в чем нуждаются дети инвалиды
Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.
При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.
Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.
В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.
С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.
Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.
Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.
В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.
К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.
В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.
Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.
Как получить льготы ребенку инвалиду?
Под инвалидностью подразумевают тяжелые отклонения здоровья умственные или физические, полная или частичная утрата к самообслуживанию, контролю поведения и обучению. Ребенок инвалид — лицо не достигшее 18 лет.
Важно понимать, что инвалидность не просто тяжелая болезнь, а расстройство, которое мешает ребенку полноценно развиваться. К примеру, сахарный диабет у детей, болезнь коварная и не поддающаяся лечению, однако прекрасно контролируется правильно сбалансированным рационом и образом жизни. Коварство диабета заключается в том, что он может вызывать ряд серьезных осложнений для разных систем организма. Наличие диабета не показание к инвалидности, а вот осложнения от болезни — повод для комиссии.
Дети с особенностями требуют большего внимания — это специальные занятия и реабилитация. Таким семьям просто необходима помощь государства. Именно поэтому нужно ходатайствовать о получении инвалидности для заболевшего ребенка. Мы расскажем о том, как правильно оформить документы и получить от государства помощь, необходимую пострадавшим семьям.
Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?
Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.
МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.
Как правило, перед комиссией нужно:
После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.
Совет! При прохождении специалистов просите доктора в заключении указывать рекомендации по лечению. Например, после консультации ортопеда — выявлено плоскостопие, для лечения требуется курс массажа и специальная обувь. Данные рекомендации при прохождении МСЭ войдут в индивидуальную программу реабилитации (ИПР). На базе таких рекомендаций необходимые вещи или услуги вам предоставят бесплатно.
Документы для МСЭ
Для записи на комиссию необходим ряд документов:
Переосвидетельствование для большинства детей требуется один раз в год. В зависимости от диагноза, возможно раз в 2 года или раз в 4 года. Исключение составляет ряд заболеваний, когда переосвидетельствование не требуется (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).
Как получить льготу ребенку инвалиду
Начинать следует с педиатра или специалиста на учете у которого состоит малыш. Доктор направит на консультацию к специалистам, которая необходима в вашем случае, выпишет направления на анализы и другие обследования. По результатам обследования подготовит справку-эпикриз необходимую для медицинской комиссии.
Присваивать статус ребенка-инвалида или нет — в компетенции спецкомиссии МСЭ. В случае положительного решения выдается «розовая» справочка, которая является основанием для получения льгот. Со справкой на руках можно обращаться в следующие инстанции — в Пенсионный Фонд, соц. защиту или МФЦ для получения льгот.
Размер льгот для ребенка инвалида
Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:
Какие документы нужны для получения льготы ребенку инвалиду
В соответствии с действующим законодательством необходимо предоставить следующие документы:
Чтобы в предоставлении льгот не отказали, стоит предварительно проконсультироваться с юристом и уточнить, все ли документы собраны и правильно заполнены.
Куда обратиться чтобы получить льготу ребенку инвалиду
Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
Льготы родителям детей инвалидов
Все заботы и реабилитация детей инвалидов ложится на плечи мам и пап. Поэтому льготы направлены на поддержание семьи. Обозначим льготы направленные на помощь родителям.
Преимущества на работе
Родители детей-инвалидов нуждаются в поддержке государства и для них узаконен ряд привилегий на работе:
Для одного из родителей (опекуна или попечителя).
Для получения трудовых льгот необходимо обратиться к работодателю с письменным заявлением. Касаемо отпуска и дополнительных выходных нужно предоставить справку-доказательство, что второй родитель не пользовался подобными привилегиями.
Жилищные
Согласно ст. 17 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 семьям с ребенком инвалидом полагается:
В разных регионах могут быть дополнительные льготы семьям с особенными детьми (п. 18 Правил предоставления льгот, утв. постановлением Правительства от 27.07.1996 №901). Для оформления льготы на ЖКХ вы можете обратиться в МФЦ или соц. защиту. Документы для оформления льготы:
Налоговые
В соответствии с действующим законодательством, одному из родителей положен налоговый вычет в размере двенадцати тысяч рублей (п. 4 ст. 218 ч. 2 Налогового кодекса РФ). Опекунам, попечителям положен налоговый вычет в размере шести тысяч рублей.
Для получения льготы нужно заполнить декларацию 3-НДФЛ. За 2019 год вычет получится оформить в 2020 году, в 2019 году — за 2018 год, соответственно. Если нет возможности дождаться окончания года, то можно оформить вычет через работодателя. Для этого необходимо составить заявление, приложив справку об инвалидности ребенка. Вычет положен на ребенка инвалида до 18 лет или до 24 лет (первой ивторой группы), если такой ребенок обучается на очном отделении. Доход родителя не должен превышать 350000 рублей за год.
Перечень основных льгот
Социальная и материальная поддержка государства в виде льгот:
Особенности получения пособия для детей инвалидов
Самое главное и сложное — это подтверждение статуса ребенка инвалида. Пенсия начисляется со дня подачи заявления. Заявление и документы подаются в Пенсионный фонд. Дополнительный льготные платежи оформляются также через Пенсионный фонд. Например, отказ от НСУ (набора социальных услуг). НСУ дает право выбора: денежная компенсация или натуральная помощь. НСУ в 2019 году составляет 1111 рублей 75 копеек в месяц.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
«Принять и жить полной жизнью»: советы родителям детей с инвалидностью
В семье родился ребенок с инвалидностью. Привычный мир для родителей переворачивается, становится другим. Никогда не сталкивающиеся ранее с такой проблемой люди порой не знают, к кому обращаться, куда идти, теряют драгоценное время. Председатель Общественного совета по делам молодых инвалидов 18+ при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, эксперт совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ и председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ) Юлия Игоревна Камал отвечает на наиболее важные вопросы о том, какими должны быть первые шаги родителей, чтобы не упустить возможность реабилитации своего ребенка.
— В семье родился ребенок с инвалидностью. Это большой стресс как физический, так и психологический. Что делать семье, чтобы не упустить время и возможность восстановления? Куда обратиться за помощью в первую очередь?
— Дело в том, что крайне редко инвалидность устанавливают на первом году жизни. И здесь помочь малышу прежде всего смогут врачи, а оказать помощь семье — как сотрудники социальных служб, так и некоммерческие организации, такие как МГАРДИ и другие. Стоит отметить, что под словом «помощь» лежит огромный и разносторонний комплекс. И только объединив усилия всех организаций, можно рассчитывать на успех.
Очень важно, чтобы такая структура, как Служба ранней помощи, заработала в нашем городе. Пока такая служба есть только в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой и Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово». Очень важно развивать это направление, междисциплинарная команда специалистов должна как можно раньше подключиться и помочь не только ребенку, но и всей семье.
Юлия Камал. Фото: Сайт Московской городской думы duma.mos.ru
— Какие социальные услуги положены детям с инвалидностью на бесплатной основе? Чем государство может помочь семье?
— Меры поддержи очень разнообразны. Кроме федеральных мер, каждый регион осуществляет свои региональные проекты. В Москве это не только выплаты, но и выездная реабилитация, отдых и оздоровление, налоговые льготы, бесплатный проезд в общественном транспорте, финансовые меры дополнительной поддержки и многое другое. К нам часто обращаются родители с этим вопросом, и мы информируем их обо всех аспектах помощи в городе. МГАРДИ и РОО «Контакт» уже несколько лет реализуют проект «Родительская приемная»: родители детей с инвалидностью обращаются со своими проблемами, а наши организации помогают их решать. Вот уже пять лет мы проводим ежегодный Съезд семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и молодых инвалидов. На Съезде работают консультационные площадки органов исполнительной власти, где каждый может получить помощь в решении своей проблемы. Параллельно проводятся дискуссии и круглые столы, где обсуждаются системные проблемы и намечаются пути их решения.
— Вы часто общаетесь с семьями, в которых воспитывается ребенок с инвалидностью. Какие советы с высоты своего опыта Вы могли бы дать семье, чтобы избежать эмоционального выгорания?
— Советы давать проще всего, но необходимо понимать, что у каждого свой путь и свои взгляды. На мой взгляд, самое важное — это любить ребенка, научиться понимать его и радоваться любым успехам, даже самым, на первый взгляд, незначительным. Особый ребенок — не повод перестать жить полной жизнью. Да, жизнь изменится, и все хорошее в этих изменениях зависит только от нас самих. Нужно принять и жить полной и счастливой жизнью.
— В Москве существуют реабилитационно-образовательные центры. Нужно ли родителям стремиться отдать ребенка туда или же приложить все силы, чтобы он учился в обычной школе? Как лучше поступить с физической и психологической точки зрения?
— Стремиться нужно только к тому, чтобы ребенку было комфортно получать знания в том объеме, на который он способен. А где он их получит — это выбор родителя. Все дети разные, кто-то прекрасно чувствует себя в инклюзии, а кто-то успешнее в реабилитационном центре. Важно, что такие центры в Москве существуют. Хотелось бы, чтобы этот уникальный опыт тиражировался и в регионы.
— На Ваш взгляд, насколько важно взаимодействие с государственными структурами?
— Очень важно, без этого не получится ни один проект, ни одна идея не станет в итоге документом. Умение вести диалог, слышать, слушать и вместе искать пути решения — это главное.
— Какие вопросы удалось решить МГАРДИ в прошлом году?
— Хочется что-то глобальное рассказать: у нас много вопросов, которые в масштабе города, может, и не важны, а в масштабе одной семьи, напротив, крайне важны. Пандусы, образование, лекарственное обеспечение, юридические вопросы: всем этим мы занимаемся круглогодично. Однако самый масштабный вопрос — это решение Минтруда отменить требование о предоставлении на медико-техническую экспертизу электроколясок и аппаратов после истечения сроков их пользования, а также для подтверждения соответствия в случае самостоятельно приобретения. Соответственно, всем тем, кто ранее получил отказ по причине невозможности представления на медико-техническую экспертизу вышеуказанных технических средств реабилитации по причине их утери, утилизации или несоответствия приобретённого изделия, могут обращаться заново с заявлением на выдачу либо возмещением компенсации. Остались в перечне только протезы с внешними источниками энергии. К решению этого вопроса подключились некоммерческие организации. Совместными усилиями нам удалось достичь такого результата.
— 8 июня в России отмечался День социального работника. Что бы Вы хотели пожелать коллегам из соцзащиты?
— Я хочу пожелать всем социальным работникам здоровья и счастья! Пусть все добрые дела вернуться им сторицей! Спасибо, что вы у нас есть!
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что положено тем, кто воспитывает ребенка с инвалидностью
Воспитывать ребенка с инвалидностью непросто и недешево, но финансовое бремя можно немного облегчить с помощью государства.
Вот на что имеют право родители детей-инвалидов.
Денежные выплаты
Всем инвалидам положена социальная пенсия. Ее размер зависит от группы инвалидности. Детям-инвалидам выплачивают 12 432 Р в месяц.
Чтобы родитель, который посвятил большую часть жизни уходу за ребенком-инвалидом, не терял право на пенсию, ему начислят трудовой стаж — 1,8 пенсионных баллов за каждый год.
В некоторых регионах есть свои дополнительные выплаты родителям детей-инвалидов: в Москве раз в год можно получать 10 000 Р на школьную форму, а каждый месяц — по 12 000 Р на уход и 675 Р как возмещение роста стоимости продуктов питания, если ребенку нет трех лет. Правда, родителям, которые уже получают региональную выплату, придется отказаться от федеральной помощи.
Бесплатные лекарства
Дети-инвалиды имеют право бесплатно получать лекарства, которые назначил врач, необходимые медицинские изделия, например иглу-скарификатор или автоинъектор инсулина, а еще лечебное питание.
Чтобы аптека предоставила препараты и приборы, а молочная кухня — продукты, нужно получить специальный документ — индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), которая определит нужды ребенка. На ее основании педиатр выпишет рецепт на лекарства и скажет, в какой аптеке их дадут.
Необходимое оборудование
В рамках программы можно получить технические спецсредства: инвалидную коляску, слуховой аппарат или телевизор с телетекстом, специальную одежду и обувь, средства гигиены и даже собаку-поводыря. Расходы на содержание собаки и ремонт сломавшихся вещей тоже берет на себя государство.
Некоторые необходимые вещи бесплатно получить все-таки не удастся — например, приборы для письма алфавитом Брайля или лестничные подъемники. Но тратить на это собственные деньги необязательно: если нужное устройство входит в перечень товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, его можно купить за счет средств материнского капитала.
Реабилитация
Ребенок-инвалид, имеющий специальные медицинские показания, может раз в год бесплатно ездить на лечение в санаторий. Ему и сопровождающему дадут путевки на 21 день и оплатят проезд на электричке и междугороднем транспорте.
Помимо этого, бесплатно положены протезирование, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с необходимыми лекарствами, если ребенку-инвалиду они требуется.
Помощь с жильем
Чтобы улучшить условия жизни семьи с ребенком-инвалидом, одного факта инвалидности недостаточно — у семьи должны быть и другие основания: например, нынешняя жилплощадь меньше учетной нормы для региона или у дома протекает крыша.
При этом инвалид может претендовать на большую площадь, чем другие нуждающиеся, если его болезнь входит в перечень заболеваний, которые дают право на дополнительные жилые метры. Семье могут предоставить жилплощадь в два раза превышающую норму жилья на одного человека. Если обычно выделяют по 18 метров на человека, то родителям и ребенку с особой болезнью могут дать и стометровую квартиру.
Вне очереди дать жилье могут, только если семья живет в одной квартире с другой семьей, а у ребенка заболевание, которое делает проживание с ним невозможным. А еще семьям с инвалидами вне очереди дадут земельный участок для постройки дома или занятия садоводством.
Многоквартирный дом, в котором живет инвалид, должен быть оборудован пандусом, а ступени не должны быть скользкими. Сама квартира тоже должна соответствовать потребностям инвалида. Если это невозможно, жилье признается непригодным, и инвалид может требовать предоставления подходящей жилплощади.
Обратите внимание на региональные программы: в Москве инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставят квартиру по договору безвозмездного пользования, в то время как другие должны платить за недвижимость по договору социального найма. В Ивановской области квартиры семьям с детьми-инвалидами предоставляются в собственность.
Льготы по налогам и ЖКХ
Семьям с детьми-инвалидами положены льготы и на оплату ЖКХ: они могут отдавать на 50% меньше за воду, электричество, содержание общего имущества и плату за квартиру, снимаемую по договору социального найма. Скидок на оплату капитального ремонта не дают, но компенсируют до 50% этого взноса.
Специальные условия обучения
Для детей-инвалидов детские сады, подготовительные отделения вузов и учеба на бакалавриате и специалитете предоставляются бесплатно.
Если ребенок-инвалид ходит в школу, для него должны быть созданы специальные условия, а программа адаптирована в соответствии с его ИПРА. Если ребенок не может ходить в школу, ему бесплатно организуют обучение на дому.
Бывает, болезнь не входит в перечень заболеваний, которые позволяют не ходить в школу, но посещать ее все-таки трудно. В такой ситуации можно выбрать семейную форму обучения.
Транспорт
Машины, которые перевозят детей-инвалидов и имеют знак «Инвалид», могут игнорировать дорожные знаки, запрещающие стоянку. На каждой парковке должно быть выделено хотя бы одно бесплатное место для таких автомобилей.
Дети-инвалиды и их сопровождающие имеют право бесплатно ездить на городском и пригородном общественном транспорте. В некоторых регионах есть льготные такси, которые возят инвалидов по сниженным тарифам.
Особые условия работы
Родителям детей-инвалидов положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их можно разделить между собой в любой пропорции.
Один из родителей имеет право взять отпуск в любое удобное время. Продлить его можно на 14 дней без сохранения зарплаты — эти дополнительные дни тоже можно брать в любое удобное время, даже присоединять к основному отпуску.
Если родитель ребенка-инвалида попросит, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день. Родители детей-инвалидов могут отказаться от работы в ночное время, в выходные или сверхурочно и от направления в командировку.
Уволить родителя, в одиночку воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель может только за грубое нарушение трудовой дисциплины — например, если тот совершил прогул или предоставил поддельные документы.