в чем нуждается бог

Православная Жизнь

Что пишут на заборах храмов и чем иногда «бросаются» в полемике противники Церкви.

в чем нуждается бог. Смотреть фото в чем нуждается бог. Смотреть картинку в чем нуждается бог. Картинка про в чем нуждается бог. Фото в чем нуждается бог

Иногда на заборах строящихся храмов или же в частных разговорах можно прочитать или услышать ссылку на слова апостола Павла, произнесенные им в знаменитой речи в ареопаге: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих…» (Деян. 17:24–25).

Естественно, что «бросаются» этой фразой, а тем более разрисовывают ею заборы, люди, далекие как от Церкви, так и от мало-мальски адекватного восприятия текста Священного Писания. Однако же это ничуть не умаляет ее популярности как нашего «орудия», которым противники христианства пытаются «побить» нас самих. Поэтому, думаю, стоит немого разобраться, что к чему, дабы действительно в какой-то неожиданный момент наше «орудие» не направили против нас.

Один из ранних англосаксонских святых – Беда Достопочтенный, относительно рассматриваемого нами текста пишет, что «должен быть тщательно рассмотрен порядок апостольского рассуждения». Обратимся к контексту речи апостола Павла. Как мы понимаем, она была обращена к язычникам, но не к оголтелым дикарям, а умным, просвещенным, умеющим думать афинянам. Античная философия на тот момент не сдавала и не собиралась сдавать свои позиции в головах людей. Безусловно, она была весьма разношерстной и здесь не место разбирать ее особенности, но, обобщенно и упрощенно говоря, это была натурфилософия, т. е. философия природы, которая выстраивалась на понимании законов естествознания как некой целостной системы. Сегодня, наверное, сказали бы, что афиняне были «задвинуты» на восприятии и анализе материального мира. Хотя, по сравнению с современным человеком, это выглядит где-то даже смешно, но зато, надеюсь, понятно. Нечто подобное, только о закоренелости ума иудеев времени жизни Христа, пишет прп. Максим Исповедник: «Бог увидел его непригодным для Своего обитания, поскольку [этот ум] был привержен к материи, несовместим [с Промыслом Божиим] и всецело сочувствовал тому, что природным образом сожительствует с ним». Именно поэтому апостол Павел в самом начале речи делает акцент на жертвеннике «неведомому Богу» (Деян. 17:23), – и дальше, уже упомянутыми вначале словами, он подчеркивает нематериальность, неограниченность истинного Творца вселенной. Большое значение здесь имеет окончание 25-го стиха, где сказано, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все». Вторую половину этой фразы наши недоброжелатели не знают или предпочитают не замечать, тем самым якобы подтверждая ненужность храмов и богослужения. Как правило, это более «профессиональная», чем фраза «у меня Бог в сердце», отмазка, оправдывающая нежелание хоть немного потрудиться над собой для достижения блаженной вечности.

Истинный Бог действительно не живет в храмах, в том смысле, в котором жили греческие боги на Олимпе, скандинавские – в Вальхалле и т. п. Храм – это не место «прописки» Бога, утратив которое Он становится «бездомным». Беда Достопочтенный отмечает, что Павел учит язычников, что «неведомый Бог» – это Творец мира и всего, где мы живем и движемся. Затем апостол направляет свою речь против идолов и указывает, что Создатель такого мира не может быть ограничен каменными стенами храма, что Он не нуждается в жертвенной крови и тем более не может быть сотворен человеческими руками и оценен металлом.

Если вернуться к дословному цитированию речи апостола Павла, то далее в ней содержатся такие слова: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26–27). Здесь мы видим указание на то, что неограниченный Творец промышляет, заботится о каждом сотворенном Им человеке и, будучи совсем рядом, обязательно открывается искренне ищущему Его сердцу. Достаточно хотя бы вспомнить о таких, выпадающих из библейской «сюжетной линии», персонажах, как праведный Иов или таинственный и до конца неразгаданный Мелхиседек. Язычник же при желании ощупью мог бы отыскать Бога в окружающей его природе. Об этом свидетельствуют слова матери Маккавейских мучеников Соломонии, сказанные последнему, еще остающемуся в живых сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Макк. 7: 28). Подобную мысль можно найти и в Псалтыри: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18:2). Таким образом, еще яснее становится цель указания апостолом Павлом на неограниченность Бога стенами храмов.

Осталось еще одно небольшое недоумение: если Бог не живет в рукотворных храмах, то как же тогда быть с христианскими храмами, ведь очевидно, что построены они были человеком? Здесь нам на помощь приходят «Строматы» Климента Александрийского, в которых он предлагает сместить акцент с конкретных строений на Церковь в общем. Если уж наши гипотетические оппоненты щеголяют цитатами из Священного Писания, то и для них в том числе должно быть очевидно, что Церковь, как Богочеловеческий организм, учреждена была раньше, чем воздвигнуты храмы, и совсем не человеческими руками. Конкретные храмы сооружались уже в рамках созданной лично Богом и живущей в условиях материального мира Церкви. Климент Александрийский далее поясняет: «Если слово ‟священное” понимать двояко: как Самого Бога и как сооружение в Его честь, то не лучше ли назвать храмом Божества Церковь, которая, став святой через познание Бога, учреждена во славу Его? Вот подлинное святилище, воздвигнутое не руками ремесленников и украшенное не искусством чародеев, а волей Самого Бога. Однако Церковью мы назовем не здание, но собрание избранных». Однако же «собранию избранных» нужно где-то собираться, т. е. занимать какое-то пространство, иметь географическое положение, именно поэтому, как только появилась возможность, началось строительство храмов.

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), – говорит Христос. Тот же апостол Павел, только уже в Послании к Римлянам, просит общину «любовью Духа, подвизаться» с ним в молитвах за него к Богу (Рим. 15:30). В толковании на эти слова святитель Феофан Затворник пишет: «Если Апостол почитал нужным свою молитву усилить общею молитвою; кто дерзнет считать себя настолько близким к Богу и стоящим Его благоволительного услышания, чтоб не обращаться к общей молитве верующих?».

Итак, мы видим, что Бог действительно обитает не в храмовых стенах, а в обществе верных христиан, которые в молитвенном, литургическом, евхаристическом собрании становятся Церковью. Сегодня у нас есть возможность собираться в красивых храмах, но если у нас эту возможность кто-то отберет, то мы будем собираться в квартирах, и тогда Бог будет обитать в квартирах, как когда-то Он обитал в катакомбах и пещерах.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

В чем нуждается бог

в чем нуждается бог. Смотреть фото в чем нуждается бог. Смотреть картинку в чем нуждается бог. Картинка про в чем нуждается бог. Фото в чем нуждается бог

По следам дискуссий

краткий конспект одноимённой дискуссии

II. БИБЛИЯ О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ:

Существует интересная закономерность: Иисус прославил Отца, после чего Отец прославил Сына. Мы прославляем Иисуса Христа, и Он прославит нас в назначенный час:
2Фессалоникийцам 1:12 …да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Марка 8:38 …кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Лука 9:26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

Когда мы говорим о жертве, мы не имеем в виду жертвоприношения скота, как это описано в Ветхом Завете. Это нечто другое:

Лука 21:1-2 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Филиппийцам 4:18 Я получил всё, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Б. Жертва, угодная Богу:

В. Отвержение самого себя:
Римлянам 12:1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего.
Иисус также сказал, что мы должны отвергнуть самих себя ради Бога (самоотвержение, самопожертвование): «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матфея 16:24).

III. НУЖДАЕТСЯ ЛИ БОГ В НАШЕМ ПОКЛОНЕНИИ?

1. Бог ни в чем не нуждается.
Деяния 17:24-25 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

Иоанна 4:23-24 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

1 Петра 2:4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

IV. ЗАЧЕМ ЖЕ НАМ НУЖНО ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ?

Настанет день, когда всё поклонится Ему как Богу. Если человек не хочет признать власть Бога и поклониться Ему сейчас (и тем самым обрести спасение и жизнь вечную), то он всё равно поклониться Богу в день Суда, в день собственного осуждения: Филиппийцам 2:9-11 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Что вы выберете для себя: поклонение сегодня или поклонение в день суда?

Источник

Бог в тебе нуждается

Иногда можно услышать, что Бог нуждается в человеке. Эти слова могут быть произнесены благонамеренным проповедником: «Приди к Богу! Он в тебе так нуждается!» Или они могут стать частью песни, в которой как бы от лица Бога звучит призыв: «Ты мне так нужен! Я без тебя не могу!» В некоторых случаях они даже настолько гипертрофируются, что полностью искажается Евангелие и Божий характер, как это происходит у одного харизматического проповедника, который в своей эмоциональной гомилии представил Бога в виде «покинутого и одинокого Отца, внутри у Которого всё разрывалось» и Который «не хочет жить в раю без нас».

Но насколько справедливы эти слова?

В классическом христианском богословии есть такой термин – асеизм. Он происходит от латинской фразы a se, которая в переводе на русский означает «от себя». Христианские богословы с древнейших времен говорят, что Бог – a se, «Сам от Себя», то есть не нуждается абсолютно ни в чем и ни в ком для Своего существования и полного счастья. Дело в том, что слово «нужда» подразумевает некий недостаток. Нужда может быть только там, где есть нехватка. И если бы Бог нуждался в ком-то или чем-то, то это значило бы, что Ему чего-то недостает до полного совершенства. Нуждающийся и несчастный Бог не может быть Богом совершенным.

Библейских текстов, которые говорят о самодостаточности Бога, довольно много. Они указывают на то, что Бог коренным образом отличается от творения. Творение зависимо, а Бог ни от кого не зависит в Своем существовании. Творение само по себе угасает, а Бог является источником жизни. Творение является получателем благ, Бог – подателем. Бог – высшее воплощение принципа «блаженнее давать, нежели принимать», потому что Он Сам изливает на все творение множество благ, тогда как никто из нас не может дать ему что-либо, чего бы Ему не хватало. «Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:35-36). Бог обладает блаженством Сам по Себе. У Него – вся полнота, то есть нет никакой нехватки. Обратите внимание на следующие тексты Писания:

В свете доктрины о самодостаточности (асеизме) Бога давайте еще раз подумаем о выражении, вынесенном в заголовок поста. Действительно ли Бог в нас нуждается? Я ни в коем случае не ставлю под сомнение, что Бог хочет общаться с человеком, вступает в союз с верующими, желает принять нас в Свою славу и изливает на все творение изобилие благодати. Но действительно ли Ему без нас должно быть плохо? Действительно ли без нас у Него должна быть какая-то нехватка?

Хотя на первый взгляд выражение «Бог в нас нуждается» звучит и гуманно, и любвеобильно – то есть во многих смыслах привлекательно, – на самом деле оно не возвышает Божью любовь, а принижает ее. По должном рассуждении никакой христианин не пожелал бы, чтобы благодать исходила от «нуждающегося» Бога.

Если допустить, что Бог действительно не может жить без Своего творения и страдает без него, то из этого непременно следуют несколько выводов:

1. Во-первых, это значило бы, что у Бога от вечности была какая-то нехватка.

Дело в том, что в этом случае даже до сотворения мира Богу не хватало бы общения с творением. Он знал наперед, каким творение будет, и любил его заранее (эти выводы неизбежно следуют из Священного Писания), однако в отсутствие творения Его «нужда» оставалась невосполненной.

Более того, и в будущей вечности у Него тоже всегда будет оставаться какая-то нехватка, так как некоторые люди Его отвергнут. Если Он именно «нуждается» в творении, то, скорее всего, Он должен в равной мере нуждаться в каждом человеке. Если же некоторые из этих людей окажутся в аду, навеки отделенными от Бога, то Ему будет не хватать общения с погибшим творением. Значит, Ему и в будущей вечности будет чего-то недоставать.

А если нехватка и недостаток присутствовали в Боге от вечности и будут оставаться с Ним всю вечность, то это значит, что нехватка и недостаток – это неотъемлемые характеристики Божьего существования и Его нуждающейся в нас природы.

2. Второй вывод близок к предыдущему, но затрагивает другую грань данного вопроса. Если Бог не может без нас жить, то это значило бы, что неотъемлемой характеристикой Его природы является страдание.

Бог от вечности знал, что некоторые люди Его отвергнут. И если Он не может жить без Своего творения, то Он должен был от вечности страдать от этого осознания. Более того, в будущей вечности Бог тоже будет знать, что не все Его приняли, и тоже будет страдать. Следовательно, страдание – это неотъемлемый атрибут Божьей природы и неизбежная участь Божьего существования.

Это, в свою очередь, ставит серьезный вопрос о том, что значит «отрет Бог всякую слезу с очей их» – чудесное обещание, повторяющееся дважды в книге Откровение (7:17; 21:4). Если слезы Самого Бога никогда не просохнут, то как мы можем ожидать, что Он знает, как осушить наши слезы? Если Он Сам никогда не переставал и никогда не перестанет скорбеть от нехватки общения с осужденными грешниками, то как мы можем надеяться, что когда-либо перестанем скорбеть о тех наших друзьях и родственниках, которые умерли в неверии? В таком случае Рай для нас превратится в зеркальное отражение ада, и ни о каком совершенном счастье не может быть и речи.

3. В-третьих, если Богу без нас плохо, то с неизбежностью следует вывод, что Божья любовь – корыстная.

Поскольку Бог страдает без объекта любви, то Его путь навстречу человеку продиктован Его собственным страданием, а само общение с человеком – это действие, которое ведет к утолению страдания. То есть, при таком понимании Божья любовь служит удовлетворению Его собственной нужды. Это намного менее великая и славная картина, чем библейское учение, согласно которому Бог вступает в общение с человеком не от нужды, а от преизбытка – от желания поделиться изобилием Своих благословений. Любовь «от нужды» принижает благодать, тогда как любовь «без нужды» возвышает ее.

Более того, только та благодать, которая не продиктована внутренней нуждой, является в полной мере свободной, а значит, заслуживает наивысшей похвалы. Если мы делаем кому-то доброе дело, потому что мы в нем нуждаемся, то это маленькая милость. Христос говорил о подобных случаях: «Не так же ли поступают и язычники?» (ср. Матф. 5:46-47). Если же мы делаем доброе дело, не имея корыстного мотива в виде потребности иметь этого человека рядом с собой, то это более великая милость, которая подойдет и к характеру Бога. К человеку, который так поступает, подходят слова: «Да будете сынами Отца вашего небесного» (ср. Матф. 5:45).

Таким образом, если сначала нам казалось, что фраза «Бог в тебе нуждается» показывает Бога более любящим, при более внимательном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле она, наоборот, принижает Его любовь и обесценивает Его благодать, поскольку низводит их на обычный человеческий уровень, практикуемый даже язычниками.

4. Четвертый вывод, который следует из утверждения, что Бог в нас «нуждается», следующий: Троица несовершенна.

Согласно ясному библейскому учению, Бог существует в трех вечных и неизменных Личностях – Отец, Сын и Святой Дух. Между лицами Троицы непрерывно происходит общение, о чем свидетельствует Божье обращение к Самому Себе во множественном числе – «Сотворим» – в Ветхом Завете, постоянные молитвы Иисуса в Новом Завете, молитвы Духа Святого к Отцу (Рим. 8:15, 26-27), а также указание на «общение Святого Духа» (2 Кор. 13:13 – идея такая: если Дух Святой может общаться с человеком, то, естественно, Он не может оставаться вне общения с Отцом и Сыном).

Однако если внутреннее общение Лиц Троицы не способно удовлетворить стремление каждого из них к социализации, то что другое способно? Неужели мы смеем предположить, что общение слабого и несовершенного творения – человека – лучше, качественней и приятней, чем общение совершенной и всеблагой Божественной Личности? Если же самое великое общение – общение Лиц Троицы – не убирает у Бога чувства страдания, покинутости и одиночества, то уж конечно никакой человек этого чувства убрать не сможет. Если Бог не удовлетворен Сам в Себе, то напрасно ожидать, что Его удовлетворит ваш приход к Нему. Бог, который «нуждается» в Своем творении, обречен всегда оставаться неудовлетворенным. В результате, эмоциональный призыв – «Приди к Богу, Он в тебе так нуждается!» – оказывается совершенно мимо цели. А потому что бесполезно! Даже если ты придешь к Нему, такой Бог (если бы Он действительно был таким!) не стал бы ни на йоту более счастливым. Если абсолютно совершенное общение Божественных Лиц Троицы не принесло Ему удовлетворения, то что можешь принести Ему ты? Не слишком ли много ты о себе думаешь?

Но к счастью, наш Бог не таков. Просто тот, кто говорит, что Богу без нас плохо, сильно недооценивает библейское учение о Троице.

5. В пятых, учение о Божьем гневе на восставшее против Него творение тоже ставится под вопрос.

Скажите мне, как Бог мог бы изливать 7 чаш Своего гнева на людей, которых Ему не хватает и без которых Он не может жить? Ведь это же было бы абсолютно нелогично! Или как Он может отправить их в ад? Нуждающийся Бог будет чувствовать, что Ему «выкручивают руки». Что излить чаши гнева или подвергнуть адскому мучению – это не Его решение, а страшный рок, которому Он вынужден подчиниться.

Однако Писание показывает эти действия Бога совершенно с другой стороны. Бог предлагает Свою благодать людям совершенно свободно – не потому, что испытывает недостаток без этих людей, а потому, что в милости Своей хочет поделиться с ними Своим избытком. И когда эти люди отвергнут дар Его свободной благодати, Он воздаст им по их делам, «…желая показать гнев и явить могущество Свое…» (Рим. 9:22).

Итак, одно дело – сказать, что Бог нас любит, хочет принять в Свое общение и желает изобильно излить Свою благодать. Совсем другое – сказать, что Бог в нас нуждается, что Ему без нас плохо и Он жить без нас не может. Первое показывает Его избыток, второе – недостаток. В первом случае Бог дает благодать абсолютно свободно и бескорыстно, во втором – потому что хочет что-то от нас получить взамен. Первое возвышает Его, второе – унижает.

Остается последний вопрос. Слова «я в тебе нуждаюсь» очень часто ассоциируются у нас с признанием в любви. Когда молодой человек говорит девушке: «Ты мне нужна, я жить без тебя не могу!» – это равносильно тому чтобы сказать: «Я тебя люблю!» Когда мы любим кого-то, разве мы не ощущаем нужду в объекте нашей любви? Если применить эту идею к Богу, то разве Его любовь не должна включать в себя потребность в объекте любви, без которого Он не представлял бы Себе жизни?

Здесь уместно вспомнить, что любовь бывает разная. Два принципиально различных вида любви я называю «любовь от недостатка» и «любовь от избытка». Любовь от недостатка – это когда мы любим потому, что нам не хватает объекта любви. Любовь от избытка – это когда мы любим потому, что у нас настолько всего в преизбытке, что мы хотим этим поделиться. Любовь от недостатка притягивает к себе избранный объект, потому что желает что-то получить. Любовь от избытка сама идет навстречу, потому что хочет что-то отдать. Любовь от недостатка нередко делает человека раздраженным, мстительным или разбитым, когда он не может добиться желаемого. Любовь от избытка никогда не приводит к подобным чувствам, ее стихия – радость и щедрость.

На мой взгляд, человеческая любовь почти всегда содержит элемент нехватки и нужды. Мотивом нашей любви чаще всего служит либо недостаток, либо сочетание избытка и недостатка.

Ярким примером нуждающейся любви в чистом виде может служить влюбленность. Представим, что парень влюбился в девушку. Это любовь от недостатка: парень чувствует, что девушка дополняет его, что с ней он будет счастлив, что она скрашивает его серые будни и придает смысл его существованию. Если девушка сначала подаст ему надежду, а потом неожиданно отвергнет, или если другой мужчина – пусть даже весьма галантный и во всех отношениях положительный – добьется ее расположения, то парень будет чрезвычайно расстроен и, возможно, даже впадет в депрессию. Почему это происходит? Потому что молодой человек потерял в лице этой девушки возможность для собственного счастья (по крайней мере, как ему в этот момент кажется). Это свидетельствует о том, что подобный вид любви – это любовь от недостатка.

Кто-то возразит: «Но ведь влюбленный молодой человек может чувствовать прилив творческих сил: он хочет делать подарки, бескорыстно творить добро, жертвовать собой и даже (!) писать стихи! Разве в этом не виден избыток, которым он хочет с девушкой поделиться?» Я отвечу: если он хочет делать все это от собственного избытка, то почему бы ему не проявить эти добрые устремления по отношению к другим людям? Почему он не пишет с таким же энтузиазмом стихи для престарелой соседки – тети Нюры? Почему он не переключается сразу же на то, чтобы проявить свою любовь от избытка к какой-нибудь дурнушке? Ведь нет же: ему подавай именно ту длинноволосую красавицу, при одном виде которой у него сжимается сердце! Нет, что бы вы ни говорили, а влюбленность – это непременно любовь от недостатка в чистом виде.

Примером человеческой любви, в которой сочетаются недостаток и избыток, может служить любовь родителей к детям. Родительская любовь желает блага своим отпрыскам и готова жертвовать ради них, казалось бы, всем, какими бы они ни были. Послушные ли дети или шаловливые, красивые или замарашки, умненькие или туповатенькие, – этот вид любви не отворачивается от своего объекта. Родительская любовь хочет делиться с детьми всем, что у нее есть, много это или мало.

Однако и в этой любви присутствует мотив внутренней нужды. Родители хотят, чтобы дети о них позаботились в старости и не оставили их в одиночестве. Нередко родители видят в детях себя и подспудно надеются через них удовлетворить свои собственные амбиции: мол, мои дети получат лучшее образование, мои дети добьются больших успехов в спорте, мои дети сделают хорошую карьеру – в общем, достигнут всего того, чего не смогли достигнуть сами родители. Поэтому, когда отпрыски не оправдывают возложенных на них ожиданий, а то и вовсе проявляют черную неблагодарность, родители чувствуют острую обиду. Это показывает, что даже родительская любовь содержит мотив нужды. Это любовь, сочетающая в себе избыток и недостаток.

Как я уже сказал, человеческая любовь чаще всего содержит элемент нехватки и нужды. Единственное исключение я усматриваю в новой любви христианина, которую он обретает после возрождения. Любовь-агапэ – это любовь не от недостатка, а от избытка. Такую любовь христианин учится проявлять и к супруге, и к детям, и к чужим людям. Однако важно отметить, что источником этой любви является не наша прежняя природа, а Дух Святой, поскольку такая любовь названа «плодом Духа» (Гал. 5:22). Так что это как бы и не до конца человеческая любовь. Это Божий дар, Божий плод, Божья благодать в нас.

Только у Бога может быть «любовь от избытка» в чистом виде. Он любит не потому, что Ему чего-то не хватает, а потому, что у Него все есть. Наша любовь – это чаще всего любовь нуждающаяся: отними у нас объект любви, в котором мы ощущаем нужду, и мы бываем разбиты. Но не так Божья любовь. Его любовь – не от недостатка, а от преизбытка, поэтому даже при отсутствии людей до сотворения мира Он целую вечность не был разбит, а был безмерно счастлив в Себе Самом.

Но Бог не просто может любить от избытка. Бог может любить ТОЛЬКО от избытка, и никак иначе. Он не может любить от недостатка, так как ни в чем не ощущает нужды. Он, как мы говорили в начале, – a se, «сам от себя», самодостаточен. Поэтому о нас можно сказать, что мы жить без Него не можем, а о Нем нельзя сказать, что Он жить без нас не может.

Более того, Бог – не идолопоклонник. Он в полной мере исполняет Свою первую заповедь: у Него нет других богов пред лицом Его! Поэтому о нас можно сказать, что наш мир вращается вокруг Него, а о Нем нельзя сказать, что Его мир вращается вокруг нас. «Мы Им живем, и движемся, и существуем» – это истина. А «Он нами живет, и движется, и существует» – это ересь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *