работа. Они могут устать от общения с незнакомцами, а еще не могут долго ждать, вот кто такие «футлярные люди».

в чем опасность футлярной жизни. Смотреть фото в чем опасность футлярной жизни. Смотреть картинку в чем опасность футлярной жизни. Картинка про в чем опасность футлярной жизни. Фото в чем опасность футлярной жизни

Из-за того, что что-то идет не так, человек-астеник устал или ему приходится очень долго чего-то ждать, он может стать раздражительным. Для таких людей характерны внезапные вспышки гнева, а это то, чем опасны для общества «футлярные люди». Их поведение оказывает деструктивное влияние на общество, внося недопонимание в человеческие взаимоотношения. Физически человек в футляре не может нанести никакого урона окружающим, но его странное поведение остается непонятным. Эти люди живут в собственном мирке, из-за чего и вызывают у других подозрения.

Вопрос счастья

Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.

Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».

в чем опасность футлярной жизни. Смотреть фото в чем опасность футлярной жизни. Смотреть картинку в чем опасность футлярной жизни. Картинка про в чем опасность футлярной жизни. Фото в чем опасность футлярной жизни

Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше. Ошибки – это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки – это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.

Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.

Источник

Православная Жизнь

О земном пути А. П. Чехова как Возрождении и актуальных смыслах рассказа «Крыжовник», вышедшего из-под гениального пера писателя более 120 лет назад.

…1887 год. В 6 часов утра 25 марта у Чехова началось обильное кровотечение. В тот же день он был доставлен в клинику Остроумова, где пробыл 15 дней. Всё это время писатель, согласно воспоминаниям, шутил, отхаркивая кровь в большой стакан, и был занят разнообразными хлопотами, связанными с началом строительства школы в Новоселках, добивался согласия скульптора М. Антокольского соорудить в Таганроге памятник Петру I. Известно, что Чехов организовал его отливку и бесплатную доставку, основал в родном городе общественную библиотеку, пожертвовав туда более 2 000 собственных книг, и 14 лет непрерывно пополнял ее.

Когда в 1891–1892 гг. вследствие засухи в Нижегородской и Воронежской губерниях бушевал голод, писатель собирал пожертвования для населения, в Мелихове ежедневно с 5 до 9 часов утра принимал болящих, подчас за десятки верст ему доводилось посещать недугующих на дому: «Работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог, так как нашел удобным для себя и своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи» (письмо от 1 августа 1892 г.). Показательной также является деятельность Чехова, предложившего себя в качестве «холерного врача» во время эпидемии 1892 года и безвозмездно обслуживавшего 26 соседских деревень и монастырь Давидова пустынь, несмотря на развивающийся туберкулез. В его записной книжке читаем: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно». Жизнь писателя – искуснейший образец проживания по библейскому Закону: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10), весь его земной путь является своеобразным Возрождением – через страдания, веру, воспитание нравственности, доброты, любви к людям.

Мастерски и психологически тонко автор описывает всплески предсмертного страха вследствие «скуки жизни» в одноименном рассказе: «Старик вообразил, что в нем происходит реакция, переворот. На другой день его опять потянуло в церковь, на третий тоже. Из церкви возвращался он свежий, сияющий, с улыбкой во всё лицо. За обедом темою для его неумолкаемой болтовни служила уже религия и богословские вопросы. Анна Михайловна, входя к нему в комнату, несколько раз заставала его за перелистыванием Евангелия. Но, к сожалению, это религиозное увлечение продолжалось недолго. После одного особенно сильного припадка ревматизма, который продолжался целую неделю, он уже не пошел в церковь: как-то не вспомнил, что ему нужно идти к обедне. Ему вдруг захотелось общества. – Не понимаю, как это можно жить без общества! – стал он брюзжать. – Я должен сделать соседям визиты! Пусть это глупо, пусто, но, пока я жив, я должен подчиняться условиям света!»

Подчинение обществу, глупым и пустым условиям света, превращающее жизнь в постоянную суету, по зоркому слову Чехова, стояние надо рвом и ожидание, когда он зарастет сам или его затянет илом, в то время как можно перескочить через него или построить мост, следование светскому образцу «счастья» заведомо ведет человека к закупориванию себя в «футляр», где воссозданы все условия застоя и кромешного исковерканного бытия, когда «жизнь расходится с философией: счастья нет без праздности, доставляет удовольствие только то, что не нужно», и нет возможности из-за бойкой погони за фальшивой мечтой, зоной комфорта насытиться цельностью и полнотой внутренней свободы. Именно правда жизни, глубокая задушевность рассказов привлекали многие поколения читателей. «Вот писатель! Он силой искренности своей Достоевского напоминает…» – справедливо рассуждал Лев Толстой о творениях Чехова.

Актуальным по нынешний день является рассказ «Крыжовник» (входит в «Маленькую трилогию» наряду с «Человеком в футляре» и «О любви»), сюжет которого Чехов услышал ото Льва Толстого, а тому историю поведал юрист А. Кони: некий петербургский чиновнике долгое время отчаянно копил деньги на дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Увы, но, когда это долгожданное одеяние было сшито, случая надеть его не представилось. В течение всей зимы вещица ютилась в шкафу, и золотые вышивки на ней изрядно потускнели из-за нафталина, а спустя полгода и сам владелец утратившей парадность формы ушел в мир иной. И, конечно же, чиновника провожали в последний путь, в «земляной футляр», откуда уже не выбраться грешному телу, в том самом желанном мундире.

В окончательной редакции рассказа, канва сюжета которого отличалась от первоначального замысла большей глубиной и драматичностью (хоть героя и не настигла болезнь, и он доволен «счастьем», всё же духовно мертв), описано одно из проявлений «футлярной жизни», посредством которого человек замыкается на своем узком мирке и сводит цель своего заплесневелого бытия к реализации идиллической мечты о покупке усадьбы, «о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес».

Мечта о «поэтическом уголке» с обязательным наличием крыжовника, подобно шинели для гоголевского Акакия Акакиевича, настолько обуяла героем – Николаем Ивановичем, что тот буквально расчеловечивается: живет скупо, недоедает, ходит нищим, женится без чувств на старой вдове, которую держит впроголодь, а ее деньги кладет в банк на свое имя и всё копит «земные богатства». Тезис «Деньги, как водка, делают человека чудаком» Чехов подкрепляет рядом жизненных случаев, универсализуя порочную страсть тех, кто забыл библейскую истину «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21): «У нас в городе умирал купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку меду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с медом, чтобы никому не досталось. Как-то на вокзале я осматривал гурты, и в это время один барышник попал под локомотив и ему отрезало ногу. Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он всё просит, чтобы ногу его отыскали, и всё беспокоится; в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали».

Результаты достижения мечты показаны глазами рассказчика, приехавшего навестить зажившего уже помещиком брата, который все-таки обзавелся 20 кустами крыжовника, дающими, что символично, кислые плоды: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

«Крыжовник». Иллюстрация В. Тарасенко

Довольная «свиная жизнь», роскошь «слепого счастья», сытость и праздность, ярко выписанные в «Крыжовнике», вызывают в человеке, по мысли рассказчика, «самомнение, самое наглое», когда тьма навязчивого обмана затмевает свет истины, зачастую становясь «общим гипнозом»: вокруг «наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье. » и «очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно». Вот отчего обобщающим аккордом, порицающим повсеместное равнодушие к чужому горю, звучат воззывающие строки: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Но, увы, читаем далее: «…человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, – и всё обстоит благополучно». Человек с молоточком опосредованно ассоциируется с образом Самого Христа, Который стоит у двери и пытается достучаться: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр. 3:20). Человек, соответственно, сам прогоняет или привлекает стучащего, наполняя естество злом или добром и прогнозируя свою дальнейшую участь.

Почему материальное главенствует над духовным и человек становится рабом земных благ «куцой бескрылой жизни» и ложного обмана, утрачивая образ Божий и закосневая; как разрушить прочные стенки «футляра», удушающие светлые порывы и осознание высшего стремления духа, – эти вечные важные вопросы ставит писатель не только в «Крыжовнике», но и во многих своих произведениях, отмечая, что «счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде». Речь идет в первую очередь о нравственном вечном Законе Правды, который и определял мировоззрение автора, «сознание собственной чистоты» человека ищущего, однако «не верующего»: «Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своей совестью». Отношение к жажде некой «справедливости» и игнорирование Творца как высшей нравственной силы просматривается также в письме писателя к А. Суворину от 27 декабря 1889 г.: «Общество, которое не верует в Бога, но боится примет и чёрта… не смеет и заикаться о том, что оно знакомо с справедливостью».

Чехов, постигая цели и смысл жизни, счастье, в котором, по слову писателя, «всегда почему-то примешивается что-то грустное», изображает опошленную бессодержательную действительность, обобщая силы, мешающие развитию, ведь «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа», прибегая к формулировке смысла жизни ради добра Иваном Иванычем, своим альтер-эго: «Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

Между тем автор, которому, как замечал И. Бунин, Бог дал очень зоркие глаза и который боялся стать «модным писателем», не всегда дает прямые ответы, он, филигранный художник душевных движений, используя свое любимое многоточие для создания гармонического полотна текста, предлагает читателю беспристрастное сотворчество, во время которого жизнь словно замирает и проявляется правда искусства – главное требование мастерства, когда при прочтении произведений каждый формирует свой внутренний закон нравственности, когда улавливаются тончайшие отзвуки собственных потайных уголков души – от злобного корыстного эгоизма до благой всепрощающей кротости, покаяния, в чем и заключается суть исканий: «Между ‟есть Бог” и ‟нет Бога” лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский человек знает какую-либо одну из этих двух крайностей, середина же между ними не интересует его; и потому обыкновенно он не знает ничего или очень мало». Не оттого ли рассказ «Крыжовник» заканчивается фразой, звучащей под стук еще одного «молоточка», проливного непрекращающегося всю ночь дождя, и обращенной в дольний мир: «Господи, прости нас грешных»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *