в чем обвинили жанну дарк
Орлеанская дева: гордая воительница или блаженный миротворец?
В январе 1431 года в Руане начался суд над одной из самых известных женщин в истории человечества – Жанной д’Арк. Церковь выдвинула против нее 12 статей обвинения в ереси, но содержалась Жанна в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Английское правительство не скрывало своей причастности к суду над француженкой, оно взяло на себя связанные с ним немалые расходы. Процесс продолжался несколько месяцев.
По общепринятой версии, Жанна д’Арк родилась в семье деревенского старосты в селении Домреми. Ее детство пришлось на сложный для Франции период Столетней войны. Согласно договору в Труа от 21 мая 1420 года, король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся. Фактически это означало присоединение Франции к Англии. Слухи обвиняли королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора.
По стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет». В 13 лет Жанна услышала голоса святых Маргариты и Екатерины убеждавшие девушку идти к пребывавшему на незанятом англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасать страну. Жанна покинула отчий дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд серьезных военных побед.
Процесс
В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д’Арк. Формально ее судила церковь по обвинению в ереси, но содержалась Жанна в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Английское правительство не скрывало своей причастности к суду над Жанной д»Арк, оно взяло на себя связанные с ним немалые расходы. Процесс над Жанной продолжался несколько месяцев. Возглавлял его епископ Пьер Кошон, активный сторонник английских интересов во Франции. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. Суд над Жанной должен был доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI.
Однако в ходе процесса стало ясно, что обвинить Жанну будет не просто. На суде она держалась с небывалым мужеством, уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом. Не добившись от Жанны признания в ереси, суд акцентировал внимание на других фактах, например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье (весна 1429 г.).
Не ожидая подлога, в знак согласия неграмотная Жанна поставила на бумаге крест. Разумеется, после этого ее отправили в прежнюю тюрьму. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с максимальной мягкостью. Это означало смертный приговор, Жанну приговорили к сожжению на костре. В то время Жане был 21 год. 30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, имела надпись: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» – крикнула Жанна с костра и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Пепел Жанны был рассеян над Сеной. Слухи о том, что на самом деле Жанна д’Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.
Реабилитация
Через 25 лет после гибели в 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д»Арк. После окончания войны в Нормандии Карл VII приказал собрать документы, относящиеся к процессу над Жанной, и расследовать его законность. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубые нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.
Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её соратников, простых жителей Орлеана. 7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Жанна д’Арк была признана национальной героиней, ее доброе было восстановлено. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.
Загадки жизни и смерти
В 1439 году Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д’Армуаз весьма радушно. Ее узнали, в честь Жанны знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады». После смерти Робера д’Армуаза Жанна второй раз вышла замуж, а в конце 50-х годов ей пожаловали официальное прощение за то, что она посмела называться Орлеанской девственницей. Это указывает на то, что возможно в Руане была сожжена не Жанна д’Арк. В народе вспоминали и то, что во время казни лицо осужденной было закрыто колпаком. Оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Зрителям позволили увидеть тело только после того, как палач загасил огонь: оно было до неузнаваемости обгоревшим. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку.
По другой версии, Жанна д’Арк была незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII, что и позволило ей выжить. Некоторым исследователям казалось странным, что Жанна обладала глубокими знаниями о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем – исключительно рыцарским искусством, говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и небрежно, без должного пиетета общалась с коронованными особами.
Легенда о том, что Жанна д’Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зa причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка, который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось.
Версия третья: семейство д»Арк не было крестьянским, это были обедневшие дворяне, временно утратившие дворянское звание, но сохранившие связь с королевским двором. Их родственница, тоже Жанна, была королевской кормилицей. Жак д»Арк, которого считают отцом Жанны, был комендантом крепости в Домреми. О дворянском происхождении этой семьи говорит и фамилия – д»Арк. Хорошо известно, что фамилии с приставкой «де» во Франции свидетельствовали о дворянстве.
То же можно сказать и об Изабелле де Вутон, которая считается матерью Жанны. Ее часто называют Изабеллой Роме, но это не фамилия, а прозвище, которое означает «Римлянка» и было дано Изабелле де Вутон после паломничества к одной из местных святынь, которую местные жители почти приравнивали к римским святыням. Это значит, что если даже Жанна и не была принцессой крови, она не была и крестьянкой. Кстати, Жанна никогда не называла себя д»Арк. Это имя применительно к ней впервые появляется только на процессе по ее оправданию после 1440 года. При жизни ее всегда звали Жанной Девственницей и Орлеанской Девой. Причем Орлеанской Девой ее начинают называть задолго до того, как она освободила Орлеан – что может свидетельствовать о ее принадлежности к Орлеанскому дому.
Версия четвертая: корсиканец, известный философ и историк Робер Каратини своей монографии «Жанна д’Арк: от Домреми до Орлеана» утверждает, всем известная история Жанны имеет мало общего с исторической правдой. По мнению французского историка, Жанна была душевнобольной девушкой, которую использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившиеся пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выигранные французами под водительством Жанны, были мелкими стычками и, кроме того, сама дева не участвовала ни в одном из них и ни разу в жизни не обнажала меч.
В 1429 году Жанна д’Арк действительно числилась на военной службе, но, по определению Каратини, пребывала в войсках в качестве живого талисмана. Она была еще ребенком с явными признаками душевного расстройства, причиной которого стали ужасы войны, в раннем детстве чувствительной и впечатлительной девочке довелось видеть много страшных эпизодов. Именно тогда Жанна впервые задумалась о том, как положить конец междоусобице, и вскоре это стремление превратилось в навязчивую идею. Одним словом, она занималась миротворческой деятельностью, хотя и в несколько странной форме. Несомненно, ее посещали видения, и она была убеждена, что знает, как спасти Францию, поэтому, и решилась уговорить короля продолжать борьбу. Однако «голоса свыше» являлись лишь одним из проявлений все того же острого и тревожного душевного волнения.
Цитаты:
Жанна д’Арк: «Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. » Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно «идти и снять осаду с города Орлеан». Голоса называли ее «Жанна де Пюселль, дщерь Бога» – помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что «Францию погубит женщина, а спасет девственница». (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином)».
Из хроника венецианца Морозини: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину».
Англичанин Лоуренс Трент пишет, что «многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она – вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо… Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог…». «
Почему Жанну д’Арк сожгли на костре
21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.
Тайные цели
Пророчество Мерлина
У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее.
Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало.
Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.
Богородица в доспехах
Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции».
Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве.
Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.
Предательство Карла
Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве.
Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен».
Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился.
Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.
Сломанный меч Карла Мартелла
У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное — солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине.
Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.
Демоны Жанны
Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям.
Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.
Последнее слово инквизиции
То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.
Почему сожгли Жанну д’Арк
Тема сегодняшней статьи, конечно, будет не как в заголовке «Почему сожгли Жанну д’Арк», хотя этого мы тоже коснемся. Это будет рассказ об одной из женщин, изменивших историю.
Если вы читали серию романов Мориса Дрюона «ПрОклятые короли», то помните, как в первой части Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Молэ на костре проклял своих врагов:
«– Папа Климент… рыцарь Гийом де Ногарэ, король Филипп… не пройдет и года, как я призову вас на суд божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена. »
Как мы знаем, вскоре после этого началась Столетняя война, принесшая Франции огромные потери. Свой последний — седьмой роман — Дрюон заканчивает словами:
» Но народ еще не до конца испил чашу страдания. Придется ему еще ходить под мудрым королем, под королем безумным, под королем слабым и целых семьдесят лет терпеть различные бедствия, прежде чем загорится новый костер, на который пошлют как искупительную жертву Деву Франции, и унесут воды Сены проклятие Великого магистра».
Жанна д’Арк — национальная героиня Франции. В честь нее каждый год 8 мая устраиваются празднества. Она причислена к лику святых и ее именем назван астероид. Чем же заслужила это юная 18-летняя девушка?
Прежде всего тем, что ей удалось коренным образом изменить ход Столетней войны, в которой англичане почти полностью захватили Францию. После того, как Великий магистр выкрикнул свое проклятие, стало известно об адюльтере невесток короля с двумя конюшими. Филиппу Красивому не удалось получить для своих сыновей развод с ними, поэтому он приговорил 2-х невесток к пожизненному заключению, а третью — которая не изменяла, но была активной сводней — к неопределенному сроку, пока она не получит прощение. Тем не менее ни у одного из трех принцев, ставших потом королями, не было наследников мужского пола. Поэтому последнему из них должен был наследовать двоюродный брат — граф Филипп де Валуа. И тут возникла проблема — английский король Эдуард III был внуком Филиппа Красивого и решил, что имеет права на Францию. Все над ним посмеялись и короновали Филиппа Валуа. Но Эдуард не шутил. И в 1337 году начал войну, которая продлилась 116 лет.
До какого-то времени никто особо не побеждал. Но к началу 15 века Франция начала сильно сдавать позиции. В итоге ее свободная от англичан территория сократилась до Парижа, области Дофинэ и острова иль-де-Франс. Это была катастрофа. Особенно после разгрома в битве при Азенкуре в 1415 г., когда погиб почти весь цвет французского рыцарства, а потери англичан были минимальны. После этого английский король Генрих V объявил себя правителем Англии и Франции.
Причин трагедии было несколько:
1. Пока в Англии правил выдающийся полководец Генрих V, во Франции был душевнобольной Карл VI, которого прозвали Безумным. Его жена Изабелла Баварская меняла одного любовника за другим. Этим воспользовались англичане, объявив, что дофин (наследник трона) Карл не сын короля, а сын одного из любовников королевы.
2. В 1419 г. был предательски убит бургундский герцог Жан Бесстрашный — троюродный брат короля Франции. Был убит сторонниками дофина на мосту Монтеро, куда он прибыл для переговоров. После этого сын Жана Бесстрашного Филипп, мстя за отца, перешел на сторону англичан, перестав защищать Францию. Спустя 100 лет один монах, показывая королю Франциску I череп Жана Бесстрашного, сказал «Через это отверстие англичане вошли во Францию».
Вообще Жан Бесстрашный был сам виноват. Его убийство было местью за убийство брата короля Людовика Орлеанского. И дофин лишь мстил за дядю.
Но и Людовик Орлеанский тоже был хорош, заведя роман с женой герцога Жана..
А пострадала в итоге от всего этого Франция.
1423 год — самый страшный во всей войне. Голод, нищета, по Парижу бродят волки, принц Карл вынужден ходить в дырявых башмаках и одалживать деньги у капеллана, чтобы крестить сына. Король Англии и герцог Бургундский поделили между собой территорию Франции.
И тут откуда не возьмись появляется юная девушка — ее зовут Жанна д’Арк, хотя себя она так никогда не называла, предпочитая имя Жанна-девственница. Она была дочерью бедных дворян. По другой версии, зажиточных крестьян. По третьей, она была спрятанной внебрачной дочерью королевы Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского. С раннего возраста Жанну стали посещать видения святого Михаила и святой Екатерины, говорившие ей, что она должна освободить Францию. В итоге в 16 лет Жанна, сначала убедила коменданта города Вокулера поверить в ее миссию, а потом с группой сторонников двинулась на Париж. Там ей была организована личная встреча с дофином в замке Шинон. Тот тоже поверил в нее и велел изготовить для нее доспехи и дать войско.
Отчаявшиеся солдаты восприняли необычный образ юной девушки в доспехах, со страстными речами, очень положительно. Они посчитали, что она божья посланница, и воодушевление войска возросло многократно.
8 мая 1429 г. Жанна освободила Орлеан. 11 июня она начала отвоевывать замки Луары. 15 июня был освобожден Мён-сюр-Луар, 16 июня — Божанси. 18 июня — Пате. В последней битве англичане были разгромлены, их военноначальники Тальбот и Фастолф взяты в плен.
17 июля 1429 г. Жанна прибыла в Реймс, где дофин Карл был торжественно коронован как Карл VII. А Жанна продолжила сражаться за освобождение. 23 мая 1430 г. в результате предательства она была взята в плен бургундцами. Герцог Бургундии продал ее за 10 тысяч ливров англичанам. Те сфабриковали против нее процесс, обвинив в ереси. 30 мая 1431 года в возрасте 19 лет Жанна была сожжена на костре в Руане. Но это не помогло англичанам — французы уже уверенно побеждали.
Король Карл VII, который был коронован только благодаря помощи Жанны, не сделал ничего, чтобы помочь ей. К сожалению, никто из французской знати тоже. Кроме сына короля, будущего Людовика XI. Есть версия, что он мог встретить Жанну, когда ему было 10 лет, во время ее визита в Шинон для переговоров с его отцом. И это встреча произвела на него неизгладимое впечатление. Как написала про Людовика французский историк Мари Клэн: «Он был единственным нашим королем, который хоть как-то почтил память Жанны — он назвал ее именем двух своих дочерей, законную и незаконнорожденную». Слабое утешение..